221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Слайд 1 В отечественной педагогике дошкольное воспитание является важным этапом, определяющим все дальнейшее развитие ребенка.

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Слайд 2 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Слайд 3 Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Слайд 4 Цельюсенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Слайд 5 Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Слайд 6 Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:

  • ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
  • собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.

Слайд 7, 8 Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3 лет

  • ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
  • ориентироваться в трех и более контрастных величинах
  • собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
  • составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
  • различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
  • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
  • сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
  • выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

В 2010-2011 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет.

В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».

Слайд 9 Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:

♦ использование дидактических игр,

♦ создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры‑самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Слайд 10 Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Мною были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.

Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.»

Слайд 11 Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Слайд 12 Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

Слайд 13 — 16 В конце учебного года вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е.Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.

Условные обозначения:

«-» — норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован

« — ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

«+» — норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.

Познавательное развитие

Цветовой гнозис

Восприятие формы )

Художественная сфера (мелкая моторика

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.

Читать еще:  Как воспитывать 8 летнего мальчика

В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Слайды 17 — 27

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

  1. Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» — М., «Просвещение», 1981.
  2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» — М., «Просвещение», 1983
  3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
  4. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 25.12.2015

Статья просмотрена: 2882 раза

Библиографическое описание:

Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9369/ (дата обращения: 23.03.2020).

Сенсорное развитие ребенка — буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. считает, что сенсорное воспитание направленно на формирование у детей процессов восприятия, ощущения, наглядного представления и т. д.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

По мнению Курашовой Р. А. сенсорным развитием у человека является развитие его способностей впечатлений о внешних качествах предмета: форме; цвете; вкусе; запахе; размере; положении предмета в пространстве.

Курашова Р. А. считает, развитие сенсорных способностей, включает в себя:

1) формирование сенсорных эталонов;

2) обучение способам исследования предмета (различение размера, формы, цвета, развитие глазомера);

3) обучение и развитие аналитического восприятия у человека (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).

Известный зарубежный педагог М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называет возраст от 0 до 5,5 лет.

Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане.

Л. С. Выготский рассматривает такую деятельность как речевое общение, чтение, письмо, счет и рисование, как особые формы поведения, образующиеся в процессе социально-культурного развития ребенка.

Таким образом, сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др.

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным; устойчивой связи между словами — названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) еще не образовалось. Восприятие ребенка раннего возраста носит предметный характер, то есть все свойства предмета. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельностью. У ребенка раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям; зрительное восприятие становится одним из ведущих и т. д.

Работа по формированию сенсорных эталонов регулярно проводится в детском саду, начиная с раннего возраста. Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей основываются на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы, в детском саду используем такие игры, как «Что катится, что не катится». Дети с удовольствием играют в эти игры. Игры и упражнения на восприятие величины «Спрятать ладошки», проводятся параллельно с играми на восприятие формы «Разложи фигурки по домикам». Когда дети научатся действовать с помощью проб, тогда величины предметов сопоставляется зрительно, помня о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Первые игры и упражнения на восприятие цвета мы проводим с предметами «Цветные кубики». Действуя с цветом, дети стали запоминать и сами цвета, и их названия. Однако было замечено, что бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно — двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. В работе с дошкольниками используются разнообразные игры для развития тактильно — двигательного восприятия, например игра на осязание «Круглое квадратное», а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Для развития слухового восприятия мы используем дидактические игры — «Кто позвал?» Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения.

Работа с детьми проводится в основном индивидуально, но используется и подгрупповая форма работы. В результате работы у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов; зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины; ориентировки в пространстве.

В целом, необходимо отметить, что при проведении работы направленной на сенсорное развитие дошкольников, дети старались выполнять задания самостоятельно. Многие воспитанники хорошо ориентируются в цветах, геометрических фигурах. Особые затруднения возникают при выполнении заданий на тактильные ощущения.

  1. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991
  3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.
  4. Бордовская, Н.В., Реан А. А. Педагогика [Текст] /Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб: Питер,2000.
  5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988.
  6. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973..
  7. Выготский, Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  8. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981
  9. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника [Текст] / В. А. Сухомлинский. — М.: Учпедгиз, 1961

Похожие статьи

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

сенсорное воспитание, ребенок, цвет, зрительное восприятие, игра, ранний возраст, сенсорное развитие, двигательное восприятие, детский сад, чувственное познание.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале.

ранний возраст, ребенок, раннее детство, зрительное восприятие, величина предметов, предмет, действие, восприятие, двухлетний возраст, индивидуальная работа.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета).

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад.

Природа как средство сенсорного воспитания детей.

ранний возраст, игра, ребенок, цвет, сенсорный эталон цвета, Восприятие цвета, сенсорное воспитание, образовательная деятельность, дошкольный возраст, развитие.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

игра, ребенок, педагог, цвет, предмет, сенсорное воспитание, сенсорное развитие, занятие, геометрическое тело, какой цвет.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

младший дошкольный возраст, ребенок, развитие, внимание, ранний возраст, полноценное восприятие, основа познания мира, окружающий мир, окружающая действительность, сенсорное воспитание.

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей. игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через.

сенсорное развитие, игра, ребенок, окружающий мир, ранний возраст, сенсорное воспитание, величина, предмет, цвет, дидактический материал.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Возрастные особенности детей раннего возраста

Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, каждый из них имеет качественные особенности. Разные исследователи предлагают различную классификацию. В нашей стране большинство физиологов, психологов и педагогов (Н.М. Щелованов, Ю.А. Аршавский, Д.А. Эльконин, А.А. Люблинская, С.М. Громбах и др.) выделяют первые три года жизни в особый период, называемый периодом раннего детства. [26; 33]

Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. Быстро происходит физическое развитие, и чем меньше ребенок, тем интенсивнее. Так, за первый год рост ребенка увеличивается на 25 см, вес ребенка утраивается. Совершенствуются все функции организма, в том числе условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга, формируются все виды внутреннего торможения, динамические стереотипы, а к концу 1-го года развивается вторая сигнальная система.

Читать еще:  Основой семейного воспитания является

Очень высока у детей и потребность в двигательной активности. Они много и разнообразно двигаются, различно действуют и почти все время активно что-то делают. Структурно-функциональное созревание теменных отделов коры больших полушарий обеспечивает контроль положения тела в пространстве и компонентов движений, что способствует улучшению пространственной ориентировки. Важнейшим новообразованием этого возрастного периода является прямохождение, которое существенно расширяет возможности самостоятельного ознакомления ребенка с окружающей средой. В самые первые годы жизни велика взаимозависимость и единство физического и психического развития. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Крепкий, физически полноценно развивающийся ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и психически лучше развивается, а веселые, подвижные дети лучше развиваются не только психически, но и физически более развиты и выносливы.

В формировании произвольной двигательной деятельности ребенка все большее значение приобретает речевая инструкция. К 3 годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев.

Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте, связаны с дальнейшим прогрессивным созреванием коры больших полушарий. Это обеспечивает развитие манипулятивных и орудийных предметных действий. Ребенок познает не только предметы как таковые, но и их разнообразные свойства, в том числе относительные характеристики — например, размер колец пирамидки (больше/меньше), с правильным использованием этих свойств. Ребенок в этом возрасте осваивает большое количество так называемых «инструментальных движений» — учится есть вилкой и ножом, работать ножницами, расчесываться, мыть себя губкой (мочалкой), учится выполнять графические движения. Дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Так, ложкой можно копать, пересыпать содержимое из одной емкости в другую, есть суп, и совершать другие орудийные действия. Причем важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то время как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов с взрослыми.

В 1-1,5 года ребенок не пытается еще изобразить что-то определенное, он получает эмоциональное подкрепление от самого процесса движений руки и способен «рисовать» с большим увлечением. Движения ребенка этого возраста еще нестабильные, часто спонтанные. К трем годам инструментальные движения становятся более определенными, менее разбросанными. К концу этого возраста ребенок способен выполнять координированные действия двумя руками, складывая кубики, мозаику, пирамидки.

Особенно большое значение в психическом развитии отводится овладению речью: ребенок, не умея при рождении произнести ни одного членораздельного звука, к 1 году употребляет около 10 слов и понимает название многих действий и предметов, а к 3 годам его словарь содержит более 1000 слов. Он способен понять и реализовать довольно большое количество команд-инструкций, в том числе обобщенных типа «убери игрушки». В течение первых лет жизни совершенствуется как понимание речи, так и собственная активная речь ребенка, начинает формироваться вербальный интеллект. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. На протяжении 3 лет у ребенка развиваются все функции речи, а с ней и познавательные способности.

В расширении возможностей познавательной сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия, которая способствует развитию операций опознания и запечатления предметов. Ребенок этого возраста способен узнавать не только знакомые реальные предметы, но и их изображения на картинке. В этом возрасте на основе уже сформированного эталона, содержащего различные сенсорные признаки объекта, опознание может осуществляться только за счет одного из сенсорных входов, в основном зрительного, тактильного или слухового. В раннем возрасте формируются возможности ребенка опознавать объекты. Происходит становление развития речевой функции. Показ предмета с его одновременным называнием приводит к развитию понимания слова. Вначале оно связывается с определенным конкретным предметом, затем, на втором году жизни, обозначение словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или машинка, а куклы и машинки вообще). Ребенок научается опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению. Вследствие этого развивается мышление.

В раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. К концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т.е. нерасчлененность — ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но, воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена, прежде всего, на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные.

В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Исходя из того, что мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, исследования Запорожца и Венгера выявили способы ориентировки ребенка в ситуации. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления — наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. Установлено, что наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет.

Кроме мыслительных процессов в раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах: сенсорика, восприятие, память, внимание. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов. В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.

Преобладает эмоциональная активация. Закладывается эмоциональная основа личности: дети по-разному реагируют на все, у них формируется различное отношение к окружающему — одно им нравится, вызывает улыбку, радость, на другое они сердятся, плачут. В поведении ребенка можно видеть проявления многих свойственных человеку эмоций — радость, гнев, страх, смущение, удовлетворение, эстетическое чувство, застенчивость, обида и др. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку являются серьезными показателями отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии в этом возрасте. Большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Если проводимое воспитательницей занятие интересно ему, он занимается длительно, внимательно следит за ее действиями и словами, если нет — скучно или непонятно — то дети отвлекаются, не слушают, и такое занятие не приносит пользы. Ведущее значение эмоционального состояния сохраняется на всем протяжении раннего детства — оно одинаково важно как для 3-5-месячного ребенка, так и для 2-3-летнего.

Очень рано (с первых месяцев) у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. В конце 1-го и на 2-м месяце лицо говорящего взрослого является наиболее сильно действующим раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, а несколько позже и большую радость. Общение с взрослым, предметная совместная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей, недаром М.И. Лисина назвала ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловым. Однако общение с взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Э. Эриксон, доказывая, что в этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано, по его мнению, с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий. Представление о себе выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т.п. К трехлетнему возрасту у ребенка усиливается стремление к самостоятельной деятельности без помощи взрослых, формируется самосознание («Я сам»).

Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т.е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности. С момента рождения ребенок проявляет активный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс «что такое?» (И.П. Павлов) или рефлекс «новизны». На основе этого ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему, особенно новому. Это затем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, желание узнать «а что?», «а почему?», «а как?», «куда?» и т.д. Ребёнок приобретает много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентируется в форме, цвете, величине предметов.

Читать еще:  В чем смысл воспитания ребенка вне семьи

Характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.

Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Качественных изменений механизмов регуляции, обеспечивающих внимание на этом этапе развития, не происходит. Ребенок 3 лет способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица).

Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. На протяжении 3 лет длительность периода непрерывного активного бодрствования значительно увеличивается и к 3 годам достигает 5,5-6 ч (т.е. почти так же, как и у дошкольника 6 лет). Однако ребенку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды непрерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше утомляются.

Реакция детей раннего возраста имеет более длительный латентный период, т.е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Например, когда взрослый задает ребенку 1 года 3 мес. — 1 года 5 мес. какой-либо вопрос или предлагает произвести какое-то действие, то его ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

Таким образом, первые три года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку. В это время ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует такие новообразования, как: самостоятельность в передвижении (становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей), появление произвольных движений, развитие речевого общения (как импрессивная, так и экспрессивная речь), формирование деятельности с предметами (манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами). А также создаются предпосылки для развития личности, зарождения самооценки. Ведущей деятельностью становится предметно — манипулятивная. Преобладает наглядно-действенное мышление.

Развитие ребёнка в раннем детстве зависит от того, насколько ребенок включен в общение с взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В последнее время отмечается рост числа детей с различными речевыми проблемами, особенно часто задержка речевого развития (ЗРР). Одной из причин задержки речевого развития может быть результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Сенсорное воспитание активно начинает проходить у детей уже в раннем возрасте, который является сензитивным периодом в жизни ребенка, в этот период он учится говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.

Люблинская А.А., Логинова В.И. отмечают необходимость сенсорного воспитания, направленного на формирование у ребенка процессов ощущения, как предпосылку формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Они делают акцент на том, что для развития познавательной деятельности ребенка особое значение имеет оречевления процессов ощущения и восприятия. В свою очередь, успешность речевого, умственного и физического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир [4, с.74].

Запорожец А.В. определяет сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) как формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности [2, 59].

Козлова С.А., Куликова Т.А. рассматривают сенсорное воспитание как целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [3].

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Выготским Л.С., Ананьевым Б. Г., Рубинштейном С. Л., Леонтьевым А. Н., Запорожцем А. В., Венгером Л. А. и др. Развитие сенсорного восприятия в разные периоды имеет свои особенности. В раннем детстве оно остается очень несовершенным; так как устойчивой связи между словами — названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) еще не образовалось. Сенсорное восприятие ребенка раннего возраста носит предметный характер. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении ребенком предметной деятельности. У ребенка раннего возраста обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям; зрительное восприятие становится одним из ведущих и т. д. [1, с. 259].

Сенсорное развитие у детей с задержкой речевого развития (ЗРР) отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета, допуская ошибки, в силу имеющихся нарушений в речевом развитии [5].

Мы провели опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей сенсорного воспитания детей раннего возраста с ЗРР на базе ГБОУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» и МДОУ ЦРР №104 «Ладушка», в эксперименте чествовало 20 детей 2-3 лет с ЗРР.

При составлении схемы обследования детей раннего возраста с ЗРР мы руководствовались работами: «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л., (1983), Методика Николаевой Т.В. (2004), тесты Нижегородцевой Н.В и Шадриковой В.Д. (2001).

Приемы и методы обследования указанных авторов были адаптированы с учетом целей исследования и особенностей контингента обследуемых детей с ЗРР. Традиционные методики подверглись модификации в связи с низким уровнем развития речи, а в большинстве случаев — отсутствием речевой коммуникации испытуемых.

Схема обследования состояла из трех блоков:

Первый блок включал в себя сбор анамнестических данных и сведений об особенностях раннего психомоторного развития ребенка, анкетирование родителей, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях.

Второй блок предполагал исследование сенсорного восприятия по методике Николаевой Т.В.

Третий блок предполагал исследование моторной сферы (общей и мелкой моторики) по методике Нижегородцевой Н.В., Шадрикова В.Д.

Изучение анамнестических данных детей с задержкой речевого развития показало, что у всех 20 испытуемых (100 %) обнаружилось влияние различных неблагоприятных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

Для получения дополнительных сведений о речевом развитии детей родителям было предложено заполнить анкету-опросник из трех частей.

Проанализировав ответы родителей по первой части анкеты (количественному показателю), мы разделили детей по количеству произносимых слов на 3 группы: от 1 до 20 слов — 15 детей (75%), от 20 до 40 слов — 4 детей (20 %), от 40 и более — 1 ребенок (5 %) (Рисунок 1).

Вторая часть анкеты предполагала качественный анализ произносимых ребенком слов за один день. Анализ описанных родителями слов показал, что в большинстве случаев в лексиконе детей преобладают облегченные варианты слов, обозначающих бытовые просьбы, типа «дя» -дай, «пи» — пить, «дём» — идем.

В активном словаре детей было также отмечено изобилие звукоподражательных возгласов и облегчённых слов, преимущественно относящихся к названиям животных, называнию режимных моментов, приветствий и прощаний, многие глаголы наблюдались в виде звукоподражаний, прилагательные в речи детей практически отсутствовали.

Третья часть анкеты предполагала балльную оценку (от 0 до 5 баллов) речи ребенка родителем, включала в себя следующие параметры: понятность речи для родителя; словарный запас (активный и пассивный); речевая активность; инициативность в общении. Анализ этой части анкеты показал, что понятность речи детей для родителей недостаточная, объем активного и пассивного словаря недостаточен, речевая активность детей находится на низком уровне, речевая инициативность у большинства детей также снижена.

Для получения данных об уровне и особенностях развития сенсорного восприятия провели диагностику по методике Николаевой Т.В. Результаты показали, что 11 детей (55 %) отстают от возрастной нормы, 7 (35%) – соответствуют возрастной норме и 2 (10%) значительно отстают от возрастной нормы (Рисунок 2).

Анализ моторной сферы по методике Нижегородцевой Н.В., Шадрикова В.Д детей с задержкой речевого развития показал, что все дети имеют нарушения общей и мелкой моторики, проявляющиеся в моторной неловкости, дети испытывали затруднения работы с мелкими и по размеру предметами, испытывали трудности при одевании, при беге или повторе движений за взрослым испытывали моторную неловкость, иногда теряли равновесие. 16 детей (80%) имеют низкий уровень в задании с оцениванием ловкости пальцев, 12 детей (60%) не справились с заданиями, оценивающих точность, выносливость и силу движений. Наименьшие затруднения дети испытывали при выполнении заданий на быстроту, ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.

Таким образом мы доказали, что успешность речевого, умственного и физического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. А значит детям имеющим задержку речевого развития необходима активная помощь в сенсорном воспитании уже в раннем возрасте.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.

Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. — М., 2002.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. //Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Издательский центр Академия. – М., 1998. — С. 115 – 116

Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.

Митрофанова А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 149-150.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×