221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение стиля воспитания ребенка в семье

Определение стиля воспитания ребенка в семье.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Определение стиля воспитания ребенка в семье.

Родители (законные представители) имеют наибольшее воздействие на детей, чем педагоги дошкольных учреждений, принимающие участие в развитие и воспитании ребенка. На формирование личности ребенка влияет стиль воспитания в семье.

Определение стиля воспитания ребенка с трудностями в общении в семье проводилось на основе наблюдения, анкетирования, беседы с родителями ребенка Марии К. (6 лет).

Результаты наблюдения, анкетирования и беседы показали, что родители Маши, имеющую трудности в общении, гиперактивного ребёнка, воспитывают девочку в авторитарном стиле. Они заботятся о дисциплине, но препятствуют самостоятельности ребёнка. Ребенок по их мнению должен воспринимать требования родителей, подчиняться указаниям. Родители Маши требуют непререкаемого подчинения, не объясняя причины любых указаний.

С родителями девочки ведётся работа психолога и воспитателей. На контакт с педагогами идут без желания.

В анкете можно проследить за ответами родителей Маши.

Анкета для родителей.

КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что

происходит с ним и вокруг него;

Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствиеи без разрешения, то вы:

А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять

Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться.

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень

дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его

А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о

том, какой он у вас молодец;

Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо». Как вы поступите?

А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

Б) не обратите на это внимания;

В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь

историю о том, как невежливость мешает нам жить.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы

А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;

Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не

стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;

Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно

обучать и воспитывать;

В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно

бережно и предельно тактично.

7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и

Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого

должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять

процессом его развития практически невозможно, так что главная забота

родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и

В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с

9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много

раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;

Б) заставили бы выполнить работу;

В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы

было интересно решать.

10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь

пожалеет об этом;

В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Обработка результатов анкетирования:

Родители Марии К. (6 лет) выбрали (возможно, сами того не подозревая) авторитарный стиль воспитания. Это подтверждается из результатов анкетирования родителей «Какой у вас стиль общения и воспитания», из бесед с воспитателями, из наблюдений за взаимоотношениями родителей с Машей.

Маша – единственный ребёнок в семье, наблюдается чрезмерная опека родителей.

Большая роль в этой семье отводится неукоснительному исполнению всех родительских требований. Инициатива ребёнка чаще подавляется, чем поддерживается. К ребенку предъявляются завышенные требования. Родители ждут от Маши достижений, превосходящих её возможности (например, занять 1 место в художественной гимнастике в районных соревнованиях, лучше всех рассказать стихотворение на праздничном мероприятии).

Родители редко хвалят ребёнка. Ласка, похвала используются в крайних случаях.

Родители устанавливают строгие рамки и правила поведения, выход за которые строго наказывается. Родители обеспокоены правильностью воспитания, часто недовольны действиями ребенка.

Мама, приводя Машу в детский сад или забирая её, часто при общении с ребёнком использует повышенный тон голоса.

В семье девочки часто бывают конфликты по вопросу воспитания девочки (из рассказов ребёнка и других родителей).

Из беседы с мамой Маши выяснилось, что в детстве её воспитывали так же (в авторитарном стиле), в этом она не видит ничего плохого. Она полностью убеждена в том, что знает, что нужно их ребенку, поэтому воспитание основано на постоянном контроле.

Как стили воспитания в семье влияют на формирование личности дошкольника

Семейное воспитание наиболее эмоциональное и действенное по сравнению с другими педагогическими воздействиями на ребенка. Как правило, складываются определенные стили воспитания в семье, отражающие отношение родителей к детям. Эти стили влияют на то, как формируется личность ребенка, какими будут его поведение и поступки.

Что подразумевают под стилем семейного воспитания

Большинство родителей проявляют повышенную заботу о своих детях, при этом чрезмерно контролируя их. При этом наблюдается непоследовательность в запретах и разрешениях.

Например, могут ежедневно твердить, что дошкольник должен в 10 часов вечера быть в постели, а в выходной позволять резвиться ребенку до полуночи только потому, что пришли гости.

И все же, понаблюдав за конкретной семьей, можно выделить, какие главные черты преобладают в отношениях родителей и ребенка. Вот эти заметные особенности и составляют стиль родительского воспитания.

Стиль воспитания ребенка в семье – это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, субъективного мнения о характере и личности ребенка. Все это практикуется родителями по отношению к своим детям.

Родители чаще всего не связывают личностное развитие детей дошкольного возраста, их нравственных качеств со своим отношением к ним. Однако психологи неоднократно доказали, что прослеживается прямая связь между стилем воспитания в семье и формированием личности ребенка.

Классическое разделение родительского отношения к детям

Все многообразие стилей семейного воспитания можно распределить на три основных:

  • демократический
  • авторитарный
  • попустительский

Демократические отношения отличаются взаимопониманием взрослых и детей. Родители заинтересованно наблюдают за деятельностью ребенка, поощряют его самостоятельность, высоко оценивают способности малыша и ненавязчиво подсказывают только, если видят реальные затруднения.

Читать еще:  Строгое воспитание мальчиков

Авторитаризм складывается в том случае, если родители навязывают свою волю ребенку и требуют от него безоговорочного следования их советам и указаниям. Они выдерживают дистанцию в отношениях, хвалят и ругают ребенка «по настроению».

Такой стиль формируется как у чрезмерно требовательных родителей, так и при гипертрофированной заботе о своем чаде. Авторитарным родителям не лишне поинтересоваться, как научиться воспитывать без наказаний.

Попустительский стиль характеризуется отсутствием планомерного воспитательного воздействия. Родители удовлетворяют физиологические потребности ребенка, потакают его капризам. Часто встречается задаривание ребенка подарками, «чтобы замолчал, чтобы не приставал с просьбами поиграть с ним».

Существует также тип родителей, которые пекутся исключительно о своем комфортном существовании. Говорить о каком-либо стиле родительского воспитания в подобных случаях не имеет смысла, поскольку папа и мама настолько заняты собой, что видят собственных детей несколько минут в день.

Они перекладывают воспитание на других лиц (бабушек, нянь) и обосновывают свою отгороженную позицию тем, что ребенок должен расти самостоятельным, раскованным, независимым. На деле такое отстранение родителей от воспитания своих детей приводит уже в дошкольном возрасте к формированию черствости и эгоизма, к распущенности и неумению считаться с окружающими.

Современная типизация отношения родителей к дошкольнику

Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к приемам воспитания. Нервная система ребенка податлива к любым воздействиям, будь они полезны или, наоборот, вредны.

Поэтому формируется выраженная зависимость между стилем семейного воспитания и развитием личностных особенностей дошкольника.

Современные подходы рассматривают методы и стили родительского отношения более детально. Обязательно выделяют демократический как социально-желательный. Не обходят вниманием и попустительский, чаще называя его либеральным.

Самого пристального внимания удостоился авторитарный стиль, так как наблюдается его вариативность. Родители могут навязывать свою волю, негласно отвергая ребенка. Могут нагружать своего малыша с детства ради настоящих и будущих достижений, что получило название «гиперсоциализация». Также могут игнорировать истинные желания ребенка, делая все за него. В этом случае имеет место гиперопека.

Сотрудничество – демократический стиль отношений

Если взрослые стремятся обеспечить баланс заботы и автономии, опеки и свободы, последовательно и гибко общаясь с детьми, складывается демократический стиль. Можно сказать, что родители общаются со своими маленькими членами семьи уважительно и на равных. Поэтому имеет место сотрудничество.

Признаки и принципы данного стиля отношений:

  1. Выслушивать ребенка, интересоваться его мнением.
  2. Объяснять все из взрослой жизни, применительно к возрасту.
  3. Быть доброжелательным, а не раздражительным.
  4. Уважать стремление к самостоятельности и поощрять познавательную активность.
  5. Быть требовательным, но объяснять причины требований.
  6. Учитывать желания дошкольника, объясняя разницу между «хочу», «можно», «надо».
  7. Выяснять причины поступка прежде, чем применить наказание.
  8. Рассматривать наказание только как уменьшение доли поощрения.
  9. Оказывать доверие дошкольнику и поддерживать его уверенность в своих силах.
  10. Любить ребенка вне зависимости от конкретных ситуаций.

Когда в семье руководствуются перечисленными принципами, дети растут активными, организованными, самостоятельными. Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться важные волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Авторитарные родители всегда уверены в своей правоте и всегда точно представляют, что нужно их ребенку. Эта непоколебимая уверенность базируется на следующих стремлениях родителей:

  • Ребенок должен добиться в жизни большего, чем они сами.
  • Лучше, если есть поводы гордиться своими детьми, чем краснеть за них.
  • Нужно помочь ребенку заблаговременно, потому что он может не справиться с возникшей перед ним проблемой.

При авторитарном стиле воспитания главной целью является послушание ребенка и его следование поучениям (указаниям, запретам и пр), заготовленными для несмышленого малыша «умными и опытными» взрослыми.

Чрезмерно строгое воспитание развивает у дошкольников такие черты характера как неуверенность, застенчивость, зависимость.

Бывает и другой эффект. Дети с сильным типом темперамента могут в ответ проявлять агрессивность и возбудимость. Дошкольник, бунтующий против авторитарности, демонстрирует упрямство, строптивость, негативизм (отрицание всего подряд — даже того, что нравится).

Иной разновидностью авторитаризма является чрезмерная опека. Хотя опека предполагает заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие, этот стиль сковывает полноценное развитие ребенка.

Если родители считают своего ребенка таким маленьким и беспомощным, что вместо него нужно собрать игрушки, завязать шнурки, переделать фигурку из пластилина и т. д., то в их глазах дитя выступает «маленьким неудачником».

Но родительская забота не должна быть самоцелью. При таких отношениях у ребенка либо сформируется настоящая беспомощность, либо хитрость и лень, либо протест и агрессивное упрямство. Любопытно, что тотальный контроль не ограждает от формирования нежелательных увлечений. Уже в дошкольном возрасте у ребенка может появиться чрезмерный интерес к компьютерным играм, где он может действовать по своему усмотрению.

Таким образом, какие бы родительские мотивы ни лежали в основе авторитарного стиля, подобные отношения только навредят формированию личности ребенка.

Попустительство в воспитании дошкольника

Попустительская позиция взрослых подразумевает отсутствие последовательного воспитания, системы разумных требований и адекватной поддержки ребенка. В одних случаях родители могут проявлять крайне поверхностное внимание малышу, в других – необоснованно «захвалить до небес». Причем, подобные крайности становятся нормой.

Некоторые родители прикрывают свой либерализм и невнимание к детям рассуждениями о ценности полной свободы для ребенка. Но практика подтверждает ошибочность такой позиции. Дети уже в дошкольном возрасте при таком отношении пап и мам проявляют конфликтность и безответственность, зависть к сверстникам, игнорируют нравственные нормы.

Предпочитаемый стиль родительского воспитания в семье

Только принцип разумного сотрудничества, приучение с ранних лет ребенка к самостоятельности, поддержка его инициативности способствует формированию полноценной личности юного человечка.

Гармоничными являются только те отношения, в которых ребенок признается автономной личностью, имеющей право на свои интересы и предпочтения.

От родителей требуется мастерство создания авторитета для своих детей и их друзей. Главное, авторитет, как разъяснял известный педагог Макаренко А.С., должен быть настоящим. Это значит:

  • авторитет ненавязчивой и ненадоедливой помощи
  • авторитет чуткого наставничества в деятельности дошкольника
  • авторитет внимательного отношения к интересам ребенка.

Сотрудничество родителей и ребенка обязательно должно дополняться безоговорочной любовью. Только в том случае, когда мама и папа любят своих детей вне зависимости от конкретных поступков и ситуаций, у ребенка формируется доверие к родителям, в частности, и вообще доверие к миру. А доверительные отношения дают защищенность, укрепляют чувство собственного достоинства ребенка, позволяют проявлять самостоятельность.

Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний. Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях.

Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку и понимание, что его поддерживают и доверяют, придадут уверенность в своих силах.

Стили воспитания детей: обзор

Каждый родитель самостоятельно или на подсознательном уровне выбирает определенный стиль воспитания детей. Выбор стиля зависит от многих факторов, среди которых атмосфера, царящая в семье, возраст родителей, характер ребенка и многие другие. Условно все стили воспитания разделены на 4 вида – особенности каждого из них мы рассмотрим прямо сейчас.

Возможные варианты

Психологи выделяют следующие стили:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • индифферентный,
  • либеральный.

Это основные виды, но существуют многочисленные подвиды, среди которых интуитивный и невовлеченный стиль воспитания, а также гиперопекающий, подразумевающий контроль над каждой секундой жизни дочери или сына. Гиперопека формирует в детях неуверенность в своих силах, они не умеют принимать решения, во взрослой жизни могут испытывать проблемы с коммуникацией и построением карьеры, семьи. Существует медленный стиль, при котором родители оставляют простор для свободы: не оказывают влияние на решения, принимаемые сыном или дочерью, дают возможность познавать мир и выбирать свой путь, мягко направляя. Это хорошее решение для семей, желающих воспитать творческого и успешного ребенка.

Читать еще:  Сенсорное воспитание детей 4 5 лет

Авторитарный стиль

Авторитаризм предполагает полное подчинение человеку, который несет ответственность за управление семьей. При таком стиле ребенок остается управляемым, послушным, а основополагающие решения за него принимают родители. Последние возлагают на ребенка большие надежды, требуют от него высоких оценок и успешности в любом деле, которое он выполняет. При общении с младшим поколением взрослые используют безапелляционные фразы: «Я лучше знаю!», «Будет так, как я сказал!», «Не дружи с Машей – она мне не нравится!» и иные, накладывающие вето на принятие самостоятельных решений. Этот стиль помогает скорректировать поведенческие проблемы: невоспитанность, грубость, тотальное непослушание. Применяя его, можно достичь нежелательных результатов:

  • слабость личности;
  • ненависть к родителям (характерно для подросткового возраста);
  • утрата семейных ценностей;
  • приобретение деспотичных качеств, которые ярко проявятся во взрослой жизни.

Поэтому психологи рекомендуют использовать авторитаризм не в чистой, а в смешанной форме, что позволяет сохранить грань между строгостью и родительской заботой. Необходимо учитывать вкусы и интересы ребенка, прощать ему мелкие слабости и шалости, не ставить априори невыполнимые задачи.

Демократия

Демократический стиль – это модель, основополагающим камнем которой является совместное принятие решений. Каждый член маленькой социальной ячейки, которой является семья, вправе высказывать свое мнение по тому или иному вопросу. Ребенок в таком стиле воспитания – яркая индивидуальность, он с малых лет учится самостоятельно принимать решения, которые касаются как его, так и судьбы семьи (не в глобальных масштабах, конечно). В основе такого стиля лежат взаимопонимание, взаимоуважение, любовь и забота. Родители адекватно оценивают таланты и способности ребенка, развивая в нем те черты, которые выражены наиболее сильно. Например, школьник не любит математику, но отлично рисует и обожает литературу – родители будут поддерживать его стремления, закрывая глаза на тройки по точным наукам.

В целом демократия позволяет развить в мальчиках и девочках важные черты, которые пригодятся им во взрослой жизни:

  • умение принимать решения и нести за них ответственность;
  • навыки правильной расстановки приоритетов и целей;
  • коммуникативные способности и покладистость;
  • правильная оценка своих возможностей;
  • навыки планирования и грамотного распределения ресурсов.

Демократический стиль воспитания, если рассматривать его с точки зрения психологии, наиболее удобен для всех членов семьи. Однако иногда в него нужно добавлять немного авторитарности, в противном случае ребенок может ощутить вседозволенность.

Индифферентность

Индифферентный стиль подразумевает полное игнорирование потребностей, интересов детей. Такой подход зачастую выбирают родители, которые заняты работой, личной жизнью или решением других насущных проблем. С ребенком не ведутся задушевные разговоры – он просто есть, но не получает своей доли внимания и любви. Нередко родители, не вкладывая в ребенка силы и время, начинают ругать его за плохие оценки или любые другие неудачи. Воспитательный процесс формирует в девочках и мальчиках эмоциональный холод, из-за которого они во взрослой жизни не способны к эмпатии, ответственности.

Часто такие дети могут быть несобранными. Они испытывают проблемы при построении своей семьи, плохо разбираются в людях, поэтому, движимые одиночеством, в подростковом возрасте могут попасть в плохую компанию. Если вы непроизвольно придерживаетесь такого стиля, то добавьте в общение с ребенком больше тепла: не бойтесь сказать о своей любви, уделите разговорам с сыном или дочерью хотя бы 30-60 минут в день, хвалите за достижения и поменьше ругайте за ошибки.

Либерализм

Родители, придерживающиеся либерального стиля воспитания, разрешают ребенку все! В такой семье дети могут без ограничения смотреть мультфильмы, есть много конфет, не спать допоздна. Однако отсутствие ограничений формирует в детях ряд негативных черт характера, среди которых:

  • чрезмерная самостоятельность, граничащая с непослушанием;
  • определенная доля эгоизма;
  • низкий уровень сопереживания.

Разрешая ребенку все, родители пускают воспитательный процесс на самотек. Поэтому для либерального стиля характерны незаинтересованность проблемами членов семьи, отстраненность, отсутствие запретов и четких границ.

Подведем итоги

Оптимальное решение – комбинирование всех вышеперечисленных стилей. При выборе стратегии воспитания необходимо в первую очередь учитывать возраст детей. Дело в том, что ребятам до 3-5 лет необходима определенная доля авторитаризма, а вот индифферентный стиль не рекомендуется использовать для подростков. В любом случае, стоит уделять детям время, прислушиваться к их мнению и учитывать пожелания, а также вкусы и способности. Выбирайте способы коммуникации и воспитания, ориентируясь на текущую ситуацию, ведь неправильная поведенческая модель может стать причиной формирования у ребенка комплексов и негативных черт характера.

Многое ли зависит от стиля воспитания ребенка в семье? Определение стиля воспитания ребенка в семье: роль родителей

Когда в семье появляется ребенок, с первых дней жизни родители наблюдают за формированием характера и становлением непростой личности. Чтобы избежать внутренних конфликтов и эмоционального давления на подрастающее поколение, так важно определение стиля воспитания ребенка в семье.

Существуют разные виды воспитания, но заботливые родители не должны жить привычными стереотипами и перекладывать на свою семью судьбы других семей. Любой психолог скажет, что таким способом не взрастить достойное поколение, которое в будущем станет образцом для всеобщего подражания.

Общие сведения

Прежде чем говорить о видах воспитания, человек должен понимать, что обозначает этот, казалось бы, всем понятный термин. На самом деле сформулировать суть может далеко не каждый обыватель.

Итак, воспитание — это целенаправленное воздействие на взгляды и поведение человека, чтобы передать свой опыт, духовные ценности. Исходя из этого определения, становится очевидно, что воспитывают подрастающих детей родители. Им не все равно, какой личностью выйдет в общество их чадо, и насколько целостной она будет.

Определяющими факторами при выборе вида воспитания являются детские увлечения и возрастная категория. Например, в дошкольном периоде родители выбирают спортивное и речевое воспитание, а при развитии школьников придерживаются все-таки интеллектуального воспитания. Таких видов несколько, и каждый имеет свои практические и теоретические навыки в пользу родителей.

Если определиться с видом воспитания подрастающего поколения совсем несложно, то со стилями дело обстоит гораздо серьезней. Определяющим критерием выбора в таком случае становятся отношения в семье, позиция и духовные ценности родителей. Чаще всего они выбирают для реализации тот метод, который сами испытали в юности от своих родителей. Тогда, в далеком прошлом, он им явно не нравился, но по мере взросления и понимания жизни стал самым актуальным, уместным для своих отпрысков.

Стоит добавить: если вид общения по мере взросления ребенка может несколько раз меняться, то стиль выбирается один и на всю жизнь. Именно поэтому так важно не прогадать с выбором и не оттолкнуть от себя подрастающее поколение. Но не все так трагично, поскольку методы разные, и каждый отличается на практике свой высокой эффективностью, желаемыми результатами.

Авторитарный стиль и его особенности

В таком случае речь идет о деспотичных родителях, которые добиваются уважения и дисциплины своим давлением. Они сильные и волевые, не терпят пререканий, поэтому подрастающему поколению остается только слушаться и подчиняться. Казалось бы, мама и папа плохого не посоветуют, вот только такой безропотности хватает не надолго. По мере взросления подростки начинают активно сопротивляться, противостоять тоталитарному режиму в семье и отстаивать собственное мнение.

В таком непростом возрасте строгих родителей ждет масса неприятностей, поскольку среди последствий желания доказать собственную значимость статистика выделяет повышенный уровень подростковой преступности и наркомании, частые уходы из дома, сомнительные компании, сильнейший комплекс неполноценности и длительные попытки найти себя в этой жизни. Ничем хорошим такие эксперименты не закончатся, тем более жизнь пишется на чистовик.

Читать еще:  Права и обязанности родителей по воспитанию детей

Проблема поколений заключается в том, что взрослые в силу своего возраста и жизненного опыта не готовы прислушиваться в детям. Подрастающее поколение, видя такое откровенное неуважение и навязывание чужих идей, сопротивляется и противостоит до конца. Результат — конфликт поколений, который может затянуться ни на один год, а после передается на следующее потомство.

На самом деле такой стиль воспитания не является утопическим. Он, как и все остальные, имеет свои достоинства и недостатки, на которых следует остановить особое внимание. Начать стоит с позитивных моментов:

— ребенок вырастает с устойчивыми духовными ценностями и семейными традициями;

— переняв опыт родителей, он точно знает, чего хочет от жизни;

— он — спокойный и рассудительный, а главное — стрессоустойчивый в любых ситуациях;

— он четко знает, что такое «механизм внешнего контроля»;

— на протяжении всей жизни зависим и предан строгим родителям (особенно во взрослом возрасте);

— он редко совершает опрометчивые поступки, взвешивает каждое действие и решение.

Недостатки авторитарного стиля воспитания:

— присутствие комплексов неполноценности и вины;

— недостаток социальной адаптации;

— отсутствие душевной близости и эмоционального контакта сначала с родителями, а потом с собственными детьми;

— высокий уровень насилия среди мальчиков;

— желание жить чужими мыслями и командами;

— неспособность к лидерской позиции в социуме;

— вечный поиск покровителя.

Либеральный стиль и его особенности

Несмотря на свое резкое содержание и категоричность, авторитарный стиль воспитания детей пользуется повышенной популярностью. Однако есть семьи, которым чуждо давление на детей, а основами взаимоотношений становится любовь, преданность и дружба. Хорошее начало, а либеральные родители до конца жизни остаются своим детям хорошими друзьями и преданными соратниками. Неужели такое возможно?

Действительно, либеральный подход к воспитанию нового поколения действительно существует, мало того, родители становятся для детей лучшими друзьями. Они все время хвалят, замечают разные мелочи, поддерживают морально и оказывают ощутимое содействие во всех начинаниях. Взрослые сильно переживают неудачи своих детей, стараются избавить последних от душевных мук и терзаний. Казалось бы, идеальная семья, но и здесь имеются свои сложно разрешимые проблемы.

Родители, которые остро переживают все жизненные моменты, передают свою меланхолию на детей. В результате этого подрастающее поколение склонно к хандре и апатии, а многим с переходного возраста хорошо известно, что такое депрессия. К тому же такие дети плохо адаптированы в современном обществе, поскольку не способны отличить добро от зла. Говорить об особенностях этого стиля воспитания можно вечно, лучше всего дать краткую характеристику преимуществ и недостатков. Начать опять-таки стоит с хороших и обнадеживающих моментов. Итак:

— умение любить и ценить хорошее отношение окружающих;

— внутренняя красота и доброта;

— преподношение мира и позитива в современное общество;

— умение сопереживать ближнему, желание поддержать в сложную минуту;

— стремление к миру во всем мире;

— желание решать конфликты мирной беседой, отсутствие повышенной раздражительности, агрессии;

— воспитание собственных детей в либеральном стиле.

Как ни странно, но недостатки тоже имеются, причем существенные:

— изучение мира в «розовых очках»;

— неумение отличить добро от зла;

— социальная незрелость, то есть неумение брать на себя ответственность;

— выбор по жизни второстепенных ролей;

— внутренняя неуверенность, склонность к депрессивным состояниям

— асоциальность, то есть не способность без посторонней помощи занять достойную ячейку в современном обществе.

Авторитетный стиль и его особенности

Это так называемая «золотая середина» между двумя описанными стилями, которые больше подходят под определение «из крайности в крайность». Если родителям удастся удержаться в таком демократическом настроении, то это будет самый большой подвиг по жизни. Почему?

Если в семье для воспитания выбран авторитетный стиль, то это значит, что родители и дети находятся на своих законных местах. Взрослые максимально реализуют себя во всех сферах жизни, становясь истинным образцом для подражания у подрастающего поколения. Им не нужно вести двойную игру и делать в семье акценты на определенных событиях, позициях и убеждениях. Дети отчетливо понимают, что «такое хорошо, и что такое плохо», поэтому лишний раз восторгаются правильностью своих предков.

Жить в такой семье легко и просто, тем более когда на одной жилплощади находится самый настоящий герой. Родителям остается только соответствовать заданной планке и с годами ее только стремительно повышать. Такой стиль воспитания нового поколения тоже несовершенный, поэтому необходимо его внимательно изучить со стороны достоинств и очевидных недостатков. Уже по традиции начинать стоит с благоприятных моментов, тем более, их больше:

— отсутствие комплексов неполноценности в детском и подростковом возрасте;

— умение находить точки соприкосновения с окружающими всех возрастов, и со сверстниками — в том числе;

— стремление к совершенству и уважение собственных родителей до глубокой старости;

— умение выбирать стратегию для реализации своего плана;

— четкая уверенность по жизни, умение своевременно расставить приоритеты и трезво оценить обстановку;

— открытость, коммуникабельность, быстрая социальная адаптация;

— присутствие внутреннего я, темперамент, харизма, жизнерадостность.

Известны и недостатки, но на них при воспитании не нужно обращать особое внимание. Это:

— легкое зазнайство и чувство собственного превосходства в общении со сверстниками;

— нежелание понимать и признавать неидеальность современного мира;

— горькое разочарование в родителях, если те не оправдали их надежды;

— желание всегда идеализировать ситуацию;

Хаотичный стиль и его воспитание

Чтобы вырастить достойное поколение, у родителей в сознании должен всегда оставаться четкий план — последовательность действий при любом развитии событий. Это правильный подход к жизни, тем более, когда в ответе за подрастающее поколение. Но в жизни все получается несколько иначе, ведь некоторые взрослые не способны себя контролировать и трезво мыслить.

Сами они никогда не добивались поставленных целей, а по жизни существуют эмоциональными вспышками, резкими перепадами настроения, внутренними конфликтами и полной неуверенностью в себе. Им сложно выработать стратегию в общении с детьми и четко ее придерживаться, поскольку каждый раз эмоции захлестывают с головой. Детям сложно привыкнуть к таким непостоянным родителям, но и от их воспитания способны почерпнуть массу полезной информации.

— жизнь без скуки и уныния;

— быстрая адаптация к современному обществу;

— стремление к совершенству;

— присутствие чувства юмора и легкой иронии по жизни.

Недостатки тоже присутствуют, но самые глобальные среди них подробно изложены выше. Можно только дополнить следующие нюансы:

— неумение принимать решение с трезвой головой;

— излишняя эмоциональность, суетливость в обществе;

— ошибочные решения из-за своего невнимания и неусидчивости;

— стремление к недостижимым высотам;

— жизнь в состоянии фрустрации;

— быстрый восторг и мгновенное разочарование.

Существует еще опекающий стиль воспитания ребенка, но здесь все просто: родители дрожат над своими детьми, всегда держат их в поле видимости. Такая чрезмерная опека уже в подростковом возрасте вызывает очевидное раздражение и агрессию, а отношения у детей и родителей не складываются. Ситуация непростая, но и заменить ее практически невозможно. Родители уверены, что только они желают счастья и знают, как будет хорошо и комфортно их отпрыскам по жизни.

Остается только добавить, что каждый стиль воспитания правильный и неправильный одновременно. Чтобы найти свой вариант, необходимо в первую очередь обзавестись потомством, а потом выбирать тот метод общения и взаимоотношений, который будет одновременно комфортный обоим поколениям. Только в этом случае можно смело рассчитывать на рост личности, благоприятные отношения в семье, трепетные чувства повзрослевших детей к своим отпрыскам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector