221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как воспитывать мальчика 12 лет

Переходный возраст у мальчиков в 12 лет: как вести себя родителям

Вроде совсем недавно были роды, бессонные ночи, первые слова и шаги, а теперь вы смотрите на своего мальчика, а перед вами не мальчик, а юноша, вполне уже взрослый.

Для вас, как и для него, начинается сложный жизненный период – период полового созревания, или как его ещё называют – переходный возраст. В этот период происходит большая выработка гормонов, это влечет за собой большие изменения в психическом и физическом состоянии подростка. В это время, обязанность родителей помочь своему ребенку пережить этот непростой период.

Период переходного возраста у мальчиков

Половое созревание у мальчиков начинается чуть позже девочек, но четко обозначенного времени его наступления нет. В силу того, что все дети индивидуальны, у каждого ребенка этот период начинается в свое время. У кого-то в 9-10 лет, у кого-то в 13-14.

По сравнению с девочками, взросление происходит более активно, и длится в среднем 4-5 лет. По мнению ученных, очень много факторов влияет, на начало этого периода: это и наследственность, и образ жизни подростка, и его национальность. Чем правильнее был образ жизни ребенка, тем больше вероятность, что в период полового созревания он войдет вовремя.

Переходный период у мальчиков 12-ти лет и старше, связан с половым созреванием, и имеет большое значение. В это время организм готовится к новым физиологическим и психологическим изменениям, вчерашний мальчик учится самостоятельности, приобретает индивидуальность, учится строить отношения со сверстниками, учителями, старшими. У него появляются свои взгляды на какие-то вещи, формируется собственное мнение на различные вещи, становится более развитым логическое мышление. Мальчик становится юношей.

Родителям очень важно найти в себе силы поддержать сына, помочь преодолеть этот этап развития, дать понять ребенку, что в них он всегда может найти помощников, лучших друзей.

Ученые период взросления условно разделяют на 3 этапа:

  • подготовительный (на этом этапе подготавливается психика и организм ребенка к предстоящим изменениям);
  • пубертатный (это и есть, тот самый переходный возраст);
  • постпубертатный (завершающий этап, именно в этот период мальчики активно начинают интересоваться противоположным полом).

В период переходного возраста ребенок стремительно меняется не только физически, но и психически. В этот непростой период, обязанность родителей помочь своему ребенку пережить этот непростой период. Для этого необходимо знать, симптомы полового созревания.

Переходный возраст у мальчиков: признаки

Период переходного возраста связан с гормональной перестройкой организма ребенка, поэтому в силу изменений гормонального фона у мальчиков отмечаются признаки переходного возраста. Их условно можно разделить на физиологические и психические.

Физиологические признаки:

  • приблизительно в 10-11 лет, у мальчиков половой член и яички увеличиваются в размерах. Появляются пигментация и волосы на лобке.
  • ближе к 13 годам происходит, так называемая, ломка голоса. Он становится более низким и грубым. Правда не сразу, а через пару лет, поначалу он может чередоваться с высоким голосом. Ломка происходит из-за увеличения хрящей в горле, увеличения голосовых связок и мускулатуры.
  • активный рост волос по телу. Волосы начинают покрывать все тело. Начинают расти волосы под подмышками, на лице появляется милый пушок.
  • физиологически ребенок тоже меняется. Начинает расти мускулатура, плечи становятся более широкими, ребенок становится выше и сильнее. Именно поэтому важно, чтобы ребенок занимался какими-либо видами спорта, тренировал мышцы. В крайнем случае, можно обойтись ежедневной утренней зарядкой и бегом.
  • угревая сыпь. Ее появление – самый досадный признак переходного периода. Многие подростки страдают от такого проявления «взрослости», нередко у них появляются комплексы, связанные с внешностью. Объясните сыну, что ухаживать за кожей лица в этом возрасте крайне важно и делать это нужно тщательно. Чем серьезнее подросток будет относиться к уходу за лицом, тем менее частыми и мучительными будут высыпания. Также важно объяснить ребенку, что выдавливать появившиеся прыщи нельзя, это может привести к инфицированию мягких тканей и появлению шрамов и рубцов не лице.
  • полюции. Самопроизвольное семяизвержение во время сна.

Психические изменения:

  • ребенок становится более раздражительным, сильно переживает, когда что-то не получается.
  • реагирует на все очень эмоционально, дети в этот период очень вспыльчивы, упрямы, а порой даже агрессивны.
  • мальчики стараются самоутвердиться, показать какие они уже взрослые и самостоятельные, очень бурно реагируют на опеку и стремятся от нее избавиться.

Помощь в решении возникающих на фоне полового созревания проблем должна быть связана с физической активностью подростка и полноценным отдыхом во внеурочное время. Как говорится, если в голове глупости, отправляйтесь в спортзал. Активный образ жизни займет мысли ребенка, направит их в нужное русло.

При этом следите, чтобы подросток не засиживался за компьютером или планшетом в вечернее время, организм должен отдыхать, иначе вместе с накопленной усталостью, появится и причина для нервных срывов и стрессов. Мотивация «я уже не маленький» не должна быть главенствующей при составлении распорядке дня подростка. Конечно ложится спать в 9 вечера его никто не заставляет. Но 10 часов – должно быть временем отбоя.

Психологические проблемы мальчиков в переходном возрасте

Из-за гормонов и из-за изменений в теле психика ребенка не успевает справляться с изменениями. В этот непростой период, чувство тревоги не покидает подростка. Это происходит и из-за недовольства своей внешностью, и из-за сексуального возбуждения, и многих других причин.

Для мальчика в этот период особенно важно общение с отцом. С него он берет пример и чувствует себя намного увереннее, если рядом есть надежная поддержка.
Если такой поддержки нет, то ребенок весь свой негатив, всю боль и страх, будет выплескивать на близких ему женщинах (маму, бабушку). Если отношения с отцом наладить не удается, необходимо поговорить с психологом, как же быть в этой ситуации. Врач дает советы, исходя из конкретной ситуации.

Конечно, очень непросто родителям в период взросления своего ребенка, но не стоит забывать, что самому подростку ничуть не легче (а в чем-то даже сложнее). В среднем каждый год 4 ребенка из 100 страдают от сильнейшей депрессии. Для неокрепшей психики подростка такое психическое состояние очень опасно.

По данным исследователей, каждый пятый ребенок задумывался о самоубийстве. И если после неудачной попытки девочки оставляют свои попытки, то мальчишки пытаются расстаться с жизнью несколько раз.

Депрессию условно можно разделить на два вида:

  • так называемая главная депрессия, которой присущи грусть, апатия;
  • маниакальная депрессия. Очень опасное состояние, потому что на смену апатии, приходит резкое желание действовать импульсивно, необдуманно.

Родители должны быть очень внимательны к переживаниям ребенка: глубокая депрессия очень опасна и часто ведет к причине самоубийств у подростков.

Еще одна из больших опасностей для подростков – это наркомания. Все мы знаем, как страшна и опасна наркомания. Родителям нужно очень внимательно смотреть за состоянием подростка, обращать на все изменении в его поведении. Когда следует бить тревогу и вести подростка к врачу?

  • когда в его поведении наблюдается полное безразличие ко всему происходящему, резко сменяется чрезмерно возбудимым состоянием.
  • резко ухудшилась мозговая деятельность. Подросток стал плохо запоминать, стал рассеянный.
  • зрачки изменили свой размер или выглядят неестественно.
  • состояние ребенка подобно тому, как у пьяного, но без запаха спиртного.
  • вы отмечаете, что подросток постоянно лжет, без всякой надобности и причины.
  • если на языке появился коричневатый налет, глаза красные, на теле следы от уколов.
  • появление в доме странных предметов (клея, ацетона, растворителей), на посуде копоть, шприцы.

Если вы заметили хотя бы два признака из перечисленных у своего ребенка, немедленно тащите его к психологу и наркологу. Не нужно обвинять и ругать ребенка. Ему как никогда нужна помощь и поддержка близких, только так можно будет справится с этой бедой.

Существует еще одна проблема (не такая страшная как наркотики, но тоже очень неприятная), это компьютерная зависимость. Причин для такой зависимости может быть целое множество. Это и нервное расстройство, и комплекс неполноценности. Самое печальное, что когда проходит подростковый период, то зависимость никуда не девается. Если зависимость уже появилась, то справиться с ней самим очень сложно. Скорее всего потребуется консультация психолога или психиатра.

Особенности воспитания мальчика в переходном возрасте

Переходной возраст — замечательное время для того, чтобы начинать выстраивать с ребенком новые, более взрослые отношения. Для этого необходимо очень много общаться.

Подростки более скрытные, менее разговорчивые, отвечают на вопросы короткими редкими фразами, какой тут диалог? Лучшее место для разговоров – непринужденная обстановка. Хорошо, если отец и сын ездят на рыбалку, ходят в походы, совместно что-то ремонтируют в гараже. Там разговоры получаются как-то сами собой.

Хорошо общаться в машине. Подросткам часто бывает трудно откровенничать, глядя в глаза, а когда родитель занят дорогой, рассказать о проблеме проще.
Хотите общаться? Рассказывайте о своих проблемах, вспоминайте свое детство, юность, поделитесь своими мыслями, спросите совета. Перед вами практически взрослый самостоятельный человек, он вам может дать совет, не хуже любого взрослого, а порой даже и лучше.

Участвуйте в жизни ребенка, смотрите вместе фильмы, слушайте рассказы о любимых музыкантах, узнавайте о новинках. Одним словом — будьте в тренде! Общайтесь виртуально. Пишите им в социальные сети. Бывает, что подросток не решается о какой-то интересующей его теме спросить, но написать сможет.

Дайте ребенку договорить. Не перебивайте и тем более не ругайте и не поучайте его, за то, что он вам рассказал. Иначе рискуете в следующий раз не услышать ничего.

Переходный возраст: советы родителям

Переходной возраст, это возраст, когда ребенок уже не ребенок, хотя еще и е совсем взрослый. Родителям следует доверять своему ребенку. Не нужно проверять почту и читать его личные смс-переписки. Поддерживайте его, верьте в него. Пусть он знает, что чтобы не случилось, вы всегда его поймете и поддержите, он всегда может прийти к вам и попросить о помощи, и вы поможете. Друзья ребенка – важные люди в его жизни, оставляйте ребенку время на общение с ними.

Для облегчения переходного периода является любая секция. Необходимо увлечь ребенка за долго до наступления взросления. Футбол, плаванье, карате, бокс научат дисциплине, натренируют тело, загруженный день поможет пережить гормональные взрывы. На глупости и плохие компании времени просто не останется.

Вместо заключения

Переходный возраст ребенка – очень важный и в то же время сложный этап, причем не только для самого подростка, но и для его родителей тоже. Важно уметь найти общий язык с подрастающим сыном, не отдалить его от себя при воспитании, вырастить его настоящим мужчиной, которым потом можно будет гордиться. Именно поэтому уже с ранних лет относитесь к нему как ко взрослому, равному члену семьи. Советуйтесь с ним, даже если его советы будут казаться смешными и детскими. Повзрослев, у него уже будет какая-то уверенность в себе, в своих силах, он будет чувствовать себя нужным.

Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика с рождения

Психология детей 12 лет

Что происходит с ребенком в 12 лет: особенности возраста

В 12 ребенок взрослеет и формируется как личность. Психология его характеризуется тем, что появляется более устойчивое мировоззрение, тенденции в общении с окружающим миром, меняются с становятся осознаннее интересы в учебе. В это время ребенок усваивает моральные и культурные ценности, становится более осознанным и исследует себя.

Найти себя – непросто. Подростки начинают примерять на себя роли, которые видят в повседневной жизни, фильмах, в интернете.

В этом нет ничего плохого, пока тинейджер не копирует опасные для его жизни и здоровья модели поведения.

  • Главное место в жизни подростка занимают сверстники и значимые взрослые, на которых он стремится походить (чаще всего, это не родители)
  • Мальчик или девочка всё больше оценивают себя и сравнивают с другими, придают значение своим не объективным качествам
  • Многим становятся интересны вещи за гранью объективной реальности — время, жизнь и смерть, закономерности, любовь и все, что нельзя увидеть и познать полностью.

Подростки часто задают вопросы не взрослым, а самим себе, книгам и интернету. Этот путь познания мира теперь принадлежит только самому подростку.

  • К 12 годам развивается логическое мышление — младшие подростки учатся оперировать абстрактными понятиями и выстраивать цепочки. Мысли становятся более структурированными, ребенок вырабатывает навык выделять главное.
  • Сейчас повышена утомляемость. Это может вызывать раздражительность и возбудимость.

Не стоит давить на тинейджера, если он говорит, что устал – это не даст эффекта, только принесет дискомфорт всем.

  • Подростки переживают гормональный всплеск, он и является причиной основных проблем с поведением подростков. Эмоциональные перепады, вспышки агрессии и постоянные конфликты с собой и окружающими – типичные для этого возраста. для них. Здесь могут появиться отличия – девочки взрослеют быстрее, чем мальчики.

Подростком чаще всего управляют его эмоции, а не рациональность. Его могут задеть любые слова в его адрес, даже самые маленькие вещи могут стать причиной бури эмоций, злости и слез.

Важно поддержать девочку или мальчика, быть терпеливым и не обесценивать чувства.

  • У подростка появляются более четкие личные границы, новые потребности в независимости, уважительном, доверительном и равноправном отношении со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя человеком, достойным того, чтобы с его мнением считались. Если этого не происходит, его поведение и отношение людям, которые привыкли видеть его ребенком, может сильно ухудшиться.
  • Существует риск формирования неадекватной низкой самооценки и повышения тревожности, что очень опасно для впечатлительных младших подростков. Частая причина — проблемы в общении со сверстниками.

Младшие подростки начинают действовать необдуманно из-за гормонов, влияния друзей и стремления быть “крутым” человеком, которому “не слабо”, особенно это характерно для мальчиков.

В этом возрасте самое главное – привить подростку чувство собственной ценности, сформировать адекватную самооценку и научиться понимать свои эмоции.

Ребенок в двенадцать — на что обратить внимание в воспитании

Сейчас самыми важными моментами в воспитании ребенка – это очередное изменение границ, формирование независимости подростка, создание или совершенствование навыка понимания своих эмоций, общения со сверстниками.

И мальчик, и девочка хочет психологически отделиться от родителей. Оценке и сомнению подвергаются привитые в семье ценности, авторитеты и нормы поведения. Сейчас от родителей потребуется много терпения и понимания. Эти изменения – не навсегда, чаще – это просто желание «делать наоборот».

Происходит перестройка в эмоциональной сфере. Буря чувств накрывает с головой. Родителям стоит попытаться понять, что ребенок испытывает, не обесценивать чувства подростка. Стоит развивать эмоциональный интеллект тинейджера, научить его выражать себя.

Подростковый кризис постепенно приходит к кульминации, которая в большинстве случаев происходит в 13-14 лет.

Продолжается формирование личности. Главное помните, что ребенок – не вы. Не нужно проецировать на него свои мечты, пытаться сделать его абсолютно соответствующим, вашим личным представлениям о том, каким должен быть человек.

Мальчики и девочки тренируются в искусстве выбирать. Важно предоставить ему свободу выбора роли в этом мире, образа жизни и увлечений. Все, что нужно делать, это поддерживать, общаться и аккуратно следить за безопасностью. В остальном подросток справится сам.

Контролировать общение со сверстниками сложно со всех сторон. У подростка должна быть неприкосновенная личная жизнь, которую принимают и уважают родители. На этом строится большая часть доверия в семье. Однако, нельзя полностью отпускать ребенка в свободное плавание, где он может связаться с опасными людьми, особенно мальчик. Стоит говорить с ребенком (чаще с мальчиком, чем с девочкой) о его друзьях, чем они любят заниматься. О том, в каких отношениях он с ними находится, как себя чувствует в компании, не стал ли изгоем или объектом буллинга. Здесь опасность ещё в том, что мальчики часто становятся очень скрытыми, и их не просто «разговорить»

Как родителям — помочь ребенку

  1. Прислушивайтесь к нему и цените его желание повзрослеть
    У мальчиков и девочек просыпается чувство того, что его слова и действия важны так же, как слова и действия взрослых. Игнорируя это, вы рискуете повредить самооценку подростка, и желанием общаться со старшими. Нельзя обесценивать то, что говорит ребёнок, словами “Я уже видел жизнь и все знаю, а тебе еще рано о чем-либо судить”. Лучше выслушайте и дайте понять, что вы воспринимаете его всерьез.
    В возрасте 12-13 лет можно начать обсуждать с подростком некоторые проблемы, которые считаются “взрослыми”. Нужно отвыкать от восприятия 12-летнего как ребенка.
  2. Создайте атмосферу доверия и принятия в семье

Подростки постоянно сталкиваются со сложностями в общении, выполнении уроков, отношениях с учителями. Важно, чтобы они могли свободно рассказать об этом дома без унижения, насмешек, обесценивания их интересов и агрессии. Мальчикам это особенно сложно – продолжать оставаться откровенными с родителями.

Научите подростка говорить «нет» и не поддаваться на манипуляции

Именно сейчас самое опасное время, когда тинейджер может попасть под влияние плохой компании, пристраститься к опасным привычкам. Предложения попробовать наркотики, алкоголь, цепляться за электрички, ходить по «заброшкам» однозначно опасны. Через этот опыт проходят почти все, полностью оградить от неприятностей невозможно.

У подростка меняется тело, но становится непонятным. Для того, чтобы почувствовать и понять его тинейджер стремится ощутить опасность, возможно появление желания сделать тату, то есть – причинить себе боль. Через страх и боль тело становиться понятнее.

Но подросток должен уметь отказаться от этого, если он чувствует опасность, ему некомфортно и страшно. И при этом не ощущать себя «плохим» или «хуже других». Он должен знать, что его здоровье ценнее статуса в компании и «крутости».

Сексуальное воспитание
Сейчас начало полового созревания. У девочек оно начинается раньше, чем у мальчиков. Вместе с телесными изменениями просыпается интерес к противоположному полу.

Сейчас важно рассказать ему об анатомии его тела и гигиене, поговорить о сексуальном воспитании. Так и подростку, и родителям будет спокойнее.

Любите его

Несмотря на то, что подростки хотят отделиться от родителей, им нужна любовь и поддержка. Объятия, теплые разговоры, иногда даже кружка чая может сказать, как мама или папа любят его. Будьте рядом. Ему сейчас очень тяжело, а родители — одни из первых людей, к которым можно обратиться, если все становится невыносимо. Вы можете облегчить своей любовью любую трудную ситуацию, когда все шаткое и нет уверенности ни в чем

Что думают подростки о своей жизни в 12

Вот что рассказали 12-ти лет подростки, когда мы задали несколько вопросов об их отношениях с родителями и изменениях в жизни. Имена вымышленные, лексика сохранена.

— У тебя есть ощущение что сейчас, или в течении этого года, происходит переломный момент для тебя?
— На последние несколько недель приходится пик осознаний, самопреодолений, новых ощущений, мыслей, я как будто начинаю перерождаться изнутри, появляются новые ценности. Ещё хочется, чтобы либо чего-то не хватало, и ты сам себе это доставал, либо чтобы ты просто сам зарабатывал хотя бы некоторые вещи для себя.

— Как ваши отношения с родителями изменились?
— Они стали хуже. Не знаю почему, но предполагаю, что это связано с тем, что я стала чаще плакать и стала очень вспыльчивой.

— Как стоит вести себя родителям в такой ситуации с эмоциями, как у тебя?
— Подождать, когда у меня истерика, ну, «расшатанное» состояние. А после — поговорить по душам на тему моих проблем. Или просто обнять и успокоить, проявить любовь не в виде «если бы я не любила тебя ты бы в эту школу свою не ходила», а так, как мне это нужно.

— Как ты думаешь, ты сильно изменилась за последнее время?
— Нууу, прибавилось знаний, а соответственно стало понятно больше тех вещей, которые раньше были не особо ясны. Например, я стала спокойнее относиться к ЛГБТ и начала поддерживать феминизм. Мнение насчёт самой себя тоже изменилось, например, комплексов прибавилось, но некоторые из них наоборот пропали. Мне становиться интереснее общаться с мальчиками.

— Тебе стало сложнее открыто общаться с родителями?
— Я считаю, что имею право на свои секреты, а так, появились некоторые различия во взглядах на жизнь. Соответственно, некоторые сложности появились. Приходится обходить стороной некоторые иногда немаловажные темы, дабы избежать конфликтов.

— Что бы ты хотела сказать своим родителям?
— Мы не маленькие, родителям стоит давать нам больше свободы. Свобода выбора, например, как нам выглядеть, финансовая свобода, хочется чуть больше денег на карманные расходы до 14 и возможность подрабатывать после, нормальное количество времени на прогулки. Родителям стоит смириться с тем, что у нас есть своя точка зрения и своё мнение. Также им стоит нам больше доверять.

— У тебя есть чувство, что ты сильно изменилась за последний год? В чем это проявляется?
— Я больше вру родителям и в принципе близким людям, отдаляюсь от них. Раньше мне всегда было интересно проводить время с родителями, а сейчас такого желания уже нет.

— Как ты переживаешь этот разрыв с родителями?
— Нормально, не придаю этому большого значения. Возможно, это просто часть взросления, я не знаю.

— У тебя как-то изменились отношения с ровесниками?
— Мм, в школе — да.

— Звучит, как будто не в лучшую сторону
— Так и есть, не то чтобы меня обижали, мне просто не интересна их компания.

— И единомышленников нигде нет?
— Да, к сожалению

Комментарий детского психолога центра К.О.Т.

Как видно из ответов школьников, активно проявляются все «типичные» моменты, характерные для психологии этого возраста. Им хочется уважения к их мнению, понимания со стороны родителей, больше свободы, ощущения собственной значимости. Огромное значение сейчас имеет возможность быть частью компании, общаться с единомышленниками – это одна из основных потребностей этого возраста.

Помощь психолога и курсы для подростков в центре К.О.Т.

В центре К.О.Т. разработаны курсы, на которых под руководством опытных психологов ребята могут развить необходимые навыки, которые важны в этом возрасте.

Эффектность курсов очень высокая, потому что сейчас подростки, мальчики и девочки, испытывают потребность в том, чтобы стать увереннее, научиться справляться с эмоциями и лучше общаться.

Стать самостоятельнее, почувствовать собственную значимость, ребята могут, обучаясь финансовой грамотности. Ведь это не только получение знаний, это вариант заработать самим. А значит, получить признание со стороны родителей, сверстников и самому поверить в свои силы.

Если у вас есть вопросы, в центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к психологу-специалисту по работе с подростками.

Удачи вам, терпения и хороших взаимоотношений в семье!

Психология воспитания детей 10-13 лет

В возрасте 10 — 11 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать при общении с ребёнком и родителям и учителям.
Бурная работа желез внутренней секреции вызывает процессы полового созревания, что сказывается на работе всего организма.
Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту сердечных мышц, поэтому в этом возрасте медики часто фиксируют шумы в сердце ребёнка. Гормональная перестройка организма влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.

Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.

Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.

Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится — значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.

Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» — «Хорошо», «Ты куда уходишь?» — «Мама, отстань, я с ребятами».

Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, «отстань, мама», должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с «хорошими» ребятами, которые плохому не научат.

Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?

Те ребята, которые хорошо учатся «заучки», уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.

Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.

Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый — уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.

Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю» (термин Г. Цукерман) в возрастной психологии.

Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого — всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство — субъективность. Из многообразия моральных требований и норм общества подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности — системой личностных смыслов.

Следует учитывать подготовленность сознания современных детей просмотром телесериалов и чтением любовных романов к возможности переживания сильных чувств по отношению к противоположному полу. В то же время, полярное расслоение интересов наблюдается у девочек сильнее, чем у мальчиков. Среди детей этого возраста невооружённым взглядом можно увидеть девочек, ещё ощущающих себя детьми, и девочек — девушек, чьи интересы уже давно вне сферы учебной деятельности. Разница между физическим и психологическим возрастом огромна. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Образ ровесников, как равных, оказывается несостоятельным. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.

Человек в этом возрасте активно экспериментирует с самим собой. Он проверяет собственные способности в разных сферах: в общении, в любой деятельности. Проверяет свою храбрость, привлекательность, силу воли. Это бурное и весьма рискованное экспериментирование. Ребёнок поглощён постоянной оценкой самого себя. Он впервые начинает задумываться над тем, какие качества его характера помогают или мешают ему в жизни, старается исправлять себя, не имея порой для этого необходимых знаний и умений.

Его начинает интересовать психология. Личностные структуры ребёнка кристаллизуются, и многое социальные и личностные характеристики дают основания для надёжных прогнозов на 4 — 6 лет вперёд.

Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы.
Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.

В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера:
• жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди — гады!»;
• жестокий, сильный, циничный ( утверждался на бессердечном использовании человеческих слабостей: «люди — мусор», «на дураках воду возят»);
• слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
• слабый, потерявший достоинство («шестёрка»). Вынужден искать покровителя и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.

В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2. Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета — послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.

Наиболее благополучно будут чувствовать себя дети этого возраста в тех семьях, где ребёнок избавлен от удушающей родительской любви, в отношениях между родственниками присутствует тепло и понимание в сочетании с ясными, совместно вырабатываемыми правилами поведения и достаточно строгим, но не догматичным контролем за их выполнением. Родители могут оставить за собой право контролировать выбор образования и внешкольных занятий ребёнка, но пусть сверстники определяют стиль одежды и отдыха, эстетические пристрастия. Наибольшую зависимость от сверстниковой компании обнаруживают те ребята, чьи родители либо излишне авторитарны, либо слишком снисходительны.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:
1. Любовь долготерпива. Как часто мы говорим: «Сколько же можно терпеть дурной характер моего ребёнка?» Ответ: «Беспредельно».
2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.
3. Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку. Бог подарил вам такого ребёнка, принимаете этот дар с благодарностью.
4. Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет. Часто на ваши напоминаниях о своих вложениях в ребёнка дети отвечают: «А кто тебя просил?»
5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.
6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия и чванства.!
7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.
8. Не раздражайтесь. Не снимайте своё раздражение на ребёнке. Когда мы выходим из себя, то теряем контроль над собой и теряем всё. Раздражительность — самый страшный враг семейного воспитания.
9. Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает. Развитие — драма, и наша задача не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.

И помните притчу о безусловной любви:
Мать качает младенца в колыбели и поёт: «Я люблю тебя, мой малыш». Через несколько лет ребёнок шалит и капризничает, а мать повторяет: «Я люблю тебя, мой малыш». Сын вырос, выкрасил волосы в оранжевый цвет, начал курить, а мать по-прежнему ему твердит: «Я люблю тебя, сынок». И вот взрослый сын у постели умирающей матери, обливаясь слезами, шепчет: «Я люблю тебя мама. Только ты умела любить меня любым и всегда понимала. Как я буду жить без тебя, мама?»

Следуйте этим 8 советам по воспитанию мальчика, и у вас вырастет настоящий мужчина

У вас растет сын? Конечно, вы хотите воспитать настоящего мужчину – сильного, смелого, ответственного, выдержанного. Но как этого достичь?

Мария Коновалова
психолог, г. Яхрома

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector