Педагог нового воспитания
Школьный семинар для педагогов «Новые воспитательные технологии и современные тенденции воспитания в школе»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Новые воспитательные технологии и современные тенденции воспитания в школе
(Семинар для педагогов)
1. Теоретическая часть.
1.1. Новые воспитательные технологии в образовании (Заместитель директора Степанова Ю.Н.).
1.2. Активизация использования ИКТ как воспитательного ресурса (Учитель информатики Замазнева Л.Н.).
1.3. Использование технологии создания успеха на уроке. Рекомендации психолога (Педагог — психолог Осипова И.И.).
1.4. Реализация воспитательной компоненты в классе в современных условиях (Руководитель МО классных руководителей Городова Л.В.).
2. Практическая часть. Работа в микрогруппах.
3. Подведение итогов.
3.1. Обратная связь.
1. Теоретическая часть.
1.1. Новые воспитательные технологии в образовании (Заместитель директора Степанова Ю.Н.). В настоящее время перед школой стоят три цели: сделать образование эффективным, доступным и качественным. Эти же цели касаются и воспитательной работы. Более того, сегодня воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России.
Одним из основных средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.
Педагогические технологии — это сложные системы приемов и методик, объединенных приоритетными образовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно — воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития обучающихся.
Исходя из этого, можно дать определение воспитательной технологии. Воспитательная технология — совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно — исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных воспитательных технологий. Среди них можно отметить:
— личностно — ориентированная технология;
— технология коллективных творческих дел;
— тьюторство — технология педагогической поддержки;
— технология создания ситуации успеха;
— информационно — коммуникационная технология (ИКТ).
Помимо перечисленных существует еще множество авторских воспитательных технологий. Все эти технологии применяются для организации воспитательной работы в школе, в классе.
В нашей школе применяются следующие воспитательные технологии:
1. Здоровьесберегающая технология.
— это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся;
— создание благоприятного психологического климата на уроке;
— охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Обучающиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем — то не справился, что — то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Следует отметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
2. Личностно — ориентированная технология. Личностно — ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной и воспитательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный.
Применение технологии личностно — ориентированного подхода в воспитании создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
3. Информационно — коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Формы ИКТ — компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и лабораторные работы, мультимедийные презентации — широко применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и встречах. Ни один семинар, ни один педсовет уже не проводится без применения ИКТ.
4. Технологии создания успеха. Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха — явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.
Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка — это единственный источник его внутренних сил и энергии.
1.2. Активизация использования ИКТ как воспитательного ресурса (Учитель информатики Замазнева Л.Н.). ИКТ как воспитательный ресурс:
— Повышают и стимулируют интерес;
— активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
— позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
— позволяют индивидуализировать воспитание;
— предоставляют обучающимся возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;
— предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
— создают поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.
— использование компьютера в ходе внеклассных занятий и мероприятий (демонстрация, музыкальное сопровождение);
— создание электронной газеты;
— сетевое он — лайн общение участников воспитательного процесса;
— разработка индивидуальных и коллективных проектов по техническому и творческому обеспечению воспитательного процесса и различных внеурочных мероприятий, проблемам и направлениям воспитательной работы;
— компьютерное сопровождение воспитательных программ как средство реализации современных педагогических технологий;
— поиск теоретической и методической информации, материалов, сценариев и разработок для организации воспитательной работы;
— работа с графической информацией — сканирование, обработка, создание графических проектов (презентаций, видеофильмов и др.);
— работа со звуком — запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий.
1.3. Использование технологии создания успеха на уроке. Рекомендации психолога (Педагог — психолог Осипова И.И.). (Презентация прилагается).
1.4. Реализация воспитательной компоненты в классе в современных условиях (Руководитель МО классных руководителей Городова Л.В.). (Выступление прилагается).
2. Практическая часть. Работа в микрогруппах.
Творческой группе предлагается задание для обсуждения.
Задание для 1-й группы. Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ
1. Останавливаем внимание на негативном
2. Улыбка, добрый взгляд
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)
5. Сравнение одного ребёнка с другим
6. Отмечает персональную исключительность
7. Аргументирует надобность действий
8. Учит алгоритму действий
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали
10. Учитель много говорит за детей
11. Выражает недовольство учеником, группой учеников
12. Верит в способность ученика
13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований
Задание для 2-й группы. Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха. ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ (те же).
Задание для 3-й группы. Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.
Просим вас привести 20-25 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!».
Презентация творческих групп.
Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, школе, труду, то есть способствует эффективности обучения.
Каждому учителю взять за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на уроке.
Разработанные программы: «20 способов сказать: ты молодец!», «действия педагога, способствующие созданию ситуации успеха» — сделать достоянием каждого учителя (размножить и вручить каждому педагогу школы).
Взгляды отечественных педагогов на обучение и воспитание
ЕКАТЕРИНА ЛУКАНЦОВА
Взгляды отечественных педагогов на обучение и воспитание
ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ
НА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Под термином «гуманизм» понимают мировоззрение, основанное на уважении и любви к людям, стремлении обеспечить им благо [1]. В обобщённом варианте гуманизм предполагает ориентированность на человека и его интересы [2].
Термин «гуманность» понимается как единство нравственно-психологических качеств человеку, проявляющих осознанный и пристальный взгляд на человека, как на наивысшую ценность [3].
Гуманистическая педагогика является воплощением гуманистической психологической мысли и основывается на гуманистической позиции признания главной и непоколебимой ценностью личности, её свободы, взглядов и направлений развития [3].
Гуманистическая педагогика выступает против стандартизированности и регламентированности в традиционном процессе обучения, когда сообщаемые ученикам знания не становятся фактом их индивидуального осознанного выбора. Гуманистический процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог обнаружить для себя собственную ценность знаний, и уже на этом основании познавал сущность учебных дисциплин [4]. Педагогический процесс строится на содержании единства обучения и эмоционально-потребностной чертой личности, формирования такой психологической атмосферы в классе, возможности проведения психолого-педагогических консультаций в течение учебного процесса.
Черты истинной гуманности с древности присущи восточным славянским народам. В середине XIX в. отмечается наибольший расцвет гуманистических идей, связанный с отечественной реформой крепостного права [3]. Данный период отмечается формированием понятия «гуманистическая педагогика», основателем которой является К. Д. Ушинский. Он сформулировал положение о народности в воспитаниина гуманистических традициях: любовь к Отечеству, уверенность в торжестве добра и в высокой нравственности соотечественников [4]. Последователем таких убеждений С. А. Рачинский, который стремился организовать работу сельской школы согласно положению о народности [2].
Стройная системообразующая доктрина воспитания индивидуальности, содержащая положение о народности, природосообразности, гуманизма и религиозной морали, является ядром педагогических убеждений Л. Н. Толстого, где мысль о народности тесно сплетена с убеждением в свободе [1].
Продолжателем гуманистической традиции в педагогике на основе идеи «свободного воспитания» был К. Н. Вентцель, который в центр воспитания ставил ребенка: «Сердце воспитателя должно быть исполнено искренней и глубокой любви к тому конкретному ребенку, с которым ему приходится иметь дело, как бы испорчен этот ребенок не был и сколько бы огорчений он ему не принес» [4]
П. Ф. Каптерев развивает идею личностного подхода и опирается на уважение личности и её человеческого достоинства, отмечая, что у детей, как и у взрослых, есть не только обязанности,но и права: «Уважение учащейся личности, признание её свободы и самостоятельности должны проникать во весь школьный строй, причем, конечно, также последовательно проводится в начало ответственность учащегося за все его действия» [3].
Эти идеи привели к идее гуманистической школы. Данное понятие разработал и внедрил в научные исследования П. Ф. Лесгафт [3].
Передовой педагогический опыт воспитания в «новых школах» использовали в 20-е годы XX века выдающиеся советские педагоги.
С. Т. Шацкий создал и занимался усовершенствованием воспитательной системы, которая была основана на продуктивных взаимоотношениях школьной атмосферы и окружающей среды. Идеалом системы С. Т. Шацкого является создание «детского царства», которое обладает потенциалом для разностороннего развития каждого из входящего в его состав ребёнка. Такая работа была проведена в детской колонии «Сетлемент» (1905-1910 гг) [4].
Основными идеями педагогической концепции А. С. Макаренко стали оптимизм и гуманизм, твёрдая вера в созидательные возможности личности, в его широкий потенциал. А. С. Макаренко утверждал, что педагогические научные разработки должны обобщать практические знания в сфере воспитания [1].
Одним из наиболее весомых вкладов в становление теоретических и практических знаний из области гуманистического воспитания принадлежит В. А. Сухомлинскому.Своей ежедневной практической деятельностью он ратовал за осуществление основой философской мысли своей концепции: сформировать гуманное общество возможно только при помощи включения в его состав гуманных членов. Формирование такого типа людей возможно лишь через гуманизацию воспитания, что и было воплощено в Павлышской средней школе [2].
Наш современник Ш. А. Амонашвили провозгласил педагогику сотрудничества,основанную на следующих принципах:
• очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
• проживать в ребенке свое детство, т. е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие [4].
К настоящему времени по вопросам гуманистического воспитания накоплен достаточный практический опыт, существует большое количество различных концепций, принципов, взглядов, постулатов по этой теме, написано большое количество статей, книг, диссертаций, принадлежащим самым различным авторам.
А. А. Бодалев, З. А. Мальков, Л. И. Новикова считают, что главное в гуманистическом воспитании – это восприятие человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности и создание условий для формирования потребности и способности к саморазвитию [3].
Н. М. Таланчук полагает, что целью общественного воспитания является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей и что критерии воспитанности личности производим от социальных ролей [1, с. 84].
И. П. Подласый пытается определить конкретные качества личности, необходимые для выполнения социальных ролей гражданина, работника, семьянина. И поскольку многие качества повторится, что свидетельствуют об органической связи всех качеств и сторон личности, то верный путь достижений целостности личности – комплексный подход к воспитанию, а критерии воспитанности надо разработать специально [4, с. 70].
Н. В. Бордовская и А. А. Реан в качестве критериев воспитанности личности предлагают рассматривать «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества); «истину» как руководство при оценке действий и поступков; «красоту» во всех формах ее проявления и созидания [2, с. 86].
Концепция воспитания И. М. Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе [4, с. 67].
Таким образом, гуманистические идеи и мысли, высказанные выдающимися русскими педагогами, актуальны сегодня в России. В них содержится вера в нравственное начало в человеке. Необходимо вовремя заложить его в юные детские души и развить. Это является главной задачей педагога на сегодня.
1. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Бордовская Н. В., А. А. Реан. –СПб: Изд-во «Питер», 2006. – 387 с.
2. Педагогика [Текст]: учеб. -метод. пособие для вузов / П. И. Пидкасистый. – М. : Просвещение, 2006. – 412 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др. ]. – М. : Издательский центр «Академия», 2002 – 576 с.
4. Столяренко, Н. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст]: учебник для вузов / Н. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – М. : Феникс, 2002. – 398 с.
Консультация для родителей «Влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на воспитание детей» Мультфильмы, неотъемлемая часть жизни детей 21 века, как один из факторов медиа-среды, в любом случае оказывает на ребенка влияние. Поскольку.
Отчет по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций» Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к отечественным традициям Задачи • Формировать представление.
Подборка пословиц и поговорок о воспитании. Тезисы о воспитании дошкольников отечественных педагогов и психологов В мире есть две сложные вещи — воспитывать и управлять. Иммануил Кант Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный.
Презентация «Воспитание и обучение детей с нарушением речи» Цель: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи 1. Рассмотреть.
Консультация «Разнополое воспитание и обучение» В настоящее время актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста является проблема воспитания и обучения ребенка.
Воспитание и обучение детей с нарушениями поведения Статья. Воспитание и обучение детей с нарушениями поведения. Нарушение поведение ребёнка называют также аномальным, асоциальным, девиантным,.
Тренинг для молодых педагогов «Обучение навыкам эффективного общения» Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной.
Влияние отечественных мультфильмов на воспитание детей старшего дошкольного возраста ВЛИЯНИЕ ОТЧЕСТВЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Т. С. Мосиевская, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6.
Воспитание и обучение детей по системе Монтессори (окончание) Во время занятий мы познакомили детей с основными правилами использования Монтессори-материалов. Это: 1. Выбор материала. 2. Подготовка материала.
Воспитание и обучение детей по системе Монтессори (продолжение) Следуя принципам педагогики Монтессори, мы разделили группу на пять зон: 1. Зона упражнений в повседневной жизни. 2. Зона сенсорного воспитания.
Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир
![]() Константин Ушинский |
![]() Лев Выготский |
![]() Антон Семенович Макаренко(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры». |
В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
![]() Василий Сухомлинский |
Симон Соловейчик |