221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация воспитания в семье

Условие правильного воспитания в семье
статья

Правильное воспитание — наша счастливая старость, плохое воспитание — наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной

Скачать:

ВложениеРазмер
usloviya_pravilnogo_vospitaniya_v_seme.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Условия правильного воспитания в семье.

Макаренко А.С. Об условиях семейного воспитания:

Осознание родителями ответственности за воспитание детей перед обществом: родители должны понять мысль А.С. Макаренко о том, что «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — наша счастливая старость, плохое воспитание — наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребенка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом. Воспитывая детей, родители формируют личность граждан, будущих отцов и матерей, в успехе заинтересованы не только они сами, но и общество в целом. педагогические знания: успешным воспитанием в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и детском саду. Чтобы правильно воспитывать ребенка, над хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы педагогические знания. Они помогут родителям в правильном анализе поведения ребенка, выборе верных путей для его воспитания. П равильная организация семейной жизни: важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосферы патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т.п.), но и духовные потребности.

авторитет: родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание невозможно. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери и к отцу.

— правильное отношение родителей к ребенку: в основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований «Хочу», «Дай», «Купи», открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей — все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к ребенку называется слепой. Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка, особенности возраста. Правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условиях разнообразной деятельности.

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко считал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства — это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому отцу и каждой матери. Совсем другое -перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания -уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.

Можно решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи.

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей.

Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в совсем расхождении они больше думали о детях.

Вопрос о структуре семьи — вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!

Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и организации жизни ребенка. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка — все это такие вещи, которые помогут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей.

Нельзя отделить семейные дела от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стане, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.

На чем основан авторитет родителей? В понимании этой проблемы
встречаются заблуждения среди родителей. ,

Есть немного сортов ложного авторитета:

— авторитет подавления (следствие — подавленность и жесткость детей);

— авторитет расстояния (следствие — отдаленность детей);

— авторитет чванства (следствие — чванятся и дети);

— авторитет педантизма (человек всегда и во всем прав);

— авторитет резонерства (родители говорят красивые слова, но это только слова);

— авторитет любви (родители говорят нежные слова, много ласки);

— авторитет доброты (следствие — дети становятся капризными и
требовательными);

— авторитет дружбы (дети могут начать воспитывать родителей);

— авторитет подкупа (принцип: «Будешь слушаться — куплю. »).

Главным же основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.

Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи.

Семья- это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга мораль.

Условия правильного воспитания детей в семье.

Описаны виды ложного авторитета и настоящий родительский авторитет.

Рекомендации по организации работы в семье (Семейное воспитание дошкольников)

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Рекомендации по организации работы с родителями дошкольников

Семья играет важную роль в формировании личности человека, воспитать своего ребенка — великое искусство, т.к сам процесс воспитания — это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей. Родителям ежедневно приходится искать подход к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Невозможно учесть все ситуации, все частные случаи, которые встречаются в практике семейного воспитания.

Родители — первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности ребенка очень велика. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, усваивает нормы поведения. От семейного климата во многом зависит эффективность педагогических воздействий — ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере добра, дружбы, доверия. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, он эмоционально уравновешен.

Дети легко впитывают все, что происходит вокруг, им передается настроение взрослых. Важно, какие эмоции он получает — положительные или отрицательные: какие проявления взрослых он впитывает- сердечность, заботу, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, ворчливость, хмурые лица.

Семья-это коллектив, который взаимосвязан определенными обязанностями, и важно сохранить индивидуальность ребенка, развивать качества, проявляющиеся в его интересах- к искусству, к музыке, спорту и т.д.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, семейные праздники, совместный отдых- все это важное средство воспитания ребенка, а также средство укрепления семьи. Полезны рекомендации родителям: как провести выходной день с ребенком, семейный отпуск или экскурсию по родному городу, как подготовиться к празднованию маминого праздника, дня рождения ребенка. Это не только рождает новые интересы, но и вызывает положительные эмоции.

В любых сложных ситуациях родители должны считаться с ребенком, видеть в нем личность, быть справедливыми в оценках его поступков и всегда оставаться доброжелательными.

С самого раннего возраста ребенка следует приучать к четкому выполнению правил жизни семьи. Это- режим. Благодаря четкому режиму — в доме порядок, организуется детское поведение. Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребенка. Задача педагога раскрыть родителям важнейшие стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и рекомендовать соответствующие приемы воспитания. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию, отсутствие жизненного опыта, стремление к самостоятельности, открытие нового. С каждым годом у ребенка изменяется характер и содержание детской деятельности, возрастает способность к самостоятельности. У будущего первоклассника интенсивно развиваются познавательные интересы, наблюдательность, любознательность, стремление узнать что-то новое. Уже в этом возрасте должны быть сформированы любовь к труду, ответственность за порученное, умение хорошо себя вести не только в присутствии взрослых, но и при их отсутствии.

Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от условий его жизни, от родительской требовательности, отношения между ребенком и взрослым, общая семейная атмосфера. Нельзя предъявлять одинаковые требования маленькому ребенку и детям старшего дошкольного возраста. Чем старше ребенок, тем осознаннее становится его поведение, у него обогатился жизненный опыт, он знает многие правила поведения. Старшие дети уже могут заставить себя делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо, им уже известны многие нравственные понятия, они знают, что можно считать хорошим, а что плохим.

Наряду с возрастными и психологическими особенностями, каждый ребенок обладает еще и собственными качествами. Каждый ребенок особенный! Никогда не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Ваш ребенок — уникальный! Следует помнить, что характер не дается ребенку в наследство от родственников, как цвет глаз или волос, он формируется от воспитания и под влиянием среды. Человек не рождается добрым или черствым, общительным или замкнутым, ленивым или трудолюбивым, это все зависит от среды, в которой растет ребенок.

В детях отражается настроение родителей, если родители веселы и жизнерадостны, то и дети спокойны. Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношения взрослых, ребенок чутко улавливает малейшие семейные ссоры и по-своему реагирует на них. Известный польский педагог Я. Корчак говорил: «Ребенок знает окружающих, их настроения, повадки, слабости, знает и… умело их использует. Угадывает расположение, чувствует лицемерие, схватывает на лету смешное. Читает по нашим лицам так, как крестьянин по небу, какую оно сулит погоду».

Одним из важных условий воспитания в семье является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой, как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи.

Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастная их особенность, нельзя эти проявления оправдывать характером. Капризным ребенок становится в результате допускаемых ошибок в воспитании. Взрыв детских капризов — это тактика ребенка добиться своего, особенно если его «хочу» неожиданно наталкивается на отказ со стороны взрослого. К таким проявления капризов нужно относиться сдержанно, невозмутимо разговаривать с ребенком, не проявлять жалость. Такая бурная сцена рассчитана ребенком на то, чтобы добиться от родителей уступки, когда ребенок убеждается, что возле него нет сочувствующих и никто не спешит его успокоить, то ребенку ничего не остается, как прекратить истерику.

Дети по нашему тону, мимике чутко улавливают, обязательно ли надо выполнить требование или можно уклониться от него. Мы не замечаем, что способствуем иногда детскому непослушанию: вместо спокойного и твердого указания начинаем уговаривать, ребенок делает вывод – слушаться необязательно. Родителям необходимо уметь предъявлять детям требование авторитетно, соблюдая твердость и серьезность тона, и при этом быть справедливыми и последовательными. Недопустимо, чтобы распоряжения звучали неуверенно. Уважать ребенка как личность- это проявлять деликатность и такт в обращении с ним, уметь разговаривать и выслушивать, проявлять выдержку даже тогда, когда непослушание вызывает раздражение, уметь понять ребенка и мотивы его поступков. Уважать – это не значит идти у ребенка на поводу, а быть разумно требовательным и строгим. Родительская непомерная строгость, проявляющаяся в наказаниях за любую провинность, и «детская ложь во спасение» — чем суровее кара, тем изворотливее ложь.

Важно подчеркнуть воспитывающую значимость правильных отношений между взрослыми и детьми. В повседневном и непрерывном общении с родителями ребенок приобретает жизненный опыт, учится устанавливать межличностные отношения, усваивает нормы поведения. Главная задача — подготовка подрастающего поколения к жизни — решается наиболее успешно в тех семьях, где отношения «взрослые — ребенок» строятся на взаимном доверии и уважении, разумной родительской любви и требовательности к ребенку, предоставлении ребенку самостоятельности, формировании в нем чувства человеческого достоинства.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, сочувствие, переживание к окружающим людям. Если в дошкольном возрасте такие качества не будут сформированы, то восполнить недостаток позднее будет трудно, а иногда и невозможным. Если в дошкольном возрасте не уделяли внимания воспитанию чувств ребенка -умению сочувствовать, радоваться, проявлять доброту, разделять тревоги и волнения близких, то чаще всего вырастает черствый, эгоистичный человек, лишенный чувства долга перед родителями. Нужно обратить внимание родителей на то, что если они ограждают ребенка от семейных забот и тревог и устремлены дать как можно больше ребенку радостей, то невольно они растят равнодушного к переживаниям близких. Вот почему необходимо, чтобы семейное воспитание было направлено на формирование у детей чувства ответственности, умение уважать мнение семьи, сочувствовать и разделять общие заботы и переживания.

Родителям необходимо знать, что подготовка ребенка к школе — это длительная воспитательно-образовательная работа, которая охватывает широкий круг вопросов, благодаря, которой будущий первоклассник приобретает все необходимые качества в обществе сверстников. Важны не только наличие у ребенка суммы знаний, умений и навыков, но и его психологическая готовность к обучению — трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, умственная и физическая работоспособность, умение строить отношения со сверстниками. Общение со сверстниками – это необходимое условие полноценного развития личности: ребенок приобретает способы общественного поведения, учится сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.

Говоря с родителями об умственном воспитании, важно показать, что оно охватывает широкий круг взаимосвязанных между собою задач, от разрешения которых зависит готовность ребенка к обучению в школе, предусматривается формирование у дошкольника правильных представлений о доступных явлениях окружающей жизни, развитие любознательности и познавательных интересов, развитие мыслительных процессов, воображения, памяти, речи; усвоение им суммы доступных интеллектуальных умений и навыков, овладение способами познавательной деятельности, благодаря которым ребенок приобретает знания. Следует избегать «натаскивания, сухого разъяснения, которые, даже при всей их доступности, могут не дойти до ребенка, заглушить в нем стремление к получению знаний. Важна эмоциональная подача знаний, которая опирается на детский интерес. Полноценное умственное развитие ребенка находится в тесной связи с формированием в нем идейной направленности, патриотических чувств, разносторонних интересов.

Вместе с тем, умственное развитие во многом зависит от влияния родителей, оказываемого на ребенка повседневно, от насыщенности содержания жизни семьи в целом.

Родители должны пробуждать у детей высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, рассказы близких людей, участников Великой Отечественной войны, в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих этой цели.

Также большое значение для всестороннего развития личности дошкольника является труд. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения становятся увереннее и точнее. Труд способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание, активирует восприятие. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело, ребенок приобретает умение планировать свою деятельность. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах, орудиях труда, их назначение и использование. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки — умение дружно и сообща работать, помогать друг другу.

Готовность ребенка к школе — это не только обеспечение количества определенных представлений, но и формирование качественных мыслительных способностей, главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению- интерес к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память , логическое мышление. А это достигается не только путем специальных занятий, но и результате знакомства с окружающей жизнью — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Подготовка к школе требует комплексного подхода: нужно помогать ребенку приобретать психологические качества.

«Детство-это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», — писал В.А. Сухомлинский.

Помощь родителям в организации семейного воспитания

Ксения Шикина
Помощь родителям в организации семейного воспитания

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка», г. о. Тольятти)

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

Отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись «в хвосте детского развития», ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать «завтрашнему дню детского развития». В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности, как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей. Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.

Для старших дошкольников и младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — отец, мать, воспитатель. Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей и в тесном взаимодействие с семьей.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения,или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность — относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка.

Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л. Ф. Островской, В. М. Ивановой и др.). Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах, формах его воспитания.

В нашем детском саду для оказания индивидуальной помощи в вопросах воспитания и развития детей, организована работа с родителями в виде «Родительской гостиной». На этих встречах родителям дается информация в доступной для восприятия форме о возрастных особенностях детей, о гендерном подходе в воспитании, стиле семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка дошкольника. Проигрываются игры, в которые играют дети (способы психологической защиты и пути выхода из конфликтных ситуаций).

Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.

Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса — родителями и педагогами – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада.

Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же, родители не похожи друг на друга, как не похожи, один на другого, дети.

Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

Работая с детьми 2-3 лет, можно смело сказать, что связь детей с родителями настолько крепка, насколько это позволяет природа отношений. А основной задачей для воспитателей является развитие и укрепление этой связи. Мы даем возможность родителям проживать те эмоциональные состояния, используя основные виды деятельности детей, чтобы они смогли принять и понять поступки и состояния своих детей на каждом возрастном этапе.

1. Рогов, — Е. И. Воспитатель как объект психологического исследования/ Е. И. Рогов — М. : ПРИОР, 2002 — 200 с.

2. Сухомлинский, — В. А. Мудрость родительской любви/ В. А. Сухомлинский – М. : Просвещение,1998 – 290 с.

3. Яковлев, — П. А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка/ П. А. Яковлев – М. : Смарт, 2004 – 88с.

Библиотечные книжные выставки в помощь родителям Сегодня в библиотеках достаточно широко представлена литература педагогической и психологической тематики. Это не только учебники, но и.

Конспект родительского собрания «Куклотерапия в помощь родителям» Конспект родительского собрания в группе комбинированной направленности для обучающихся от 4 до 5 лет «Куклотерапия в помощь родителям».

Консультация для родителей «Основы семейного воспитания» Основы семейного воспитания. Когда и с чего начинается воспитание ребенка в семье? Что и как влияет на его характер и поведение? Как правило,.

Cтили семейного воспитания Cтили семейного воспитания Личность ребёнка, формируется под воздействием того стиля семейного воспитания, который применяют к нему родители.

Помощь родителям во время адаптации ребёнка. Как себя вести Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение. 1. Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов.

Традиции семейного воспитания Традиционно главным институтом духовно-нравственного воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет.

Родительский семинар-практикум «Стили семейного воспитания» Родительский семинар-практикум «Стили семейного воспитания» Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно.

Игры для развития речи детей 3–4 лет «В помощь родителям!» В помощь Родителям Игры для развития речи детей 3-4 лет 1. «Что бывает….? Какое бывает?» Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб,.

В помощь родителям. Памятка для родителей почемучек В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ «Настёна — приставала-почемучка. Девчонке нужно всюду сунуть нос. А там, где нос, всегда готов вопрос. Вопрос-ответ,.

Памятка для родителей «9 заповедей семейного воспитания» Воробьева Марина Валерьевна Воспитатель ГБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №754 Солнышко» Памятка для родителей 9 заповедей семейного.

Отличия семейног воспитания от общественного (детского сада)

СЕМЬЯ — объединение личностей, которые связаны материально, Духовно-нравственно, владеют личными и жилищными правами и обя­занностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ — взаимодействие родителей с детьми, которое основано на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защите ребенка, содействующее созда­нию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в развития и саморазвитии национально сознательной, духовной, нравственной и интеллектуально подготовленной личности.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ — сфера жизнедеятельности семьи, которая непосредственно связана с удовлетворением потребностей ее членов.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ — семья, в которую входит один из родителей (мать или отец; чаще всего мать), один или несколько несовершеннолетних детей.

В Законе Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», в Концепции образования и воспитания в Беларуси и Концепции воспитания в национальной школе Беларуси большое внимание уделяется семье и семейному воспитания.

Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные условия:

I) содействие со стороны государства и общества повышению статуса семьи как ячейки общества и первой школы ребенка;

2) усиление ответственности родителей за воспитание детей и охрану здоровья;

3) организация соответствующей подготовки молодежи к семейной жизни и воспитанию детей;

4) разработка рекомендаций по семейному воспитанию и развитие детей с целью его благоприятного вхождения в дошкольное учреждение и школу;

5) подготовка специалистов по семейному воспитанию и обучению;

6) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания.

На современном этапе выделяются важные Направления в семейном воспитании детей:

I) получение детьми качественного образования.

2) Гуманное внутрисемейное распределение домашних обязанностей и функций.

3) Систематическое просвещение и обучение детей всех возрастов основам семейной жизни.

4) Обеспечение всех семей информацией с целью предупреждения в них насилия, а также правонарушений, злоупотреблений наркотиками и т. д., оказание помощи семьям, потерпевшим от чернобыльской катастрофы; осуществление медико-педагогической реабилитации родителей и детей.

5) Сохранение и передача детям культурных ценностей человечества и своего народа, народных традиций семейного воспитания.

6) Систематическое просвещение и обучение родителей, которое должно содействовать:

— защите детей на всех возрастных ступенях, особенно при переходе их от детства к взрослой жизни, на основе Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Международной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993 г.);

— выработке и развитию у детей и молодежи общечеловеческих ценностей и моделей поведения, общественной ответственности, обеспечению равных прав, запрету дискриминации и националистических проявлений;

-пониманию и использованию гуманных методов и средств роди­тельского воспитания, благодаря которым воспитательные функции распределяются между родителями и которые приводят к значитель­ному улучшению образованности, воспитанности детей, укреплению их здоровья, подготовке к общественной и семейной жизни.

В Принятой ООН Конвенции «О правах ребенка» (ст. 18) под­черкивается особая ответственность родителей за настоящее и бу­дущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесто­ронней помощи со стороны государства в деле семейного воспита­ния, в том числе и через развитие сети детских учреждений.

Налаживание равноправных, партнерских отношений между семьей и детским садом требует не только специальной подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания спе­циальных программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Нацио­нального института образования подготовлены «Программа семейно­го воспитания детей раннего возраста» (для родителей); програм­ма воспитания и обучения дошкольников «Гибкий режим в детском саду» для воспитателей.

В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским садом), что содействует повышению эффективности воспитания детей.

1 вид-связи, которые направлены на то, чтобы оптимизиро­вать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида — «детский сад — семья».

2 вид — характеризует включение родителей в воспитатель­но-образовательный процесс детского сада. Они также носят компенсаторный характер. Сущность связей этого вида — «семья-детский сад».

3 вид — связи координационные. Они возникает тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и вместе реализуют свои возможности в воспитании детей.

Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:

1) работа с постоянным контингентом детей и их родителями;

2) работа с детыки и родителями, которые пользуются частичными услугами детского сада с гибким режимом (например, по подготов­ке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);

3) оказание помощи по воспитанию и обучению детей на дому (гувернантки, специалисты-дефектологи, музыкальные работники);

4) учет деформации семьи и ее воспитательных функций в резуль­тате аварии на Чернобыльской АЭС;

5) учет специфики функционирования, жизнедеятельности, семей­ного уклада, традиций, обычаев, нравов городских и сельских семей. .

Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном уч­реждении. Это связано со следующими причинами (выделены В. П. Дубровой):

— низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей;

Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

Несформированность у родителей » педагогической реф­лексии» (В. Л.Зверева), т. е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяе­мых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;

— непонимание воспитателем того, что в выборе содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учрежде­ние, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

-кон­сервативность родительской позиции опеки детей дошкольного воз­раста;

— недостаточная информированность родителей об особеннос­тях жизни и деятельности детой в детском саду, а воспитателей — об условиях семейного воспитания;

-формальное отношение воспита­телей к работе с родителями вследствие недооценки роли семьи; отсутствие у воспитателей коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями положительного взаимодействия.

Все это препятствует гуманизации взаимоотношений родителей и воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В. А.Петровский, «доверительный деловой контакт».

При организации взаимосвязи Детского сада и семьи воспита­телю необходимо руководствоваться следующими принципами:

1.-Един­ство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.

2. Реализация в совместной деятель­ности комплексного подхода к воспитанию.

3. Отношение к ребенку как формирующейся личности — члену семейного и детского коллек­тива.

4. Взаимное доверие и уважение в отношениях между педаго­гами и родителями.

В семье имеются благоприятные условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:

I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспи­тания, основанным на родственных чувствах;

2) постоянством и длительностью воспитательных возможностей, воздействий роди­телей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;

3) большими возможностями для активного включения детей в быто­вую, хозяйственную, воспитательную и другие виды деятельности.

Специфические отличия семейного воспитания от общественного

1.Отношения между родителями и детьми основаны но взаимных ро­дственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности.

2.Многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая много­гранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния.

3. Непосредственное взаимодействие ребенка и взрослого. Наличие условий для различных социальных контактов и возможность усваивать различные социальные роли.

4. Наличие естественных условий для включения детей в самые разнообраз­ные внутрисемейные отношения. Мно­гообразие видов деятельности, в ко­торые включается ребенок.

5. Процесс воспитания всегда индивидуализирован, так как ребенок единственный или их двое.

6. Подвижный режим дня.

7. Процесс воспитания более естест­венен. Ребенку менее заметны пред­намеренные воспитательные воздей­ствия и он активнее и инициативнее проявляет себя как субъект самосто­ятельной деятельности.

8. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование от­дельных традиций и элементов целе­направленного воспитания.

9. Отсутствие программы воспитания, а иногда и представлений о воспита­ния ребенка-дошкольника.

1. Деловая (а иногда и функ­циональная) форма общения воспитателя с детьми, сни­женная его интимность, эмоциональная недостаточность

2. Наличие нескольких вос­питателей, сменяющих друг друга, с различными формами личностного поведения и методами воздействия на детей.

3. Общение с детьми одного возраста.

4. Целенаправленный харак­тер воспитания и обучения, основанный на использовании программ воспитания до­школьников и научно-методи­ческих пособий.

5. Ребенок равноправный член детского коллектива, где у всех детей группы имеются одинаковые права и обязанности, правила и требования для всех единые.

Б. Достаточная жесткость режима.

7. Деятельность детей на­ходится под контролем вос­питателя к ограничена ус­ловиями или рамками мето­дики обучения дошкольни­ков.

8. Воспитание основано на понимании ведущего вида деятельности в психическом развитии дошкольника и ис­пользовании методов, адек­ватных его возрастным пси­хологическим особенностям.

9. Создана целесообразная научно-обоснованная раз­вивающая среда.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Воспитание 10 месячного ребенка
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector