221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанность родителей воспитывать своих детей

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

СТ 63 СК РФ

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса РФ

1. Право родителей на воспитание своих детей, являющееся одновременно и их обязанностью, занимает центральное место среди всех личных прав родителей. Во все времена государство и общество, возлагая на семью (и прежде всего на родителей ребенка) воспитательную функцию и оставляя за собой контроль за надлежащим ее выполнением, таким способом решали и решают одну из важных социальных задач.

2. Формы взаимодействия государства, общества и семьи в деле воспитания подрастающих поколений в разные периоды российской истории имеют существенные различия: абсолютная родительская власть над детьми в дореволюционный период была заменена сразу после революции на преимущественно государственные формы воспитания, затем осуществлен постепенный переход к сочетанию государственных, общественных и семейных форм воспитания в советский период при оказании семье самых различных видов помощи, и, наконец, в постсоветский период закреплен приоритет семейного воспитания детей в качестве основных начал семейного законодательства (ст. 1 СК РФ) при оказании государством фактически незначительной поддержки.

3. В последнее время, в условиях неблагоприятной демографической ситуации в России, наметилась тенденция увеличения объема оказываемой государством поддержки семьям, имеющим детей (увеличены размеры пособий по беременности и родам, а также ежемесячных пособий, в том числе неработающим женщинам, родившим ребенка, пособий опекунам и приемным родителям, предусмотрен с 2007 г. материнский (семейный) капитал, введено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотрены компенсации части родительской платы за детские сады и др.).

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2014);

Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ (в ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».

4. Обязанность родителей по воспитанию и развитию своих детей в качестве элемента содержания этой обязанности включает в себя заботу о ребенке, удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка с учетом его возраста, обеспечение уважения его человеческого достоинства.

Эти обязанности родителей, а также их ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка.

В соответствии со статьёй 18 ранее действовавшего Закона «Об образовании», регламентировавшей дошкольное образование, родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 25.11.2013 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) содержит законодательное определение понятий: образование, воспитание, обучение (ст. 2), устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3), государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации (ст. 5), полномочия органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления (ст. 6 — 9), систему образования (гл. 2), лиц, осуществляющих образовательную деятельность (гл. 3), а в гл. 4 под названием «Обучающиеся и их родители (законные представители)» предусматривает права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в числе которых закрепляет преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, возлагая на родителей (законных представителей) обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст. 44). В связи с принятием данного Федерального закона внесены соответствующие изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в комментируемую статью 63 СК РФ.

В письме Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» разъясняется, что Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (ч. 4 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»;

Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ).

При рассмотрении исков родителей о передаче им детей лицами, у которых они находятся на основании закона или решения суда (опекунов, попечителей, приемных родителей, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений), необходимо выяснять, изменились ли ко времени рассмотрения спора обстоятельства, послужившие основанием передачи ребенка указанным лицам и учреждениям, и отвечает ли интересам детей их возвращение родителям (Постановление Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»). См. также: Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом ВС РФ 20.07.2011.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарий к Ст. 63 СК РФ

Комментируемая статья 63 регулирует права и одновременно обязанности родителей:

а) по воспитанию детей;

б) по образованию детей.

Данные права регламентированы не только внутренним законодательством, но и международными договорами. Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в названной Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

2. Право на воспитание является одновременно обязанностью и включает в себя заботу о всестороннем развитии ребенка (физическом, психическом, духовном и нравственном). Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Читать еще:  Воспитание от года до двух

Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка, что предусмотрено п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Родительское воспитание не должно причинять вред физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В противном случае согласно абз. 2 п. 1 ст. 66 СК РФ другой родитель вправе воспрепятствовать общению родителя с ребенком; в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 68 СК РФ суд вправе отказать в иске родителям о передаче им ребенка, согласно п. 2 ст. 68 СК РФ передать ребенка на попечение органам опеки и попечительства; согласно п. 1 ст. 73 СК РФ родители могут быть ограничены в родительских правах и, как крайняя мера, лишены родительских прав в случае злоупотребления родительскими правами и жестокого обращения с ребенком (ст. 69 СК Рф). Кроме того, в качестве оперативной меры органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 77 СК РФ.

3. Передача ребенка на воспитание другим родственникам, в образовательное, воспитательное учреждение не освобождает родителей от ответственности, предусмотренной п. 1 комментируемой статьи 63 СК РФ. Эта ответственность может иметь как гражданско-правовой, так и административный и уголовный характер. В частности, согласно п. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине. Пункт 2 ст. 1074 ГК РФ устанавливает, что в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Статья 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предоставляет право субъектам Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию устанавливать:
———————————
Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 18 (ч. 1). Ст. 2151.

— меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных, ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

— меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

— порядок уведомления родителей при нарушении установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств — в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

4. Абзац 3 п. 1 комментируемой статьи предусматривает преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, в том числе родственниками, свойственниками и др. Согласно п. 1 ст. 68 СК РФ родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Статья 67 СК РФ предусматривает право других родственников на общение с ребенком, но не на воспитание.

Родители имеют равные права на воспитание своего ребенка. Если родители проживают раздельно, то родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, на участие в его воспитании и в решении вопросов получения ребенком образования.

5. Пункт 2 комментируемой статьи 63 Семейного кодекса РФ посвящен правам и обязанностям родителей в отношении образования ребенка. Согласно п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией N 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. , родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
———————————
Библиотечка «Российской газеты». 1999. N 22, 23.

Статья 28 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. предусматривает, что государства-участники признают право ребенка на образование и с целью постепенного осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) признает право каждого человека на образование. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и — в соответствующих случаях — законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Ранее в п. 2 этой же статьи названного Закона предусматривались государственные гарантии финансовой и материальной поддержки в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечении доступности образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. В настоящее время государство отказалось от этой функции.

Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Читать еще:  Основные функции воспитания созидательно культурная человекообразующая

По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и орган местного самоуправления в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста 15 лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

В некоторых случаях реализация обязанности родителей на образование детей ограничивается самими учебными учреждениями. На такие нарушения неоднократно обращалось внимание, в частности, в письме Минобразования России от 19 июня 1998 г. N 06-51-138ин/14-06 «О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений». В числе таких нарушений можно выделить следующие:

— в отдельных общеобразовательных учреждениях администрация требует при приеме справки с места работы родителей с указанием их заработной платы;

— проводятся конкурс, тестирование, собеседование в форме экзамена;

— не принимаются дети из неблагополучных семей; из семей, дети которых уже учатся в данном образовательном учреждении, но зарекомендовали себя нарушителями дисциплины или слабоуспевающими;

— нарушается принцип общедоступности и бесплатности образования (взимаются деньги за обучение по «особым» программам, учебникам; на повышение квалификации учителей, на надбавки к заработной плате педагогов);

— нередко предлагается в обязательном порядке внести вступительный взнос для нужд школы.

Права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

Каждый человек мечтает о продолжении рода. И хочется, чтобы дети были лучше родителей: добились больших успехов, стали достойными людьми. С самого детства взрослые прилагают немало усилий для развития способностей их драгоценного чада.

Они стараются обеспечить ребенка буквально всем, что могут приобрести: красивой одеждой, интересными игрушками, полезной пищей, разными гаджетами. Мама и папа проявляют интерес и заботу во всех сферах жизни своего малыша.

Но все ли семьи являются образцовыми? Порой взрослым не хватает времени и сил, чтобы после работы интересоваться еще и тем, как провел день их ребенок. Они перекладывают эту заботу на плечи других: воспитателей, учителей. В результате, дитя чувствует себя брошенным, это сказывается и на его поведении. А ведь мама и папа несут ответственность за содержание и воспитание ребенка.

Прерогатива и долг отца с матерью

Государство заботится о детях, поэтому существует много законов и документов, закрепляющих права маленьких граждан: Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, различные Федеральные законы. Если происходит нарушение прав несовершеннолетнего, то ответственность несут, прежде всего, родители.

Взрослые могут подробно изучить свои права и обязанности в Семейном кодексе РФ.

Согласно этому документу право отца и матери — воспитание ребенка, причем не только физическое, но и духовное. Они могут выбирать методы и способы воспитания, направленные на развитие способностей детей. Сам ребенок в соответствии с пунктом 2 ст.54 СК РФ также обладает этой прерогативой, что превращает воспитание в непосредственную обязанность взрослых, за которую они несут ответственность.

Пункт 2 ст. 63 СК РФ обязывает мать и отца гарантировать получение образования. Они могут выбрать детский сад, школу и форму обучения, но при этом необходимо учитывать мнение и состояние здоровья ребенка. Также должны быть созданы условия, чтобы школьник мог учиться: организовать рабочее место в доме, обеспечить необходимой канцелярией, следить за выполнением домашних заданий.

Права

  1. На выбор языка образовательной организации.
  2. На выбор факультативов, индивидуально-групповых занятий в школе.
  3. Ознакомиться с документами, которые регламентируют деятельность образовательного учреждения.
  4. Познакомиться с технологиями обучения, методиками, которые используются в школе.
  5. Знать отметки детей, следить за успеваемостью.
  6. На защиту прав своего ребенка.
  7. Получать информацию о медицинских обследованиях, проводимых в учреждении, дать согласие или отказаться от их проведения.

Закон «Об образовании» сообщает, что родители становятся первыми учителями, закладывающими основы нравственно-духовного физического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте.

Обязанности

  • Дать образование ребенку.
  • Следовать правилам внутреннего порядка образовательного учреждения.
  • Уважать честь и достоинство детей, которые обучаются вместе с их ребенком, а также педагогических работников.
  • Участвовать в разрешении споров и конфликтов, связанных с их детьми.

В статье 80 Семейного кодекса РФ обязанностью родителей является содержание несовершеннолетнего ребенка. Маме и папе необходимо обеспечить дитя не только питанием и одеждой, но и досугом, отдыхом, лечением. Конечно, необходимо принимать во внимание возраст и потребности малыша.

В Конвенции о правах ребенка учитывается финансовая ответственность матери и отца за содержание несовершеннолетнего члена семьи, которая в большинстве своем исполняется. В случае развода ребенку положены алименты от одного из супругов. Иногда этот процесс обходится без вмешательства суда, и деньги получает тот родитель, с кем осталось дитя.

Содержать ребенка семья обязана до 18 лет.

Ответственность

Если мама и папа уделяют достаточное внимание своему чаду, то проблем, как правило, не встречается. Однако есть группы, которые входят в зону риска, это неблагополучные или малообеспеченные семьи. Дети из них могут воровать, прогуливать уроки, грубо вести себя с окружающими, употреблять алкоголь или курить.

Родителям, не справляющимся со своими обязанностями, грозит административная или даже уголовная ответственность.

Ненадлежащее выполнение обязанностей налагается административным наказанием. В первый раз это может быть предупреждение или штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ.

Если же мать или отец проявляют жестокость по отношению к ребенку, то здесь вступает в силу уголовная ответственность в виде большого штрафа, отработкой срока или до трех лет принудительных работ. (Ст. 156 Уголовного кодекса РФ)

Когда жизни малыша угрожает опасность из-за поведения мамы или папы, могут выдвинуть постановление об ограничении прав родителей. (Ст. 73 Семейного кодекса РФ)

Родителей могут совсем лишить родительских прав в том случае, если они регулярно не исполняют свои обязанности или же намеренно причиняют вред ребенку. (Ст. 69 Семейного кодекса РФ)

Окружающим (соседям, учителям, участковому) необходимо вовремя выявить неблагополучную ячейку общества и сообщить в органы опеки или отдел по делам несовершеннолетних. Очень важно помочь предотвратить или исправить ситуацию, в которой ребенок из-за недобросовестных взрослых может пострадать и искалечить свою жизнь.

Меры профилактики будут действенны, если несовершеннолетний готов к положительным переменам и еще не совсем испортился от бездействия неблагополучных родителей.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с разъяснением прав и обязанностей родителей на видео ниже:

Заключение

Хочется верить, что с каждым годом ответственных родителей станет больше. Ведь рождение ребенка – важный шаг в жизни семьи. Молодые мама и папа должны осознавать весь груз ответственности, который ляжет на их плечи с появлением маленького человечка. Поэтому относиться к своим родительским обязанностям нужно добросовестно, чтобы было кем гордиться в будущем, чтобы вырастить достойного гражданина своей страны.

Читать еще:  Как воспитать ребенка одной

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарии к ст. 63 СК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).

Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .

См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Государство обязано уважать свободу выбора родителями образовательного учреждения и обязывает государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования обеспечить прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (п. 1.1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). В период учебы в образовательном учреждении, согласно п. 7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», родителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector