221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Междисциплинарный подход к воспитанию

Тема:Ученик как субъект воспитания

1) Междисциплинарный подход к воспитанию. Психологическая сущность воспитания.

2) Проблемы психологии воспитания. Принципы воспитания.

3) Соотношение понятий: «формирование», «становление», «социализация», «воспитание».

4) Соотношение видов развития и видов воспитания человека.

5) Типы взаимосвязи обучения и воспитания.

6) Виды и способы влияния в воспитании. Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно. Смысловые барьеры.

7) Основные внутренние факторы развития человека. Методы и приёмы самовоспитания.

8) Дети риска, школьная дезадаптация.

1) Междисциплинарный подход к воспитанию. Психологическая сущность воспитания.

ФИЛОСОФИЯ – рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе.

СОЦИОЛОГИЯ – рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции.

ИСТОРИЯ — изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержание и методов воспитание в различные исторические эпохи.

ПЕДАГОГИКА — рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитание.

ПСИХОЛОГИЯ – рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.

Психологическая сущность воспитания заключается:

1) в формировании мотивов поведения.

2) в формировании привычек поведения, в которых реализовались бы эти мотивы.

2) Проблемы психологии воспитания. Принципы воспитания.

Проблемы психологии воспитания:

— проблема механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях образовательного процесса;

— проблема соотношения и разграничения воспитания, обучения и социализации;

— проблема зависимости формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;

— проблема мотивационной сферы учащегося, её направленности, нравственных установок;

1) Ориентация на ценностные ориентации.

( постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду и т. д.))

2) Принцип субъектности.

( педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать свое «Я» в связи с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и для своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений)

3) Принятие ребёнка как данности.

( признание за ребёнком права на существование его таким, каков он есть, уважение к его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, её уважения вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей)

3) Соотношение понятий: «формирование», «становление», «социализация», «воспитание».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт.

ФОРМИРОВАНИЕ — процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

СТАНОВЛЕНИЕ – термин, обозначающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом.

Л.М.Лузина выделяет несколько значений понятия «воспитание»:

1)воспитание — это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий.

2)воспитание – это понятие, посредствам которого обозначается процесс многостороннего развития человека под влиянием многообразных социальных факторов (социализация).

3)воспитание — это специально организованный воспитателями-профессионалами педагогический процесс, целью и содержанием которого, является создание и поддержание условий для саморазвития, самостановления, самореализации.

Междисциплинарный подход к воспитанию

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук (рис. 11, рис. 12).

Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.
Социология изучает социальные проблемы развития личности, социальный «заказ» системе воспитания, определяемый обществом в неявном виде и формируемый государством в документах, условия осуществления, региональные и социально-культурные особенности воспитания, систему воспитательных институтов, учреждений, соотношение и удельный вес непрограммируемых социальных явлений и целенаправленного воздействия на человека в процессе cоциализации и воспитания.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов нормативный канон человека и его влияние на воспитание; характер родительских чувств, ролей и отношений и т.д.
Экономическая наука определяет роль в росте эффективности общественного производства, финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для оптимальной инфраструктуры системы воспитания.
Правоведение занимается правовыми формами организации и функционирования воспитания; правовыми нормами, регламентирующими статус, права и обязанности государства, его институтов и граждан в сфере воспитания.
Криминология, изучая преступность, в т.ч. как издержки социализации и воспитания, разрабатывает меры по ее предупреждению.
Биология, физиология, генетика исследуют естественные основы развития, отражающиеся на процессе и результатах воспитания.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику воспитания, определяя его принципы, содержание, формы и методы.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки эффективности способов и средств воспитания. Большое внимание воспитанию уделяет т.н. конфессиональная психология, разрабатываемая в целях формирования религиозного сознания и поведения (http://www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9417 — | 7462 — или читать все.

«Основные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Основные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья»

Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».

Инклюзивное образование в Республике находится в стадии формирования. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.

Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Читать еще:  Воспитание ребенка без матери

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность. Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Терпимое (толерантное) отношение населения к детям-инвалидам находится на стадии формирования, поэтому следует учитывать психологическую неготовность части общества принимать этих детей полноправными членами.

На данном этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определенная модель инклюзии должна быть доступна и полезна ребенку. При этом она не должна препятствовать получению качественного образования другим развивающимся детям.

Уровень психического развития детей с одним и тем же первичным нарушением может существенно различаться, поскольку биологическое неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) служит лишь первичной предпосылкой нарушения – его взаимодействия с окружающим миром. Вызванные первичным нарушением вторичные отклонения в психическом развитии могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения – специально организованного и особым образом устроенного.

Поддерживая инклюзивную культуру, реализуя инклюзивную политику и практику, образовательные учреждения действуют в инновационном режиме. При этом одной из основных становится задача – создать устойчивую, развивающуюся, эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях разных типов и видов.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции.

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется и индивидуально, и фронтально.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:

1. Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

2. Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивной группы. Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых.

3. Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

Учеными установлена прямая связь между наличием социально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, «нормально» развивающимися детьми и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, формирование принятия «особых» детей, понимание их особых потребностей.

В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других – он такой же, как все.

4. Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения.

5. Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения

Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование.

Существуют три модели интегрированного обучения:

Полная и комбинированная интеграция , где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ и нормально развивающиеся.

Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.

Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Основными направлениями деятельности педагога инклюзивного образования являются:

Психологическая помощь в трудных ситуациях (немедицинская психотерапия).

Развивающая и психокоррекционная работа.

Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Большое значение для развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых лиц имели врачебно-педагогическая система Э. Сегена (1812—1880), идеи И. Т. Вайзе (1793—1859), В. Айрленда (1832—1903), О. Декроли (1871—1932), М. Монтессори (1870—1952).

Большой вклад в ее развитие внесли Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и др. Одновременно с этим продолжается дальнейшее изучение слабоумия (А. Р. Лурия, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинский, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, С.Я. Рубинштейн, В.И. Лубовский, Г.Е. Сухарева и др.

В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике разрабатываются пути и методы оказания коррекционной помощи умственно отсталым детям младенческого и раннего возраста (Е.А. Стребелева, Ю.А. Разенкова, Г.А. Мишина и др.). Совершенствуются содержание, методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста (Л.Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.А. Аксенова, М.Н. Перова, Б.Б. Горскин, Е.Н.Соломина, И.М. Яковлева и др.). Разрабатываются современные технологии обучения умственно отсталых детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и идиотии (Г.В. Цикото, А.Р. Маллер, А.А. Еремина и др.). Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс

Читать еще:  Как воспитывать мальчика 13 лет

Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики республики и её стабильному функционированию.

Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Главный акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для его социализации.

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает:

– развитие духовных и физических способностей ребёнка;

– содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

– поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.

В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе.

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии имеют специфику в применении.

Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, таких как санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы ( игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.

Побудительно-оценочные методы (поощрение, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: игрушка – их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) – абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) – только словесное поощрение.

Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.

Междисциплинарный подход к воспитанию

Библиографическая ссылка на статью:
Грачева А.Г. Междисциплинарное обучение в финской школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64516 (дата обращения: 02.02.2020).

Междисциплинарный подход в обучении известен еще с античных времен, а в последнее время приобретает все большую актуальность. Однако его практическое применение в основном ограничивается сферами высшего образования и изучения языков. В сфере же среднего образования данный подход существует лишь в отдельных школах, а на государственном уровне его внедрение постепенно происходит только в одной стране мира – Финляндии. Сторонники подхода считают, что его правильное применение может помочь улучшить качество образования и лучше подготовить учащихся к взрослой жизни. Данная статья рассмотрит определение междисциплинарного подхода в обучении, опыт его применения с средней школе в Финляндии и Норвегии, а также дальнейшие перспективы его развития в других странах.

Что такое междисциплинарный подход к обучению

Междисциплинарный подход включает в себя размытие границ между традиционными учебными предметами и обучение в рамках более общих тем или направлений, а не учебных дисциплин. К примеру, обучение иностранному языку может объединяться с обучением географии, истории и литературы данной страны, разные предметы могут объединяться в таких темах, как “мой город”, “моя страна”, и т.д.

Понятие междисциплинарного обучения известно еще с античных времен, оно затрагивалось известными философами и педагогами и в более позднее время. Актуально и современно звучат слова величайшего педагога и мыслителя 17-го века Я.А. Коменского по реорганизации образования, который в книге «Великая дидактика» подчеркивал, что «все находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [1]. Я.А. Коменский определил, что обучение – это приобретение знаний и умений решать разные задачи. И соответственно, такое обучение требует междисциплинарного подхода, призванного создать целостную картину мира, в которой человек – это совершенное творение природы и имеет право на развитие всех своих способностей и возможностей.

В последние десятилетия междисциплинарное обучение становится все более популярным, в особенности в сфере высшего образования. На многих дисциплинах обучения в ВУЗе существует множество поднаправлений, вместе с развитием науки и техники размываются границы между отдельными науками, а также на рынке труда все более и более востребованными становятся специалисты, способные гибко адаптироваться к происходящим изменениям. Все это требует междисциплинарного подхода, и многие ВУЗы предлагают такие программы, например смешивая бизнес, дизайн и инженерное дело [2]. С другой стороны, обучение в начальной и средней школе в большинстве стран мира до сих основывается на традиционных учебных предметах, таких как математика, литература, история и т.п. Возможно ли междисциплинарное обучение в средней школе? Только в одной стране мира междисциплинарное обучение вводится во всех средних школах с 2016 года. Эта страна – Финляндия. Рассмотрение того, как проходит и каких целей преследует данная реформа системы образования, поможет ответить на вышеупомянутый вопрос.

Читать еще:  Воспитание мальчика 6 лет

Особенности финской системы школьного образования

В настоящее время финская система образования является предметом исследований многих ученых-педагогов. Говорится даже о финском “педагогическом чуде”[3], исследователи ищут возможности применять финский опыт в других странах мира, в том числе в таких развитых странах, как США и Великобритания. Дело в том, что в Финляндии в последние десятилетия были успешно проведены реформы образования, и в настоящее время финская система образования достигла впечатляющих результатов. К примеру, регулярно занимаются высокие места на международных тестах, таких как PISA [4](у Финляндии результаты лучше, чем у большинства стран Европы и Америки, она конкурирует с ведущими азиатскими странами – Сингапуром, Республикой Корея итд.).

Финская система образования принципиально отличается от систем, принятых во многих странах (в особенности в Азии), тем, что она направлена не на зубрежку и успешную сдачу экзаменов, а на развитие способностей каждого ребенка и его подготовку к взрослой жизни. В Финляндии в школах не ставятся оценки и не проводятся централизованные экзамены. В центре учебного процесса находится ученик, учитель лишь ему помогает в усвоении знаний. Ученики не просто сидят рядами и слушают преподавателя, а поощряется совместная работа по разрешению различных учебных задач[3].

У финской системы образования имеются следующие черты:

  • государственное финансирование;
  • отсутствие разницы в качестве обучения между различными школами – школы, как в столице, так и в отдаленных сельских регионах предлагают одинаково качественное образование;
  • высокая автономия школ;
  • особое внимание к подготовке учительских кадров;
  • отсутствие стандартизованных тестов.

В Финляндии имеется “Базовый Национальный учебный план”, который утверждается правительством. В нем закладываются основы системы образования, включая системы оценок и мероприятия по заботе об учениках с особыми нуждами. Самое главное, он включает в себя перечень основных учебных предметов, которые должны преподаваться всем ученикам и распределение учебных часов по предметам. На его основе местные самоуправления и школы составляют собственный учебный план, и им предоставлена большая свобода в применении принципов из базового плана[5].

Реформа образования в Финляндии продолжается, и с августа 2016 г. вступает в силу обновленный Базовый учебный план, включающий в себя принципы междисциплинарного подхода к обучению. Эксперименты с междисциплинарным подходом в некоторых школах проводились уже с 1980-х годов, однако в новом учебном плане он будет утвержден на государственном уровне. В Финляндии это называют “обучением на основе явлений (англ. яз. – phenomenon-based learning)”, противопоставляя этот подход обучению на основе традиционных школьных предметов[6].

Это не означает, что в финских школах не будут преподаваться традиционные школьные предметы, такие как математика, литература или химия. Они продолжат преподаваться, однако во всех средних школах для детей 7 – 16 лет будет введен по меньшей мере один длительный период междисциплинарного, “основанного на явлениях”, обучения. Продолжительность этого периода школы могут устанавливать самостоятельно. К примеру, местные власти самого крупного в Финляндии города Хельсинки определили, что все учащиеся средних школ в этом городе должны пройти 2 периода междисциплинарного обучения в год, каждый из этих периодов может длиться несколько недель.

В чем причина внедрения междисциплинарного подхода в начальной и средней школах? Авторы финской реформы образования считают, что вместе с развитием технологии, изменениями в обществе и профессиональной жизни человека, изменяются и требования к образованию. Классический подход к образованию не подготавливает человека к успешной профессиональной деятельности в 21-м веке. К примеру, раньше на рынке труда требовались работники для проведения различных подсчетов, однако сейчас эти подсчета производятся компьютерами и эти навыки уже не нужны.

Примеры междисциплинарных “явлений”:

  • учащийся ПТУ изучает курс “услуги кафе”, который включает в себя математику, иностранные языки, навыки письма и общения;
  • темы: “Европейский союз”, “Сообщество и изменение климата”, “100 лет независимости Финляндии” включают в себя элементы экономики, истории, иностранных языков и географии;

Многие преподаватели и учащиеся смотрят на реформу с энтузиазмом. Однако существуют и определенные сложности при внедрении междисциплинарного подхода. Многим учителям, которые многие годы имели узкую специализацию на одном учебном предмете, нелегко переходить на преподавание явлений, переходящих через границы нескольких предметов. Чтобы решить подобные проблемы, при планировании уроков поощряется подход совместного преподавания, когда несколько преподавателей-предметников вместе участвуют в создании учебного материала[7].

Финский опыт в других странах

Возможно ли перенять финский опыт внедрения междисциплинарного подхода в средней школе в других странах, в том числе в России? Следует отметить, что во многих школах уже вводятся междисциплинарные “проектные недели”. Как и в сфере высшего образования, междисциплинарный подход хорошо отвечает требованиям современного общества. Однако прежде чем задумываться о переходе на междисциплинарное обучение, необходимо подготовить и преподавателей, и систему в целом к такому шагу. Первым шагом в этом направлении является переход на систему образования ориентированную на развитие ребенка и его подготовку к взрослой жизни, а не на успешную сдачу экзаменов. Однако, такая система не будет работать, если не уделять внимания качеству подготовки преподавателей и устранению неравенства в качестве образования между разными регионами и школами. Только когда эти проблемы решены, можно проводить реформу образования. Поэтому финский опыт подчеркивает, что поддержка системы образования государством очень важна, это по сути является вкладом в будущее развитие государства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector