221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подходы к определению воспитания

Современные подходы к воспитанию

Нельзя иметь верного понятия о том, чего не испробовали.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

Личностно ориентированный подход (Р. Штайнер, М. Монтессори, И.С. Якиманская). В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: суть в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа С. Френе, школа М. Монтессори и их многочисленных последователей, как в России, так и во всем мире.

Деятельноетный (личностно-деятельностный) подход (С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.К. Платонов, В.В. Давыдов). В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный, или личностно-деятельностный, подход как в воспитании, так и в обучении.

Культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев). Базовой основой воспитательного процесса при реализации данного подхода является обращение к российской культуре, национальным традициям. Воспитание культуры подрастающего поколения не мыслится без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев, обрядов и праздников. Решение задач воспитания школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности своего народа: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Этот подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России.

Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективные средства для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблемы преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.

Как уже отмечалось, воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и др.

Если наше воспитание будет нацелено на то, чтобы в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, т.е. чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров).

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

— гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

— недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

— недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; потребительское отношение к природе;

— нетерпимое отношение к инакомыслящим;

— недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, без создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход (мыслители Древней Греции, гуманисты эпохи Возрождения, Ш.А. Амонашвили) в воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Этот подход в воспитании ориентирован на то, чтобы система взаимоотношений на уровне «воспитатель —воспитанник» базировалась на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить воспитание человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой — ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительного, справедливого и честного отношения друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности.

А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Человекоцентрированный подход в воспитании, появившийся в начале XXI в., рассматривает человека главным действующим лицом: все о Человеке и все для Человека. Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях происходит не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Читать еще:  В конституции рф воспитание детей рассматривается как

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой — многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Подходы к воспитанию

Воспитательная работа в вузе

1. Сущность понятия «воспитание» и организация воспитательного процесса в современных условиях

Воспитание:

целенаправленная деятельность, призванная формировать у воспитанников систему качеств личности, взглядов и убеждений (Педагогическая энциклопедия);

целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Лийметс, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);

– процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей (Н.М. Таланчук);

– педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова);

– целенаправленное, организованное педагогом-профессионалом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную человека (Н.Е. Щуркова);

– процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении (Е.В. Бондаревская);

– специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, то есть оно направлено на социализацию (О.С. Газман);

— процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В. И. Ги­не­цин­ский);

— восхождение к субъектности (М.С. Каган)

воспитание как педагогический процесс представляет собой выработку человеком своей личной культуры смыслов (С.Д. Поляков).

Подходы к воспитанию

Амбивалентный подход (Л.И.Новикова) – рассмотрение педагогического явления через “дуальную оппозицию”, то есть двусторонне, с двух противоположных и, казалось бы, исключающих, противоречащих друг другу сторон. Амбивалентный подход возник при изучении таких феноменов педагогической практики как коллектив и индивидуальность, хаос и порядок, свобода и ответственность, дифференциация и интеграция.

Акмеологический подход(А.А.Бодалев). Акмеология – наука, которая изучает развитие человека на ступени взрослости и достижения им вершины в этом развитии как индивида (природного существа), как субъекта деятельности (главным образом как профессионала), как личности. Помимо большого акме существуют его возрастные “предвестники” — микроакме человека в каждом переживаемом им возрасте. Акмеологией и педагогикой разрабатывается вопрос о том, в какую оптимальную для него систему воспитания должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития, достигнутой в одной возрастной фазе, к кульминации, характерной для следующей фазы, обязательно состоялся.

Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные различия), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни) задачи. Возрастной подход обеспечивает условия для их эффективного решения (А.В.Мудрик).

Герменевтический подход (И.Д.Демакова) – предполагает рассмотрение воспитуемого как своеобразного текста, знаковой системы, а педагогической деятельности как деятельности, основанной на “прочитывании” этого текста. Причем решающую роль здесь имеет обращение не столько к педагогическим фактам и явлениям, сколько к тому, что за ними стоит: субъективным смыслам, бессознательным мотивам поведения ребенка. Педагогическая деятельность осуществляется на основе не столько знания воспитанника (факта), сколько его понимания, проникновения в его мышление, чувства, переживания (смысла).Понимание как педагогическая деятельность всегда начинается с выявления собственного непонимания; затем следуют операции по его преодолению через обращение педагога к собственному интеллектуальному, эмоциональному, оценочному, культурному, педагогическому опыту; и, наконец, педагогическая рефлексия как движение в смыслах.

Индивидуальный подход – рассмотрение воспитания как процесса, осуществляемого с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса по отношению к каждому воспитаннику.

Позиционный подход (А.И.Григорьева) к воспитательной деятельности педагога выступает альтернативой традиционному нормативно-функциональному подходу. Если в последнем предполагается, что воспитание — работа (“воспитательная работа”), набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, то позиционный подход строится на основе идеи, что воспитание — это особая духовно-практическая деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, полагая ее цели, насыщая ее ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс деятельности. Воспитательная деятельность педагога пронизывает различные сферы приложения его профессиональных сил (учебный процесс, внеучебную сферу, непосредственное общение), сопряжена с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью.

Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы. Ведущее в синергетике понятие – аттрактор, т.е. относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе множество траекторий ее возможного развития. Концептуально связанным с ним понятием является бифуркация. Оно означает некую точку, фазу, в которую время от времени попадает система. В точке бифуркации система оказывается в неопределенном, неустойчивом состоянии. В такой критический момент перед ней открывается выбор между несколькими и очень разными сценариями дальнейшего развития. Воспитательная система образовательного учреждения не является стабильной, она подвержена изменению. Обновление системы может подтолкнуть как спланированное управленческое решение, так и спонтанно родившиеся внутри коллектива инициативы. Механизмом развития системы может стать резонансное воздействие, т.е. несильное, небольшое, “точечное” воздействие на воспитательную систему, соответствующее каким-то уже наметившимся, существенным тенденциям в развитии образовательного учреждения. Важную роль в самоусложнении системы играют также и включенные в нее зоны хаоса, зоны неупорядоченности. Именно в незаорганизованных клубах, на импровизационных праздниках, вечерних или капустниках, посиделках рождается, пробуется новое, неожиданное, что может стать необходимым образовательному учреждению на новом витке его развития.

Событийный подход (Д.В.Григорьев) – взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни воспитанников и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами. Реализация событийного подхода предполагает наличие в студенческой жизни эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Поэтому событийный подход рассматривает воспитание как совместное бытие воспитателей и воспитуемых, их взаимодействие и сотрудничество. Основная функция совместного бытия – развивающая. Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча педагога и воспитанника (их со-бытие).

Средовый подход (Ю.С.Мануйлов) – рассмотрение процесса развития личности в зависимости от условий окружающей ее среды. Предполагает систему таких действий со средой, которые обеспечили бы ее превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата.

Компетентностный подход (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, А.В. Хуторской) рассмотрение воспитательного результата как опыта.

Конкретное наполнение понятий компетенция и компетентность, конкретное содержание зависит от типов ситуаций. Поэтому ключевые (наиболее универсальные) компетенции и компетентности являются результатом не только общего образования, но и образовательного опыта человека в целом. В образовательный опыт в его широком понимании входит и опыт воспитательный. В таком понимании компетентностно ориентированное образование может стать основой для идеи проектирования воспитательного пространства образовательного учреждения. Ключевой точкой в воспитании, ориентированном на формирование компетенций, становится опыт деятельности воспитанника.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка 7 лет мальчика

Статья «Понятие воспитания в концепциях педагогов — современников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Понятие воспитания в концепциях педагогов — современников.

О.В. Неустроева (магистр, педагог — психолог)

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями [2].

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное яв­ление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспи­тание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [9] .

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий [3].

Разнообразие воспитательных технологий представлено в концепциях ученых, с помощью которых воспитательный процесс детей и подростков проходит более качественно.

Воспитание ребенка как человека культуры.

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской.

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Автор концепции рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой — как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс — это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого — в становлении его личностного образа. Воспитание помогает личности прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний. Однако жизненный путь личности — это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним, сколько смысл, вкладываемый в них, отношения и смыслы индивидуальные, необщие, окрашенные жизненным опытом, приобретенным на жизненном пути [1].

Формирование образа жизни, достойной Человека.

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Уже в самом определении исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий — учитель-воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество [8].

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Автор концепции — казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук.

Воспитание-формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей (истины, добытые опытом предшествующими поколениями, существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека). Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — ведение к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности» [7].

Воспитание на основе потребностей человека.

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он убежден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспита­тельной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста­тусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Автор концепции Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук — Герман Константинович Селевко.

В концепции представленной Селевко множество учителей и ученых увидели технологии самосовершенствования личности главное: её научную природосообразную основу, опору на закономерности возрастного развития школьников и их базовые потребности, возможность воспитывать подрастающее поколение не внешним (как правило, неэффективным) воз­действием, использовать врождённые механизмы саморазвития, и прежде всего – доминанту психической деятельности. В понятие воспитания по Г.К. Селевко представляет собой самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности [5].

Воспитание как педагогический компонент социализации.

Данная концепция разработана коллективом ярославских, калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.).

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Такое понимание воспитания строится на основе убеждения ученых в том, что процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается [6].

Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализация личности. Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха [4].

1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. №1. 2001.

2. Гавров С.Н. , Микляева Ю.В., Лопатина О.Г. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие. — М.: Форум, 2011. — 240

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998. – 256 с.

4. Сидоров С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе. – Шадринск, 2004.

5.Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»/ «Педагогический поиск» // б 2000г

6.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 27 – 39

7.Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. Ижевск, 1991

8. Щуркова Н.Е.Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника. М., 2004.

Читать еще:  Воспитание ребенка 1 9

Статья «Понятие воспитания в концепциях педагогов — современников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Понятие воспитания в концепциях педагогов — современников.

О.В. Неустроева (магистр, педагог — психолог)

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями [2].

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное яв­ление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспи­тание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [9] .

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий [3].

Разнообразие воспитательных технологий представлено в концепциях ученых, с помощью которых воспитательный процесс детей и подростков проходит более качественно.

Воспитание ребенка как человека культуры.

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской.

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Автор концепции рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой — как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс — это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого — в становлении его личностного образа. Воспитание помогает личности прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний. Однако жизненный путь личности — это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним, сколько смысл, вкладываемый в них, отношения и смыслы индивидуальные, необщие, окрашенные жизненным опытом, приобретенным на жизненном пути [1].

Формирование образа жизни, достойной Человека.

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Уже в самом определении исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий — учитель-воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество [8].

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Автор концепции — казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук.

Воспитание-формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей (истины, добытые опытом предшествующими поколениями, существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека). Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — ведение к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности» [7].

Воспитание на основе потребностей человека.

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. В.П. Созонов выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспитательной деятельности. В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он убежден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализации базовых потребностей растущего человека и воспита­тельной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста­тусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации (самоосуществлении);

7) в удовольствии, наслаждении.

Автор концепции Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук — Герман Константинович Селевко.

В концепции представленной Селевко множество учителей и ученых увидели технологии самосовершенствования личности главное: её научную природосообразную основу, опору на закономерности возрастного развития школьников и их базовые потребности, возможность воспитывать подрастающее поколение не внешним (как правило, неэффективным) воз­действием, использовать врождённые механизмы саморазвития, и прежде всего – доминанту психической деятельности. В понятие воспитания по Г.К. Селевко представляет собой самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности [5].

Воспитание как педагогический компонент социализации.

Данная концепция разработана коллективом ярославских, калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.).

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Такое понимание воспитания строится на основе убеждения ученых в том, что процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается [6].

Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализация личности. Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха [4].

1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. №1. 2001.

2. Гавров С.Н. , Микляева Ю.В., Лопатина О.Г. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие. — М.: Форум, 2011. — 240

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998. – 256 с.

4. Сидоров С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе. – Шадринск, 2004.

5.Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе»/ «Педагогический поиск» // б 2000г

6.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 27 – 39

7.Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. Ижевск, 1991

8. Щуркова Н.Е.Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника. М., 2004.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×