221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизмы воспитания детей дошкольного возраста

Механизм нравственного воспитания.

Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств.

Нравственное развитие дошкольников – процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения.

Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть органичен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.

Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учит ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Методологическую основу нравственного воспитания составляет учение о морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Нормы морали – предписания, требования общества к поведению людей. Правила поведения детализируют моральные нормы, предназначаются определенной возрастной группе. Нормы и правила морали выступают в роли регуляторов поведения людей, служат критериями оценки поступков и действий с точки зрения таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие.

Механизм нравственного воспитания.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства продолжают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + +(навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания

Билет № 29

Ранний возраст. Развитие произвольного поведения в раннем возрасте. Выполнение речевых инструкций взрослого как первая форма произвольного поведения.

Овладение речью и повышение ее роли в регуляции поведения составляет существо развития произвольности в раннем возрасте. Речь возникает и развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Первые слова ребенка, адресованные взрослому, выражают элементарные просьбы и требования. Параллельно с развитием коммуникативной, активной речи происходит процесс становления ее регулятивной функции. Л.С.Выгодский представлял этот процесс так: на первых этапах ребенок воспринимает адресованные ему указания взрослого и подчиняет им свое поведение. Затем, обращаясь к взрослым за помощью, он управляет их поведением. На третьем этапе ребенок организует собственное поведение по социальному типу, применяя к самому себе те речевые высказывания, котор раньше применял к другому.

Основываясь на этих представлениях, А.Р.Лурия выдвинул положение о том, что анализ развития произвольного действия у ребенка следует начинать с исследования способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. Действие по инструкции является опосредованным речевым знаком как средством овладения своим поведением, что открывает возможность дальнейшего развития саморегуляции.

В 50-е годы были проведены исследования, которые показали, что в 1−1,5 г. ребенок не может выполнить простую речевую инструкцию, несмотря на то, что он понимает ее отдельные слова. У детей 1,5−2 лет речь не может остановить начавшееся действие или переключить ребенка с одного действия на другое. А.Р.Лурия выдвигает предположение о том, что в раннем возрасте речь является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем непосредственно воспринимаемые раздражители и двигательные стереотипы.

В результате экспериментов выяснилось, что хорошо говорящие дети значительно успешнее выполняют речевые инструкции, они более коммуникабельны и более чувствительны к воздействиям взрослого. Эти дети лучше удерживали задачу, поставленную взрослым, были менее подвержены влиянию ситуативных факторов, их действия были более произвольными. Дети с неразвитой активной речью еще не прошли через этап осознания слова, и оно остается для них лишь условно-рефлекторным сигналом, поэтому они могут выполнить только простые одношаговые инструкции. Все это говори о том, что отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием ее регулятивной функции.

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие

. образовательном пространстве современного мира», 6.4. «Методология непрерывного образования взрослых как основа развития образовательного пространства стран СНГ», 6.5. «Методология, теория и . . Одним из значимых продуктов деятельности базовой организации является разработка Концепции развития образования взрослых в Российской Федерации и других государствах–участниках СНГ, а .

Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающ

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражан взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он м. в конце концов овладеть элементар нормами жизни в челов об-ве.

Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы егоадаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравствен. качества зависят от того, как оноформировалось, какой механизм был положен в основу педагог. Воздейс-я.

нравственные традиции воспитания детей раннего возраста.

. Педагогика, 1984. – 330 с. 10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – 240 с. 11. Запретный плод. Этика . 2009. – 464 с. 27. Серый, А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. – Кемерово: . человек, и правила поведения, определяемые этими качествами [16]. Пространство нравственных отноше-ний обширно, оно пронизывает все .

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношениек качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Читать еще:  Роль родителей в воспитании подростков

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — впоступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: послед-сть компонентов м. меняться в зависим. от особенности качества (от его сложности ) и от возраста объекта воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения

Организация духовно-нравственного воспитания у учащихся среднего профессионального образования

. педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов в учреждениях среднего профессионального образования. В качестве гипотезы мы выдвигаем следующее предположение: духовно-нравственное воспитание в учебном . труде «Мысли о воспитании» большое значение в духовно-нравственном воспитании придает чувству, воображению, воле как побудительным мотивам воспитания духовности и нравственности. .

Вторая группа задач нравств воспит-я отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая — подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознано. А значит, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости. Должно появиться желание овладеть нравственным качествам, т.е. важно возникновение мотивов для приобретения нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства (придают окраску и влияют на прочность складывающегося качества).

Знания и чувства порождают потребность и их практической реализации – в поступках, в поведении.

Механизм нравственного воспитания выглядит так:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = Нравственное качество.

Этот механизм имеет объективный характер. Он проявляется при формировании любого качества личности (нравственного или безнравственного). Особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. То есть каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменим. Например, хотим сформировать качество доброты, при этом воспитываем лишь представления о доброте, не вызывая положительного отношения к этому качеству, не вызывая желание овладеть им и стать добрым, или не создаем условия для проявления доброты [3].

Однако механизм нравственного воспитания носит гибкий характер: последовательность компонента может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности) и от возраста объекта воспитания.

Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строится на выработке у ребенка — в определенной последовательности — основных элементов этого механизма.

Нравственное развитие ребенка — это процесс его постепенного приближения к освоению нормы в каждом из перечисленных видов отношении. Исследователи так определяют нормы взаимодействия, соответствующие перечисленным типам отношений.

В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребенка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.

В отношениях со сверстниками — это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.

В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребенка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается [4].

Отношение к самому себе возникает как результат тех требований, которые ребенок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля.

В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природе.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Личность ребенка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой смысл приобретают нравственные и другие ценности. В психологии принято социальные условия называть внешнимифакторами места. Внутреннюю позицию ребенка по отношению к внешнему миру, к воздействиям окружающих его людей принято называть внутренним фактором места. Для развития личности имеют значения оба фактора. Одни и те же условия воздействия на разных детей могут породить у них многообразные формы поведения и привести к различным личностным проявлениям. Чтобы добиться одинаково хорошего результата, к каждому ребенку следует искать особый индивидуальный подход.

Самосознаниепредставляет собой понимание того, что ребенок собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Самосознание — это осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосознания — в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений» [1]. К старшему дошкольному возрасту, ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинства и недостатков как своих, так и сверстников [5].

Как считает Мухина, наиболее явно самосознание проявляется в самооценке,в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка ребенка 5-6 лет в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. «Оценочное суждение ребенка, утверждает Б.Г.Ананьев [2], непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы».

Развитый ребенок старшего дошкольного возраста знает нормыповедения.Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения с взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, это вызывает у него тревогу, ощущение дискомфорта.

Сформированные привычки обеспечивают то поведение, которое называют хорошим воспитанием. Пяти-шестилетний ребенок уже может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях. Компоненты механизма нравственного воспитания дошкольника, знание норм поведения и привычки поведения не существуют сами по себе. В процессе воспитания ребенка у него вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребенок реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилось правильное отношение к пороку, к хулиганству, к хамству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть «плохим».

Читать еще:  Мужское воспитание мальчиков

Немаловажны мотивы поведения, под которыми понимают то, что побуждает к поступку, к деятельности. Это могут быть потребности и интересы, влечения и эмоции ребенка. Малыш уже имеет представление о деятельности взрослых. Они — сильные, умные, все могут. Взрослые предстают перед ребенком как некий идеал его будущих возможностей.

Огромное значение для развития личности ребенка имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. Потребность в положительных эмоциях — первейшая человеческая потребность. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми организует поведение ребенка: он начинает считаться с их мнениями и оценками, старается выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

Пяти-шестилетний ребенок во взаимоотношениях со знакомыми сверстниками уже может противостоять сверстникам, если они предлагают ему сказать или совершить что-нибудь такое, что противоречит его знаниям о нормах поведения.

Относясь к взрослым и старшим детям, как к образцу, ребенок в то же самое время притязает на признание со стороны этих взрослых и подростков.

Ребенок старшего дошкольного возраста не может противостоять взрослому, от которого он ждет признания.

Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинства. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают, может стать причиной его безудержных капризов. Неправильное поведение взрослого по отношению к ребенку — пренебрежение, невнимание и т.д. — провоцирует детские капризы.

Мотивы установления положительных отношений с взрослыми и детьми, а также мотивы самоутверждения и притязания на признание ложатся в основу соревновательных мотивов. Соревновательный мотив дает ребенку острые эмоциональные переживания: в случае промахов и неудач, он расстраивается до слез, для компенсации неуспеха хвастаетчем-либо или бьет успешного; в случае успеха ликует и снова хвастает. Соревновательный мотив стимулирует ребенка к совершенствованию своих способностей и умений и в то же самое время создает у него состояние тревожности.

Нравственные мотивы, стремление вести себя по правилам, принятым людьми, определяют развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитие личности ребенка.

Дошкольник существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Его чувства быстро и ярко вспыхивают. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Ревнует же ребенок к старшим братьям и сестрам, к малышу, к своим сверстникам, которым оказывается в данный момент больше внимания. Ревность — мучительное чувство, которое отравляет отдельные моменты жизни ребенка. Но бурно переживаемая ревность, быстро и ярко вспыхнув, столь же быстро угасает.

Ребенок приобщается через взрослых ко всему диапазону чувств человека. Желая получить от близких эмоциональное одобрение, он учится прислушиваться, присматриваться к чувствам и состояниям других людей. Если его доброжелательно учат видеть состояние других людей и выражают благодарность за внимание, он учится сочувствию.Через себя, свои переживания, свою потребность в любви и сочувствии ребенок учится сочувствию к другим.

Завистьвозникает в ситуациях, когда двое или несколько детей начинают притязать на признание, начинают соперничать и стараться опередить в чем-то друг друга. У дошкольника зависть может возникнуть при распределении ролей в игре, в соревновательных ситуациях, в ситуациях, когда кому-то одному из группы детей уделяется большее внимание.

Если оценивать особенности чувств дошкольника, то надо сказать, что в этом возрасте ребенок еще не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. Эмоции формируют жизнь ребенка. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим ребенком, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Развитие воли ребенка определено формированием у него мотивов поведения. В развитии воли ребенка старшего дошкольного возраста можно выделить три взаимосвязанные стороны: это, во-первых, развитие целенаправленности, во-вторых, установление отношений между целью действий и их мотивов и, в-третьих, усиление регулирующей роли речи.

Выполнение целенаправленных нравственных действий находится у ребенка в зависимости от многих обстоятельств: от трудности задания и длительности его выполнения, от успеха или неудачи при выполнении задания, от меры участия взрослого в организации самой цели.

Литература:

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада / Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Т.Шатова и др.; / Под ред. А.М.Виноградовой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989.

Гаврилова Т.П. Воспитание нравственных чувств. — М.: Знание, 1984.

Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. — 2006. — N 11. — С.45-57.

Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова — 2007. — С.15-17

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: что учесть и как обыграть

В широком смысле нравственное воспитание дошкольников — это целый ряд педагогических мер, направленных на ознакомление детей с духовными ценностями общества. Этот процесс положительно меняет человеческую личность. Ребенок воспитывается нравственно, входит в социальную среду, приступает к самовоспитанию и взаимодействию с другими людьми.

В чем состоит воспитание нравственности у детей

По мнению опытных педагогов, нравственным качествам невозможно научить, надо постепенно их прививать, вырабатывая нужные социальные навыки. Этот механизм у каждого малыша действует по-особенному.

Важный фактор — единство или различия в нравственных установках, которые прививаются деткам дома и в детском саду. Психологи нередко отмечают такое явление: воспитатели убеждают в важности дружбы и щедрости, а родственники развивают в малыше чувство собственности, безразличие к чужим проблемам и даже агрессию по отношению к другим детям и взрослым (например, «нечего раздавать свои игрушки!» или «а ты его ударь»). В результате такого двойственного воспитания у ребенка возникнет внутреннее противоречие. Он принимает то ту, то иную точку зрения, так как у него нет собственного убеждения.

Важно
Чем младше ребенок, тем он более открыт к окружающему обществу, критическое мышление слабо развито.

Миссия нравственного воспитания современных маленьких детей — формирование равного члена коллектива с одной стороны, и яркой, самобытной личности с другой. В современном обществе необходимы оба качества. Умение работать в команде так же важно для успешной жизни, как и здравая самооценка, открытое выражение собственного мнения, умение отстоять свою позицию.

Существуют несколько способов развить нравственные качества дошкольников: личным примером, чтением литературных произведений, учебой, игрой, трудовой деятельностью, творчеством. В детском саду, как правило, применяются все эти методы. То же происходит и дома. Вольно или не вольно, родители формируют нравственный облик своего ребенка.

Направления нравственного развития:

  • личные качества;
  • моральные ценности;
  • отношение к окружающим;
  • чувства патриотизма;
  • нормы этикета.
Читать еще:  Обязанности по воспитанию детей

Детские учреждения проводят работу по всем направлениям, создавая базу для общеобразовательной школы. Получаемые знания слоями закладываются в сознании, образуя совокупность личных качеств.

Задачи воспитания ребят дошкольного возраста следующие:

  • выработка личных качеств, понятий, привычек, ощущений;
  • культивирование гуманности к другим членам общества;
  • зарождение патриотизма, гордости за родину;
  • вырабатывание у детей с малолетства терпимости к людям разных национальностей и религий;
  • овладение способностью проживать и работать в коллективе, не утрачивая чувства достоинства;
  • воспитание трудолюбия, навыка совместного труда;
  • развитие индивидуальности и творческих способностей.

Родителям нужно понимать, что в группе детского сада на первый план выходит воспитание именно коллективного человека, прививаются общие нормы духовности и нравственности. Развитие индивидуальных способностей проходит в рамках ограниченного выбора занятий, предусмотренных программой дошкольного учреждения. В хорошем детском саду эти занятия разнообразны: рисование, лепка, фольклор, танцы, плавание и др., и родители могут выбрать одно или несколько направлений для своего малыша. И все же у родителей дома гораздо больше возможностей проводить воспитание с учетом личностных характеристик ребенка.

Для нравственного развития дошкольников преподаватели используют следующие приемы:

  1. Творческая работа, произведения литературы и музыки, изобразительное искусство. Художественные образы помогают описать ощущения людей в разных обстоятельствах, а также собственные чувства посредством слова, рисунка, мелодии.
  2. Соприкосновение с природой прибавляет жизненных сил, знакомит с принципами взаимодействия живых существ, позволяет проявиться истинным чувствам малыша.
  3. Собственная деятельность. Играя, обучаясь, трудясь, занимаясь творчеством, малыш передает свое эмоциональное состояние, обучается общению с ребятами, постигает понятия нравственности.
  4. Обстановка, окружающая дошкольника, влияет на процесс воспитания нравственности. В детсаду она создается воспитателями и ровесниками.

Определение нравственного воспитания детей складывается из трех составляющих: отношения к себе, окружающим, живой природе. В зависимости от возраста, необходимы разные воспитательные методы.

Раннее детство:

  1. Малыша в детсаду окружают любовью и лаской, учат выражать ответные чувства, помогают адаптироваться в новых условиях.
  2. Мягко, но неуклонно осуждают агрессивность и недоброжелательность по отношению к другим детям.

Младший дошкольный возраст

  1. Миссией воспитания и целью духовного развития младшего дошкольника является генерация обстановки успеха, выработки правильной реакции на хвалу.
  2. Сейчас для детей особенно необходим пример взрослого, суть воспитательного процесса не должна противоречить моральным нормам и действиям родителей.

Средний дошкольный возраст

  1. Значимость живого примера на этом этапе также велика.
  2. Развитию нравственности ребенка помогает решение логических заданий вербального типа: преподаватель обрисовывает ситуацию и просит ребенка порассуждать о ней.
  3. Целью творческих упражнений — вызвать реакцию у дошкольника и обучить умению распознавать, что чувствуют другие люди.
  4. Совместная деятельность развивает взаимоотношения и помогает освоению нравственных убеждений.

Старший дошкольный возраст

Необходимо провести анализ всех положительных и отрицательных поступков детей. Воспитателем детсада в короткий срок выполняется диагностика старших дошкольников, разработка плана действий. Родителям даются советы.

Нравственное воспитание дошкольника в семье

Предлагаем родителям в помощь для воспитания нравственных качеств малыша в домашних условиях игровой набор. Ведь игра является основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Так он познает мир, пополняет запас слов и понятий. Воспитание основано на внутренней свободе личности.

Игра 1. «Воздушный шар».

Задачи

Формирование у детишек понятия добрых поступков и его осознание, обучение анализу поступков, умению сделать выводы. Обучение умению отличать персонажей по характеру поступков. Ознакомление с понятиями положительных и отрицательных персонажей. Группировка их по этим признакам.

Содержание игры

Взрослый читает ребенку произведение или отрывок из него. Затем начинается обсуждение. Взрослый задает вопросы, малыш отвечает. Ничего, если сначала ребенок перескажет весь текст. Затем он должен разделить персонажей на «хороших» и «плохих». При этом важно, чтобы малыш объяснил свое решение и привел примеры хороших или плохих поступков каждого персонажа. Положительные герои сажаются в воздушный шар и отправляются в захватывающее путешествие. (И шар, и персонажей можно нарисовать схематично, например, вырезать прямоугольники из разноцветной бумаги).

Игра 2. «Птица Счастья».

Задачи

Стимулировать дошкольников на совершение добрых дел, оказание заботы, помощи окружающим.

Содержание игры

Нарисовать павлина с распущенным хвостом, подвесить его на уровне глаз детей или разместить на столе. Возле птицы поставить коробочку с нарезанными разноцветными кружочками. Приготовить небольшие картинки или фото детей с липучкой на оборотной стороне. Ребята крепят свои картинки на хвост жар-птицы и от каждой картинки лучиком вдоль хвоста выкладывают или крепят (на скотч, пластилин — как удобней и интересней) кружки. Заранее с детьми надо договориться о том, какой цвет кружка какое доброе дело означает. Например, красный круг — помочь делать уроки брату, голубой — помочь маме мыть посуду, оранжевый — помочь в уборке комнаты, зеленый — помочь маме в поливе цветов и т.д. Круглые метки прилепляются на протяжении дня, а вечером — подведение итогов и вручение приза.

Игра 3 «Доброе облачко»

Задачи

Формирование в сознании ребенка понятия доброты, отзывчивости, доброго отношения к родным, умения анализировать свои поступки и дела других, сравнивать их и приходить к выводу.

Содержание игры

Вырезать из картона облачко, прикрепить к нему ленточки в виде дождика. Вывесить картинку облачка на уровне глаз детей. На ленточки прикрепить метки или фото детей (мамы, папы). У каждого своя ленточка. В течение дня или недели на ленты добавляются капельки, обозначающие добрые дела. Вечером или в конце недели подводятся итоги. У кого набралось больше добрых поступков, тот и выиграл.

Цель нравственного воспитания состоит в выработке у детей положительных качеств. Одновременно с этим необходимо сформировать стойкое сопротивление противоположным плохим качествам.

Совет
Воспитание принято осуществлять, убеждая ребенка в преимуществе норм поведения, формированием у него правильных привычек. Избегайте назойливых нудных нравоучений.

Эффективно влияет на ребенка положительный пример родителей, старших братьев, сестер. Важно в целях воспитания рассказывать детям о жизни замечательных людей, знакомить их с персонажами из литературы.

Самый лучший результат воспитания нравственности достигается применением упражнений в нравственных поступках. Следует создавать малышу такие условия, в которых он сможет их совершить. К примеру, когда маленький ребенок падает и не может подняться, нужно чтобы дошкольник постарше оказал ему помощь.

Маленькие иногда ссорятся из-за игрушек. Иногда, в этом вина родителей, которые запрещают малышу давать свои вещи другим детишкам. Ребенка нужно приучить, что надо делиться игрушками («поиграет и отдаст»), интереснее на время поменяться игрушками. При этом нужно учить малыша аккуратному обращению со своими и чужими вещами. Полезно учить маленького делиться сладостями, которыми он угощен, с другими детишками, с мамой и папой, чтобы у ребенка не развились жадность и скупость. Необходимо также поощрить малыша, если он проявляет внимание к другу.

В процессе выполнения подобных упражнений действия малыша постепенно превращаются в привычки.

Нетрудной задачей является приучение ребенка говорить правду, даже самую неприятную. Малыш признается в своей вине, если будет убежден, что получит одобрение родителей за мужественное признание, хотя за отрицательный поступок будет наказан.

Ребят старшего возраста надо приучать к тому, чтобы они стремились оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются. Они должны это делать от души, не ожидая похвалы и благодарности.

Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию малышей проводится совместно воспитателями дошкольных учреждений и родителями ребенка. Такое сотрудничество приводит к положительным результатам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector