221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация современных подходов к воспитанию

Современные подходы к воспитанию

Нельзя иметь верного понятия о том, чего не испробовали.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

Личностно ориентированный подход (Р. Штайнер, М. Монтессори, И.С. Якиманская). В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: суть в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа С. Френе, школа М. Монтессори и их многочисленных последователей, как в России, так и во всем мире.

Деятельноетный (личностно-деятельностный) подход (С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.К. Платонов, В.В. Давыдов). В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный, или личностно-деятельностный, подход как в воспитании, так и в обучении.

Культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев). Базовой основой воспитательного процесса при реализации данного подхода является обращение к российской культуре, национальным традициям. Воспитание культуры подрастающего поколения не мыслится без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев, обрядов и праздников. Решение задач воспитания школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности своего народа: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Этот подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России.

Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективные средства для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблемы преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.

Как уже отмечалось, воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и др.

Если наше воспитание будет нацелено на то, чтобы в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, т.е. чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров).

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

Читать еще:  Современные трактовки цели воспитания в западных странах

— гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

— недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

— недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; потребительское отношение к природе;

— нетерпимое отношение к инакомыслящим;

— недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, без создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход (мыслители Древней Греции, гуманисты эпохи Возрождения, Ш.А. Амонашвили) в воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Этот подход в воспитании ориентирован на то, чтобы система взаимоотношений на уровне «воспитатель —воспитанник» базировалась на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить воспитание человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой — ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительного, справедливого и честного отношения друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности.

А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Человекоцентрированный подход в воспитании, появившийся в начале XXI в., рассматривает человека главным действующим лицом: все о Человеке и все для Человека. Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях происходит не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой — многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Классификация современных подходов к воспитанию

Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно ориентированной парадигмой образования и теми его особенностями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для развития педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов.

Подход является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:

основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;

принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;

приемы и методы построения воспитательного процесса.

Раскроем основные подходы к воспитанию.

Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяют наметить новые цели с учетом достигнутого и появившихся проблем.

Ценностный (аксиологический) подход. У мира педагогических ценностей две составляющие – ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-лич-ностные.

Читать еще:  Роль воспитания в развитии личности ребенка

В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям.

Синергетический подход занимает все более важное место в современном воспитании.

В последние годы возникла необходимость обращения к идеям теории самоорганизации, широко известной как наука синергетика. Это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией, т. е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания.

Предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки.

Философско-антропологический подход– согласно данному подходу цель, предмет и ценность воспитания – Человек и его бытие в мире.

В связи с этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаимодействию воспитателя и воспитанника. Основная задача воспитателя – понять, принять еще не осознанные цель, смысл жизни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства.

Центральным принципом этого подхода является антропологический принцип. Суть его в том, что понятие «человек» рассматривается как исходная, базовая категория; выбор человека в качестве исходной ценности определяет методы, средства и формы воспитания, которые позволяют акцентировать внимание и взаимные усилия воспитателя и воспитанников на актуализации, воспроизведении человеческого в человеке.

Полисубъектный подход – как условие гуманизации учебно-воспитательного процесса. Полисубъектный подход предполагает, что воспитатель не учит, а активизирует, стимулирует стремление учеников к саморазвитию, создает условия для творческой самореализации.

Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют подходы:системный, деятельностный, личностно ориентированный, культурологический.

К началу XXI века сложилась система современных концепций воспитания, позволяющая ориентировать учебно-воспитательный процесс на реализацию личностно ориентированной парадигмы воспитания. Дадим краткую характеристику некоторым из них. Обратим внимание на тот факт, что данные концепции носят универсальный характер и могут быть использованы не только при построении воспитательной системы общеобразовательной школы, на которую они ориентированы, но и в воспитательном процессе любого иного учебного заведения.

Педагогика свободы (О. С. Газман). Воспитание понимается как деятельность, основанная на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.

Цель воспитания – помощь воспитаннику как субъекту свободного сознания(осознания),свободной деятельности(самодеятельности),свободного выбора(самоопределения); ориентация воспитателя на воспитанника как на уникальную духовную «самость», как на индивидуальную действительность.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

Современные подходы к воспитанию

Воспитание – это целенаправленно организованный процесс по передаче накопленного жизненного опыта подрастающему поколению.

В настоящее время, в рамках нестабильных условий существования и развития общества, вопросы воспитания приобретают все большую актуальность. Те методы, которые были эффективны в советское время, в современных условиях требуют кардинального пересмотра и переработки.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, ценностный, гуманистический и человеко-центрированный.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы

Личностно-ориентированный подход к воспитанию ориентирован на принцип воспитания, конечной целью которого является формирование идеальной модели личности.

В рамках данного подхода основные компоненты воспитательной системы подбираются с учетом заданного ожидаемого результата. Личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Личностно-ориентированный подход был заложен в систему воспитания таких школ как Вальдорфская школа, школа М. Монтессори, школа С. Френе и ряд иных школ, являющихся их последователями не только в России, но и во всем мире.

Деятельностный (или личностно-деятельностный) подход основан на том, что развитие личности осуществляется в рамках выполнения определенной деятельности.

Деятельность рассматривается через систему следующих компонентов: мотивы, потребности, условия, действия, операции и результаты.

В педагогической практике компоненты и аспекты деятельностного подхода к процессу воспитания, реализуются через мотивации и потребности личности, содержание сторон ее деятельности. Именно поэтому данный подход рассматривается как один из наиболее эффективных средств развития педагогической теории.

Ценностный и культурологический подход

Культурологический подход – подход, в основе которого заложена культура и национальные традиции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процесс воспитания полноценной и всесторонне развитой личности не возможен без учета ее этнического склада, психологических особенностей конкретной национальности, традиций, обычаев и т.д. Фундаментом, на который необходимо опираться педагогу при решении задач воспитания, являются духовно-нравственные ценности народа, его сознание, исторические ценности, религиозность и эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в настоящее время становится все более актуальным и востребованным. Именно этот подход является стержнем этнопедагогики как науки. Невозможно воспитать полноценного человека и гражданина без опоры на:

  • народную мудрость,
  • фольклор,
  • традиции и т.д.

Ценностный подход воспитания – это подход, основанный на ценностях, которые для современного поколения детей и подростков являются ведущими.

Читать еще:  Воспитание ребенка с 3 лет

К таким ценностям относят: справедливость, честность, достоинство, здоровье, доброжелательность, гуманность, уважение к старшему поколению, готовность прийти на помощь к ближнему и т.д.

В настоящее время понимание и принятие подрастающим поколением общечеловеческих ценностей является актуальной проблемой воспитания. Это связано с тем, что в рамках существующих рыночных отношений, происходит их повсеместное обесценивание, вызванное:

  • гипертрофией представлений о роли денег и вещей в жизни человека, переориентация на материальное благополучие, а не на душевное;
  • пренебрежение национальными ценностями, историей и культурой родного края и народа;
  • бездумное преклонение и почитание всего зарубежного и иностранного, предпочтение его отечественному;
  • недооценка значения окружающей природы в жизни каждого человека, потребительское отношение к ней;
  • нетерпимость к инакомыслию, недооценка значимости совестливости, доброты, милосердия и т.д. в жизни человека.

Гуманистический и человекоцентрированный подходы

Современный процесс воспитания достаточно сложно представить без гуманистического подхода, который ориентирован на личность человека, уважение его достоинства, создание оптимальных условий для свободного развития.

Гуманистический подход к воспитанию рассматривался еще мыслителями Древней Греции, гуманистами эпохи Возрождения и рядом отечественных современных педагогов.

Гуманистический подход к воспитанию – это система взглядов на воспитание человека, в соответствии с которыми, воспитуемый представляет наивысшую ценность, имеющую конкретные права и свободы, которые необходимо уважать.

В основе гуманной педагогики лежат права и свободы каждого ребенка, его творческое и свободное развитие и саморазвитие. Взаимоотношения между воспитанником и педагогом осуществляются на основании взаимного уважения, любви и справедливости.

Таким образом, гуманистический подход к воспитанию опирается на гуманистические воззрения ученых-педагогов, и направлено на их формирование у каждого воспитанника.

Человекоцентрированный подход к воспитанию – это относительно современный подход, разработанный в начале XXI в., который рассматривает человека как основное действующее лицо в процессе воспитания

Человекоцентрированный подход в воспитании рассматривает Человека как индивидуальный мир, который необходимо развивать и воспитывать, с учетом его природных способностей и врожденных умений.

Данный подход, ставит в центр всего Человека, его интересы, потребности и возможности. Соответственно и развитие мира осуществляется через развитие Человека. В том случае, если воспитать действительно достойного Человека, то можно сказать, что создан один из множества полноценный и качественный элемент мира.

Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Лекция 24. Современные воспитательные системы

Основные подходы к воспитанию

Основными подходами к воспитанию как системе являются различные подходы: например, личностный, деятельностный, системный, аксиологический и др. подходы.

Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.

Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).

Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом.

Гуманистический подход к воспитанию (К. Роджерс, А. Маслоу, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили).

Личностно-деятельностный подход к воспитанию (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова) и др. подходы.

В настоящее время принята парадигма личностно-ориентированного воспитания, которая включает в себя различные принципы: гуманизацию, гуманитаризацию, фундаментализацию, информатизацию, демократизацию и др. принципы

Данная парадигма заложила основу трех основных подходов в воспитании современных школ:

  • 1. Системно-функциональный подход. Здесь сосредоточены теории и технологии воспитания, направленные на развитие воспитательного мастерства учителя и его умений организовывать классный корректив. В основе данного подхода лежит концепция школьного воспитания (системно-социальная концепция воспитания) H.М. Таланчука.
  • 2. Личностно-ориентированный подход. Этот подход направлен на развитие личности ребенка: формированием самоорганизации и саморазвитием подрастающей личности. В основе лежит концепция О.С. Газмана (обоснование новых целей и задач воспитания в условиях общеобразовательной школы).
  • 3. Личностно-деятельный подход. В основе лежит концепция Е.В. Бондаревской (воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности).

Все эти три подхода лежат в основе новой концепции воспитания, которая была принята в 1991 году в «Законе об образовании».

Предпосылками принятия этой концепции служит педагогика сотрудничества с его идеями (идея сотрудничества, сопереживания, трудной цели и т. д.). В основе педагогики сотрудничества лежат достижения школ В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского. Их продолжателями являлись школы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, технологии воспитания Л.И. Новиковой, Н.Л. Селиванова и т.д.

Сегодняшняя педагогика называется гуманистической педагогикой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector