221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные функции воспитания созидательно культурная

Цели, задачи и функции воспитания

Цели воспитания. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека[30]. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия[31].

И.П. Подласый выделяет общие и индивидуальные цели воспитания. «Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей»[32].

Общая цель воспитания выражает актуальную, исторически назревшую для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Это своего рода цель-идеал, отражающая философские, политические, экономические, правовые, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом (совершенном) человеке.

И.П. Подласый задается вопросом «Как появляются общие цели воспитания?», отвечая на который указывает, что на формирование целей влияет множество объективных причин (закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры). Однако, как полагает автор, определяющим фактором всегда является политика и идеология государства. Можно сказать, что история педагогики представляет собой длинную цепь рождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. То есть, цели воспитания не являются постоянными и одинаково пригодными для всех времен и народов. Они изменчивы, подвижны и имеют конкретно-исторический характер.

В качестве примера смены целей воспитания при различных общественно-экономических формациях можно привести следующие (табл. 1).

Кроме идеологии и политики государства большое значение для формирования целей имеют и потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом очень важно определение того, действительно ли эта потребность назревшая, либо всего лишь предполагаемая или кажущаяся.

Смена целей воспитания

Общественно-экономический стройЦель воспитания
Первобытно-общинныйпередача жизненного опыта (охота, рыбная ловля, изготовление одежды), включение в жизнь общества, вооружение человека опытом выживания
Рабовладельческийдля свободнорожденных – подготовка к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам; для рабов – подготовка к выполнению приказаний господ, покорность хозяину и послушание.
Феодальныйдля господ – служение Богу и сюзерену; для слуг – покорность Богу и хозяину
Капиталистическийформирование гармонически развитой личности на основе индивидуализма
Социалистическийсоздание условий для развития личности на основе коллективизма

Индивидуальная цель воспитания выделяется исходя из того, что каждая личность уникальна и неповторима, ей свойственны ее собственные возможности, устремления и своя линия развития. Но вместе с тем каждый человек является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, нормам и требованиям. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

Целью воспитания на современном этапе развития российского общества является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Более детально эту цель формулирует И.П. Подласый «цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей»[33].

Задачи воспитания. Цель воспитания реализуется в конкретных задачах. И.П. Подласый[34] выделяет следующие задачи воспитания:

– целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;

– формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

– приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

– воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

– развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

– организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

– организация личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

– развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения

Функции воспитания. В современном обществе воспитание выполняет три основных функции (С.В. Сидоров[35]):

1) культурно-созидательную (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человекообразующую (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

Основные направления, цели и средства воспитания

Содержательная сторона воспитательной деятельности обусловлена его целями и задачами. С этой точки зрениявоспитание классифицируется по разным основаниям:

§ в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;

§ по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;

§ по стилю взаимоотношений — демократическое и авторитарное воспитание.

Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.

Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.

Читать еще:  Как воспитывать мальчика 8 лет советы

Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.

Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.

Эстетическое воспитание — процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.

Физическое воспитание — организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции:

1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система воспитательной работы школы как сотрудничество и соавторство всех субъектов образовательного процесса.
статья на тему

В данном материале говорится о месте воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
tekst_ps.docx19.61 КБ
sistema_vospitatelnoy_raboty_shkoly_kak_sotrudnichestvo_i_soavtorstvo.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитание – одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества. (М.И. Рожков, И.П. Подласый.)

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции (В.С. Кукушин, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.):

1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни. В современных педагогических концепциях воспитание рассматривается как неотъемлемая часть целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов, учащихся, всех субъектов образовательного процесса, направленное на решение задач образования, развития и воспитания школьников (Ю.К. Бабанский). Отличительная черта целостного педагогического процесса – синтез основных процессов: обучения и воспитания. Поэтому педагогический процесс, осуществляемый в образовательном учреждении, часто называют учебно-воспитательным процессом. Ю.К. Бабанский доказал, что обучение и воспитание неразрывны по своей сути, поскольку оба эти процесса направлены на формирование личности – целостного, неразрывного и, по возможности, гармоничного образования. Отсюда следует два основных вывода:

1. Обучая, педагог, вольно или невольно, воспитывает, а, воспитывая, обучает. Например, чтобы обучить ребёнка грамоте, необходимо воспитывать некоторые качества (внимательность, усидчивость, дисциплинированность и т.д.), чтобы воспитать в ребёнке вежливость, необходимо научить его правилам вежливого общения (например, ребёнок должен усвоить такие общепринятые выражения вежливости, как «здравствуйте», «спасибо», «извините» и т.д.).

2. Чтобы целостный педагогический процесс был наиболее эффективен, необходимо использовать его воспитательный потенциал при обучении и обучающие возможности – при воспитании. Так, на уроке учитель решает воспитательные задачи, а на воспитательном мероприятии формирует у детей новые знания.

Есть несколько подходов к определению места воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы, в том числе основанных на отождествлении понятий «воспитательная работа» и «воспитательный процесс». Согласно этому подходу, целостный педагогический процесс осуществляется в школе через систему разнообразной работы, в которой выделяются:

— учебно-воспитательная работа, связанная с осуществлением учебных занятий (уроки, развивающие кружки, предметные кружки и т. д.);

— внеучебная воспитательная работа, организующая педагогический процесс в школе во внеучебное время;

— методическая работа, направленная на профессиональное совершенствование педагогов;

— работа с семьями учащихся и общественностью, направленная на включение семьи и общественности в педагогический процесс.

В этом контексте воспитательная работа – специально организованная деятельность участников педагогического процесса вне учебных занятий, направленная на реализацию функций воспитания. Из определения отнюдь не следует, что воспитательный процесс осуществляется только во внеучебное время. Напротив, учебные занятия (прежде всего, уроки) являются преобладающими формами воспитания, ведь именно они занимают основную часть времени в осуществляемом школой педагогическом процессе. Однако, поскольку внеучебная деятельность также обладает большим воспитательным потенциалом, использование её возможностей для воспитания школьников позволяет существенно обогатить содержание и формы воспитания, создать единую воспитывающую среду, повысить эффективность воспитательного процесса. В воспитательной работе выделяются следующие виды воспитательных воздействий (Л. В. Байбородова, Л. А. Байкова, М. И. Рожков и др.):

1. Непосредственное влияние педагога на воспитанников, основанное на постоянном изучении их индивидуальных особенностей развития, интересов, окружения и реализуемое через комплекс форм, методов и приёмов воспитания.

2. Создание воспитывающей среды (опосредованное воспитательное воздействие на школьников): — создание и сплочение ученического коллектива; — формирование благоприятного эмоционального климата в коллективе; — включение учащихся в разнообразную коллективную деятельность; — разумная организация и эстетизация школьной жизни; — создание благоприятной предметно-пространственной среды; — координирование процесса воспитания на уроках и вне уроков; — координирование школьного, семейного и общественного воспитания.

3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка: ученического коллектива и отдельных учащихся, педагогического коллектива и отдельных педагогов, семьи, социума, средств массовой коммуникации.

Место внеучебной воспитательной работы в системе работы, осуществляемой нашей школой, определяется через школьную целевую комплексную воспитательную программу «Школа – наш дом», основной целью которой является – создание в школе единого воспитательного пространства детства, где главная ценность – это личность каждого ребёнка.

Программа рассчитана на 5 лет. Структура школьной целевой комплексной воспитательной программы:

Нравственно-эстетическое направление воспитательной работы школы реализуется через программу «Красота спасёт мир»;

Гражданско-патриотическое – «Человек. Гражданин. Патриот»;

Экологическое – «Из тысячи планет Земли прекрасней нет»;

«Организация учебно-познавательной деятельности – «Ученье – свет»;

Профориентация – Программа профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель»;

Спортивно-физическое, ЗОЖ – программа «В здоровом теле – здоровый дух», программа профилактики вредных привычек;

Работа с родителями – «Семья».

Принципами воспитания принято называть наиболее фундаментальные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Принципы организации воспитательной работы вытекают из общих принципов воспитания и организационных особенностей внеучебной работы в школе. Поскольку воспитательная работа организуется вне учебных занятий и школьники участвуют в ней на добровольной основе, решающим условием для осуществления воспитательной работы в ученическом коллективе является её привлекательность для учащихся. Однако деятельность, привлекательная для детей, не всегда является воспитывающей. В качестве общего требования к организации внеучебной воспитательной работы выдвигается требование сочетания увлекательности и педагогической действенности.

Это достигается в результате взаимодействия всех служб школы.

В 2011 году в школе были заложены основы воспитательной системы по социализации учащихся с использованием модели внутреннего и внешнего партнерства.

Над различными проектами работают учителя предметники и классные руководители. «Три ратных поля», «Их именами названы улицы города», «Мама, папа, я – спортивная семья» — большие интересные проекты нашей школы, которые затрагивают разные стороны воспитательной работы. Только совместная деятельность детей, педагогов, родителей в ходе работы над проектом даёт ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитания. Целью воспитания в педагогике принято считать конечный результат формирования личности. Вместе с тем, такое определение достаточно условно, ибо конечного результата формирования личности не существует. Человек формируется в течение жизни.

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector