221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогика тема воспитание

Тема: Сущность воспитания. Цель воспитания

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание рассматривается как в широком, так и в узком смысле. Воспитание имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Его сущность определялась в разных экономических формациях по-разному. О воспитании говорили как о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. воспитание считали частью социализации человека. В последствии воспитание определяли как процесс управления развитием человека, а так же как процесс целенаправленного формирования личности и т.п.

Воспитание – это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности, иначе – деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры.

Воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия и организации деятельности с целью привития определённых качеств ребёнку и самореализации личности.

В последнее время в науке на первый план выходит процесс образования. В понятие образования включают как воспитание, так и обучение личности, но в национальных традициях России приоритетное значение играет воспитание. В понятии «воспитание» в классической педагогике принято выделять 2 основных аспекта:

1. Социальный (в широком смысле). Воспитание – общественное явление воздействия общества на личность, т.е. влияние на человека всех формирующих его факторов (социализация)

2. Педагогический (в узком смысле). Воспитание – это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребёнка и формированию у него определённых личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды деятельности и социальных отношений.

Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания:

  1. Целенаправленность
  2. Многофакторность
  3. Длительность и непрерывность
  4. Неравномерность
  5. Двусторонность
  6. Деятельностный характер
  7. Динамичность
  8. Диалектичность
  9. Воспитание – индивидуально-творческий процесс
  10. Целостность и системность воспитания

Субъекты

Цель↔Содержание↔Методы и формы↔Результат

Движущими силами воспитания являются противоречия. Принято выделять внутренние и внешние противоречия.

Внутренние – между потребностями и возможностями личности; между поведением и сознанием; между внутренними и внешними требованиями (борьба мотивов) и проч.

Внешние – между стихийным и целенаправленным влиянием; между требованиями школы и семьи и др.

Преодолевая противоречия, личность развивается. Сущность воспитания отражает внутренние связи и отношения, которые характеризуют воспитание и проявляются в закономерностях и принципах.

Закономерности воспитания – это наиболее существенные, необходимые, стабильные, объективные связи между различными факторами, характеризующими процесс воспитания.

Главная характеристика закономерностей – объективность.

1. Процесс формирования личности (воспитание) социально обусловлен. Зависит от совокупности объективных и субъективных факторов окружающей среды.

2. Формирование личности происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения.

3. Воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы личности (мотивы, установки, отношения).

4. Неравномерность развития ребёнка и формирования его личности.

5. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития.

6. Воспитательный процесс осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение личности.

Из закономерностей воспитания следуют принципы воспитания. Они определяются из закономерностей и целей воспитания, а также возникают из обобщённого педагогического опыта. Совокупность принципов обеспечивает успешность содержания методов и форм воспитания.

Принципы воспитания – это основные положения, которые определяют главные требования к процессу воспитания.

В каждой воспитательной системе могут быть разработаны свои принципы:

  1. Целенаправленность
  2. Систематичность и последовательность воспитания
  3. Гуманистический характер воспитания
  4. Сознательность и активность
  5. Возрастной индивидуальный подход воспитания, природосообразность воспитания
  6. Связь воспитания с жизнью и трудом
  7. Воспитание в коллективе
  8. Культуросообразность воспитания

Цель воспитания – идеал, к которому стремится общество и отдельный воспитатель.

Цель воспитания – осознанное представление о конечном результате в педагогической деятельности, ожидаемый образ результата.

Проблема целей воспитания заключается в их изменчивости. Цели воспитания могут зависеть от: исторических процессов, общественных условий, особенностей национальной культуры, так как она будет отражать педагогическую политику и традиции.

Цель современного воспитания – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Идеальная цель — формирование разносторонней и гармонично развитой личности, т.е. развитой морально, интеллектуально, эстетически и т.д.

Идеальная цель служит стратегией или даже педагогическим манифестом, который показывает то, к чему надо стремиться.

Реальные цели воспитания зависят от ряда подходов, которые использует педагог в своей педагогической деятельности:

  1. Личностный
  2. Аксиологический (ценностный)
  3. Деятельностный
  4. Культурологический и др.

Проявляется в отношении к учащемуся, как к уникальной личности, не зависимо от его особенностей и развития. Ребёнок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. В процессе воспитания педагог воспринимает ребёнка таким, какой он есть, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.

Ценности – это такие идеи и убеждения человека, которые приняты в качестве нормы и идеала.

Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка, ориентацию воспитательного процесса на формирование общечеловеческих ценностей (В. А. Караковский ).

Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчествои т.п. значимы для людей во все времена.

Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности. Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность – это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности.

Такая организация педагогического процесса, в ходе которого ребенок формируется как субъект культуры, субъект исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.

Целью воспитания является формирование базовой культуры личности (О. С. Газман).

Культура личности – это степень совершенства, достигнутая в освоении той или иной отраслью знаний и деятельности.

— это определённый уровень творческих сил и способностей человека,

— это гармония интеллекта, эмоций, убеждений и воли; это гармония с самим собой, окружающими

людьми, жизнью, обществом, природой.

Мир цивилизованного человека – это, прежде всего, мир культуры. Показателями культуры личности можно считать:

· Сформированность взглядов, убеждений, ценностей, мировоззрения

· Уровень владения разнообразными методами деятельности

· Уровень социализации и творческой активности

· Способности к самостоятельному выбору жизненных критериев коррекции своего поведения

· Умение реализовывать свои права и обязанности, руководствоваться общечеловеческими ценностями

Читать еще:  Сыну 11 лет как правильно воспитывать

с самим собой

Культураóгармония обществом

Этот подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений. Обучаясь, воспитываясь, школьник усваивает основы культуры, которая помогает ему включиться в процесс освоения общественной и мировой культуры. Эти основы называются базовой культурой –это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой.

На основе базовой культуры создаётся возможность саморазвития всех сторон личности, которые позволяют сформировать культурную личность.

Культура личности

Субъективные возможности Объективные возможности

(желания, интересы и т.д.) (особенности среды, семья, школа)

Базовая культура

Понятие базовой культуры включает в себя следующие компоненты и позволяет выделять духовно-нравственную, познавательную, физическую, эстетическую, экологическую, экономическую, правовую и другие направления базовой культуры личности.

Приоритетным направлением базовой культуры, которая поможет выбрать содержание воспитания каждого школьника относительно культуры жизненного самоопределения. Жизненное самоопределение характеризует ученика как субъект собственной жизни и собственного счастья. В то же время смысл самоопределения нельзя отрывать от человека и как существа общественного.Человек живет не только для себя, но и для других, для общества. И соответственно общество – это форма жизни, необходимая для человека.

Исходя из понимания культуры личности, как уровня возможностей, способностей, свойств, качеств личности, её знания, чувств, потребностей, действий можно воспользоваться формулой развития культуры личности, которая выражается пятью словами: знаю, умею, верю, хочу, делаю.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9820 — | 7504 — или читать все.

Тема 8: Воспитание в педагогическом процессе

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2000.

  • Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

Тема 1: Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги о сущности педагогической деятельности.Вопросы:

1. Педагогическая деятельность: сущность, характеристика, особенности.

2. Вопросно-ответная система Сократа.

3. Главные педагогические идеи Платона.

4. Воспитание как средство укрепления государственности у Аристотеля.

5. Педагогические идеи Средневековья и Возрождения (на выбор: Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джон Локк, Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистерверг).

6. Педагогика Яна Амоса Коменского.

7. Дидактическая система Константина Дмитриевича Ушинского. Непрерывная связь обучения и воспитания.

Тема 2: Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

1. Три концепции во взгляде на педагогику: междисциплинарная, прикладная и самостоятельная.

2. «Педагогический факт» как объект педагогики. (А.С. Макаренко)

3. Образование как процесс роста и развития человека, взаимодействия педагогов и учащихся.

4. Научные (ведение исследований) и практические (осуществление воспитания, образования) задачи педагогики.

5. Функции педагогической науки: теоретическая и технологическая.

6. Теоретические и эмпирические методы в педагогике: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы.

Тема 3: Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

1. Что собой представляет образование? Чем определяется его содержание?

2. Сущность обучения и его структура.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Функции педагогического взаимодействия и причины неэффективного общения.

5. Особенности традиционных технологий обучения. Принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий.

6. Какие задачи решает педагогическая наука?

Тема 4: Педагогический процесс как основа системы образования.Вопросы:

1. Структура педагогического процесса.

2. Какие цели реализуются в педагогическом процессе?

3.Какие существуют теории образования и как они влияют на педагогический процесс?

Тема 5: Структура и содержание педагогической деятельности.

1. Общая характеристика педагогической деятельности. Отличие от других видов профессиональной деятельности.

2. Возрастание социальной значимости педагогической профессии в современном мире.

3. Основные виды педагогической деятельности.

4. Коллективный характер педагогической деятельности. Педагогическая поддержка.

5. Творчество в педагогической профессии.

Тема 6: Многообразие профессиональных функций педагога, его профессиональные роли.

1. Обучающая функция педагога.

2. Воспитательная функция педагога.

3. Развивающая функция педагога.

4. Дайте характеристику 4-5 ролям, в которых может выступать педагог.

Тема 7:Понятие и структура профессиональной компетентности педагога. Ведущие российские исследователи.

1. Понятие «профессиональная компетентность педагога».

2. Педагогические умения – ведущее понятие в структуре педагогической компетенции.

3. Классификация педагогических умений, педагогической компетенции трёх авторов на выбор:

Тема 8: Воспитание в педагогическом процессе.

1. Воспитательное воздействие и закономерности воспитания.

2. Отличие понятий «воспитание», «становление», «формирование», «социализация», «самовоспитание», «перевоспитание».

3. Принципы воспитания.

4. Классификация методов и форм воспитания.

5. Принципы и содержание семейного воспитания.

6. Методы педагогического и психологического воздействия на личность, применяемые в воспитательных целях.

7. Воспитывающее влияние коллектива.

8. Воспитание и обучение в вузе как этап социализации.

Доклад на тему: Педагогика: образование, воспитание, обучение

Доклад подготовлен для выступления на заседании МО.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Педагогика: образование, воспитание, обучение»

Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности. Из первой и второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, коммунистического воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства и принцип научности.

Педагогика: образование, воспитание, обучение.
Образование и Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивается вместе с обществом.
Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, развивало и предавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось знаний, тем востребованнее было специально организованное образование— целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.
Образование – это формирование определенного образа (идеальная форма отражения объективной действительности) человека, его личности. Для того чтобы понять, что такое образование надо исследовать категориальное значение этого понятия. Надо выявить содержание, смысл, назначение понятия через соотнесение его с релевантными понятиями (например, социализация). Человек – общественное существо, но практика доказывает, что сразу он не становится общественным существом. Каждый проходит социализацию. Это процесс вхождения в общество, который может продолжаться всю жизнь, процесс освоения индивидом норм и ролей, принятых в данном обществе посредством собственной и чужой активности. Данный процесс протекает как стихийно, так и сознательно, целенаправленно. образование – это необходимая составляющая социализации, так как без этого института вообще нет эффективной социализации. Образование применительно к каждому отдельному человеку это сознательно направляемый процесс освоения ценностей культуры, передачи опыта, овладения и преобразования действительности. Можно сказать, что образование – это творение образа человека в индивиде, который необходим конкретному обществу, формирование его личности, неких общественно значимых и индивидуальных качеств. Понятно, что образование предполагает наличие некой цели, в соответствии с которой выстраивается весь соответствующий процесс. Процесс образования готовит человека к жизни в данном обществе и избавляет его от необходимости заново пройти все этапы общественного развития. Подводя итог вышесказанному, под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умения и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Функции образования: передача опыта; закрепляет опыт людей; тиражирует опыт; адаптирует человека к конкретной обстановке.
Образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание, обучение человек осваивает конкретные нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Они создают вполне конкретного индивида для определенной социальной среды, для определенных социальных отношений, с конкретными свойствами поведения, опыта, знания, мировоззрения и т.д. воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, их необходимо различать.
Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Но воспитание – не просто рекомендации. Всякое воспитание это динамическое вмешательство, то есть, воспитывая, мы изменяем бытие человека. Но интересно, что не во всех культурах так интерпретируется воспитание. Буддисты, например, воспитанием не взращивают и не переделывают человека, а только выявляется природа человека. В любом случае для избежания ошибок нельзя представлять, что воспитуемый это пассивное существо, глина, из которой можно вылепить все, что угодно. Всякая воспитательная деятельность – это двусторонний процесс, в котором задействованы воспитатель (субъект) и воспитуемый (тоже субъект, а не объект, как можно было подумать).
Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение– это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем. Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, оно консервирует опыт, оно тиражирует, распределяет, кому сколько дать знаний, адаптирует человека к конкретной обстановке. И в каждом уважающим себя обществе значение и роль образование очень велики и прописаны в официальных государственных документах (ФЗ «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства).
Деятельность по воспитанию и обучению отражается в науке педагогика. Можно сказать, что педагогика – это система знаний о закономерностях и способах образования, воспитания и обучения. Все науки делятся на две группы – науки теоретические и науки практические.

Читать еще:  Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ

Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, самосовершенствование.

Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, взаимодействие с ней, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели).

Воспитанием достигается подготовка людей кжизни в социуме, в системе социальных отношений. Вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей. Результатом воспитания является воспитанность индивида и общности.

Образование – организованный, целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Данный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состоянием участников.

Образование как педагогический процесс обеспечивает некий результат: определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков, подготовки ктому или иному виду практической деятельности, т. е. образованность.

Образовательный процесс осуществляется на основе процесса обучения.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Результат – обученность.

Обучение включает в себя преподавание, осуществляющее передачу системы знаний, умений, навыков и усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование. Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности. Развитость способствует высоким достижениям в любой сфере человеческой деятельности.

В полноценной педагогической деятельности перечисленные понятия педагогики взаимосвязаны и в своем единстве образуют «педагогический квадрат» (образование—воспитание—обучение—развитие).

Самосовершенствование – процесс инициативной или направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития.

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение — процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теорегической и практической деятельности, ориентировано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Раэличны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание — с чувственными и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому а также фомирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Читать еще:  Значение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание и обучение человека в той или иной степени являются предметом исследования в разных науках: философии, социологии, истории, педагогике, психологии. В философской литературе вопросы воспитания рассматриваются под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт, здесь выясняется место системы воспитания и обучения в обществе. Социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные и обучающие функции и являются частью системы разования. Историческая проблематика образования охватывает обновление и преобразование учебно-воспитательных институтов, содержания и методов обучения и воспитания в различные доисторические эпохи. Но более всего, конечно, с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология. Педагогика традиционно рассматривает цели и задачи обучения и воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике.

Тема: Воспитание в целостном педагогическом процессе

1. Особенности воспитательного процесса.

Воспитательный процесс обладает следующими особенностями.

1) Воспитательный процесс – необходимый компонент целостного педагогического процесса. Воспитание и обучение – две взаимосвязанные его части. При этом педагогами установлено, что воспитывать сложнее, чем обучать.

Задачи воспитания более широкие. Они связаны с выработкой у человека глубоких убеждений, чувств, привычек, качеств, потребностей и т.п.

Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются, как в обучении.

Проверить степень воспитанности того или иного качества гораздо труднее, чем степень усвоения знаний: об уровне воспитанности судят не только по внешнему поведению, необходимо выявить мотивы поступков. Сложность в том, что мотивы составляют внутреннюю сущность человека, и не каждому захочется рассказывать, почему он поступил так, а не иначе.

Воспитание – всегда целенаправленный процесс или процесс целенаправленного формирования личности.

Воспитание — один из факторов формирования личности. Это – проявление действия социальной среды на личность. Но среда может влиять на личность как стихийно, так и целенаправленно. Целенаправленные воздействия осуществляются посредством воспитания.

Главная, глобальная цель воспитания – формирование личности, нужной и полезной обществу, всесторонне и гармонично развитой личности.

В концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в республике Беларусь цель воспитания определена как: формирование социально, духовно и морально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности.

Эта цель достигается посредством достижения ряда частных целей или задач воспитания.

3) С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации.Он основан на переходе внешних по от ношению к человеку опыта, знаний, ценностей, норм, правил в её внутренний психический мир – в её убеждения, установки, качества, привычки.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Это – процесс взаимодействия воспитателя воспитанников.

Управление этим процессом основано главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении учителя, тем эффективнее воспитательное воздействие. Поэтому изучение внутренней позиции каждого ребёнка обязательно для педагога. Огромную роль в воспитательном процессе играет личность воспитателя.

К.Д.Ушинский считал, что влияние личности воспитателя составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. (Сентенция – нравоучительное изречение)

Именно воспитатель направляет процесс воспитания. Но не менее важна в этом процессе активность воспитанников, которые могут и должны выступать в качестве субъектов воспитания. Таким образом, воспитание носит как субъект-субъектный, так и субъект-объектный характер.

Воспитание – комплексный процесс.

Ребёнок развивается как целостная личность. Формирование личностных качеств происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе.

Например, честность, доброта, правдивость формируются в комплексе, а не поочерёдно: сначала честность, потом добора, затем правдивость. На каждом из этапов воспитания воспитатель выдвигает комплекс воспитательных задач, хотя на определённых этапах развития личности или коллектива воспитатель может ускорить работу по воспитанию того или иного качества, выдвигая ведущую задачу (это может быть воспитание навыков и привычек культурного поведения).

Кроме этого, комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания (в воспитательном процессе должны присутствовать все перечисленные компоненты).

Воспитательный процесс отличается непрерывностью, длительностью, устремлённостью в будущее. Он начинается с момента рождения ребёнка и продолжается всю его жизнь.

По выражению известного французского философа Клода Адриана Гельвеция (18-й в.) «… вся жизнь есть одно лишь длинное воспитание». (Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и о его воспитании. – М., 1938, с. 10)

Воспитание осуществляется ежедневно, ежечасно, в школе, дома, на улице. Этот процесс характеризуют непрерывные систематические воздействия воспитателя и воспитанников.

Если процесс воспитания идёт от случая к случаю, то воспитателю приходится заново прокладывать след в сознании ученика, вместо того, чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки.

При этом в воспитании нельзя рассчитывать на быстрый успех. Для него характерна отдалённость результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Педагог Г.М. Коджаспирова утверждает: результат воспитания, скорее всего, выяснится тогда, когда воспитанник станет взрослым и будет проявлять себя самостоятельно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector