221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая характеристика семейного воспитания

Понятие и функции семьи. Общая характеристика семейного воспитания. Модели семейного воспитания

Семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.

Семья — основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными привязанностями по отношению друг к другу.

1. Семья – социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

Функции семьи:Воспитательная – удовлетворяет потребность в отцовстве и чувство материнства; удовлетворяется потребность самореализации в детях. Главная задача функции – социализация ребенка.Сексуально-эротическая — раньше главным здесь считалось исключительно деторождение; сейчас – удовлетворение сексуально-эротических потребностей, регулирование полового поведения семьи, обеспечение биологического воспроизводства общества.Хозяйственно-бытовая – удовлетворяет материальные потребности членов семьи, обеспечивается состояние здоровья и физических сил. Главная задача – создание комфорта для каждого члена семьи.Эмоциональная – удовлетворяет симпатии, уважение, признание, психологическая поддержка и защита.Духовное или культурное общение – удовлетворение потребности совместного проведения досуга, развитие духовности супругов и ребенка.Функция первичного социального контроля – обеспечение соблюдения социальных норм членами семьи.

Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.

Факторы семейного воспитания

• -– макросреда (экономика, культура общества, социальная защищенность).

• – микросреда (условия семьи, типы отношений между супругами, между родителями и детьми, образовательно-культурный уровень родителей, мировоззрение, стиль воспитания).

• – сомато-психические (наследственность, тип темперамента, пренатальное и постнатальное развитие, состояние здоровья в младенчестве).

• 2. Смешанные – раскрывается в характеристиках общения и специфике взаимоотношения ребенка с другими людьми.

• 3. Субъективные – развитие мотивационно-потребностной сферы, особенности формирования сознания и самосознания, поведенческий стиль.

Модель поведения 1. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых оказались в 1-ой группе, набрали наибольшее количество баллов по всем 4-м признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. Родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, хотя не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым.

Модель поведения 2. Властная. Родители, дети которых оказались во 2-й группе, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение.

Модель поведения 3. Снисходительная. Родители снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, плохо налажен семейный быт. Дети не поощряются, относительно редкие и вялые замечания, не обращается внимание на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10280 — | 7951 — или читать все.

Общая характеристика семьи как одного из социальных институтов воспитания. Основные проблемы, функции и задачи семейного воспитания.

Тема: Семья как фактор воспитания личности школьника.

Цель:контроль освоения и формирование у студентов системы знаний по данной теме, повышение общего уровня профессиональной культуры, повышение интереса к данной теме и положительной мотивации на обучение, восполнение существующих пробелов в знаниях.

Задачи:сформировать и в доступной форме изложить систему сведений по данной теме; подобрать широкий спектр материалов, взглядов, подходов к данной проблеме; дополнить в необходимой мере ответы студентов; эмоционально подкрепить интерес студентов к данной теме; обеспечить обратную связь в ходе лекции, обеспечить умеренный уровень свободы в самостоятельной работе студентов.

1) Общая характеристика семьи как одного из социальных институтов воспитания. Основные проблемы, функции и задачи семейного воспитания.

2) Атмосфера семьи, типы семей и стили семейного воспитания. Особенности их влияния на формирование личности ребёнка.

3) Семья как источник психической травмы, различные взгляды психологов на данную проблему.

4) Учитель и семья школьника, характер их взаимодействия.

5) Психолого-педагогические пути повышения родительской компетенции в деле воспитания детей.

Общая характеристика семьи как одного из социальных институтов воспитания. Основные проблемы, функции и задачи семейного воспитания.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Со стороны семьи и школы на ребенка оказывается целенаправленное воздействие – воспитание. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Проблемы в семейном воспитании связаны с отклонением в поведении детей. Отклоняющееся поведение — это поведение, которое противоречит общепринятым правовым или нравственным нормам.

Отклоняющееся поведение детей в семье классифицируют в зависимости от степени его социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наиболее характерными отклонениями являются:

Непослушание наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

Шалость — краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенности шалости: ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Озорство — тоже эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Но в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства — досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок — это уже социально опасное явление. Отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности, что говорит уже о складывающихся негативных чертах характера.

Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. 2 разновидности негативизма: пассивный (ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших) и активный (ребенок поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют).

Средства предупреждения и преодоления негативизма: доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумная требовательность и уважительная форма обращения к нему в процессе взаимодействия.

Упрямство — психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, если становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Для борьбы с упрямством в семье необходимо создать обстановку требовательности, но вместе с тем и доброжелательности друг к другу. Ребенок не должен прибегать к психологической защите.

Капризы — нецелесообразные действия и поступки, необоснованное противодействие и сопротивление указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении.

Действия по профилактике капризов на всех возрастных уровнях: укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон обращения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства.

Ошибка родителей в преодолении детского своеволия — чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Причины грубости: несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность может быть 2 видов: злостной (не ситуативны и имеют стереотипный характер) и незлостной (озорство, шалость).

Правонарушения (хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, даже бандитизм и грабеж). Участвуя в групповых преступлениях, становятся дерзкими, иногда жестокими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы.

В чём специфика семьи как одного из социальных институтов воспитания?

Что такое родительство?

В чём значимость семьи как института воспитания в сравнении с школой?

Какое влияние может оказывать семья на становление личности ребёнка? Может ли оно быть отрицательным?

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 47 ; Нарушение авторских прав

Содержание и цели семейного воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Содержание и цели семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы . Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой , в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

семья осуществляет социализацию личности;

семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность , готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

убеждение (объяснение, внушение, совет);

поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ. СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи :

— формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

— закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

— осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

— формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

— взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

— вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

3. Личностно-развивающая задача — создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

— открытость и доверительность отношений в семье;

— оптимальность взаимоотношений в семье;

— оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственно е — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Авторитет (от лат. autoritas — власть) — влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка , определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.

Ощущение жизненной уверенности — одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции .

Слово « традиция » (от лат. tratitio — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями) , которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные , помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолетописи) и т.д.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначени е в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений , которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку

Специфика семейного воспитания

Воспитание – великое дело, им решается участь человека.
В.Г. Белинский

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий…, он там свой:

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(Б. Берестов)

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Под воспитанием мы понимаем целенаправленное, специально организованное, осуществляемое специально подготовленными людьми воздействие на личность ребенка с целью ее развития. Воспитание в широком смысле слова осуществляется самыми разнообразными (не только педагогизированными) явлениями окружающей жизни: детскими учебно-воспитательными учреждениями, семьей, средствами массовых коммуникаций, факторами широкой социальной среды. Воспитание в узком смысле (нередко его называют воспитательной работой) направлено на формирование определенных качеств личности, решение определенных воспитательных задач, поставленных определенным типом детского учреждения или очерченных кругом функциональных обязанностей педагога определенного статуса. К таковым следует отнести и классного руководителя, который по праву считается центральной фигурой учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

И если сущностью, основным назначением процесса обучения является вооружение учащихся знаниями о мире, умениями, навыками их применения в жизни и способами их получения, то сущность и назначение воспитания есть формирование отношения к миру предметов и явлений, событий и фактов, знаний, навыков и умений, к себе самому, к материальным и духовным ценностям . И прав С.Т. Шацкий, который писал: “Научить ребенка считать очень легко: наша методическая наука достигла в этом совершенства . Главное заключается не в этом. Главное заключается в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал обсчитывать”. Это уже область отношений к жизни. Этим определяется жизненная позиция будущего человека.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содержание, и организационные формы, и, в конечном счете,- логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи.

Прежде всего, эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей .

Причем гармоничное развитие ребенка в семье создается различными проявлениями чувства любви членов семьи. Пример — разговор с двухлетним ребенком:

Именно из этой особенности семейного воспитания вытекает определение приоритетных ценностей дома, семьи . когда иначе, чем предписывает “здравый смысл”, расставляются акценты:

А дом, заставленный добром,-
еще не дом.
И даже с люстрой над столом –
еще не дом.
И на окне с живым цветком —
еще не дом.
И даже с чайника баском
еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом, твоим теплом.
Все вещи тихо растворила темнота,
И стала комната бездонна и пуста.
И среди этой мирозданной пустоты
Весь мир мой — ты, и дом мой — ты .
А дом, заставленный добром,-
еще не дом.
И даже с люстрой над столом –
еще не дом.
И на окне с живым цветком —
еще не дом.
И даже с чайника баском
еще не дом.
(А. Суслова)

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна, как это ни парадоксально, мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания . маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия .

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку. то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является: тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы и папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности –интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме. ) до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И хороший учитель всегда помнит о том, что сидящий за школьной партой его ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

  • неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
  • бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
  • авторитаризм, либо “либерализм”, безнаказанность и всепрощенчество;
  • безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
  • отсутствие нормального психологического климата в семье;
  • фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный. );
  • безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий. );
  • противоправное поведение взрослых…

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов семейного воспитания, которую классный руководитель активно проводит в воспитательной работе с родителями:

  • дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
  • родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего;
  • воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
  • диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;
  • личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
  • воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
  • все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
  • оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности Ребенка.

Читать еще:  Умственное воспитание цели и задачи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. A) принятие решения о финансировании одного из них не влияет на принятие решения о финансировании другого;
  2. Amp; 2. Окремі види ризиків та їх характеристика. Концепція прийнятного ризику
  3. D) Задачи воспитания в пубертетном возрасте. Кристоф Вихерт
  4. Foreign Office – структура, функции…..
  5. I Цели и задачи изучения дисциплины
  6. I этап Выявление семьи, нуждающейся в социальной реабилитации. Установление контакта с семьёй.
  7. I. Вспомните основные модальные глаголы и их эквиваленты. Чем они отличаются? Как спрягаются? (Заполните табличку).
  8. I. Задачи настоящей работы
  9. I. Общая ситуация
  10. I. ОБЩАЯ ХИМИЯ