221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как воспитывать непослушных детей

Трудный ребенок: что делать с детьми, которые не слушаются

Трудные дети — вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно — в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  1. В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения — сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  2. Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама — дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно — и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  3. Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает — кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами — вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» — это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием — тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей): как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол — вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе — соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало. ».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка): как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать — вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать — вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит — его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» — к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору — я никому не нужен, а когда я молчу — меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время — они получат послушного малыша, если нет — будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе — то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть — быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» -—это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  1. Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего — либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму — нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  2. Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают — этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом — мороженое все равно будет нельзя.
  3. Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  4. Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама — «ладно, разочек можно»;
  5. Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет — оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников — бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах — можно сколько угодно и когда вздумалось. Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) — капризы и истерики ребенка сойдут на «нет».

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились — и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить — с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания — необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  1. Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие — как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  2. Если малыш капризничает и ведет себя не правильно — не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке — толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты — плохой мальчик, ты — злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными — в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой — придется мне тебя наказать. ». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе — хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня — неправильное.
  3. Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  4. Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  5. Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей — маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  6. Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  1. Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы — раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора — хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  2. Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  3. Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом — ваша копия.
  4. Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение — всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  5. Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки — не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать — что случится, если малыш поступит так-то и так-то.
Читать еще:  Достоинства и недостатки семейного воспитания

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции — быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

5 августа 2018 · Текст: Полина Сошка · Фото: Legion-Media

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Особенности воспитания непослушных детей

Ответы специалистов на четыре непростых вопроса о том, как воспитывать непослушных детей

Особенности воспитания непослушных детей

Существует тема, которая находит отклик у большинства родителей, – подходы к воспитанию непослушных детей. В статье представлены одни из самых сложных вопросов о непослушании и вызывающем поведении детей, а также несколько испытанных стратегий борьбы с подобными поведенческими проблемами.

Вопрос 1

Тринадцатилетняя девочка настырна и непокорна. Она не помогает матери в домашних делах, небрежно относится к дорогим вещам, таким как планшет и мобильный телефон, и проявляет тотальное безразличие и лень по отношению к жизни в целом. Мать постоянно ворчит и выкрикивает требования и угрозы, но это не помогает. Родители просто в отчаянии! Как можно помочь им в этой ситуации?

Большинству родителей, безусловно, знакома и близка подобная ситуация. Но дело тут вот в чем: упреки и споры с детьми (или с кем угодно) никогда не помогают. Подумайте над тем, есть ли в вашей жизни близкий человек – супруг, коллега, родитель или родственник, который использует упреки, чтобы изменить непонравившееся ему поведение или ситуацию. Когда это происходит, как вы реагируете и что делаете? Скорее всего, вас расстраивает попытка решить проблему с помощью придирок, и вы просто игнорируете этого человека.

Дети поступают точно так же. Родители выказывают свое недовольство, придираются – в результате стресса, искреннего разочарования или просто по привычке – и ожидают результатов. Важно понимать, что ворчание и упреки не приводят ни к чему кроме испорченных взаимоотношений между вами и ребенком. А все потому, что дети понимают, что родители будут снова и снова повторять одно и то же и не приведут свои угрозы в исполнение, не возложат на них должную ответственность. Чем больше мы упрекаем детей, придираемся к ним, тем больше они игнорируют нас и те правила, которые мы пытаемся установить, например, выполнение домашних обязанностей. Это превращается в замкнутый круг. Но если вы прекратите придирки и начнете поступать немного по-другому, ваш ребенок начнет обращать на вас внимание.

Начните с простого: вмените ему в обязанность выполнение одного задания по дому и не перегружайте длинным списком дел. Например, вы хотите, чтобы ребенок мыл после себя посуду, выносил мусор и раскладывал свое белье после стирки. Сначала поставьте в приоритет выполнение ребенком одного задания, например, попросите его забирать и раскладывать по полкам свою выстиранную одежду. Такой приоритет поможет вам обоим установить реалистичные ожидания, выполнять задание до конца и добиваться успеха.

Планируйте способы, с помощью которых вам будет легче добиться от ребенка выполнения его обязанностей. Мы иногда выкрикиваем приказы, например: «Убери свою чистую одежду в шкаф немедленно, сейчас же!», но затем отказываемся следовать собственным ограничениям и не подвергаем ребенка последствиям нарушения правил, которые мы сами же и установили. Будет лучше, если вы станете говорить спокойно и авторитетно: «На тебе сегодня лежит ответственность разложить свою чистую одежду по полкам. Пожалуйста, сделай это перед тем, как сесть за переписку с друзьями». А затем развернитесь и выйдите из комнаты. Это придаст вам авторитет, потому что вы проявляете спокойствие и сохраняете контроль над эмоциями.

Поначалу, как только вы прекратите придираться к ребенку, кричать и упрашивать его, то, вероятно, почувствуете себя немного странно и неловко. Действуйте так, будто вы уверены в себе и ожидаете, что работа по дому будет выполнена обязательно. Сначала вам потребуется подключить актерский талант, но затем, когда дети увидят, что в вашем поведении происходят глубокие, но позитивные изменения, это застанет их врасплох. Они начнут понимать, что упреки и придирки остались в прошлом, и они уже не смогут строить из себя «жертву».

Вопрос 2

Непослушная пятилетняя девочка огрызается в ответ на родительcкие требования, закатывает истерики и считает, что она может указывать взрослым, что им нужно делать. Родители безуспешно испробовали все известные им способы, чтобы заставить ребенка вести себя подобающим образом. Как еще можно помочь девочке встать на правильный путь?

Каким бы невыносимым ни был этот воспитательный момент, родителям не стоит беспокоиться: по большей части это совершенно нормально. По сути, это тест, который ваш ребенок заставляет проходить вас, своих родителей. Причина истерик, как правило, заключается в том, что малыш не получает того, чего хочет. Когда что-то идет не по его собственному плану, он расстраивается и для того, чтобы привлечь ваше внимание, впадает в истерику.

Как же прекратить проявление таких эмоциональных всплесков? По мнению специалистов, эффективно прекратить проявление эмоциональных всплесков можно только игнорируя их. Конечно, легче сказать, чем сделать, но когда вы употребляете свой авторитет, чтобы прекратить истерику ребенка, это только распаляет его и дает ему повод продолжать истерить, поскольку он видит, что вы реагируете на его поведение. В этот момент ничего нельзя сделать. На самом деле, почти все, что вы попытаетесь делать, только усугубит ситуацию. Только после того, как ребенок успокоится, вам стоит попытаться поговорить с ним.

Дайте ребенку передышку. Иногда, когда он возбужден и взволнован, лучше всего дать ему возможность «выпустить пар». Позвольте ему кричать, топать ногами или рыдать. Одновременно старайтесь игнорировать его истерику, и вы начнете оказывать нужное воздействие. Дав ребенку «пространство», вы позволите ему выпустить свои негативные эмоции наружу, взять себя в руки и вернуть самообладание, при этом не перекрикивая вас.

Одна из любимых стратегий, которые предлагают специалисты, – просто крепкие объятия! Вы можете подумать, что это глупо, ведь ребенок находится в состоянии нервного срыва, но обнимая ребенка с любовью во время истерики, вы даете ему понять, что любите его несмотря ни на что, и предоставляете ему безопасное место тогда, когда он эмоционально не в состоянии справиться с ситуацией.

Вопрос 3

В многодетной семье с матерью-одиночкой один из сыновей ведет себя неуважительно и вызывающе по отношению к ней. Помимо того что он не желает помогать по дому или делать домашние задания, он издевается над младшим братом, ворует его игрушки и постоянно оскорбляет его. Мать в этой ситуации чувствует себя беспомощной, и ее действия не приводят к изменению поведения ребенка. Она устала и раздражена. Как можно помочь ей в этой ситуации?

Воспитание детей может оказаться сложной задачей, даже когда задействованы оба родителя, но делать это в одиночку еще труднее. Когда один ребенок ведет себя отвратительно по отношению к брату или сестре, это, как правило, происходит потому, что он просто не знает, как справиться с собственными эмоциями и решить проблему.

В первую очередь, когда вы видите, как один ребенок плохо относится к другому, очень важно сохранять спокойствие и самоконтроль. Если вы сможете оставаться спокойными и не горячиться, то научите своих детей управлять эмоциями соответствующим образом. Если вы вошли в кухню и стали свидетелем того, как ребенок кричит на своего брата, потому что тот ест вместо того, чтобы вынести мусор, не кричите в ответ, а спокойно пригласите ребенка перекусить вместе с вами, а затем спросите у него наедине уверенным тоном: «Что тебя так расстроило? Ты же знаешь, что в нашей семье мы относимся друг к другу по-доброму, без гнева». Возможно, он будет слишком зол, чтобы ответить подобающим образом, но зато вы дадите ему понять, что видите, что он плохо контролирует свое поведение, но при этом больше заинтересованы в том, чтобы узнать о том, что его беспокоит и заставляет нервничать, нежели в том, чтобы кричать на него за то, что он поступает неправильно.

Если ваши дети еще не научились справляться с гневом и другими негативными эмоциями, им важно узнать о том, как можно выпустить пар, не оскорбляя других и себя. Многие взрослые в детстве не научились контролировать свои эмоции, поэтому, когда у нас что-то идет не так и мы срываемся на глазах у детей, то показываем им, что реагировать с помощью гнева – это нормально.

Представим, что вы везете детей на тренировку и вас пытается подрезать другая машина. Если вы потеряете самообладание, начнете жать на гудок и обзывать водителя, то научите ребенка, что плохо относиться к другим людям только потому, что они рассердили вас, – это нормальное поведение. Попробуйте сдержать себя и сказать: «Ничего себе, маме срочно нужно сделать парочку глубоких вдохов, потому что тот водитель явно нарушает правила. Я надеюсь, что у него есть очень веская причина для такого решения». Таким высказыванием вы закладываете основы правильного реагирования в случае, когда кто-то делает что-то, что раздражает вас или злит. Если вы постоянно демонстрируете детям спокойное поведение в реальных жизненных ситуациях, они начнут делать то же самое в повседневной жизни.

Очень часто плохое поведение ребенка по отношению к брату или сестре вызвано его желанием и потребностью в вашем индивидуальном внимании к нему. Порой его трудно обеспечить, особенно если учесть, что вы тяжело работали весь день, занимались домашним хозяйством и заботились обо всех своих детях. Ищите возможности в течение дня/недели уделять десять-пятнадцать минут вашего безраздельного внимания каждому из детей. Это время можно выкраивать по утрам, когда остальные дети еще спят, или после ужина, во время мытья посуды. Минуты теплого общения с ребенком помогут сократить количество эмоциональных вспышек и конфликтов братьев и сестер в будущем.

Вопрос 4

Как лучше всего дать понять своим детям, что вы не собираетесь терпеть грубое и дерзкое поведение в семье?

Великолепный вопрос. Специалисты считают, что мы можем помочь нашим детям стать вежливыми и послушными, если с самого начала последовательно и четко объясним, чего ожидаем от них. Последовательность очень важна, конечно, если вы не хотите подкреплять вредные привычки. Как только ваш ребенок достаточно повзрослеет, чтобы понять, что плохое поведение приводит к негативным для него последствиям, не давайте ему шансов на повторение проявления нежелательного поведения. В противном случае все, что вы говорите, он не будет воспринимать всерьез и сочтет, что плохое поведение может сойти ему с рук, потому что вы сами несерьезно относитесь к собственным правилам.

Если вы пришли в гости к другу вашего сына, а ваш сын отозвался о его матери крайне нелицеприятным образом, скажите твердо: «Ты же знаешь, в нашей семье такие слова недопустимы. Мы сейчас же идем домой, чтобы у тебя было время подумать о том, что ты сказал» и уйдите немедленно после того, как он извинится. Не торгуйтесь с ребенком, не предлагайте ему мороженое или деньги в обмен на лучшее поведение. Такие действия наносят наибольший вред, ими вы только будете потакать плохому поведению и можете спровоцировать еще худшее в будущем, потому что ребенок захочет проверить, как далеко может подтолкнуть вас, прежде чем вы предложите еще одну сделку.

Будьте сторонником позитивных перемен! Развивайте у ваших детей доброе отношение к другим людям. Хвалите их за хорошее поведение, награждайте, когда они демонстрируют готовность к сотрудничеству. Положительное подкрепление может оказать большое влияние на воспитание ответственного ребенка.

Что делать, если ребенок не слушается? Непослушный ребенок 2-7 лет: советы психологов, Комаровского, почему ребенок не слушается?

Откуда берутся взрослые, нарушающие законы? Из непослушных детей, конечно. Почему дети становятся непослушными и как бороться с этой проблемой, поговорим в материалах данной статьи.

Если ваш малютка не реагирует на ваши просьбы, делает то, что ему хочется, не считаясь с мнением окружающих, спешим вас огорчить, у вашей семьи проблемы. И если в 2-3 года надутые губки вызывают умиление и улыбки родных и близких, то в 5-6 лет непослушание становится действительно большой проблемой, от которой страдают не только члены семьи, но и воспитатели детского сада, продавцы в магазине, чужие дети в песочнице. Со временем личность ребенка портится, он перестает ощущать рамки дозволенного, детка становится изгоем в коллективе.

Особенности проявления непослушания в разном возрасте

В разном возрасте непослушание у детей проявляется по-разному:

  • 2 года. Возраст личностной самоидентификации. В это время детка начинает осознавать себя не частью мамы, а как отдельную личность. Из-за этого и возникают недопонимания между родителями и деткой: малыш хочет, чтобы с его желаниями считались. Попытайтесь находить компромисс, отвлекать интересным времяпрепровождением. Но и слабину не давайте, истерики игнорируйте.
  • 3 года. Сейчас происходит самая настоящая борьба за власть. Через непослушание малыш проявляет характер, отстаивает родительское внимание, истерит, противоречит, не слушается. Чаще уделяйте внимание крохе, отстаивайте свою власть и не позволяйте малышу взять верх над вами, применяйте наказание как способ корректировки нежелательного поведения.
  • 4 года. Если к этому времени непослушание не исчезло, то, скорее всего, вы что-то все это время делали не так. Старайтесь изменить ситуацию при помощи педагогики сотрудничества. Не повышайте голос, сдерживайте его желания, поощряйте, но постарайтесь не перехвалить. Обязательно поясняйте, почему нужно делать именно так, а не иначе. Не обсуждайте проступки детки с другими взрослыми, это обижает. Если проблема никуда не исчезает, стоит записаться на консультацию к психологу.
  • 6 лет. Учите кроху правильно выражать свои эмоции, проявляйте уважение к нему, принимайте его самостоятельность и желание выделиться. Через короткий промежуток времени малыш станет школьником, дайте ему возможность привыкнуть к обязательствам, который накладывает этот статус.

Почему дети не слушаются родителей

Причин непослушания множество. Родители обязательно должны знать об основных:

  • Кризис возраста. Причиной того, что дети не слушаются маму вообще, могут быть возрастные периоды: один год, 3 года, 6-7 лет, подростковый возраст. Для безопасного существования взрослые вынуждены навязывать детке ограничения в поведении.
  • Слишком много требований. Когда мы пытаемся запрещать все подряд, и слишком часто произносим слово «нельзя», у малыша возникает чувство протеста. Если вы засечете, сколько раз за день вы произносите это слово, то будете очень удивлены. В среднем детка в сутки слышит от 10 до 50 запретов. Старайтесь избегать такого положения вещей, если нежелательные действия не несут угрозы для жизни и здоровья карапуза. Помните, маленький ребенок должен кричать, бегать и развлекаться. Запреты только усугубят ситуацию.
  • Последовательность важна. Если сегодня кушать конфеты в большом количестве нельзя, то и завтра должны действовать те же самые правила. Требования к ребенку не должны зависеть от настроения или самочувствия взрослых.
  • Отсутствие запретов. Если детке позволено делать все, что заблагорассудится, то очень быстро привыкает к такому положению вещей. Когда же взрослые понимают, что ребенок непослушен, применять санкции становится поздно, и они сталкиваются с открытым противостоянием крохи.
  • Слово расходится с делом. Если вы что-то пообещали малышу, обязательно выполните это. Если пренебрегать этим правилом, то детка подумает, что ваше слово ничего не значит и взрослый обязательно обманет. Таким способом вы только спровоцируете непослушание, детка станет делать то, что хочет.
  • Разные требования. Мама дает на ужин конфеты, а папа запрещает есть сладкое. Если в семье нет согласия по поводу подходов к воспитанию, детка растет двуличным и очень быстро учится приспосабливаться, используя недопонимание между родителями.
  • Отсутствие уважения. Даже маленькие дети имеют свое собственное мнение, с которым обязательно нужно считаться. Если мнением детки несправедливо пренебрегают, он обязательно выйдет из-под контроля, может начать капризничать, огрызаться.
  • Ссоры между родителями. С помощью непослушания ребенок может привлекать внимание к собственной персоне и пытаться наладить добрые взаимоотношения между ссорящимися родителями. Для любого малыша конфликты между взрослыми – это очень тяжелое испытание, из-за которого нарушается эмоциональное состояние, и могут возникнуть проблемы не только в поведении, но и в здоровье.

Что делать, если ребенок непослушный?

А Вы тоже не знаете, как поступить в такой ситуации?

Если у вашего карапуза появляются симптомы непослушания, то следует прислушаться к следующим советам психологов, с которыми солидарен и доктор Комаровский:

  • Не обделяйте вниманием своего малыша, чаще общайтесь, внимательно слушайте его слова, удовлетворяйте просьбы.
  • За серьезное нарушение правил малютка должен быть наказан обязательно, а на некоторые незначительные проступки можно и не обратить внимание. Обязательно используйте похвалу за хорошее поведение.
  • Во время применения санкций старайтесь обходиться без крика и унижений.
  • Оказывайте помощь детке, если он попал в затруднительное положение.
  • Не ущемляйте его самостоятельность, постарайтесь меньше контролировать действия ребенка.
  • Не стоит повторять одно и то же часто. Детка очень быстро привыкает к такому поведению взрослых, и перестают реагировать на просьбы с первого раза. Произнесите свою просьбу, предупредите о том, что будет, если он ее не выполнит. Если детка продолжает игнорировать вас, применяйте обещанное наказание.
  • Пообещали – выполните. Этот закон должны выполнять все члены вашей семьи, даже бабушки, которые так любят баловать своих внуков.
  • Уменьшите количество запретов, ведь именно из-за них многие дети становятся неуправляемыми.
  • Старайтесь исключить из своего речевого оборота частицу не.
  • Обратитесь за профессиональной помощью к психологу, если справиться с проблемой не можете самостоятельно.
  • Не бросайтесь в аптеку за успокоительными препаратами для чада. Такие медикаменты могут назначить только специалисты, да и эффект от них будет не слишком долгим. Кроме того, успокоительные препараты имеют побочные эффекты, которые могут усугубить ситуацию.

Как исправить поведение непослушного ребенка?

Специалисты советуют родителям непослушных детишек не опускать руки и активно заниматься коррекцией его поведения, которая заставит ребенка слушаться.

Докажите ему, что вы друг

Неспешные спокойные беседы, которые следует проводить каждый день, настроят детку на позитивной лад. Пусть он расскажет вам, как прошел его день, что интересного произошло, какие чувства он испытывал сегодня. В моменты непослушания применяйте следующую технику:

  1. Выслушайте. Психологи называют подобный прием «активным слушанием». Родитель внимательно заинтересованно слушает информацию от ребенка, при этом, не давая никаких комментариев и оценок.
  2. Используйте «Я-высказывания». Сформулируйте одно предложение, которое точно покажет ваше отношение к ситуации. Начните ее с местоимения «я». Например: «Я не слишком довольна твоим поступком».
  3. Сделайте паузу. Без слов, а только одним своим выражением лица покажите карапузу, что вы недовольны.
  4. Найдите выход. Предложите ребенку самому отыскать выход из сложившейся ситуации.

Слушайте Вашего ребенка

Сформируйте тактику поведения при истериках

Когда детка проявляет истерическую манеру поведения при любой возможности, родителям стоит выработать определенную тактику:

  1. Отвлечь внимание на другой предмет, событие или человека. Это может сработать с детками до 3 лет.
  2. С малышами 4 лет лучше не обращать внимания на истерику, а игнорировать ее.
  3. После того, как истеричные проявления исчезнут, очень важно поговорить с крохой.
  4. Прокомментируйте, что именно вам в его поведении не понравилось, поясните, почему так поступать не следует и что ожидает его, если подобное поведение повторится.
  5. Если ситуация повторяется, обязательно нужно выполнить обещание и наказать скандалиста.

Создайте свод определенных правил

Желательно, чтобы список требований к поведению детка знал уже с 2 лет. Знакомить с ними лучше в игровой форме.

Используйте правильные методы наказания

Для коррекции нежелательного поведения, когда ребенок не слушается и грубит, лучше применять следующие приемы:

  1. «Тайм-аут»;
  2. Лишение игрушек, сладостей;
  3. Запрет на мультфильмы;
  4. Воспитательная беседа;
  5. Самостоятельное исправление ошибок.

Никогда не наказывайте выполнением домашней работы, уроков, уходом за младшими членами семьи. Из-за этого у малыша может развиться острое негативное отношение к работе по дому, учебе или собственному братику.

Проявляйте любовь

Чаще обнимайте и целуйте своего капризулю. Он постоянно должен ощущать вашу поддержку.

Любите, обнимайте и воспитывайте с раннего возраста

Как не допустить непослушания

Начинайте с самого раннего возраста правильно воспитывать ребенка. Это поможет избежать проблем с непослушанием в будущем.

  • Прививайте умение совершать саморефлексию. Чтобы дети слушались, они должны уметь контролировать собственное поведение и анализировать свои поступки. Как хорошие, так и плохие.
  • Считайтесь с его взрослостью. Без ошибок нельзя прожить жизнь. Пусть малыш ошибается и учится на собственных ошибках.
  • Контролируйте круг общения. Постарайтесь исключить дурное воздействие на ребенка извне. Это касается не только соседских ребятишек, но и героев популярных мультфильмов.
  • Применяйте поощрения и наказания.
  • Контролируйте собственное поведение. Большинство негативных привычек малыши черпают у своих родителей.
  • Будьте требовательным и справедливым. Добиваться желательного поведения можно спокойно и последовательно, без излишней жестокости.
  • Постоянно общайтесь. Диалог с авторитетными родителями чрезвычайно важен для детей. Именно через него формируется личность.
  • Не скупитесь на любовь и заботу. Но не перегибайте палку, ведь личное пространство для детишек тоже важно.

Занимайтесь воспитание своего ребенка с рождения, и вам не придется в будущем ломать голову, как перевоспитать маленького бандита.

Советы родителям капризных детей

Я несколько раз участвовал в разных передачах – телевизионных и радио, в которых ставился вопрос о воспитании детей. И в одном случае вопрос, предлагаемый к обсуждению, звучал совсем кардинально: бить или не бить, если ребёнок не слушается.

Я решил посоветоваться с папой (протоиереем Александром Ильяшенко, вырастившим 12 детей), и он мне сказал: «Имей в виду, что битье само по себе никого ничему не научило, детей нужно любить».

Помню, что и мой духовник – отец Владимир Воробьёв – неоднократно говорил и говорит, что если родитель в «процессе воспитания» теряет самообладание, позволяет себе кричать на детей, а тем более – поколачивать их, то эффект от этого будет, причём заметный не сразу. Но эффект этот окажется противоположный родительским ожиданиям.

Ребенок начнёт бояться, станет стараться избежать родительского гнева, и, не имея ни физических, ни моральных сил, противостоять авторитету взрослого, воспользуется тем, что для него доступно – начнёт обманывать.

И напротив, если воспитание детей основывается на любви, если дети эту любовь чувствуют, то нежелание огорчить любящего человека будет столь велико, что взрослому не потребуется ни кричать, ни выходить из себя.

Это основной общий принцип, без которого, мне кажется, вообще бесполезно говорить о воспитании.

Что же касается конкретных случаев непослушания, здесь всё работает в зависимости от конкретной ситуации.

Вот я сижу, говорю по мобильному телефону, а мой старший, 15-летний сын принёс мне городской телефон и говорит: «Тебя спрашивают». Понятно, что я проявлю строгость: предполагаю, что в 15 лет ребенок в состоянии понять, что если взрослый человек говорит по телефону, то не надо ему мешать, предлагая поговорить параллельно по другому телефону. Также он в состоянии ответить, что папа сейчас разговаривает по мобильному и предложить перезвонить попозже.

А вот другая ситуация, уже с малышом: ребенок сует пальцы в розетку. Понятно, что не стоит читать ему в это время нотацию, наблюдая, как его стукнет током. Достаточно дать ему по руке, и он лучше всяких слов и нотаций в этом возрасте поймет, что так делать нельзя.

Это, кстати, не относится к категории «бить». Просто в данной экстренной ситуации надо действовать быстро и четко. Как раз если для ребёнка такое поведение родителя – экстраординарное, а не привычное, он поймет, что сделал что-то, выходящее из ряда вон.

Спокойствие, только спокойствие

Как я уже сказал, принципиальный момент для родителей – сохранять внутреннее спокойствие. Это то, чему меня учили в детстве родители собственным примером и то, чего я всё-таки не умею по-настоящему достичь.

Нельзя набрасываться на ребёнка с криками: «Не смей больше так делать!», – он не услышит ничего, кроме нашей агрессии.

Любовь, как некая основа, последовательность требований, непреклонность их исполнения – основные принципы воспитания.

А ещё – уважение. Мои родители к детям всегда относились с большим уважением, с большим доверием. В многодетной семье, как правило, жить тесно, с личным физическим пространством сложно, и тем ценнее, как мне кажется, уважение к внутреннему личному пространству, к свободе.

Больше всего в детском, подростковом возрасте я ценил то доверие, которым пользовался у родителей. Я не был образцовым в своем поведении ребенком, но боясь потерять родительское доверие, предоставляемую мне внутреннюю свободу, сумел не совершить каких-то необратимых поступков.

Но заслуга в этом не моя, а духовника и родителей, которые умели не вмешиваться, оставить свободу выбора там, где это было полезно, то есть, в большинстве случаев, и сказать жесткое, определенное «нет» там, где это нужно было сделать.

Не обладая кротким характером своего отца, смирением своего духовника, будучи человеком взрывающимся, гордым и резким, я стараюсь именно распорядительно-командное свое участие в жизни детей минимизировать.

Но в этом смысле Господь меня спасает тем, что все эти мои недостатки компенсируются достоинствами моей жены, которая умеет быть мягкой, спокойной, терпеливой со всеми этими детьми: и с пятью школьниками, одним старшим дошкольником, тремя малышами, включая грудничка.

Она с каждым умеет разобраться, встретить, проводить, правильно сделать уроки, отправить помогать на кухню, сводить на занятие одного, встретить другого, быть диспетчером, воспитателем, педагогом группы продленного дня, учителем, помочь еще раз повторить, пройти заново тот материал, который они не поняли.

Но, тем не менее, я стараюсь придерживаться с детьми принципа уважения, внутренней свободы. Особенно это важно, когда ребёнок достигает подросткового и предподросткового возраста. Я вижу, как ребёнку важно, чтобы я доверял ему, считал ответственным, и он старается, как я когда-то, оправдать это доверие.

Каникулы – самое тяжёлое

Учебный год – непростое время, но самый тяжелый для многодетной семьи – период каникул. Собравшись вместе в достаточно ограниченном пространстве, дети превращаются в некую такую гранату, которая может взорваться в любой момент. Потому что энергичные личности вдруг остаются без какого-то такого жизнеопределяющего дела: без походов в школу, на музыкальные и спортивные занятия.

Так что детей, особенно если их много, нужно занимать и на каникулах, и во время учебного года. Чтобы эта детская энергия уходила с пользой и в нужном направлении.

Чтобы дети усваивали, осваивали информацию, умения, навыки, которые необходимы в данном конкретном возрасте. Чтобы потом, когда они сделают первый шаг во взрослую жизнь, окончат школу и будут получать высшее образование или выберут иной для себя путь, они имели бы самый важный багаж. Не просто эрудицию, которая неплоха, а именно умение работать, понимание, что в жизни часто главным является понятие «должен», а не «хочу».

С самого раннего возраста ребёнка нужно учить, что есть не только «я хочу», но и я «должен», и «нельзя».

Если мне маленький ребёнок требовательно говорит, например: «Хочу машинку!», объясняю, что не понимаю слова «я хочу», зато понимаю «можно, пожалуйста».

Пока ребёнок маленький, все его гукания, первые слова, то, как он захныкал и все к нему бросились – это вызывает умиление. Но одно дело таскать на руках кроху, другое – уже подросшего ребёнка – тогда ты сорвёшь себе спину.

Так что в воспитании детей важна некоторая трезвость: что позволено «гукающему» младенчику, уже не позволено ребёнку постарше, который ходит, говорит, в известных пределах за себя отвечает.

Здесь ему можно объяснять и требовать что-то. Например: «Так нельзя разговаривать, и я не буду тебя слушать, пока ты не заговоришь нормально. Выйди за дверь, когда успокоишься, тогда вернись». То есть апелляция к некому ограниченному выбору: или ты остаешься здесь и мы с тобой общаемся спокойно, или ты кричишь, но за дверью. Когда надоест, возвращайся.

Ясность и ограниченное пространство

Для детей важна ясность требований – об этом мне и папа всё время говорит. Нужно донести до ребёнка, что есть вещи, которые делать нельзя, вот это неприемлемо в нашей семье, потому что это традиция и норма жизни, это часть нашего мировосприятия. Поэтому вот это можно, а это нельзя.

Отец Владимир Воробьев не раз говорил, что ребенок так устроен, что не может жить в неком открытом пространстве, его пространство должно быть ограничено. И оно ограничивается с момента рождения – пелёнками, потом кроваткой, коляской, манежем, квартирой. Затем – двор, но только рядом с мамой, бабушкой, братьями, сестрами.

Потом он вырастает, начинает ходить в школу, его пространство ограничивается школьным, послешкольным образованием, опять-таки, домом. Такие же ограничения нужны в поведении.

Невозможно воспитывать ребенка, только взывая к его благоразумию. Например, поставить перед ним коробку конфет и сказать: «Нужно съесть только одну конфету, тогда всё будет в порядке. Если съешь много конфет, то зубы испортишь и живот заболит». Он искренне скажет: «Я знаю, что это нельзя, понял, почему это плохо». Потом мы уйдем, оставив его наедине с этим искушением, и он, в силу своей детскости, не сможет его преодолеть. В этом будем виноваты мы, а не ребёнок.

Да, нужно уважать личность ребёнка, но нельзя выстраивать одноуровневые отношения, ведь взрослый и ребёнок все-таки находятся на разных уровнях – знания, опыта. Никакой адекватный родитель не оставит ребенка во вседозволенности: у малыша заберут из рук нож, будут следить, чтобы он не выколол глаз ножницами…

Но попытки выстраивать с ребенком равные отношения в плохом смысле, мне кажется, его калечат. Они должны быть равными именно в уважении человеческого достоинства. Но они не могут быть равными между родителем и младенцем, потому что это значит, что либо предположить, что младенец может отвечать за себя так же, как взрослый, либо себя опустить до уровня младенца. Но в обоих случаях речь о неадекватном отношении к ситуации.

Братья и сёстры

В семье моих родителей взаимоотношения между детьми папа, в том числе, урегулировал, твёрдо следуя правилу – «доносчику первый кнут». Ябедничество не поощрялось. Прежде всего, он ругал того, кто ябедничает и вполне отучил нас от этого.

Еще в семье моих родителей, а теперь в моей семье мы придерживаемся принципа, что в споре старших и младших всё-таки должны уступать старшие.

Понятно, что в определенных границах. Если младший ребёнок пытается отобрать фарфоровую куклу более старшей девочки, то понятно, что красивую фарфоровую куклу нельзя давать играть маленькому ребенку. Он расколотит её.

Нельзя брать тетрадки старших. Но здесь старшим нужно соблюдать порядок, особенно в многодетной семье. Если он не на месте бросил школьную тетрадь, малыш нашёл её и порвал, то виноват старший – не уследил за своей вещью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector