221madou.ru

Мама и Я
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы семейного воспитания

Основы семейного воспитания (стр. 1 из 7)

1.Сущность семейного воспитания

2.Нравственное воспитание ребенка

3.Умственное развитие ребенка

4.Ошибки семейного воспитания

6.Игра как одно из важнейших условий воспитания ребенка

Список использованной литературы

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А.М. Горький, а выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.

СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. В них пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины — материнство, у мужчины — отцовство.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре. Итак, семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети — лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей. Такое положение тоже нельзя считать нормальным, так как на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1) Формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

2) Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

3) Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей — его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, познание других людей начинается в ней. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Читать еще:  Консультация воспитание ребенка в семье

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ «Педагогические основы семейного воспитания»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. Важность семьи как института воспитания обусловлен тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и другие. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсаций. Семья – это социально – педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают [1.c.215]. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная); социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого – педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества [21.c.317]. Семейное воспитание – это сложная и многогранная система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Похожая статья: Педагогические основы семейного воспитания мальчика на базе национальных традиций Целью семейного воспитания является формирование качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Задачи семейного воспитания: создание максимальные условия для роста и развития ребенка; передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношение к старшим; научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и другие. Значимое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие. Семья и школа – два основных и равноправных субъектов социализации личности в период детства и отрочества. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив. Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении и воспитании детей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формировании педагогической культуры родителей. Деятельность педагогических коллективов предусматривает просвещение родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания: педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними; взаимоотношение различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми; воспитание детей в семье с учетом пола и возраста; на психику ребенка; Поощрение и наказание в воспитании детей в семье; Трудовое воспитании в семье, помощь ребенку в выборе профессии; Организация режима труда, отдыха, учебы и досуга детей в семье. Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с родителями – путем их консультирования, с также с ребенком – посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Социально – психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту. Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и другие. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней (передача ребенка в приемную семью и т.д.). Помощь информацией направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Похожая статья: Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры Педагогические умения и знания по воспитанию детей формируется посредством практикумов родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания. Одной из наиболее распространенных форм массовых форм по формированию педагогической культуры родителей являются общешкольные и классные родительские собрания. К сожалению, часто они сводятся лишь к обсуждению поведения и успеваемости учащихся, как свидетельствует практика, родительские собрания могут играть важную роль в педагогическом просвещении родителей. В процессе родительских собраний необходимо принимать совместные программы по формированию личности школьника, согласовывать планы совместной деятельности школы и семьи по их выполнению [1.c.226]. Чтобы привлечь внимание родителей надо проводить конференции для родителей, в основном конференции посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье. Темы конференции должны быть конкретными и актуальными для родителей. Так же консультации для родителей, особенно индивидуальные ценны тем, что беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться с проблемами в воспитании детей и т.д. Педагог вместе с родителями должен искать методы для устранения ошибок, недостатков. Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период обучения ребенка. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребёнка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается.

Читать еще:  Современные подходы к воспитанию

Библиографическое описание: Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180-182.

  • Бэнчилэ Алла ВасильевнаНаписать 1081 02.03.2016

Номер материала: ДВ-499473

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Семейное воспитание– целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитательный потенциал семьи– совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяющая ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

Особенностисемейного воспитания:

· органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;

· непрерывность и длительность воздействия;

· многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

· интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

· общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

· взаимная направленность формирующих воздействий.

Принципы семейного воспитания:целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и семейного воспитания, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требования и воспитательных позиций, включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Условиясемейного воспитания:

· семейный быт, уклад;

· семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

· общение и совместная деятельность;

· понимание и принятие ребенка;

· чувство долга и ответственности за воспитание детей;

· педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психологии и педагогики;

· организация жизненного пространства ребенка.

Несколько слов обавторитетеродителей. А. С. Макаренко определял авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Им описаны в статье о родительском авторитете виды ложных родительских авторитетов: авторитет дружбы, любви (когда любовь и дружба понимаются родителями гипертрофированно), чванства, резонерства, подкупа и др.

В семейном воспитании существуют и негативные факторы:

· бездуховность родителей на фоне приоритета материальных ценностей;

· авторитаризм или безграничный либерализм;

· безнравственность, противоправное поведение взрослых;

· отсутствие нормального психологического климата;

· неразвитость родительских чувств;

· фанатизм в любых его проявлениях;

· отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Необходимо принимать во внимание неверные установкив семейном воспитании:

· формирование неадекватных полу или возрасту качеств у ребенка (девочка воспитывается как мальчик, рождение которого ожидалось, или наоборот);

· страх утраты ребенка;

· проекция на детей собственных отрицательных качеств;

· амбиции родителей в отношении собственных детей;

· внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Стиль семейного воспитания– установки и соответствующее поведение родителей, которые характеризуют отношение взрослых к детям.

Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:

· степень протекции и контроля ребенка;

· удовлетворенность потребностей ребёнка;

· предъявляемые требования и способы общения с ним;

· применяемые по отношению к ребенку санкции;

· степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.

Опишем некоторые из них.

Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на проявление зависимости у детей и успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования. Родительские требования при правильном их использовании побуждают к развитию зрелости у детей: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Способы общения с детьми: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, ругани.

Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к детям, их действия направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема 22. Основы семейного воспитания

22.1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности

В семье закладываются основы формирования личности. Семья связана кровными и родственными отношениями, сочетая супругов, детей и родителей, объединяет одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: родители, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не семья. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключаются основные функции семьи.

Читать еще:  Обязанности семьи в воспитании ребенка

В семьях всех сословий проявлялась большая забота о воспитании детей. Б народе большинстве случаев строилась по принципу «делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Образцом был отец, глава семейства. Его пример, как правило, следовали мальчики, девочки чаще учились у матери.

Поскольку крестьянские семьи нередко преследовало всякое горе — пожары, голод, болезнь и преждевременная старость — дети теряли родителей, оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем «миром», общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым отдавали сирот в ученики. При этом четко проявлялась народная педагогика со всеми традиционными правилами и представлениями о добре и зле, допустимо и запрещено.

В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни. Они прививали любовь к родному краю, родной природе, родному языку; воспитывали «народный дух», передавали вместе с народными песнями и сказками народные представления о природе и справедливость, о чести и достоинстве. Подрастающих детей передавали на воспитание французским гувернёрам и гувернантка, немецком Бонне, которые учили правилам хорошего поведения, светским манерам. Некоторые современные авторы считают, что в явлении гувернантства заложен глубокий положительный смысл: нотации и нравственные поучения читает чужой человек, которого за систематические замечания можно и не любить, над которой можно и пошутить. Родители-дворяне проявляли своим детям ласку, положительные эмоции, поэтому дети вспоминают о них с восторгом и глубоким уважением.

Вообще же, концепция семейной педагогики, то есть научные основы и основные направления, как правило, в разные исторические периоды при разных общественных устройствах снаружи оставались неизменными. Они предусматривали общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом и его победу над последним, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным.

Первые требования к личности человека и его поведения, как результат семейного воспитания, мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтительным к старшим и т.д.

Концепцию семейной педагогики встречаем в различных словесных изложениях. Но сущность ее всегда была одна и та же: создание системы воспитания, которая обеспечивала бы всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может принести счастье ребенку.

Бережное отношение к детям, к личности ребенка, ответственность родителей утверждались евангельскими положениями о том, что в первые семь лет жизни детей за их грехи отвечают родители.

На рубеже XIX — XX вв. модель традиционной патриархальной семьи значительно изменилась. Социальные и политические коллизии обусловили противоречия внутри самой семьи, когда члены одной семьи оказывались в разных идейных лагерях, соблюдая разных политических взглядов и разной морали. Значительно снизился престиж главы семейства, отца.

После 1917 г.. В России и Украине воспитание детей было объявлено делом государства, и семья еще больше потеряла свое значение в воспитании детей. Только что родившегося ребенка родители отдавали в ясли, потом — в детский сад, затем — в школу с продленным днем или в школу-интернат. Таким образом ребенок вырастал, переходя из одного учебного заведения в другое. ее свободное время был распределен между музыкальной или спортивной школами, станцией юного техника или юного натуралиста и т.д. Даже летние каникулы проходили вдали от семьи, под педагогическим руководством воспитателей и пионервожатых в трудовых и пионерских лагерях, в туристических походах и экскурсионных поездках. В результате то, что считалось социальным достижением — обернулось значительным ослаблением семейного воспитания и снижением уровня влияния родителей на детей. За родителями осталась, и то лишь частично, забота о питании детей, об их одежду, физическое здоровье.

Однако, именно родители — первые воспитатели — имеют наибольший сильное влияние на своих детей. Еще Ж. Руссо отмечал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предварительным по отношению к последним: воспитателя детсада, учителя начальных классов и учителей-предметников, — которым самой природой отдано предпочтение. С первых дней рождения, когда ребенок еще беспомощна и нуждается элементарного ухода, она усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, отзывается на ласку, ценит красоту. Не снимается ответственность за воспитание и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (юношеские, подростковые) годы, годы возмужания. Поэтому обеспечение эффективности семейного воспитания, его содержательного и организационного аспектов является вечной и очень ответственной проблемой человечества.

Целью семейного воспитания является формирование таких черт и качеств личности, которые помогут достойно преодолеть жизненные трудности, препятствия и проблемы. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и начального опыта трудовой деятельности, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей — все это зависит от семьи, от родителей и все это задачами семейного воспитания.

Воспитание — это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно приносит удовольствие как одним, так и другим.

Родители — профессия педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически обоснованную целеустремленность на общение с собственными детьми. Родителей нужно учить здоровому образу жизни, поскольку одной из важнейших забот родителей является забота о здоровье детей. В современных условиях дети нуждаются в воспитании разумной практичности, делового расчета, честного предпринимательства. Но сначала всем этим должны овладеть родители.

Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя ее будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желание родителей «купить» детскую любовь и привязанность, «сюсюканье», задарювання, время щедрым субсидированием » на мороженое »,« на пепси «,» резинки «. Слепая, глупая любовь деформирует в сознании детей систему ценностей, порождает иждивенчество. У детей формируется пренебрежение к труду, не развивается чувство благодарности, бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей — это жизненный идеал, ничем не защищен от пристального детского глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую она привлекается. Существует много хороших семей, которые осознают это высокое родительское призвание. Влияние родителей на собственных детей должен обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок непроизвольно и неосознанно повторяет своих родителей, следует папу и маму, бабушку и дедушку. Именно дети отражают социальное среды, в которой живет семья.

Семейное воспитание — это педагогика будней, педагогика каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство — формирование личности человека. Семейная педагогика требует философского осмысления закономерностей образа жизни в семье, стиля общения и условий жизни. В современных условиях необходимы глубокие И фундаментальные исследования по проблемам семейного воспитания, которыми занимаются Центры семьи и детства, Институт педагогики АПН Украины, Институт педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины, педагогические университеты и институты и др. Составлена национальная программа «Дети Украины», которая направлена на приоритетное решение проблем детства: внесены и утверждены Верховной Радой Украины изменения и дополнения к «Кодекса о браке и семье Украины», принятый Верховной Радой Украины Закон «О государственной помощи семьям с детьми «(23.12.1993) и др. Исследуется проблема семейного воспитания с учетом религиозных традиций; предполагается обоснование принципов использования народной педагогики в семейном воспитании. В этой связи заслуживает внимания творчество академика М.Г.Стельмаховича.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector