221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Личность как цель современного воспитания

Личность как цель современного воспитания

2.2. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания

Решение проблемы формирования и развития личности в процессе воспитания связано с проблемой определения его целей.

Цель – это мысленное представление конечных результатов. Цель воспитания есть определение (прогнозирование) тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах. Отсюда следует, что главной целью воспитания является всестороннее формирование и развитие личности. Такое содержание в цель воспитания вкладывал еще А.С.Макаренко: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться»[1].

В учебных пособиях по педагогике рассматриваемые понятия зачастую трактуются как синонимы, да еще с добавлением слова «гармоничное». Однако, как показано выше, понятия «развитие» и «формирование» имеют различное значение. Поэтому, когда речь идет о всестороннем формировании личности, необходимо иметь в виду изменения, происходящие в ее знаниях, способах деятельности и качествах (интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических). Следовательно, всестороннее формирование личности – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих при усвоении человеком социального опыта в его интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических качествах.

О всестороннем развитии можно говорить тогда, когда имеют место определенные изменения во всех сторонах личности (опыте, функциональных механизмах психики и типологических свойствах). Поэтому под всесторонним развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые непосредственно или опосредованно происходят в опыте личности, ее функциональных механизмах и типологических свойствах, т.е. во всех сторонах личности.

Гармоничность всестороннего формирования и развития предполагает наличие целостности, равномерности и одновременности в формировании качеств личности и изменений в ее всех сторонах. Такое в реальности никогда не может произойти. Следует заметить, что это понимали некоторые представители теории коммунистического воспитания, поэтому всестороннее и гармоничное формирование и развитие личности они называли идеалом воспитания, к которому должен стремиться человек, но которого никогда нельзя достичь.

Поскольку воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, то всестороннее воспитание человека включает в себя следующие составные части:

  • умственное воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание.

Составные части всестороннего воспитания определяют общие направления организации учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.

[1] Макаренко А.С. Соч.: В 7-ми т. – М., 1958. – Т.5. –С.114.

«Личность, как цель современного воспитания»
консультация (средняя группа)

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т.е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития. Одной из главных задач современного общества является воспитание подрастающего поколения и формирование гармонично развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
lichnost_kak_tsel_sovremennogo_vospitaniya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 1» г. Воронеж, Воронежская область

Статья на тему: «Личность, как цель современного воспитания»

Ф.И.О. Ускова Ирина Сергеевна

МБДОУ «Детский сад №1» г. Воронеж, Воронежская область

«Рождение ребенка — это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира»

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т.е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития. Одной из главных задач современного общества является воспитание подрастающего поколения и формирование гармонично развитой личности.

Главными воспитателями на начальном этапе жизни ребенка, конечно, являются родители. «Все начинается с семьи»- это бесспорно очень точная фраза. В общении с родителями ребенок получает первые уроки жизни. Заложить основы правильного воспитания вот задача семьи. Поведение родителей, характер отношений между ними создают модель, на основе которой ребенок строит свою жизнь.

Большенство современных детей предоставлены сами себе. Родители для того, чтобы дать своему ребенку лучшее вынуждены работать с утра до ночи, перекладывая свои обязанности по воспитанию на плечи педагогов детских образовательных учереждений. Попадая в детский колектив, ребенок учится взаимодействовать с окружающей его средой. Не смотря на все старания педагогов, воспитываясь на современном телевидении, компьютерных играх дети становятся жестокими и требовательны в своих желаниях. Духовные ценности для них заменяются материальными, к большому сожалению это действительно так. А ведь родители должны заниматься своими детьми. Педагог, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни.

Что же является целью современного воспитания? Цель воспитания определяется потребностями общества, воспитание в человеке человека.

Наши дети не такие как мы. Чем старше, тем заметнее разница и все труднее нам их принимать. Но зачем все усложнять, пытаясь воспитывать их так, как воспитывали нас. Наша задача принять детей такими, какие они есть, и просто понять. Открыть их мир и самое главное — полюбить. Быть ближе интересоваться тем, что им интересно. Воспитывая ребенка, мы не подготавливаем его к будущей жизни, а проживаем эту жизнь вместе. Когда мы взаимодействуем с ребенком, рождается духовная близость, мы как бы сотрудничаем и сопереживаем с ним. Это и есть основа воспитания личности. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.

Правильное воспитание не может существовать без наказания, наказывать детей нужно в пределах разумного. Любой отрицательный поступок не должен оставаться не замеченным, иначе у ребенка возникнет чувство вседозволенности и безнаказанности. Но прежде чем наказывать ребенка, необходимо дать возможность высказаться ему, чтобы он смог объяснить свой поступок и дать оценку ему.

Большое влияние на формирование личности ребенка, имеют общеобразовательные, учебные заведения. На начальном этапе — это детский сад в дальнейшем школа. Именно в них ребенок начинает развиваться быстрее. Но для этого требуется помощь семьи, родителей. Преже всего между родителями воспитателем или педагогом, должен быть установлен контакт. Они должны понимать друг друга прислушиваться к советам, причем не только со стороны педагога, но и педагог сам должен учитывать мнение родителей. Совместное сотрудничество — это и есть залог формирования здоровой, развитой личности.

С рождением ребенка — родители пытаются планировать его жизнь, мечтая о хорошем воспитании, кем он будет в будущем, о его интересах. Но для формирования личности ребенка необходимо предоставлять самостоятельность и право выбора. Поддерживая и направляя его. Огромную роль в формировании нравственных идеалов личности, играет духовная культура. Духовная культура помогает формировать такие личностные качества, как совесть, честь, вера в людей, добродетель, волю, милосердие.

За время работы в детском саду, опираясь на свой жизненный материнский опыт, являясь мамой троих детей, на вопрос: «Сложно ли воспитывать ребенка?», — отвечу: «Да, сложно!». Ведь каждый ребенок – это отдельный мир у каждого свой характер, свой темпирамент. Каждый требует внимание к себе независимо три года ему, или пятнадцать лет. Нельзя забывать о том, что ребенок является личностью в любом возрасте. Пусть ребёнок еще не совсем самостоятелен и не всегда может сам себя обеспечить, но он личность! Относитесь к детям уважительно с пониманием, не указывайте на все их минусы. Научитесь слышать их мнение.

Как воспитать личность в человеке? Всё приходит из детсва. Воспитывая ребенка надо видеть личность. Любите, обнимайте, целуйте своих детей. И помните, что вы воспитываете будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

Развитие личности как цель воспитания

Историко-педагогическая наука идею всестороннего развития и гармонизации личности как цель воспитания провозгласила вместе со своим рождением. Эта идея понимается как соразмерность и согласованность всех сторон развития личности. Педагог имеет дело с развитием человека не только в физическом, но и умственном и нравственном отношении, а в этой области, кроме физико-химических методов пользоваться надо еще и психологическими наблюдениями и самонаблюдениями; какими чувствами, усилиями воли, желаниями проявляется, а может быть и вызывается процесс развития внутри человека, в области его сознания и чувства, равно как и смутной области, стоящей на границе безотчетного, где только чуть-чуть брезжит сознание. Понятие развития лучшее объединяющее начало, на которое надо ориентироваться в воспитательной деятельности. Признаком развития личности является приобретение все новых и новых качеств, совершенствование их.

Факторы, Движущие силы и основные закономерности развития личности

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор(от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.

закономерности:

• развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;

• развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

• развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

• развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

• развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов:

наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).

Роль деятельности на развитие личности

Все качества личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т. е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, значит, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.
В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. На производстве он может быть одновременно и начальником, и подчиненным; в семье он муж и отец, сын и брат; он к тому же сосед и товарищ, член спортивной команды и секретарь комсомольской организации.
Чем более разнообразными видами деятельности занят человек, тем в более многообразные отношения с другими людьми он вступает, тем более разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает самого себя. Лишь в процессе труда, этой первой общественно полезной деятельности, человек мог оценить свои силы, свои ограниченные и вместе с тем огромные возможности, свои слабости. Сравнивая себя с другими людьми, смотрясь «в другого человека, как в зеркало» (К. Маркс), человек узнавал себя.
И в процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он научается понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от младенческого возраста к подростковому и юношескому.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 493 ;

Цели и задачи воспитания в современных условиях

Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

Важным элементом воспитания являются цели. Главная цель современного воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация, профессиональная востребованность (и т.д. по модели).

Многообразие целей (соответственно типов) воспитания.

Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, состоит в познании себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни. Ребенок должен приобрести такие качества, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим

Дж. Локк говорил овоспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.

Главная задача воспитания и обучения у М. Монтеня – обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци – развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. И.Г. Песталоцци – основатель концепции развивающего воспитывающего обучения: «обучение должно быть подчинено воспитанию»

БИЛЕТ № 12 Развитие, воспитание и социализация личности.

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Понятие «воспитание»имеет много значений. Его можно понимать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.

Если понимать воспитание в широком социальном смысле, то его фактически можно отождествить с социализацией. Социализация воспринимается в данном контексте как развитие человека в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Воспитание –целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый).

Воспитание – явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся.

Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт воспитание – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человеческие ресурсы.

Основная (явная) функция воспитания как социального института – обеспечение внутренней сплоченности общества. Осуществляется эта функция следующим образом:

· через планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

· подготовку «человеческого капитала», адекватного общественной культуре, необходимого для развития общества;

· трансляцию культуры, которая обеспечивает стабильность общественной жизни;

· через учет интересов половозрастных и социально-профессиональных групп, что позволяет регулировать действия членов общества в рамках социальных отношений.

Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания – любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами.

Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация.

Различают семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное; по содержанию: трудовое, умственное, физическое; по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»: авторитарное, свободное, демократическое; по объектам воспитания: идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.

БИЛЕТ№ 13 Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия воспитательного процесса.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью (Л.И. Маленкова).

Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние следующие факторы: природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей, семья, школа и вуз, детские и молодежные организации, повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют объективные и субъективные факторы.

К группе объективных факторов относятся:

— генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

— социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

— культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

— особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

— психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

система отношений с социумом;

— организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

Воспитательный процесс в современных условиях строится на основе реализации принципов гуманизации и гуманитаризации, что обусловлено требованиями модернизации российского образования.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, разработка и апробирование новых образовательных и воспитательных моделей являются социальным требованием времени.

БИЛЕТ № 14 Основные принципы воспитания.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.

Принцип природо сообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы.

Принцип культур сообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип персонификации – чел-к должен ощущать себя индивидуальностью. Стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читать еще:  Как воспитывать годовалого мальчика
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector