221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизмы семейного воспитания это

Механизмы семейного воспитания.

Механизмами семейного воспитания, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником,являются:

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение — отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок — «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом — внутренней потребности.
Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка (на службе, в кругу друзей), мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.
Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.
Сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь мальчик, например, может подражать дебоширу отцу, а девочка — сухой и строгой матери. В одной семье чутко относятся к потребностям, проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

Механизмы семейного воспитания

Т.А. Куликова отмечает, что всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании [12, c. 130].

В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание.

Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение — отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара.

Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д.

Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Рассмотрим особенности стилей семейного воспитания.

А.Л. Венгер под стилем воспитания понимает «стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов и т. п.» [7, c.79] .

По мнению В.М. Миниярова, «под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия» [19, c. 27].

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком.

А.И. Санникова и Н.В. Редькина отмечают, что существуют различные подходы к классификации стилей семейного воспитания. Традиционно выделяют демократический, авторитарный, попустительский стили и гиперопеку [25, c. 252].

Авторитарное воспитание это тип воспитания, в основе которого лежит такой воспитательный метод как требование. Принуждение выступает еще одним из основных методов передачи детям социального опыта. Родитель, в этом случае, постоянно контролирует поведение своего ребенка, очень требователен в выполнении его наставлений. При этом инициатива детей никаким образом не стимулируется, а если и стимулируется, то в строго определенных границах.

Демократический стиль подразумевает под собой стиль отношений в семье, в пределах которого родители, принимая во внимание интересы ребенка и личное мнение, организуют необходимые условия для координирования действий в организации учебной деятельности ребенка, досуга и т. д. Данный стиль по большей части способствует воспитанию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность и социальная ответственность.

Попустительский стиль проявляется в отстраненности членов семьи, а также их отчужденности друг от друга, на основе безразличного отношения к делам и чувствам другого человека

Либеральный стиль воспитания характеризуют как стиль, который не предполагает активного участия матери и отца в координации процессов воспитания и обучения. Такие родители отличаются низкой требовательностью и ответственностью, предоставляя тем самым свободу действий ребенку, которая не устанавливает каких-либо рамок ограничений.

А.И. Санникова и Н.В. Редькина отмечают, что авторитарный стиль формирует у ребенка пассивность и агрессивность, как следствие, — ребенок становится тираном (подобно родителю) и лицемером. Гиперопека рождает, с одной стороны, отсутствие самостоятельности, ведомость; с другой стороны — эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность [25, c. 252].

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержа­ние и характер этого влияния объясняются теми механизмами со­циализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью акти­визируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действи­тельности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участ­ником, психологи определили подкрепление, индентификацию, по­нимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.

Читать еще:  Воспитание сына 7 лет

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориента­ции в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Сло­вом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то пове­дение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для ма­леньких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упро­чивается, негативное поведение — отрицательно и поэтому выво­дится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представле­ние, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок — «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропус­кая его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом — внутренней потребности.

Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих ро­дителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отноше­ний с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка (на службе, в кругу друзей), мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффектив­ную идентификацию.

Понимание направлено на содействие формированию самосоз­нания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родите­лей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребен­ка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Обратите внимание на то, что сами по себе рассмотренные ме­ханизмы указывают только пути социализации, тогда как содержа­ние социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь маль­чик, например, может подражать дебоширу отцу, а девочка — сухой и строгой матери. В одной семье чутко относятся к потребностям, проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Та­ким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании при­обретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обу­словленности всей атмосферой родительского дома.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Про родительский дом говорят: родной дом, отчий дом, домаш­ний очаг, семейный кров. Сразу возникают в памяти слова попу­лярной песни Ю.Антонова: «Родительский дом — начало начал. » И, действительно, как счастлив тот, кого согревают воспоминания о тепле родительского дома!

Рассмотрим понятие «родительский дом» с точки зрения педаго­гики и психологии.

Что скрывается за словами «мой дом» для маленького ребенка? Прежде всего это та среда обитания, где он защищен от неизвест­ности, опасности окружающего мира. Дома его успокоят, прилас­кают, иногда пожурят, одним словом, поймут. Домашнее бытие является наиболее естественно выражающим индивидуальность всех членов семьи. Здесь возникает ощущение максимальной сво­боды, раскованности.

Чувство защищенности очень важно для нормального развития ребенка. Про дом часто говорят «очаг», подчеркивая тем самым его назначение согревать сердца людей. Дети рано начинают ощу­щать тепло родного дома. Здесь ребенок — источник счастья для своей семьи, и здесь его бескорыстно любят, радуются его первым шагам, словам, другим успехам, посредством которых он «за­воевывает» мир. В семье ребенок приобретает первый опыт созида­ния радости для других: помог маме накрыть на стол, нарисовал для бабушки рисунок, придумал хорошее поздравление папе.

Родительский дом — это и некое материальное понятие. Ощуще­ние защищенности создает и само место, где живет семья, то, что издавна зовется крышей над головой. И не столь уже важно, над чем именно раскинулась крыша — над роскошной виллой, много­этажным домом, юртой, избой, хижиной, — важно, что она защища­ет от холода, жары, дождя, словом, от любой непогоды. В доме у каждого есть свое место, заповедная зона, к которому другие члены семьи относятся с уважением. Увы, это не всегда отдельная комна­та, но хотя бы уголок, полка в шкафу, ящик в письменном столе, куда без ведома хозяина, даже если он совсем мал, никто не загля­нет, не вторгнется без спроса. Так, прежде чем сесть в уютное ба­бушкино кресло, надо спросить разрешение. Папа уехал в коман­дировку, но его место за обеденным столом никто не занимает, по­тому что оно «папино». У старшего брата на письменном столе ле­жит целая пачка чистой бумаги, но, не получив его согласие, нельзя взять даже один лист.

И у малыша есть свое собственное «хозяйство»: место за общим столом, кроватка, стол, полка с книгами, «территория», занятая игрушками. Здесь он приобретает первые трудовые умения, учится распоряжаться своими силами, быть ответственным, аккуратным, бережливым.

Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство» игрушек в доме: хранить их в ящике, куда по вечерам складывать ма­шинки, плюшевые игрушки, кубики, или отвести место обитания для мягких игрушек, «стоянку» для транспорта и т.д.? Обоснуйте свой от­вет, имея в виду и задачи воспитания ребенка, и удобство для всей семьи.

Может быть, кому-то покажется, что мы говорим о мелочах: кто на чье место сел, как организовать игрушечное «царство», у кого лист бумаги для рисунка попросить. Но ведь из таких мелочей бук­вально соткана жизнь в родительском доме, и от того, как они ре­шаются, определяется стиль взаимоотношений в семье. А потому «заповедные зоны» — важное условие для сохранения в человеке чувства защищенности, наипервейшего из тех, чем дорог каждому его родной дом. И уют в доме создается не только для глаз, но и для души всех обитателей.

В житейском обиходе встречаются выражения «теплый дом», «холодный дом». Что влияет на «температурное» состояние дома? Конечно, люди, которые в нем живут и находятся в отношениях, оп­ределяющих психологический микроклимат семьи. Дом станет на­стоящим семейным очагом, если в поведении взрослых ярко выраже­на направленность на других — желание и умение понимать их, внима­тельно к ним относиться, учитывать их интересы, привычки, вкусы. Прибавьте к этому постоянную доброжелательность, умение не спе­шить с выводами относительно поступков и проступков близких, великодушие и снисходительность к мелким нарушениям семейной жизни, установленного порядка, и картина «теплого» микроклимата будет нарисована в общих чертах. Ее дополнят доверительность от­ношений, действенное сочувствие, готовность к взаимопомощи. Главными творцами микроклимата семьи будут взрослые, они все сделают, чтобы научить детей не только «греться» у домашнего оча­га, но и самим «подбрасывать» туда дровишки.

Семейный микроклимат определяется поведением самых близ­ких взрослых — мамы, папы, бабушки, братьев, сестер и т. д. Ребе­нок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмо­ционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо по­стоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта. Для ребенка очень важен эмоциональный по­кой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Радость человеческого общения останется для растущего ребенка основной и непреходящей ценностью.

Читать еще:  Роль матери и отца в воспитании детей

В семье у ребенка формируется сознание своего «Я», своей обще­ственной значимости. Но в родном доме ребенок переживает и пер­вое ощущение стыда, боли, отчуждения, если он нарушает семейные правила, огорчает тех, кто его любит. Ребенок начинает понимать, что стыдно капризничать, грубить взрослым, обижать товарища, животных, жадничать, брать без спроса чужие вещи и игрушки, ломать и портить их, шуметь, когда кто-то отдыхает, поступать назло, относиться равнодушно к бедам других людей. Причем осознание того, что стыдно делать, приходит к ребенку на эмоцио­нальном уровне, когда он чувствует, что своими поступками оби­жает, огорчает, расстраивает близких людей. Эмоционально пере­живая конфликты, ссоры, столкновения, осуждение, наказания, ис­пытывая боль, страдания, чувство стыда, ущемленного самолюбия, отчуждения от родных людей, ребенок в своем подсознании осно­вательно закрепляет неосознанные, но необходимые для жизни стереотипы стеснительности, сдержанности, стыдливости (Б.Т. Ли­хачев). Так формируется чувство совести, которое будет сопрово­ждать его и подсказывать, что хорошо и что плохо, спустя многие годы после того, как он уйдет из родительского дома.

В орбите родного дома «вращаются» не только родители, братья, сестры, но и другие родственники, друзья матери, отца, детей, зна­комые, соседи. Все они в большей или меньшей степени влияют на развитие ребенка, расширяя его социальный опыт. Замечено, что чем гостеприимнее семья, тем общительнее дети, что, в свою оче­редь, облегчает им адаптацию к новым условиям (например, к дет­скому саду, школе). Ребенок может хорошо относиться ко всем, кто живет в доме и кто общается с семьей. Но кто-то один станет для него главным человеком детства. И хотя влияние матери сохранит­ся на всю жизнь, она может и не стать таким человеком для своего ребенка. Им станет папа, или бабушка, или папин брат, который увлечет ребенка коллекционированием марок, откроет мир разных стран, городов, искусства.

Родительский дом — это постоянство окружения: люди, обста­новка, вещи, природа. Окружение сливается в единый образ перво­начального мира ребенка, где все знакомо до мельчайших штри­хов, привычно, а от того надежно, спокойно. Для ребенка родной дом — это и тополь, что растет у крыльца, и лестница, кажущаяся особенно длинной, когда хочется скорее к маме, и кнопка дверного звонка, до которой не сразу получалось дотянуться. Изучение ми­ра начинается с вещей в доме. Ребенок «читает» и «перечитывает» каждую вещь по многу раз, с разных позиций: крышку обеденного стола, оказывается, интереснее рассмотреть снизу, сидя на полу, а вид комнаты становится совсем другим, если встать на спинку кресла. Каждая вещь — частица семейной истории. Письменный стол купили, когда папа пошел в школу. Маленький телевизор «ездил» с бабушкой в Монголию, где она учила студентов. Особен­но интересно рассматривать реликвии, старинные вещи, которые в семье бережно хранят: заветную коробочку с орденами и медалями прадедушки Коли, бабушкину шкатулку, где лежат рисунки-каракульки папы, туфельки, в которых он сделал первые шаги, и даже его выпавший молочный зуб, папку с мамиными тетрадками и школьными грамотами, дедулину коллекцию бабочек и др.

Родительский дом подразумевает и свой неизменный порядок, традиции и обычаи. Нормальная семья живет богатой внутренней жизнью, повседневно творит душевный и духовный мир индивиду­альности, выводит ее в большой мир.

В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для уклада семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, о чем говорят, как прощаются, расставаясь на день, как проводят вечера, выходные, праздники и т.д. И здесь тоже нет мелочей, потому что в укладе отражаются реальные отношения между всеми членами семьи. В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни (П. Лич, Х. Джиннотт). Например, отходя ко сну, трехлетняя Лиза заботливо укладывает своих «дочек» и «сынков» в их кроватки, потом с маминой помощью осуществляет то, что зовется «гигие­ническими процедурами», далее идет прощаться на ночь с бабушкой и дедушкой, а затем папа несет ее в постель, садится рядом, го­ворит ласковые слова. Ребенок буквально впитывает в себя се­мейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, кото­рые невротизируют ребенка, а следовательно, и взрослых.

Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

Но пока разговор шел о семье благополучной, когда у родите­лей есть определенная система ценностей и жизненные цели. Если взрослые члены семьи заботятся об устойчивости и надежности среды воспитания, значит, у ребенка есть Дом. Да, именно Дом с большой буквы, то «начало начал», из которого вырастет человек, признающий семью самой большой жизненной ценностью. А от этого Дома потянутся прочные ниточки к дому своего народа — Ро­дине, а затем — к общему дому всех людей на Земле.

А если семья не очень благополучная? Тогда уклад жизни в ней напоминает вокзал: все течет и меняется. А если в семье нет порядка, один день не похож на другой, у каждого члена семьи своя жизнь, свои интересы, то ощущения родного дома у ребенка не возникает.

Как вы думаете? Представьте себе молодую семью, где оба роди­теля много заняты по службе. У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына:

— малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные дни и праздники;

— малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, давая моло­дым родителям возможность отдохнуть.

К какому варианту вы посоветуете прибегнуть молодым родителям и как его аргументируете?

Мир каждой семьи неповторим и индивидуален. Но все хорошие семьи похожи бесценным ощущением защищенности, психологиче­ской безопасности и нравственной неуязвимости, которым одарива­ет человека счастливый отчий дом.

Механизмы семейного воспитания.

Механизмами семейного воспитания, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником,являются:

— подкрепление,

Индентификация,

Понимание.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение — отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок — «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом — внутренней потребности.
Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка (на службе, в кругу друзей), мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.
Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.
Сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь мальчик, например, может подражать дебоширу отцу, а девочка — сухой и строгой матери. В одной семье чутко относятся к потребностям, проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

Читать еще:  Воспитание детей это обязанность

1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

Принципы воспитания в семье.

Принципы воспитания– практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
— дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
— родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
— воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
— единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
— личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
— воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
— все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
— оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.
Принцип целенаправленности. Воспитание характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции страны.
Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.
Принцип научности.В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.
Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.
Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.
К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности– развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.
Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 886 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector