221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Помощь семье в воспитании детей

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста

Дата публикации: 07.02.2018 2018-02-07

Статья просмотрена: 3577 раз

Библиографическое описание:

Кудряшова Н. А., Боклина С. В., Сапрыкина Е. В. Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 176-180. — URL https://moluch.ru/archive/192/48202/ (дата обращения: 23.03.2020).

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопровождение и поддержка.

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.

Данная взаимосвязь позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. На мой взгляд, создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, взаимодействие, сотрудничество, взаимоотношения.

Дошкольное образование в России, на современном этапе, переживает сложный переломно-переходной период в истории своего развития. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС-одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка с взрослыми. В концепции дошкольного образования сказано, что «дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.

Данная взаимосвязь позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Ни для кого не секрет, что Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Современная семья и ее проблемы:

– Слабая социальная защищенность.

– Увеличение числа разводов.

– Ослабление внимания к духовным ценностям.

– Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к воспитанию — детей.

Проблемы лучше решать, опираясь на два концепта:

Сотрудничество-это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Для эффективной работы и подбора интересных форм взаимодействия с семьей осуществляется анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога способствуют активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.

С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы: родительские собрания, консультации семинары и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически — эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция — воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные методы воспитания и обучения.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических и развивающих мероприятий для родителей и детей, направленных на совершенствование способов и методов развития ребенка, его творческого потенциала.

Используя предыдущий опыт работы, по сопровождению познавательного интереса у детей старшего возраста мы решили начать работу по сопровождению родителей с младшей группы ведь это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели.

Сопровождение родителей «благополучных» детей в семьях, возможно более полное раскрытие творческого потенциала, овладение различными видами деятельности. Особое внимание уделяется в МДОУ д/с № 18 семьям

из неполных и опекунских, требующих оказания психолого-педагогической помощи и поддержки.

Цель работы педагогов с родителями-сопровождение и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, обогащение знаний родителей индивидуально по вопросам воспитания, обучения и развития интересов детей.

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ д/с № 18 решаются в основном в трех направлениях:

  1. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям и обогащение знаний родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
  2. Информировать родителей о том, как развить жизненно важные социальные, образовательные и другие навыки у ребенка, сформировать положительную самооценку, раскрыть его способности.
  3. Вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками.

Направления и формы сопровождения родителей распределяются на:

Оказание теоретической помощи родителям:

Оказание практической помощи:

– Обучение дидактическим играм в домашних условиях.

– Проведение совместных досугов.

– Наблюдение за детьми в играх.

Формы педагогического сопровождения родителей: индивидуальная работа с родителями; консультирование (по запросу родителей); малые подгруппы, объединенные одной темой.

Консультация родителей по интересующим вопросам:

Помощь родителям и ребенку преодолении нарушений в развитии в речи:

Тренинги для родителей, консультации для родителей:

Помощь родителям и ребенку в развитии речевых нарушений.

Принципы сопровождения семьи:

– Доверительность отношений — обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

– Личностная заинтересованность родителей «Никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться».

– Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия (мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно).

Постоянный анализ процесса сопровождения семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Банк данных о типологии семей воспитанников. В ходе изучения семей выявлены следующие данные:

– От 25 до 30 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);

– Старше 30–35 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком.

– Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).

  1. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
  2. Состав семьи — полные, неполные семьи, простые, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).

Использование педагогического сопровождения и изучение семьи воспитанника позволяет воспитателю ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

Изучение семьи — дело деликатное, тонкое, требующее проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании и развитии детей.

Технология индивидуального сопровождения семьи.

  1. Анализ сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи.
  2. Составление списка всех выявленных проблем.
  3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
  4. Определение мест, где проблемы проявляются.
  5. Выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
  6. Сбор дополнительной информации о семье.
  7. Разработка плана действий.
  8. Мониторинг, оценка результативности.
  9. Выводы, рекомендации.

Показатели результативности проведенной работы:

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение инновационных методов работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие ДОУ с семьей. Использование инновационных форм работы с родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, оказывают помощь воспитателям, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

  1. Аракелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  2. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. — 2004. — № 4. — с. 23–35.
  3. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 160 с.
  4. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Учебное пособие. — М., Центр педагогического образования, 2008. -160 с.
  6. Ильин, И. А. Душа ребенка / И. А. Ильин / Очаг. — 1993. — № 9.
  7. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1968.
  8. Махов, Ф. С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании/Ф. С. Махов. — М.: Профиздат,1989.

Проект «Оказание помощи семье в воспитании детей через родительский всеобуч»

Проект «Оказание помощи семье в воспитании детей через родительский всеобуч»

Проект направлен на оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей через родительский всеобуч.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Оказание помощи семье в воспитании детей через родительский всеобуч»

Целевая группа: родители обучающихся 9-11 классов

Разработчик проекта: Алексеева Светлана Сергеевна

Проблема и ее обоснование.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, связанные с переменами в политической и экономической жизни страны, которые приводят к обострению семейных проблем.

90% семей в нашей школе имеют статус малообеспеченных, поэтому многие родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

Увеличилось число семей, где родители – алкоголики, некоторые ведут аморальный образ жизни. Это приводит к падению нравственности, росту безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди учащихся, особенно в старших классах.

Оставляет желать лучшего и образовательный уровень родителей обучающихся нашей школы: только 7% родителей имеют высшее образование, 40% — средне специальное, остальные – среднее (полное) общее образование, некоторые – только основное общее образование.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалификационная помощь со стороны школы.

Цель проекта: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей через родительский всеобуч.

  1. повысить уровень педагогической компетентности родителей через родительский всеобуч;
  2. содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  3. скорректировать внутрисемейных отношений;
  4. содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе
  5. формировать здоровый образ жизни в семьях.

Гипотеза: оказание помощи семье по повышению уровня педагогической компетентности родителей через родительский всеобуч снизит активность семейных факторов риска и увеличит действенность факторов защиты.

Материально – технические: компьютер, мультимедийный проектор

  1. члены педагогического коллектива;
  2. педагог-психолог;
  3. социальный педагог;
  4. фельдшер Новониколаевского ФАПа;
  5. родители.

Информационные: выпуск и распространение через ОУ печатных материалов для родителей, издание листка для семейного чтения «Традиции семейного воспитания»

Нормативно – правовые: Устав МОУ Новониколаевской СОШ, письмо Минобразования РФ от 22.07.2002г №30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях», целевая программа «Семья» МОУ Новониколаевской СОШ

Финансовые: средства бюджета МОУ Новониколаевской СОШ

Этапы реализации проекта:

первый этап – организационный (сентябрь) – диагностика (изучение социального состава семей, изучение психологических особенностей семей, изучение социального заказа родителей, диагностика методов семейного воспитания), планирование работы по организации родительского всеобуча;

второй этап – деятельностный (октябрь – май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

третий этап – итоговый (июнь) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Поэтапный план реализации проекта

Изучение семей, составление социального паспорта класса

Кл. рук. 9-11 классов

Составление общего социального паспорта 9-11 классов

Диагностика методов семейного воспитания

Кл. рук. 9-11 классов

Составление плана родительского всеобуча с учетом результатом мероприятий 1-3

Современная семья: возможности и проблемы ее уклада

Место традиций в современном семейном укладе

Родительские требования к поведению ребенка или как установить дисциплину детей в семье

Быть всегда рядом. (Разработка приведена ниже)

Кл. рук. 9 класса

Двадцать способов воспитательного влияния на подростка

Анкетирование участников проекта о его результатах.

Тестирование родителей 9-11 классов на предмет педагогической компетентности

Анализ организации работы педколлектива по родительскому всеобучу

Выработка рекомендаций для дальнейшего плана работы по родительскому всеобучу.

1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

2.Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3.Формирование культуры здорового образа жизни.

4.Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

 уровень педагогической компетентности родителей

 уровень вовлеченности в реализацию проекта учителей, родителей и учащихся школы

 положительные отзывы участников проекта

 новые формы сотрудничества семьи и школы.

Классное родительское собрание

Тема: Быть всегда рядом.

  1. обсудить проблемы воспитания подростков;
  2. познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению подростков;
  3. развивать у родителей умение искать выход из трудных ситуаций общения с детьми.

Форма: родительский лекторий.

Целевая группа: родители учащихся 9 класса

Подготовительный этап: учащимся класса предлагается на листе описать ситуации в семье, которыми они особенно недовольны и которые приводят к конфликтам.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Вы испытываете озабоченность и беспокойство в отношении своего ребенка, вас волнует поведение детей и трудности, связанные с этой проблемой. Вы не одиноки: тысячи родителей переживают во многом сходные проблемы, и, весьма вероятно, что некоторые из них – ваши соседи и друзья – совсем рядом. Вы можете и не догадываетесь о том, что находитесь в такой большой компании, потому что в нашем обществе родителю полагается испытывать чувство стыда, когда сын или дочь пропускает занятия в школе, не делает уроки, грубит взрослым, курит. Поэтому даже друзья не склонны говорить о проступках детей и своих переживаниях в этой связи. Для родителя допустить, чтобы отрицательные факты стали известны, все равно, что получить двойку за воспитание своего ребенка. Все кого вы знаете, испытывают те же опасения, поэтому каждый предпочитает молчать, переживая наедине чувства одиночества и отчаяния. Сегодня мы попытаемся вместе искать причины трудностей в поведении детей и найти золотую середину, как избежать конфликтов с собственным ребенком.

2. а) Уважаемые родители, давайте попробуем нарисовать ситуации в семье, которыми вы особенно недовольны, и которые приводят к конфликтам.

Вы называете ситуации, а я записываю их на доске.

б) Как вы думаете: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»

(Родители приводят свои аргументы и свои ситуации, связанные с данным вопросом. Классный руководитель на другой стороне доски фиксирует ключевые слова).

В настоящее время ученые считают, что существует всего 4 причины «плохого» поведения ребенка, которые приводят к конфликтам в семье.

Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение, борьба за власть. Подросток объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья – желание мщения. Подросток может мстить за:

  1. сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сестрами;
  2. унижение друг друга членами семьи;
  3. разводы и появление в доме нового члена семьи;
  4. чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина четвертая – неверие в собственный успех, вызываемое учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе с учителем, низкая самооценка.

Давайте более тщательно рассмотрим все аспекты «плохого» поведения детей. (Раздаются 4 таблицы).

Поведение, направленное на привлечение внимания

Может быть как активным (привлекать всеобщее внимание всевозможными выходками), так и пассивными, т.е. делать все очень медленно, в «час по чайной ложке»

Причины поведения, направленного на привлечение внимания

1. Взрослые больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо.

2.Дети не научены простить или требовать внимания в приемлемой форме.

3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствует себя «пустым местом».

Положительные стороны поведения, направленного на привлечение внимания

Дети нуждаются во взаимоотношениях с окружающими, готовы к сотрудничеству

Принципы предотвращения поведения, направленного на привлечение внимания

1.Больше внимания уделять хорошему поведению.

2.Учить детей просить внимания в приемлемой форме.

Характеристика властолюбивого поведения

Вспышки негодования, конфронтации с окружающими.

Тихое непослушание. Ребенок соглашается, но делает по-своему

Причины властолюбивого поведения

1. Изменение социальных установок в обществе.

2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному поведению.

Сильные стороны властолюбивого поведения

Дети демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетом.

Принципы предотвращения властолюбивого поведения

1.Уход от конфронтации и снижение напряженности.

2.Позволять детям реализовать свои организаторские способности

Характеристика мстительного поведения

Прямые и скрытые физические и психологические акты насилия. Ребенок может мстить учителям, родителем, всем окружающим

Происхождение мстительного поведения

Отражение роста насилия в обществе в средствах массовой информации. Культивирования стиля «силового» разрешения конфликтов в семье.

Сильные стороны мстительного поведения

Дети демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защищать себя от боли.

Принципы профилактики мстительного поведения

1.Учить ребенка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них.

2.Учить ребенка выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме.

Характеристика поведения, когда ребенок не верит в себя

Активная форма: вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давления ответственности становится слишком сильным.

Пассивная форма: откладывание работы на потом, заболевание

Необоснованно завышенные ожидания учителей и родителей.

Твердая убежденность ученика, что он должен быть лучше всех.

Упор на соревнование в семье и классе.

Сильные стороны поведения

Для большинства учащихся сильных сторон нет.

Небольшая часть детей может стремиться делать все лучше всех.

«неверия» в собственные силы, низкие самооценки

Поддержка ребенка, чтобы его внутренняя установка «Я не могу»

изменилось на «Я могу». Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения его в деятельность со сверстниками.

Родители обсуждают услышанную информацию, анализируют таблицы, заполненные их детьми. Обсуждают полученные педагогические рецепты.

Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, в нашем попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцаряться мир и душевной комфорт. Самые главные слова: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем». Будьте всегда рядом со своими детьми.

Родители получают памятки, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Памятка для родителей.

Родительская поддержка – это процесс:

  1. в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  2. который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  3. который помогает ребенку избежать ошибок;
  4. который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.

Поддержать ребенка – это значит:

  1. опираться на сильные стороны ребенка;
  2. избегать подчеркивания промахов ребенка;
  3. уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие , с которыми он может справиться;
  4. внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
  5. знать обо всех попытках ребенка справиться с задачами;
  6. проводить больше времени с ребенком;
  7. уметь взаимодействовать с ребенком;
  8. позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
  9. избегать дисциплинированных поощрений и наказаний;
  10. принимать индивидуальность ребенка;
  11. проявлять сопереживание и веру в вашего ребенка;
  12. демонстрировать оптимизм.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Сысоева Марина Николаевна-педагог-психолог МБДОУ д/с № 59 «Ягодка»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

«Воспитание есть процесс социальный в самом

широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи,

явления, но прежде всего и больше всего — люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирующими факторами развития детей [7].

Самая распространенная причина обращений к психологу в нашей стране — это проблемы детского и подросткового возраста. В младенческом возрасте родителей пугает задержки в развитии малыша. В дошкольном — страхи, сильные эмоциональные проявления. В младшем школьном возрасте начинают заботить проблемы взаимодействия с окружающими и неуспеваемость. Про трудности подросткового возраста знают все, но пережить их очень непросто. И многие родители искренне полагают, что работа психолога должна быть направлена исключительно на ребенка, все изъяны в нем нужно только «подкорректировать» и все пройдет. На практике такая «коррекция» дает лишь временный эффект или вообще неэффективна, если не проводится работа с родителями.

Ребенок всегда чувствует существующие, подлинные отношения между значимыми для него членами семьи. Он не может их высказать, тем более понять, но выражает своими негативными эмоциями и поведением в виде страхов, неуспеваемости, агрессивности, которые могут привести к более тяжелым последствиям, если вовремя не уделить им внимание [3].

Что же такое психологическая помощь семье?

Психологическая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя множество направлений деятельности семейного психолога. Она заключается в духовной, эмоциональной и смысловой поддержке семье и её отдельным членам в кризисных ситуациях. Семейный психолог — универсальный специалист по взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Даже если пара не состоит в официальном браке, но отношения мужчины и женщины основаны на взаимной любви, то их союз следует рассматривать как семейный. Удовлетворение потребностей в психологическом обеспечении гармоничного развития семейных отношений на всех уровнях находится в компетенции семейного психолога [3].

Он как специалист помогает понять, какие силы соединяют людей в семейные союзы, а какие ведут к их разрушению. Почему одни супруги — единомышленники и дают возможность развиваться друг другу, а другие — соперники и тормозят обоюдное развитие? Почему некоторые семьи летают на крыльях любви, а большинство тянут семейный воз и не могут вырваться из семейных проблем? Почему в одних семьях дети — это прекрасные благоухающие яркие цветы, а в других — жёсткие колючки? Что делать, когда огонь в семейном очаге начинает утрачивать свою силу или совсем погас?

Обращение к психоаналитику или психологу в настоящее время стало образующим фактором качества жизни и образа мира. В основе качества жизни лежит не только материальная составляющая — это психологический и социальный статус. Регулярное посещение своего психоаналитика способствует раскрытию образа мира каждого конкретного человека, при этом отмечается прямая корреляция между качеством жизни и регулярным общением с доверенным лицом своей души.

Современный человек информационно и профессионально более ориентирован, но, по-прежнему психологически уязвим. [5].

Задачи психологической помощи семье:

Воспитание родительской ответственности.

Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.

Повышение психолого-педагогической компетентности.

Приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

Приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Исходя из задач, психологическая помощь семье осуществляется на следующих уровнях:

личностном уровне -это работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками;

эмоциональном уровне-это поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию;

когнитивном уровне: передача знаний;

операциональном уровне: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребёнком)

психофизическом уровне: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесно ориентированной терапии[6].

В чём же заключается психологическая помощь семье в воспитании ребенка?

Воспитание ребенка — трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях. Количество проблем обычно увеличивается во время полового созревания, когда характер детей становится особенно тяжелым, порой даже невыносимым. Особенно болезненно дети реагируют на частые ссоры родителей, отсутствие ласки и тепла. Порой родители не могут добиться взаимопонимания со своим ребенком. Тогда они могут обратиться за помощью в воспитании ребенка к специалистам. Детей и подростков, которые не могут наладить контакт со своими родителями, называют трудновоспитуемыми. Воровство, непосещение школы, насилие и грубое отношение к своим друзьям — самые распространенные нарушения поведения таких детей. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка должна включать в себя два основных компонента — коррекцию и психологическую поддержку [4].

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. С одной стороны, это так, но чаще всего к психологу обращаются именно те родители, которые очень стараются дать все необходимое своему ребёнку.

Сложность в том, что в какой-то момент, приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его развитие.

Часто кризис в отношениях с ребенком говорит о том, что перед ним стоят новые задачи, а родители о них не догадываются. Хорошо видно, что ребенок вырос из штанишек, и ему покупают новые. А вот заметить из каких психологических рамок, задаваемых семьей, он вырос, подчас очень непросто.

Ребенок совершенно неосознанно выбирает такой тип поведения, на который просто невозможно не обратить внимание. Причем сначала о проблемах ребенка говорят люди, которые взаимодействуют с ним в обществе (детский сад, школа, кружки). Затем на необходимость изменять поведение или обратить внимание на развитие ребёнка указывают друзья и родственники. И если меры не принимаются, то ситуация становится рано или поздно для самих родителей чрезмерной и критичной [8].

Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.

Любая семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями [3].

Так социальный педагог помогает преодолевать конфликтные ситуации с родителями, с учениками в классе. Для оказания помощи родителям он может использовать различные приемы консультирования. Это убеждение, эмоциональное заражение, внушение, мини-тренинги, художественные аналоги. Наряду с групповыми методами работы могут применяться индивидуальные консультативные беседы.

На родительском собрании совместно с классным руководителем педагог разрабатывает программу по воспитательной работе, обсуждает проблемы и успехи, как всего класса, так и каждого ученика. Если у него появились вопросы по воспитанию какого-либо ученика, то он приглашает родителей ребенка на индивидуальную встречу. При встрече с родителями он дает профессиональные советы и обсуждает принципы воспитания.

Для оказания помощи в воспитании ребенка педагоги могут проводить классные мероприятия. Подобные мероприятия способствуют сближению классного коллектива. Они помогают найти взаимопонимание и общий язык, проявить семейные увлечения и индивидуальные способности. В совместных мероприятиях могут принимать участие и ученики, и их родители. Педагог в непринужденной обстановке наблюдает за семьями, а затем планирует воспитательную работу, учитывая особенности каждой семьи [8].

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка включает в себя большое количество направлений деятельности специалиста. Психолог может дать родителям соответствующие рекомендации, связанные с воспитанием ребенка. При необходимости специалист может направить ребенка во вспомогательные или специальные школы на дополнительную консультацию у логопеда, психоневролога.

Психологическая помощь в воспитании ребенка должна быть нацелена на проблемы, которые вызваны психологическими причинами и основана на психологическом воздействии.

В первую очередь детский психолог проводит беседу с родителями. Они рассказывают ему о ребенке и о проблемах, связанных с его воспитанием. Затем он беседует с каждым из родителей в отдельности. Это необходимо для выяснения и устранения причины ухудшения взаимоотношений между ребенком и родителями.

Детский психолог поможет определить готовность ребенка к школьному обучению и выявить причины трудностей в обучении. Он также может дать рекомендации по дальнейшей профессиональной ориентации ребенка.

Психолог иногда навещает ребенка дома для того, чтобы лучше изучить психологический микроклимат в семье.

Беседа с ребенком — самая ответственная работа психолога. Благодаря многообразию психологических методов психологу чаще всего удается повлиять на поведение ребенка и раскрыть его душу [4].

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

психологическая помощь семье дает возможность решать следующие основные вопросы:

причины семейных конфликтов и методы их эффективного устранения;

психологическая помощь супругам в предотвращении разводов;

диагностика и коррекция негативных психогенетических программ;

развитие психики ребёнка до рождения и в первые годы жизни;

психология формирования жизненного сценария ребёнка;

психология управления поведением, воспитанием и обучением ребёнка;

нейтрализация негативных детских манипуляций родителями;

решение личностных дошкольных, школьных и студенческих проблем;

наработка навыков бесконфликтного решения личных и семейных проблем [3].

Работа психолога имеет свои специфические задачи и осуществляется специфическими психологическими методами. Те необходимые им установки, знания и навыки, которые родители могут приобрести на консультациях психолога, на его тренингах и других практических занятиях, они не могут получить ни от каких других специалистов. Потребность родителей в этих знаниях и заинтересованность общества в их приобретении родителями приведет, в конце концов, к тому, что психологическая помощь станет неотъемлемой частью социальной помощи семье при воспитании детей [4].

Таким образом, оказывая психологическую помощь в тандеме с другими специалистами, можно вовремя предотвратить и разрешить проблемы в воспитании детей, в их адаптации и социализации; создать необходимые условия для их полноценного личностного развития, для счастливого детства.

Список использованных источников:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Спб.: Речь, 2000.400 с.

2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. № 5. С.110-116.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007.365 с.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.167 с.

5. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. Т.5. № 3. С.126-137.

6. Ольшанский В.Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений // Психодиагностика: проблемы и исследования. 1981. С.167-187.

Помощь родителям в организации семейного воспитания

Ксения Шикина
Помощь родителям в организации семейного воспитания

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка», г. о. Тольятти)

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

Отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись «в хвосте детского развития», ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать «завтрашнему дню детского развития». В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности, как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей. Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.

Для старших дошкольников и младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — отец, мать, воспитатель. Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей и в тесном взаимодействие с семьей.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения,или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность — относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка.

Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л. Ф. Островской, В. М. Ивановой и др.). Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах, формах его воспитания.

В нашем детском саду для оказания индивидуальной помощи в вопросах воспитания и развития детей, организована работа с родителями в виде «Родительской гостиной». На этих встречах родителям дается информация в доступной для восприятия форме о возрастных особенностях детей, о гендерном подходе в воспитании, стиле семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка дошкольника. Проигрываются игры, в которые играют дети (способы психологической защиты и пути выхода из конфликтных ситуаций).

Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.

Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса — родителями и педагогами – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада.

Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же, родители не похожи друг на друга, как не похожи, один на другого, дети.

Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

Работая с детьми 2-3 лет, можно смело сказать, что связь детей с родителями настолько крепка, насколько это позволяет природа отношений. А основной задачей для воспитателей является развитие и укрепление этой связи. Мы даем возможность родителям проживать те эмоциональные состояния, используя основные виды деятельности детей, чтобы они смогли принять и понять поступки и состояния своих детей на каждом возрастном этапе.

1. Рогов, — Е. И. Воспитатель как объект психологического исследования/ Е. И. Рогов — М. : ПРИОР, 2002 — 200 с.

2. Сухомлинский, — В. А. Мудрость родительской любви/ В. А. Сухомлинский – М. : Просвещение,1998 – 290 с.

3. Яковлев, — П. А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка/ П. А. Яковлев – М. : Смарт, 2004 – 88с.

Библиотечные книжные выставки в помощь родителям Сегодня в библиотеках достаточно широко представлена литература педагогической и психологической тематики. Это не только учебники, но и.

Конспект родительского собрания «Куклотерапия в помощь родителям» Конспект родительского собрания в группе комбинированной направленности для обучающихся от 4 до 5 лет «Куклотерапия в помощь родителям».

Консультация для родителей «Основы семейного воспитания» Основы семейного воспитания. Когда и с чего начинается воспитание ребенка в семье? Что и как влияет на его характер и поведение? Как правило,.

Cтили семейного воспитания Cтили семейного воспитания Личность ребёнка, формируется под воздействием того стиля семейного воспитания, который применяют к нему родители.

Помощь родителям во время адаптации ребёнка. Как себя вести Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение. 1. Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов.

Традиции семейного воспитания Традиционно главным институтом духовно-нравственного воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет.

Родительский семинар-практикум «Стили семейного воспитания» Родительский семинар-практикум «Стили семейного воспитания» Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно.

Игры для развития речи детей 3–4 лет «В помощь родителям!» В помощь Родителям Игры для развития речи детей 3-4 лет 1. «Что бывает….? Какое бывает?» Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб,.

В помощь родителям. Памятка для родителей почемучек В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ «Настёна — приставала-почемучка. Девчонке нужно всюду сунуть нос. А там, где нос, всегда готов вопрос. Вопрос-ответ,.

Памятка для родителей «9 заповедей семейного воспитания» Воробьева Марина Валерьевна Воспитатель ГБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №754 Солнышко» Памятка для родителей 9 заповедей семейного.

Читать еще:  Цели воспитания в современной семье
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector