221madou.ru

Мама и Я
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образ педагога и образ воспитанника

Реферат на тему «Современный образ педагога»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Р еферат на тему «Современный образ педагога»

Введение
1. Понятие « имидж » в концепции педагога
2. Современный образ педагога
3. Основные составляющие современного образа педагога
4. Модель имиджа учителя
5. Анализ влияния современного образа педагога на практике
Заключение
Список использованных источников

Профессия педагог – особенная . Учителя – это те люди , которые всегда на виду , рядом с ними всегда находятся родители , ученики , коллеги . Однако многие убеждены , что педагогические вузы должны , прежде всего , готовить специалиста , владеющего определенным набором знаний , умений , технологий , а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль .

Педагогу необходимо быть привлекательной для учащихся , родителей ; усвоить технологию « личного обаяния », приобрести знания в области конструирования личного имиджа для заинтересованности учащихся к личности учителя таким образом , чтобы активизировать интерес учащихся к изучаемым предметам .

Именно ученики дают энергию жизни учителю , а учитель дарит открытие « новых горизонтов ». Поэтому образ педагога должен вдохновлять учащихся для достижения конкретных целей в обучении и воспитании .

Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога , учитывающего специфику педагогического труда .

В России понятие « имидж » стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце двадцатого столетия .

Имидж педагога определяется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия его образа в сознании воспитанников , коллег , социального окружения , в массовом сознании . Имидж должен отражать личностные качества преподавателя :

– творческий и духовно — нравственный потенциал ;

– владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания ;

– способность к непрерывному образованию ;

Задачи имиджа – добавить того , о чем еще не знали окружающие , улучшить то , что уже имелось , и сделать личность сильнее на фоне оппонентов .

Образец имиджа делового человека ( по международным стандартам )

– демонстрация собственной неотразимости и уверенности ;

– довольство собой , жизнью и окружающими ;

– лицо не отрешенное , не застывшее , а победоносное ;

– посадка головы красивая и уверенная ;

– речь внятная , литературная ;

– улыбка сердечная и искренняя ;

– голос и смех благозвучные , умеренно громкие , приятные , соответствующие месту и ситуации ;

– поза и движения спокойные , не напряженные .

Главное в имидже делового человека – быть естественным , излучать доброту и надежность .

В структуру имиджа включаются внешний , процессуальный и внутренний компоненты .

Внешняя составляющая включает мимику , жесты , тембр и силу голоса , костюм , манеры , походку .

Профессиональная деятельность раскрывается через формы общения , профессионализм , пластичность , выразительность и т . д .

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека , представление о его духовном и интеллектуальном развитии , интересах , ценностях , его личность в целом .

Однако современный образ педагога определяется не только набором качеств его идеальной модели в сознании ученика , но и новыми чертами имиджа педагога , которые сложились в современной России .

2. Современный образ педагога

Для педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром , поэтому определяющей частью его имиджа являются :

высокая самооценка , уверенность в себе ;

вера в свою доброжелательность и вера в доброго человека ;

социальная и личная ответственность (« я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни »);

желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения .

В современном , потерявшем многие былые ориентиры , российском обществе профессия учителя утратила некоторые высоты , и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения . Конечно , требуется государственная поддержка педагога .

Отношение к имиджу у самих педагогов разное . Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей , которые его понимают как « маску ». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают , что главное « быть , а не казаться ». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно , как призыв быть неискренним .

Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя , так и от индивидуальных особенностей ученика , его пола , возраста , а также от опыта , знаний , национальности и других факторов .

Есть и другая сторона — педагог , который занимается созданием собственного имиджа , не только лучше выглядит , но и лучше себя чувствует , более уверен , а в итоге и успешнее работает .

И , конечно , оценивают не только по одежде , но и по манере держаться , умению общаться , вести урок , проводить другие мероприятия .

Понятие « образ » включает в себя и умение общаться , искусство говорить и уметь подать себя , заинтересовать , привлечь внимание слушателей . Сейчас , в педагогических университетах учат и культуре общения , культуре этики , но можно добиться всего этого с помощью простых приемов :

улыбайтесь ( но помните : фальшивую улыбку за искреннюю может выдать только очень хороший актер , потому улыбка должна идти от души ). Улыбка словно « открывает » человека , делает доброжелательнее ;

старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте посмеяться над собой ;

ознакомьтесь с правилами этикета и следуйте им ;

поработайте над самооценкой ;

С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками , результат которого зависит от отношения учителя к миру , окружающим людям , что воспитать « крылатого » может только « крылатый » педагог и родитель , воспитать счастливого может только счастливый , а современного — только современный человек .

Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету . Это бесспорно . Интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету . Образ учителя должен вдохновлять . Как бы ни был профессионально подготовлен учитель , он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества , создавая , таким образом , свой имидж .

3. Основные составляющие современного образа педагога

Для имиджа педагога в одежде следует придерживаться нескольких правил :

– выбирать качественную одежду ;

– придерживаться определенного фасона , который будет подчеркивать силуэт ( в этом случае , беспроигрышным вариантом является костюм ).

– цвет должен быть спокойным , сдерданным , чтобы не отвлекать внимания учащихся .

– обладать профессиональным вкусом .

Хорошо поставленный голос – залог успеха . У многих начинающих преподавателей голос очень тихий . Дети не слышат , что говорит учитель , и это становится основной причиной шума : они начинают переспрашивать друг друга и , в конце концов , полностью отвлекаются от нити урока .

Но и слишком громкий голос тоже плохо , так как раздражает и быстро утомляет .

Монотонный голос также напрягает , и дети сосредоточены на том , чтобы разобрать слова и не уснуть , а не на сути занятия .

Каждый человек любит , когда его называют по имени . Это касается и подростков . Учитель , который через несколько недель работы с классом будет не в состоянии вспомнить имени , уважения не вызовет . В школе педагогу приходится много запоминать , значит необходимо тренировать память . Всё начинается с интереса к педагогу и перерастает в интерес к предмету .

4. Модель имиджа учителя

Визуальная привлекательность – это не только наши физические данные , но и значительное количество внешних слагаемых , зависящих непосредственно от нас . Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности . Ухоженность – это показатель культуры и стиля .

Стиль – это сам человек . Это визитная карточка наших данных , которые подчеркнуты с помощью одежды , макияжа , аксессуаров .

Вербальное поведение – объяснения должны быть понятны как по стилю речи , так и по актуальности . Стоит отметить , что восприятие информации на слух менее объемно , нежели визуально . Предложения должны быть не очень длинными , более конкретными .

Невербальное поведение – это язык подсознания . Оно исторически предшествовало появлению речи , а значит менее контролируемо интеллектом . Но это не повод пускать дело на самотек . Невербальное поведение – это проявление культуры ( как личнй , так и национальной ). Внимательный взгляд , доброжелательная улыбка , приветливые жесты действуют располагающе . Важно помнить , что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации .

Обаяние светиться людям , привлекать их своей улыбкой , своим вниманием , учтивостью . Обаятельный педагог обязательно добьётся положительного результата в своей работе , так как он любит себя , своих учеников и уважает их родителей . Обаяние необходимо педагогу постоянно совершенствовать свой имидж .

Читать еще:  Как должен воспитывать сына

Манеры и этикет

Основой педагогического этикета , в большей мере , является соблюдение педагогической нравственности .

Профессиональной нравственностью педагога является конкретизация общечеловеческих принципов морали , которые отражаются в правилах и нормах поведения , применительно к условиям его деятельности .

Манеры – один из аспектов культуры поведения . С французского обозначает : прием , образ действия , способ держать себя , который включает характерные для человека действия :

Походку ; телодвижения ; позу при сидении , стоянии ; жестикуляцию , мимику .

Совокупность свойств речи : интонации , сила голоса , употребление характерных слов или выражений .

Образ , созданный педагогом , необходимо поддерживать и соответствовать ему . Для того чтобы имидж был притягательным для учащихся нельзя забывать об обаянии . Обаяние – наше внутреннее состояние , установка . Обаяние – умение любить людей , светиться им .

Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку , но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным . В одном случае для ребенка важна мимика , в другом _ жест , в третьем — костюм учителя .

5. Анализ влияния современного образа педагога на практике

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно , особенно в момент формирования первого впечатления о себе . Как показывают исследования , 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками .

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия .

« Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности », — писал А . А . Бодалев . [1]

Вторая линия связи – во взаимовлиянии компонентов друг на друга , когда в процессе овладения одной « стороной » связи « возбуждается » потребность в другой [5].

Так , от адекватной самооценки и развитой Я концепции , наличия способности к эмпатии и толерантности учителя зависит стиль его деятельности ; вербальный и кинетический элементы имиджа учителя опосредованы в стиле общения и стиле руководства и характеризуют учителя как личность ; средовой и овеществленный элементы дают информацию о ценностях учителя ; габитарный элемент раскрывает многие личностные характеристики педагога , его жизненные установки . Это обеспечивает единство всех элементов формируемого образа , когда каждый из них дополняет , усиливает друг друга , порождая « целостный эффект » восприятия образа учителя и в его глазах , и в глазах окружающих .

Внутренний компонент имиджа педагога рассматривается в соотнесении с философской категорией « содержание », а внешний и процессуальной компоненты – с категорией « форма », той стороной объекта , которая модифицируется , изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования . Форма , обладая относительной самостоятельностью , оказывает обратное активное воздействие на содержание , поэтому изменения во внешнем образе , в стиле деятельности педагога ведут к изменению его личности , к появлению нового отношения к себе , новых знаний ( о себе , в частности ), новых умений , ценностей , установок или ведут к переменам в их приоритетах .

Взаимовлияние внутреннего , внешнего и процессуального компонентов имиджа педагога рассматривается как типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей , характеризующихся как единством содержания и формы , так и противоречиями , и конфликтами между ними , что характеризует определенный уровень сформированности имиджа педагога .

На основе анализа и обобщения психолого — педагогических и имиджелогических источников выделено три уровня сформированности имиджа педагога : позитивный , допустимый и негативный , характеризующиеся изменениями качественных показателей элементов структуры .

Выявление уровней сформированности имиджа педагога основано на следующих положениях :

1) понятие « уровень » выражает диалектический характер развития любого качества , в том числе и исследуемого нами имиджа ;

2) процесс формирования имиджа – это последовательная субординация его уровней , переход от уровня к уровню ;

3) возникновение новой ступени формирования имиджа предопределяется изменениями , происходящими на предыдущей ступени .

Следовательно , в процессе формирования имиджа воздействие на один элемент влечет за собой воздействие на весь имидж , что характеризует развитие системы имиджа педагога .

В целях исследовательской деятельности составления идеального современного педагога , было проведено открытое анкетирование , на котором школьникам предлагалось расставить в приоритетном порядке качества и черты идеального педагога . Обобщив полученные результаты идеальный современный учитель – это :

уважающий своего собеседника ;

понимающий ученика , умеющий слушать и слышать ;

общительный и искренний ;

изобретательный , творческий , находчивый ;

Имидж педагога

Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Мити-ной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.

Прическа педагога должна быть удобной и аккуратной. Макияж-умеренным. Одежда аккуратная, скромная (но не «синий чулок»), цветовая гармония, соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; соответствие моде, чувство меры во всех деталях одежды, особенно в украшениях.

Пантомимика — движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях.

  • • Походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, размеренные, непринужденные.
  • • Поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции.
  • • Осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, умение сидеть за столом прямо и свободно.
  • • Жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов.
  • • Отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивания, жестикуляция предметами, почесывание головы, носа; держание себя за ухо и др.).
  • • Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории.
  • • Сдержанность в движениях, без нервозности и суетливости.
  • • Любое общение должно начинаться с мускульной мобилизированности. Она выражается в общей собранности внимания, в направлении взгляда, в дыхании, в общей подтянутости мускулатуры тела, в подтянутости спины. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие.

Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица педагога оказывает на детей большее впечатление, чем слова.

  • • Выражение на липе доброжелательности, спокойствия, уверенности.
  • • Эмоциональная выразительность лица, но без излишней динамичности или статичности.
  • • Соответствие выражения лица характеру речи.
  • • Умение скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками.
  • • Направленность взгляда на собеседника. Умение пользоваться выразительностью взгляда. «Пустые глаза — зеркало пустой души» (К. С. Станиславский).

Выразительные детали мимики — брови, глаза, улыбка. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно вырабатывать умение держать в поле зрения всех учащихся.

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.п.

Выразительность — это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, умелая режиссура педагогического взаимодействия.

Эмоционально богатый учитель, обладающий артистизмом, вербально и невербально проявляющий свои чувства и отношения, способен любое взаимодействие с воспитанниками приблизить к естественному общению. Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности конкретного взаимодействия. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями и радостью других людей. В. И. Немирович-Данченко считал, что в этой способности заключается талант, а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

Читать еще:  Педагогика воспитания детей

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Технологические функции имиджа: межличностная адаптация, высвечивание лучших ценностно-деловых качеств, затенение негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.

Всеми этими составляющими имиджа надо не только обладать, но и уметь их позиционировать.

Самопрезентация — способ самовыражения и поведения, направленные на создание благоприятного впечатления, мнения или соответствующего чьим-либо идеалам.

Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека.

«Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил то обаяние, которым окружен в их глазах» (Н. А. Добролюбов).

Формирование имиджа современного воспитателя

Лариса Салямова
Формирование имиджа современного воспитателя

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога.

Каждый человек за свою жизнь много раз побывает в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя, (преподавателя, наставника, инструктора и т. п.). Профессия педагога — одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Педагог – профессия особенная. Это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся воспитанники, коллеги, родители.

Внешний вид педагога один из факторов, успешности педагогической деятельности. Часто первое впечатление о человеке создается по его одежде, которая выражает предпочтение, представление о красоте, уровень культуры человека.

Каждый из нас создает определенный образ — имидж — представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д. Имидж — целенаправленно формируемый образ, признанный оказать эмоционально психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации рекламы и т. п.

Имидж педагога-это эмоционально окрашенный устойчивый образ педагога в сознание воспитанников, коллег, социального окружения, способный оказать влияние на их поведение. Имидж педагога формируется посредствам целенаправленных усилий с целью повышения успешности его деятельности.

Имидж воспитателясодержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Можно выделить несколько составляющих имиджа.

Внешний вид педагога

• Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т. к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».

• Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.

• Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.

• Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

• Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.

• Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.

• Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.

• А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя,они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос».На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.

• Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.

Деловые качества и хорошие манеры

• Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.

• Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду.Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.

• В ДОУ никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с дошкольниками, общении с коллегами, родителями и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.

Воспитателю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.

• Мимика должна быть только доброжелательной.

• Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.

Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника «Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника». Автор. Демянко Татьяна Вячеславовна (методист).

Формирование имиджа образовательной организации в контексте реализации ФГОС до Формирование слов «имидж детского сада» совсем недавно звучало необычно. А сейчас многие руководители ДОУ задумываются над целенаправленной.

Из опыта работы воспитателя «Формирование и развитие мотивации чтения» «Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни» В. А. Сухомлинский.

Кризис современного детства Кризис современного детства Влияние внутрисемейных отношений на развитие и воспитание ребенка признается всеми. Гармония их – залог здоровья.

Опыт работы воспитателя «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста» Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить.

Отчет о самообразовании воспитателя «Формирование звуковой культуры речи у дошкольников» ОТЧЕТ О САМООБРАЗОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЯ СТУПИНОЙ О. А. МДОУ «Детский сад № 4 «г. Саратов ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:.

План действий по созданию имиджа ДОУ Цель: Повышение компетентности педагогов в умении выделять основные направления работы ДОУ по созданию его имиджа. Совершенствование стратегии.

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План по самообразованию воспитателя подготовительной группы Степановой Е. С. Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель:.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Творческая работа на тему «Слагаемые профессионального имиджа педагога» Как Лисичка имидж педагога создавала. Как — то раз шла миленькая, симпатичная Лисичка мимо лесного, детского сада и увидела как дети, с.

Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности

Дата публикации: 18.02.2016 2016-02-18

Статья просмотрена: 8689 раз

Библиографическое описание:

Захарова С. Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/archive/109/26316/ (дата обращения: 23.03.2020).

Современный период развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки специалистов. В новой концепции образования сформулированы требования подготовки квалифицированных кадров, с учетом многообразных профессиональных качеств, социальных функций и ролей в обществе. Модернизация образования неизбежно приводит к изменению и обновлению квалификационных требований и квалификационных характеристик современных педагогов, центральное место в которых занимают общие и специальные профессионально-педагогические компетентности, выступающие основой продуктивного функционирования педагога.

Читать еще:  Воспитание и развитие ребенка

Понятие профессиональной компетентности педагога предполагает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Содержание данного понятия обусловливается конкретно-историческим характером социальной и педагогической действительности. Профессиональная компетентность – понятие, соответствующее требованиям времени и помогающее адекватно действовать в постоянно меняющейся ситуации. Педагог должен быть профессионально гибким, мобильным, способным адаптироваться к происходящим переменам.

Компетентность в области взаимодействия характеризуется знаниями о природе социальных влияний. Наиболее важной чертой межличностной компетентности является имиджевая компетентность, т. е. умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе. Это умение зависит от нескольких факторов: развитой эмпатии и рефлексии; разнообразного репертуара поведения; обладания определенным межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в соответствующих ситуациях.

Важным востребованным профессиональным качеством, повышающимэффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж. Профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, формирование его — трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития.

Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения. В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным считается становление личностного имиджа. как условие формирования педагогического профессионального имиджа.

Специалистами разных областей науки имидж формулируется различно. В.М. Шепель определяет имидж как визуальный образ, А.А. Калюжный трактует имидж как представление, Е.Б. Перелыгина рассматривает имидж как символический образ субъекта, А.Ю. Панасюк определяет его как мнение, Е.А. Петрова как категорию, которая универсально применима к любому объекту. Обобщая имеющиеся определения можно констатировать, что имидж — это то впечатление, которое производит человек на окружающих, это целостное представление об образе, который формируется в сознании людей. [2, с.13].

Имидж связан как с внешним обликом человека, так и с его внутренним содержанием. Для того, чтобы сформировался имидж, недостаточно восприятия характеристик образа. К этому образу должно возникнуть определенное отношение, мнение и определенная оценка этого образа. Поэтому имидж можно охарактеризовать как отношение к образу и мнение об этом образе.

Имидж любого специалиста, а в особенности педагога, должен соответствовать требованиям времени и общества.

В.М. Шепель, одним из первых занимающийся в нашей стране проблемами построения имиджа, выделяет качества, которые способствуют успешному формированию позитивного профессионального имиджа.

Первую группу составляют качества, которые В.М. Шепель определяет как «умение нравится другим людям». Это коммуникативные характеристики человека, определяющие его способность в установлении контактов с другими людьми; умение сопереживать, понять другого человека.

Вторую группу составляют качества, характеризующие личность с точки зрения образования и воспитания, т.е. моральные ценности, психологическое здоровье, стрессоустойчивость, умение не создавать и умело разрешать конфликтные ситуации.

Третья группа качеств определяется профессиональным и жизненным опытом и интуицией личности.

Имидж для педагога важен не в меньшей степени, чем для любого другого специалиста, так как именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей учащихся и студентов. Имидж работников педагогического вуза оказывает положительное влияние на формирование имиджа будущих педагогов.

Профессиональный имидж преподавателя педагогического вуза это интегральная характеристика, включающая в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности.

С помощью метода описательной статистики можно выделить наиболее значимые имиджевые характеристики «позитивно оцениваемого» и «негативно оцениваемого» преподавателя педагогического вуза.

Проведенное исследование на базе студенческих групп 2-3 курса Филиала СГПИ показало, какие внешние и внутренние качества педагогов являются наиболее востребованными студенческой аудиторией и какой образ складывается в их представлении о будущей профессии. Результаты опроса показали значимость предпочтений:

6) разумная требовательность

10) чувство юмора.

В оценке компетентности и профессионализма преподавателя студентам хотелось бы видеть педагогов объективными в оценке знаний и людей, профессионалами, знающими свой предмет и умеющими понятно и интересно преподносить материал, целеустремленными, творческими, небезразличными к происходящим событиям и к каждому студенту. У преподавателя должна быть четкая дикция, грамотно поставленная речь, приятный немонотонный голос.

Внешний вид преподавателя – это визитная карточка педагога. Студенты выделяют как «позитивно оцениваемые» характеристики: аккуратность в одежде и макияже, опрятность, строгость и деловой стиль в одежде, наличие неброских украшений, ухоженные волосы и руки.

«Негативно оцениваемые» характеристики преподавателей студентами: вспыльчивость, раздражительность, несправедливость, безответственность, предвзятость, безразличность, неаккуратность, алчность, застенчивость.

Таким образом, имиджевая компетентность, становятся важным компонентом продуктивного взаимодействия, условием эффективности педагогической деятельности. Каждый преподаватель должен обладать ярко выраженной рефлексией, т.е. осознавать, какими качествами он обладает и какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги, а также прилагать усилия по изменению имиджа и его улучшению.

Построение имиджа — процесс довольно сложный, специально организованный, который развивается по определенным законам и технологиям[7, С.21]. Обобщая мнения исследователей по проблеме формирования имиджа преподавателя педагогического вуза, можно сделать вывод, что это длительный процесс, на эффективность которого оказывает влияние ряд условий:

1) развитие у преподавателей жизненных ценностей и установок;

2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа;

3) проявление собственной активности при работе над имиджем;

4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя;

5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя;

6) овладение педагогом приемами самопознания, а также навыками проектирования индивидуального имиджа;

7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа;

8) соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа [1. с. 212].

Значительное место в формировании имиджа педагога уделяется его самопрезентации и позиционированию. Е.Б. Перелыгина определяет самопрезентацию как деятельность по созданию имиджа. Такую деятельность можно признать эффективной, если окружающие воспринимают образ человека как притягательный. Позиционирование, по мнению Г.Г. Почепцова, – это построение имиджа с учетом знания интересов, потребностей, ожиданий, требований определенной группы людей; умение отбирать и предъявлять те внешне оцениваемые характеристики, которые способствуют оптимизации процессов взаимодействия; визуальное моделирование, оформление и представление результатов деятельности во внешней среде [5].

Каким бы компетентным специалистом ни был преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я».

Формирование образа педагога начинается с первого впечатления, создаваемого особенностями стиля одежды, мимики, жестов, речи. Внешние характеристики должны подкрепляться внутренними личностными качествами: общей эрудированностью, жизненными целями и установками, отношением к окружающим людям и происходящим событиям. Имидж обусловливает самореализацию личности: для педагога он служит индикатором признания со стороны общества, оценки и отношения окружающих.

Этапы управления формированием имиджа педагога включают: изучение общественного мнения о профессии, уточнение предпочтений потребителей образовательных услуг (администрация, студенты, родители); трансляция положительного образа педагога, поддержка позитивно окрашенных, эмоционально привлекательных компонентов имиджа.

Таким образом, профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, являющаяся результатом самопознания и саморазвития. Профессионально-значимые личностные качества педагога, характеризующие интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу личности, существенно влияют на результат профессиональной деятельности. Профессиональный имидж является инструментом педагогического влияния и условием успешной профессиональной деятельности.

  1. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176с.
  3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия, 2004. — 320 с.
  4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб, 2004.
  5. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. – М.: Омега-Л, 2007 – 266 с.
  6. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. — Киев, изд-во «Ваклер», 2002. — С. 25.
  7. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, М.: УРАО, 2005 -172 с.
  8. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 2002. – 576с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector