221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Направления семейного воспитания

Направления семейного воспитания

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.5. Общественные институты воспитания

В каждом обществе формируются определенные типы социальных взаимодействий, которые согласованно действуют по определенным правилам и являются обязательными для социальных сообществ. Такими являются общественные институты — относительно устойчивые модели поведения людей и организаций, исторически сложившихся в определенной сфере жизнедеятельности общества. То есть институты охватывают определенную совокупность людей, учреждений, призванных решать важные общественные задачи. Например, институт воспитания реализует свою миссию по формированию совершенной личности через семью, разнообразные детско-юношеские, молодежные организации, школу, вуз, церковь, внешкольные учреждения.

3.5.1 Семья — основная ячейка воспитания детей и молодежи

Средой первичной социализации ребенка, источником материальной и эмоциональной поддержки, средством сохранения и передачи культурных ценностей от поколения к поколению является семья.

Важнейшим условием семейного воспитания является прочный фундамент семьи, который базируется на авторитете отца и матери, супружеской верности мужа и жены, их любви к детям, преданности долгу их воспитании, уважении и любви к родителям и материнском призвании женщины.

Направления семейного воспитания.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления — нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое и др., направляемая на развитие тела, души, разума юной личности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у детей высокой духовности и нравственной чистоты. Особого внимания требует воспитание у детей любви к родителям, близким, родному языку. Именно в семье ребенок учится уважать людей, заботиться о малышах и пожилых лиц, сострадать и проявлять милосердие к тем, кто переживает горе. Семья должна привить уважительное отношение к традициям, обычаям, обрядам, истории и культуры своего народа. Это требует слаженных усилий семьи со всеми воспитательными заведениями.

Особое место в семейном воспитании принадлежит матери. Именно она имеет самое сильное влияние на детей, особенно в сфере духовно-нравственного воспитания. Без материнского тепла и ласки дети вырастают угрюмыми, замкнутыми, злостивими, упрямыми, склонными к девиантных поступков. Не меньшую роль в семейном воспитании играет и отец, особенно когда речь идет о воспитании мальчиков. Полностью реализовать свои воспитательные функции отец и мать могут только тогда, когда имеют авторитет у детей. «Ваше собственное поведение, — писал А. Макаренко, обращаясь к родителям, — решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или наказываете ее. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или грустите, как вы ведете себя с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливі, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете своих детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Следовательно, духовность воспитывается духовностью, мораль — нравственность, честь — честью, достоинство — достоинством.

Правильно налаженное умственное воспитание в семье призвано не только помочь детям накопить знания, но и сформировать научный кругозор, овладеть основными мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением). Родители должны также научить детей слушать, выражать свои мысли устно и письменно, считать, работать с книгой, компьютером и т.п., то есть готовить их к умственной деятельности.

Семейное воспитание всегда осуществляется в реальной жизни и трудовой деятельности семьи, неотъемлемая от труда всей государства. Поэтому трудовое и экономическое воспитание по своей сути является семейно-государственным.

Успех семейного воспитания в значительной степени зависит от организации домашнего быта. Педагогическую ценность составляет целесообразно организованный семейный быт, в котором нет ничего лишнего, поскольку каждая вещь и каждый предмет имеет свое назначение, свое место. Уютная домашняя обстановка облагораживает детей. Наличие в них только нужных предметов приучает к аккуратности, экономии и бережливости.

Эстетическое воспитание в семье заключается в привлечении детей к прекрасному в жизни, труде и искусстве. Первые эстетические чувства возникают у детей очень рано, в процессе ознакомления с красочными игрушками, интересными народными сказками, музыкой. Впоследствии опыт восприятия прекрасного обогащается посещением музеев, кино, театров и т.д. Постепенно на основе эстетического восприятия формируются эстетические понятия и представления.

В условиях семьи важную роль играет эстетика быта: комната, в которой живет ребенок, вещи, окружающие ее, одежда. Все это должно быть простым, удобным, гигиеничным и привлекательным, способствовать развитию художественного вкуса, созданию хорошего настроения.

В семейном воспитании используют разнообразные средства: атмосферу семьи, ее гражданскую зрелость, культуру взаимоотношений; трудовой уклад и трудовые традиции; организацию жизни ребенка (режим, обязанности, требования); забота о ее учебную деятельность; организацию досуга детей.

Полноценное семейное воспитание возможно в полноценной здоровой семье. Если семья является неполной, не имеет достаточных материальных, комфортных жилищных условий, это значительно усложняет процесс воспитания детей. Негативно сказывается также неумение родителей находить адекватные возрасту ребенка приемы и методы воспитания, несогласованность воспитательного влияния на детей.

В возрастной группе от 20 до 50 лет смертность мужчин более чем в три раза превышает женскую, а от 30 до 34 лет — в четыре раза. Вместе с большим количеством разводов это приводит к росту количества неполных семей, где один из родителей (чаще всего мать) в одиночку воспитывает детей. В таких семьях дети длительное время неухоженные, неконтролируемые, находятся на улице, нередко контактируют с аморальными людьми.

Статистика свидетельствует, что большая часть молодых семей не имеют отдельного жилья даже через 10 лет брачной жизни и почти половина семей живет с родителями в неудовлетворительных для воспитания детей жилищных условиях. В таких семьях родители часто не могут обеспечить ребенка автономным рабочим местом, что часто мешает ей в учебе.

Дети, вырастающие в семьях с низким достатком, чувствуют себя среди одноклассников неполноценными, потому что выделяются из общей массы одеждой, отсутствием денег на обеды или экскурсию. Это психологически подавляет их, озлобляет против родителей, которых они считают неудачниками. Впоследствии эта злость переносится на одноклассников, педагогов.

Немало современных родителей допускают ошибки в воспитании детей. Семьи, в которых растут так называемые трудные дети, с точки зрения педагогики разделяют на педагогически несостоятельны, педагогически пассивные и антипедагогічні.

Педагогически несостоятельные семьи характеризуются тем, что родители пытаются проявить определенную активность в воспитании детей, но делают это невміло. их воспитательное воздействие непоследовательный, педагогически необоснованный. Чаще всего они руководствуются собственным опытом, который получили от своих отцов и дедов. В таких семьях царит авторитарный стиль, ограничения свободы, угрозы и наказания или вседозволенность, потакание детским прихотям. Это предопределяет необходимость предоставления таким родителям педагогической помощи.

Педагогически пассивные семьи проявляют педагогическую пассивность в воспитании собственных детей. Через объективные (болезнь, занятость, командировки и др.) или через субъективные причины (отсутствие у супругов единой точки зрения на воспитания, разлад между родителями, частые конфликты и т.п.) они не могут должным образом воспитывать детей. В таких семьях отношения между родителями напряженные, конфликтные. За семейными неурядицами они не находят времени для воспитания собственных детей, теряют над ними контроль. Усилия педагога в процессе работы с такими семьями следует направить на пробуждение ответственности родителей за воспитание детей, улучшение психологической атмосферы в семье, осознание родителями ошибочности их взглядов.

Читать еще:  Роль семьи и школы в воспитании ребенка

Антипедагогічні семьи характеризуются аморальными условиями воспитания детей. Родители в них не могут воспитывать своих детей, потому что сами ведут себя не педагогично, нередко и аморально. В таких семьях царит дух неуважения к правилам морали и норм законов. Родители создают в семье антипедагогічну обстановку (пьянство, воровство, разврат и др.), пытаются оправдать отклонение от норм поведения у своих детей, противопоставляют требованиям школы свои семейные правила и привычки. С этими родителями работать значительно сложнее, потому что в них нередко предвзятое отношение к советам педагогов, порой полное их игнорирование. Влиять на них можно через родительскую общественность, производственный коллектив, а нередко и через Службу по делам несовершеннолетних.

В современных условиях сложился еще один тип семей, требующих особого внимания со стороны школы, — это семьи, родители которых занимаются бизнесом. Они обеспечивают ребенка всем, однако на воспитание им не хватает времени, поэтому поручают это дело гувернанткам. Нередко необходимость придерживаться школьной дисциплины родители трактуют как посягательство на свободу их ребенка, что порождает конфликты между ними и педагогами, негативно сказывается на воспитании детей.

Итак, семья осуществляет разнонаправленное воспитание подрастающего поколения. Эффективность этого процесса зависит от способности родителей избегать ошибочных воздействий на детей.

Воспитание детей в семье: основные направления

Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, стремится к тому, чтобы тот достиг всего, что не получилось у него, вкладывает в воспитание все силы. Безусловно, хоть ребенок и проводит большую часть дня вне дома, личность его все-таки закладывается родителями. Именно воспитание в семье формирует взгляды ребенка на отношения, семейный быт, труд. Поэтому так важно уделять внимание всем аспектам воспитания.

Цели и задачи воспитания детей в семье

Как и любой другой процесс, воспитание детей в семье имеет ряд определенных задач и целей. Основной целью воспитания является становление ребенка как личности. Причем личность эта должна быть всесторонне развита, как в интеллектуальном, так и в физическом плане. А для достижения этой цели ставится ряд задач. То есть, основными задачами воспитания детей в семье являются трудовое, эстетическое, нравственное и физическое воспитание.

Нравственное воспитание детей в семье

Семья – это первый коллектив, с которым сталкивается в своей жизни маленький ребенок. Причем этот коллектив, как и любой другой, живет, подчиняясь своим законам и правилам. Следует отметить, что все нравственные ценности ребенок черпает из семьи, а точнее, из поведения членов семьи. Поэтому если вы хотите привить нравственные ценности, подавайте ему пример. Ну а воспитанию таких качеств как гуманизм и доброта способствуют добросердечные и доверительные отношения в семье.

Запомните, ребенок будет формировать отношения к той или иной ситуации в жизни, неосознанно повторяя ваши действия. Поэтому никогда не следует ругать малыша, если вы понимаете, что, скорее всего, он не виноват (например, вам сказали, что ребенок беспричинно подрался в школе). И, конечно, следует воздержаться от критики его поведения в присутствии других взрослых или детей. Позже он уже не доверится вам, вы перестанете быть для него мерилом справедливости.

Эстетическое воспитание детей в семье

В эстетическом воспитании ребенка родители также играют весомую роль. Еще с самого раннего детства, малыши по-разному реагируют на различные звуки и цвета. Некоторые их привлекают, а другие, наоборот, отталкивают. У двухлетних деток уже появляются любимые сочетания цветов и мелодии, а к трем годам ребенок уже проявляет эстетический вкус в расположении предметов (конечно, не мебели, а, например, игрушек). Ну, а в 4 года малыш уже пробует создавать произведения искусства, рисуя карандашами и красками, занимаясь лепкой из пластилина.

Как видите, чувство прекрасного у малышей появляется довольно рано. Поэтому так важно петь детям колыбельные, окружать их предметами разных цветов и оттенков (разноцветные игрушки, одежда, книжки с яркими картинками). Однако все это только помогает ребенку концентрировать внимание на этих предметах. А родители должны стимулировать желание что-либо делать – разучивать стихи и песенки, рисовать, заниматься лепкой. Для формирования навыка четкого восприятия цветов и форм можно просить ребенка описывать различные предметы, постепенно переходя от простых к сложным, необходимо развивать мелкую моторику ребенка (лепка, собирание паззлов и конструкторов).

Безусловно, на эстетический вкус ребенка огромное влияние оказывает и среда, в которой он растет. Помимо отношения к искусству родителей, важную роль играет и непосредственно обстановка дома. Способствует эстетическому развитию красиво обставленный дом, сад.

Трудовое воспитание детей в семье

Труд занимает очень важное место в жизни ребенка. Он не только дисциплинирует, но и учит общаться в коллективе. Безусловно, трудолюбие – качество приобретенное. Поэтому заниматься его развитием необходимо с раннего детства.

Ребенок привыкает к труду, наблюдая за родителями. Ведь они выполняют дома довольно большой объем работы – стирают одежду, моют посуду, убирают квартиру и так далее. Ребенку интересно наблюдать за этими процессами. И вы можете усилить этот интерес, если будете рассказывать ребенку, в чем смысл каждой обязанности, какую большую пользу приносит ее выполнение. Скорее всего, довольно быстро ребенок выразит желание поучаствовать. Ребенку нужно давать несложные поручения, излагать их в игровой форме, и, что важно, хвалить малыша вне зависимости от результата. Если постоянно говорить, что у него плохо получается справляться с обязанностями, он просто перестанет их выполнять. Выполняя домашние обязанности вместе с членами семьи, ребенок не только становится более ответственным, дисциплинированным, самостоятельным, но и сближается с близкими.

Воспитание детей в семье – процесс очень сложный. Редко удается воспитать ребенка, не допустив ошибок, конфликтов. Поэтому главное – чтобы в вашем доме царила обстановка любви, доброты и доверия. Тогда и малыши вырастут воспитанными, вежливыми и всесторонне развитыми.

Автор статьи: Даланова Екатерина Сергеевна

Основные понятия по теме

Занятие 2

Занятие 1

Воспитательного процесса

1 Понятие семьи и брака, типы семьи

2 Принципы, содержание, стили семейного воспитания

3 Семейные конфликты и их рационализация

4 Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе

1 Направления, методы, средства воспитания

2 Приемы педагогического воздействия

3 Воспитанность и воспитуемость

4 Социальная среда и ее воспитательные функции

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья это важнейший институт социализации лич­ности.

Социализация в семье происходит по двум параллель­ным направлениям:

— в процессе целенаправленного воспитания (семей­ное воспита-ние);

— в ходе социального научения, то есть непроизволь­ного (стихийного) усвоения социального опыта в усло­виях семьи.

С одной стороны, социальное научение в семье проис­ходит в процессе непосредственного взаимодействия ре­бенка с родителями, братьями, сестрами и другими род­ственниками; с другой — оно осуществляется за счет на­блюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.

Брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины и женщины с целью создания семьи и продолжения рода.

Брак — это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

Брак — это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.

Брак — это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.

Читать еще:  Достоинства семейного воспитания

Как правило, брак — это союз мужчины и женщины, в ряде стран практикуется полигамный брак, а в Европе с недавних пор регистри-руют однополые брачные союзы.

Семейное воспитание это сложная система, склады­вающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляе­мая силами родителей и родственников.

На характер се­мейного воспитания влияют следующие факторы:

— наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;

— материально-экономическая обеспеченность семьи;

— социальное положение и уклад жизни в семье;

— структура семьи и ее количественный состав;

— место проживания и жилищные условия семьи;

— отношения в семье к ребенку и другие факторы.

Задачи семейного воспитания:

— создать благоприятные условия для развития ребенка;

— стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспи­тания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и уме­ниям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитать чувство собственного достоинства, цен­ности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

— гуманность и внимание к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на ус­ловиях «равноправных» участников;

— открытость и доверительность отношений с детьми;

— оптимистичность, жизнерадостность взаимоотно­шений в семье;

— последовательность в своих требованиях и справед­ливость;

— оказание помощи ребенку, отзывчивость.

Основные направления семейного воспитания:

Физическое воспитание — основано на здоровом об­разе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, зака­ливание организма и т.д.

Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтере­сованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, спо­собностей.

Нравственное воспитание — где на первый план вы­ступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга.

Эстетическое воспитание — призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как ми­нимум, формировать представления о прекрасном.

Трудовое воспитание — закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивает­ся, как правило, плохо.

В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:

простая семья — супружеская пара с детьми, не со­стоящими в браке;

расширенная, или сложная семья — если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством;

полная семья — в состав которой входят оба супруга;

неполная семья — в которой один из супругов отсут­ствует.

Типы современных семей:

— малая /нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников;

— семья бездетная и семья с детьми;

— семья полная /наличие обоих родителей / и неполная / наличие одного из родителей/;

— семья патриархальная и партнерская.

В современных условиях семью характеризует:

— во-первых, социально-классовый признак — семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуаль-ного труда;

— во-вторых,- городская, сельская (по типу поселения);

— в-третьих, однонациональная, многонациональная (по нацио-нальному признаку);

— в-четвёртых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская семья и т.д.);

— в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.д.).

Разнообразие семей подразделяют также по типу от­ношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей:

Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения
между родителями и детьми характеризуются порядоч­ностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Роди­тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в
таких семьях растут счастливыми, инициативными, не­зависимыми, дружелюбными.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дис­танция, которую ни родители, ни дети стараются не пе­реступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не­
достаточно инициативными.

— Материально-ориентированные семьи, где главное вни­мание уделяются материальному благополучию. Детей в та­ких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью — поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителя­ми, лишенные духовной основы, могут развиваться не­предсказуемо.

Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутст­вует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные на­казания. Дети в таких семьях растут скрытными, недру­желюбными, плохо относятся к родителям, не ладят ме­жду собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а вре­менное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобществен­ным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, беседа, внушение, убеждение, требование, приказ, рассказ, контроль.

Стили семейного воспитания:

Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Демократический стиль («авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями

Попустительский стиль (либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Потворствующая гиперпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция — ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гипопротекция — к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность — от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности.

Читать еще:  Личный пример родителей в воспитании детей

Причины семейных конфликтов:

— стремление одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм);

— сильно развитые материальные потребности у одного или обоих супругов;

— неудовлетворённая потребности в самоутверждении;

— наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки;

— несовпадение представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;

— неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;

— неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание;

— нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства;

— нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;

— разница в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия.

Методы воспитания — способы, пути решения задач воспитания: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

Любой метод характеризуется тремя признаками: отражает цель педагогического процесса; его основные функции и характеристики; характер взаимодействие учителя и ученика (воспитателя и воспитанника).

3 группы методов воспитания:

1 группа — методы формирования познания (убеждения): объяснение, разъяснение, внушение;

2 группа — методы организации деятельности (упражнения): упражнение, приучение, поручение, ;

3 группа — методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Приемы воспитания — отдельные действия, направленные на достижение цели (например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание).

Средства воспитания — материальные предметы, пособия (игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль).

Системы педагогического взаимодействия:

1) ученик-учитель (индивидуальное);

2) учитель-ученики (коллективное);

3) учитель-коллеги (групповое).

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1850 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Направление 7. Семейное воспитание и его педагогическое сопровождение

Семейное воспитание и его педагогическое сопровождение направлены
на формирование и развитие у родителей знаний, умений и навыков для выработки у детей и молодежи ориентаций и установок на освоение семейных ценностей, умение проявлять заботу о близких людях, способность дорожить любовью родителей, готовность к реализации в будущем материнских
и отцовских обязанностей. Актуализируется задача активного включения семьи в принятие детьми ценностей добросовестного труда на благо родного края, Отечества, обеспечения его социально-экономического, социокультурного развития, защиты интересов страны в современном мире. Семейное воспитание и его педагогическое сопровождение на региональном уровне содержательно предполагают формирование системы ценностных ориентаций и нравственных установок:

приоритет семьи как главной сферы жизнедеятельности и основного субъекта социализации детей;

приоритет современных представлений родителей о содержании
и методах семейного воспитания, обеспечивающего выработку у детей умения проявлять любовь, заботу о родителях;

гражданская ответственность каждого члена семьи перед семьей
и обществом;

уважение к представителям старшего поколения в семье;

значимость семейной культуры организации быта, межличностного общения на основе чуткого, тактичного, уважительного отношения между всеми членами малой группы;

признание потенциала семьи в патриотическом, трудовом, нравственном, эстетическом воспитании детей;

признание образовательной организации как основного партнера семьи при реализации целей и задач современного воспитания;

ценность нравственных, бесконфликтных внутрисемейных отношений
на основе формирования у членов семьи навыков диалогового общения, доверия и уважения между всеми членами семьи.

Поддержка семейного воспитания реализуется в рамках следующих направлений:

Каждое из этих направлений включает межведомственное взаимодействие при реализации мероприятий, направленных на:

формирование устойчивых представлений о семье как главном социальном институте, формирующем гражданскую ответственность родителей перед детьми и обществом за воспитание и создание условий полноценной социализации личности в семье;

формирование у членов семьи системы нравственных ценностей, этического сознания, стремления строить свои отношения на принципах гуманизма и по законам совести, добра и справедливости, осуществлять нравственный выбор действий и поступков, готовности нести за них ответственность;

принятие и восприятие национальных и региональных семейных традиций через принцип толерантности, знание, уважение и стремление развивать лучшие отечественные традиции воспитания в семье;

осознанное принятие норм детско-родительских отношений, развитие воспитательного потенциала семьи и повышение позитивного имиджа семьи как главной сферы жизнедеятельности и социализации личности.

Направление 8. Расширение информационных ресурсов субъектов
и организаций, занимающихся реализацией научно обоснованных программ воспитания детей и молодежи

Современная цивилизация требует от человека совершенно нового уровня технологической компетентности. Сеть Интернет оказывает существенное влияние на воспитание и социализацию детей. В связи с этим актуальной задачей становится формирование и развитие у детей и молодежи культуры использования различных источников информации для решения задач образования и самообразования, ориентаций в социально-политической, экономической, социокультурной жизни, навыков выделения достоверной информации, мотивов дезинформации, которая в настоящее время активно присутствует в средствах массовой информации, сети Интернет. Развитие информационной культуры детей на основе расширения информационных ресурсов субъектов и организаций, занимающихся вопросами воспитания детей и молодежи на региональном уровне, содержательно предполагает формирование системы ценностных ориентаций и нравственных установок:

значимость для личности информации, получаемой из различных источников и способной активизировать как социально одобряемое,
так и деструктивное поведение, наносящее вред психическому здоровью детей, создающее опасность для их жизни;

значимость критического анализа информации с целью выявления степени ее достоверности и способности самостоятельного определения возможности
ее использования для решения конкретных проблем повседневной жизнедеятельности;

необходимость владения навыками работы с информацией, получаемой
из официальных источников и распространяемой организациями, вызывающими сомнение в объективности, достоверности распространяемых сведений;

значимость определения аморальной, асоциальной, экстремистской
по содержанию и направленности информации в средствах массовой информации, сети Интернет с целью выработки негативного отношения к ней
и ее распространителям;

необходимость владения навыками безопасного общения в социальных сетях, выявления лиц, с которыми возможен доверительный обмен мнениями
по различным вопросам общественной и личной жизни;

значимость самостоятельного создания и представления для сверстников, родителей, других социальных субъектов информации, раскрывающей достижения индивида в образовательной, трудовой, досуговой деятельности.

Развитие информационной культуры детей и молодежи на основе расширения информационных ресурсов субъектов и организаций, занимающихся вопросами воспитания детей и молодежи, включает
реализацию на основе межведомственного взаимодействия мероприятий, направленных на:

использование информационных технологий в образовании и воспитании
в целях приобщения детей и их родителей к мировой и отечественной культуре,
в том числе популяризации функционирующих виртуальных музеев, библиотек, филармоний;

популяризацию активного участия детей и молодежи в общественной жизни, создание и распространение информации о собственных достижениях
в различных областях жизнедеятельности;

развитие советов по самоуправлению обучающихся, поддержку детских
и молодежных движений;

развитие навыков создания собственных сайтов старшеклассников, молодежных объединений в образовательных организациях, формирующих навыки использования обучающимися информационных технологий
в самоуправлении;

активизацию использования информационных ресурсов для обучения
и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

эффективное взаимодействие детских и общественных объединений, образовательных организаций общего, профессионального, дополнительного образования, организаций, осуществляющих деятельность по воспитанию детей в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах с активным использованием возможностей информационных технологий;

создание телевизионных программ, радиопередач воспитательной направленности с непосредственным участием детей и молодежи;

разработку механизмов поддержки средств массовой информации, в том числе детских медиацентров, служб, агентств, созданных и функционирующих по инициативе и при непосредственном участии детей и молодежи;

разработку и поддержку Уральского информационно-образовательного портала «Сила места» (http://sila-mesta.ru/) и сайта «Наш адрес: Урал. Россия» (http://www.ural-patrius.ru/) по проблемам этнополитической ситуации, воспитания толерантного отношения к представителям других национальностей, вопросам региональной культуры и патриотического воспитания.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 160 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector