221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение умственного воспитания дошкольников

Умственное развитие и воспитание

Умственное развитие – количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Уровень умственного развития отражает совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающее усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.

Рис. 21. Методологические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста

Умственное развитие детей происходит в процессе умственного воспитания. Его методологические основы представлены в виде схемы (рис. 21).

Пока формировались методологические и теоретические подходы к определению сущности и содержанию умственного воспитания дошкольников, определение умственного воспитания тоже менялось. На данный момент его можно сформулировать следующим образом.

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности (скоростные, вариативные и эргические показатели) и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В этом заключаются задачи умственного воспитания. Связанные с ними условия и этапы умственного воспитания дошкольников представлены на рис. 22.

Рис. 22. Условия умственного воспитания детей дошкольного возраста

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и др.).

Па второй ступени происходит освоение основных форм мышления. А. А. Люблинская выделяет 4 основные фазы решения ребенком познавательной задачи в наглядно-действенном плане:

  • – первая фаза характеризуется тем, что ребенок осмысливает лишь конечную цель, которую требуется достигнуть;
  • – вторая фаза соответствует выявлению реальных условий познавательной задачи с помощью поисковых и пробующих действий;
  • – третья фаза дает возможность соотнести условия задачи с основной целью;
  • – четвертая фаза характеризуется тем, что выстраивается вся цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи.

На каждой фазе решения познавательной задачи основным признаком наглядно-действенного мышления выступает тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Каждый очередной акт такого преобразования может приносить информацию, требующую изменения направления и стратегии следующих преобразований, ориентировки на новые стороны объекта.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при необходимости найти существенные связи и отношения объектов и явлений, которые не представлены в наглядной ситуации, и представить их в целостном и организованном виде.

У детей дошкольного возраста И. С. Якиманская выделяет 3 типа оперирования образами на этапе наглядно-образного мышления:

  • – первый тип характеризуется умением представлять предметы или их части в различных пространственных положениях;
  • – второй тип – умение преобразовать структуру и пространственное положение образца;
  • – третий тип – построение принципиально новых образов на основе сложных преобразований исходных образов.

На этапе развития наглядно-образного мышления предметы и явления, а также их пространственные, временные и причинно-следственные отношения познаются ребенком в образной форме и одновременно фиксируются в речевом плане. Постепенно формируется словесно-логическое мышление.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, протекающий во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приемами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация и др. Понятия, которые формируются в процессе использования данных операций мышления, могут вступать в разные отношения друг с другом. Словесно-логическое мышление как раз и предполагает умение усваивать и моделировать эти взаимоотношения (по Ч. Коферу, Д. Фоли и др.):

  • – существования и несуществования;
  • – части и целого, целого и части;
  • – родо-видовые отношения, отношения координации;
  • – субъекта и действия, действия и субъекта;
  • – уменьшительности, количества и качества;
  • – определения и объекта;
  • – омонимии;
  • – противоположности и контраста; последовательности, а также пространства и времени;
  • – причинно-следственные отношения и т.д.

Данные отношения выступают для ребенка в качестве основных категорий мировосприятия, поэтому считается, что словеснологическое мышление позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека и благодаря этому обобщенно решать сложные мыслительные задачи.

Таким образом, процесс перехода от одной формы мышления к другой можно охарактеризовать как процесс овладения ребенком все более совершенными способами познания действительности, в ходе которого дошкольник переходит от поверхностного отражения отдельных объектов и явлений к познанию их сущности и раскрытию законов, ими управляющих, к формированию систем прежде разрозненных единиц познания и отношений между ними.

Понимая это, исследователи определили содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста: оно связано с формированием элементарных естественно-научных и историко-географических представлений детей, развитием речи и ФЭМП, экологическим образованием. Это неспецифическое содержание.

Специфическое содержание связано с усвоением содержания умственных операций (по Дж. Гилфорду):

  • – фигуральный тип – информация представлена в виде образов;
  • – символический тип – информация дается в форме условных знаков;
  • – семантический тип – информация дается словами;
  • – поведенческий тип – невербальная информация по взаимодействию людей.

Имеются неспецифические средства умственного воспитания, позволяющие реализовать данное содержание: предметная и игровая, продуктивная деятельность детей, ознакомление с окружающим миром, учение.

Существуют специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления:

К первой группе относятся преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. В результате происходит отражение и воспроизведение данных свойств в форме представлений или в словесной форме, в виде схем преобразований.

Ко второй группе относятся средства, с помощью которых осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у человека знаний и используется для сериации и классификации предметов и явлений.

Читать еще:  Содержание воспитания личности

Сериация – упорядочивание объектов но выделенному основанию. Она включает умения выделять признак (один или несколько) при его изменении в ряду предметов, фигур; выстраивать ряд объектов по изменяющемуся признаку (в том числе числа); строить фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.

Классификация (от фр. classification: лат. classis – разряд + fasere – делать) – мыслительная операция, заключающаяся в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий но классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями. Ведущую роль при этом играют так называемые «узловые знания» о тех или иных областях действительности.

Результат умственного воспитания выражается в культуре познания ребенка. В настоящее время данный термин употребляется в двух аспектах:

  • – культура познания как качество познавательной деятельности характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания;
  • – культура познания как качество личности характеризуется познавательными потребностями и мотивами, личностными смыслами, эмоциональным отношением и способностью личности к произвольному управлению процессом познания.

При этом педагог должен знать, что у культуры познания есть несколько компонентов – в соответствии с ними в дошкольной педагогике выделяются несколько групп методов и приемов, позволяющих формировать культуру познания.

Краткие сообщения познавательного характера, наблюдения, обследование предметов, упражнения репродуктивного, продуктивного и творческого характера, постановка вопросов, выдвижение гипотез и построение предположений, доказательств, выводов, экспериментирование, моделирование и другие методы позволяют отработать механизм познания и сформировать технологический компонент культуры познания.

Метод признания детских чувств, экспресс-задания, символические обозначения сложности задания, рефлексивные вопросы и коллективные обсуждения способов работы в парах, тройках и подгруппах, прогноз и оценка альтернатив развивают у ребенка оценочный компонент культуры познания.

Методы вживания, перевоплощения, идентификации (дети принимают на себя роль предмета познания), решения задач на поиск смысла, диалог с объектом познания, беседы воспитателя с детьми развивают у них смысловой компонент культуры познания. В результате у детей появляется стремление к поиску смыслов в предметах познания, выражению эмоционально-оценочного отношения, актуализация новых мотивов познавательной деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других качеств и черт, которые создают его духовный облик.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта, под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

2. Задачи умственного воспитания дошкольников.

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности.

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей.

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков.

3. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками; со столицей страны, ее достопримечательностями, крупными городами Беларуси, государственной символикой.

4. Условия умственного развития детей.

Для решения вышеназванных задач необходимо создавать условия умственного развития детей, к которым можно отнести:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

5. Основные виды деятельности детей как средства умственного воспитания и развития.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед детьми возникают разные познавательные задачи. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает речью.

5. Условия умственного развития детей.

Современные исследователи (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова и т.д.) в области умственного воспитания определили ряд условий для умственного развития дошкольников:

-создание обогащенной предметно-пространственной среды;

-формирование у ребенка мотивации достижения успеха, выражение веры в его силы и возможности;

-вовлечение детей в выполнение творческих заданий;

-интеграция разнообразных видов деятельности;

-создание проблемно-поисковых ситуаций;

-включение занимательности в содержание обучения;

-проявление положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности;

Читать еще:  Как правильно воспитать сына

При этом основными педагогическими условиями умственного развития являются: постепенное усложнение знаний, активная позиция самого ребенка в их усвоении и овладение детьми элементарной познавательной деятельностью.

6. Характеристика методов умственного воспитания в учреждении дошкольного образования.

Для осуществления умственного воспитания необходимо использовать методы, учитывающие наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы. Однако все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Умственное воспитание дошкольников

Вещунова Елена
Умственное воспитание дошкольников

«Умственное воспитание дошкольников»

Каждый человек уникален, незаменим и неповторим.

Каждого надо только открыть.

Умственное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, на развитие познавательных способностей.

Умственное воспитание дошкольника направлено на формирование у них правильных представлений о простейших явления природы и общественной жизни, на совершенствование ощущений, восприятий, на развитие внимания, воображения, мышления и речи.

В детском саду умственное воспитание осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы (на занятиях, в игре, в труде). Воспитательформирует у детей на доступном для них материале интеллектуальные умения и навыки: учит их наблюдать, сравнивать,понимать простейшие причиноследственные связи между ними: (например, влияние изменения температуры на замерзание воды и таяние снега, льда).

Воспитатель пополняет и активирует словарь ребенка, формирует его правильное звукопроизношение.

Исследования сотрудников Института дошкольного воспитания выявили широкие возможности формирования умственной активности дошкольников не только в детском саду, но и в семье.

Правильное отношение к играм детей, к художественному воспитанию и обстановке семьи – важнейшие пути культуры воображения и, следовательно, воспитания ума ребенка.

Родителям во время прогулок, экскурсий, пребывания в поле, в лесу, на берегу реки и т. д. надо обязательно провести беседу, она должна быть в увлекательной и понятной форме, можно сообщить о повадках животных, перелетных птицах, строительстве гнезд и т. д. Но при этом нужно соблюдать меру и всячески избегать нагромождения фактов.

Не к многознайству мы должны вести ребенка: многознание – говорит древнее изречение – не научает. Мы должны стремиться к возбуждению в нем любознательности, стремиться наблюдать и отмечать интересное в жизни.

Развитие внимания и наблюдательности ребенка, которые имеют огромное значение для умственного роста его, достигается не только тем, что его внимание и наблюдение постоянно привлекаются и направляются извне, на то, что взрослые считают интересным и нужным, но и тем, что дается непосредственным впечатлением самого ребенка.

Могущественное влияние на умственное развитие ребенка имеет развитие его речи. Речь и мысль неразрывно связаны друг с другом. Речь, которую ребенок слышит в семье и в особенности речь, с которой взрослые к нему лично обращаются, должны быть ясной и внятной, грамотной по форме и выразительной, точной и понятной по содержанию.

Если у ребенка 3-х лет речь служит средством для выражения чувства и желаний, то 5-6 лет ребенка речь уже является орудием общения, обмена впечатлениями, мыслями. Поэтому, нам взрослым надо так строить жизнь ребенка, чтобы в нем чаще возникала потребность в речи.

Потребность будет возникать тем чаще, чем интересней и разнообразней будет его жизнь.

Прежде всего речь должна быть выразительной.

5-летний ребенок способен уже к выразительной речи. Родителям надо совершенствовать эту способность.

Объясняют ли родители, что-либо ребенку или хвалят, осуждают его, рассказывают ему или читают, – их речь должна быть не монотонной, однообразно текучая, а живая, согретая чувством теплоты, любви, а то и недовольства, возмущения.

Выразительное чтение художественного рассказа, стихов, передающее красоту отдельных слов и образов, пропетая с чувством песня, слушание ребенком музыки – все это может служить прекрасным средством для развития выразительности. Очень важно, чтобы вы не забывали о содержании речи. Умеет ли ваш ребенок умело использовать слова и выражения, говорить связанно, последовательно, ясно.

Расширяйте и обогащайте словарь детей, через дружеские беседы с ними, рассказы о людях-знакомых, о людях-героях (войны).

Очень хорошо, если вы, показывая ребенку картинку, вместе рассмотрите внимательно, с интересом, выслушаете впечатления и объяснения ребенка, ответите на его вопросы. Можно затем предложить составить рассказ, который вы обязательно прослушаете или запишете, потом вчитаясь в рассказ вашего ребенка, вы определите уровень его умственного развития.

Из различных форм речи, которыми пользуется ребенок, одна заслуживает особого внимания. Это – детские вопросы.

К сожалению в семье отношения взрослых к детским вопросам очень часто неправильное. Вместо того, чтобы поощрять усилие детской мысли, родители их нередко подавляют. Одни, чтобы отвязаться от назойливых вопросов,говорят: «Не лезь со своими глупостями», другие объясняют в книжной форме недоступной для ребенка. Надо признаться, что отвечать на вопросы ребенка – дело нелегкое.

Объяснять что-либо ребенку – это значит связать неизвестное ему с тем, что ему из опыта известно. Необходимо считаться с его умственным развитием, жизненным опытом. Нужно говорить ребенку правду и то, что он в состоянии понять. Если ребенок не удовлетворен ответом, то можно сказать, что для полного понимания нужно много знаний, которые он получит, когда пойдет в школу

Так же можно спросить «А как ты думаешь?» тем самым поощряя у ребенка самостоятельное мышление.

Так же для умственного развития полезно давать детям загадки и пословицы, развивающие находчивость ребят, настольные игры, которые требуют и развивают внимание, умение быстро ориентироваться. Так же можно упражнять в счете, посредством наглядных пособий.

Читать еще:  Статья за ненадлежащее воспитание детей родителями

Уважаемые родители, организовывайте разумно труд ребенка, создавайте благоприятные условия для его игры и творчества, воспитывайте и поощряйте в нем самостоятельные мысли, возбуждайте любознательность.

Мы остановились на основных сторонах воспитания, влияющих на умственное развитие ребенка.

Если у вас появятся вопросы по умственному воспитанию, обращайтесь к нам, воспитателям. Мы можем вам помочь исследовать вашего ребенка, определить его умственный уровень, предложить вам материал для повышения умственного развития ребенка.

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьезного труда,.

Презентация для педагогов «Нестандартное физкультурное оборудование» Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.

Умственное воспитание и развитие дошкольников

Умственное развитие дошкольников

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованного обучения и собственного опыта ребенка.

В дошкольном возрасте быстрыми темпами идет накопление знаний, формируется речь у детей, совершенствуются познавательные процессы, дошкольник овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Умственное развитие осуществляется под воздействием окружающей среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате — ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им как средством общения.

Умственное развитие происходит в процессе деятельности: общении, предметной, игре, а затем в учебной, трудовой и продуктивной (рисование, конструирование, лепка и др.).

Умственное развитие наиболее эффективно происходит под воздействием обучения и воспитания. Современная наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Основной особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними периодами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. С. Мухина). Какие — либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним строением животных и условиями их существования; достаточно легко формируются у детей представления об основных условиях роста и развития растений. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном в наглядно — образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

Умственное воспитание дошкольников

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.

Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Основная функция умственного воспитания заключается в формировании познавательной деятельности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир. Познавательная деятельность осуществляется в ходе восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Отражение этих свойств в коре головного мозга создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. Результаты мышления отражаются в речи.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных процессов и способностей);

воспитание любознательности, познавательных интересов;

формирование системы знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Развитие сенсорной культуры в дошкольном возрасте

Сенсорная культура: результат усвоения ребенком сенсорной культуры, созданной человечеством, овладение им общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития (меры веса, длины, цветовой спектр, объемные и плоскостные геометрические фигуры и т.д.).

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия. Его задачей является своевременное обучение ребенка перцептивным (обследовательским)действиям.

Алгоритм обследования предметов

восприятие целостного облика предмета;

мысленное деление на основные части и выявление их признаков;

пространственное соотнесение этих частей друг с другом (слева, справа, над, сверху);

вычленение мелких деталей, выявление их признаков, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

повторное целостное восприятие предмета.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, а именно дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений тех областей действительности, с которыми встречается ребенок в своей повседневной жизни. В связи с этим возникает вопрос о построении системы в соответствии с возможностями мыслительной деятельности детей, а не наличным уровнем мышления, так как если мы будем строить систему знаний, ориентируясь на наличный уровень мыслительных способностей ребенка, то овладение ею не даст заметных сдвигов в его умственном развитии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector