221madou.ru

Мама и Я
20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение понятию умственного воспитания дошкольников

Содержание умственного воспитания детей

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников

1.1. Понятие «умственное воспитание»

и его основные составляющие.

В момент рождения человек представляет собой биологическое существо. Стать субъектом, личностью, индивидуальностью ему предстоит в процессе онтогенеза, то есть через путь возрастных и индивидуальных изменений. В целостной личности находит своё сочетание природное и социальное начало. Развитие биологических задатков и свойств обеспечивает процесс функционального созревания человека, его анатомо-физиологических структур.

Наряду с наследственностью и средой, важнейшим фактором в развитии личности выступает воспитание. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры её развития с учётом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание – это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. На сегодняшний день целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма и имеет научные взгляды на окружающий мир. В современной школе основным содержанием обучения является овладение научными знаниями о развитии природы и общества.

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становиться основной целью (идеалом) современного воспитания.

Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание.Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими.

Главными качествами ума являются сообразительность (умение создавать информацию и оперировать ею), любознательность (пытливость в учении), объективность (стремление к прочности и точности знаний), эрудированность (широта взглядов, научная информированность) и действенность мышления (умение видеть главное и применять теорию на практике). Совершенствование ума предполагает активное развитие мышления, памяти, речи и способности к творчеству.

Содержание умственного воспитания детей

старшего дошкольного возраста

В содержание воспитательного процесса детей дошколь­ного возраста входит умственное воспитание. Чтобы пра­вильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного раз­вития ребенка. Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение зако­номерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного раз­вития детей дошкольного возраста определяется содержание и методы умственного воспитания на разных этапах возраст­ного становления ребенка.

Умственное воспитание — это прежде всего развитие ак­тивной мыслительной деятельности дошкольников. Полноцен­ное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

В содержание умственного воспитания входит: развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных спо­собностей. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях, в игре, продуктивной деятельности. В процессе разнообразных видов деятельности дети приобретают навыки ориентировки в окружающем, различные знания. На разных этапах детства знания — это первичное знакомство с окружающим, приобретение опыта общения с вещами, общения со взрослыми и сверстниками. Здесь главное — развить у ребёнка подражание, наблюдение, элементарную способность к обобщению. В старшем дошкольном возрасте эти качества обеспечивают восприятие знаний в определённой системе.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются способности к аналитико-синтетической деятельности. Дети не ограничиваются узнаванием конкретных фактов, внешних свойств предметов и явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учётом этих факторов в старшей группе усложняются задачи и программы их обучения, в том числе и по ознакомлению с природой.

У детей этого возраста формируется система представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода за ними; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных и пр. В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям.

С возрастом содержание знаний усложняется и удельный вес их в структуре умственного воспитания увеличивается. Однако ведущей задачей на протяжении всего периода детства остаётся развитие психических функций и способностей, формирование различных способов деятельности.

Основой умственного развития и воспитания ребенка яв­ляется сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окру­жающий мир через ощущения и восприятие. Уровень разви­тия ощущений и восприятия определяет и успешность по­знавательной деятельности ребенка.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и называть цве­та, формируют у них представление об оттенках, развивают способность при рассмотрении картины видеть, как с помо­щью цвета достигается художественная выразительность изо­бражения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать му­зыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удовольствие от слушания музыки, рассматривания произве­дений искусства. Сенсорное воспитание предполагает разви­тие слуховой чувствительной, умения вслушиваться и разли­чать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слу­ха. Особенно важно развивать у детей звуковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру сло­ва, отражать в речи свои ощущения, понимание эмоциональ­ной ситуации при изложении и пересказе событий из жизни и жизни литературных героев, особенно сказочных.

В дошкольном возрасте усваиваются пространственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстниками, особенно в разго­ворной речи.

Сенсорное воспитание направлено и на развитие тактиль­ной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно их называть. При этом дети опериру­ют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холодный», «теплый». Одна из сторон сенсорно­го воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощу­щений.

Для определении свойств и качеств предмета детей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с млад­шими дошкольниками. Обследование — это специально организованное восприятие, направленное на определение деть­ми формы, величины предмета, его свойств. Например, па занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанни­кам предлагается внимательно рассмотреть предметы, с ко­торыми они будут работать, — строительный материал, шарики, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает возмож­ность различать предметы по форме, цвету, качествам. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозна­чение — шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предме­тов и к окружающей действительности в целом.

Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспитатель продви­гается с детьми от простого к сложному. В старшем дошколь­ном возрасте дети уже анализируют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по его фактуре, что, естественно, еще не доступно детям младшей возрастной группы.

Обследование предметов, их свойств и качеств связано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблюдении за явле­ниями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают вопросы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета лис­тья на березе весной?», «Какого цвета листья клена, березы осенью?» Приобретай опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученными знаниями в других жизненных ситуациях.

Сенсорное воспитание как составная часть умственного развития детей невозможно осуществлять эффективно, если не вести работу по развитию речи дошкольников. В детском дошкольном учреждении решаются такие задачи речевого развития детей, как обогащение словаря ребенка, формиро­вание грамматического строя речи, развития связной моно­логической и диалогической речи.

Читать еще:  Воспитывать мальчишек как

Речь является важнейшей формой общения детей со взрос­лыми и сверстниками. Формирование речи начинается с об­щения со взрослыми, понимания их речи. Взрослый показы­вает предметы, называет их одним словом, задает вопросы, высказывает определенные просьбы, дает указания и т. д. На этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмо­ционального восприятия. Постепенно начинает формироваться диалогическая речь, т. е. ребенок уже сам ставит вопросы, высказывает свои мысли, суждения. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе определенное связное со­держание.

В последние годы в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи оказывает впоследствии поло­жительное влияние на грамотность ребенка, его умение регу­лировать темп и громкость речи, ее выразительность.

Успехи в звуковой культуре речи возможны при успеш­ном развитии слухового внимания, фонематического и рече­вого слуха. Для успешного решения этих задач воспитатель развивает речедвигательный аппарат и речевой слух.

Для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения воспитатели используют различные игры, как на специальных занятиях, так и в свободной игровой дея­тельности. Это прежде всего звукоподражание животным, потешки, чистоговорки.

В процессе работы по речевому развитию детей обогаща­ется словарь детей, идет его закрепление, уточнение, систе­матизация. Для этого используются описания погоды, пере­сказ сказок, рассказывание о проведении воскресного дня, упражнения по продолжению сказки, придумыванию ее окон­чания.

Работа по обогащению словаря связана с формировани­ем грамматического строя речи. Дети учатся правильно из­менять слова по падежам, четко произносить окончания слов, пользоваться всеми частями речи. Лучше всего это осущест­вляется на занятиях и в игре. Именно здесь воспитанники учатся использовать различные грамматические формы.

Работа по обогащению словаря дошкольника и форми­рованию грамматического строя речи подготавливает детей к связной речи. Речь ребенка должна быть последовательной, логичной и грамматически правильной. Учитывая особенности и сложности русского языка, воспитатели систематически и целенаправленно работают над речью детей, подбирают спе­циальные упражнения, включают в занятия с детьми дидак­тические игры, учат творческому пересказу сказки, рассказа. При этом обращают внимание на красоту языка, учат детей подбирать слова, чтобы пересказ был красивым и правиль­ным.

Особого внимания заслуживает работа в старшей группе детского сада, где ребята учатся членить предло­жения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, обучаются слоговому чтению слов, составляют слова и предложении из разрезной азбуки.

В связи с неравномерностью развития речи у каждого ребенка работа воспитателя должна быть индивидуально ори­ентированной. Работая в группе с малым количеством де­тей, воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребенка — темп его речи, грамматический строй, умение опи­сывать в рассказе окружающий мир. В связи со всем этим и проводится индивидуальная работа с детьми в процессе об­щей деятельности.

В содержание умственного воспитания входит и развитие элементарных математических представлений и конструиро­вание. Математическая подготовка детей дошкольного возраста включает обучение счету, развитие количественных представ­лений, обучение решению и составлению простых арифме­тических задач.

Уже в младшем возрасте в семье, а затем в дошкольном учреждении дети усваивают и закрепляют такие понятия, как «больше», «меньше», «поровну», «большой», «маленький», «длиннее», «короче», «выше», «ниже», «шире», «уже», «тол­ще». Все эти понятия не просто способствуют развитию ма­тематического мышления, но и формируют элементы логи­ческого мышления, что очень важно для умственного разви­тия и воспитания дошкольников.

В процессе игры, на занятиях и в режимные моменты работы группы ребята учатся определять расположение пред­метов, направление, длину.

Таким образом, в целом можно определить, что для умственного воспи­тания используются самые разнообразные средства, которые помогают интеллектуальному развитию ребенка и его инди­видуальной интеллектуальной деятельности.

Основное направление подготовки ребёнка к школе состоит в том, чтобы воспитать у него готовность к любому виду труда, в частности умственному, сформировать потребность в получении знаний, подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10547 — | 7758 — или читать все.

Умственное развитие и воспитание

Умственное развитие – количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Уровень умственного развития отражает совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающее усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.

Рис. 21. Методологические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Умственное развитие детей происходит в процессе умственного воспитания. Его методологические основы представлены в виде схемы (рис. 21).

Пока формировались методологические и теоретические подходы к определению сущности и содержанию умственного воспитания дошкольников, определение умственного воспитания тоже менялось. На данный момент его можно сформулировать следующим образом.

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности (скоростные, вариативные и эргические показатели) и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В этом заключаются задачи умственного воспитания. Связанные с ними условия и этапы умственного воспитания дошкольников представлены на рис. 22.

Рис. 22. Условия умственного воспитания детей дошкольного возраста

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и др.).

Па второй ступени происходит освоение основных форм мышления. А. А. Люблинская выделяет 4 основные фазы решения ребенком познавательной задачи в наглядно-действенном плане:

  • – первая фаза характеризуется тем, что ребенок осмысливает лишь конечную цель, которую требуется достигнуть;
  • – вторая фаза соответствует выявлению реальных условий познавательной задачи с помощью поисковых и пробующих действий;
  • – третья фаза дает возможность соотнести условия задачи с основной целью;
  • – четвертая фаза характеризуется тем, что выстраивается вся цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи.

На каждой фазе решения познавательной задачи основным признаком наглядно-действенного мышления выступает тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Каждый очередной акт такого преобразования может приносить информацию, требующую изменения направления и стратегии следующих преобразований, ориентировки на новые стороны объекта.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при необходимости найти существенные связи и отношения объектов и явлений, которые не представлены в наглядной ситуации, и представить их в целостном и организованном виде.

У детей дошкольного возраста И. С. Якиманская выделяет 3 типа оперирования образами на этапе наглядно-образного мышления:

  • – первый тип характеризуется умением представлять предметы или их части в различных пространственных положениях;
  • – второй тип – умение преобразовать структуру и пространственное положение образца;
  • – третий тип – построение принципиально новых образов на основе сложных преобразований исходных образов.

На этапе развития наглядно-образного мышления предметы и явления, а также их пространственные, временные и причинно-следственные отношения познаются ребенком в образной форме и одновременно фиксируются в речевом плане. Постепенно формируется словесно-логическое мышление.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, протекающий во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приемами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация и др. Понятия, которые формируются в процессе использования данных операций мышления, могут вступать в разные отношения друг с другом. Словесно-логическое мышление как раз и предполагает умение усваивать и моделировать эти взаимоотношения (по Ч. Коферу, Д. Фоли и др.):

  • – существования и несуществования;
  • – части и целого, целого и части;
  • – родо-видовые отношения, отношения координации;
  • – субъекта и действия, действия и субъекта;
  • – уменьшительности, количества и качества;
  • – определения и объекта;
  • – омонимии;
  • – противоположности и контраста; последовательности, а также пространства и времени;
  • – причинно-следственные отношения и т.д.
Читать еще:  Как правильно воспитать сына отцу

Данные отношения выступают для ребенка в качестве основных категорий мировосприятия, поэтому считается, что словеснологическое мышление позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека и благодаря этому обобщенно решать сложные мыслительные задачи.

Таким образом, процесс перехода от одной формы мышления к другой можно охарактеризовать как процесс овладения ребенком все более совершенными способами познания действительности, в ходе которого дошкольник переходит от поверхностного отражения отдельных объектов и явлений к познанию их сущности и раскрытию законов, ими управляющих, к формированию систем прежде разрозненных единиц познания и отношений между ними.

Понимая это, исследователи определили содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста: оно связано с формированием элементарных естественно-научных и историко-географических представлений детей, развитием речи и ФЭМП, экологическим образованием. Это неспецифическое содержание.

Специфическое содержание связано с усвоением содержания умственных операций (по Дж. Гилфорду):

  • – фигуральный тип – информация представлена в виде образов;
  • – символический тип – информация дается в форме условных знаков;
  • – семантический тип – информация дается словами;
  • – поведенческий тип – невербальная информация по взаимодействию людей.

Имеются неспецифические средства умственного воспитания, позволяющие реализовать данное содержание: предметная и игровая, продуктивная деятельность детей, ознакомление с окружающим миром, учение.

Существуют специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления:

К первой группе относятся преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. В результате происходит отражение и воспроизведение данных свойств в форме представлений или в словесной форме, в виде схем преобразований.

Ко второй группе относятся средства, с помощью которых осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у человека знаний и используется для сериации и классификации предметов и явлений.

Сериация – упорядочивание объектов но выделенному основанию. Она включает умения выделять признак (один или несколько) при его изменении в ряду предметов, фигур; выстраивать ряд объектов по изменяющемуся признаку (в том числе числа); строить фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.

Классификация (от фр. classification: лат. classis – разряд + fasere – делать) – мыслительная операция, заключающаяся в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий но классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями. Ведущую роль при этом играют так называемые «узловые знания» о тех или иных областях действительности.

Результат умственного воспитания выражается в культуре познания ребенка. В настоящее время данный термин употребляется в двух аспектах:

  • – культура познания как качество познавательной деятельности характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания;
  • – культура познания как качество личности характеризуется познавательными потребностями и мотивами, личностными смыслами, эмоциональным отношением и способностью личности к произвольному управлению процессом познания.

При этом педагог должен знать, что у культуры познания есть несколько компонентов – в соответствии с ними в дошкольной педагогике выделяются несколько групп методов и приемов, позволяющих формировать культуру познания.

Краткие сообщения познавательного характера, наблюдения, обследование предметов, упражнения репродуктивного, продуктивного и творческого характера, постановка вопросов, выдвижение гипотез и построение предположений, доказательств, выводов, экспериментирование, моделирование и другие методы позволяют отработать механизм познания и сформировать технологический компонент культуры познания.

Метод признания детских чувств, экспресс-задания, символические обозначения сложности задания, рефлексивные вопросы и коллективные обсуждения способов работы в парах, тройках и подгруппах, прогноз и оценка альтернатив развивают у ребенка оценочный компонент культуры познания.

Методы вживания, перевоплощения, идентификации (дети принимают на себя роль предмета познания), решения задач на поиск смысла, диалог с объектом познания, беседы воспитателя с детьми развивают у них смысловой компонент культуры познания. В результате у детей появляется стремление к поиску смыслов в предметах познания, выражению эмоционально-оценочного отношения, актуализация новых мотивов познавательной деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Умственное воспитание дошкольников

Вещунова Елена
Умственное воспитание дошкольников

«Умственное воспитание дошкольников»

Каждый человек уникален, незаменим и неповторим.

Каждого надо только открыть.

Умственное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, на развитие познавательных способностей.

Умственное воспитание дошкольника направлено на формирование у них правильных представлений о простейших явления природы и общественной жизни, на совершенствование ощущений, восприятий, на развитие внимания, воображения, мышления и речи.

В детском саду умственное воспитание осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы (на занятиях, в игре, в труде). Воспитательформирует у детей на доступном для них материале интеллектуальные умения и навыки: учит их наблюдать, сравнивать,понимать простейшие причиноследственные связи между ними: (например, влияние изменения температуры на замерзание воды и таяние снега, льда).

Воспитатель пополняет и активирует словарь ребенка, формирует его правильное звукопроизношение.

Исследования сотрудников Института дошкольного воспитания выявили широкие возможности формирования умственной активности дошкольников не только в детском саду, но и в семье.

Правильное отношение к играм детей, к художественному воспитанию и обстановке семьи – важнейшие пути культуры воображения и, следовательно, воспитания ума ребенка.

Родителям во время прогулок, экскурсий, пребывания в поле, в лесу, на берегу реки и т. д. надо обязательно провести беседу, она должна быть в увлекательной и понятной форме, можно сообщить о повадках животных, перелетных птицах, строительстве гнезд и т. д. Но при этом нужно соблюдать меру и всячески избегать нагромождения фактов.

Не к многознайству мы должны вести ребенка: многознание – говорит древнее изречение – не научает. Мы должны стремиться к возбуждению в нем любознательности, стремиться наблюдать и отмечать интересное в жизни.

Развитие внимания и наблюдательности ребенка, которые имеют огромное значение для умственного роста его, достигается не только тем, что его внимание и наблюдение постоянно привлекаются и направляются извне, на то, что взрослые считают интересным и нужным, но и тем, что дается непосредственным впечатлением самого ребенка.

Могущественное влияние на умственное развитие ребенка имеет развитие его речи. Речь и мысль неразрывно связаны друг с другом. Речь, которую ребенок слышит в семье и в особенности речь, с которой взрослые к нему лично обращаются, должны быть ясной и внятной, грамотной по форме и выразительной, точной и понятной по содержанию.

Если у ребенка 3-х лет речь служит средством для выражения чувства и желаний, то 5-6 лет ребенка речь уже является орудием общения, обмена впечатлениями, мыслями. Поэтому, нам взрослым надо так строить жизнь ребенка, чтобы в нем чаще возникала потребность в речи.

Потребность будет возникать тем чаще, чем интересней и разнообразней будет его жизнь.

Прежде всего речь должна быть выразительной.

5-летний ребенок способен уже к выразительной речи. Родителям надо совершенствовать эту способность.

Объясняют ли родители, что-либо ребенку или хвалят, осуждают его, рассказывают ему или читают, – их речь должна быть не монотонной, однообразно текучая, а живая, согретая чувством теплоты, любви, а то и недовольства, возмущения.

Читать еще:  Правильное воспитание мальчиков

Выразительное чтение художественного рассказа, стихов, передающее красоту отдельных слов и образов, пропетая с чувством песня, слушание ребенком музыки – все это может служить прекрасным средством для развития выразительности. Очень важно, чтобы вы не забывали о содержании речи. Умеет ли ваш ребенок умело использовать слова и выражения, говорить связанно, последовательно, ясно.

Расширяйте и обогащайте словарь детей, через дружеские беседы с ними, рассказы о людях-знакомых, о людях-героях (войны).

Очень хорошо, если вы, показывая ребенку картинку, вместе рассмотрите внимательно, с интересом, выслушаете впечатления и объяснения ребенка, ответите на его вопросы. Можно затем предложить составить рассказ, который вы обязательно прослушаете или запишете, потом вчитаясь в рассказ вашего ребенка, вы определите уровень его умственного развития.

Из различных форм речи, которыми пользуется ребенок, одна заслуживает особого внимания. Это – детские вопросы.

К сожалению в семье отношения взрослых к детским вопросам очень часто неправильное. Вместо того, чтобы поощрять усилие детской мысли, родители их нередко подавляют. Одни, чтобы отвязаться от назойливых вопросов,говорят: «Не лезь со своими глупостями», другие объясняют в книжной форме недоступной для ребенка. Надо признаться, что отвечать на вопросы ребенка – дело нелегкое.

Объяснять что-либо ребенку – это значит связать неизвестное ему с тем, что ему из опыта известно. Необходимо считаться с его умственным развитием, жизненным опытом. Нужно говорить ребенку правду и то, что он в состоянии понять. Если ребенок не удовлетворен ответом, то можно сказать, что для полного понимания нужно много знаний, которые он получит, когда пойдет в школу

Так же можно спросить «А как ты думаешь?» тем самым поощряя у ребенка самостоятельное мышление.

Так же для умственного развития полезно давать детям загадки и пословицы, развивающие находчивость ребят, настольные игры, которые требуют и развивают внимание, умение быстро ориентироваться. Так же можно упражнять в счете, посредством наглядных пособий.

Уважаемые родители, организовывайте разумно труд ребенка, создавайте благоприятные условия для его игры и творчества, воспитывайте и поощряйте в нем самостоятельные мысли, возбуждайте любознательность.

Мы остановились на основных сторонах воспитания, влияющих на умственное развитие ребенка.

Если у вас появятся вопросы по умственному воспитанию, обращайтесь к нам, воспитателям. Мы можем вам помочь исследовать вашего ребенка, определить его умственный уровень, предложить вам материал для повышения умственного развития ребенка.

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьезного труда,.

Презентация для педагогов «Нестандартное физкультурное оборудование» Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.

Умственное воспитание и развитие дошкольников

Умственное развитие дошкольников

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованного обучения и собственного опыта ребенка.

В дошкольном возрасте быстрыми темпами идет накопление знаний, формируется речь у детей, совершенствуются познавательные процессы, дошкольник овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Умственное развитие осуществляется под воздействием окружающей среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате — ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им как средством общения.

Умственное развитие происходит в процессе деятельности: общении, предметной, игре, а затем в учебной, трудовой и продуктивной (рисование, конструирование, лепка и др.).

Умственное развитие наиболее эффективно происходит под воздействием обучения и воспитания. Современная наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Основной особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними периодами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. С. Мухина). Какие — либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним строением животных и условиями их существования; достаточно легко формируются у детей представления об основных условиях роста и развития растений. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном в наглядно — образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

Умственное воспитание дошкольников

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.

Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Основная функция умственного воспитания заключается в формировании познавательной деятельности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир. Познавательная деятельность осуществляется в ходе восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Отражение этих свойств в коре головного мозга создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. Результаты мышления отражаются в речи.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных процессов и способностей);

воспитание любознательности, познавательных интересов;

формирование системы знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Развитие сенсорной культуры в дошкольном возрасте

Сенсорная культура: результат усвоения ребенком сенсорной культуры, созданной человечеством, овладение им общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития (меры веса, длины, цветовой спектр, объемные и плоскостные геометрические фигуры и т.д.).

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия. Его задачей является своевременное обучение ребенка перцептивным (обследовательским)действиям.

Алгоритм обследования предметов

восприятие целостного облика предмета;

мысленное деление на основные части и выявление их признаков;

пространственное соотнесение этих частей друг с другом (слева, справа, над, сверху);

вычленение мелких деталей, выявление их признаков, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

повторное целостное восприятие предмета.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, а именно дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений тех областей действительности, с которыми встречается ребенок в своей повседневной жизни. В связи с этим возникает вопрос о построении системы в соответствии с возможностями мыслительной деятельности детей, а не наличным уровнем мышления, так как если мы будем строить систему знаний, ориентируясь на наличный уровень мыслительных способностей ребенка, то овладение ею не даст заметных сдвигов в его умственном развитии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×