221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подходы к воспитанию детей дошкольного возраста

Подходы в воспитании детей

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

  • принцип деятельности, в ходе которой ребенок получает знания, осознает и использует их в различных сферах своей жизни;
  • принцип непрерывности, представляющий собой преемственность на всех уровнях обучения;
  • принцип целостности, который формирует системные и обобщенные знания детей об окружающем мире;
  • принцип психологической комфортности, в рамках которого создаются благотворные условия для познавательной деятельности детей;
  • принцип вариативности, формирующий способности к различным вариантам решения задач;
  • принцип творчества, подразумевающий использование творческого потенциала в образовательном процессе.

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.

Общие педагогические подходы к воспитанию детей
консультация на тему

В материале рассказывается о различных подходах современности к воспитанию детей: гендерный, кибернетический, деятельностный, личностный и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Материал предназначен родителям и педагогам.37 КБ

Предварительный просмотр:

Школа молодого родителя

Общие педагогические подходы к воспитанию детей:

1.Системный подход к воспитанию детей:
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания , что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход . Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.
2. Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
3. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
4. Личностно-ориентированный подход к воспитанию:
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход . Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики.
5. Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
6. Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму.
7. Онтологический (бытийственный ) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя.
8. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев).
9. Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно — наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская).
10. Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы.
11. Кибернетический подход , при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).

1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . — М: Просвещение, 1989г № 5. — с. 10-23
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей — адаптация к условиям детского сада (ранний возраст);Библиография на тему: Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Пословицы и пог.

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ.

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете.

Личностный подход к детям второго года жизни, при поступлении в детский сад (адаптационный период первой младшей группы).

Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт.

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто».

1.Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.2. Проводить режимные моменты точно по режиму.3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обу.

О разных подходах к воспитанию ребенка

Мы воспитываем наших детей и хотим, чтобы они выросли такими-то и такими-то, чтобы они не совершали наших ошибок, чтобы он были счастливы. Если заглянуть в словарь, то мы увидим, что «Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями». В жизни воспитанием обычно называется то влияние, которое мы оказали на ребенка, и его результаты.

На самом деле, даже если наше влияние не будет ни целенаправленным, ни вообще осознанным, какая-то личность из нашего малыша все равно сформируется. Он вырастет похожим на нас. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Этот закон отменить не удастся, поэтому, если мы желаем, чтоб наше чадо не унаследовало от нас какие-то черты, нужно просто избавиться от них самим.

Но сейчас мы поговорим именно о целенаправленном и сознательном воспитании и о различных к нему подходах. Ведь успехи наши на пути воспитания напрямую зависят от того, какой подход, и соответственно, методику в воспитании детей, мы избираем. А подход зависит от того, какие цели и задачи воспитания мы перед собой ставим.

Почему не удается что-то объяснить ребенку? Почему он не слушается и не слушает? Ведь он должен нас уважать, доверять и внимать с открытым ротиком нашим наставлениям! Как же иначе? А еще он должен нас любить. Я не отхожу от темы, ведь любовь — это тоже то, чего мы хотим от детей. Правда, не задумываясь о том, что их любовь тоже зависит во многом от нас, а значит, также является следствием воспитания. Мы хотим, чтобы они были нам родными людьми — ведь в основном для этого мы их и рожали, предполагая, что они будут родными просто потому, что от нас родились — по умолчанию…

Если чей-то ребенок отдаляется от родителей, ведет себя, «как чужой» или грубит им — мы его порицаем, считая, что он неблагодарный и черствый человек, и это выбор его злой воли. Но почему ребенок непременно должен нас любить? Когда мы не общаемся с кем-то потому, что отношения у нас испортились, или их никогда не было — никто не удивляется. Это нормально. Отношения между двумя людьми есть или нет, они такие или этакие, их нужно строить и беречь, — и участвуют в этом процессе двое. С этим никто не спорит. Почему же к нашим отношениям с ребенком все это не относится? А если относится, то что мы тут сможет сделать?

Давайте спросим себя — каковы для нас основные цели и задачи в воспитании наших детей? Мы хотим «выдрессировать» ребенка так, чтобы он был удобен для нас и окружающих, чтобы слушался и вел себя «правильно»? Или мы хотим сохранить с ним близкие отношения, чтобы он искренне прислушивался к нам? Способы достижения этих целей совершенно различны и результаты, соответственно, тоже. Ошибка многих родителей заключается в том, что хотят они, безусловно, второго, а методы воспитания применяют более пригодные для первого. И удивляются, почему отношения с ребенком не соответствуют их ожиданиям. Хотя удивлять нечему — все логично.

Авторитарный подход к воспитанию детей

В случае, если мы подходим к воспитанию, как к «дрессировке», результаты будут сомнительны и временны, но несомненно, будут. «Дрессировкой» я называю обезличенный подход к ребенку, когда мы, не учитывая его мнения и желания, пытаемся добиться того, чтобы он делал то, что мы считаем нужным. Методы при этом используются незамысловатые — кнуты и пряники в ассортименте. Фраза: «Тебя никто не спрашивает!» — прекрасная иллюстрация этого подхода.

Ребенок полностью в нашей власти, он от нас зависит, и если мы будем его «дрессировать», он выдрессируется. Надо же ему как-то с нами жить? Правда, счастлив он не будет. Ведь он такой же человек, как и мы, и его душа тоже хочет искренних отношений, любви, доверия, понимания, уважения… И эта душа будет протестовать. Сначала внезапными истериками, агрессией, потом упрямством, изворотливостью, враньем, а в подростковом возрасте он просто сбросит нашу «дрессировку», как тесную одежду.

Если же мы слишком авторитарны, а в его характере недостаточно боевого духа, он может стать аутичным, замкнутым, научится притворяться и придуриваться, а потом мы обнаружим, что совсем не знаем своего ребенка, что мы с ним абсолютно чужие люди. К сожалению, когда ребенок вырастет, исправить эту ситуацию будет уже невозможно. Он останется «чужим» навсегда…

И, что самое трагичное, человек, которого в детстве «дрессировали», становится неспособен к искренним и доверительным отношениям с другими и, как следствие, будет всю жизнь одинок и несчастен, хотя может успешно социализироваться и играть различные роли в обществе и в отношениях. Ему потребуется сознательная и огромная работа над собой, чтобы исправить то, что мы натворили своим воспитание.

Личностный подход в воспитании

Если же мы действительно хотим сохранить близкие отношения со своим чадом, хотим быть ему другом, чтобы он делился с нами своими мыслями и переживаниями, прислушивался к нашим советам, рос и вырос счастливым, то нам следует осознанно сделать этот выбор. Отбросить методы «дрессировки»и научиться совсем другим принципам воспитания и взаимодействия с ребенком — освоить личностный подход в воспитании. А также принять некоторые неизбежные сложности, с которыми мы встретимся на этом пути. А именно: согласиться с тем, что «удобным» наш ребенок не будет, особенно поначалу.

Нам придется уделять ему больше времени и внимания. Нам придется все время бороться с искушением надавить, заставить, проманипулировать, потому, что это проще. Придется думать, искать решения, научиться доверять своему ребенку и уважать его. Придется воспитывать себя, расти вместе со своими детьми, меняться, работать над собой. Нам придется отказаться даже от священного родительского авторитета, заменив его уважением к личности ребенка. Это сложно, но именно такой подход и можно назвать собственно «воспитанием» человека.

И результат — мы вырастим достойного и счастливого человека, который будет любить и уважать нас всю жизнь. И в старости у нас не будет ощущения, что мы «зря потратили на неблагодарных детей лучшие годы». Выбор за нами: собственный комфорт с «удобным» ребенком в его детстве и минимум усилий по «воспитанию» — или счастье этого ребенка и его доверие, уважение и любовь.

Надеюсь, что эта статья помогла вам уточнить цели и задачи воспитания и разобраться с подходами к воспитанию так, чтобы избежать ошибок. Если вам хочется узнать больше о воспитании детей, подпишитесь на обновления — и анонсы новых статей будут приходить на вашу почту. Успехов!

Современные инновационные подходы к воспитанию дошкольников (из опыта работы)

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание апробированной авторской модели воспитательной системы

«Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом, о памятниках,

литературе, языке, живописи …

Национальные отличия сохраняются

и в ХХI веке, если будем озабоченны

воспитанием душ, а не только

Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром.

Азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и определяют систему ценностей.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие.

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

ФГОС выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…» Отсюда ряд задач:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации;

понимание своих национальных особенностей;

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

уважение к представителям других национальностей;

формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

воспитание уважительного отношения к труду.

Новизна моего опыта заключается:

в использовании православных традиций, культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения и носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни и не ограничивается только учебным годом;

в использовании инновационных педагогических технологий (проектной, исследовательской, личностно-ориентированной, информационно-коммуникационной).

Это открывает новые возможности в воспитании у дошкольников патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привносят изменения как в систему взаимодействия педагога, родителей, детей и социальных партнёров, так и в содержание образовательного процесса.

Среди ведущих педагогических идей хочется выделить:

формирование глубокого интереса к различным видам искусства,

развитие детское творчества и формирование эстетического вкуса,

любовь к родному краю,

формирование представления о нравственных ценностях.

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Среди инновационных методов отмечу:

Использование элементов ТРИЗ. ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Так же в работе использую ИКТ, при этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

Проектный метод предполагает подачу материала в определённой последовательности, в системе. Это является гарантией того, что ребёнок прочно и надолго запомнил, «принял» в себя навечно.

Отдельно хочется сказать, что модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса.

Одна из таких форм — культурные практики, которые я использую в своей работе. Напомню, что культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

В соответствии с основными видами детской деятельности использую следующие виды культурных практик, реализуемых во второй половине дня:

1.Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры).

сюжетно – ролевые: «Дочки – матери», «Строим дои». В организации сюжетно-ролевых игр я учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

-дидактические: («Праздники и традиции»,» «Угадай по описанию», «Добрые дела».)

-конструктивные: «Выложи из палочек».

2. Ситуация общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта.

3. Творческие мастерские. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, приобщение к народным промыслам в ходе кружковой работы («В мастерской народных умельцев»), просмотр познавательных презентаций, оформление библиотечки («Книжкин дом»), игры.

4. Сенсорные и интеллектуальные тренинги.

5. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.

Включение родителей в процесс духовно- нравственного развития детей реализовывается в следующих формах: разрабатываются и проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использован раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, организованы творческие мастерские.

Моя работа по духовно нравственному воспитанию основывается на «Основной образовательной программе», программе по православной культуре «Добрый мир», автор Людмила Леонидовна Шевченко.

В практике своей педагогической деятельности для выявления степени сформированности основ нравственной культуры использовала методики И.Б.Дермановой «Что такое хорошо и что такое плохо» и Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки».

Указанные методики позволили выявить проблему и противоречия.

Проблема : В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре.

развитие у дошкольников интереса к миру прекрасного и отсутствие условий в раскрытии творческого потенциала ребёнка в самостоятельной деятельности;

желание приобщать дошкольников к духовной культуре и недостаточно эмоциональная и техническая подготовленность ребёнка;

понимание значения личного примера взрослых в формировании основ духовно — нравственного воспитания детей и низкая активность родителей.

Учитывая указанную проблему и противоречия, я предположила.

Гипотеза : Благодаря фольклору, в частности, пословицам, поговоркам потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче ощутит прелесть родной природы, усвоит представление народа о красоте, морали, познакомится с обычаями и обрядами, словом, впитает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.

После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик составила перспективный план работы.

Основные направления работы :

1. Создание атмосферы национального быта – создание интерьера русской избы «Горница», «Русская печь»

2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, закличек).

3. Знакомство с народным искусством.

4. Знакомство с русскими народными играми.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы.

Работа ведется по разделам.

1 Путешествие в историю

2 «Быт и традиции»

3 «В чудесном мире русского языка»

4 «Дело мастера боится»

Хочется отметить, что в детстве всё оставляет след. К.Д. Ушинский в своё время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление своего роста. Так и ребёнок. Любой факт, любая мелочь влияют на формирование личности маленького человека.

У каждого педагога свои методы, свои секреты.

Я интегрирую духовно-нравственный компонент через разные виды деятельности, разные формы работы. Использую при этом волшебную силу художественного слова, театрализованную и продуктивную деятельность.

Все это помогает ребёнку войти в мир через раскрепощение, раскрытие души, обретение новых представлений, новых, более высоких потребностей.

Решая задачи духовно- нравственного воспитания, организую культурные практики детей в совместной проектной деятельности со взрослыми.

С младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через проекты, знакомящие: с песнями, потешками, прибаутками; загадками, о природе, о животных, о своих родных и о себе самом; чтение русских народных сказок; драматизация, театрализованные представления, праздники (Рождество, Масленица, День птиц, Пасха, Троица).

В среднем дошкольном возрасте работу по формированию нравственно- патриотических качеств строю на проектах, знакомящих детей с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью русских людей. Провожу беседы и просмотр презентаций с демонстрацией наглядного материала, предметов быта наших прабабушек и прадедушек, в процессе которых дети узнают, что такое: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца. Для детей это не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками.

С детьми старшей группы беседую на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», и, почти каждое занятие, предполагает использование в практической части различных видов продуктивной деятельности рисовании, аппликации, лепки.

Провожу тематические выставки детского творчества на тему: («Осенины», «Рождество», «Пасхальный благовест»).

Кроме вышеперечисленных форм работы использую целевые прогулки, экскурсии.

А Проведение праздника, посвященного Дню матери, стало доброй традицией.

Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась следующих результатов:

— созданы внутренние предпосылки для дальнейшего личностного развития и эмоционального благополучия ребенка;

— пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю; (воспитанники награждены дипломами за участие в конкурсе проектов)

— сформированы чувства национального достоинства;

— реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих детей;

— объединены в реализации социально — активных родителей в области духовно- нравственного развития и воспитания детей;

— создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

— разработала авторскую программу по духовно-нравственному развитию дошкольников, которую в данный момент согласовываю с Воронежским институтом развития образования (Дорофеевой Е. В. – кафедра духовно нравственного воспитания)

Для меня результатом опыта являются многочисленные дипломы и грамоты за участие в международных и Всероссийских конкурсах. Наиболее значимые представлены в приложении.

В настоящее время я продолжаю работать по данной теме, используя новые педагогические технологии и формируя у моих воспитанников нравственные качества.

Все методические разработки представлены на персональном сайте.

Читать еще:  Сенсорное воспитание детей младшего возраста
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector