221madou.ru

Мама и Я
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

План воспитание в семье

Лекция 4. Воспитание детей в семье. План.

Семейное воспитание ребенка и его значение.

Родительские установки, стратегии и стили воспитания.

Динамика становления личности ребенка под влиянием стиля жизни семьи.

Ссоциальный контроль в семье.

Литература.

Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Психология семьи. Хрестоматия: Учеб.пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Бахрах-М, 2002.

Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб.пособие. СПб.: Речь, 2004.

Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учеб.пособие для вузов. М., 1998.

Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М„ 1990.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2004.

Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Под общ.ред. М.В. Кларина. М.: Прогресс, 1990.

Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьей в Англии. М.: Центр общественных ценностей, 1993.

Белое В.И. Лад: очерки о народной эстетике. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1989.

Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2001.

1. Семейное воспитание ребенка и его значение

Социокультурный феномен семьи, ее эволюция и стагнация (депрессия, застой), способность к дифференциации собственного опыта развития, удовлетворении базисных потребностей всех членов семьи в самоактуализации, безопасности, принятии и одо­брении, личностном росте и становлении — эти показатели семьи тесно взаимосвязаны с биологическим, психологическим и соци­альным функционированием каждого члена семьи и особо зна­чимы для детей и подростков.

Семья — своеобразный коллектив, его члены, разные по воз­расту и по профессии, связаны узами родства, ведут общее хо­зяйство, в котором принимают участие и дети. Взаимоотношения членов семьи строятся на взаимной любви и уважении, понимании и принятии, поддержке и взаимопомощи. Особую атмосферу в семье создает коммуникативная культура общения между собой всех членов семьи: детей с родителями и прародителями, братьев с сестрами и т.д. От уровня взаимодействия членов семьи зави­сит обогащение жизненного опыта детей, их духовно-нрав­ственное становление. В современных условиях институт семьи рассматривается как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль играют общественные и государ­ственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополни­тельного образования и др.). Специфика воспитания детей в се­мье состоит в том, что, начиная с пренатального периода разви­тия плода, первые дни, месяцы и годы жизни ребенка считаются самыми ответственными и трудными.

С рождением ребенка в семье появляются новые и сложные задачи, и одна из первых и основных таких задач — обеспечение физического развития и воспитания ребенка. Это уход за ребен­ком, своевременное и правильное питание, прогулки, закалива­ние организма и привитие санитарно-гигиенических навыков. Для детей раннего возраста важно организовывать игры с пред­метными игрушками (качать, кормить, катать, укладывать спать и т.д.). Эти игровые действия вводят ребенка в мир взрослых и совершенствуют его физические возможности, расширяют его кругозор.

Забота родителей в первые годы жизни ребенка об удовлетво­рении его физических потребностей должна сочетаться с разви­тием его духовно-нравственного становления. Это рассказывание сказок, чтение книг, просмотр детских мультфильмов, кинофиль­мов, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и карти­нок.

В дошкольные годы воспитание в семье должно быть направ­лено на формирование культуры чувств. Это воспитание благо­говения (глубочайшего почтения), уважения к родителям, стар­шим, близкого к страху обидеть, огорчить родных и близких. Воспитание родителями благоговения способствует формирова­нию послушания, что особенно важно в современных условиях, когда отмечается утрата таких критериев, как «можно» и «нель­зя». Воспитание благоговения способствует формированию от­ношений к другому человеку, чувств понимания и сострадания. Дети с раннего возраста должны усвоить правила: никого не оби­жай; насколько можешь, помогай; делай добро. Семья обязана создать условия для воспитания у ребенка чувства стыда, стыд­ливости, которое свойственно каждому человеку, чтобы еще в детстве не дать ему заглохнуть. Важное место в воспитании де­тей в семье занимает культура потребления, воздержания, са­моограничения. Для этого необходимо формировать у детей по­требность в соблюдении режима дня, закаливании, выполнении обязанностей по дому, аккуратность, умеренность в пище. Не­обходимо уделять особое внимание воспитанию правдивости у детей в семье, для этого родители, взрослые члены семьи долж­ны быть примером на словах и в делах, не обманывать детей и не делать им ложных сообщений. Воспитание чувства воли — это воспитание характера. Еще А. С. Макаренко предлагал упраж­нения для воспитания воли и называл их «гимнастикой поведе­ния». В современной педагогике и психологии накоплено доста­точное количество упражнений на воспитание воли, например, похвалить себя за проявление волевых усилий: не хотел — а сде­лал, не мог — а научился и др.

Воспитание совести у детей в семье — это самое значительное в формировании духовности. Совесть — это выражение самосо­знания, это голос внутреннего «Я», это воспитание осознанной ответственности за себя. Н. Е. Щуркова в своих исследованиях от­мечает, что совесть — это основа общечеловеческой нравствен­ности. По ее состоянию определяется нравственность человека. Совесть может быть: спокойной, чистой, немощной, мертвой, «сожженной» — это крайне опасное состояние, человек теряет границы дозволенного, не чувствует ответственности, теряет чув­ство ценности мира, человека, творца. Это приводит к порокам и преступлениям.

Родители, взрослые в семье должны знать, что воспитание чувств у детей осуществляется через классическое искусство, ко­торое присутствует в литературе, музыке, изобразительном ис­кусстве. Для этого необходимо читать, обсуждать прочитанное вместе с детьми, ходить в музеи, на выставки, в театры, анализи­ровать увиденное, учить видеть и восхищаться прекрасным.

Большое место в воспитании чувств у детей занимает слово. В современных условиях неблагоговейное отношение к слову, забвение его духовных основ, привело к обесцениванию, деса- крализации (обеднению) активного словаря не только детей, но и самих взрослых. Подтверждением этого является частое упо­требление ненормативной лексики взрослыми в семье, обще­ственных местах, что служит дурным примером для детей.

Читать еще:  Цель умственного воспитания дошкольников

Специфические задачи существуют в воспитании детей в семье по тендерному (половому) признаку. Родители должны знать, что самой природой запрограммированы особенности поведения муж­чин и женщин. Если последняя это тонко чувствующая, непри­миримая к злу, то мужчина — мужественный, способный нести ответственность за своих близких, защищать Родину. Как только ребенок в раннем возрасте начинает осознавать свое «Я», с этого начинается длинный путь становления его как личности. Только к 5 —7 годам у детей происходит четкая дифференциация правил их поведения в соответствии с нравами и обычаями той среды, в которой находится ребенок. Дети еще не имеют развитого опыта поведения, многое делают неосознанно, а родители (папа и мама) являются для них примером для подражания, поэтому атмосфера семейного воспитания в их детстве во многом определит их по­ведение в будущем, в роли мужа и жены.

С дошкольного возраста родители обязаны позаботиться о трудовом воспитании своих детей, чтобы формировались каче­ства созидателя, а не потребителя (последнее, к великому сожа­лению, мы сегодня наблюдаем чаще). Важно приучать детей к са­мообслуживанию, оказанию помощи семье по дому, хозяйству, радовать близких своим трудом. Родители, наблюдая за трудом своих детей с детства, их увлечениями, наклонностями, в даль­нейшем помогут им в выборе профессии. Воспитание трудолю­бия у ребенка является высшим нравственным показателем фор­мирующейся личности.

Задача родителей — создать в семье условия для умственного воспитания и развития детей. Важно научить детей наблюдать явления природы, сравнивать предметы и явления, выделять сход­ное и различное. Атмосфера интеллектуальной жизни в семье ха- растеризуется тем, что взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи — главный источник знаний, есть традиция совмест­ного чтения, просмотра телепередач. Не последнее место в ум­ственном развитии детей занимают современные информацион­ные технологии. Дети быстрее, чем взрослые, овладевают работой на компьютере, поэтому важно, чтобы родители дозировали вре­мя работы с ним, предлагали детям игры развивающего характе­ра с постоянным усложнением, где ребенок должен проявить сме­калку, умение анализировать. Однако без должного контроля со стороны взрослых есть опасность сформировать у детей компью­терную «игроманию».

Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребенка эсте­тическую культуру. С раннего детства родители учат ребенка радоваться улыбке матери, красивой игрушке, цветку, пению птиц, красивой музыке, интересной книжке, красивому челове­ческому поступку. В эстетическом воспитании важно учить детей не только радоваться окружающей их красоте, но и обязательно понимать и беречь ее в природе, конкретных поступках, делах и мыслях.

Особое место в семейном воспитании занимает период под­готовки детей к школе. Дошкольный возраст — это благодатный период для формирования мотивации учения. Для этого важно, чтобы ребенок «прошел» все виды игровой деятельности: игры с предметами, режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные (драматизации), дидактические и др. Происходит как бы «насы­щение» игровой деятельностью (хотя игра будет сопровождать его и в дальнейшей жизни), что способствует изменению позиции ребенка. Появляются желание идти в школу, интерес к учению, познанию нового.

Родители поддерживают интерес к школе: «В школе ты узна­ешь много нового», «С первого сентября ты начнешь трудиться, как взрослый», «Учеба в школе — это твои трудовые обязанно­сти». Важно уделять внимание формированию таких качеств, ко­торые необходимы для учебной работы: умение доводить начатое до конца, преодолевать встречающиеся трудности, оценивать ка­чество работы и ее результаты, переживать удовольствие от вы­полненного дела, огорчаться неудачей. Так у будущего школьни­ка создается радостная, совершенно реальная личностная пози­ция.

Ребенок, идущий впервые в школу, внутренне готов к своему новому положению и переживает чувство гордости, что он — школьник. Родители должны поддержать тягу ребенка к школе, интерес к новому, неизвестному. Что для этого необходимо сде­лать? В первую очередь позаботиться о рабочем месте первокласс­ника. Организовать правильный режим дня: постоянное время отхода ко сну и подъема, четырех-пятиразовое питание, постоян­ное время для учебных занятий дома, наличие свободного време­ни для игр, занятий своим любимым делом, прогулка на воздухе. После того как составлен режим дня, помощь взрослых должна выражаться в напоминании о предстоящих делах согласно рас­порядку. Контроль взрослых не должен быть назойливым и по­стоянным. У ребенка необходимо вырабатывать самостоятель­ность. Младшие школьники очень чувствительны к одобрению и замечаниям, поэтому приучайте детей делиться своими успехами, не скрывать трудностей. Показывайте детям свою заинтересован­ность в их успехах и желание помочь в затруднениях.

Практика показывает, что дети легче включаются в школьную жизнь, если в первый месяц их школьной жизни кто-то из роди­телей рядом, помогает войти им в новый ритм жизни, организо­вать свою деятельность.

Итак, внимание родителей к школьным делам ребенка помо­жет ему осознать учение как долг, обязанность и сформировать у него ответственное отношение к учению. Сумеет ли семья в пер­вый год обучения поддержать познавательный интерес ребенка, самостоятельность — от этого зависят успехи его в учебном труде в последующих классах. Задачи семьи с ростом ребенка и переходом его из класса в класс усложняются.

Рабочая программа по семейному воспитанию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
календарно-тематическое планирование на тему

Программа по семейному воспитанию для детей 7 — 11 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_po_semeynomu_vospitaniyu_dlya_detey_7-11_let_apanasova_m.yu_.docx56.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение Республики Коми

“Детский дом №4для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Методическим советом Директор ГУРК«Детский дом №4»

Протокол № 1 г.Усинска

От «__» ______ 2016 г. _______Лунгу С.В.

Приказ № _____от _____ ___2016 г.

по семейному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

программа для воспитанников 7 -11 лет

Апанасова Мадина Юрьевна, воспитатель

Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.

В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда с разнымижизненными ситуациями. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Регулярные специально организованные развивающие занятия по семейному воспитанию с детьми детского дома будут способствовать наиболее эффективной социализации и помогут освоению воспитанниками социальных ролей в семье.

Цель программы: формирование у воспитанников детского дома понятия «семейные ценности» и подготовка их к будущей семейной жизни.

— заложить в сознание детей, что семья величайшая ценность;

— сформировать позитивную картину мира и понятие «семья»;

— развивать чувство доверия в межличностных отношениях;

— развивать способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей.

Срок реализации программы: 1 год .

Режим занятий: 2 занятия в месяц.

Форма занятий: групповая.

Состав группы: постоянный, в количестве от 2 до 8 человек.

По окончании работы по программе воспитанники должны:

— знать, что означает понятие «семья, состав семьи, родственные связи, значимость семьи в жизни человека, благополучная семья»;

— иметь представления о семейных традициях;

— знать и уметь применять некоторые способы бесконфликтного общения, особенности межполового общения;

— иметь представление о доме, об особенностях семейных отношений;

— иметь трудовые навыки для бытовой адаптации.

— объяснение нового материала, обзорный рассказ, беседа;

— применение наглядных пособий, фотографий, предметов семейного быта;

— работа с карандашами, аппликацией;

— создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой воспитанникам предлагается найти выход.

Календарно-тематическое планирование по семейному воспитанию

План работы по семейному воспитанию.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

План работы по семейному воспитанию.

Цель: Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье. Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.

Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений. Активизировать и развивать социальные наклонности. Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.

«Понятие семьи, её функции»

Анкетирование: «Мое представление о семье»

беседа « Откуда берутся дети »

«Семья – это семья Я»

Тест «Рисунок семьи»

дискуссия «Здоровье и красота»

«Роль отца и матери в семье»

«Распределение обязанностей в семье»

«Слагаемые счастливой семьи»

Проблемный вопрос: « Много ли различий между мужчиной и женщиной? »

Игра «Дом счастья»

«Состав семьи. Родственные отношения»

Беседа с врачом-гинекологом.

«Семейные нравственные нормы» (заповеди).

«Этикет взаимоотношений в семье»

дискуссия «Женщина в современном мире», «Мужчина в современном мире»

Психологическая игра: «Дружная семья»

«Супружество: наука и искусство»

«Психологический климат и совместимость в семье»

«Права и обязанности каждого члена в семье»

«Поощрения и наказания в семье»

« Основные проблемы семейных отношений» «Организация семейного досуга»

Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье. Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.

Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений. Активизировать и развивать социальные наклонности. Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.

  • Гаглоева Заира ХазмиевнаНаписать 2277 06.02.2018

Номер материала: ДБ-1130461

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    06.02.2018 209
    06.02.2018 355
    06.02.2018 275
    06.02.2018 133
    06.02.2018 155
    06.02.2018 396
    06.02.2018 182
    06.02.2018 317

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Программа по семейному воспитанию

Программа написана для среднего возраста. Могут использовать в своей работе педагоги центров помощи детям, школ — интернатов.

Просмотр содержимого документа
«Программа по семейному воспитанию»

Программа по семейному воспитанию «Счастливая семья».

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям — это одна из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших в центр в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.

В центре помощи детям воспитываются дети, в основном социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Ребята понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в центре помощи детям пока не существует. Многие учреждения разрабатывают собственные программы. Однако важнее создавать такие условия, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании практического опыта работы Каменского детского дома № 1 г. Камень – на – Оби, Алтайского края, программы Г. И. Плясовой «Воспитание семьянина детского дома». Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни.

Программа рассчитана на 5 лет.

Программа включает в себя 11 теоретико – практических блоков:

1 блок — «Семья и её функции»;

2 блок — «Семья и закон»;

3 блок — «Духовно — нравственные основы семьи»;

4 блок — «Психология взаимоотношений»;

5 блок — «Конфликты в семье и способы их разрешения»;

6 блок — «Самосовершенствование личности»;

7 блок — «Домашняя экономика»;

8 блок — «Здоровье семьи»;

9 блок — «Планирование семьи»;

10 блок — «Домашний труд в семье»;

11 блок — «Семейный досуг».

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы.

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:

Специально организованные занятия;

Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×