221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные факторы семейного воспитания

4.Основные составляющие семейного воспитания

4.1. Факторы семейного воспитания

Факторами семейного воспитания являются исходные причины и движущие силы, вызывающие процессы преобразования и изменения личности ребенка. Педагоги и психологи различают объективные и субъективные факторы семейного воспитания.

Среди ведущих объективных факторов семейного воспитания выделяют:

– природно-экологические условия жизни семьи, которые ускоряют или замедляют физический рост, созревание; влияют на здоровье ребенка;

– территориально-поселенческое и социокультурное расположение семьи, т.к. жизнь в городском или сельском регионе, удаленность или близость социокультурных центров влияет на содержание контактов детей и родителей, меняет ритм, периодику и качество их духовного и душевного взаимодействия;

– национально-этническая принадлежность семьи – определяет способы взаимодействия детей и взрослых, обычаи и традиции в воспитании и отношениях;

– материально-бытовые условия жизни семьи дают возможность удовлетворить потребности, социальные ожидания, ролевые притязания ее членов.

Среди субъективных факторов семейного воспитания выделяют:

– время рождения и место в ряду других детей – первенец, младший, старший, единственный – влияет на образ Я ребенка;

– структура семьи – наличие одного или обоих родителей, старшего поколения, других родственников – определяет статус или роли ребенка в семье;

– нормы и образцы поведения членов семьи закладывают привычки и стереотипы детского поведения, отношения к себе и другим;

– формы внутрисемейного общения и проведения досуга определяют коммуникативность ребенка, творческость досуга;

– деятельность и атмосфера в семье – трудовая, нравственная, интеллектуальная – влияют на способы действия, общения ребенка с другими людьми;

– прошлый опыт детства самих родителей – переживания, общение и деятельность в семье собственного детства – почти зеркально отражается на воспитании ребенка, его образе будущего;

– детское имя – его выбор и использование близкими закрепляет определенный образ Я образ поведения ребенка в настоящем и будущем.

Задачи семейного воспитания:

– поддержка природно-естественных сил, сохранение здоровья ребенка (развитие тела);

– забота о самореализации природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей ребенка (развитие творческой воли, способностей, стремления к творческой деятельности);

– помощь в комфортной социализации ребенка (забота о его социальном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдении гражданских прав и обязанностей);

– формирование опыта эмоционально-нравственных отношений (развитие души, добросердечности, отзывчивости, ответственности);

– трудовое воспитание, помощь в выборе профессии (развитие трудолюбия, способов самостоятельного ответственного труда, поддержка в профессиональном выборе);

– забота об общекультурном и информационном развитии, обеспечение общей жизненной грамотности, социальной компетентности ребенка (развитие интеллекта, ума, сознания, способов самоорганизации поведения);

– половое воспитание, подготовка детей к самостоятельной семейной жизни (поддержка желания к продолжению своего рода, умений домоведения, помощи близким и их защиты).

Основные принципы семейного воспитания

Важнейшими принципами семейного воспитания являются: АТМОСФЕРА АЛЬТРУИЗМА, БЕЗОПАСНОСТЬ и ЕДИНСТВО.

– ведущее духовное условие, способ существования успешного становления в семье творческого Я, социальных отношений личности ребенка: – это общий гуманный строй духовно-душевной жизни семьи, выражающийся во взаимной заботе, любви и привязанности, активной взаимопомощи, сочувствии, внимании и сопереживании друг другу; в готовности пожертвовать своим временем, покоем, энергией, интересами ради ближнего и слабого; в испытании чувства удовлетворения от забот о ближнем, от добрых дел ради другого;

– является духовно-нравственным механизмом эмоциональной защиты и роста личности ребенка, ее образа собственного Я и будущего, повышает уверенность ребенка в себе и своей ценности;

– создает индивидуальный опыт гуманных отношений с окружающим миром, открывает путь к деликатности, тонкости, сострадательному пониманию, к творческим упражнениям в идеальных нормах человеческого общежития на основе равноответственных обязательств и взаимного самопожертвования;

– особенно важна в семье в период младенчества, первоначального питания и ухода за ребенком – от рождения до 1,2 лет, в экстремальных ситуациях болезни ребенка, его длительного пребывания без родителей;

– ее сохранение особо значимо в «пиках» циклического природно-энергетического развития ребенка – в 2,4; 3,6; 4,8; 7; 9,4; 10,6; 11,8; 14; 16,4; 17,6; 18,6 (лет, месяцев).

БЕЗОПАСНОСТЬ – данный принцип:

– базируется на естественной психологической озабоченности родителей охраной и защитой физического, психического, эмоционально-нравственного и социального здоровья ребенка, проявляется чаще всего в материнском чувстве ограждения ребенка от ущербных действий окружающего мира:

– включает ритмичную систему упорядоченных эмоциональных контактов с ребенком, режим экологически чистого питания, обучение осторожному самостоятельному обращению с предметами, ответственному отношению к окружающему миру;

– воспитывает в итоге самоохранное поведение, защиту ребенка от эмоциональных перегрузок;

– соблюдение родителями в детстве охраняет от развития у ребенка чувства тревожности, недоверия к окружающим, от комплексов неполноценности и незащищенности, помогает успешно осваивать и исследовать окружающий мир, спокойно и творчески взаимодействовать с окружающими;

– гарантирует в отрочестве чувство уверенности, самоуважения и собственного достоинства, гармоничность и самостоятельность действий при самореализации подростка в социуме, его активный поиск себя, экспериментирование в разных социальных ролях.

ЕДИНСТВО – данный принцип:

– исходит из культурной установки и заботы родителей о целостном и органичном развитии физических и психических свойств ребенка, о гармоничном созидании его тела, души и ума, согласовании мыслей, чувств и поведения;

– проявляется в объединении ценностей и целей родителей в воспитании и развитии ребенка в сочетании требований взрослых с детскими усилиями;

– предполагает согласованное исполнение родительских ролей матери и отца, единство слова и дела в родительских действиях, объединение и координацию усилий семьи и школы в поддержке, своевременной помощи в становлении творческой индивидуальности, сознания, переживаний и волевых действий личности ребенка;

– включает упорядоченный ритм физической, бытовой, практико-трудовой, нравственно-коммуникативной, познавательной, исполнительской и творческой деятельности ребенка в семье;

– строится на сочетании прав и обязанностей, свободы и ответственности ребенка, поиске созвучия индивидуальных и коллективных ценностей, целей и реализации задач самой растущей личностью, как в семье, так и вне дома (в ближайшем микросоциуме, школе);

– способствует, при использовании родителями, успешной интеграции детской индивидуальности в микросоциум, гармоничной самореализации в окружающем мире, развивает гуманистическую потребность личности жить для себя и одновременно жить рядом с другими.

Лекция: «Факторы семейного благополучия. Анализ актуальных проблем семейного воспитания на современном этапе».

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Факторы семейного благополучия.

Анализ актуальных проблем семейного воспитания

1.Факторы семейного благополучия.

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института , определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства.

Выделяется несколько факторов супружеского благополучия:

Психобиологическая совместимость – основной фактор, влияющий на благополучие в семье. Он включает в себя взаимоуважение, взаимное влечение, готовность супругов к семейной жизни, долг и ответственность, самообладание и гибкость.

Образование. Многочисленные исследования говорят о том, что высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Но большинство исследователей склоняется к тому, что уровень интеллекта партнеров не должен значительно отличаться. Брак может существовать в патриархальной или приближенной к ней форме, если у мужа образование выше, чем у жены. Но если интеллект и образование жены выше, чем у мужа – это проблемный брак.

Трудовая стабильность. Существует мнение, что люди, часто меняющие место работы отличаются неумением налаживать длительные отношения, что отражается не только на работе, но и на отношениях в семье.

Возраст. Наиболее оптимальным периодом вступления в брак считается возраст девушки – 20 лет, юноши – 24 года. Более раннее вступление в брак подразумевает неготовность к супружеской жизни, недостаточность жизненного опыта для создания семьи. Более позднее вступление в брак влечет более длительный процесс адаптации супругов друг к другу, т.к. характер и жизненный уклад уже более сформированы и устойчивы.

Продолжительность знакомства. Непродолжительный период ухаживания не может показать будущих супругов в разных жизненных ситуациях. Потому, при непродолжительном знакомстве супруги рискуют узнавать друг друга, уже будучи в браке, где проявляются все, до этого момента не увиденные, личностные качества и слабости характера партнеров.

Все эти факторы определяют в семье психологическую совместимость или несовместимость.

Психологическая совместимость – взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на сходстве или взаимодополнительности.

Психологическая несовместимость – это взаимоотношения людей, у которых мало общего и слишком большие различия в эмоциональных реакциях, вкусах, интересах, желаниях, взглядах, целях, характерах.

2. Анализ актуальных проблем

семейного воспитания на современном этапе.

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения — ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Читать еще:  Цель современного воспитания

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции — большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Каковы же реальные проблемы современной семьи? В основном они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики:

нравственная позиция родителей,

взаимоотношения родителей и детей,

совместная деятельность всех членов семьи.

Высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам, приводит к печальному факту. Как показывает практика, многие дети предоставлены бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, старшим братьям и сестрам. Дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей. Поэтому чаще всего, вырастая, дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие — как само собой разумеющееся, третьи — с надеждой, что это не типично.

1. Нравственное воспитание подрастающего поколения

Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность. Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень культуры которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество , — одна из самых актуальных проблем современной педагогики. Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой, современными гаджетами или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств:

необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать;

развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело.

Путь к этому — через воспитание в родителях умения любить. Оказывается, это совсем не просто: научиться любить своих детей. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного совершенствования личности самого родителя.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители:

— меняется стиль общения,

— учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства.

2. Родители — это первые и главные учителя в жизни

каждого ребенка и то, какую школу жизни получат наши дети, зависит только от нас. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических), создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые коммуникативные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому — все это способствует выполнению семьей главной задачи — воспитания детей. Но эти условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные, интересные занятия.

3. Пример взрослых .

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению, дошкольники подражают нередко и дурному : жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка.

Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому родителям важно контролировать:

— скромным в общении с соседями, знакомыми,

— подавать детям пример честности и правдивости.

4. Технологический процесс.

Немаловажный вопрос в воспитании нового поколения играет и технологический прогресс. Компьютеры и ноутбуки, планшеты и сотовые телефоны заменяют нашим детям куклы, машинки, конструкторы и мячи. У многих ребят уже в дошкольном возрасте появляется зависимость от модных гаджетов. И это становится настоящей проблемой. Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как в какой — то степени решаются проблемы:

— свободного времени ребенка,

— получения им заряда положительных эмоций от любимой игры.

Сегодня притягательность компьютера или планшета не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Маленький ребенок — очень чувствительный организм, все физиологические системы которого развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия и игры на компьютере, постоянно увеличивающаяся информационная нагрузка может ускорить:

— неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка,

— повлиять на его психику.

Экранная зависимость является причиной неспособности ребенка:

концентрироваться на занятии,

Телевизор все более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и усваивают ее. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

— воспитывают его вкусы,

Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

Поэтому важно обращать внимание на увлечение детьми компьютерными играми, ограничивать детям дошкольного и младшего школьного возраста просмотр телевизора, корректировать время проведения у монитора. А взрослым необходимо помнить о влиянии компьютера на зрение и вред излучений, а также о возможности получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир и уводящий его от реальной жизни.

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов.

Это явление отражает:

— ломку старых семейных отношений,

— развитие новых основ семейных отношений, моральных норм.

противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины;

стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты.

Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. Известно, что больший процент разводов падает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет).

Причина распада семьи:

отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи,

будни семейной жизни,

преодоление трудностей и невзгод впервые годы совместного проживания.

низкая нравственность брачного союза,

безответственное отношение родителей (большей частью отцов) к воспитанию детей,

В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье . Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых, из несовершеннолетних правонарушителей 53 % воспитывались без отца.

5. Достаток и избыток в семье

Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности.

Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания:

— к формированию у детей разумных потребностей,

— умения управлять своими желаниями,

— воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение.

6. Зачем нужен родителю ребенок

Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы, которые возникают при этом:

Все сказано этими строками:

Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки), так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока.

«Ребенок — центр вселенной»

Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения.

Да, им надо попрыгать, покричать, выплеснуть эмоции! Но не в общественном же транспорте! Куда же девается культура поведения?

Имеется много и других сложных проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Пока не уменьшается количество детей, от которых при их рождении отказались матери, возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав.

Становится острейшей проблемой получившее распространение в некоторых семьях:

— стремление к накопительству нечестным путем,

— пренебрежение к производительному труду,

— безмерные заботы о материальных благах для своей семьи в ущерб воспитанию детей.

В условиях реформирования всех сфер российской жизни, в том числе и системы образования, эти и подобные им проблемы все более обостряются. В подобной ситуации важно не только улучшить законодательную базу, регулирующую все стороны общественных отношений, но и обратить внимание на ответственность и повышение педагогической культуры родителей, которую сегодня педагоги и социологи оценивают как недостаточную.

Многие современные родители ставят перед детьми завышенные требования. В два года он должен говорить по английски, в три — научится читать и т. д. При этом у ребенка остается все меньше времени на игру. Это большое заблуждение. Учитывая особенности дошкольного возраста, многие педагоги считают средством воспитания игру. Она развивает ловкость, сообразительность, возбуждает и укрепляет физические силы ребенка.

Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны.

Читать еще:  Семья как основа воспитания человека

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов , которые педагог может использовать в воспитательной работе с родителями:

1.Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2.Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего.

3.Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

4.Личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей. 5.Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

6.Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они были, ведь ребенок это наивысшая ценность.

Популярная психология

Последние публикации рубрики «Популярная психология»:

Родительские установки — двенадцать разрушительных родительских установок

Развивающие игры — пазлы для малышей

Мотивация

Вырабатываем характер: советы психолога

Психология саморазвития как стимул психических процессов

Факторы воспитания ребенка в семье

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

Семья как социальный институт

Основная, первая функция семьи – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

А) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

Б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

В) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Г) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

Д) духовного общества – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Е) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Ж) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

З) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются: на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

Механизмы социализации ребенка в семье

Социализация – это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры.

В каждой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей. Изучая взаимное влияние родителей и детей, некоторые ученые предположили, что для родителей существует верхний и нижний пороги, в пределах которых они считают поведение детей приемлемым. Как темперамент ребенка влияет на родителей, так и особенности характера родителей отражаются на способах обращения с ним. Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания, привлекают соседей, сверстников, школу.

Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание.

1. Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.

Родители, не расположенные к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними. Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку превращается в крайней форме во враждебность.

2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.

Снисходительные родители в отличие от строгих обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку; не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх.

Факторы воспитательного потенциала семьи

Большинство семей можно классифицировать по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг: у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.

Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.

Выделяют нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.

Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерен низкий уровень образования и культуры. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей.

К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетны. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.

В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. В семье систематическое пьянство, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют.

Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики:

Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности, с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу.

Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят. В таких семьях ребенок испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношения родителей.

Семья-санаторий – характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной.

Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями.

Семья – «третий лишний» — родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

«Семья с кумиром» — в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения.

Читать еще:  Лучший опыт семейного воспитания

«Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает конфликт и нервное перевозбуждение.

Особенности семейного воспитания

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которые взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Изучение детей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

— родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;

— власть используется лишь в меру необходимости;

— в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

— родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

— он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Семья как фактор воспитания

Характеристики семьи, как фактора воспитания

Семья является ведущим фактором развития личности ребенка. Именно от этого важного фактора во многом зависит дальнейшее развитие судьбы человека. Характеристика семьи как воспитательного фактора — это в первую очередь воспитательная среда, в которой реализуется жизнедеятельность ребенка. Взаимодействие ребенка с социальной средой, различными микросредами, усвоение культуры имеют важное значение в его психическом развитии и формировании его личности. Семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Как правило, семья строится на чувстве любви, которое и определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Семейная среда носит роль культурной ниши для ребенка. Данная среда включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители самостоятельно создают среду для воспитания своего ребенка. Обеспечивают требуемые гигиенические условия, полноценное питание, приобретают различные средства воспитания, дают положительные образцы поведения. От уровня организованности воспитательной среды зависит эффективность развития ребенка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Жизнь семьи состоит из множества различных социальных ситуаций. Способность родителей дать целевую направленность социальным ситуациям превращает их в педагогические. Таким образом, фактором воспитания становятся совершенно привычные вещи: интерьер, расположение предметов, отношение к вещам, события семейной жизни, взаимоотношения в семье, традиции и другое. Домашняя среда может стать пищей для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. От социальных ценностей и атмосферы семьи зависит, трансформируется ли домашняя среда в воспитательную, будет ли способствовать саморазвитию и самореализации.

Воспитательная деятельность семьи имеет отличительную особенность – непреднамеренность и естественность.

Специальные воспитательные мероприятия в современной семье занимают незначительное место. Семейное воспитание очень индивидуально, имеет конкретную направленность, персонализирован. Благодаря этому именно в семье происходит инициация активности ребенка. Такая деятельная активность служит основой для формирования социально-психологических аспектов личности ребенка.

Содержание семейного воспитания разнообразно и менее регламентировано, в отличии от воспитательных и образовательных учреждений. В семье в большей степени формируется способность ребенка адаптироваться к многообразию реальной жизни, развивается иммунитет к отрицательным проявлениям. Наблюдаемое поведение близких помогает ребенку выстроить собственное отношение к миру, представления о ценности определенных явлений и объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в семье рождается опосредованно, благодаря общению между членами семьи. Семья дает ребенку примеры разнообразных поведенческих моделей, именно на них он будет ориентирован в процессе приобретения собственного социального опыта. Ребенок учится сравнивать, давать оценку, выбирать формы поведения и способы взаимодействия с окружающим миром.

При всех положительных моментах семья — замкнутая общность людей, воспитывающих друг друга, ориентирующаяся на интересы и потребности общества, использующая методы, передающиеся из поколения в поколение. Безусловно, происходит формирование новых способов воздействия на ребенка, которые родители берут в окружающей жизни и из специальной литературы.

Семья относится к факторам воспитания потому, что организует деятельность детей. Новорожденный ребенок не обладает навыками и умениями для самостоятельной жизни. Его взаимоотношения с внешним миром организуются членами семьи. В семье ребенка приобщают к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной и социальной деятельности. Первоначально преобладает совместная деятельность взрослых и детей, в процессе овладения отдельными действиями, ребенку представляется возможность организовывать совместно-разделенную деятельность с взрослым. Постепенно ребенок становится субъектом собственной деятельности. Для успешного развития ребенку требуется внимание взрослых, их поддержка, одобрение, оценка, иногда — помощь. Родителям необходимо соблюдать разумное соотношение своей и детской активности. Часто взрослым проще сделать действие за ребенка, чем ждать от него самостоятельного решения задачи. В этом заключается самая частая ошибка семейного воспитания. Для родителей гораздо сложнее включить в дело ребенка. Такой подход к воспитанию приводит к развитию инфантилизма и синдрома беспомощности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Родителям рекомендуется поддерживать проявление самостоятельности у ребенка. Помощь со стороны взрослых должна осуществляется без акцента на беспомощность ребенка, не унижая его достоинства.

При таком подходе у ребенка формируется потребность в целесообразных действиях, которые имеют определенный результат. Соответственно развивается настойчивость, усидчивость, самоконтроль и самооценка.

Очень важно родителям учитывать границы возможностей ребенка. Деятельность сверх возможностей ребенка не будет приносить ему удовлетворения. Именно ощущение успеха рождает атмосферу эмоционального подъема у ребенка, а это стимулирует желание трудиться, учиться и играть.

Особенности семьи как воспитательного фактора

Воспитание подрастающих поколений является главной функцией семьи. Семейное воспитание – это целенаправленное взаимодействие членов семьи, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. Каждая семья обладает разным воспитательным потенциалом. Все семьи различны по структуре, материальной базе, месту проживания (Рис.1). В семьях может быть разный уровень психологических норм, поддержание традиций и обычаев, уровень культуры и образования.

Надо помнить, что семья может играть роль положительного и отрицательного фактора становления личности ребенка. Основными условиями, обеспечивающими оптимальный тип семейного воспитания, являются: любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований всех членов семьи, обоснованность воспитательных мер, в том числе наказаний, исключение ребенка из конфликтов взрослых. Для успешного семейного воспитания важна мера проявления чувства. Ребенок, недополучивший любви может вырасти недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям окружающих, неуживчивым в коллективе, а может стать замкнутым и чрезмерно застенчивым. Избыток же любви в семье может привести к развитию эгоизма и эгоцентризма, изнеженности и избалованности.

Семейное воспитание занимает широкий временной промежуток воздействия. Как правило, оно продолжается всю жизнь человека. Влияние семейного воспитания человек испытывает вне дома.

Влияние семьи на развитие и воспитание ребенка различаются в разные периоды жизни человека. В дошкольном возрасте роль семьи заключается в реализации материальных, духовных и познавательных потребностей ребенка. В младшем школьном возрасте семья удовлетворяет материальные, коммуникативные и эмоциональные потребности, а школа при этом развитием интеллектуальной сферы. Для взрослеющего человека семья имеет важное значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector