221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компоненты содержания воспитания

Основные признаки и компоненты воспитания. Целостный воспитательный процесс

Воспитание как педагогическое явление

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание).

Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Следовательно,воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

– эстетическое и т. д.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Основные признаки воспитания как педагогического явления

Воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. «Современный человек, — писал А. Экзюпери, — по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание… Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его хватаешь…».
Рассмотрим основные признаки воспитания как педагогического явления:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя.
2. Воспитание — это процесс. Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная структура, так как каждый из ее компонентов в наивысшей степени динамичен: педагог, как субъект педагогического процесса — развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник — развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы так же динамичны.
3. Воспитание — в своей сущности — это процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания, с точки зрения воспитанника, в процесс самопознания и на этой основе самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присуши функции наставника, советчика, куратора, старшего друга — что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.
4. Одним из основополагающих направлений, является создание оптимальных условий воспитания или воспитывающей среды. Эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает.
5. Важнейшим (можно сказать центральным признаком) воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. Во — первых, — это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально — культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности. Самой существенной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, факторам, событиям окружающего мира. Во — вторых, развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе.
6. Воспитание — это процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во — вторых, — индивидуальность воспитанников. В — третьих, — сама личность педагога «состоявшегося» обладает большим творческим потенциалом.
7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: – умственное; – нравственное; – трудовое; – физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях2. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.

Читать еще:  Современные подходы к воспитанию

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

8. Понятие цели воспитания

Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.

Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики.

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.

Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию.

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой.

Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 9966 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: – умственное; – нравственное; – трудовое; – физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях 2. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.

Междисциплинарный подход к воспитанию Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук: Философия, Социология, Этнография, Экономическая наука, Правоведение, Криминология, Биология, физиология, генетика, Педагогика, Психология.

Виды воспитания С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное; трудовое; физическое воспитание

Цели воспитания В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется:

— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

Читать еще:  Влияние семейного воспитания

— приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности;

— воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности;

— формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой;

— развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Уровни воспитанности и воспитуемости (А.К. Маркова).

Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. «Сильное» целеполагание — удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении. Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе. Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности — следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.

Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость — барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.

Базовые компоненты содержания воспитания

Развитие «духовной множественности» нации, воспита­ние людей по-разному талантливых и хороших во многом зависит от содержания воспитания, т. е. от того, что воспи­тание предлагает ребенку в качестве предметов познания, размышления, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения.

Требования к содержанию воспитания многоплановые: они обусловливаются потребностями детей, родителей, об­щества, государства, культуры, экологии, производства. Как упорядочить эти требования? Очевидно, речь должна идти о выделении базового компонента содержания воспитания. При этом необходимо учитывать невостребованный практикой опыт описательной систематизации содержания в программе воспитания, разработанной коллективом сотрудников быв­шего НИИ ОПВ. Представленное в нем содержание имело поэлементный характер, обусловленный его расчленением на отдельные направления или стороны воспитания, осуще­ствление которых не связывалось с .развитием личности как целостной самореализующейся системы. Реальная жизнь ре­бенка, его собственные проблемы, все то. что происходило с ним как с человеком, в рамки этих заданных извне направ­лений воспитательной работы не укладывалось. Содержание воспитания было чрезмерно заидеологизировано, перенасы­щено коллективными формами работы и не ориентировано на конечный результат — усвоение базовых основ общече­ловеческой культуры.

Мы полагаем, что определение базовых компонентов со­держания воспитания обуславливается требованиями, идущи­ми от ребенка, связанными с его развитием и становлением как личности, требованиями освоения и интернализации об­щечеловеческих ценностей культуры и требованиями, связанными с закономерностями формирования поведения, его нравственных основ (идущими от педагогики).

Педагогической науке предстоит еще обосновать эти требования, вместе с тем концептуальный подход к воспитанию как формированию культуры и нравственности позво­ляет выделить некоторые особо важные компоненты содержания современного воспитания, которые могут войти в его базовую основу:

— интернализация детьми универсальных общечеловече­ских ценностей: осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного ду­ховного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед бу­дущими поколениями; свобода, братство, равенство, человеч­ность и др. (Мировоззренческий компонент содержания вос­питания);

— овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о ,здоровье и жилье охрана природы и среды обитания; общение с родителям и друзьями; совместные экскурсии и путешествия, участие в воспитании млад­ших братьев и сестер, оказаниеим помощи и повседневного внимания и др.;

— освоение материальных и духовных ценностей обще­человеческой и национальной культуры: художественных, на­учных, технических, нравственных путем ознакомления,ихохраны, возрождения, воспроизводства в творческих видах деятельности;

— формирование опыта гражданского поведения: учас­тие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, в том числе ситуациях риска, противодействия аморальным явлениям, отстаивания прав человека и др.;

— накопление опыта проживания эмоционально-насы­щенных ситуаций гуманного поведения; организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей и др.;

Читать еще:  Значение режима дня в воспитании старшего дошкольника

— овладение детьми ситуациями реальной ответственно­сти, самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;

— самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовер­шенствования, психокоррекции и др.

Реализация базового содержания воспитания теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования, повыше­нием роли в нем философских, человековедческих, психоло­гических, исторических, юридических, философских, культу­рологических и др. гуманитарных знаний, назначение кото­рых — ввести учащихся в мир человека, его жизненных проб­лем, помочь осознать себя как личность и индивидуальность, понять свою связь с другими людьми, обществом, природой, культурой, научить жизнетворчеству, созиданию себя как человека культуры.

Таким образом, ориентация на принцип гуманизации предполагает разработкой определение такого содержания воспитания, которое гарантирует ‘развитие активно-творчес­ких возможностей человека, его интеллектуально-нравствен­ной свободы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9187 — | 7394 — или читать все.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: – умственное; – нравственное; – трудовое; – физическое воспитание.

Междисциплинарный подход к воспитанию Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук: Философия, Социология, Этнография, Экономическая наука, Правоведение, Криминология, Биология, физиология, генетика, Педагогика, Психология.

Виды воспитания С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное; трудовое; физическое воспитание

Цели воспитания В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется:

— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

— приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности;

— воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности;

— формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой;

— развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Уровни воспитанности и воспитуемости (А.К. Маркова).

Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. «Сильное» целеполагание — удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении. Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков.

Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость — барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.

Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости

Нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности.

В.И. Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели — как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний. Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство — необходимый инструмент оценки, но сам он оценкой не является. Но, как отмечает А.К. Маркова, «выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для психолога деятельности. В этом случае он может быть представлен как научно обоснованная «модель», характеризующая сущность профессиональной деятельности практического психолога, совокупность знаний о ней, через которую она максимально выражена, или же, как сумма знаний о реальных достижениях и возможностях оптимизации этой деятельности» (Н.Е. Щуркова так определяет, что такое показатель: «то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличность чего-либо»).

Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие: внешний вид ребенка; мимический и пластический образ; речь; поведение, складывающееся из отдельных поступков; избирательная деят-сть; реакции на социальные явления; система его взаимоотношений с окружающими; качественность его предметной деят-ти;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector