221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подходы к воспитанию в педагогике

Современные подходы к воспитанию

Нельзя иметь верного понятия о том, чего не испробовали.

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

Личностно ориентированный подход (Р. Штайнер, М. Монтессори, И.С. Якиманская). В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: суть в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа С. Френе, школа М. Монтессори и их многочисленных последователей, как в России, так и во всем мире.

Деятельноетный (личностно-деятельностный) подход (С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.К. Платонов, В.В. Давыдов). В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный, или личностно-деятельностный, подход как в воспитании, так и в обучении.

Культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев). Базовой основой воспитательного процесса при реализации данного подхода является обращение к российской культуре, национальным традициям. Воспитание культуры подрастающего поколения не мыслится без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев, обрядов и праздников. Решение задач воспитания школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности своего народа: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Этот подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России.

Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективные средства для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблемы преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.

Как уже отмечалось, воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и др.

Если наше воспитание будет нацелено на то, чтобы в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, т.е. чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров).

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

— гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

— недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

— недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; потребительское отношение к природе;

— нетерпимое отношение к инакомыслящим;

— недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, без создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход (мыслители Древней Греции, гуманисты эпохи Возрождения, Ш.А. Амонашвили) в воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Этот подход в воспитании ориентирован на то, чтобы система взаимоотношений на уровне «воспитатель —воспитанник» базировалась на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить воспитание человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой — ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительного, справедливого и честного отношения друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности.

А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Человекоцентрированный подход в воспитании, появившийся в начале XXI в., рассматривает человека главным действующим лицом: все о Человеке и все для Человека. Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях происходит не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Читать еще:  Воспитание ребенка 6 лет

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой — многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8781 — | 8312 — или читать все.

Общие педагогические подходы к воспитанию детей
консультация на тему

В материале рассказывается о различных подходах современности к воспитанию детей: гендерный, кибернетический, деятельностный, личностный и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Материал предназначен родителям и педагогам.37 КБ

Предварительный просмотр:

Школа молодого родителя

Общие педагогические подходы к воспитанию детей:

1.Системный подход к воспитанию детей:
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания , что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход . Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.
2. Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
3. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
4. Личностно-ориентированный подход к воспитанию:
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход . Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики.
5. Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
6. Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму.
7. Онтологический (бытийственный ) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя.
8. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев).
9. Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно — наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская).
10. Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы.
11. Кибернетический подход , при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).

1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . — М: Просвещение, 1989г № 5. — с. 10-23
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей — адаптация к условиям детского сада (ранний возраст);Библиография на тему: Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Пословицы и пог.

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ.

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете.

Личностный подход к детям второго года жизни, при поступлении в детский сад (адаптационный период первой младшей группы).

Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт.

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто».

1.Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.2. Проводить режимные моменты точно по режиму.3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обу.

Современные подходы к воспитанию

Воспитание – это целенаправленно организованный процесс по передаче накопленного жизненного опыта подрастающему поколению.

В настоящее время, в рамках нестабильных условий существования и развития общества, вопросы воспитания приобретают все большую актуальность. Те методы, которые были эффективны в советское время, в современных условиях требуют кардинального пересмотра и переработки.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, ценностный, гуманистический и человеко-центрированный.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы

Личностно-ориентированный подход к воспитанию ориентирован на принцип воспитания, конечной целью которого является формирование идеальной модели личности.

В рамках данного подхода основные компоненты воспитательной системы подбираются с учетом заданного ожидаемого результата. Личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Личностно-ориентированный подход был заложен в систему воспитания таких школ как Вальдорфская школа, школа М. Монтессори, школа С. Френе и ряд иных школ, являющихся их последователями не только в России, но и во всем мире.

Деятельностный (или личностно-деятельностный) подход основан на том, что развитие личности осуществляется в рамках выполнения определенной деятельности.

Деятельность рассматривается через систему следующих компонентов: мотивы, потребности, условия, действия, операции и результаты.

В педагогической практике компоненты и аспекты деятельностного подхода к процессу воспитания, реализуются через мотивации и потребности личности, содержание сторон ее деятельности. Именно поэтому данный подход рассматривается как один из наиболее эффективных средств развития педагогической теории.

Ценностный и культурологический подход

Культурологический подход – подход, в основе которого заложена культура и национальные традиции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процесс воспитания полноценной и всесторонне развитой личности не возможен без учета ее этнического склада, психологических особенностей конкретной национальности, традиций, обычаев и т.д. Фундаментом, на который необходимо опираться педагогу при решении задач воспитания, являются духовно-нравственные ценности народа, его сознание, исторические ценности, религиозность и эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в настоящее время становится все более актуальным и востребованным. Именно этот подход является стержнем этнопедагогики как науки. Невозможно воспитать полноценного человека и гражданина без опоры на:

  • народную мудрость,
  • фольклор,
  • традиции и т.д.

Ценностный подход воспитания – это подход, основанный на ценностях, которые для современного поколения детей и подростков являются ведущими.

К таким ценностям относят: справедливость, честность, достоинство, здоровье, доброжелательность, гуманность, уважение к старшему поколению, готовность прийти на помощь к ближнему и т.д.

В настоящее время понимание и принятие подрастающим поколением общечеловеческих ценностей является актуальной проблемой воспитания. Это связано с тем, что в рамках существующих рыночных отношений, происходит их повсеместное обесценивание, вызванное:

  • гипертрофией представлений о роли денег и вещей в жизни человека, переориентация на материальное благополучие, а не на душевное;
  • пренебрежение национальными ценностями, историей и культурой родного края и народа;
  • бездумное преклонение и почитание всего зарубежного и иностранного, предпочтение его отечественному;
  • недооценка значения окружающей природы в жизни каждого человека, потребительское отношение к ней;
  • нетерпимость к инакомыслию, недооценка значимости совестливости, доброты, милосердия и т.д. в жизни человека.

Гуманистический и человекоцентрированный подходы

Современный процесс воспитания достаточно сложно представить без гуманистического подхода, который ориентирован на личность человека, уважение его достоинства, создание оптимальных условий для свободного развития.

Гуманистический подход к воспитанию рассматривался еще мыслителями Древней Греции, гуманистами эпохи Возрождения и рядом отечественных современных педагогов.

Гуманистический подход к воспитанию – это система взглядов на воспитание человека, в соответствии с которыми, воспитуемый представляет наивысшую ценность, имеющую конкретные права и свободы, которые необходимо уважать.

В основе гуманной педагогики лежат права и свободы каждого ребенка, его творческое и свободное развитие и саморазвитие. Взаимоотношения между воспитанником и педагогом осуществляются на основании взаимного уважения, любви и справедливости.

Таким образом, гуманистический подход к воспитанию опирается на гуманистические воззрения ученых-педагогов, и направлено на их формирование у каждого воспитанника.

Человекоцентрированный подход к воспитанию – это относительно современный подход, разработанный в начале XXI в., который рассматривает человека как основное действующее лицо в процессе воспитания

Человекоцентрированный подход в воспитании рассматривает Человека как индивидуальный мир, который необходимо развивать и воспитывать, с учетом его природных способностей и врожденных умений.

Данный подход, ставит в центр всего Человека, его интересы, потребности и возможности. Соответственно и развитие мира осуществляется через развитие Человека. В том случае, если воспитать действительно достойного Человека, то можно сказать, что создан один из множества полноценный и качественный элемент мира.

Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Подходы к воспитанию в педагогике

Прежде чем начать говорить о классификации подходов, представим само понятие подхода. Подход — это ориентация педагога при осуществлении своих действий, побуждающих к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Среди подходов к воспитанию выделяют деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический, системный, социальный, синергетический, гуманистический, культорологический и философско — антропологический. Поподробнее раскроем сущность каждого.

Аксиологический подход рассматривает природу ценностей, их место в процессе воспитания. Кирьякова Аида Васильевна выделяет цель данного подхода во введении формирующейся личности в мир ценностей и оказание ей помощи в выборе личностно — значимой ценностной ориентации. [27] Деятельностный подход рассматривают такие ученые, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Н.Ф Талызина. Они утверждают, что для успешного вовлечения обучающихся в разнообразную деятельность для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, нужно вовлекать их в социально — значимую и нравственно — ориентированную деятельность. Это необходимо для проявления и формировании личности, и данный процесс происходит именно в деятельности.

В основе системного подхода, который изучали философы А.А. Богданов, Н. Виннер, В. Шеллинг, лежит понятие системы, в которой все элементы, сопоставляющие целостность. Педагоги, такие как Я.А. Коменский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский уделяли особое внимание данному подходу. Л.И. Новикова писала: « воспитание тогда успешно, когда оно осуществляется в системе». [28] Данный подход позволяет разработать и исследовать систему внеучебной работы, выделить структурные компоненты системы внеучебной воспитательной работы. Главная цель системного подхода — формирование гармонично развитой личности.

Гуманистический подход представляет воспитание как целенаправленный процесс. Системное рассмотрение предполагает выделение структурных элементов, определение их функций и функциональных связей. Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова в культорологическом подходе предоставляют личности возможность осознать себя творцом культурных ценностей, а также прикоснуться к национальному культурному наследию. Дальше мы раскроем суть философско — антропологического подхода, изучением которого занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ж-Ж. Руссо. Данный подход включает в себя следующие компоненты: целостность и неделимость духовной и биологической природы человека, его субъективность, единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке, совокупность умственного, физического и нравственного в развитии человека, воспитуемость и обучаемость человека и пластичность всех его личностных свойств. [14].

Следующий подход рассматривает предмет с разных позиций и концептуальное обогащение и продуктивный поиск аналогий в целом ряде теорий, методов и концепций. Этот подход имеет свое название, как и предыдущие, — синергетический. Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея данного подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета складывающейся ситуации. Цель организации воспитательного процесса состоит в создание базовых условий, которые буду обеспечивать саморазвитие каждого ребенка.

В личностно — ориентированном подходе, исследуемом Б.Г. Ананьевым, А.В. Петровским, Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника. Организация этого процесса осуществляется на субъектно-субъектном взаимодействии, и приоритетом является активная позиция ребенка в решении воспитательных задач. Взаимодействие подразумевает сотрудничество преподавателя и воспитанника.

И наконец, последний, социальный подход рассматривает воспитание как открытую социальную систему, где на личность обучающегося воздействуют различные социальные факторы. Здесь, важнейшей характеристикой воспитания является социальная эффективность, т.е. самореализация личности воспитанника. Данный подход рассматривали В.Г.Бочарова, М.А.Головузова, А.В.Мудрик. [10].

Описав подходы, нетрудно заметить, что каждый направлен на всестороннее и активное развитие воспитанника, уважение его прав, которое должно проходить во взаимодействии с учителем. Далее от подходов мы перейдем к рассмотрению принципов воспитания.

Принципы воспитания — это основополагающие требования к воспитанию, обычно основанное на законе, это ведущая идея, определяющая действия педагога, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям. Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам:

Первое требование — это их обязательность. Принципы воспитания рассматриваются не как совет, рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Игнорирование требования, грубое и систематическое нарушение данного принципа снижают эффективность воспитательного процесса, и подрывают его основы.

Второе — это комплексность. Под данным требованием предполагается одновременное, изолированное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса. Реализация принципов происходит не в цепочке, а фронтально и все сразу.

И третье — это равнозначность. Как общие фундаментальные положения, принципы воспитания равнозначны, среди нет главных и второстепенных. Одинаковое отношение ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Все разнообразие принципов воспитания можно систематизировать в трех группах. Первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему:

— гуманистическая направленность воспитания на обеспечение всестороннего развития личности каждого ребенка;

— направленность процесса воспитания на освоение школьниками культуры, ценностей общества, норм поведения;

— связь воспитания с жизнью окружающего мира, с обществом, с трудом.

Вторая группа принципов определяет требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитательной работы. Их называют собственно педагогическими, или методическими:

— воспитание осуществляется путем вовлечения детей в деятельность;

— воспитание следует осуществлять в коллективе и через коллектив;

— через деятельность воспитание должно опираться на активность личности;

-воспитатель должен проявлять уважение к ученику в сочетании с требовательностью;

— в воспитании необходимо сочетать педагогическое руководство с инициативой и самостоятельностью, самоуправлением детских объединений.

— воспитателю следует опираться на положительные качества детей и подростков.

Третья группа принципов определяет некоторые социальные и психологические условия воспитания. Данные условия обеспечивают воспитание и без них процесс будет малоэффективным. Третью группу принципов можно назвать социопсихологическими, в которой рассматриваются такие особенности:

— в воспитании нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

— в воспитании надо согласовывать требования школы, семьи и общественности. [4].

Далее опишем содержание принципов. В гуманистической направленности воспитания на развитие личности, воспитание строится на основе гуманного отношения к личности ученика всеми участниками процесса воспитания. Для этого учреждения образования создают благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, потому что главная ценность воспитания — личность воспитанника, раскрытие и развитие его способностей.

Следующий принцип, в котором говорится, что воспитание направлено на освоение культуры, говорится, что педагогика в культуре делает акцент на ценностях. Личность формируется в активном взаимодействии через культуру. С.И. Гессен, анализируя процесс формирования личности, писал в «Основы педагогики»: «…личность, обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры».

В.В. Зеньковский, в работе «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», писал: «личность не может быть абсолютирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте, в обращение к Богу». [34] По мысли автора, воспитание должно состоять не во взращивании «самоценности», а в подчинении личност мировоззренческим ценностям культуры. В принципе связи воспитания с жизнью и трудом выдвигаются цели воспитания, сформулированные как компетенции, которые обеспечивают расширение опыта детей, успешную адаптацию молодежи к жизни. Предполагается организацией школой, обществом разнообразной трудовой и социальной деятельности учащихся и воспитанников, привлечение их к участию в социальных проектах.

Принцип воспитания в коллективе помогает сочетать общие интересы, цели и ценности со своими личными. Участие в жизни класса, группы является отличным воспитывающим средством. В процессе воспитания также необходимо сочетать педагогическое руководство с самостоятельностью детей. Данный принцип предполагает самоуправление детей, которое проявляется через инициативу, творчество — участие воспитанников в организации и регулировании собственной жизни в учреждении.

Конечно же, воспитание должно осуществляться на уважении и требовании к ребенку. Это положение прозвучало у А.С. Макаренко: «не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности». Педагогическое требование — метод воспитания, соблюдение норм, выполнение правил поведения воспитанниками. Взаимоотношения между детьми и учителем основываются на взаимоуважении и взаимодействии. Принцип воспитания, который опирается на положительное в ребенке, говорит о том, что нужно находить возможность поддерживать, поощрять воспитанника. А.С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верить в возможности ребенка. [16] Необходимо также создавать ситуации успеха воспитанника, увлекать его. Воспитание, учитывающее индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, предполагает правильный выбор методов воспитания, характер общения, помощи детей разного возраста. Индивидуальные особенности также нужно учитывать, ведь воспитанники бывают разные: способные, одаренные, и имеющие проблемы; каждый с индивидуальным характером и темпераментом. Поэтому так необходимо адаптироваться к обучению и воспитанию разных детей.

Заключительный принцип воспитания — это воспитание, основанное на согласование действий школы, семьи и общества. [15] Здесь применимо социально-педагогическое партнерство: взаимодействие всех структур общества, которые имеют возможность способствовать организации воспитания, обеспечение согласованных действий и единство взглядов семьи, школы и общества.

Рассмотренная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требования к процессу воспитания. Все принципы связаны между собой. Перейдем к видам воспитания.

Принято различать умственное, физическое, трудовое, экологическое, эстетическое, гражданское и экологическое. Умственное воспитание включает в себя формирование знаний, умений и навыков, развитие мышления и культурно-умственного труда. Специфическим содержанием физического воспитания является обучению движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями. Нравственное воспитание имеет специфику целенаправленно воздействовать на чувства и поведение воспитанников, формируя у них нравственные качества, соответствующим общественным нормам.

Следующий вид воспитания формирует эстетическую культуру личности. Это эстетическое воспитание, под которым понимается целенаправленный процесс формирования у обучающегося эстетического отношения к действительности, то есть, ко всему прекрасному. Гражданское воспитание формирует чувство гражданственности, гражданскую позицию воспитанников. Далее, трудовое воспитание подготавливает детей, школьников, студентов к труду в семье, в школе, колледже. Оно помогает привлекать их к непосредственному участию в общественном производстве.

Таким образом, проанализировав все принципы и виды воспитания, нужно выдвинуть главное требование, соответствующее процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать детей, надо вовлекать их в различные виды деятельности, организовывать окружающую их среду. Также, настоящий педагог должен уметь владеть средствами воспитания, такими как: игра, спорт, труд, природа, искусство, общественная жизнь, и организовывать деятельность детей самым успешным и результативным образом.

Итак, в данной главе мы рассмотрели теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания и классификацию педагогических подходов к воспитанию, а именно принципы и виды. Мы определили, что историческая необходимость возникновения воспитания обусловлена объективной, социальной потребностью в подготовке подрастающих поколений к трудовым функциям, предполагающая усвоение опыта производственной деятельности. Именно необходимость общественного воспроизводства труда вызвала к жизни объективную потребность в воспитании. Возникновение воспитания связано из практические потребностей человека и общества и состоит в приспособлении людей к конкретным условиям общественной жизни и производства. Оно является жизненно необходимым, и этот факт обусловлен регулярной потребностью в своевременной замене поколений. В этом смысле воспитание является вечной категорией, появившейся вместе с возникновением человеческого общества и существующей до тех пор, пока существует само общество. Говоря о принципах воспитании, мы уточнили, что воспитывать в деятельности можно только при активности самих детей. Дети должны быть заинтересованы в деятельности психологически, внутренне и морально. Проявление активности можно наблюдать в интересе, ответственности, положительных эмоциях воспитанников. При таком активном поведении формируются воля, склонности, привычки, характер все то, что составляет личность. Отсюда следует, что воспитание тогда эффективно, когда оно основано на внутренней работе, что, несомненно, помогает личностному росту воспитанников. Все виды воспитания должны быть направлены на развитие личности воспитанника, на раскрытие его способностей и формирование новых качеств.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector