221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как воспитать активного ребенка

Как воспитать самостоятельного и активного ребёнка

Даже маленькие дети требуют независимости и самостоятельности. «Я сам!» — говорит ребёнок и собирает игрушечную железную дорогу. Это здорово! Наш блогер, детский психолог Анита Вайаканти, рассказывает, как воспитывать в ребёнке самостоятельность и как её закреплять.

Прямое влияние на детскую самостоятельность оказывает «зона ближайшего развития», которую создают взрослые. Л. С. Выготский ввёл понятие «зона ближайшего развития» (ЗБР) ещё в начале ХХ века. Не буду писать об этом научными словами, так как знаю, что многие из вас ценят доступность и лёгкость чтения моих статей.

Зона ближайшего развития — это процесс развития ребёнка в ходе совместной деятельности со взрослым (взаимодействия). Я бы сказала даже, что это уровень развития ребёнка.

Каждый ребёнок в определённом возрасте может самостоятельно выполнять какие-то задания. Для выполнения других дел ему требуется участие взрослого человека, то есть это «дела», которые он может делать «вместе», а не сам. То, что я обозначила как «вместе», и есть ЗБР. Чем чаще ребёнок делает что-либо вместе с родителями, тем больше увеличивается круг дел, которые он в дальнейшем, по мере взросления, сможет выполнять самостоятельно.

Ребёнок, которым занимались родители, выполняли какие-либо дела совместно, будет развиваться быстро, уверенно и благополучно

Так же как и ребёнок, который часто слышал «да» на банальные просьбы «Поиграй со мной»; «Можно мне с тобой?»; «Можно я тоже буду это делать?» и так далее.

Мне понравился пример Ю. Б. Гиппенрейтер про езду на велосипеде и ЗБР. Очень наглядно. Сначала вы сажаете ребёнка на велосипед, который держите спереди и сзади. Затем, после нескольких уверенных катаний, отпускаете руль и держите велосипед только сзади. Спустя какое-то время вы отпускаете велосипед, но бежите рядом, страхуя ребёнка. Когда ребёнок уже окончательно освоил мастерство катания на велосипеде, вы гордо смотрите, как он рассекает самостоятельно.

Это работает и с чтением. Попробуйте сначала читать интересные книги вместе и обсуждать их. Со временем ребёнок сам захочет дочитывать до конца интересную главу, особенно когда мама/папа задерживается, а книга ну уж очень интересная. Постепенно ребёнок начнёт читать книги сам и даже рекомендовать их родителям. Для этого важно, чтобы вы все были увлечены процессом в начале. Из совместной деятельности всегда рождается самостоятельность, а не наоборот. Важно это помнить и поддерживать своих детей. Развивать в них инициативность, целеустремлённость и самостоятельность.

Вместе не равно вместо! Помните о примере про велосипед. Сейчас я бы хотела подарить вам одно интересное задание. Если вы родитель старшего дошкольника или школьника, то оно, скорее всего, будет актуальным для вас.

Возьмите (вместе с ребёнком) лист бумаги и разделите его на две части. На одной пусть ребёнок запишет (если ещё не умеет писать, вы можете помочь), что он делает сам. На другой — что делает вместе с кем-нибудь из родителей. Выполнив это задание, вы сможете наглядно увидеть успехи ребёнка и понять, где он справляется без вашего участия, а где всё же ещё нужна ваша помощь. Обязательно обсудите выполненное задание с ребёнком и похвалите его самостоятельность! Со временем пункты из столбца «вместе» будут перемещаться в столбец «сам». Заметить самостоятельность и позитивно закрепить её в ребёнке никогда не помешает.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Слишком активный ребенок.

Все дети разные.

Слишком активный ребенок. У каждого ребенка, как и взрослого человека, свой характер и темперамент. Один остается спокойным в любой ситуации, усидчив и всегда послушен, другой – не может усидеть на месте больше 10-15 минут и очень трудно реагирует даже на незначительные события. Беспокойных детей часто называют «трудными», а порой и вовсе пытаются объяснить особенности их поведения каким-то заболеванием или нарушением. Но так ли это?

Что значит беспокойный?

Повышенная возбудимость и беспокойство могут проявляться по-разному, но для большинства таких детей характерна общая черта – слишком эмоциональная реакция на все происходящее. И радость, и огорчение, и раздражение у таких детей проявляются слишком сильно. Причем выраженность этих эмоций очень часто не соответствует поводу, который их вызвал.

Еще одна характерная особенность беспокойных детей – они одинаково быстро устают и от каких-то однообразных занятий (чтения книг, игры, требующей внимания), и от ситуаций с большим количеством впечатлений (шумных праздников, общения с большим количеством людей). Результатом такой усталости обычно становится психомоторное возбуждение, вплоть до истерик.

На стрессовые ситуации слишком активный ребенок тоже реагирует острее, чем их более спокойные сверстники. Это проявляется не только в изменениях обычного для ребенка поведения, но и на физическом уровне в виде различных расстройств и заболеваний (от частых ОРВИ до гастрита).

Возможные причины повышенной возбудимости:

  • Астенический тип нервной системы.
  • Отсутствие единого подхода к воспитанию в семье.
  • Беспорядочный режим дня.
  • Конфликтные отношения в семье.
  • Резкое изменение привычных условий жизни.

Возбудимость и СДВГ: в чем разница?

Проявления повышенной возбудимости у беспокойного ребенка порой могут быть настолько сильными, что у родителей возникает подозрение: не является ли причиной бесконечных истерик и криков какое-то заболевание нервной системы. В первую очередь речь, конечно же, идет о синдроме дефицита внимания и двигательной гиперактивности (СДВГ), который в последнее время стал очень «популярным».

Понятно, что точный диагноз может поставить только детский врач-невролог, но предположить, что именно беспокоит ребенка, могут и сами родители.

Так, здоровый, но слишком активный ребенок предпочитает активные игры и не любит сидеть на месте, но если его заинтересовать, вполне способен заниматься действиями, требующими концентрации внимания. Гиперактивный ребенок не может контролировать свои действия и постоянно отвлекается. Даже если попросить его посидеть или постоять спокойно, он все равно будет совершать какие-то беспорядочные движения (трогать что-то, ерзать и т.д.).

Здоровый активный ребенок быстро и громко разговаривает, задает много вопросов, но вполне способен выслушивать собеседника, вести разговор на заданную тему или пересказать сюжет фильма/книги.

Гиперактивный ребенок говорит очень быстро, часто невнятно, «глотая» окончания слов, не слушает собеседника, часто не может сказать, о чем с ним говорили несколько минут назад.

Слишком активный ребенок не агрессивен, не провоцирует постоянных конфликтов, умеет знакомиться с новыми людьми и поддерживать дружеские отношения со сверстниками. Гиперактивный ребенок не умеет контролировать свое раздражение и агрессию, быстро устает от общества других детей, постоянно провоцирует конфликты.

У здорового активного ребенка нарушения сна, аппетита и кишечная дисфункция встречаются очень редко, как ответная реакция организма при каких-то соматических заболеваниях или травмах. Гиперактивный ребенок часто страдает от проблем со сном, расстройств ЖКТ, пищевой аллергии и сниженного иммунитета.

Следует обратиться к врачу, если ребенок

  • Плохо ест и спит
  • Не может ждать чего-либо
  • Не может поддерживать разговор
  • Плохо воспринимает обращенную к нему речь
  • Не способен сохранять неподвижность
  • Часто не завершает начатые действия

Несколько советов родителям.

  1. Если беспокойство и повышенная возбудимость мешают повседневной жизни или усиливаются, желательно проконсультироваться с детским неврологом и пройти обследование, чтобы исключить возможные заболевания нервной системы: СДВГ, минимальную мозговую дисфункцию и т.д.
  2. Чем беспокойнее ребенок, тем мягче и спокойнее должна быть психологическая атмосфера вокруг него. Возбудимые дети очень чувствительны к эмоциям окружающих их близких людей. Поэтому, что бы ни случилось, родители должны сохранять спокойствие, не повышать голос на ребенка, не проявлять раздражение и агрессию.
  3. Строгое соблюдение режима дня и регулярное питание – один из обязательных условий для сохранения здоровья нервной системы ребенка. Привычный распорядок дня (особенно время сна и питания) дает детям ощущение стабильности и успокаивает.
  4. Здоровому активному ребенку жизненно важно двигаться, «выплескивать» накопившуюся энергию. Поэтому очень важно хотя бы 1 раз в день гулять (не менее 40 мин) и по возможности посещать вместе с ребенком бассейн, тренажерный зал или спортивную секцию.
  5. Любую нагрузку необходимо дозировать и чередовать. Занятия, требующие внимания и усидчивости, должны сменяться подвижными играми и активными действиями. Особенно важно контролировать увлечение ребенка «гаджетами» – мобильными телефонами, планшетами и пр., которые могут стать сильным раздражителем для нервной системы.
Читать еще:  Воспитание в период адаптации

Не наказать, а успокоить…

К сожалению, порой бывает так, что, несмотря на все усилия родителей, избежать очередной истерики или приступа бурного эмоционального протеста у ребенка не удается. Это нестрашно, главное – не допускать усугубления ситуации и как можно скорее «погасить» вспышку эмоций.

Переключить внимание.

Настроение и эмоции детей очень быстро меняются, поэтому, если отвлечь ребенка от того, что спровоцировало бурную реакцию, ему будет легче успокоиться. Для этого нужно увести (или унести) ребенка с места происшествия, предложить попить чего-нибудь вкусного, рассказать о том, что интересного сегодня планируется, также можно предложить посоревноваться в какой-нибудь игре, требующей внимания и сосредоточенности, или предложить интересное занятие для мелкой моторики (головоломку, мозаику, лепку, рисование).

Телесный контакт.

Для многих легко возбудимых детей очень важен телесный контакт с близкими людьми. Поэтому в ситуации, которая сопровождается выраженным беспокойством ребенка, можно взять его на руки, обнять, плавными движениями поглаживать по голове, спине, рукам. Также можно немного покачать ребенка, а если он не слишком тяжелый, то и ритмично подвигаться с ним на руках (потанцевать) под плавную музыку.

Дыхательная гимнастика.

У беспокойных детей постарше (с 6-7 лет) можно начать вырабатывать навыки самоконтроля с помощью дыхательной гимнастики. Глубокое медленное дыхание «животом» по команде взрослого поможет отвлечь ребенка от переживаний и быстрее восстановить баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Главное – системный подход.

Справиться с проблемой повышенной возбудимости у ребенка непросто, но вполне возможно. Главное при этом – постоянство усилий и комплексный подход, т.е. сочетание немедикаментозных методов профилактики (режим дня, полноценный сон, физическая нагрузка и т.д.) и приема лекарственных средств, способных восстановить баланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.

С этой целью могут использоваться препараты на растительной основе, обладающие успокаивающим действием, но нужно учитывать тот факт, что они способны вызвать аллергические реакции и сонливость у ребенка.

Также справиться с чрезмерной активностью помогают специально разработанные для детей противотревожные средства: Тенотен, Глицин, Магний B6 и т.д. Прием таких препаратов поможет уменьшить возбудимость ребенка и повысить его устойчивость к эмоциональным нагрузкам даже в стрессовой ситуации.

Слишком активный ребенок.

Все дети разные.

Слишком активный ребенок. У каждого ребенка, как и взрослого человека, свой характер и темперамент. Один остается спокойным в любой ситуации, усидчив и всегда послушен, другой – не может усидеть на месте больше 10-15 минут и очень трудно реагирует даже на незначительные события. Беспокойных детей часто называют «трудными», а порой и вовсе пытаются объяснить особенности их поведения каким-то заболеванием или нарушением. Но так ли это?

Что значит беспокойный?

Повышенная возбудимость и беспокойство могут проявляться по-разному, но для большинства таких детей характерна общая черта – слишком эмоциональная реакция на все происходящее. И радость, и огорчение, и раздражение у таких детей проявляются слишком сильно. Причем выраженность этих эмоций очень часто не соответствует поводу, который их вызвал.

Еще одна характерная особенность беспокойных детей – они одинаково быстро устают и от каких-то однообразных занятий (чтения книг, игры, требующей внимания), и от ситуаций с большим количеством впечатлений (шумных праздников, общения с большим количеством людей). Результатом такой усталости обычно становится психомоторное возбуждение, вплоть до истерик.

На стрессовые ситуации слишком активный ребенок тоже реагирует острее, чем их более спокойные сверстники. Это проявляется не только в изменениях обычного для ребенка поведения, но и на физическом уровне в виде различных расстройств и заболеваний (от частых ОРВИ до гастрита).

Возможные причины повышенной возбудимости:

  • Астенический тип нервной системы.
  • Отсутствие единого подхода к воспитанию в семье.
  • Беспорядочный режим дня.
  • Конфликтные отношения в семье.
  • Резкое изменение привычных условий жизни.

Возбудимость и СДВГ: в чем разница?

Проявления повышенной возбудимости у беспокойного ребенка порой могут быть настолько сильными, что у родителей возникает подозрение: не является ли причиной бесконечных истерик и криков какое-то заболевание нервной системы. В первую очередь речь, конечно же, идет о синдроме дефицита внимания и двигательной гиперактивности (СДВГ), который в последнее время стал очень «популярным».

Понятно, что точный диагноз может поставить только детский врач-невролог, но предположить, что именно беспокоит ребенка, могут и сами родители.

Так, здоровый, но слишком активный ребенок предпочитает активные игры и не любит сидеть на месте, но если его заинтересовать, вполне способен заниматься действиями, требующими концентрации внимания. Гиперактивный ребенок не может контролировать свои действия и постоянно отвлекается. Даже если попросить его посидеть или постоять спокойно, он все равно будет совершать какие-то беспорядочные движения (трогать что-то, ерзать и т.д.).

Здоровый активный ребенок быстро и громко разговаривает, задает много вопросов, но вполне способен выслушивать собеседника, вести разговор на заданную тему или пересказать сюжет фильма/книги.

Гиперактивный ребенок говорит очень быстро, часто невнятно, «глотая» окончания слов, не слушает собеседника, часто не может сказать, о чем с ним говорили несколько минут назад.

Слишком активный ребенок не агрессивен, не провоцирует постоянных конфликтов, умеет знакомиться с новыми людьми и поддерживать дружеские отношения со сверстниками. Гиперактивный ребенок не умеет контролировать свое раздражение и агрессию, быстро устает от общества других детей, постоянно провоцирует конфликты.

У здорового активного ребенка нарушения сна, аппетита и кишечная дисфункция встречаются очень редко, как ответная реакция организма при каких-то соматических заболеваниях или травмах. Гиперактивный ребенок часто страдает от проблем со сном, расстройств ЖКТ, пищевой аллергии и сниженного иммунитета.

Следует обратиться к врачу, если ребенок

  • Плохо ест и спит
  • Не может ждать чего-либо
  • Не может поддерживать разговор
  • Плохо воспринимает обращенную к нему речь
  • Не способен сохранять неподвижность
  • Часто не завершает начатые действия

Несколько советов родителям.

  1. Если беспокойство и повышенная возбудимость мешают повседневной жизни или усиливаются, желательно проконсультироваться с детским неврологом и пройти обследование, чтобы исключить возможные заболевания нервной системы: СДВГ, минимальную мозговую дисфункцию и т.д.
  2. Чем беспокойнее ребенок, тем мягче и спокойнее должна быть психологическая атмосфера вокруг него. Возбудимые дети очень чувствительны к эмоциям окружающих их близких людей. Поэтому, что бы ни случилось, родители должны сохранять спокойствие, не повышать голос на ребенка, не проявлять раздражение и агрессию.
  3. Строгое соблюдение режима дня и регулярное питание – один из обязательных условий для сохранения здоровья нервной системы ребенка. Привычный распорядок дня (особенно время сна и питания) дает детям ощущение стабильности и успокаивает.
  4. Здоровому активному ребенку жизненно важно двигаться, «выплескивать» накопившуюся энергию. Поэтому очень важно хотя бы 1 раз в день гулять (не менее 40 мин) и по возможности посещать вместе с ребенком бассейн, тренажерный зал или спортивную секцию.
  5. Любую нагрузку необходимо дозировать и чередовать. Занятия, требующие внимания и усидчивости, должны сменяться подвижными играми и активными действиями. Особенно важно контролировать увлечение ребенка «гаджетами» – мобильными телефонами, планшетами и пр., которые могут стать сильным раздражителем для нервной системы.

Не наказать, а успокоить…

К сожалению, порой бывает так, что, несмотря на все усилия родителей, избежать очередной истерики или приступа бурного эмоционального протеста у ребенка не удается. Это нестрашно, главное – не допускать усугубления ситуации и как можно скорее «погасить» вспышку эмоций.

Читать еще:  Жизнь семьи и воспитание детей

Переключить внимание.

Настроение и эмоции детей очень быстро меняются, поэтому, если отвлечь ребенка от того, что спровоцировало бурную реакцию, ему будет легче успокоиться. Для этого нужно увести (или унести) ребенка с места происшествия, предложить попить чего-нибудь вкусного, рассказать о том, что интересного сегодня планируется, также можно предложить посоревноваться в какой-нибудь игре, требующей внимания и сосредоточенности, или предложить интересное занятие для мелкой моторики (головоломку, мозаику, лепку, рисование).

Телесный контакт.

Для многих легко возбудимых детей очень важен телесный контакт с близкими людьми. Поэтому в ситуации, которая сопровождается выраженным беспокойством ребенка, можно взять его на руки, обнять, плавными движениями поглаживать по голове, спине, рукам. Также можно немного покачать ребенка, а если он не слишком тяжелый, то и ритмично подвигаться с ним на руках (потанцевать) под плавную музыку.

Дыхательная гимнастика.

У беспокойных детей постарше (с 6-7 лет) можно начать вырабатывать навыки самоконтроля с помощью дыхательной гимнастики. Глубокое медленное дыхание «животом» по команде взрослого поможет отвлечь ребенка от переживаний и быстрее восстановить баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Главное – системный подход.

Справиться с проблемой повышенной возбудимости у ребенка непросто, но вполне возможно. Главное при этом – постоянство усилий и комплексный подход, т.е. сочетание немедикаментозных методов профилактики (режим дня, полноценный сон, физическая нагрузка и т.д.) и приема лекарственных средств, способных восстановить баланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.

С этой целью могут использоваться препараты на растительной основе, обладающие успокаивающим действием, но нужно учитывать тот факт, что они способны вызвать аллергические реакции и сонливость у ребенка.

Также справиться с чрезмерной активностью помогают специально разработанные для детей противотревожные средства: Тенотен, Глицин, Магний B6 и т.д. Прием таких препаратов поможет уменьшить возбудимость ребенка и повысить его устойчивость к эмоциональным нагрузкам даже в стрессовой ситуации.

Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?

Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого?

Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» — вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И, тем не менее, вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.

Активный ребенок

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.

Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:

  • Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
  • Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
  • Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
  • Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
  • Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
  • Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
  • Ребенок постоянно все забывает.

Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

  • Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
  • Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
  • Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
  • Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
  • Ребенок всегда нацелен на движение.
  • Часто бывает болтливым.

Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:

  • Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
  • Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, — тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы — признак расстройства нервной системы. (И здесь важно не спутать их с пилоростенозом — проблема желудка, неспособного принять много пищи. Она тоже выливается, но уже по совершенно другой причине. Конечно, здесь уже без помощи доктора не обойтись.)

Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.

Читать еще:  Воспитание ребенка 8 лет

Гиперактивность и детский сад

Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.

Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.

Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь («на нем все горит»), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. И, тем не менее, даже врачи не всегда могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у обычных детей, или она просто носит другой характер.

Однако замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией). Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются».

Причины гиперактивности

Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто лентяй, и ранее они воспитывали его недостаточно жестко.

Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.

Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом.

Вот почему такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь попав в разряд «неуспевающих», он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, «не берут в игру». Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка — характерные эмоции при СДВГ — получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.

Но случается и совсем противоположное — гиперактивный маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более, что обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы. Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется.

Отличительная черта тиков — их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции всегда приносит моментальное облегчение.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.

Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношения к учебе. Трудный подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться и на расставание со школой.

Формы СДВГ

По международной классификации выделяют три формы СДВГ:

  • В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания.
  • Во второй форме — преобладают нарушения внимания.
  • В третьей форме — преобладает гиперактивность.

Последняя форма встречается реже других. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это может быть связано с его индивидуальными особенностями, в частности, с темпераментом, поэтому не всегда можно говорить о патологии.

Заметим, что далеко не всегда и невнимательные дети попадают в число больных СДВГ. Американцы, например, четко различают состояния гиперактивности и неспособности концентрировать внимание (НКВ). Последнее вполне может проявиться само по себе неспособностью закончить начатое дело, быстрым переключением интересов и т. д. Кстати, довольно часто такие проявления мы наблюдаем и у взрослых людей. В медицине это называется «остаточное явление неспособности концентрировать внимание». И хотя природа этих двух синдромов практически одинакова — минимальное нарушение функции мозга, лечить детей можно более щадящими методами.

По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированны, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается «вечный двигатель». Как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector