221madou.ru

Мама и Я
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные функции воспитания созидательно культурная человекообразующая

ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных и откристаллизованных отношений между людьми.
Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей

силой. Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией- Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе.
Воспитание — это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.
С этих позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания.
Гуманистическое воспитание личности предполагает иное — формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность.
Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. «Введение» личности воспитанника в модель воспитания не проходит бесследно для его логики. Личность воспитанника — творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания.
Формирование целостной, всесторонне развитой личности — цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности.

Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, нротекаюшие в личности:
самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности.
Эта проблема настолько важна, что в западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется «Дружба с детьми». Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным. С точки зрения этой ассоциации, воспитание — это целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка.
Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как воздействия взрослых на детей, сотрудничества.
Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности. Если придерживаться такой позиции, то не возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания.
Основные функции воспитания: Сохранение, передача и воспроизводство культуры. Обеспечение исторического процесса смены поколений, т. е. социализация личности. Социализация — это обеспечение вхождения ребенка в жизнь (мы ведь нередко готовим маргиналов — людей, не вписывающихся в общество). Развитие творческого потенциала личности, защита и охрана ребенка.

Эти функции можно сформулировать короче: созидательно-культурная, социализации и адаптации, человекообразующая.
Таким образом, от воспитательных функций школу освободить нельзя.
Несмотря на недостатки концепции Маркса человека как объектной концепции, отрицать ее полностью тоже нельзя. Многое в этой концепции до конца еще не прочитано. Да и лучше Маркса человека как социализированное существо еще никто не описал.
Концепция биосоциального человека воплощается в способности воздействия человека на обстоятельства (окружающую жизнь) и человека, т. е. в личность авторитарную. Ведь такой человек все время борется с обстоятельствами. Авторитарная личность — это порождение нашего массового воспитания.
В 1956 г. в США были выполнены исследования, вылившиеся в книгу Т. Адорно «Авторитарная личность». Согласно его утверждениям, авторитарная личность — это личность конвенции льная, опирающаяся на нормативы, правила, конвенции и другие документы и не допускающая никаких отклонений от них. Эта личность делит людей на «своих» и «чужих». Она негативно относится к инакомыслию и национальным меньшинствам; постоянно нуждается в сильном лидере, наделяет его только положительными чертами и не допускает его критики. Она характеризуется неразборчивостью в области сексуальных отношений, повышенным интересом в сфере власти, косностью. То есть это личность подавляемая и сама склонная к подаадению. Это типичный «Хомо советикус».
Концепция религиозного человека формирует личность аскетическую, чуждую радостям, но целеустремленную.
Концепция Ф.М. Достоевского формирует личность духовно богатую. Здесь — и сознание, и культура.
Концепция психоаналитическая ведет к личности, способной осознать, что происходите человеком, перейти от бессознательного к сознательному. То есть формируется личность культурная, сознательная, рефлективная. Рефлективность — это способность к раздумьям, к самоанализу.
Даже этот неполный прогноз дает представление о том, как важно выбрать концептуальный подход в воспитании. И. Кант

разделил вопрос «Что такое человек?» на три составляющих: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Сопоставляя различные концепции человека, нетрудно заметить, что на вопросы: «В чем смысл жизни?», «В чем истина?», «В чем спасение Человека?» большинство из них отвечают: «В культуре и в Боге».
Обозревая все поиски образа человека и помня, что мы работаем не в религиозной, а в светской школе, можно прийти к выводу о том, каковы главнейшие цели воспитания. Несомненно, мы должны быть причастны к концепции человека культуры.
Древнейшие модели человека культуры описаны в трудах Платона и Конфуция.
Конфуций (Кун-цзы) жил с 551 по 479 г. до н. э. Написал книгу по философии, «Изречения», «Афоризмы», «Мысли мудрых людей». Он считал, что нравственный принцип начинается в отношениях между мужем и женой, но пронизывает всю Вселенную и завершается лишь в глубинах ее. Основные элементы конфуцианства: Жень — благоволение к окружающим, великодушие. Цзюнь-цзы — идеальный нравственный характер, «благородный муж». Ли — принцип взаимного уважения и почтения. Дэ — нравственная сила примера без применения насилия, воспитание ума и характера. Вэн — признание силы искусства.
Платон (427—347 до н. э.), описывая совершенную добродетель, видел в ней четыре рода: разумение, справедливость, мужество и здравомыслие. Способности он тоже видел в четырех вариантах: ум, тело, умение воевать и иметь богатство, умение творить и терпеть. В целом, говоря о человеке, Платон делил данные ему блага на душевные и телесные. Душевные — это справедливость, разумение, мужество, здравомыслие и т. п. Телесные блага — красота, хорошее сложение, здоровье, сила. Обобщая эти модели, можно так сформулировать черты, определяющие древнейший образ человека культуры: глубокое и длительное образование; развитые способности; истинная нравственность в поступках и жизни; забота о своей закалке и физическом здоровье;

Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика 6 лет

f умение управлять людьми (у Конфуция, например, особо были сформулированы пять качеств для государственного управленца).
В дальнейшем, по мере зарождения религий, эту модель дополнило новое качество — духовность (религиозность), а в средние века, по мере формирования цехов и специализации производства, — профессиональная подготовленность.
В XX в. в нашей стране произошло катастрофическое разрушение этой модели. Вначале она стала делиться на две части, и стали говорить: «Человек культурный — это человек образованный + специалист». К 30-м гг. первая часть стала угасать. Постепенно дошли до того, что человек культурный — это образованный специалист. К началу Великой Отечественной войны в сознании нашего общества твердо закрепилось, что человек культурный — это «специалист» (и даже короче — «спец»),
В наши дни актуализируется задача возрождения образа человека культуры. Однако, прежде чем поставить цели и задачи воспитания, необходимо обеспечить определенность и диагностичность цели, учитывая сензитивные периоды развития личности. Эти периоды особенно чувствительны к воздействиям определенного плана. Сензитивные периоды связаны с тем, что на первый план выдвигаются либо биологические, либо социальные задачи. Почти у всех людей обнаруживается ступенчатость хода жизни, или волнообразное течение, которое проявляется в существовании особых «узловых точек», соответствующих годам жизни: 6—7 лет, 12—13, 18—19, 25—26 лет и далее. Период примерно в 6—7 лет. Эти «узловые точки» характеризуются тремя главными признаками: прояснением и усилением духовной жизни; качественными изменениями относительно других «узлов»; особой чувствительностью организма.
Принцип сензитивности был сформулирован в начале века М. Мон- тессори и в дальнейшем развит японским педагогом Судзуки, который, оттолкнувшись от принципа «освоения родного языка», сделал вывод, что для каждой способности есть свой сензитивный период развития. Некоторые авторы называют период сензитивности не в 6— 7 лет, а в 2—3 года. И это соответствует действительности.
Цели воспитания нужно индивидуализировать не только с учетом возраста ребенка, но и его пола: у мужчин в характере преоб-

ладает стремление взять на себя все трудности, а у женщин — во всем поддержать дом (не случайно ведь в древности женщина называлась «берегиней»).
Когда мы говорим о воспитании, о становлении личности, необходимо признавать роль наследственности, роль среды и роль воспитательной работы.
В заключение следует подчеркнуть, что многое в человеке зависит от того, какие подходы были ведущими в его воспитании. Педагоги различают личностный, ценностный (аксиологический) и деятельностный подходы. Весь драматизм деятельностного подхода в воспитании российское общество пережило в 20-80-е гг. текущего столетия. Последствия «деятельностной» педагогики будут давать о себе знать еще много десятилетий. В цивилизованной стране доминирующими должны быть личностный и аксиологический подходы. Не случайно в стране появились сейчас сотни экспериментальных школ личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения. Педагогика должна оперировать не только понятиями «обучение», «воспитание», но и такой категорией, как культура.

Цели, задачи и функции воспитания

Цели воспитания. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека[30]. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия[31].

И.П. Подласый выделяет общие и индивидуальные цели воспитания. «Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей»[32].

Общая цель воспитания выражает актуальную, исторически назревшую для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Это своего рода цель-идеал, отражающая философские, политические, экономические, правовые, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом (совершенном) человеке.

И.П. Подласый задается вопросом «Как появляются общие цели воспитания?», отвечая на который указывает, что на формирование целей влияет множество объективных причин (закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры). Однако, как полагает автор, определяющим фактором всегда является политика и идеология государства. Можно сказать, что история педагогики представляет собой длинную цепь рождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. То есть, цели воспитания не являются постоянными и одинаково пригодными для всех времен и народов. Они изменчивы, подвижны и имеют конкретно-исторический характер.

В качестве примера смены целей воспитания при различных общественно-экономических формациях можно привести следующие (табл. 1).

Кроме идеологии и политики государства большое значение для формирования целей имеют и потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом очень важно определение того, действительно ли эта потребность назревшая, либо всего лишь предполагаемая или кажущаяся.

Смена целей воспитания

Общественно-экономический стройЦель воспитания
Первобытно-общинныйпередача жизненного опыта (охота, рыбная ловля, изготовление одежды), включение в жизнь общества, вооружение человека опытом выживания
Рабовладельческийдля свободнорожденных – подготовка к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам; для рабов – подготовка к выполнению приказаний господ, покорность хозяину и послушание.
Феодальныйдля господ – служение Богу и сюзерену; для слуг – покорность Богу и хозяину
Капиталистическийформирование гармонически развитой личности на основе индивидуализма
Социалистическийсоздание условий для развития личности на основе коллективизма
Читать еще:  Какова роль семьи в воспитании человека

Индивидуальная цель воспитания выделяется исходя из того, что каждая личность уникальна и неповторима, ей свойственны ее собственные возможности, устремления и своя линия развития. Но вместе с тем каждый человек является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, нормам и требованиям. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

Целью воспитания на современном этапе развития российского общества является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Более детально эту цель формулирует И.П. Подласый «цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей»[33].

Задачи воспитания. Цель воспитания реализуется в конкретных задачах. И.П. Подласый[34] выделяет следующие задачи воспитания:

– целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

– формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

– приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

– воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

– развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

– организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

– организация личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

– развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения

Функции воспитания. В современном обществе воспитание выполняет три основных функции (С.В. Сидоров[35]):

1) культурно-созидательную (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человекообразующую (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

Основные направления, цели и средства воспитания

Содержательная сторона воспитательной деятельности обусловлена его целями и задачами. С этой точки зрениявоспитание классифицируется по разным основаниям:

§ в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;

§ по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;

§ по стилю взаимоотношений — демократическое и авторитарное воспитание.

Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.

Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.

Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.

Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.

Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.

Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции:

1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10547 — | 7758 — или читать все.

Читать еще:  Как воспитывать отцу сына правильно

Система воспитательной работы школы как сотрудничество и соавторство всех субъектов образовательного процесса.
статья на тему

В данном материале говорится о месте воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
tekst_ps.docx19.61 КБ
sistema_vospitatelnoy_raboty_shkoly_kak_sotrudnichestvo_i_soavtorstvo.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитание – одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества. (М.И. Рожков, И.П. Подласый.)

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции (В.С. Кукушин, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.):

1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни. В современных педагогических концепциях воспитание рассматривается как неотъемлемая часть целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов, учащихся, всех субъектов образовательного процесса, направленное на решение задач образования, развития и воспитания школьников (Ю.К. Бабанский). Отличительная черта целостного педагогического процесса – синтез основных процессов: обучения и воспитания. Поэтому педагогический процесс, осуществляемый в образовательном учреждении, часто называют учебно-воспитательным процессом. Ю.К. Бабанский доказал, что обучение и воспитание неразрывны по своей сути, поскольку оба эти процесса направлены на формирование личности – целостного, неразрывного и, по возможности, гармоничного образования. Отсюда следует два основных вывода:

1. Обучая, педагог, вольно или невольно, воспитывает, а, воспитывая, обучает. Например, чтобы обучить ребёнка грамоте, необходимо воспитывать некоторые качества (внимательность, усидчивость, дисциплинированность и т.д.), чтобы воспитать в ребёнке вежливость, необходимо научить его правилам вежливого общения (например, ребёнок должен усвоить такие общепринятые выражения вежливости, как «здравствуйте», «спасибо», «извините» и т.д.).

2. Чтобы целостный педагогический процесс был наиболее эффективен, необходимо использовать его воспитательный потенциал при обучении и обучающие возможности – при воспитании. Так, на уроке учитель решает воспитательные задачи, а на воспитательном мероприятии формирует у детей новые знания.

Есть несколько подходов к определению места воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы, в том числе основанных на отождествлении понятий «воспитательная работа» и «воспитательный процесс». Согласно этому подходу, целостный педагогический процесс осуществляется в школе через систему разнообразной работы, в которой выделяются:

— учебно-воспитательная работа, связанная с осуществлением учебных занятий (уроки, развивающие кружки, предметные кружки и т. д.);

— внеучебная воспитательная работа, организующая педагогический процесс в школе во внеучебное время;

— методическая работа, направленная на профессиональное совершенствование педагогов;

— работа с семьями учащихся и общественностью, направленная на включение семьи и общественности в педагогический процесс.

В этом контексте воспитательная работа – специально организованная деятельность участников педагогического процесса вне учебных занятий, направленная на реализацию функций воспитания. Из определения отнюдь не следует, что воспитательный процесс осуществляется только во внеучебное время. Напротив, учебные занятия (прежде всего, уроки) являются преобладающими формами воспитания, ведь именно они занимают основную часть времени в осуществляемом школой педагогическом процессе. Однако, поскольку внеучебная деятельность также обладает большим воспитательным потенциалом, использование её возможностей для воспитания школьников позволяет существенно обогатить содержание и формы воспитания, создать единую воспитывающую среду, повысить эффективность воспитательного процесса. В воспитательной работе выделяются следующие виды воспитательных воздействий (Л. В. Байбородова, Л. А. Байкова, М. И. Рожков и др.):

1. Непосредственное влияние педагога на воспитанников, основанное на постоянном изучении их индивидуальных особенностей развития, интересов, окружения и реализуемое через комплекс форм, методов и приёмов воспитания.

2. Создание воспитывающей среды (опосредованное воспитательное воздействие на школьников): — создание и сплочение ученического коллектива; — формирование благоприятного эмоционального климата в коллективе; — включение учащихся в разнообразную коллективную деятельность; — разумная организация и эстетизация школьной жизни; — создание благоприятной предметно-пространственной среды; — координирование процесса воспитания на уроках и вне уроков; — координирование школьного, семейного и общественного воспитания.

3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка: ученического коллектива и отдельных учащихся, педагогического коллектива и отдельных педагогов, семьи, социума, средств массовой коммуникации.

Место внеучебной воспитательной работы в системе работы, осуществляемой нашей школой, определяется через школьную целевую комплексную воспитательную программу «Школа – наш дом», основной целью которой является – создание в школе единого воспитательного пространства детства, где главная ценность – это личность каждого ребёнка.

Программа рассчитана на 5 лет. Структура школьной целевой комплексной воспитательной программы:

Нравственно-эстетическое направление воспитательной работы школы реализуется через программу «Красота спасёт мир»;

Гражданско-патриотическое – «Человек. Гражданин. Патриот»;

Экологическое – «Из тысячи планет Земли прекрасней нет»;

«Организация учебно-познавательной деятельности – «Ученье – свет»;

Профориентация – Программа профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель»;

Спортивно-физическое, ЗОЖ – программа «В здоровом теле – здоровый дух», программа профилактики вредных привычек;

Работа с родителями – «Семья».

Принципами воспитания принято называть наиболее фундаментальные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Принципы организации воспитательной работы вытекают из общих принципов воспитания и организационных особенностей внеучебной работы в школе. Поскольку воспитательная работа организуется вне учебных занятий и школьники участвуют в ней на добровольной основе, решающим условием для осуществления воспитательной работы в ученическом коллективе является её привлекательность для учащихся. Однако деятельность, привлекательная для детей, не всегда является воспитывающей. В качестве общего требования к организации внеучебной воспитательной работы выдвигается требование сочетания увлекательности и педагогической действенности.

Это достигается в результате взаимодействия всех служб школы.

В 2011 году в школе были заложены основы воспитательной системы по социализации учащихся с использованием модели внутреннего и внешнего партнерства.

Над различными проектами работают учителя предметники и классные руководители. «Три ратных поля», «Их именами названы улицы города», «Мама, папа, я – спортивная семья» — большие интересные проекты нашей школы, которые затрагивают разные стороны воспитательной работы. Только совместная деятельность детей, педагогов, родителей в ходе работы над проектом даёт ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector