221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подходы к определению содержания воспитания в педагогике

Содержание воспитания. Понятия, задачи, пути реализации

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Содержание воспитания: понятие, задачи, пути реализации

Содержание воспитания: понятие Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития.

В практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами: 1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник; 2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе; 3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической.

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец).

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются: • педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры; • педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры; • определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром; • максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка; • поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни; • философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем.

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками. Традиционная программа воспитания действует в отечественных школах с 1970-х гг. В ее основе лежит программа «Примерное содержание воспитания школьников»,разработанная творческим коллективом под руководствомИ. С. Марьенко. В данной программе содержание воспитания соотнесено с различными направлениями воспитательной работы, среди которых выделяютсяумственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. На современном этапе программа дополнена новыми направлениями воспитательной работы – этогражданское, правовое, экономическое, экологическоевоспитание.

Умственное воспитание – развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Его основными задачами являются: а) формирование гуманистического мировоззрения; б) развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов; в) формирование культуры учебного и интеллектуального труда; г) развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи и содержание нравственного воспитания Задачи и содержание нравственного (этического) воспитания молодого поколения определяются морально-нравственными требованиями общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Священных книгах (например, в Библии и Коране). Основные задачи этического воспитания: а) накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах); б) разумное использование свободного времени; в) развитие нравственных качеств личности – внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности; чувства долга и чести; уважения человеческого достоинства; трудолюбия и культуры труда; бережного отношения к национальному достоянию.

Трудовое воспитание – процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные, общественно одобряемые виды деятельности с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления и трудолюбия. Важной задачей трудового воспитания является профориентационная работа, направленная на развитие и подготовку добросовестного, ответственного и творческого отношения формирующейся личности к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Трудовое воспитание призвано: а) прививать школьникам уважение к людям труда; б) знакомить их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, работы в строительстве, на транспорте, в сфере обслуживания; в) побуждать к сознательному выбору профессии.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Его цель – развитие эстетического отношения к действительности, которое предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Такое восприятие может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства – человек обязан привносить прекрасное в свою жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Средства эстетического воспитания– окружающая жизнь, природа, искусство в различных его проявлениях (музыка, живопись, литература, кино, театр и др.).

Физическое воспитание – включение подрастающего поколения в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью. Цель физического воспитания – гармоничное развитие тела в органическом единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным и эстетическим воспитанием. Основные задачи физического воспитания: а) правильное физическое развитие; б) тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата; в) закаливание организма; г) воспитание силы воли и характера. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен не только соблюдать законы, но и добросовестно выполнять профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления человека в масштабах семьи, производства, всей страны, а также на формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости) и накопление знаний о собственности, системах хозяйствования, рентабельности, налогообложении. Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы. Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение, формирование уважительного отношения к законодательству и правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает закон.

Читать еще:  Принципы семейного воспитания

Данная программа разработана на основе подхода, предложенного О. С. Газманом и А. В. Ивановым и направленного на формирование базовых культур личности. Центральной среди них выступает культура жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Главный компонент самоопределения – выработка позиции творца, преобразующего собственную личность. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность и программу действий для ее воплощения. В соответствии с этим подходом воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитации, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы. Программа формирования базовых культур личности

На основе программы формирования базовых культур личности педагоги могут разработать подпрограммы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Программа освоения социальных ролей Данная программа воспитания разработана на основе подхода, с позиций которого целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к освоению социальных ролей и отношений. Согласно данному подходу, воспитательный процесс должен направляться на самореализацию личности в различных социальных сферах, каждой из которых соответствует свое содержание образования. Программа воспитания ценностного отношения к миру Данная программа основывается на представлении о воспитании как приобщении и приучении формирующейся личности к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор. Программа состоит из нескольких разделов, содержание которых выстраивается так, чтобы, вступая во взаимодействие с познаваемым и осмысливаемым миром, ученик постепенно приобретал способность осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо в противоречии) с этим миром.

Подходы к определению содержания воспитания

Спор о цели воспитания продолжается с древних времен. К.Д.Ушинский писал: «Если вам говорят, что целью воспитания будет сделать человека счастливым, то вы вправе спросить, что такое разумеет воспитатель под именем счастья; потому что, как известно, нет предмета в мире, на который люди смотрели бы так различно, как на счастье: что одному кажется счастьем, то другому может казаться не только безразличным обстоятельством, но даже просто несчастьем» 1 . При этом чаще всего возникает вопрос, всегда ли полезно ребенку быть постоянно счастливым, не приведет ли это к горькому разочарованию, беспомощности, когда молодой человек столкнется с несправедливостью, трагедиями, необходимостью выбора способа решения возникающих социальных проблем. Речь идет не только об его актуальных интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути.

Долгое время цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей. Стремление к идеальной цели не исключает и даже предполагает постановку, определение вполне понятных педагогу целей, достижение которых можно увидеть в результате его деятельности, каковым является изменение в воспитанности учащихся.

Говоря о конкретных целях, необходимо выделить основания для их определения.

Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа, — формирование его индивидуальности. Как считал Э. Фромм, при развитии индивидуальности активность и энергия развивается в каждой из сущностных сфер человека. В то же время эти сферы все больше интегрируются; развивается определенная структура, руководимая волей и разумом индивида. Развитие личности в какой-то мере определяется и индиви­дуальными условиями, но в основном социальными 2 .

Второе основание связано с отношениями человека и общества. Долгое время разработка и обоснование педагогических целей производились по ценностному, телеологическому признаку: высшей считалась цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства. При этом подходе интересы ребенка как бы уходили на второй план, однако гуманистическая педагогика считает их основными. Нам сегодня ближе определение, данное в учебнике К.Смирнова (1913 г.): «Воспитать питомца — значит помочь ему достичь собственными си­лами возможного для него совершенства, т.е. стать нравственно развитой и практически деятельной личностью» 3 .

Таким образом, все педагогические цели можно условно разбить на две взаимообусловленные группы: идеальные и актуальные, последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности.

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся.

Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка.

Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

В соответствии с вышеназванными задачами можно определить содержание воспитания школьников.

Другим подходом к определению содержания воспитания может быть классификация задач по видам деятельности учащихся. В данном случае мы говорим о выделении воспитательных задач, связанных с организацией познавательной, трудовой и досуговой деятельности детей. Задачи ориентированы на максимальное использование возможностей этих видов деятельности.

Третий подход, как и в первом случае, ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений, в экономической, политической и духовной сферах.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

Подходы к определению содержания образования и воспитания

Каковы же компоненты современного содержания целостного педагогического процесса? В последнее время к элементам содержания образования относят: информационный (знания), операционный (умения) и аксиологический (ценности) компоненты. Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, проведенный в последние годы, показал, что культура — это, прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. «Культура является человеку в представлениях, направлениях, ценностях, языке и способностях как вторая природа. » (К. Ясперс).

Но деятельность людей исключительно разнообразна и сложна, специфична для разных профессий и специальностей. В общеобразовательной школе нет никакой возможности сделать достоянием учащегося все разнообразные виды деятельности. Поэтому перед дидактикой возникла сложная задача — в многообразии деятельности найти общие для всех видов элементы, подлежащие усвоению, независимо от характера будущего конкретного дела человека. Усвоение этих общих элементов обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие культуры.

При анализе культуры на любом этапе ее развития можно выделить четыре общих ее элемента:

  • 1) уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;
  • 2) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;
  • 3) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем;
  • 4) нормы отношения к миру, друг к другу, т.е. система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности.

Усвоение первого элемента культуры обеспечивает формирование картины мира и вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Иными словами, знания служат инструментом всякой деятельности.

Усвоение второго элемента позволяет новым поколениям реализовать воспроизведение культуры и сохранить ее.

Усвоение третьего элемента обеспечивает дальнейшее развитие культуры, что без творческой деятельности невозможно.

Усвоение четвертого обусловливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, эмоциональную окрашенность, мотивы деятельности и т.д., т. е. все проявления отношения к деятельности, ее продуктам, к людям. Каждый элемент выполняет свою специфическую, неподменяемую другими функцию (В. В. Краевский, И. Я. Лериер, М. Н. Скаткин).

Читать еще:  Подходы к воспитанию в педагогике

На основании этого основными элементами содержания образования будут:

  • • знания о природе, обществе, человеке;
  • • опыт деятельности по известным способам;
  • • опыт творческой деятельности;
  • • опыт эмоционально-ценностных отношений.

Таким образом, содержание образования и воспитания система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Виды знаний, которые должны быть предусмотрены в программах, учебниках и в самом учебном процессе:

  • • основные понятия и термины, без которых нельзя понять ни один текст, ни одного элемента знаний. Это в равной мере относится как к понятиям естественного языка, отражающего повседневную действительность, так и к научным понятиям;
  • • факты повседневной действительности и науки. Без знания фактов нельзя понять законы науки, без них невозможны убеждения, без них нельзя доказывать и отстаивать свои идеи; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
  • • теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
  • • научные и социальные идеи, которые, став достоянием личности, обусловливают се отношение к миру, ее идеалы и направленность деятельности;
  • • знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, истории науки;
  • • оценочные знания, знания о нормах отношения к различным явлениям жизни.

Все виды знаний отличаются друг от друга тем, что они играют различную роль в выполнении знаниями своих функций в обучении и воспитании, требуют различной организации знаний и различных приемов обучения.

Содержание опыта творческой деятельности.

Важными чертами творческой деятельности являются:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Она состоит в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать ранее, подчас давно усвоенные знания и умения для поиска решения. Можно говорить и о такой черте творческой деятельности, как видение повой функции объекта. Эта черта состоит в том, что человек, привыкая к окружающим предметам и их назначению, умеет усматривать в них способность служить иной, неожиданной цели. Так, человек, имея карандаш, использует его в качестве дырокола, стержня или для других целей;
  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. Эта черта творческой деятельности хорошо известна каждому, кто решал математические задачи, но она необходима в любой области деятельности;
  • видение структуры объекта: человек, столкнувшись с ситуацией, проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта, существенное и несущественное соотношение этих элементов;
  • альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы, различных способов решения, наличия противоречивых доказательств, иными словами, разностороннее видение объекта (проблемы);
  • построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении каждой проблемы, а в различном сочетании с разной силой.

Нормы отношений к миру, т.е. воспитанность, — специфический компонент содержания, так как он состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их, а в оценочно-эмоциональном отношении к миру, к деятельности. Отношения человека к окружающей действительности, сфера его чувств не совпадает ни с содержанием его знаний об этой действительности, ни с его навыками и умениями. Это особая сфера. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования. » — писал К. Д . Ушинский. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности, но особой формой, отличающейся, например, от мышления. И. Г. Песталоцци писал, что «прежде чем говорить о какой-либо добродетели, я вызываю в детях живые чувства ее». Именно эмоции более способны переходить область бессознательного, не контролируемого разумом.

Существует несколько подходов к отбору содержания образования. Однако в историческом развитии наибольшее распространение получили два: теория материального образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) и теория формального образования (теории дидактического формализма). Сторонники первого направления разделяют точку зрения Я. А. Коменского, согласно которой главная цель обучения — в передаче учащимся как можно больших знаний из различных областей. Выпускник должен стать энциклопедически образованным.

Сторонники теории дидактического формализма рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Источником знаний, считали они, является разум. Поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека. При отборе содержания образования сторонники дидактического формализма руководствовались развивающей ценностью таких учебных предметов, как математика и классические языки (особенно древние). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт, П. Ф. Каптерев и др.

План Сущность категории «педагогическая цель». Подходы к ее определению. Таксономия целей. Источники целеполагания. Характеристика подходов к определению содержания воспитания — реферат

Теория и методика воспитания

Семинар 1. Цель и содержание воспитания

1. Сущность категории «педагогическая цель». Подходы к ее определению. Таксономия целей. Источники целеполагания.

2. Характеристика подходов к определению содержания воспитания.

Изучив литературу по проблеме, докажите, почему недопустимо:

— переписывать цели непосредственно из директивных документов;

— из года в год ставить одни и те же цели;

— использовать формулировки типа «повысить», «улучшить», «продолжать работу» и т.д.;

— переписывать цели из планов своих коллег?

Напишите реферат на одну из предложенных тем:

1. Понятие цели в отечественной и зарубежной педагогике.

2. Роль целеполагания в разработке концепции новой школы.

3. Содержательная характеристика нравственного (трудового, эстетического и т.д.) воспитания. (Направление выбирается студентом).

1. Подласый И.П. Педагогика. М.,1996.

2. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие.-М.,1998.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Учеб. пособие.-М.: ВЛАДОС, 2000.- С.184-197.

4. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс. – Тобольск: Изд-во Тобольского пединститута, 2005

5. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: Пед. поиск, 1997.-С.62-76.

По первому вопросу можно провести анализ разработок воспитательных мероприятий, дневников практики: правильно ли поставлены воспитательные задачи, если неправильно скорректировать их.

Отработать умение в постановке воспитательных целей и задач.

В подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание на то, какие направления содержания воспитания стали наиболее актуальны и приоритетны в современной школе и от чего это зависит.

Семинар 2. Формы воспитания

1. Работа с базовыми понятиями: метод, прием, средства воспитания, формы воспитательной работы, их взаимосвязь.

2. Сущностная характеристика методов воспитания, их классификация.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в использовании форм воспитания.

4. Формы воспитания (деловая игра – проигрывание различных форм воспитания).

1. Заполните следующую таблицу:

2. Подготовьте по микрогруппам одну из форм воспитания (беседа, устный журнал, час общения и т.д.).

1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.-М.,1989.

2. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие /Под ред.М.И.Рожкова. -М., ВЛАДОС, 1999.

3. Лихачев Б.П. Педагогика. Курс лекций.-М., 1996.

4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.-М.,1986.

5. 5 Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя.-М.: Пед. общество России, Изд. дом “Ноосфера”

6. Новое в воспитательной работе школы /Сост. Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. М.,1991.

7. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.,1995.

8. 8.Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс. – Тобольск: Изд-во Тобольского пединститута, 2005

9. Шмаков С.А. Ее величество игра.-М.,1992.

10. Шмаков С.А. Уроки детского досуга.-М.,1992.

11. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел.-Владимир, 1993.

Первый вопрос дает возможность развития у Вас аналитико-синтетических способностей.

Выпишите определения понятий «метод», «прием», «средства воспитания», «формы воспитательной работы». Попытайтесь установить иерархию этих понятий и оформите графически связи между этими понятиями.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка в 4 месяца

Второй вопрос предполагает рассмотрение различных классификаций методов воспитания, предложенных в рекомендуемой литературе. Выберите из них наиболее удобную и приемлемую для Вас и представьте ее в виде схемы или таблицы. Наиболее часто встречаемые ошибки студентов – путаница между содержанием понятий «метод исследования», «метод воспитания» и «метод обучения» и, соответственно, путаница в их классификациях. Для того, чтобы избежать этих ошибок, необходимо четко разграничивать и знать не только классификации, но и содержание, и структуру трех сравниваемых понятий.

Готовясь к третьему вопросу, Вы должны научиться подбирать различные формы воспитания исходя из особенностей класса и отдельных учеников, а также из воспитательных целей, которые Вы перед собой поставите.

Задание № 2 имеет творческий характер. Для его выполнения Вам необходимо определить с кем из группы Вы будете сотрудничать (студенческая группа делится на микрогруппы по 4 человека). Микрогруппе необходимо разработать одну из форм воспитания, оформить конспект воспитательного мероприятия и провести его фрагмент на занятии. Особое внимание следует уделить тому, для детей какого возраста будет проведено данное мероприятие, каковы цели и задачи данного мероприятия и адекватно ли подобраны методы и средства воспитания.

Конспект воспитательного мероприятия оформляется на листах формата А4.

В содержании разработки воспитательного мероприятия обязательно наличие темы мероприятия, цели, задач, оборудования, необходимого для проведения данного мероприятия. Также в конспекте могут содержаться сведения о возрасте школьников и другая уточняющая информация.

Ход мероприятия описывается в произвольной форме. (Полная информация по оформлению разработки воспитательного мероприятия представлена в УМК приложение 3).

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

1. Создание временной инициативной группы (совета дела), которой поручается разработка плана предстоящего мероприятия.

2. Разработка композиции предстоящего мероприятия.

3. Составление списка подготовительных дел, определение средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного.

4. Распределение, заданий, поручений.

5. Совместная деятельность по подготовке мероприятия.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Подведение итогов, анализ осуществленной программы действий.

Такая организация воспитательного мероприятия позволяет реализовать личностно-деятельностный подход в воспитании, повышает степень самостоятельности школьников в организации жизнедеятельности класса.

Семинар 3. Воспитательные системы и концепции воспитания

1. Сущностная характеристика воспитательных систем: структура, этапы развития.

2. Педагогическая концепция как основа воспитательной системы.

3. Характеристика авторских воспитательных систем (вопрос раскрывается на основе сообщений студентов).

4. Моделирование воспитательной системы.

1. Подготовить сообщение об авторских воспитательных системах: С.Т.Шацкого, Я.Корчака, А.Нейлла, воспитательной системе вальдорфских школ, Е.А.Ямбурга, М.Монтессори и др.

2. Разработать модель воспитательной системы школы, в которой Вы хотели бы работать.

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1.- Казань: Казанский ун-т, 1996.

2. Воспитательная система школы: проблемы управления.//Директор школы.- Вып.6.- 1997.

3. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М.: Новая школа, 1997.

4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.

5. Частная школа (журнал).

6. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс. – Тобольск: Изд-во Тобольского пединститута, 2005

7. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. Культурологичесая педагогика. – М., 2000.

При подготовке первого задания (третьего вопроса) Вам необходимо знать что такое авторская воспитательная система. Сообщения об авторских воспитательных системах можно подготовить в виде презентации или рекламы той школы, в которой Вы работаете и привлекаете в нее потенциальных учеников, выступая перед аудиторией родителей. По итогам Вашего выступления в группе будет организовано обсуждение и подсчет количества голосов «родителей», желающих отдать своих детей в школу, которая работает по определенной воспитательной системе.

Для того чтобы выполнить задание № 2, необходимо проработать теорию вопроса и знать что такое ВСШ (воспитательная система школы), из каких блоков она состоит (какова ее структура) и каким образом она развивается. Также необходимо понимать, что моделирование и конструирование педагогических систем является важной частью деятельности современного педагога, знать, что модель – это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса, аналог. Выполняя данное задание, простройте схему блоков ВСШ и по ходу чтения рекомендуемой литературы делайте выписки – заносите самые интересные идеи, опыт их осуществления, положительные и отрицательные моменты жизни ВСШ и т.д.

Обратите внимание на то, что в Вашей модели должны быть представлены все основные блоки, входящие в структуру ВСШ (основная педагогическая идея, цели и задачи, деятельность по их достижению, педагогическое общение, система самоуправления, система взаимодействия с окружающей средой), а также предполагаемые показатели эффективности Вашей воспитательной системы.

Ваши идеи вы можете оформить в виде письма другу, заметки в газете, презентации, рекламного проспекта, выступления перед учителями и т.д.

Семинар 4. Педагогическое взаимодействие и воспитание

1. Сущность педагогического взаимодействия.

2. Психолого-педагогические основы взаимодействия субъектов воспитания: педагог-воспитанник, педагог-родитель воспитанника, педагог-воспитанник-родители воспитанника.

3. Технология педагогического взаимодействия.

4. Анализ ситуаций педагогического взаимодействия.

Подготовьте для анализа одну из ситуаций педагогического взаимодействия из личного опыта, художественной или публицистической литературы.

1. Классному руководителю /Под ред. М.И.Рожкова.-М.:ВЛАДОС, 1999.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе.-М.: Ноосфера, 1999.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.-М.: ВЛАДОС, 1999.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.:Академия, 2000.

5. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс. – Тобольск: Изд-во Тобольского пединститута, 2005.

6. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры.-М., 1997.

При подготовке задания к занятию вам необходимо четко описать ситуацию педагогического взаимодействия. Описать условия ее протекания, участников, их возрастные и личностные характеристики. Следует учитывать, что в процессе взаимодействия субъектов воспитания часто возникают трудности, которые зависят от:

— неумения наладить доверительные отношения;

— непонимания внутренней психологической позиции субъекта взаимодействия;

— сложности в управлении классом и общения с его группами;

— замедленного реагирования на изменение учебно-воспитательной ситуации;

— неумения находить нестандартные, оригинальные приемы в решении возникающих проблемных задач;

— трудности в речевом общении при передаче собственного эмоционального отношения к происходящему и т.д.

Для анализа ситуаций педагогического взаимодействия рекомендуется использовать следующий алгоритм:

1. Анализ действия (импульсивное, аффективное, непроизвольное, внушаемое, нечаянное, бесполезное, негативистское, сознательное действие с непредвиденным результатом, умышленное действие).

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др.

5. Постановка педагогической задачи.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения.

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: что является критерием успешности решения ситуации.

8. Обоснование выбора решения.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

Семинар 5. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

1. Назначение и полномочия классного руководителя.

2. Обязанности классного руководителя.

3. Планирование работы классного руководителя.

Посетите школу и проанализируйте план работы классного руководителя: его структуру: содержание деятельности, формы и методы работы с субъектами учебно-воспитательного процесса.

1. Классному руководителю /Под ред. М.И.Рожкова.-М.:ВЛАДОС, 1999.

2. 2.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.-М.: ВЛАДОС, 1999.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.- М.:Академия, 2000.

4. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс. – Тобольск: Изд-во Тобольского пединститута, 2005.

При анализе плана воспитательной работы классного руководителя обратите внимание на следующие аспекты:

— что предшествует той таблице, в которой прописаны основные мероприятия;

— на какой период составляется план работы классного руководителя;

— кем и когда он утверждается;

— от чего зависит выбор воспитательных мероприятий;

— какова доля участия и ответственности родителей и учеников в проведении мероприятий;

— какие направления воспитания учтены в плане, какие из них являются приоритетными и почему.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector