221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классические педагогические идеи в области воспитания

Классические педагогические идеи в области воспитания

1. Групповое воспитание и личный пример – самые древние приемы в воспитания подрастающих поколений: личный пример в общине охотников и земледельцев или скотоводов.

2. В Древней Греции в Афинах— воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia – согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться, одновременно и в тесной взаимосвязи между собой, а в Спарте — идея спартанского военно-спортивного воспитания с навыком лаконичной речи.

3. Я. А. Коменский призывает к воспитанию заботы в ребенке на основе развития добродетелей.Я. Коменский в “Великой дидактике” отмечал:

1. Семена знания, нравственности и благочестия присущи каждому нормальному человеку от рождения, отсюда надо только легкое побуждение и некоторое разумное руководство…

2. Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни…

3. Особенно детский возраст вообще побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Слабо прививаются предписания, а если показываешь, то этому подражают без всяких приказаний”.

4. Групповое воспитание более эффективно по сравнению с индивидуальным. “Больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других”.

4. В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Об этом свидетельствует «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми.

5. Идеи свободного воспитания для жизни Ж.Ж. Руссо .

6. К.Д. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов: о психологической природе воспитания; о пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения; соотношении воспитания и развития; сочетании внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания. Предметом воспитания по К.Д. Ушинскому является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то «она должна прежде узнать его во всех отношениях». Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний «непреднамеренного воспитания» — общественной среды, «духа времени», его культуры и общественных отношений.

7. Сообщается система ценностей и приучаются ей следовать. “Дать направление и сердцу и уму” – В.Г. Белинский.

8. Идеи социального воспитания А.С. Макаренко.

9. И.П. Иванов. Только в общей, товарищеской творческой заботе происходит развитие альтруистических нравственных личностных отношений и преодоление потребительских, эгоистических личностных отношений. Поэтому необходимо превращать каждый вид деятельности человека (во всех ее сферах, во всех областях жизни) в товарищескую, творческую заботу – жизненно-практическую и воспитательную (открытую и скрытую), предотвращая их превращение в заботу потребительскую, эгоистическую. Таким образом будет формироваться позитивная доминанта, открытая отечественным ученым А.А. Ухтомским (1875-1942) на стыке многих наук: физиологии, психологии, философии, социологии, этики, истории, богословия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10280 — | 7951 — или читать все.

Классические педагогические идеи в области воспитания

1.11.3. Классические педагогические концепции XIX века

В числе классических педагогических концепций XIX в. большую известность и широкое практическое воплощение получила кон­цепция немецкого психолога и педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841), по которой ученик предстает в качестве объекта обучения и воспитания, где тщательно разработана сис­тема средств жесткого педагогического управления ребенком, а система обучения носит ярко выраженный сословный характер. Концепция И.Ф.Гербарта представляет собой сплав педагогики, психологии и этики, причем ведущая роль, в отличие от предше­ствующих педагогических концепций, принадлежит глубокому пси­хологическому обоснованию образовательного процесса. Педагогику немецкий просветитель рассматривал как науку и искусство. Как науку педагогику образует сумма теорем об искусстве воспитания. Само искусство воспитания образует сумма навыков, приобретаемых в постоянном действии, соответствующих этим теоремам. Показателем искусства воспитания служит умение обращаться со всяким возрастом и характером.

Обучение и воспитание И.Ф.Гербарт рассматривал как еди­ный процесс, в связи с чем ввел в категориальный аппарат педа­гогики термин «воспитывающее обучение».

Воспитывающее обучение должно быть направлено на развитие многостороннего интереса, имеющего, согласно И.Ф.Гербарту, шесть ви­дов: эмпирический – интерес к окружающему миру; умозрительный – к причинам вещей и явлений; эстетический – к прекрасному; симпатический – к близким людям; социальный – ко всем людям; религиозный. Основой развития интереса он считал возбуждение и поддержание внимания. Широта интересов – основа самодеятельности.

Читать еще:  Особенности воспитания детей дошкольного возраста кратко

Учебно-воспитательный процесс И.Ф.Гербарт разделил на три блока: управление, обучение и нравственное воспитание. Под уп­равлением понималось дисциплинирование детей. В качестве ме­тодов дисциплинирования предполагалось использовать угрозу, надзор, приказание, запрещение, наказание. При этом И.Ф.Гер­барт подчеркивал, что дисциплинирование детей должно смяг­чаться любовью и снисходительностью к ним.

Процесс обучения И.Ф.Гербарт представил в виде «естествен­ной последовательности» четырех ступеней: две («ясность» и «ас­социация») – по углублению обучения, под которым понимался выход на новые знания, и две («система» и «метод») – по осмыс­лению обучения, т.е. соединению новых знаний с уже имеющи­мися. На первых двух ступенях применяются такие методы обуче­ния, как наглядность и беседа, на двух других – самостоятельная работа учащихся и слово учителя. (Таблица 5)

Таблица 5. – Схема ступеней обучения (по Гербарту)

1. Ясность. Углубление в знания в состоянии покоя

Рассказ учителя, показ нового материала

2. Ассоциация. Углубление в знания в состоянии движения.

Ученик связывает воспринятые знания

с имеющимися представлениями

3. Система. Осмысливание в состоянии покоя. Ученик приводит полученные элементы знаний в систему, делает выводы

Выводы, обобщения, определения, формулы

4. Метод. Осмысливание в состоянии движения

Применение правил на практике (решение задач, упражнений и т.д.)

Нравственное воспитание, по Гербарту, строится на пяти нрав­ственных идеях: это внутренняя свобода, делающая человека цель­ным; совершенство, дающее внутреннюю гармонию; благораспо­ложение, заключающееся в согласовании воли одного человека с волей других людей; права, применяемые в случае конфликта; справедливость. Человек, глубоко осознавший эти идеи, не бу­дет, как полагал немецкий просветитель, вступать в конфликт с окружаю­щим миром. При этом основной закон нравственного воспитания– опора на положительное в ребенке.

Идея жесткого управления педагогическим процессом, лежа­щая в основе теории И.Ф.Гербарта, явилась основанием для отнесения ее к авторитарным педагогическим концепциям.

В центре научных интересов другого немецкого педагога Фрид­риха Адольфа Вильгельма Дистервега (1790 – 1866) были пробле­мы народной школы как школы развития у детей самостоятель­ного мышления и активности и подготовки учителя для нее. Ф.А.Дистервег выделял два аспекта общечеловеческого воспита­ния: с одной стороны, школьное образование на первой его сту­пени не зависит от социальной принадлежности ребенка, все без исключения должны воспитываться «в широком, высоком и воодушевляющем смысле слова»; с другой стороны, начальные ступени любых учебных заведений должны содержать единые знания и нравственные установки, тем самым закладывая основы общего образования человека в широком смысле слова.

Таким путем, по мысли Ф.А.Дистервега, можно обеспечить не только природосообразность образования в соответствии с сущ­ностью самого человека, но и единство, равноправие, связь каж­дого со всеми индивидами и обществом в целом. Важной задачей образования признавалось воспитание национального самосозна­ния в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной тер­пимости, солидарности с человечеством. Другие важные задачи образования он видел в воспитании у детей человеческого и национального достоинства, всестороннем развитии их умственных; способностей, становлении характера, основу которого должен составить интеллект.

Ф.А.Дистервег сформулировал три важнейших принципа об­разования. Первый – принцип природосообразности, означающий соответ­ствие образования природным особенностям ребенка, учет зако­нов ею естественного развития. На этой основе немецкий ученый выделил три периода в школьном возрасте ребенка: 6 – 9 лет (повышенная физическая активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное воспитание) – чувственное познание, упражнение чувств; 9 – 14 лет (развитие памяти, накопление представлений об окружающем мире) – развитие абстрактного мышления, умения делать выводы, сравнивать, анализировать; 14 – 16 лет – развивать мышление, твердые нравственные убеждения. Второй принцип – принцип культуросообразности, требую­щий учитывать в содержании воспитания исторически достигну­тый уровень культуры и воспитательный идеал общества. И третий – прин­цип самодеятельности и активности ребенка. По мнению А.Дистервега, реа­лизация этих принципов требует от педагога отказа от всякого насилия в отношении его природных дарований. Напротив, сле­дует всячески содействовать их развитию. Разрабатывая теорию развивающего обучения, немецкий педагог выделил четыре группы дидактических правил: правила обучения, касающиеся ученика; правила обучения, касающиеся материала; правила обучения относительно места и времени; правила обучения, касающиеся учителя.

В XIX веке вопросы образования глубоко анализировались в социальных учениях. Яркими представителями этого направления являются Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Теоретики критиковали буржуазное воспитание за классовый характер. Утверждали, что буржуазия дает образование народу лишь в своих интересах, поэтому пролетариат должен захватить власть и уничтожить буржуазное образование. По их идее, только общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам применять их всесторонне развитые способности. На этой основе разработали теорию коммунистического воспитания, которое включает:

1) умственное образование, способное вооружить подрастающее поколение знаниями основ наук о природе, обществе и мышлении и на их основе сформировать диалектико-материалистическое мировоззрение. «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам»;

Читать еще:  Сенсорное воспитание детей 4 5 лет

2) нравственное воспитание, представляющее собой воспитание духа общественности, социалистического гуманизма, пролетарского интернационализма и патриотизма;

3) физическое воспитание, заключающееся в воспитании здорового, сильного, смелого поколения молодых работников и защитников социалистической родины средствами гимнастики и военных упражнений;

4) политехническое обучение, знакомящее с основными принципами производства и орудиями труда. «Труд и воспитание соединены, но только для целей воспитания», утверждали авторы теории коммунистического воспитания.

ИДЕИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

ИДЕИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Обращение к истории является одной их характерных черт любой эпохи, где происходит переломный момент. Многие корни современных проблем воспитания и обучения лежат в самом прошлом. Из этого следует, что в самой истории необходимо искать пути их решения.

Идея воспитывающего обучения происходит своими корнями из античной педагогики. Ее развитие подвергалось влиянию в различные исторические периоды у разных народов. У них были свои представления об идеальном человеке, с его нравственными, интеллектуальными, физическими и другими качествами. Благодаря стремлению к комплексному развитию всех этих качеств, создавались плодотворные условия для воспитывающего обучения.

На протяжении всей истории образования прослеживается с разной степенью выраженности тенденция обучению воспитывающего характера. К идее воспитывающего обучения обращались в Византии и Древней Греции, так же было присуще педагогике эпох Просвещения и Возрождения. В период становления педагогики, разработкой ее научных основ занимались К.А.Гельвеций, Я.А. Каменский, А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Однако осмысление идеи в научном виде находится в приоритете у немецкого педагога И.Ф. Гербарта. Он впервые употребил и сам термин «воспитывающее обучение».

В своем сочинении «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», Гербарт изложил сущность воспитывающего обучения. За весь период наблюдения за детьми, педагог пришел к выводу о том, что с помощь целенаправленного обучения можно развивать не только ум учащихся, но и их внутренний мир личности, то есть осуществить функцию воспитания. Гербарт выделял в образовании профессиональную и общечеловеческую (общую) составляющие, и в соответствии с этим классифицировал обучение на «не воспитательное и воспитательное» [3].

Если рассматривать воспитывающее обучение в технологическом плане, то его суть заключается в том, чтобы при сообщении учащимся различных научных сведений, педагог при этом передавал им необходимую направленность, благодаря которой формировались важные социальные, нравственные, мировоззренческие и другие установки. Благодаря педагогическим воззрениям И.Ф. Гербарта и его последователей, сформировались теоретические основы для разработки базирующихся на взаимосвязи воспитания и обучения в педагогической системе.

Традиционно, идею воспитывающего обучения связывают с проблемой взаимодействия обучения и воспитания в целом педагогическом процессе. При исследовании образовательного процесса на рубеже XIX – XX веков, педагоги В.П.Вахтереов, М.И.Демков, П.Ф.Каптерев выделяли общее стремлении в формировании у ребенка образа чувств, мыслей, действий индивида, поступков. А если образование рассматривается как некий результат придания человеку «образа», то оно является показателем отражения в конкретной личности национальной или общечеловеческой культуры в определенном времени. Следуя из этого педагоги полагали, что взаимодействие обучения и воспитания является необходимым условием для развития целостной личности [1].

В 60-е годы XIX в. вопросами в сфере воспитывающего обучения занимались Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский. Занимаясь целенаправленными научными разработками педагоги параллельно занимались внедрением отдельных элементов воспитывающего обучения в образовательную практику.

В разработку теорий о воспитывающем обучении существенный вклад внес М.М.Рубинштейн, который использовал в своих целях современные достижения в областях физиологии, социологии, психологии и гигиены. Следуя его мнению, педагогика должна рассматривать человека с четырех сторон: как индивидуальную, социальную, культурную и природную личность. «Воспитание и обучение должны быть неразрывными, а средства педагоги обязаны оправдывать себя одновременно с двух этих точек». Когда «воспитание перестанет быть простым вскармливание», тогда обучение станет воспитывающим [2].

Так же существенный вклад в развитие представлений о воспитывающем обучении внесли: П.Д.Юркевич, который исследовал влияние учебного содержания предметов на развитие нравственных качеств личности; С.С.Гогоцкий, который считал, что главная цель обучения это развитие у учащихся способности и воли к познаниям, так как это является главным инструментом в совершенствовании человека.

Одним из великих педагогов К.Н. Вентцелем был созданы новые типы учебно-воспитательных учреждений, такие как «Родительский клуб», «Общество образцовых детских игрушек», где полностью весь учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы развивать в ребенке его дремлющие творческие силы, на основе любознательности [4]. Большая ценность в деятельности Вентцеля состоит в том, что он смог привлечь внимание педагогической общности к своей главной идее, что ребенок – это творческая индивидуальность, которая своими усилиями, но с активной помощью взрослых становится личностью.

Таким образом, конец XIX в. – начало XX в. является одним из плодотворных этапов для научного осмысления различных проблем воспитывающего обучения. Идея воспитывающего обучения стала упорно проникать в народную школу, где сразу находил себе единомышленников.

Читать еще:  Сенсорное воспитание детей 2 3 лет

Современная педагогика вобрала в себя все положительные моменты, полученные в ходе своего развития. Если раньше педагогика была направлена в основном на обезличивание масс, то сейчас, стремится к выделению каждого человека, способствует становлению его как личности.

Начало XXI века – это время глобальных изменений, особенно в сфере образования. Именно современное школьное образование нацелено на то, чтобы воспитывать в человеке активную, свободную и творческую личность, способную осознавать ответственность перед окружающим миром и жить с ним в гармонии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Панькова Л.И. Развитие идеи воспитывающего обучения … / Людмила Панькова. – Ставрополь.: ООО «Мир данных»., 2006 г.

Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной литературы./ А.Пискунов. – М., 1981.

Пискунов А.И. История педагогики и образования./ А.Пискунов. – М., 2001.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие /под ред акад. РАО А.И. Пискунова. Изд. 2-е изд., испр., доп. — М.: ТЦ Сфера, 2001.-512 с.

Классические и современные концепции воспитания. Подходы и взгляды на воспитание детей педагогов прошлых столетий и современных ученых в области педагогики

Классические концепции воспитания. Педагогические идеи древних мыслителей, философов и педагогов

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций.

Еще в древней Греции в двух разных городах в Спарте и Афинах были различные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое образование.

В трудах древнегреческих философов довольно полно рассматриваются вопросы воспитания. Сократ (469-399 гг. до н.э.) считал, что главное- познать вечные нравственные понятия и применять их в жизни. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) один из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания, указывал на огромную роль труда в воспитании. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал необходимым учить детей делать правильный выбор между недостатком и излишеством. Являясь ревностным сторонником семейного воспитания, философ говорил о том, что воспитывать ребенка надо с раннего возраста. Платон (428-347 гг. до н.э.) впервые поставил вопрос о дошкольном образовании и дифференцированном подходе в подготовке человека к жизни.

В Древнем Риме Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) высказал мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании.

В эпоху Возрождения шло дальнейшее развитие педагогической мысли. Мишель Монтень (1538-1592 гг.) провозгласил опыт основой человеческого знания. Он считал, что нельзя ребенку внушать готовые истины, все, что ему нужно,достигается его собственным опытом. Эразм Роттердамский (1439-1536 гг.) выступал против схоластики и догматической религиозности, признавая равенство всех людей независимо от их происхождения. Воспитанию личности он отводил решающую роль в деле преобразования мира.

Особое значение для развития теории воспитания имели работы Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.) -выдающегося чешского педагога. Он полагал, что человек есть часть природы и подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в мире людей. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения задач обучения, русло.

По мнению Марии Монтессори (1870-1952 гг.) , первой женщины, доктора медицины Римского университета , ребенок достигает своего высшего развития при условии наибольшей свободы. Творчество, интерес, занимательность, индивидуальность, самостоятельность, свобода составляли основу системы воспитания Монтессори.

Российские ученые также не уступали в развитии педагогической мысли. К. Д. Ушинский (1824-1870 гг.) -великий отечественный педагог, он обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний всех наук о человеке.

А. С. Макаренко (1888-1939 гг.) выдающийся педагог советского периода, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с трудом. Его воспитанники участвовали в производительном труде: работали в мастерских и в цехах завода, на полях и на фермах, в саду и на огороде. Ядро учения Макаренко- теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector