221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как воспитать в ребенке смелость

Следуйте этим 8 советам по воспитанию мальчика, и у вас вырастет настоящий мужчина

У вас растет сын? Конечно, вы хотите воспитать настоящего мужчину – сильного, смелого, ответственного, выдержанного. Но как этого достичь?

Мария Коновалова
психолог, г. Яхрома

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

Читать еще:  Воспитание детей 4 6 лет

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Как воспитать смелость у мальчика

Смелость напрямую зависит от способности адекватно оценивать свои силы, то есть от здоровой самооценки. Бессмысленная храбрость – это не качество, а недостаток, поэтому будущего мужчину следует учить преодолевать трудности, которые он может преодолеть, но не все трудности без разбора. Не думайте, что полное отсутствие страха – это Божий дар. Страх выполняет важную функцию сдерживания в потенциально опасных ситуациях. Человек, лишенный страха, будет вредить сам себе. Поэтому важно воспитать смелость у мальчика, а не лишить его малейшего чувства страха.

Самооценка определяет, насколько правильно человек оценивает риски. Если самооценка занижена, средние риски кажутся высокими, страх берет свое. Если завышена, высокие риски кажутся средними, человек подвергает себя опасности. Если адекватна, человек берет на себя столько, сколько может унести, не поддаваясь необоснованному страху.

Детство играет ключевую роль в формировании самооценки. Это время нельзя упустить, иначе ребенку всю жизнь придется расплачиваться за упущение.

К сожалению, родители часто не думают, как сказываются на ребенке их слова и поступки, такие как чрезмерная похвала или излишняя опека. Многие мамы и папы привыкли ставить свое удобство во главу угла, например, поощрять пристрастие ребенка к компьютеру и гаджетам. Это удобно, мальчик всегда под надзором, не мешает заниматься делами и точно не свяжется с плохой компанией. Проходят годы, привычка отделываться от ребенка гаджетом превращается в норму, а ребенок все больше и больше теряет связь с реальностью.

Или другой случай: заботливая мама не отходит от мальчика ни на шаг, опекает каждое его движение, вмешивается в каждый его конфликт и решает все его смешные детские проблемы, тем самым подавляя природную мужественность сына. Проходят годы, и ребенок с ужасом узнает, что маму нельзя взять в школу, что она не поможет ему найти девушку, окончить вуз и устроиться на работу. Без привычной опоры жизнь кажется ребенку слишком тяжелой, и он пасует перед первыми же трудностями.

Поощряйте активные игры и общество сверстников

Для дошкольников и младших школьников игры – ведущий вид деятельности. Это значит, что через игру происходит обучение и развитие ребенка. Вглядитесь в игры (домики, дочки-матери и т. д.): многие из них моделируют простейшие бытовые ситуации из мира взрослых. Ребенок воспроизводит то, что видит вокруг себя, и таким образом учится ориентироваться в социуме.

Отобрать у ребенка игры – все равно, что запретить ходить в школу, а потом удивляться, почему он не умеет читать.

Кроме того, совместная игровая деятельность позволяет детям обмениваться опытом. Это важный информационный канал, компенсировать его другими средствами невозможно. Отпускайте ребенка в общество других детей, не опекайте его сверх меры, не мешайте ему самому находить решения конфликтов, если они возникнут. Поощряйте самостоятельность и вам без труда удастся воспитать смелость у ребенка.

Подавайте пример

Ребенок смотрит на вас все время. Через вас он узнает, что хорошо, а что плохо, как следует поступать, а как не следует и т. д. В раннем детстве ребенок – ваше зеркало, и вы несете прямую ответственность за все, что в нем отразится. Чтобы сделать ребенка смелым, он должен видеть смелость своих родителей. Или хотя бы не видеть их слабость, неуверенность в себе и закомплексованность, иначе мальчик моментально скопирует эти качества. Отсюда следует первое родительское правило, которое подтвердит любой детский психолог: не проявлять страх и неуверенность при ребенке!

  • Выпишите на листе бумаги все качества, которые вы хотите воспитать в мальчике. Повесьте лист на видное место и чаще на него смотрите. Он должен стать вашей краткой характеристикой во время взросления сына.
  • Объясняйте ребенку свои поступки. Иногда мало совершить смелый и решительный поступок, нужно чтобы ребенок понял, почему папа или мама так поступили. Не бойтесь объяснять свои действия, совершенные у него на глазах, даже если он не спрашивает о них.
  • Интересуйтесь его мнением. Примеры правильных и неправильных поступков можно найти в быту, в детских играх или даже в телевизоре. Предлагайте сыну комментировать ваши и его поступки, действия сверстников и просто увиденное со стороны, так вы сможете научить ребенка быть храбрым. Не навязывайте мальчику свое мнение, но помогайте самостоятельно разобраться в том, что правильно, а что нет.

Стимулируйте ребенка к проявлению инициативы

Инициативность – это синоним смелости, хоть и не столь громкий. Если ребенок с детства привыкнет проявлять инициативу, а не ждать, пока это сделает кто-то другой, ему будет легче добиваться своего в любом возрасте. Что в этом направлении могут сделать родители?

  1. Не мешайте проявлять инициативу. Если ребенок что-то делает, лучше вообще не вмешиваться (кроме случаев, когда он подвергает себя опасности). Позвольте довести дело до конца. Если получится – похвалите, если не получится – помогите самостоятельно найти ошибки и решить, как их лучше исправить. Если ребенок просит помощи, не берите все под контроль, наоборот, позвольте ребенку побыть в роли руководителя.
  2. Предлагайте проявить инициативу, объясняйте, почему это важно, и поощряйте за это. Дети очень любят помогать родителям, это пример желательной инициативы.
  3. Никогда не критикуйте ребенка за инициативу, даже если ничего не получилось. Фразы вроде «ты даже этого сделать не можешь», хоть и выглядят, как невинное ворчание, могут нанести огромный вред детской самооценке. Критикуйте конструктивно, помогайте находить ошибки и учите их исправлять.
Читать еще:  Стили воспитания в семье

Отдайте ребенка в драмкружок

Почему именно драмкружок? Почему не спортивная секция и не школа восточных единоборств? Все очень просто. В школах единоборств детей не учат преодолевать психологические проблемы, одной из которых является недостаток смелости. Там развивают физические навыки, делают мальчика сильным, выносливым и способным за себя постоять. Это очень хорошо и, безусловно, помогает делу, но не имеет отношения к причинам возможных трудностей. Нередки случаи, когда человек находится в отличной физической форме, умеет драться и не боится себя защитить, но легко внушаем и зависим от мнения окружающих.

Занятия актерским мастерством не научат ребенка отбиваться от хулиганов, но создадут благоприятные условия для личностного развития.

Чем же так хорош драмкружок? В этой статье мы дали 4 совета о том, как научить ребенка быть смелым. Большую их часть можно реализовать в актерском кружке. Давайте посмотрим:

  1. Игры. 90% обучения актера проходит в игровой форме. Актерские игры бывают с элементами перевоплощения или по ролям, также сюда относятся игры на внимательность, координацию, память, взаимодействие и многое другое.
  2. Общение со сверстниками. Обучение происходят в группах, но не потому, что так дешевле по стоимости и экономнее по человеческим ресурсам, а потому, что для обучения необходим творческий коллектив.
  3. Инициатива. Главная цель театрального кружка – не столько сделать ребенка храбрым, сколько научить маленького актера мыслить творчески. Там детям не ставят рамки, но мотивируют искать и предлагать интересные формы и интерпретации ролей, сцен и даже небольших полноценных постановок.

Как воспитать смелость у ребёнка.

ВОСПИТАТЬ СМЕЛОСТЬ.
«Не бойся, ты же мужик!» — приходилось такое слышать?

Мне – да. На детских площадках. От отцов, которые желают воспитать смельчаков.

Только воспитывается при этом не смелость.
Думаю, трудность в том, что в понимании многих родителей смелость – это когда не страшно.

Когда страха не чувствуешь.

То есть засунуть свои чувства в себя же поглубже и идти напролом, потеряв с собой связь.

А если не потерял – тогда ведь страшно (значит — ты не мужик).
На самом деле смелость, конечно, это не отсутствие страха.

Смелость – это когда страшно, но делаю.

Сами посудите: если я делаю то, что для меня не представляет опасности, то какая же это смелость?

Это так, просто поступок.

При этом, если я действительно стою перед лицом опасности, но чувство страха у меня уже настолько атрофировано (ведь я же мужик), что я ничего не боюсь – то это безрассудство или глупость, это тоже не смелость.

Вот если мне страшно, но я все равно приближаюсь к опасности, я – смельчак.
То есть смелость – это возможность выдерживать свой страх и действовать одновременно.

Это способность сказать себе: «Да, я боюсь сейчас» и продолжать.

Естественно, развитию такого таланта не способствует предложение «не бояться» и «быть мужиком», а способствует вот что:
1) Легализация чувств.
Ты боишься. Тебе страшно. Это нормально. Я с тобой. Мне тоже иногда бывает страшно. Я тоже боялся, когда был маленьким.
У ребенка не должно быть запрета на то, чтобы испытывать то, что он испытывает.
2) Создание безопасного пространства для их проживания.
Иди ко мне, я обниму тебя.
У ребенка должно быть время и место для того, чтобы побояться. И ему нужна поддержка в этот момент. Потому что он маленький. Ему нужна защита, а иногда – помощь.
3) Возможность выбора.
Ты можешь не лезть на эту горку, если тебе страшно. Мы можем пойти по другой стороне улицы, если ты очень боишься собак.
Ребенок должен ощущать своё право решить, как быть дальше, учитывая новые чувства. Пойти назад, пойти вперед или остановиться, дав себе время. Все решения допустимы, все — абсолютно нормальные.
4) Вера родителя.
Я в тебя верю. Я уверен, что у тебя получится. Это действительно страшно и нелегко, но я убежден, что ты справишься.
Ребенок должен иметь то, чем заручиться, чтобы продолжать действовать, несмотря на страх. Это «что-то» — вера. Сначала в малыша верит родитель, потом он сам верит в себя. Это и позволяет идти вперед, не отключая страха, сохраняя контакт с собой.
5) Опыт.
Да, ты можешь залезть на это дерево. Да, конечно, прыгай на этом батуте. Качайся так высоко, как захочешь. Смотри, как здорово у тебя получается. Ты отлично отталкиваешься. Ты очень ловок, когда это делаешь.
Ребенок должен пробовать. Для того, чтобы познавать свои возможности и ограничения. Для того, чтобы учиться новому. Для того, чтобы развивать навыки. Никто еще не сделал сальто с первого раза.
А еще мне очень важно добавить, что смелость — это качество, которое одинаково пригодится в жизни и мальчикам, и девочкам.

В Интернете есть много советов о том, «как воспитать смелого пацана»,

но умение идти вперед, удерживая свой страх (не преодолевая, а удерживая!) — это то, что нужно нам всем, не только мужчинам.
Автор — Анна Жулидова.

Как воспитать в ребенке смелость

Храбрость, отвага, готовность спокойно принимать и преодолевать трудности – все эти качества у большинства детей справедливо вызывают восхищение. Как же воспитать в малыше эти качества, чтобы он не пугался ни хулиганов во дворе, ни злых собак, ни других возможных опасностей?

Страх является естественным, но…

Страх – абсолютно нормальное чувство. Он является естественным защитным механизмом организма на появление потенциально опасных ситуаций, которые могут нанести определенный ущерб здоровью и жизни человека. На улице темно – а вдруг там притаились хищники? Рядом ползет паук – он может укусить? Эти ситуации объединяет то, что страх мотивирует искать выход, решение подобного кризисного состояния. Темный переулок можно обойти по освещенной дороге, паука смахнуть в сторону. В этом заключается огромное значение страха. Но реакция у людей бывает разная: боязнь опасности заставляет нас изменить поведение, чтобы избежать возможного риска. И совсем другое: если страх парализует человека, лишает воли, переходит в трусость. И именно эти проявления в характере ребенка нужно искоренять, прививать смелость, силу воли и уверенность в себе, чтобы малыш мог вырасти здоровым, крепким с психологической точки зрения человеком. Тогда он будет спокойно воспринимать вызовы окружающего мира – и вместо паники искать выход из сложной ситуации.

Читать еще:  Консервативное воспитание это

Не стоит давить на ребенка, если вы видите, что он чего-то искренне боится. Это вы, взрослый, знаете, что собака не укусит, потому что гуляет на поводке и в наморднике. Это вы в курсе, что монстры под кроватью живут только в фильмах ужасов. И это вы понимаете, что знакомство с новыми детьми в детском саду может принести море положительных эмоций. А малыш еще боится, всё это для него новое, непознанное, необычное – а значит, такое, что может таить определенную опасность. И если вы решите посмеяться над ним, вы никак не подтолкнете его к решению внутреннего конфликта. Не стоит думать, будто услышав «трусишка, чего ты боишься», ребенок скажет «нет, я не такой, я не боюсь, я справлюсь!». Конечно, сказать-то он как раз может, чтобы оправдать себя, но его ощущения от этого не изменятся. И вместо того, чтобы реально бороться со страхом, он просто сделает вывод: бояться – стыдно. А раз так, буду бояться дальше, но тайком (особенно характерно для интровертов). Аналогичная реакция и на сравнение малыша с другими детьми. «Посмотри, твой товарищ не боится прививки, а ты чего?», «Какая умница девочка на площадке: не побоялась залезть на качели без помощи мамы – не то что ты…» – эти фразы лишь усугубляют проблему. Ведь они заставляют малыша почувствовать себя плохим, что может привести к развитию комплексов и даже неврозов.

Поддерживайте и учите самостоятельности

Лучшая политика в обучении смелости – помощь в преодолении детских страхов. Для начала расскажите ребенку всё то, что описано выше: страх является нормальным чувством, которое испытывают все люди. И нужно не стыдиться, а бороться с ним. Можно показать малышу, как его организм помогает ему в этом! Когда человек боится, у него учащается биение сердца и дыхание, чтобы ускорить движение крови и кислорода к органам. И благодаря этому мозг активнее ищет варианты выхода из кризиса, а мышцы собирают силу, чтобы как можно быстрее справиться с поставленной мозгом задачей: побежать, ускориться, дать сдачи. Конечно, ребенку 2-3 лет физиология сложна для понимания. Но он запомнит главное: тело придет ему на помощь, если он научится контролировать свой страх – не впадать в панику и застывать в ступоре перед лицом опасности, а находить силу воли для ее ликвидации. Хотя, разумеется, разговоров мало. И самое важное, что вы можете сделать: развивать уверенность ребенка в своих силах. Находите посильные задачи в других сферах, хвалите за значимые достижения, развивайте его эрудицию посредством познавательных книг или фильмов, отдайте в какую-то спортивную и творческую секцию, разыгрывайте различные конфликтные ситуации в тихой домашней обстановке в ролях, поощряйте знакомство с другими людьми – чем больше у него будет накоплен успешный опыт в коммуникации с окружающим миром, тем спокойнее он будет воспринимать те моменты, которые могут вызвать страх.

Отдельный вопрос – атмосфера в семье. Психологи подтвердят: наиболее часто боятся дети, которые наблюдают перекос в окружении. Причем перекос может быть разным. Так, вряд ли стоит пояснять, как конфликты и ссоры между членами семьи отражаются на ребенке. Постоянное наблюдение криков и скандалов плохо для развитие малыша: повышается его тревожность, он становится беспокойным и пугливым. Потому старайтесь поддерживать в семье нормальный градус отношений и единое направление воспитания – и сложные ситуации разрешайте без маленького свидетеля… Но не менее опасна и другая ситуация: если конфликтов нет, а ребенку уделяют повышенное внимание. Его нечаянно толкнул во дворе другой малыш, а вы сразу вступаете в склоку с его родителями, защищая чадо? Вы моментально одергиваете его при первой попытке потянуться к уличной кошке, подчеркивая, что можно нахвататься блох или она поцарапает? Такой подход к воспитанию – не лучший. Ведь это классическая гиперопека, где ребенка оберегают настолько сильно, что он либо уходит в себя и начинает бояться всего на свете (он же не научился решать проблемы без мамы или папы), либо устраивает бунт и перестает подчиняться даже здравым требованиям (а значит, о безопасности речь не идет). Потому вы обязаны постепенно, по мере его взросления, предоставлять ему известную степень свободы, позволять ошибаться и терпеть первые неудачи!

Помогите, защитите, расскажите о себе

Старайтесь везде соблюдать баланс. С одной стороны, ваш ребенок должен учиться справляться со страхами, уметь подчинять их себе. Но, с другой, он также должен чувствовать: родители рядом и в случае необходимости всегда помогут. Помните: у маленьких детей жизненный опыт минимальный! И потому им нужна поддержка с вашей стороны, объясните, почему бояться не стоит. А иногда слов мало – и нужна решительная реакция с вашей стороны. Если вы посидите с ребенком у его постели, пока не заснет после ночного кошмара, если вступитесь за него в серьезном конфликте с другим ребенком, если придержите, когда он, превозмогая страх высоты, карабкается на горку, он поймет главное: родители его защищают, если это действительно нужно. А значит, и бояться он будет меньше и реже.

Ваше поведение вообще один из ключевых факторов в обучении смелости. Ведь дети берут за образец для подражания родителей. Если мама кричит при виде мыши, то почему вы ожидаете иного от маленькой девочки? Если папа не может спокойно и достойно ответить грубияну на улице, впадая в ступор, то как может сын научиться справляться с подобными ситуациями? Помните: ребенок наблюдает за вами! Дети до 2-3 лет не различают плохое и хорошее. Для них всё, что делают родители, является примером, который следует копировать. Только не переусердствуйте – не пытайтесь создать образ бесстрашного человека. Мы же говорили, что страх естественен? Донесите это до малыша на личном примере. Расскажите, как вам было страшно в той или иной ситуации (неважно, был ли ребенок ее свидетелем или она произошла давно) и как из нее вышли, преодолев боязнь и подчинив ее своей силе воли. Поясните, что страшились конкретной опасности, но придумали, как свести риск к минимуму, подстраховавшись от неприятностей — и теперь можете с юмором относиться к тому происшествию, что зря его боялись. Такой опыт (как, кстати, и примеры из сказок и мультфильмов с детальным анализом их сюжета) для ребенка крайне полезен. Если сравнение с детьми может заставить комплексовать, то сравнение с родителями или любимыми персонажами мотивирует – уж на них-то малыш всегда хочет быть похожим!

P.S. Обязательно научите ребенка ощущать границу допустимого! Все-таки страх удерживает нас от излишнего риска. И иногда самым разумным решением будет отказаться от потенциально опасного развития ситуации. Уверенность в своих силах – хорошо, но не нужно путать ее с самоуверенностью, ведь человек, чрез меры верящий в свои силы, подвергает себя и других неоправданному риску.

Расскажите, а как вы учите ребенка быть смелым и храбрым в опасных, стрессовых ситуациях?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector