221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как воспитывать мальчика подростка 13 14

Воспитание мальчиков 13 лет

Переходный возраст – важнейший этап в жизни каждого человека. Именно в этот период закладываются основные ценности и формируется направленность личности.

В период с 12 до 16 лет идет активное половое созревание. У девочек оно начинается раньше, примерно с 11 лет. У мальчиков позже в 12-13 лет, но идет быстрее и интенсивнее. Сроки индивидуальны и могут смещаться.

Мальчик в 13 лет – уже не ребенок. Он начинает меняться сначала физически, затем и психологически. Это непростой период для мальчика-подростка. Кризис переходного возраста тесно связан с кризисом трех лет.

Доказано, что если в детстве ребенок не научился добиваться своего, потому что родители постоянно подавляли его желания, то начиная с 12-13 лет, он повторит попытки самоутверждения уже более сильными способами. Если родители пойдут по тому же пути – будут требовать беспрекословного послушания, неизбежны серьезные конфликты. Это неблагоприятно скажется на подростке и на семье в целом. Психологические травмы переходного возраста могут оказать влияние на всю жизнь

Физиологические изменения в пубертате

Когда подросток обнаруживает первые изменения в своем теле, это может вызвать различные эмоции – от радости до страха. Рекомендуется деликатно поговорить с ребенком на тему полового созревания заранее.

Мальчику до 13 лет должен объяснить папа, какие изменения скоро с ним произойдут. Были случаи, когда подросток пугался открытия головки полового члена. Папы, воспитывающие сыновей часто игнорируют вопросы полового созревания, считая, что они «сами разберутся». Это неверная позиция. Подростку нелегко, его психология меняется, тревоги и комплексы по поводу своего тела лишь усугубят имеющиеся проблемы. Мама в этих вопросах поможет мало, даже если она знает, как воспитывать мальчика подростка.

Этапы физического развития в пубертате

В 13 лет мальчик начинает активно расти. Физическое развитие может проходить неравномерно, этим объясняется некоторая неуклюжесть подростков. Мышечная масса может не поспевать за ростом, а конечности обычно растут быстрее тела. К 14-15 годам пропорции выравниваются.

В подростковом возрасте в связи с активным ростом, повышается аппетит. Важно следить за рационом. В последние годы увеличился процент подростков, страдающих ожирением.

Физические изменения мальчиков:

  • Увеличение наружных половых органов. Сравнение себя со сверстниками может стать источником комплексов при недостатке знаний о темпах физического развития.
  • Рост волос на теле и лице. Это иногда вызывает неприятие.
  • Изменение голоса, которое еще называют ломкой. Тембр может непроизвольно меняться с низкого на высокий. Обычно это явление проходит достаточно быстро.
  • Изменение мускулатуры, фигура меняется по мужскому типу – широкие плечи и узкие бедра. Также, происходит активное развитие мышечной массы.
  • Изменение запаха тела. Необходимо познакомить мальчика с гигиеническими мероприятиями.

Психологические изменения в пубертате

В возрасте 13 лет подростки начинают демонстрировать свою независимость. Родители не понимают, что делать с такими неуправляемыми подросткоми. Основной конфликт в том, что в социальном плане они полностью зависимы от родителей. Если взрослые достаточно прозорливы, чтобы позволить подростку определенную степень свободы, кризис пройдет успешнее. Пусть они сами выбирают одежду, прическу, друзей, увлечения.

При этом, полная свобода и вседозволенность им не нужна. Подросток – наполовину ребенок. Ему как никогда нужна любовь и понимание родителей. Поддержка должна быть не авторитарной, а товарищеской. Доверительные отношения между ребенком и родителем – залог благополучного развития личности.

Психологические особенности мальчика подростка:

  • Желание стать независимым;
  • Максимализм;
  • Потребность признания в референтной группе, где они чувствуют себя защищенными;
  • Ранимость;
  • Усиленное развитие абстрактно-логического мышления;
  • Эмоциональная нестабильность и импульсивность;
  • Появление интереса к противоположному полу;
  • Первые проявления личности, которые родители должны принимать и уважать.

Роль отца в воспитании мальчика

Отношение матери к маленькому ребенку – безусловная любовь, основанная на многовековых инстинктах. Любовь отцов развивается постепенно и имеет социальную природу. Задача женщины – помочь молодому папе научиться взаимодействовать с малышом. Детская психология полагает, что в жизни ребенка отец начинает играть особо важную роль после трех лет.

Мальчики начинают осознавать свою половую принадлежность и идентифицируют себя именно с папой. Появляются игры, где мальчик копирует мужское поведение. В более старшем возрасте, ребенок перенимает отношение к женщинам, взаимодействие со старшими родственниками, иногда увлечения. Если в семье отец уважает мать, заботится о пожилых родственниках и зарабатывает деньги, его сын будет считать это нормой.

Даже если в 13 лет поведение подростка не вписывается в традиции семьи, нужно понимать, что это временно. Следует, не препятствовать общению со сверстниками и новым увлечениям. Полученная модель поведения реализуется позже, когда он создаст свою семью. Главное – принимать ребенка любым. Одобрение отца для мальчика особенно важно. Проблемы мальчика в переходном возрасте успешнее решаются с участием мужчины.

Воспитание мальчика в неполной семье

Мальчик формирует модель мужского поведения на примере отца. В неполной семье, где воспитанием мальчика занимаются женщины, у подростка нет образца, на который он мог бы опираться. Женщина должна знать, как воспитывать подростка без отца.

Советы психолога по особенностям воспитания мальчика 13 лет без отца

Нужно организовать общение с каким-нибудь мужчиной. Пусть он будет частым гостем. Это может быть родственник, или просто знакомый. Полезно смотреть фильмы, где ярко выражены мужские качества. Рассказывайте мальчику о биографиях известных мужчин, если он начнет интересоваться, поищите книги для более подробного ознакомления. В 13 лет для подростка крайне важно иметь авторитет. Не отзываться плохо об отце ребенка при нем, даже если тот действительно плохо поступил.

Ошибка некоторых женщин – чрезмерно строгое воспитание. Мальчик привыкнет к подчиняемой позиции и может стать несамостоятельным во взрослой жизни. Нужно серьезно относиться к мнению ребенка. Нельзя иронизировать над его поступками, подростки очень ранимы. Если мальчик пригласил девушку из класса в кино, не стоит снисходительно называть его «женихом». Женщина должна быть максимально деликатна в общении с сыном.

Если воспитать мальчика правильно, даже в неполной семье вырастет достойный мужчина с верными ориентирами.

Чем увлечь подростка

Ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками. Чтобы это общение не ограничивалось одной компанией во дворе, нужно помочь ему организовать свой досуг.

Самый удачный вариант – это спорт. Занятия спортом сглаживают трудности переходного возраста. Выбор вида занятий лучше оставить за подростком. Они должны приносить удовольствие. Для некоторых видов спорта есть ограничения, нужно сходить к педиатру на консультацию.

Помимо досуга, связанного с физической активностью, можно увлечь мальчика походами, основами программирования, робототехникой, видеосъемкой. При этом, не забывайте, что несмотря на кажущуюся независимость, подросток копирует своих родителей. Ведите активную насыщенную жизнь, ребенок будет не только гордиться вами, но и сам будет стремиться соответствовать.

Воспитание подростков: типичные ошибки родителей

Словосочетание «подростковый возраст», пугающе действует на родителей. Все мамы и папы, за редким исключением, понимают, что этот период, который специалисты оценивают как трудный этап с судьбоносным решением, не самый легкий в жизни ребенка.

Подросток пребывает в конфликте не только с окружающими, но и, в первую очередь, с самим собой. Так, влюбленность расценивается как чувство наивысшего порядка, родительская забота — жесткой диктатурой.

Совершая ошибки, пробуя самостоятельно делать шаги во «взрослой» жизни, ребенок прощается с детством. Однако реалии таковы, что незрелость социальной адаптации вновь возвращает его в детский мир. А все потому, что принимать решения — это свобода, а нести за них ответственность — непосильное бремя, которое максималист-подросток не готов принять.

Особенности подросткового возраста

Долгожданный момент, когда подросток входит в жизнь взрослую, предваряет неоднозначный период становления личности. Продолжительность этой стадии развития равняется приблизительно 7 годам. Одиннадцатилетний возраст — начало резкого изменения психической составляющей подростка, интенсивного формирования физических параметров тела. Существенный скачок в росте сравним с молниеносным развитие плода от зачатия до 2 лет.

Угловатая фигура подростка, обусловленная некой нескладностью, отсутствием четких пропорций, — показатель быстрого роста скелета, за которым ткани мышц не успевают развиваться. Значительное увеличение в объеме сердечной мышцы, легких позволяет дыханию быть глубоким и выполнять главную задачу: обеспечивать кислородом растущий, молодой организм. Общее состояние подростка подвержено колебанию давления, что провоцирует боль головную.

Перестраиваясь на уровне гормонов, организм молодого человека на пути к половому созреванию. Рост числа эстрогенов у девочек, количество тестостерона у юношей — норма в период взросления.

Андрогены, уровень которых так же растет, способствуют формированию вторичных половых признаков. К чему приводят все эти изменения?

С медицинской точки зрения, перечисленные процессы порождают совершенно оправданную и вполне объяснимую смену настроения, делают нестабильным эмоциональный фон, вызывают повышение возбудимости, сопровождающейся иногда крайней степенью импульсивности.

Следствием подросткового возраста могут стать и состояния депрессивные, а именно: действия агрессивного характера, ощущение тревоги, проблемы поведения.

Первостепенную важность подростки отдают взаимоотношениям со сверстниками. Примеряя на себя совершенно разные социальные роли, ребенок в этом возрасте находится в активном поиске собственного осознания. Формирующееся социумом мировоззрение, непреодолимое желание разобраться в себе — все это вызывает противоречия, проблемное восприятие ситуаций.

Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни

Данный период специалисты расценивают как промежуточную составляющую между последними днями детства и наступающим взрослением. Непреодолимое желание стать частью мира «отцов» столь сильное, что центральную часть в жизни начинает занимать социум, а именно: сверстники.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка в 1 год

На уровне физиологии все довольно ясно. Кора головного мозга не может больше управлять подкорковыми процессами, контроль ослабевает и подросток просто не способен отвечать за эмоции. Все реакции протекают достаточно медленно, отсюда и непонимание между взрослыми и детьми, ведь уже нет мгновенного повиновения, беспрекословного подчинения, да и ответ на вопрос не сразу следует.

Изменения психологической составляющей происходит во взаимодействии с памятью, которая на данном этапе ослабевает, и мышлением. Возрастает чувствительность ко мнению о подростке окружающих людей, что влечет крайнюю степень обидчивости. Одни ребята готовы промолчать, затаив переживания, иные — бунтарствуют, демонстрируют отвержение всяких норм.

Средний подростковый период: от 14 до 16-17 лет

14 лет — время градации установок моральных наряду с социальными. Сомневаясь, совершая поступки по подобию старших, подросток абсолютно не уверен до конца, поэтому проявляет при малейшей просьбе объяснить свои мотивы, грубость, сопровождающуюся раздражительностью, упрямство, выливающееся в непослушание.

Ощущение мира посредством восприятия самого себя приводит иногда и к крайностям. Излишнее уединение, постоянное одиночество — сигнал для родителей. Это не значит, что поразмышлять в тишине опасно для жизни, но системность этого должна насторожить.

Порой одни подростки под давлением социальных обстоятельств не проявляют желаемых эмоций, другие — эмоционируют, впадая в крайности. Например, часто ребенок обличает взрослых во лжи, неумении сдерживать данные слова.

Непринятие подростками мнения «отцов» печалит взрослых. Случается, что буйная раздражительность связана с навязывающимся мнением о следовании по стопам родителей. Тактика со стороны взрослых проигрышная, поскольку порождает протест, который может закончиться скандалом, а иногда и уходом из стен дома.

Поздний подростковый период: от 16-17 лет до взрослого возраста

Поведение подростков на этапе от 16 лет подвержено их саморегулированию. Ценности постепенно начинают располагаться в иерархическом порядке. Мотивы, побуждающие к размышлению и осмысливанию, формируют частичное понимание существующего в мире взрослых законодательства, принять который придется.

17 лет — возраст выбора, сделать который для подростка непросто. Опасение допустить ошибку, не справиться с поставленными задачами приводит к пассивности в действиях, уклонению. Переломный момент приходится на окончание школьного образования. Социум давит на профессиональное самоопределение, а подросток растерян.

Склонность пребывать в долгих раздумьях, юношеский страх перед несостоятельностью — все это черты подростка в 17 лет. Излишняя опека родителей, неустанное бдение за жизнью ребенка, диктат способны породить в сомневающемся ребенке неуверенность, которая постепенно перерастет в скованность.

С чем связаны сложности в воспитании?

Трудности в организации воспитательного процесса в отношении детей преодолевают взрослые: мамы и папы. Предъявляя требования, родитель может попасть впросак, если сам не соответствует тем установкам, которые задает детям. Взрослые, являющие собой пример, не расходящийся в словах и поступках, справляются с воспитательной задачей легче.

Не проявленная родителями на должном уровне забота о собственных чадах в первые годы жизни, когда столь необходимы материнская ласка и отцовская поддержка, служит причиной трудностей в воспитании.

Доминирование в иерархии ценностей родителей карьеры искажает представление подростка о семье, поэтому и ослабевают узы семейные, а дети отдаляются.

Опека на грани родительского безумия действует удушающе на подростка. Если забота проявлялась и в детстве, то это привычные для детей эмоции. В случае, когда родители с годами пришли к осознанию несостоятельности как мамы и папы, то, спохватившись рьяно, можно натолкнуться на протест.

Типичные ошибки родителей при воспитании сыновей-подростков

Почему-то принято в обществе считать правильным ту воспитательную позицию по отношению к юношам, когда только суровая муштра способна сформировать настоящего во всех смыслах мужчину. И не берется в расчет опыт, полученный отцами от своих родителей, когда такая диктатура оставила в воспоминаниях только лишь надломленную и искалеченную юность.

Безусловно, что мужественность прививается с детства. Вот только лишив мальчика проявлений ласки, чувства родительской любви, внимания к его миру, можно воспитать жестокого и бесчувственного мужчину. Случается и так, что навязчивое желание взрослых вырастить по собственному образцу юношу доминирует, не учитываются особенности индивидуального характера.

Опасно восклицание: «Ты же будущий мужчина!» Ребенок претерпевает изменения в психике по мере взросления, поэтому мужественность формируется постепенно, а проявление определенных «слабостей» допустимо для каждого. Если взрослый непоследователен в воспитательном процессе: балует либо впадает в ярое наказание, то ждать положительного результата не придется.

Ссоры отца с матерью, на глазах у растущего сына, станут со временем причиной жестокости в отношении женщин. Этот же показатель и кроется в несогласованности действий мамы и папы в воспитании сына.

Пагубным для формирования юноши является сравнение со сверстниками, акцент на неприемлемом поведении, навязывании негативных установок. Злоупотребление интеллектуальным развитием юноши в ущерб физическому недопустимо.

Типичные ошибки родителей при воспитании дочерей-подростков

Очевидны промахи родителей и в организации воспитательного процесса в отношении дочерей. Ошибочны установки, когда строгость — это лучший рычаг воздействия на прыткого подростка. Так называемые рукавицы, «ежовые», никогда не возымеют эффект, если девочка не получит в большей степени заслуженной нежности, отцовской заботы, материнской опеки.

Если отец либо мать категоричны, неумолимы, только и делают, что отдают неподлежащие обсуждению приказы, то дочь, замкнувшись в себе от неприятия ее личности, затаит обиду на мужской пол в целом.

Иная сторона медали проявляется в воспитании, когда дочь возносят родители на пьедестал. Превращая гиперопекой жизнь дитя в сказку, совершается ошибка, которая может дорого стоить дочери в будущем. Вседозволенность в условиях подобного воспитания искажает восприятие мира, формирует ощущение того, что все создано только для ребенка, и при желании можно все легко получить.

Позиция, когда дочь — друг, соратник – ущербная, и, в первую очередь, для самой взрослеющей девушки. Материнское своеволие в обсуждении любых вопросов, в том числе и интимных, надломает неокрепшую детскую психику. Излишняя тайная критика поведения отца тоже может послужить преградой в отношениях с мужчинами в последующем.

Некоторые родители противятся рождению дочери, не принимая подарок судьбы. Поэтому берут на себя ответственность воспитать из дочки мужеподобного отпрыска, в котором тайно желают видеть сына. Несмотря на сопротивление, принимают все усилия в этом кощунственном деле воспитания.

Советы психологов

Родители часто полагают, что, когда ребенок маленький, он нуждается в трепетной заботе, максимальном внимании. И это, действительно, так. Вот только подросток в период пубертата напоминает младенца, который беспомощен и одинок. Как не представляется здравым оставить без внимания малыша, так и невозможно бросить на долгом пути становления взрослеющего ребенка.

Диалог — лучшее речевое взаимодействие с подростком, так как ни демократия, ни диктат не способны в полной мере удовлетворить потребность в общении между близкими людьми. Зная круг общения ребенка, занимающие его голову проблемы, родитель показывает свое участие с жизни любимого чада. Осторожность в оценках внешнего облика ребенка, его интересов заслужит уважение со стороны подростка.

Период перехода из детства в мир взрослых ознаменован щемящим сердце чувством одиночества. Именно на этом этапе подросток нуждается в общении, а именно: высказаться и быть услышанным. Однако не стоит поощрять неправильное поведение ребенка. Для этого опять же стоит прибегнуть к диалогу.

Пример, явленный самим родителем, когда не приветствуется и не пропагандируется в семье употребление бранных слов, осуждающих речей, обличительных фактов в адрес других людей — самое лучшее средство в воспитании достойного человека.

ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ. Стадия третья (от 14 лет и старше).

ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ. Стадия третья (от 14 лет и старше).

Примерно в возрасте четырнадцати лет начинается новая стадия отрочества. Как правило, в этом возрасте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тестостерона повышается почти на 800 процентов!

Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся

-более упрямыми,
-беспокойными,
-у них часто меняется настроение.

И не то чтобы они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее – а между тем внутренние часы торопят их жить.

Я полагаю, что именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Так уж повелось, что мы предъявляем к подросткам стандартный набор требований:

-побольше усердия в школе,
-побольше работы по дому.

Но подростку требуется нечто большее. Он и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задержать его в детстве еще лет на пять-шесть! Неудивительно, что возникают проблемы.

А на самом деле нужно поднять мальчишке дух – направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростковый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска подростковой жажды славы и геройства. Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодателями и музыкальной индустрией. Ребятам хочется прорваться туда, где чище и лучше, но такое место не просматривается.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка в пять лет

КАК ПОСТУПАЛИ ДРЕВНИЕ

В любой цивилизации – от эскимосов до африканских племен, во все времена и на всех континентах мальчики-подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины. Древние культуры знали – а мы только еще начинаем этому учиться, – что родители не могут воспитать мальчиков-подростков без помощи других взрослых, которым можно доверять и которые проявляют желание участвовать в процессе воспитания на долгосрочной основе.

Одна из причин такого подхода заключается в том, что четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается. (Помните, как ваш отец учил вас водить машину?) Почему-то двое мужчин непременно сталкиваются лбами, и это лишь усугубляет проблему. Если же кто-то посторонний приходит на помощь, отцы и сыновья становятся гораздо спокойнее. (На эту тему даже снято несколько фильмов – например, «В поисках Бобби Фишера» и «Поездка за город» с Албертом Финни в главной роли.)

Традиционно практиковались два метода, помогавшие юноше войти во взрослую жизнь.

Во-первых, подростков брали под крыло и наставляли на путь истинный взрослые мужчины, которые могли обучить их ремеслу.

Во-вторых, на определенных этапах наставничества старейшины рода или племени проводили посвящение юношей в таинства профессии. Этот процесс предполагал серьезные испытания, имевшие целью приобщение мальчиков к взрослой жизни.

ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЛЕМЕНАХЛАКОТОВ

Коренные жители Америки лакоты, должно быть, известны вам по фильму «Танцы с волками». Это было племя энергичных и успешных людей, с богатой культурой, отмеченное особенно теплыми отношениями между мужчинами и женщинами.

Примерно в возрасте четырнадцати лет мальчики-лакоты подвергались своеобразному испытанию на прочность, так называемому тесту на видение. Мальчик должен был забраться на вершину горы и сидеть там в ожидании видений или галлюцинаций, вызванных чувством голода. Предполагалось, что видение предстанет в образе некоего небесного существа, которое станет вести мальчика по жизни. Пока мальчик дрожал на вершине горы, до него доносилось из темноты грозное рычание горных львов. На самом деле эти звуки издавали мужчины племени, которые обеспечивали безопасность ребенка. Мальчики были слишком ценным материалом для племени, и подвергать их бессмысленному риску никто не собирался.

Когда подросток возвращался в племя, его успех шумно отмечался. Но, начиная с этого дня и в течение целых двух лет, ему не разрешалось разговаривать со своей матерью.

Матери в племени лакотов, как и женщины всех племен охотников-собирателей, очень близки и нежны со своими детьми, и дети зачастую так и спят вместе с ними в хижинах. Лакоты полагали, что, если мальчик заговорит с матерью сразу же после обряда посвящения в мужчину, соблазн вернуться в детство будет слишком велик и он опять окажется в женском мире и никогда не вырастет.

По прошествии двух лет происходила церемония воссоединения матери и сына, но к этому времени сын уже был мужчиной, и его отношение к матери соответствовало его новому статусу. Женщины, которые слышали это предание из моих уст, находили его очень трогательным, одновременно и грустным, и радостным. Матери племени лакотов сознательно отпускали своих детей, уверенные в том, что взамен они получат любовь, уважение и дружбу со стороны своих уже взрослых сыновей.

Резким контрастом с обычаями племени лакотов выступают современные отношения между матерями и сыновьями, которые (как подчеркивает Баббетт Смит в книге «Матери и сыновья») зачастую остаются

-стеснительными,
-инфантильными
-и безразличными.

Сыновья боятся сохранять близость к матери и вместе с тем, уже становясь мужчинами, все равно не могут оторваться от материнской опеки. Они переносят свое зависимое положение на отношения с любой другой женщиной. Не прошедшие обряда посвящения в мужское братство, они не доверяют мужчинам и не верят в мужскую дружбу. Они не хотят брать на себя обязательства перед женщинами, опасаясь, что к ним опять будут относиться по-матерински и контролировать. Так и появляются «никакие» мужчины.

Только покинув женский мир, молодые люди могут разорвать материнскую оболочку и начать относиться к женщинам по-взрослому. Бытовая жестокость, измены, неудачи в супружеской жизни совсем не обязательно являются результатом проблем с женщинами, причина как раз в том, что мальчики не прошли положенный путь трансформации.

Вы можете усомниться в том, что в древние времена матери, да и отцы тоже, без опаски отдавали своих сыновей в чужие руки. Но на самом деле оснований бояться не было. В качестве наставников выступали мужчины, которых хорошо знали и которым доверяли. Женщины понимали и приветствовали эту помощь, поскольку интуитивно чувствовали ее необходимость. Выпуская из семьи проблемного мальчика-подростка, они получали назад зрелого и самодостаточного молодого мужчину, которым наверняка потом гордились.

Посвящение во взрослую жизнь нельзя было назвать одноразовым мероприятием. Иногда требовались месяцы, чтобы обучить мальчика вести себя по-мужски, брать на себя ответственность, чтобы он набрался сил, стал настоящим мужчиной. Мы не слишком хорошо осведомлены о подробностях таких обрядов. Иногда они бывали жестокими и страшными (и мы ни в коем случае не хотим повторения), но проводились они с определенной целью, продуманно, и результаты были впечатляющими.

Суммируя опыт наших предков, можно сказать: выживание любого племени зависело от воспитания знающих и ответственных молодых людей. Это был вопрос жизни и смерти, и относились к нему со всей серьезностью. Каждое общество вырабатывало свою программу воспитания молодых людей, предполагающую объединение усилий всего взрослого населения.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Сегодня наставничество чаще всего отсутствует или существует в эпизодическом виде. Сами наставники – спортивные тренеры, родственники, учителя, начальники – редко понимают свою роль и, как правило, исполняют ее плохо. Наставничество обычно проводилось на рабочем месте, в рамках программы овладения трудовыми навыками и совершенствования мастерства. Все это осталось в прошлом. Работая по выходным в местном супермаркете, юноша вряд ли встретит там наставника.

ПРИЗЫВАЯ НА ПОМОЩЬ ДРУГИХ

В возрасте от четырнадцати до двадцати с небольшим лет мальчик переходит во взрослый мир, постепенно отдаляясь от родителей. Родители сознательно отступают на второй план, не выпуская ребенка из поля зрения. Именно в эти годы мальчик строит свою жизнь, отдельную от семьи. У него появляются

-учителя, которых вы едва знаете,
-интересы, вам неведомые,
-и цели, в достижении которых вы вряд ли сможете ему помочь.

Картина довольно пугающая.

Подросток четырнадцати-шестнадцати лет совсем не готов к тому, чтобы оказаться один на один со взрослым миром. Ему нужны проводники в этот мир, и именно эту роль выполняют наставники. Мы не имеем права оставлять юношей без присмотра. Но наставник – это больше, чем учитель или спортивный тренер: между ним и ребенком складываются особые доверительные отношения. Шестнадцатилетний подросток не всегда слушается родителей – хотя бы из чистого упрямства. Но с наставником совсем другое дело. Подростковый возраст – пора «восхитительных ошибок», и задача наставника отчасти состоит в том, чтобы не допустить фатальных ошибок.

Родители должны позаботиться о подборе наставника, руководствуясь строгими критериями. В этом плане очень помогает принадлежность к сильной общественной группировке – скажем, к

-активной церкви,
-семейному спортивному клубу,
-общинной школе,
-коллективу друзей, которые по-настоящему заботятся друг о друге.

Вам действительно нужны друзья, которые будут выполнять роль заботливых дядюшек и тетушек, опекающих детей и участвующих в их воспитании. Друзья могут

-вести беседы с вашими детьми,
-расспрашивать об их интересах,
-обмениваться с ними мнениями.

Идеально, если ваши дети станут желанными гостями в их домах, – если ваши друзья смогут иногда прочистить им мозги, а дети, в свою очередь, смогут поплакаться им в жилетку, когда в отношениях с родителями возникает некоторое напряжение. (Многим знакомы ситуации, когда после перепалки с матерью дочь-подросток бежит жаловаться к маминой лучшей подруге. Вот для чего нужны друзья!)

Кстати, вы тоже можете оказать такую помощь детям ваших друзей. Тинейджеры прелестны, если только это не ваши собственные дети!

Тинейджеры очень страдают, когда их родители живут обособленной жизнью. Я это знаю не понаслышке. Когда мои родители эмигрировали в Австралию, они, и без того люди стеснительные, стали еще более замкнутыми. Им так и не удалось найти друзей и свою компанию, в которую смогли бы влиться и мы, дети. В результате, когда мы с сестрой достигли подросткового возраста, у нас возникли большие проблемы с вхождением в большой мир, были и драматические, и рискованные моменты.

У некоторых подростков на этой почве развиваются душевные болезни, суицидальные наклонности, анорексия. А у кого-то возникает сильнейший протест против изоляции, и тогда подростки втягиваются в плохие компании, приобщаясь к наркотикам, криминалу, сексуальным извращениям. Если у вас есть дети-подростки, вы непременно должны

Читать еще:  Роль отца в воспитании детей

-заставлять себя выходить в свет,
-общаться с людьми,
-создавать социальный круг, в котором могли бы вращаться и ваши дети.

Затворничество не способствует правильному воспитанию ребенка.

ЕСЛИ НЕТ НАСТАВНИКА

Если рядом нет наставника, юноша может столкнуться с множеством проблем на своем пути во взрослую жизнь. Он может ввязаться в бесполезную борьбу со своими родителями в попытках самоутвердиться и отстоять собственную независимость. А может впасть в депрессию и обособиться. Детям этого возраста приходится искать ответы на очень сложные вопросы – о сексе, выборе карьеры, об отношении к наркотикам и алкоголю.

Если мать и отец по-прежнему уделяют ребенку много времени, живут его интересами, он охотно делится с ними своими мыслями и сомнениями. Но иногда у подростка возникает потребность поговорить и с другими взрослыми. В ходе одного исследования было выявлено, что наличие взрослого друга вне рамок семьи уберегает подростка от преступных связей. (Разумеется, если только этот друг сам не является криминальным элементом.)

Молодые люди стараются сами выбрать свой жизненный путь. Они могут найти свой интерес в религии, могут увязнуть в Интернете, увлечься музыкой или спортом, серфингом или роком. Если мы не сможем организовать детей по интересам, они сами создадут свои группировки. Но проблема в том, что эти группировки могут стать лишь сообществом одиноких сердец и никаких навыков и знаний дети в них не получат. Многие мальчишеские компании основаны лишь на хлипких связях, а общности интересов и поддержки в них нет.

Хуже всего, если мы бросим подростков на произвол судьбы. Вот почему нам просто необходимы по-настоящему профессиональные учителя, спортивные тренеры, лидеры скаутских организаций, молодые рабочие – в общем, взрослые люди, заинтересованные в подрастающем поколении. Нам нужны люди, которые могут внести порядок в жизнь подростков.

Сегодня наиболее активны в процессе воспитания матери, а отцовство еще только возрождается. И пока еще в обществе остается проблемой найти хороших наставников.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ.

1. В период от рождения до шести лет мальчикам необходимо много внимания и нежности, чтобы они научились любить. Беседуя с ними, обучая, мы помогаем им войти в этот мир. Как правило, лучше всех с этой ролью справляется мать, хотя и отец может принимать участие в процессе.

2. Примерно в возрасте шести лет мальчик начинает выказывать большой интерес ко всему мужскому, и отец становится главным родителем. Важно, сколько времени и внимания он будет уделять сыну. Роль матери по-прежнему важна, и она не должна отдаляться от сына лишь потому, что он стал старше.

3. С четырнадцати лет мальчикам необходимы наставники – взрослые, которые проявляют персональную заботу о них и помогают постепенно продвигаться в большой мир. В древних цивилизациях был принят обряд посвящения, и наставничество являлось непременным атрибутом воспитания.

4. Одинокие матери могут хорошо воспитать мальчика, но им нужно внимательно подойти к вопросу выбора мужчины в качестве достойной модели для подражания. Кроме того, одиноким матерям следует больше времени уделять заботе о собственном здоровье (поскольку они выполняют работу за двоих).

Сам не свой: Переходный возраст у мальчиков – советы психолога

Ваш милый ребенок стал сам не свой? Он стремится показать свое превосходство или наоборот замкнулся? При этом он ученик средних классов? Все нормально. Это – ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ. И вот его особенности у мальчиков.

У мальчиков переходный этап взросления попадает на возраст 12 (14) – 17 (18) лет. Пиком негативных реакций является этап от 14 до 16 лет. Негативная фаза заканчивается поиском друга, тоской по другу. Пик эмоциональной нестабильности приходится на 11-13 лет.

Особенности переходного возраста у мальчиков

  • Признаки переходного возраста
  • Половое созревание
  • Физическое развитие
  • Эмоциональная сфера
  • Рекомендации родителям

Признаки переходного возраста

  • У мальчиков переходный возраст начинается с набухания яичек, позже увеличивается член и другие половые органы. Это происходит в среднем в 11-15 лет.
  • Одновременно с этим появляются волосы в районе половых органов.
  • Через пару лет начинают прорезаться волосы на лице и на теле.
  • Происходит ломка голоса (перепады от низкого к высокому).
  • В самом начале созревания может наблюдаться небольшое увеличение молочных желез, которое проходит через год-два.
  • Ночные эякуляции.
  • Общие для обоих полов реакции (агрессия, противоречивость, усталость, максимализм).
  • Стремление продемонстрировать свою физическую силу.

Половое созревание

У мальчиков половое созревание начинается в 13-14 лет, а заканчивается в 16-17 лет. Специфика полового развития – стремление выглядеть старше, «круче», быть похожим на своих кумиров. Они так же, как девочки, тянутся к противоположному полу. Однако по-настоящему редко влюбляются, чаще «играют в отношения».

Половая идентификация у мальчиков тесно связана с образом женщины рядом. То есть чем больше женского примера вокруг, тем больше мальчик осознает свою мужественность. Чем женственнее окружающие его девочки, тем он больше чувствует себя мужчиной.

Физическое развитие

Самоопределение

Пик роста мальчиков приходится на 13 (13,5) лет – 15 лет, а замедляется к 18 годам. При этом вес растет с 14 до 16 лет.

Становление иммунитета

На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У мальчиков это происходит в 14-15 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности. Именно поэтому подросткам важно:

  • хорошо и правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • избегать вредных привычек.

Сердечно-сосудистая система

Отмечается постепенное увеличение артериального давления. Пульс несколько выше нормы, но ниже, чем у девочек. Однако, как и у них, возникают головные боли, головокружения, слабость.

Мышцы

У юношей рост мышечной массы приходится на 14 лет, но соответствие силе взрослого мужчины достигается позже.

Дыхание

Растут органы дыхания. У юношей преобладает брюшной тип дыхания. Мальчики проще переносят нехватку воздуха при физической нагрузке.

Эмоциональная сфера

Как и девочки, мальчики отличаются повышенной эмоциональностью и глубиной эмоций. Им в большей мере свойственна агрессивность. В целом у мальчиков-подростков эмоциональность ниже, чем у девочек. Особенно это касается отношений между полами.

Рекомендации родителям

Стили воспитания

  • Из всех элементов полового созревания большее негодование (испуг, стеснение, непонимание, неуверенность) у мальчиков может вызвать феномен ночной эякуляции. Важно поговорить об этом с сыном. Мальчикам, как и девочкам, важно знать особенности своей репродуктивной системы (заранее).
  • Если не можете сами поговорить с подростком о половом созревании (к слову, поверьте, он испытывает не меньший дискомфорт), то просто подарите ему хорошую книгу с доступной информацией. Мальчик сам решит, что именно и когда из нее он захочет узнать.
  • Подсказывайте подростку советы по уходу за кожей или сводите к дерматологу. Подросткам очень важен их внешний вид.
  • Не игнорируйте переживания подростка относительно его внешнего вида, даже если вы своего сына считаете идеальным. Важно объяснить, что это временно и внешность человека формируется до 20 лет анатомически, а позже легко корректируется своими силами.
  • Не усугубляйте ситуацию возгласами о незначительности его проблем.
  • Помните, что девиантное поведение, которое у подростков встречается часто – компенсация комплекса неполноценности. Важно разобраться, почему подросток не уверен в себе и помочь.
  • Судите поступки, а не подростка.
  • Безусловно любите.
  • Успешность во многом зависит от самооценки. Самооценку нужно обязательно поддерживать извне (задача родителей). Поверьте, подросток и так сам себя достаточно ругает и акцентирует внимание на недостатках. Ваша задача в противовес замечать только положительные моменты. По крайне мере акцентировать внимание на них.
  • Общение со сверстниками и увлечения очень значимы. Если это не вредит ребенку и обществу, то пусть слушает «жуткую» музыку или «страшно» выглядит.
  • В ограничениях нужно выступать единым фронтом. Подросток не должен иметь возможности найти «лазейку» в семье.

Таким образом, задача родителей мальчика-подростка – научить его самостоятельно действовать, нести ответственность за поступки, выбирать круг общения и жизненные ориентиры. Важно способствовать развитию положительных черт его характера и уменьшению выраженности негативных (либо акцентуаций). Для этого можно проводить беседы, самостоятельно исследовать личность (анкеты, опросы).

Самопознание и самоопределение – основа возраста. У мальчиков самоопределение больше ориентировано на профессиональную деятельность. Нередко они даже стремятся найти подработку. Это хорошо и не стоит этому препятствовать. Но нужно поспособствовать расстановке адекватных приоритетов и вместе найти компромисс.

Однако существует и обратный вариант – пассивность. Тогда нужно поспособствовать нахождению хобби для подростка.

При взаимодействии с подростком важно избегать авторитарности и жестокости, либерализма («кумир семьи»), гиперопеки и гипоопеки. Это разрушающие стили воспитания. Они оказывают деструктивное влияние на отношения детей и родителей, их личности.

Установлению доброжелательных сотруднических взаимоотношений с подростком поспособствует:

  • зрительный и тактильный контакт (естественная потребность всех людей, часто неосознаваемая);
  • активное слушание (проговаривание чувств ребенка: «ты расстроен, потому что у тебя не получается домашнее задание»);
  • проговаривание своих чувств, особенно отрицательных (но не «ты меня расстроил», а «я расстроена», то есть оперируйте Я-высказываниями).

Желаю взаимопонимания с вашими детьми! Слушайте и будете услышаны.опубликовано econet.ru.

Автор: Светлана Трошина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector