221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нервные дети и их воспитание

Нервные дети и как им помочь

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери. Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы. Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности.

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте. Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве. В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка. Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго: они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью, причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте.

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы. Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность. Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста: они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3—4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности, он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим, между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание — дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка.

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома. Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы.

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех. Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным. Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними.

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании. Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация, рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать — заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны, у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи — лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними.

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы, в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка — ссоры, несогласие между родителями. Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается.

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения. Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим, эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы, они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка — это прежде всего большие требования к себе.

Детские страхи

Нередко первый признак нервности — это страхи, возникающие в раннем возрасте. Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи — не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Читать еще:  Возникновение семьи воспитание детей в семье

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки, при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги.

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его — читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера: дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски. Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей. Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался, — играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться, а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение, взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта.

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное — здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА, кандидат медицинских наук.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.

Категория: Нервные дети и их воспитание

Нервные дети и их воспитание

Нервные дети и их воспитание.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая. Несколько историй болезни…

«Не надо, папочка!»

Наконец-то оно настало — долгожданное воскресенье. Сегодня Марик пойдет с папой в зоопарк. Читать далее «Глава первая. Несколько историй болезни…» →

Глава вторая. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ

Человек родился! Вернее, будущий человек. Пока это еще маленький живой комочек. Он имеет уши, ..но ничего не слышит, имеет глаза, но ничего не видит. Он беспомощен, слаб и без ухода, без присмотра обречен на гибель. Как это ни парадоксально, но человек — царь природы рождается самым слабым в подлунном мире. Если утенок вскоре после появления на свет уже может самостоятельно плавать, то человек может встать на ноги только благодаря обучению и воспитанию. Читать далее «Глава вторая. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ» →

Глава третья. «КОЛЫБЕЛЬ НЕВРОЗОВ»

Вашему сыну или дочери исполнилось два года. «Самое страшное позади», — говорят друзья и знакомые. Да вы и сами так думаете. Кончились пеленки, распашонки, непрерывная опека и уход за ребенком. Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играет. «Теперь будет легче», — говорят вам. Не верьте. Легче не будет! Из колыбельного возраста ваш малыш входит в не менее трудный возрастной период, который известный советский психоневролог Т. П. Симпсоп образно назвала «колыбелью неврозов». Читать далее «Глава третья. «КОЛЫБЕЛЬ НЕВРОЗОВ»» →

Мир—впервые…

Возраст от двух до четырех лет — возраст первого физиологического криза. Ребенок усиленно растет; вытягивается в остояние пассивного овладевания окружающей реальностью сменяется бурно просыпающейся активностью, стремлением к самостоятельному познаванию мира,—так характеризуют этот период ученые. Читать далее «Мир—впервые…» →

Мишка-медведь

На новогодний утренник Юра попал впервые в жизни. Все ему понравилось. С изумлением смотрел он на крутящуюся огромную елку среди зала, всю в блестках, игруш ках, гирляндах, в разноцветных огнях. Около елки суетился Дед Мороз — большой и добрый, он рассказывал смешные истории, пел, водил вокруг елки хороводы. Ему помогала Снегурочка. Белые «Снежинки» кружились в танце. Юра, поначалу оробевший, осмелел, подошел поближе к хороводу. Около пего прыгали веселые лопоухие зайчики, пробежала мимо рыжая лиса. Вдруг Юра заметил, как из-за елки, переваливаясь с ноги на ногу, растопырив лапы, вышел большой коричневый медведь — «совсем взаправдошний». Медведь направился прямо к Юре. Вот он уже совсем близко, вот уже поднял над Юрой лапы, намереваясь схватить. Юра заметил острые страшные когти. Мальчик пронзительно закричал, бросился к первой попавшейся двери. Дверь оказалась запертой. Тогда он повис на ручке, упал, бился головой об пол… С тех пор Юра резко изменился: стал капризным, нетерпеливым, ломал игрушки, нападал с кулаками на мать, боялся кошек, собак — всего пушистого, однажды устроил истерику в магазине, когда мать хотела купить ему пальто с пушистым воротником. Ребенок стал бояться даже игрушечного Мишку… Читать далее «Мишка-медведь» →

Основные причины неврозов у дошкольников

Мы уже говорили в первой главе о причинах и путях развития невротических реакций, сейчас же остановимся на тех Жизненных ситуациях и коллизиях, которые вызывают у детей-дошкольников перенапряжение раздражительного или тормозного процессов или их ошибку. Несмотря на разнообразное проявление невротических реакций, есть немало типичных коллизий и психотравмирующих ситуаций, которые предшествуют возникновению нервных заболеваний. Ученые выделяют две основные категории психических травм: острый неожиданный испуг и длительная неблагоприятная обстановка в семье. Читать далее «Основные причины неврозов у дошкольников» →

Глава четвертая. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Первый раз в первый класс

Прозвенел первый школьный звонок. Впервые захлопнулись за малышами двери класса и они остались «один на один» с учителем. Свершилось одно из важнейших событий в жизни маленького человека. Ребенок стал школьником. Начало школьного периода привносит в жизнь детей два на первый взгляд взаимно противоположных фактора. С одной стороны, школа дает ребенку больше свободы, предоставляет ему некоторую независимость, меняется отношение родителей — они меньше стесняют запретами и ограничениями. С другой стороны, дети попадают в такие условия, которые подчиняют их жизнь твердому режиму, требуют совершенно новых видов деятельности. Если раньше основным видом деятельности ребенка была игра, которую диктовали его собственные мотивы и потребности, то теперь маленький человек должен регулировать свою деятельность требованиями строгой школьной дисциплины, а мотивы этой деятельности подчинять требованиям учителя. Живущий пока что только в основном эмоциями, а не сознанием, ребенок в школе вынужден сковывать свою активность, подавлять в себе постоянно возникающие желания. Читать далее «Глава четвертая. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Первый раз в первый класс» →

Читать еще:  Современное воспитание детей

Глава пятая. ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ

В своих беседах выдающийся советский педагог Л. С. Макаренко говорил о следующих главных ошибках, которые допускают родители при воспитании детей: злоупотребление уговорами, злоупотребление разъяснительными беседами, лаской, приказом, поощрениями, наказаниями, уступчивостью, твердостью. Каждое из этих качеств само по себе не содержит при умеренном использовании ничего дурного. Ведь из этого высказывания никак не следует, например, что ребенка нужно вообще лишить ласки или вообще прекратить с ним разъяснительные беседы, или никогда и ни в чем не уступать. Нет, только в крайнем своем проявлении все эти качества становятся отрицательными, становятся ошибками воспитания. Читать далее «Глава пятая. ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ» →

Нервный ребенок — причины непослушания, виды болезни и советы что делать родителям (85 фото)

Когда в семье появляется ребенок, хочется воплотить все мечты по воспитанию идеального члена семьи и вырастить настоящего помощника, чтобы он был счастливым, понимающим, спокойным и дружелюбным.

Кажется все так просто, но в наше время все чаще можно столкнуться с обратной стороной медали. Маленький член семьи начинает агрессивно отвечать на внешнее воздействие, появляются проблемы в общении с другими детьми, при контакте с родными, страдает здоровье.

Родители начинают искать способы устранения проблемы в интернете, книгах, у знакомых, врачей, так не разобравшись в истинных причинах такого поведения.

Такой способ ничуть не упрощает ситуацию, а иногда даже усугубляет ее, ведь причина и следствие всегда идут рядом и нужно заручиться выдержкой и стойкостью, чтобы ситуация стала понятной в своих истоках. Когда это случится, тогда уже можно говорить об исправлении поведения и прийти к результативности.

Что такое нервное поведение ?

Нервность проявляется по-разному. Естественно, что капризность для детей вполне естественная вещь. До 3-х лет, пока формируется основные механизмы личности, им сложно выразить свои эмоции, переживания, страхи и желания. В связи с этим можно заметить повышенную возбудимость. Патологической она становится когда:

  • Интерес малыша быстро переключается, внимание рассеяно и он не может длительное время заниматься одним делом. Одна из причин такого поведения-синдром дефицита внимания. При этом он импульсивен и гиперактивный.
  • Речь становится чрезмерно быстрой и неразборчивой. Он может часто перебивать собеседника, слишком ярко выражать эмоции, не замечая ничего вокруг и не контролируя себя.
  • При повышенной нервозности страдает здоровье. Это может проявляться в бессоннице или повышенной сонливости, нервном тике, потере аппетита, недержании мочи, слабом иммунитете и других неприятных последствиях.
  • Частые перемены настояние, сменяющиеся усталостью на агрессию и наоборот. Перед сном малыш может проявлять чрезмерную капризность, плаксивость. Повышен эмоциональный отклик на происходящее.
  • Мнительность и неуверенность в себе.

Главное вовремя заметить подобные симптомы и быть готовыми к тому, что придется менять не только жизнь юного члена семьи, но и свою.

Причины изменения в поведении из-за физических потребностей

Очень важно создавать все необходимые условия для полноценного развития младенца и его комфортной жизни, в окружении тепла и заботы. Дети в возрасте одного года вероятнее всего испытывают неудобства бытового характера, из-за которых может изменяться их нрав.

Тревожные расстройства возникают если:

  • Не соблюдается режим дня.
  • Ему не обеспечивается длительный сон в спокойной тихой обстановке;
  • Питание, которое он получает, неполноценное. Нехватка витаминов и макроэлементов сильно влияют на нервную систему и, как следствие, личность малыша.
  • Физические нагрузки недостаточны или чрезмерны;
  • Не соблюдаются правила гигиены.

Так, неправильное питание и недостаток внимания могут служить спусковым механизмом к агрессивным действиям, нервности и других проблемам психоэмоционального характера, приводящим к проблемам со здоровьем.

Но иногда, первопричины могут не зависеть от факторов внешней среды, воли взрослых и не могут решиться изменением порядка дня. Вот некоторые из них:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Ранее перенесенные инфекционные заболевания;
  • Травмы головного мозга;
  • Врожденные нарушения в работе нервной системы и др.

Эти причины имеют более серьезный характер и могут поддаваться лечению только под контролем узконаправленного врача или психолога.

К счастью, родители чаще всего сталкиваются с пробелами в воспитании и взаимоотношениях с карапузом. Тогда натуру малыша можно корректировать собственными усилиями.

Советы психолога в решении проблемы

Развитие ситуации и устранение оснований для девиантного поведения, вызвавших нервозность, зависит в первую очередь от реакции старших членов семьи на происходящее. Психологи советуют с терпением и пониманием относится к выходкам малыша и срывам по пустякам.

В ответ на проявление агрессии с его стороны нужно проявлять спокойствие и ни в коем случае не повышать тона, не унижать достоинство ребенка и не применять грубую силу. В момент вспышки лучше всего пойти на встречу и узнать причины такого поведения.

Психологи предлагают использовать несколько методик:

  • Предложите заняться рисованием. Пусть он нарисует на листе свою причину срыва, а потом разорвет его.
  • Попробуйте отвлечь отпрыска и переключить его внимание на другое занятие или событие.
  • Увлеките его спортивной игрой или упражнениями.

Чаще всего лечение нервного ребенка сводится к соблюдению определенного режима дня. Малышам это не всегда нравится, поэтому коррективы в досуг лучше вносить в форме игры, планирования совместного досуга.

Не нужно оказывать давление и принуждать и без того переживающего стресс сына или дочери. Все должно быть плавно и мягко, ненавязчивость станет основным залогом эффективности.

В какой-то момент стоит просто поговорить и объяснить, почему стоит делать так, а не иначе и почему теперь лучше будет вместе выполнять определенные новые задачи. Нервный темперамент требует особого отношения.

Родителям придется научить в первую очередь себя терпимости и найти больше времени, которое они будут уделять малышу. Вместо того, чтобы чадо в очередной день просидело за экраном телевизора, лучше будет пойти с ним на прогулку по парку или поиграть в настольные игры, заняться творчеством и т.д.

Всем членам семьи придется приложить усилия, изменить свою жизнь, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой и укрепить его нервную систему. Только тогда в доме вновь будет витать атмосфера семейного уюта и благополучия.

Профилактика

Большинство проблем с поведением возникает из-за семейных конфликтов, недостатка внимания со стороны взрослых и проведенного времени вместе, тотального контроля и других крайностей, которые могут не замечать родители. Поэтому следует всегда считаться с чувствами ребенка и чаще беседовать с ним о том, что его может беспокоить.

Помните, наилучшей профилактикой психологических проблем в семье является благоприятная обстановка и добродушный эмоциональный настрой членов семьи.

Консультация для родителей «Нервный ребёнок»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Избалованный ребёнок или нервный? К кому обращаться за помощью: психологу или невропатологу? А может нужна помощь обоих специалистов? И нужна эта помощь ребёнку или родителям .

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_nervnyy_rebyonok.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Нервный ребенок».

Составила:педагог-психолог Чернова А.Ю.

Любой ребенок –новичок в большом мире. Он исследователь, ему интересно всё, у него пока нет опыта. Ребенок не может знать, опасен ли огонь, что с высоты легко сорваться, ножом порезаться или уколоться. Лучший опыт для него – личный, не все попробовать «на зуб» можно. Однако родителям не стоит увлекаться словом «нельзя», иначе, в вопросе о том, что делать, если ребенок нервный и непослушный, станет напоминать замкнутый круг. Больше запретов – меньше послушания.

Очень часто мы считаем нервозность своего чада обычным капризным поведением. На самом деле, нервозность и неуправляемость ребенка может требовать даже помощи врача, ведь малыш не всегда может сам справляться со своим поведением. Большое количество рождаемых детей уже изначально имеют патологии нервной системы и сбои в её работе. Последнее время процент подобных заболеваний растет, что не может не настораживать медиков.

Нервный ребенок может проявить себя еще в младенчестве. Многие родители замечали, что малыши могут много плакать. Чаще всего это сводиться к «капризности ребенка», хотя на самом деле у младенца масса объективных причин, чтобы обращать на себя внимание. Крик может символизировать о неправильном уходе и заботе. Может ребеночка что-то тревожит, он заболел или чувствует боль. Могут случаться на таких ранних этапах и психические расстройства малыша.

Главное всем родителям — запомнить, что такого понятия, как младенческие капризы, по сути, не существует. «Плохой характер» в медицине носит конкретное название – «невроз» и требует компетентного вмешательства врачей. К сожалению, неврозы стали верным спутником современного поколения. Каждый второй школьник, по сути, нервный ребенок, которому смело можно ставить вышеназванный диагноз.

К сожалению, родители мало обращаются к специалистам, закрывая глаза на явные проблемы своего чада. Нервный ребенок не котируется у взрослых, как ребенок с заболеванием. Это можно сравнить с простудой, которую родители принципиально не лечат, дожидаясь воспаления легких или запущенной ангины.

Нервозность – обширное и очень вместительное понятие. В него можно внести и чрезмерную детскую возбудимость, и необоснованную раздражительность, и детскую впечатлительность с плаксивостью. Нервный ребенок страдает нарушениями сна, внутренними переживаниями.

Проблема нервозности тянет в семье новые и столь же сложные конфликты. На почве воспитания своего чада начинаются ссоры и скандалы в любой семье. Каждый вносит свою истину и ищет свои причины объяснения детскому поведению, что нередко приводит к громким разногласиям. Нередки и те случаи, когда из-за конфликтов в воспитании такого ребенка родители разводились.

У проблемы много причин, рассмотрим наиболее распространенные:

  • Ребенку недостаточно внимания, и заметив, что проступки вызывают сильные эмоции от родителей, малыш начинает сначала неосознанно, потом сознательно пользоваться сомнительным методом.
  • Задавленный авторитарным воспитанием и уставший от множества запретов малыш вынужден заявить о себе, отстоять свободу и идет на открытый конфликт, не слушаясь.
  • Детская месть. Он может затаить обиду в разных случаях – мстить за развод, невыполненные обещания (дети всегда помнят, что им обещали и когда), неоправданное наказание, неадекватное поведение кого-то из родителей, задевшее ребенка. Что делать, если ребенок нервный и непослушный в 4 года, если причина в мести? Разобраться в ситуации, поговорить с ним спокойно.
  • Бессилие малыша, он не может что-то сделать, видя, как делают другие. Часто проявляется во время игр со сверстниками.
  • Заболевания нервов, психические расстройства.

Как воспитывать и что делать?

  • Прежде всего – это создание здоровой атмосферы в семье. Для начала следует ответственно отнестись ко всем конфликтным и стрессовым ситуациям в тесном кругу семьи, постараться избежать их по возможности.
  • Найдите внутренний конфликт. Разыщите истерию в подсознании малыша, копните в корень возникшей проблемы. Любое психологическое нарушение связано с внутренними препятствиями и проблемами. Ваше первое задание – разыскать их.
  • Не пугайте ребенка своими угрозами и чрезмерными наказаниями. Страх перед вашей личностью может стать поводом для целого цикла истерик. Не ставьте планки, которые вашему малышу будет очень сложно преодолеть. Выставленные требования, которые невозможно выполнить на действии могут подкачать уверенность ребенка в себе, что убьет его самолюбие и приведет к неврозам.
  • Когда нервность и непослушание ребенка связаны не проблемами психики, а реакциями на происходящее, своими неудовлетворенными желаниями. Родители пытаются создать ребенку лучшие условия, однако зачастую просто не могут смотреть на ситуацию глазами самого малыша. Любая истерика требует зрителей. Оставьте ваше чадо наедине со своей истерикой в безопасном уединенном месте. Без зрителей ни один спектакль долго не проживет, а истерика подавно выдохнется на первых минутах.
  • Умейте говорить «Нет». Будьте спокойны и уравновешены. Только спокойствие способно утихомирить любой психоз. Нервный ребенок очень быстро станет на вашу волну и сможет прийти в норму. Если вы дали свой запрет и сказали твердое решение, ни в коем случае не изменяйте своим словам. Будьте тверды и настойчивы. Пусть все, что говорится, воспринимается отныне как твердое и непоколебимое правило.
  • Если ему мало внимания, нужно пересмотреть свой график, каждый день час-два бывать с ребёнком. Он должен чувствовать, что с ним рядом друг, поддержка и наставник в одном лице. Не будьте надменны и властны, откройте свою душу ребенку и он обязательно это оценит. Недостаток внимания может стать серьезной причиной детских истерик. Он будет нервный, ведь ребенок очень нуждается в постоянной поддержке. Дружественный контакт – важное звено в решении любых проблем с ребенком, поэтому на это вы должны обратить усиленное внимание.
  • Найдите своему ребенку правильное занятие. Сколько вы читали о том, что весь негатив легко сбросить в спортзале, что любые обиды стирает йога, а волнения успокаивает бассейн? Для детей действуют те же правила. Нервный ребенок сможет выбрасывать все свои негативные, гневные эмоции на занятиях по дзюдо, на бальных танцах, выливать весь гнев в долгие растяжки на гимнастике. Занятия по музыке и рисованию тоже подарят успокоение и легкость характеру вашего малыша. Самое главное — найти занятие по вкусу и отвести ребенка на кружок за ручку. Он не только отвлечется от забот и переживаний, но и сможет найти новых друзей, загореться новыми интересами.
  • Когда подрастающий ребенок хочет самостоятельности, требует ее, проявляя любым образом, не стоит бояться дать свободы, лучше незаметно следить за процессом.
  • Важно помнить, что вы воспитываете личность, не просто малыша, не разбирающегося в жизни. У него есть свой темперамент, свои привычки и характер. С активным холериком родителям нужно проявлять терпение и сдержанность флегматиков, а с философом-флегматиком маме надо перевоплотиться в ракету, чтобы тормошить ребенка.
  • Педиатры уверены, что у непослушных ребят 3-5 летнего возраста желание безобразничать появляется раньше. Еще в пеленках бунтарь проявляет свой темперамент, поэтому родителям важно внимательно смотреть за поведением ребенка и следить за изменениями.
  • Что делать, если ребенок нервный и непослушный в 2 года — применять запреты с умом и стойкостью, когда они действительно нужны в целях безопасности и воспитания. Любое конкретное «нельзя» должно быть запретом навсегда и с любым взрослым из его окружения. Если мама запретила, бабушка не должна разрешать и наоборот. Иногда ребенок проявляет более твердый характер, чем родители. Когда не могут решить проблему последовательно, им лучше обратиться к специалисту.
  • «Сложные» дети должны обязательно чувствовать причины и следствия своих поступков, к чему приводит и как отразится на нем потом. Например, не хочет есть, уберите тарелку. Не пытайтесь силой кормить. Или провинившегося утром малыша не надо пугать вечерним наказанием – лишением мультиков или сладкого. Иначе вечером уже никто не вспомнит произошедшее.
  • Консультация психолога поможет выявить причины проблемы, выявить, что стало катализатором подобного состояния. С детьми они работают через игру и рисунки. Также специалисты могут рекомендовать сказкотерапию, арт-терапию, телесную ориентировку, чтобы избавиться от скованности ребенка, разобраться, что его мучает и как помочь. Часто дети в рисунках показывают ситуацию в семье, отношение к родителям, их отношения супругов. Нелегко понять, что делать, если ребенок нервный и непослушный в 3 года, ведь возможно причина гораздо больше, чем капризы малыша. Конечно, специалист подскажет и способы решения другого рода проблем.

Ни одна книга и не один специалист не сможет раскрыть вашего ребенка, как книгу перед вашими глазами. Только родители способны прочитать внутренний мир крохи. Нервный ребенок усложняет жизнь только тем, кто не хочет бороться с возникшей проблемой.

Главное в правильном воспитании детей – любовь. Иногда любви не хватает и ребенку, и родителям. Однако важно не путать любовь со вседозволенностью. Пусть малыш знает: его любят всегда, даже наказывая сейчас или ругая. И наказывают не потому, что он плохой или некрасивый, неуклюжий. А именно за конкретный проступок. Тогда малыш не будет считать: «Они кричат на меня, перестали любить и не любят».

Дарите детям любовь, развивайте их и давайте личный пример. Есть чудесная пословица – «Не воспитывайте своих детей, они все равно в точности будут похожи на вас. Лучше воспитывайте себя.»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector