221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подходы к определению содержания воспитания

Содержание воспитания. Понятие о содержании воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. В практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;

2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе;

3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к окружающей действительности, миру людей и себе самому.

В связи с разнообразием воспитательных концепций и множественностью соответствующих им целей и задач в современной педагогической теории и практике сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания. На сегодняшний день наиболее распространены четыре подхода к определению этого понятия.

Первый подход связан с пониманием воспитания как процесса управления развитием ребенка, направленного на позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях (И. С. Марьенко). В рамках данного подхода выделяются воспитательные задачи, ориентированные на формирование:

• личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи <патриотическое воспитание);

• интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания (умственное воспитание);

• духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе (нравственное воспитание);

• потребности в освоении воспитанником проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне (эстетическое воспитание);

• потребности в здоровом образе жизни (физическое воспитание).

Второй подход связан с пониманием воспитания как средства трансляции культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов). Согласно этому подходу воспитание должно быть направлено на формирование базовой культуры личности, которая понимается как достижение личностью некоторой гармонии, обеспечивающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. С позиций данного подхода содержание воспитания направлено на формирование следующих базовых культур личности: жизненного самоопределения; семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой; интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологической, художественной, физической.

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников). При таком подходе целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений, сложившихся в экономической, политической и духовной сферах. В соответствии с этим основу в определении содержания воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, чтобы реализовать себя в системе общественных отношений (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец).

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова). С позиций данного подхода содержанием воспитания выступает деятельность, в ходе которой школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить его. Основными ценностными ориентирами этого подхода являются:

• педагогический взгляд на воспитание с позиций общечеловеческой культуры;

• педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении и о присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

• определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

• максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;

• поступенчатое разворачивание жизненных проблем в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;

• философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем.

Рассмотренные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание с разных сторон. Знание этих подходов поможет воспитателю всесторонне оценить содержание воспитательного процесса и выбрать свой вариант работы с коллективом. Кроме того, проблема содержания воспитания находит практическое выражение и реально возникает при составлении программы воспитательной работы со школьниками.

Подходы к определению содержания воспитания

Спор о цели воспитания продолжается с древних времен. К.Д.Ушинский писал: «Если вам говорят, что целью воспитания будет сделать человека счастливым, то вы вправе спросить, что такое разумеет воспитатель под именем счастья; потому что, как известно, нет предмета в мире, на который люди смотрели бы так различно, как на счастье: что одному кажется счастьем, то другому может казаться не только безразличным обстоятельством, но даже просто несчастьем» 1 . При этом чаще всего возникает вопрос, всегда ли полезно ребенку быть постоянно счастливым, не приведет ли это к горькому разочарованию, беспомощности, когда молодой человек столкнется с несправедливостью, трагедиями, необходимостью выбора способа решения возникающих социальных проблем. Речь идет не только об его актуальных интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути.

Долгое время цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей. Стремление к идеальной цели не исключает и даже предполагает постановку, определение вполне понятных педагогу целей, достижение которых можно увидеть в результате его деятельности, каковым является изменение в воспитанности учащихся.

Говоря о конкретных целях, необходимо выделить основания для их определения.

Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа, — формирование его индивидуальности. Как считал Э. Фромм, при развитии индивидуальности активность и энергия развивается в каждой из сущностных сфер человека. В то же время эти сферы все больше интегрируются; развивается определенная структура, руководимая волей и разумом индивида. Развитие личности в какой-то мере определяется и индиви­дуальными условиями, но в основном социальными 2 .

Читать еще:  Основные факторы семейного воспитания

Второе основание связано с отношениями человека и общества. Долгое время разработка и обоснование педагогических целей производились по ценностному, телеологическому признаку: высшей считалась цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства. При этом подходе интересы ребенка как бы уходили на второй план, однако гуманистическая педагогика считает их основными. Нам сегодня ближе определение, данное в учебнике К.Смирнова (1913 г.): «Воспитать питомца — значит помочь ему достичь собственными си­лами возможного для него совершенства, т.е. стать нравственно развитой и практически деятельной личностью» 3 .

Таким образом, все педагогические цели можно условно разбить на две взаимообусловленные группы: идеальные и актуальные, последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности.

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся.

Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка.

Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

В соответствии с вышеназванными задачами можно определить содержание воспитания школьников.

Другим подходом к определению содержания воспитания может быть классификация задач по видам деятельности учащихся. В данном случае мы говорим о выделении воспитательных задач, связанных с организацией познавательной, трудовой и досуговой деятельности детей. Задачи ориентированы на максимальное использование возможностей этих видов деятельности.

Третий подход, как и в первом случае, ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений, в экономической, политической и духовной сферах.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

Подходы к определению содержания образования и воспитания

Каковы же компоненты современного содержания целостного педагогического процесса? В последнее время к элементам содержания образования относят: информационный (знания), операционный (умения) и аксиологический (ценности) компоненты. Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, проведенный в последние годы, показал, что культура — это, прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. «Культура является человеку в представлениях, направлениях, ценностях, языке и способностях как вторая природа. » (К. Ясперс).

Но деятельность людей исключительно разнообразна и сложна, специфична для разных профессий и специальностей. В общеобразовательной школе нет никакой возможности сделать достоянием учащегося все разнообразные виды деятельности. Поэтому перед дидактикой возникла сложная задача — в многообразии деятельности найти общие для всех видов элементы, подлежащие усвоению, независимо от характера будущего конкретного дела человека. Усвоение этих общих элементов обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие культуры.

При анализе культуры на любом этапе ее развития можно выделить четыре общих ее элемента:

  • 1) уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;
  • 2) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;
  • 3) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем;
  • 4) нормы отношения к миру, друг к другу, т.е. система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности.

Усвоение первого элемента культуры обеспечивает формирование картины мира и вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Иными словами, знания служат инструментом всякой деятельности.

Усвоение второго элемента позволяет новым поколениям реализовать воспроизведение культуры и сохранить ее.

Усвоение третьего элемента обеспечивает дальнейшее развитие культуры, что без творческой деятельности невозможно.

Усвоение четвертого обусловливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, эмоциональную окрашенность, мотивы деятельности и т.д., т. е. все проявления отношения к деятельности, ее продуктам, к людям. Каждый элемент выполняет свою специфическую, неподменяемую другими функцию (В. В. Краевский, И. Я. Лериер, М. Н. Скаткин).

На основании этого основными элементами содержания образования будут:

  • • знания о природе, обществе, человеке;
  • • опыт деятельности по известным способам;
  • • опыт творческой деятельности;
  • • опыт эмоционально-ценностных отношений.

Таким образом, содержание образования и воспитания система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Виды знаний, которые должны быть предусмотрены в программах, учебниках и в самом учебном процессе:

  • • основные понятия и термины, без которых нельзя понять ни один текст, ни одного элемента знаний. Это в равной мере относится как к понятиям естественного языка, отражающего повседневную действительность, так и к научным понятиям;
  • • факты повседневной действительности и науки. Без знания фактов нельзя понять законы науки, без них невозможны убеждения, без них нельзя доказывать и отстаивать свои идеи; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
  • • теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
  • • научные и социальные идеи, которые, став достоянием личности, обусловливают се отношение к миру, ее идеалы и направленность деятельности;
  • • знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, истории науки;
  • • оценочные знания, знания о нормах отношения к различным явлениям жизни.

Все виды знаний отличаются друг от друга тем, что они играют различную роль в выполнении знаниями своих функций в обучении и воспитании, требуют различной организации знаний и различных приемов обучения.

Содержание опыта творческой деятельности.

Важными чертами творческой деятельности являются:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Она состоит в том, что, решая какую-либо новую для него проблему, ученик способен использовать ранее, подчас давно усвоенные знания и умения для поиска решения. Можно говорить и о такой черте творческой деятельности, как видение повой функции объекта. Эта черта состоит в том, что человек, привыкая к окружающим предметам и их назначению, умеет усматривать в них способность служить иной, неожиданной цели. Так, человек, имея карандаш, использует его в качестве дырокола, стержня или для других целей;
  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. Эта черта творческой деятельности хорошо известна каждому, кто решал математические задачи, но она необходима в любой области деятельности;
  • видение структуры объекта: человек, столкнувшись с ситуацией, проблемой, новым текстом, улавливает все элементы этого объекта, существенное и несущественное соотношение этих элементов;
  • альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы, различных способов решения, наличия противоречивых доказательств, иными словами, разностороннее видение объекта (проблемы);
  • построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.
Читать еще:  Особенности воспитания детей 5 6 лет

Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении каждой проблемы, а в различном сочетании с разной силой.

Нормы отношений к миру, т.е. воспитанность, — специфический компонент содержания, так как он состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их, а в оценочно-эмоциональном отношении к миру, к деятельности. Отношения человека к окружающей действительности, сфера его чувств не совпадает ни с содержанием его знаний об этой действительности, ни с его навыками и умениями. Это особая сфера. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования. » — писал К. Д . Ушинский. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности, но особой формой, отличающейся, например, от мышления. И. Г. Песталоцци писал, что «прежде чем говорить о какой-либо добродетели, я вызываю в детях живые чувства ее». Именно эмоции более способны переходить область бессознательного, не контролируемого разумом.

Существует несколько подходов к отбору содержания образования. Однако в историческом развитии наибольшее распространение получили два: теория материального образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) и теория формального образования (теории дидактического формализма). Сторонники первого направления разделяют точку зрения Я. А. Коменского, согласно которой главная цель обучения — в передаче учащимся как можно больших знаний из различных областей. Выпускник должен стать энциклопедически образованным.

Сторонники теории дидактического формализма рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Источником знаний, считали они, является разум. Поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека. При отборе содержания образования сторонники дидактического формализма руководствовались развивающей ценностью таких учебных предметов, как математика и классические языки (особенно древние). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт, П. Ф. Каптерев и др.

Подходы к определению содержания воспитания

Умственное воспитание: задачи, пути осуществления, формы организации.

Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Нравственное воспитание. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания. Содержание нравственного воспитания.

Воспитание гражданственности: гражданское сознание, основы правовой и политическойкультуры, формирование социальной активности.

Трудовое воспитание: формирование мотивации и позитивного отношения к труду, опыты общественно-полезной деятельности. Виды трудовой деятельности.

Эстетическое воспитание: формирование эстетического сознания, эстетического вкуса, формирование у детей художественно-эстетических потребностей.

Воспитание дисциплины и культуры поведения: различные подходы в разработке проблемы воспитания дисциплины; сущность сознательной дисциплины и культуры поведения.

Физическое воспитание: развитие интереса и эмоционально-ценностного отношения к здоровью, формирование системы знаний об особенностях организма, развитие волевых качеств.

Экологическое воспитание: развитие интереса и потребностей общения с природой, воспитание экологической культуры школьника, отношение к природе как к уникальной ценности.

Содержание как философская категория отображает внутреннюю основу существования предмета (явления), побудительную силу, являющуюся источником развития предмета (явления).

По отношению к процессу воспитания содержание воспитания — это внутренняя основа его функционирования и развития.

Из определения воспитания как процесса приобщения воспитанников к системе социальных идей, отражающих те или иные ценности, содержание воспитания можно определить как сконцентрированное выражение системы социальных идей о значимости (ценности) явлений и процессов окружающей действительности, овладение которыми позволяет воспитанникам включаться в освоение и преобразование мира человеческой культуры.

В свою очередь социальные идеи отражают различные виды общественного опыта, который базируется на:

  1. системе знаний о явлениях, процессах, объектах окружающей действительности;
  2. опыте эмоционально ценностной оценки явлений, процессов, объектов окружающей действительности;
  3. опыте осуществления известных способов практической и духовной деятельности;
  4. опыте творческого преобразования окружающей действительности.

Каждый элемент выполняет определенные функции. Так, система знаний позволяет получить представления об окружающей действительности и выступает как ориентир в деятельности и поведении. Опыт эмоционально-ценностной оценки предполагает оценивание личностью объектов, процессов, получаемых о них знаний с точки зрения их общественно и личностно значимой ценности. Кроме того, опыт эмоционально-ценностной оценки регулирует взаимоотношения личности с окружающим миром, направляет ее деятельность.

Опыт существования известных способов духовной и практической деятельности обеспечивает приобретение личностью умений и навыков выполнения познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной и других видов деятельности, а также умений и навыков поведения по отношению к другим людям и самому себе. Опыт творческого преобразования окружающей действительности обеспечивает проявление воспитанником инициативы, самостоятельности, возможность нестандартного решения возникшей задачи, сложившейся ситуации, создание новых способов деятельности, выработке собственных нравственных эталонов поведения.

Все указанные элементы содержания воспитания взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга. Именно они определяют специфику воспитательных задач, которые ставит учитель в реальных ситуациях педагогического взаимодействия с воспитанниками (познакомить. ; убедить в необходимости…; показать значимость-ценность; создать условия для проявления чувства гордости, радости, огорчения, негодования и др.; создать условия для возможности оценить значимость, важность, ценность. ; показать возможные пути выполнения. ; помочь организовать. ; создать условия для проявления инициативы, самостоятельности; создать условия для действенного проявления сочувствия, для оказания помощи, поддержки).

Вопрос о внутреннем наполнении элементов содержания воспитания связан с постановкой частных и конкретных целей воспитания, т.е. формирование гражданской (патриотической, общественной, политической, правовой, интернациональной), нравственной, деловой, эстетической позиций личности и определяет направления воспитательной работы: гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Рассмотрим содержание воспитательной работы по каждому из выделенных направлений.

Сущность гражданской позиции личности заключает, как уже рассматривалось ранее, в ценностном отношении школьника к явлениям общественно-политической жизни, к идеалам общества, в котором он живет.

В Словаре современного русского языка под редакцией С.И.Ожегова гражданин определяется, во-первых, как лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства, во-вторых, как человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе. Анализ данных определений позволяет выделить явления социальной действительности, которые в процессе воспитания воспринимаются (или не воспринимаются) школьниками как ценности, т.е. происходит становление системы ценностных отношений.

Необходимо сказать, что значимость гражданского воспитания для развития личности растущего человека трудно переоценить. Недаром прогрессивные мыслители как прошлого, так и настоящего связывают личное достоинство человека с его гражданским достоинством. Вот как писал об этом Н.М.Карамзин: «Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетель служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма…».

Тем не менее история развития нашего общества и школы показывает, что не всегда проблеме формирования гражданского самосознания уделялось и уделяется должное внимание. Нельзя не согласиться с замечательным деятелем просвещения, писателем-педагогом второй половины XIX века А.А.Мусиным-Пушкиным, который с горечью отмечал: «Наше русское юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности… Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие — образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями».

Нравственная позиция личности определяется как система ценностных отношений школьника к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, и на их основе отношений к другим людям и самому себе. Нравственная позиция конкретизируется такими качествами, как дисциплинированность, принципиальность, справедливость, честность, добросердечность, отзывчивость, и проявляется в саморегуляции человеком своего поведения, помощи другим людям, скромном поведении, отстаивании правоты, нетерпимости к несправедливости, стяжательству, грубости, наглости.

Содержание работы по нравственному воспитанию определяется также задачами, основанными на выделенных элементах содержания воспитания.

Необходимо отметить, что одним из направлений по нравственному воспитанию является семейное воспитание, в основе которого — формирование у школьников ценностного восприятия представителей противоположного пола и семьи как основной сферы жизнедеятельности человека.

Сущность деловой позиции личности заключается в принятии школьником человеческого труда, его видов и его продуктов как ценности. Содержанием деловой позиции можно считать, во-первых, потребности в интеллектуальной и трудовой деятельности, во-вторых, интеллектуальные и трудовые умения и навыки, в-третьих, осознанность в выборе профессиональной деятельности.

Деловая позиция проявляется через такие качества личности, как деловитость, собранность, аккуратность, целеустремленность, настойчивость, организованность, вдумчивость, предприимчивость и др.

Эстетическая позиция личности проявляется через систему ценностного отношения школьника к природе, достижениям искусства, здоровью, внешнему облику человека, быту. Содержанием этих отношений является возможность и способность школьника оценивать выделенные явления с позиции прекрасного, что предполагает наличие эстетического вкуса. В свою очередь, можно предположить, что оценка явлений и предметов окружающей действительности как «прекрасное — безобразное» осуществляется через восприятие гармонического в них, ведь гармония определяется как «соразмерность и упорядоченность частного и целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания объекта» (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 108).

Направления по эстетическому воспитанию определяются компонентами системы отношений (экологическое, художественное, физическое). Содержание же эстетического воспитания определяется задачами, вытекающими из четырех элементов содержания воспитания.

Необходимо сказать, что все направления воспитательной работы образуют сложную нелинейную систему.

Так, позиция интернационалиста, патриота, гражданина своей страны — это конкретизация не только гражданской, но и нравственной позиции; сущность воспитания правовой культуры школьников является не только принятие воспитанником закона как социальной ценности, но и формирование его дисциплинированности, его гражданской позиции, т.е. реализация целей, конкретизирующих гражданскую и нравственную позицию воспитанника. Цель природо-охранительного воспитания включает, наряду с формированием бережного отношения к природе как общенародной ценности, воспитание эстетического отношения к ней. Очевидно, что отношения к деятельности людей и своей собственной — выражение нравственной и деловой позиций воспитанника, а его стремление к эстетическому идеалу отражает не только эстетическую, но и нравственную, гражданскую позицию.

Содержание воспитания — это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращения в индивидуальный мир личности. В настоящее время существуют несколько подходов к определению содержания воспитания. Традиционный подход- содержание воспитания определялось целью воспитания и конкретизировалось в ряде задач: идейно-политическое, нравственное, трудовое, физической, эстетическое (до 90-х годов ХХ столетия). В настоящее время считается, что воспитание направлено на формирование базовой культуры личности (система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведение). В таком описании подчеркивается ориентация на личность в процессе воспитания. Ценностные отношения как содержание воспитания развивает Н.Е. Щуркова. Смысл этого подхода состоит в том, что содержанием воспитания являются ценностные отношения, которые автор называет отношением личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Содержания воспитания определяется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов

Основные задачи воспитания и пути их совершенствования рассмотрим в схематическом плане.


    Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребностей в самообразовании.

Формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, развитие мышления

Развитие эрудиции, помощь в овладении системы научных знаний, формирование мировоззрения.

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к себе, к другим.
    1. Учебный процесс.
    2. В процессе самообразования.
    3. В процессе совместной деятельности и общения с другими людьми.
    4. Средства массовой информации.

    1. Формирование гражданского сознания: основ правовой, политической культуры, знания истории Отечества; философско-мировоззренческая подготовка
    2. Формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, чувства гражданского долга, готовность защищать Отечество
    3. Формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской и исполнительской деятельности

    1. Учебный процесс.
    2. Правовое и политическое просвещение.
    3. Самообразование.
    4. Участие в общественной жизни школы.
    5. Участие в деятельности общественных детских организаций.
    6. Семейное воспитание
    7. Выполнение общественных поручений.

    1. Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, нравственные и этические ценности, нормы, этическая оценка, мотивация.
    2. Развитие нравственных чувств и качеств: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, товарищество, доброта, стыд, коллективизм, милосердие, принципиальность.
    3. Формирование опыта поведения, соответствующего принятым нормам; выработка нравственных привычек.

    1. Потенциал учебных предметов.
    2. Нравственное просвещение во внеклассной работе.
    3. Семейное воспитание.
    4. Средства массовой информации.

    1. Формирование эстетического сознания: знание основ эстетики, мировой и отечественной культуры, участие в народно-художественном творчестве.
    2. Формирование эстетического вкуса и чувств. Корректировка псевдокультуры, развитие интереса к творчеству.
    3. Формирование способов художественно-творческой деятельности, поддержка Одаренных детей, выработка опыта организации среды обитания с учетом эстетических норм.

    1. Эстетическое воспитание через предметы художественно-эстетического цикла.
    2. Приобщение к художественно-творческой деятельности через систему дополнительного образования.
    3. Семейное воспитание.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×