221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как семья влияет на воспитание ребенка

Статья «Влияние семьи на воспитание»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Влияние семьи на воспитание

Понятие о семейном воспитании

По-научному, семейное воспитание – это воздействия на ребенка со стороны членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Проще говоря, семья для ребенка – это одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Семья влияет на развитие личности постоянно, ведь дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Безусловно, семья — это основа воспитания .

Влияние семьи особенно сильно в младшем возрасте и превышает остальные воспитательные воздействия извне. В раннем детстве главным способом познания ребенка является воспроизведение слов и действий окружающих, поэтому воспитание детей родителям нужно начинать с себя. Привычки, обретенные в семье, человек сохраняет на всю жизнь.

Итак, вклад семьи в формирование личности огромен:

основы социализации личности закладываются в семье;

семья обеспечивает преемственность традиций;

только семья способна воспитать истинного патриота, законопослушного гражданина, будущего семьянина;

семья оказывает влияние на выбор профессии.

Содержание семейного воспитания

Семейное, школьное, дошкольное воспитание преследуют единую большую цель — формирование физически и психически здоровой, нравственной, интеллектуально развитой личности, готовой к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Эта цель прописана в Законе об образовании и является так называемым социальным заказом.

Хоти мы того или нет, семейное воспитание автоматически включает в себя:

физическое воспитание (формирование здорового образа жизни, занятия спортом, закаливание, правильная организация распорядка дня или же лень, неорганизованность, вредные привычки, слабое здоровье);

нравственное (воспитание моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долгаморальных ценностей со знаком «минус»)

интеллектуальное воспитание (участие родителей в обогащении детей знаниями, формирование любознательности и интереса к обучениюбезразличие к обучению и развитию ребенка);

эстетическое воспитание (выявление талантов и дарований у детей, формирование представления о прекрасном в жизниравнодушие к талантам и интересам ребенка, аморальный облик родителей);

трудовое воспитание (выполнение домашних обязанностей, базовые трудовые навыки, помощь в выборе профессиинедоверие к ребенку в выполнении важных дел, отсутствие домашних обязанностей, чрезмерная опека).

Только от родителей зависит, какие компоненты будут присутствовать в ИХ скобках. От членов семьи зависит и выбор методов воспитания. Изначально они такие же, как и в воспитании в целом:

убеждение (объяснение, внушение, совет);

поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Сколько родителей – столько и мнений.

Альянс семьи и школы.

В отличие от семейного, школьное воспитание оказывает более широкое, разностороннее воспитательное воздействие на ребенка. Каждый человек, с которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. В данных условиях большую роль играет личность учителя и позитивный характер общения со сверстниками. Кроме того, воспитание в школе может происходить непосредственно через школьные предметы.

Так же, как и в семейном, в школьном воспитании есть свои слабые стороны, например, обезличенность. В отличие от членов семьи, учителя уделяют детям совершенно одинаковое внимание. Совмещение школьного и семейного воспитания сегодня мега-важно. Особенно в начальной школе.

Семья – главный институт воспитания, основа основ. Дома ребенок готовит домашние задания, встречается с друзьями, знакомится с произведениями искусства, СМИ, вместе с родителями говорит о религии. Семья накладывает отпечаток на все сферы жизни человека. Эта закономерность позволила педагогам вывести правило: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Какая семья, такой и растущий в ней ребенок.

Вывод: социальное, семейное и школьное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве.

Итак, семья глобально влияет на процессы и результаты становления личности, поэтому родителям серьезно нужно задуматься о том, правильные ли цели они ставят, нужные ли методы используют. Воспитание наших детей зависит только о нас!

Отец и мать как воспитатели

Так заложено природой, что отец и мать – естественные и основные воспитатели своих детей. Юридически родители имеют равные права и обязанности в отношении ребенка. Однако согласно культурным традициям, роли отца и матери как воспитателей различны.

Во власти стереотипов

Женщина рожает ребенка, ухаживает за ним, воспитывает. Отец руководит и принимает решения, обеспечивает материальное благополучие и защищает от врагов. Для многих семей такое распределение ролей считается идеалом. В его основе лежат природные черты мужчины и женщины. Чуткость и нежность матери, сила и энергия отца. А вот способность к сопереживанию детским проблемам и стремление прийти на помощь своему чаду не зависит от пола. Ученые выяснили, что женщины более чувствительны лишь на словах, мужчины переживают с равной силой, но предпочитают не выражать свои эмоции.

Стереотип, сложившийся веками, прочно живет в нас. Признак хорошей матери – при первом же плаче ребенка бросаться на помощь, утешать и лелеять, в то время как мужчине «неудобно» проявлять беспокойство и растерянность.

Экспериментально было установлено, материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Отношения с матерью и ребенком после рождения – та основа, на которой развивается далее весь мир эмоциональных отношений человека. Кроме того, науке известны случаи, когда в процессе нежелательной беременности развитие ребенка происходило аномально. Некоторые психические расстройства у детей обусловлены холодными отношениями с матерью. Вот почему до и после рождения ребенка так необходимо теплое и ответственное отношение к малышу.

Отцы и дети – есть контакт?

Контакт ребенка с матерью более крепкий и интимный, ведь она вынашивает дитя под сердцем, разделяет с ним радость рождения, кормит грудью. Для отцов, напротив, с рождением малыша многое меняется не в лучшую сторону. Ну чем не послеродовая депрессия: новые заботы и хлопоты валят с ног, внимание и любовь жены достаются ребенку, ухудшается здоровье (в медицине — «синдром кувалды»). Это свидетельствует о том, что появление ребенка для мужчины – не менее важное событие, чем для женщины.

Социологи утверждают, что функция отца как воспитателя в последнее время значительно изменилась, и в лучшую сторону. Классическая роль отца — добыть пропитание и защитить семью от врагов — ослабла. В наше время на жизнь зарабатывают оба супруга, а главными врагами семьи стали бытовые проблемы. Сегодня мужчины глубже переживают интимность семейной жизни, чем прежде. Современным папам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы: великодушие, чувство юмора, изобретательность. Естественно, сможет ли мужчина в полной мере реализовать себя в качестве отца, зависит только от женщины, ее поддержки и понимания.

Современные отцы посвящают детям больше времени, чем прежде, и это благотворно влияет на развитие личности. Наблюдения показали, что если на первом году жизни в повседневном уходе за ребенком принимает участие не только мать, но и отец, дети в будущем меньше боятся незнакомых людей, более коммуникативны и открыты миру.

В воспитании отцу традиционно отводится дисциплинирующая функция. Распространено мнение, что страх отцовского наказания лежит в основе развития нравственности. Исследования же говорят об обратном: дети чрезмерно строгих отцов часто неспособны сочувствовать, сострадать, проявляют агрессивное, а порой даже асоциальное поведение. Воспитание, связанное с унижением ребенка, его достоинства, как правило, не дает ожидаемого результата. Запреты отца могут действовать только на фоне любви к ребенку.

Отсутствие в семье мужчины может оказаться для развития ребенка серьезной психологической, нравственной проблемой. Бессознательно у девочки может сформироваться убеждение, что отец не так уж нужен, что, безусловно, повлияет на ее представления о семье. Девочке отец особенно необходим в подростковом возрасте.

Женщина, воспитывающая мальчика одна, часто становится для него образцом мужского поведения. Матери в неполных семьях властны и решительны, ведь только на их хрупкие плечи ложится вся ответственность за воспитание. В таких условиях дети вырастают несамостоятельными и безынициативными. Для мальчика гиперопека одинокой мамы как воспитателя чревата формированием у него нерешительности и тревожности.

Отец и мать – идиллия воспитания

Чувство привязанности к родителям во многом зависит от пола и возраста. Мальчики больше тянутся к матери, девочки – к отцу. В раннем возрасте и мальчики и девочки одинаково интенсивно привязаны к маме. Она для малышей – опора, источник безопасности и удовлетворения потребностей насущных.

Для гармоничного развития ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были представлены и мужской и женский типы мышления, ведь они, как известно, существенно различаются. Мужчины лучше ориентируются в мире вещей, в то время как женщины тоньше разбираются в психологии. У мужчин больше развито пространственное и логическое мышление. Зато женщины превосходят их в речевом развитии, способны быстро схватывать ситуацию в целом, действовать интуитивно.

Поэтому развитие интеллекта ребенка, воспитанного только матерью, часто идет по «женскому типу»: языковые способности налицо, но с математикой нелады.

Мужчинам свойственно дифференцированное отношение к детям в зависимости от пола. Так, например, уже с первых дней отец по-разному играет с дочкой и сыном (в отличие от матери), формируя тем самым их половую идентификацию. Отец, как правило, поощряет активность, решительность и выносливость у мальчика, терпимость, нежность и мягкость у девочки.

Читать еще:  Как воспитывать первоклассника мальчика

Дети строят свое поведение, следуя примеру родителей, подражая им в соответствии с полом. Таким образом, для целостного развития личности важно, чтобы ребенок имел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

Воспитание в семье нравственных норм и ценностей

Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права и интересы.

Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества супругов. Умение понять другого, (терпимость, внимательность, доброта, такт, сострадание и т. д.) делают человека более «пригодным» для жизни в браке. И наоборот, злые, обидчивые, капризные, высокомерные, эгоистичные люди являются причиной многих конфликтов в семье, способных разрушить брак.

Супруги должны с одинаковых позиций относиться к нравственным нормам и ценностям — таким, как взаимоуважение, справедливость, долг, ответственность перед семьёй и обществом. Любое противостояние в этом друг другу будет только подрывать фундамент их отношений.

Семья становится полной и, следовательно, полноценной после появления детей. Став отцом и матерью, то есть самыми близкими родственниками рождённого ими ребёнка, родители как бы сродняются и между собой. В этом смысле рождение ребёнка является средством укрепления семьи. Прочную семью дети действительно делают ещё прочнее.

Любовь, духовная близость и общение родителей являются одним из главных воспитательных факторов, эмоциональной основой воспитания детей в семье. Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок.

В современной семье большую часть времени дети общаются с матерью. Именно с ней обычно складываются доверительные отношения, обсуждаются основные жизненные вопросы. Однако для детей не менее важным является и общение с отцом. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за ним, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Любовь между родителями и детьми дана самой природой, любовь и уважение между мужем и женой, отношения с другими родственниками являются результатом взаимных усилий. В семье нет двух миров — взрослых и детей, есть один мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Если при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнением других членов семьи, щадят самолюбие друг друга, сообща переживают и горе и радость, то рождается семейная сплочённость.

Примером в воспитании детей должны быть родители. Какие родители, такие и будут дети.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии. Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения — одна из самых актуальных в современном обществе.

Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить, Она помогает в беде, горе, в несчастье. В ней царят радость и любовь.

Отношения истинной любви в семье наполняют её радостью. Человек, вышедший из такой семьи, не ищет праздности и утехи, а ощущает себя звеном в цепи благочестивого рода. Ему выпала честь и ответственность сохранить и продолжить дело родителей. Поэтому их потомки в своей семейной жизни сориентированы на любовь и ответственность перед родом за свой выбор — обеспечить воспитание детей и старость родителей.

 Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. – Изд. Макариев-Решемской Обители; Свет православия, 1998. — 127 с.

 Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 238 с.: ил.

 Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ; Астрель, ; Владимир: ВТК, 2008. – 251 с.

О семье и воспитании. Жена и дети: Сборник. – М.: Благовест,; Об-во свт. Василия Великого, 1996. – 510 с.

Влияние семьи на воспитание дошкольника
консультация по теме

Влияние семьи на воспитание дошкольника

«Родители, балующие своих детей, обрекают их на несчастье.»

П. Бауст

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности ребенка, внутрисемейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, ее воспитательных возможностей. В.Я. Титаренко пишет о том, что внутренние семейные отношения обладают уникальными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания. Особую роль они играют в раннем возрасте, так как выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.

Один из основных факторов, влияющий на формирование личности ребенка — взаимоотношения родителей и детей. По мнению английского психолога Л. Джекона, особенность отношения родителей к своим детям закрепляются у последних в их собственном отношении к окружающим и оценкам их. На основании анализа их у детей можно конструировать меру гармоничности или напряженности положения ребенка в семье.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия.

Как часто встречаются семьи с маленьким божком во главе. Семьи, в которых ребенок и его интересы занимают всё свободное пространство. Конечно, в учёт не берётся период младенчества, период грудного вскармливания и т.д., когда ребёнок, в силу объективных причин, не может быть самостоятельным, и семья, действительно, всё внимание и силы направляет в его сторону. Особенно, когда он желанный, долгожданный, сознательно-рождённый…

Мне хочется затронуть тему детей постарше. Детей, которые подросли, а родители так и продолжают потакать им. Дети — прекрасные манипуляторы, они очень быстро находят модель поведения, при которой родители готовы выполнять все капризы и желания. У кого-то это крик, у кого-то – истерики, кто-то выбирает позицию «попрошайки» и «канюки». Способы разные — цель одна: заставить родителей сделать всё в угоду сиюминутным желаниям ребёнка.

Сколько есть мам, готовых отказать себе во всем ради ребёнка ?! И это, бесспорно, достойно уважения и восхищения. Самопожертвование родителей во благо детей – прекрасно, но чувство меры в процессе воспитания, на мой взгляд, просто необходимо.

Стоит ли говорить о том, что часто «маленький божок», устраивая истерику с целью получить какой-то вожделенный подарок (игрушка, сладость, книжка, безделушка и т.п.), становится абсолютно безразличным к нему, как только достигает своей цели?! Да, первые 5 минут его внимание ещё может быть занято этим, но потом… Это может перерасти в привычный процесс, почти ритуал. Родители, не желая слышать капризы, поддаются и покупают, иногда, ущемляя себя и свои интересы, ведь «это же ребёнок».

Или «маленький божок» не хочет есть приготовленную мамой пищу. Не хочет, начинает баловаться за столом, ныть, кричать, отворачиваться и т.д. Что зачастую делают мамы? Уговаривают, кормят с ложечки (мы говорим про больших детей, обученных навыкам самостоятельного принятия пищи), придумывают, как мотивировать («съешь, я дам тебе конфетку»), готовят другую пищу, ведь в голове у каждой мамы сидит эволюционно заложенное желание накормить своё дитя.

«Маленький божок» не хочет убирать за собой игрушки – мама делает это вместо него, удивляясь потом, почему ребенок растёт несамостоятельным и безответственным. Не реагирует на слова с первого раза – мама оправдывает это поведение «не слышит, заигрался и т.п.».

А ведь дети такими не рождаются! Это откровенные родительские упущения, провалы воспитания, промахи педагогики, если угодно. Дети, вырастая и развиваясь, определяют границы дозволенного. Если в первый же раз пресекать подобное поведение, то и детям будет понятно, и родители страдать впоследствии не будут. Воспитание – это обоюдный процесс. Дети меняют родителей, но ведь родители воспитывают детей, это их священная миссия!

Читать еще:  Как воспитывать ребенка после года

Изначально нужно учиться говорить «нет» ребенку. Не всегда, конечно, но для предотвращения подобного поведения в будущем, просто необходимо. Ребёнок должен понимать значение этого слова, он должен понимать, что не все его желания исполнятся, даже с привлечением «тяжелой артиллерии» — крика, слёз и пр.

Если Вы говорите ребёнку, что он наказан (не идёт гулять, не смотрит мультфильм, Вы с ним не разговариваете и т.п.), то будьте последовательны – осуществляйте наказание, внутренне терпя и превозмогая себя. Иначе для ребёнка теряется всякий смысл наказания, т.к. мама одной рукой ругает, а другой по голове гладит. Слова: «Ты меня обидел, ты наказан» становятся пустым звуком, а ребёнок понимает, что, что бы он ни сделал, всё прощается и дозволяется. А ведь, по мере взросления это только усугубится.

Если Вы решили внутри себя, что Ваше чадо должно самостоятельно сделать что-то (убрать игрушки, сложить книги и т.п.), то настоятельно объясните ему это и ни в коем случае не делайте сами. Даже, если придется, ходить и не замечать горы игрушек.

Ребёнок должен понимать, что Вы не идете у него на поводу. Что Вы серьезны и последовательны в своих словах и поступках. Вы — пример для ребенка! Вы — его путеводитель!

Прекрасно воспитанными взрослыми людьми становятся лишь те, кого прекрасно воспитали! Помните это! Помните, что Вы с ребёнком – равноправные члены семьи, а не Вы находитесь у него в услужении. Любите себя тоже, а для того, чтобы Вас любили и уважали Ваши дети! Чтобы Ваше слово значение имело для них в их жизни! А Ваши интересы были наравне с их интересами!

Семья и ее роль в воспитании детей.

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет стиль семейного воспитания.
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий стиль не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

Традиционные роли родителей.

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

Роль матери в воспитании ребенка.

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Читать еще:  Как перевоспитать ребенка 10 лет

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка.

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации. Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения.

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

Влияние семьи на воспитание ребёнка

Светлана Никитина
Влияние семьи на воспитание ребёнка

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта взаимосвязанной моралью, ответственностью и взаимопомощью. Семья является не только социальной группой, но и общественным институтом. По определению социологов, институтом называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определённых потребностей, семья для ребёнка — является и средой обитания и воспитательной средой. По данным исследований, семья в этом опережает и школу и средства массовой информации, влияние улицы, друзей.

Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Семья и ребёнок — зеркальное отражение друг друга. Семьявключает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско-родительских отношений. Супружеские отношения первичны, по происхождению они создают основу функционирования и развития семьи.

Объективная характеристика семьи:

-семья, основанная на любви

-главенство и ролевая структура семьи

-способность семьи к разрешению проблем

-осознание семьи

-сплочённость семьи

Взаимоотношение в семье определяется как форма и условие сосуществования родственников (родителей и детей). С помощью взаимоотношений реализуется функции семьи. Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения, социально-экономического состояния общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; типа семьи, ее состава, структуры, психических и личностных свойств членов семьи; степени их совместимости, конфликтности. Таким образом, можно заключить, что на взаимоотношение в семье влияет как внешние, так и внутренние факторы. Очень важна для всех членов семьи психологическая атмосфера.

Что такое семейная атмосфера? Это отношение между членами семьи, семейная атмосфера формирует ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности (или незащищенности, собственной значимости.

Все дети в большой или меньшей степени испытывают на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Неблагополучие в семейном воспитании – это, главным образом, не сложившиеся отношения между матерью и отцом ребенка. В каждой семье объективно складывается определённая, далеко не всегда осознанная её членами система воспитания, постановка задач в воспитании и применение приёмов воспитания, учёт того, что можно, а чего нельзя допускать в отношении с ребёнком.

Супружеские отношения в семье формируют определенную позицию – эмоциональные отношения к сыновьям и/или дочерям, взгляд на их воспитание. Для формирования личности необходимы и отцовская и материнская любовь. Взаимоотношения и характер общения между супругами, степень удовлетворения браком, также оказывают влияние на специфику отношения матери и отца к своему ребёнку, если отношения гармоничные, то родители больше уделяют внимания воспитанию детей. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений в семье. В любом периоде жизни ребёнка родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своём поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекраснейших человеческих проявлений — родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребёнка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом, и, конечно же,на формирование его личности. Родители формируют интересы ребёнка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребёнок может сопоставлять её с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.

Детско-родительские отношения имеют широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние ребенок испытывает даже тогда,когда он вне дома: в школе, на улице, в детском лагере. Семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть, выстроена система принципов семейного воспитания:

1. дети должны расти и воспитываться в атмосфере добро-желательности, любви и счастья;

2. родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

3. воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

4. диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

5. личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

6. воспитание должно строиться с опорой на положительное в ребенке;

7. оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Консультация для родителей «Влияние лепки на развитие ребёнка» Консультация для родителей. 1. Влияние лепки на развитие ребёнка. Задача дошкольного воспитания – подготовить ребёнка к школьному обучению.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Консультация «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех.

Положительное влияние физической культуры на организм ребёнка! Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается.

Семейные конфликты и их влияние на ребёнка Аннотация: неудачи в сфере семейных взаимоотношений могут заложить в ребёнке основу неуверенности, безнадежности и пессимизма. Методы исследования:.

Влияние музыки на психоэмоциональное состоянии ребёнка Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медецинские центры лечили людей от тоски, нервных растройств,.

Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное.

Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ Влияние нейрокоррекции на комплексное развитие ребёнка с ОВЗ В последнее время увеличилось количество детей, имеющих разные особенности.

Влияние современных технологий на развитие личности ребёнка Здравствуйте! Меня зовут Владимиров Георгий Александрович, я работаю воспитателем в ДОУ 4 года. За это недолгое время уже успел приобрести.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка Кантеева Р. А. Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка. «Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector