221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные подходы к воспитанию

Общие педагогические подходы к воспитанию детей
консультация на тему

В материале рассказывается о различных подходах современности к воспитанию детей: гендерный, кибернетический, деятельностный, личностный и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Материал предназначен родителям и педагогам.37 КБ

Предварительный просмотр:

Школа молодого родителя

Общие педагогические подходы к воспитанию детей:

1.Системный подход к воспитанию детей:
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания , что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход . Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.
2. Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
3. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
4. Личностно-ориентированный подход к воспитанию:
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход . Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики.
5. Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
6. Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму.
7. Онтологический (бытийственный ) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя.
8. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев).
9. Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно — наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская).
10. Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы.
11. Кибернетический подход , при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).

1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . — М: Просвещение, 1989г № 5. — с. 10-23
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей — адаптация к условиям детского сада (ранний возраст);Библиография на тему: Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Пословицы и пог.

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ.

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете.

Личностный подход к детям второго года жизни, при поступлении в детский сад (адаптационный период первой младшей группы).

Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт.

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто».

1.Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.2. Проводить режимные моменты точно по режиму.3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обу.

Современные подходы к воспитанию

Нельзя иметь верного понятия о том, чего не испробовали.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

Личностно ориентированный подход (Р. Штайнер, М. Монтессори, И.С. Якиманская). В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: суть в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа С. Френе, школа М. Монтессори и их многочисленных последователей, как в России, так и во всем мире.

Деятельноетный (личностно-деятельностный) подход (С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.К. Платонов, В.В. Давыдов). В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный, или личностно-деятельностный, подход как в воспитании, так и в обучении.

Культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев). Базовой основой воспитательного процесса при реализации данного подхода является обращение к российской культуре, национальным традициям. Воспитание культуры подрастающего поколения не мыслится без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев, обрядов и праздников. Решение задач воспитания школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности своего народа: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Этот подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России.

Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективные средства для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблемы преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.

Как уже отмечалось, воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и др.

Если наше воспитание будет нацелено на то, чтобы в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, т.е. чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров).

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

— гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

— недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

— недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; потребительское отношение к природе;

— нетерпимое отношение к инакомыслящим;

— недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, без создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход (мыслители Древней Греции, гуманисты эпохи Возрождения, Ш.А. Амонашвили) в воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Этот подход в воспитании ориентирован на то, чтобы система взаимоотношений на уровне «воспитатель —воспитанник» базировалась на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить воспитание человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой — ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительного, справедливого и честного отношения друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности.

А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Человекоцентрированный подход в воспитании, появившийся в начале XXI в., рассматривает человека главным действующим лицом: все о Человеке и все для Человека. Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях происходит не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой — многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Современные подходы к воспитанию

Воспитание – это целенаправленно организованный процесс по передаче накопленного жизненного опыта подрастающему поколению.

В настоящее время, в рамках нестабильных условий существования и развития общества, вопросы воспитания приобретают все большую актуальность. Те методы, которые были эффективны в советское время, в современных условиях требуют кардинального пересмотра и переработки.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, ценностный, гуманистический и человеко-центрированный.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы

Личностно-ориентированный подход к воспитанию ориентирован на принцип воспитания, конечной целью которого является формирование идеальной модели личности.

В рамках данного подхода основные компоненты воспитательной системы подбираются с учетом заданного ожидаемого результата. Личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Личностно-ориентированный подход был заложен в систему воспитания таких школ как Вальдорфская школа, школа М. Монтессори, школа С. Френе и ряд иных школ, являющихся их последователями не только в России, но и во всем мире.

Деятельностный (или личностно-деятельностный) подход основан на том, что развитие личности осуществляется в рамках выполнения определенной деятельности.

Деятельность рассматривается через систему следующих компонентов: мотивы, потребности, условия, действия, операции и результаты.

В педагогической практике компоненты и аспекты деятельностного подхода к процессу воспитания, реализуются через мотивации и потребности личности, содержание сторон ее деятельности. Именно поэтому данный подход рассматривается как один из наиболее эффективных средств развития педагогической теории.

Ценностный и культурологический подход

Культурологический подход – подход, в основе которого заложена культура и национальные традиции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процесс воспитания полноценной и всесторонне развитой личности не возможен без учета ее этнического склада, психологических особенностей конкретной национальности, традиций, обычаев и т.д. Фундаментом, на который необходимо опираться педагогу при решении задач воспитания, являются духовно-нравственные ценности народа, его сознание, исторические ценности, религиозность и эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в настоящее время становится все более актуальным и востребованным. Именно этот подход является стержнем этнопедагогики как науки. Невозможно воспитать полноценного человека и гражданина без опоры на:

  • народную мудрость,
  • фольклор,
  • традиции и т.д.

Ценностный подход воспитания – это подход, основанный на ценностях, которые для современного поколения детей и подростков являются ведущими.

К таким ценностям относят: справедливость, честность, достоинство, здоровье, доброжелательность, гуманность, уважение к старшему поколению, готовность прийти на помощь к ближнему и т.д.

В настоящее время понимание и принятие подрастающим поколением общечеловеческих ценностей является актуальной проблемой воспитания. Это связано с тем, что в рамках существующих рыночных отношений, происходит их повсеместное обесценивание, вызванное:

  • гипертрофией представлений о роли денег и вещей в жизни человека, переориентация на материальное благополучие, а не на душевное;
  • пренебрежение национальными ценностями, историей и культурой родного края и народа;
  • бездумное преклонение и почитание всего зарубежного и иностранного, предпочтение его отечественному;
  • недооценка значения окружающей природы в жизни каждого человека, потребительское отношение к ней;
  • нетерпимость к инакомыслию, недооценка значимости совестливости, доброты, милосердия и т.д. в жизни человека.

Гуманистический и человекоцентрированный подходы

Современный процесс воспитания достаточно сложно представить без гуманистического подхода, который ориентирован на личность человека, уважение его достоинства, создание оптимальных условий для свободного развития.

Гуманистический подход к воспитанию рассматривался еще мыслителями Древней Греции, гуманистами эпохи Возрождения и рядом отечественных современных педагогов.

Гуманистический подход к воспитанию – это система взглядов на воспитание человека, в соответствии с которыми, воспитуемый представляет наивысшую ценность, имеющую конкретные права и свободы, которые необходимо уважать.

В основе гуманной педагогики лежат права и свободы каждого ребенка, его творческое и свободное развитие и саморазвитие. Взаимоотношения между воспитанником и педагогом осуществляются на основании взаимного уважения, любви и справедливости.

Таким образом, гуманистический подход к воспитанию опирается на гуманистические воззрения ученых-педагогов, и направлено на их формирование у каждого воспитанника.

Человекоцентрированный подход к воспитанию – это относительно современный подход, разработанный в начале XXI в., который рассматривает человека как основное действующее лицо в процессе воспитания

Человекоцентрированный подход в воспитании рассматривает Человека как индивидуальный мир, который необходимо развивать и воспитывать, с учетом его природных способностей и врожденных умений.

Данный подход, ставит в центр всего Человека, его интересы, потребности и возможности. Соответственно и развитие мира осуществляется через развитие Человека. В том случае, если воспитать действительно достойного Человека, то можно сказать, что создан один из множества полноценный и качественный элемент мира.

Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные подходы к воспитанию

Подход – это определённая позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению. Это теоретически обоснованный конкретный практический путь реализации тех или иных принципов и комплекса основанных на них идей, которыми руководствуется педагог или педколлектив.

Педагог может обращаться к самым разным подходам.

Возрастной подходрассматривает воспитание в контексте физиологических, психических, социальных и возрастных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей.

Индивидуальный подход основан на рассмотрении процесса воспитания с учётом особенностей его участников. Это необходимое условие эффективности воспитания, т.к. любое педагогическое влияние преломляется через индивидуальные особенности конкретных воспитанников.

Личностный подход предполагает рассмотрение воспитанника как личности, самостоятельно и ответственно определяющей свою позицию в сфере социальных отношений. Задачей воспитателя становится помощь ребёнку в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии своих возможностей, в становлении самосознания, в самоопределении.

В коллективном воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, необходимость создания в нём гуманистических отношений, благодаря которым дети осознают себя личностью и учатся уважать личность других.

Деятельностный подход основан на понимании личности как социальной характеристики человека, приобретённой в процессе и результате его собственной активности.

Деятельность является одним из основных факторов становления человека. Личность познаётся в деятельности; а всякое личностное качество развивается и формируется в деятельности, адекватной ему по своей природе (трудолюбие – в трудовой деятельности и т.п.). Ребёнок – субъект собственной деятельности.

Антропологический подходориентирует воспитателя на познание ребёнка во всей его природной уникальности, и построение воспитания в соответствии с природой человека. Воспитание встраивается в жизненное пространство ребёнка, и понимается как атрибут человеческого бытия, а не как что-то привнесённое извне.

Акмеологический подход (акмэ –вершина, пик) предполагает изучение человека на ступени взрослости; изучение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он успешно реализовал себя на ступени зрелости; позволяет проектировать этапы профессионально-личностного продвижения от одной вершины к другой.

Герменевтический подход (герменевтика- учение о понимании и толковании текстов). Здесь деятельность воспитателя осуществляется на основе глубинного понимания, проникновения в специфику мышления, чувств, переживаний ребёнка. Обращается не столько к фактам, сколько к глубинным смыслам, к тому, что стоит за фактами, к бессознательным мотивам поведения. Деятельность воспитателя становится понимающей деятельностью, т.е. он сначала должен а)- осознать своё непонимание ребёнка, затем б)- преодолеть это своё непонимание через обращение к интеллектуальному, эмоциональному, культурному, педагогическому опыту, и в)- провести педагогическую рефлексию, т.е. понять глубинный смысл проблем и поступков ребёнка, и только после этого – действовать. Ребёнок при таком подходе понимается как уникальный текст, смыслы которого педагог должен понять.

Амбивалентный подход ( амби –двойственность, валента- сила) предполагает рассматривать любые педагогические факты и явления с учетом их двойственного характера (например: коллективизм и индивидуализм; свобада и ответственность; дифференциация и интеграция; воспитание и анти-воспитание, порядок и хаос, и пр.). Это позволяет лучше вникнуть в суть изучаемых явлений.

Парадигмальные подход (парадигма- пример, образец, модель)- ори ориентация педагога на тот или иной подход, направление, парадигму (тр традиционную, гуманитарную, гуманистическую, личностно-ори ент ориентированную и пр.), что определяет его деятельность, планирование и пр.

Системный подход предполагает рассматривать объект как систему в

совокупности и взаимообусловленности его структурных компонентов, их функций, взаимных связях и пр., когда изменение одного компонента ведёт к изменению других, и всей системы в целом. Применяется при построении и анализе систем воспитания и воспитательного процесса.

Целостный , комплексный подходы – близки по смыслу друг с другом и с системным подходом. Используется, когда речь идёт о целостном подходе к личности или к воспитательному процессу. Ориентирован на нахождение и использование целостных свойств объекта.

Синергетический подход-позволяет воспитание как самоорганизующийся процесс, протекающий неоднозначно, где присутствуют упорядоченность и хаос, предсказуемость и стихийность, целенаправленность и нелинейность и пр., но при этом подчиняющийся внутренним законам самоорганизации.

Средовый подход предполагает работу педагога с окружающей личность ребёнка средой. Под средой понимается всё, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. В среде выделяют а)ниши – природные, социальные, культурные (уголок природы, дружеская компания, творческая студия) – своеобразные пространства возможностей, позволяющие подростку удовлетворять свои потребности; и б) стихии— некие силы, увлекающие, а значит, и управляющие детьми: социальное движение, информационный поток, общественное настроение и пр. Изучая и проектируя стихии, а также, моделируя состав и содержание ниш, педагог может влиять в целом на среду и повышать эффективность воспитания.

Событийный подход – предполагает организацию эмоционально насыщенных, незабываемых дел-событий, которые становятся индивидуально и коллективно значимыми и привлекательными. Такие дела становятся вехами в жизни воспитанников, и понимаются как совместноё со-бытиё со значимыми другими (ровесниками, взрослыми).

Культурологический подход – предлагает понимать воспитание как составную часть культуры, воспитывать Человека Культуры, формировать ценностное отношение к культуре своего народа.

Всё многообразие подходов к воспитанию так или иначе укладывается

Дата публикования: 2015-11-01 ; Прочитано: 11353 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Читать еще:  Что такое сенсорное воспитание
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector