221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

ПОНЯТИЕ ОБ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство.

Необходимость компетен­тно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способ­ности к активной умственной деятельности. Один из ве­дущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчерки­вает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчер­пывающей сумме знаний, как это имело место в тради­ционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира во всех звеньях сис­темы просвещения — от дошкольных учреждений до универ­ситетов — отмечаются, с одной стороны, рост информиро­ванности, с другой стороны — снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых до­школьное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педа­гоги, создавшие первые системы дошкольного воспи­тания, — Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем счи­талось ранее. Ребенок может не только познавать вне­шние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, ле­жащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разно­образных задач.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслитель­ных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обу­чающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологичес­кие факторы: строение мозга, состояние анализаторов, из­менения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосыл­ки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень — до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преиму­щественно творческий характер, но не у всех получают дол­жное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более — какое направление они получат.

Представьте, что ребенку посчастливилось и природа наградила его задатка­ми различения цветов. На основе этих задатков может раз­виться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать про­изведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. Усло­вия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности — вот факторы, от ко­торых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объему, ха­рактеру и содержанию знаний, по уровню сформирован­ное познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способ­ности к самостоятельному творческому познанию. С ран­него возраста у ребенка начинает формироваться совокуп­ность индивидуальных способностей к накоплению зна­ний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном воз­расте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, са­мостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольно­го возраста зависит от комплекса социальных и биологи­ческих факторов, среди которых направляющую, обогаща­ющую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание планомерное целенаправлен­ное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разносторон­него развития, для адаптации к окружающей жизни, фор­мирование на этой основе познавательных процессов, уме­ния применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во мно­гом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитыва­ются закономерности и возможности умственного разви­тия детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные пери­оды. Важно не упустить возможности для умственного раз­вития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогру­зить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полно­ценного развития. Как свидетельствуют данные физиоло­гии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запо­рожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся моз­гом, созревание которого не закончилось, особенности ко­торого еще не сложились, возможности которого еще ог­раниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет сто­ить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не пере­гружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ре­бенка со строительным материалом, с конструкторами. Из- за этого у него не развивается пространственное вообра­жение, что может создать трудности при изучения геомет­рии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способ­ность мыслить, переживать на основе художественного сло­ва.

Слушая литературное произведение, ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, по­нять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с художественными произведениями «перепоручили» телевизору. Малышу не надо представлять, воображать, мыслить: все дано на «картинке». В школе пре­одолеть этот пробел в умственном развитии ребенка быва­ет очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения.

Основная особенность умственного развития ребенка дош­кольного возраста — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их воз­никновения и формирования дошкольный возраст облада­ет особыми возможностями.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо под­черкивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах дея­тельности. Так, у ребенка с развитым воображением скла­дывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т. п.

Для развития нравственного облика ребенка важны пред­ставления о моральных нормах, правилах поведения, о кон­кретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведе­ние, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся осно­вой охраны здоровья, формирования культурно-гигиеничес­ких привычек, усвоения правильных движений.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведе­ниями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдатель­ность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на ста­новлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Умственное воспитание

Умственное воспитание: сущность и основные задачи

Умственное воспитание – это процесс целенаправленного организованного педагогического воздействия на интеллектуальное развитие детей для передачи им знаний и навыков, требующихся для их разностороннего развития, приобщения к социальной жизнедеятельности.

В процессе умственного воспитания происходит становление и развитие познавательных способностей воспитанников, совершенствование их познавательного функционала и развитие навыков усвоения и применения, переданных знаний в практической жизнедеятельности.

Умственное воспитание неразрывно связано и не может существовать в отрыве от умственного развития. Оно представляет собой комплекс качественных и количественных преобразований, осуществляемых в мыслительной деятельности при возрастных изменениях и под воздействием окружающей природной и социальной среды. Умственное развитие индивида, в отличие от умственного воспитания, обусловлено не только социальными факторами и педагогическим воздействием. Оно зависит от физиологии человека: строения коры головного мозга, функционирования его рецепторов, способностей ЦНС к восприятию и передаче импульсов, психологического развития, генетических факторов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Умственное воспитание нацелено на интеллектуальное развитие личности ребенка. Оно помогает совершенствовать существующие физиологические процессы, ориентированные на усвоение знаний и навыков, тем самым, расширяя познавательные способности и, формируя интеллектуальные навыки. При этом, эффективность воспитательного воздействия зависит от учета закономерностей интеллектуального развития каждого ребенка с раннего возраста.

Читать еще:  Как воспитывать годовалого мальчика

Воспитание не должно быть построено на основе перегрузки ребенка непосильной и непонятной для него информацией. С одной стороны, такое воспитание нацелено на развитие высоких интеллектуальных навыков и способностей, а с другой стороны оно требует огромных нервных и психических затрат организма, что вызывает нарушение функционирования познавательных процессов и не может принести должного воспитательного эффекта.

Рисунок 1. Умственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Умственное воспитание, при учете его оптимальной организации, способствует развитию не только интеллектуальной сферы личности, но и благотворно сказывается на формировании нравственных качеств, моральных принципов, формировании эстетических черт. Такое воспитание помогает развить привычку здорового образа жизни, поддержания физической формы.

Поскольку, интеллектуальное воспитание направлено на формирование познавательной деятельности посредством которой ребенок исследует окружающий мир, знакомится с законами его функционирования, то в этом процессе принимают участие его мышление и способность к восприятию.

Основными задачами умственного воспитания являются следующие:

  1. Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, носящее целенаправленный характер и ориентированное на развитие чувственных процессов – ощущений и восприятий.
  2. Развитие мыслительной деятельности – становление, совершенствование и развитие мыслительных операций, помогающих развивать познание и мыслительные навыки, а также применять их в различных сферах жизнедеятельности. Требуется развивать память и воображение ребенка с ранних лет.
  3. Формирование речевых навыков – развитие способностей выражать свои мысли, посредством словесных форм. Речь сопряжена с мышлением. Учась говорить, называя предметы и явления, ребенок одновременно и получает определенные знания и учится мыслить.
  4. Развитие любознательности и познавательной заинтересованности – эти процессы необходимы для гармоничного и продуктивного познания. Познавательная заинтересованность необходима для формирования стремления самопознания, саморазвития, исследования процессов и явлений окружающего мира.
  5. Развитие системы знаний об окружающем мире – знакомство с окружающим миром, его процессами и явлениями, объектами и субъектами. Оно составляет фундамент процесса познания. Без знаний и представлений о мироустройстве тяжело воспринимать и усваивать иную познавательную информацию.

Средства, применяемые в умственном воспитании

Педагогика как наука подразделяет все средства, применяемые в воспитании на две большие группы:

  1. Деятельность ребенка.
  2. Продукты духовной и материальной культуры.

К первой группе относится, прежде всего, бытовая деятельность. Она сопровождает ребенка с раннего возраста и заключается в соблюдении режима дня, следования правилам гигиены. Все это положительно сказывается на формировании пространственной ориентации. Дети получают первые представления о времени суток, изучают названия предметов, процессов, осваивают правила поведения в быту.

Для детского возраста лучшим воспитательным средством является игровая деятельность. В ее ходе дети получают разнообразные знания, касающиеся различных сфер и направлений жизнедеятельности. Игровая деятельность дает положительный результат, поскольку она интересна ребенку, увлекает его и развивает стремление к новому познанию.

Немаловажное значение отводится продуктивным разновидностям деятельности:

  1. Трудовая деятельность – ориентирована на развитие сенсорных процессов, опыта ребенка в различных трудовых действиях. Воспитанники знакомятся с материалами, их параметрами, свойствами, вариантами изменений под влиянием внешних факторов, способами применения различных орудий труда и их социальной значимостью;
  2. Конструктивная деятельность – имеет связь с трудовой деятельностью. Ребенок учится составлять конструкции, начиная с элементарных, что развивает его мышление и активизирует познавательные процессы;
  3. Изобразительная деятельность – творческое познание не менее важная составная часть умственного воспитания. Ребенок знакомится с различными направлениями искусства, усваивает культурные ценности, учится смотреть на мир, как на нечто прекрасное и уникальное. Это способствует не только формированию интеллектуальных навыков, но и формирует любовь к прекрасному.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Содержание

1. Понятие об умственном развитии и умственном воспитании…………. …5

2. Показатели умственного развития………………………………………….11

3. Методы и приемы умственного развития детей со сложными нарушениями развития……………………………………………………………..15

Введение

В работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития. Так считали педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, создавшие первые системы дошкольного воспитания. Но в своих трудах А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьякова неоднократно отмечали, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач [1].

Проблема умственного развития была и остается одной из самых значимых в специальной педагогике и психологии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей со сложными и множественными нарушениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Дошкольная специальная педагогика в отношении таких детей только складыва­ется.

Дети со сложным нарушением развития, представляющие по своим сенсорным, двигательным и интеллектуальным возможно­стям разнородную группу, не менее других детей с проблемами развития нуждаются в специальном обучении и воспитании, и соответствующие учреждения должны занять свое место в системе дошкольного специального обучения.

Наиболее изученной категорией детей со сложным нарушени­ем являются слепоглухие дети. Только для этой категории детей со сложным нарушением созданы программы дошкольного обучения.

Как гласит специальная педагогика, что необучаемых детей нет, а есть дети с разными возможностями обучения. Можно и нужно обучать и воспитывать каждого ребенка данной категории, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Результаты воспитания и обучения зависят от психофизического состояния ребенка, его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого.

При планировании и организации коррекционной работы специалисты и педагоги отдают предпочтение программно-методическим материалам, ориентированным на один ведущий дефект, что не позволяет учитывать структуру нарушения и индивидуальные особенности ребенка. В некоторых случаях за основу индивидуальной образовательной программы берутся программные и методические материалы из опыта работы специалистов других регионов РФ, что не позволяет учитывать региональные особенности.

Наблюдается тенденция к позднему вовлечению родителей (семьи) в качестве активных участников коррекционного процесса.

Как отмечают Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин, умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематизированного обучения. Также умственное развитие происходит в процессе деятельности: предметной, игровой, а затем, и в учебной, в трудовой, в продуктивной (лепка, рисование, аппликация, конструирование) деятельности.

Таким образом, умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы, поэтому педагогические ошибки, допущенные в период дошкольного детства, трудно исправляются в старшем возрасте и отрицательно сказываются на дальнейшем развитии ребенка. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников со сложными нарушениями, надо знать закономерности и возможности их умственного развития.

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. [5; 12]. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков [5].

Козлова и Куликова в своих исследованиях приводят данные ученых (генетиков, психологов): «предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80%)». Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду. Он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т. д.

Условия жизни, воспитание, отношение родителей и педагогов к самому ребенку, и к его деятельности — вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа [5, 169].

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Итак, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности [5, 175].

Читать еще:  Умственное воспитание детей дошкольного возраста контрольная работа

Основными задачами умственного воспитания являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

— развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями);

— воспитание любознательности, познавательных интересов;

— формирование системы элементарных знаний.

Средства умственного воспитания:

Ø Деятельность детей (бытовая, игровая, продуктивные виды, трудовая).

Ø Предметы материальной и духовной культуры (игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, ДПИ и др.)

Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. [12].

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способность мыслить, переживать на основе художественного слова. Слушая литературное произведение, ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, понять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с художественными произведениями «перепоручили» телевизору. Малышу не надо представлять, воображать, мыслить: все дано на «картинке». В школе преодолеть этот пробел в умственном развитии ребенка бывает очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения.

Однако когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А.В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся мозгом, созревание которого не закончилось, особенности которого еще не сложились, возможности которого еще ограниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка! [5].

Умственное воспитание ребенка, как справедливо под­черкивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах дея­тельности. Так, у ребенка с развитым воображением скла­дывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т. п.

Для развития нравственного облика ребенка важны пред­ставления о моральных нормах, правилах поведения, о кон­кретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведе­ние, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся осно­вой охраны здоровья, формирования культурно-гигиеничес­ких привычек, усвоения правильных движений.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведе­ниями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия — предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдатель­ность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на ста­новление его нравственного облика, эстетическом развитие, приобретение привычки к здоровому образу жизни [5].

Умственное воспитание осуществляется как процесс ус­воения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах по­знания и т. п.

Основная функция умственного воспита­ния детей первых лет жизни — формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи вос­приятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отраже­ние этих свойств в мозге создает образ предмета. Благода­ря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свой­ства, связи между предметами и явлениями (причинно-след­ственные, временные, количественные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова.

Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется впервые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления Л. С. Выготский относит к возрасту около 2 лет. В основе развития мышления лежит восприятие, которое предоставляет для углубленного познания чувственный (сенсорный) опыт. На протяжении дошкольного возраста восприятие готовит мышление, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, выводов. Мышление, в свою очередь, положительно влияет на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание (развитие);

— развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач:

— воспитание любознательности, познавательных интересов.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» — у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок).

Таким образом, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, — с другой.

Умственное и интеллектуальное развитие

Главных факторов, определяющих ум и интеллект ребенка, всего два. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому давайте разберемся, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.

Ум и интеллект — это одно и то же?

Вообще, эти понятия достаточно близки и их часто путают. Но это не одно и то же.

Начальные умственные способности у ребенка определяются его наследственными факторами.

Они проявляются в способности малыша адекватно реагировать на окружающую среду. Например, после двух месяцев он проявляет “комплекс оживления”, когда видит маму. Далее, взрослея, ребенок понимает, что у бабушки конфеты выпросить проще, чем у папы; а когда у мамы плохое настроение, то лучше не попадаться ей на глаза. Это значит, что ребенок становится “умнее”.

Выраженная склонность ребенка к чтению или игре на музыкальных инструментах, или решению сложных задач — это тоже врожденные способности.

По мере взросления ребенка его умственное развитие замедляется и, по мнению многих научных школ, прекращается в районе 20-25 лет на моменте окончательного формирования мозга.

Но! Зато с возрастом усиливается значение интеллектуального развития детей. Основой интеллектуального развития ребенка является семейное, дошкольное, школьное образование.

Нельзя рассчитывать на то, что развитие интеллекта и воспитание ребенка — это задача только для воспитателей и учителей. Ни в коем случае! В семьях, где родители заботятся о развитии малыша: разговаривают с крохой с самого момента рождения, читают ему книжки, отвечают на миллион «почему», выбирают ему подходящие занятия и кружки — в таких семьях дети успешно реализуют потенциал своих умственных способностей.

Типы умственного развития ребенка

С момента рождения все дети отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка идет по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Начальные задатки ребенка будут в немалой степени определяться способностями и увлечениями родителей. Очень рано у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.

Лингвистический тип

Дети этого типа легко и безболезненно научаются читать и писать. Отличные рассказчики, обладают богатым словарным запасом. Легко запоминают большие объемы информации. Могут бесконечно рассматривать, читать и перечитывать любимые книги.

В будущем для них привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик, писатель.

Читать еще:  Буклет роль семьи в воспитании ребенка

Логико-математический тип

Будущие математики, физики, изобретатели с раннего возраста любят наблюдать, перекладывать, сортировать. Им нравится считать в голове, легко даются шашки, шахматы.

Во многом они воспринимают окружающий мир через цифры и формулы. Цифровой мир — это их мир. ”Не от мира сего”- это часто про них.

Пространственный тип

Дети такого типа мыслят объемно, пространственно. Любят делать перестановки в комнате, видят вещи в их взаимосвязи, обладают вкусом. Они с малого детства любят рисовать, конструировать, изобретать.

В будущем плодами их воображения становятся различные изобретения, красивые здания, дизайнерские решения. Наиболее часто встречается у художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов.

Музыкальный тип

Большую часть окружающего мира дети с таким типом развития воспринимают через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, имеют музыкальный слух, хорошо двигаются под музыку, тоньше чувствуют голосовые интонации. Любят думать, двигаться и даже засыпать под музыку.

Это будущие артисты, музыканты, художники.

Двигательный тип

Им наделены дети, которым легче обучаться в движении. Не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, отлично проявляют себя на уроках труда. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно.

В них хорошо просматривается актерская или спортивная жилка.

Межличностный тип

Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже незнакомыми. Про таких говорят: “Язык до Киева доведет”.

Часто встречается у политиков, актеров, ораторов, торговцев, .

В различных сочетаниях у каждого ребенка встречаются все типы умственного развития. Задача родителей заключается в своевременном определении ведущих способностей ребенка, которые необходимо системно развивать и поддерживать.

Врожденные умственные способности — это важная составляющая успешного обучения, но не главная. Не всегда из одаренного ребенка вырастает глубокая творческая личность. И наоборот, средние способности при большом усердии в обучении, посещении дополнительных занятий, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.

Пора разобраться, что такое интеллектуальное развитие и как “накопить” интеллект.

Стадии интеллектуального развития

Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)

Интеллектуальное развитие в этом возрасте – это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта ребенка.

Сначала между ребенком и окружающей средой возникают предметные действия. Ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств путем воздействия на предметы. Для этого ему необходимо их рассмотреть, потрогать, стукнуть, бросить, попробовать “на зуб”.

К примеру, крепко сжатые кулачки младенца к 2-м месяцам начинают расслабляться. Он берет игрушку, она «тренирует» руку. Рука «тренирует» глаз, так как зрительное отражение движений рук усиливает процесс самосознания. Глаз «тренирует» руку за счет развития глазомера и точности.

Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.

2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)

Начало этой стадии – усвоение речевых звуков родного языка и способность ребенка к символическим действиям, например, помахать ручкой при прощании или покормить куклу. Наиболее ярко символическое мышление проявляется в детских играх.

По мере расширения и усложнения опыта ребенка происходит превращение предметных действий в умственные операции, то есть действия, выполняемые во внутреннем, мысленном плане. Это, например, устный счет до 10, различение понятий “справа и слева”, определение времени года по словесному описанию (в какое время года идет снег, и детишки катаются на санках?). Разнообразие взаимодействия ребенка с миром все в большей степени приобретает интеллектуальное содержание.

В этом возрасте ребенок становится «почемучкой». Задача родителей давать развернутые вопросы на различные вопросы ребенка. На многие “почему” не всегда есть однозначный ответ, поэтому будет очень полезно порассуждать вместе с малышом о различных вариантах решения вопроса.

Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.

3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)

В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий.

Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях. Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче. Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.

Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.

4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )

В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики.

Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.

В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Существует много методов диагностики умственных возможностей и интеллектуального развития ребенка. Для примера и понимания приведем несколько тестов, которые проходит дошкольник у психолога перед поступлением в в 1-ый класс.

Исследования развития памяти

Уровень развития памяти у ребенка можно оценить по следующим заданиям:

Три раза равномерно, с перерывами произносится ряд двузначных чисел (до 20) в произвольном порядке. Например, 15, 12, 10, 18, 16, 19, 17, 11 (общим количеством 8 штук).

Каждое правильно воспроизведенное число — 10%. Норма — 60%.

Предлагается ребенку в течение минуты посмотреть на 10 предметов, лежащих на столе. Далее, уже несмотря на стол, по памяти, он называет предметы, которые запомнил

Норма — не менее 60%.

Подбирается 8 пар слов по принципу: часть — целое. Например: колесо — машина; листья — дерево; капля — дождь и т.д. Произносятся пары с интервалом в 2 — 3 секунды. После короткого перерыва (15 сек) вторично произносятся только первые слова, второе слово ребенок должен вспомнить сам.

Норма — не менее 60%.

Исследование развития мышления

Развитие мышления взаимосвязано с развитием памяти, внимания, двигательной активностью. У дошкольников этот процесс дополняется ростом его самопознания. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на мнение близких людей.

Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)

Предлагается рисунок лестницы из 7 ступенек. Посредине ее нужно расположить фигурку человека. Ребенку объясняют задание: видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших хороших детей; чем выше, тем лучше дети, на самой вершинке — самые хорошие. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?”

Оценка. Считается нормой, если дети предшкольного возраста ставят себя на ступеньку “очень хорошие” и даже “самые хорошие дети“. Положение любой из низших ступенек (тем более на самой низшей) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Исследования развития восприятия

При достаточно развитом восприятии дошкольник знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ) ,оценивает положение предметов в пространстве (выше — ниже, вправо — влево), мысленно находит часть целого и достраивает из фрагментов целые образы.

Тест. Выделить части из целого по какому-либо признаку.Например, кошка: голова, лапы,туловище, хвост. Проще, если перед ребенком находится реальный предмет анализа. Сложнее разложение мысленного образа объекта.

Определение более 60% частей предмета считается достаточным.

Исследования креативности

Творческие способности у детей могут проявляться по-разному. Предлагаемый тест (по А.Р. Лурия) оценивает степень владения обобщающими понятиями и оригинальность предлагаемых решений.

Ребенку предлагается запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам рисует лаконичный эскиз, который потом помогает ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).

Дается 10 слов (словосочетаний). Например, солнце, снег, веселый мальчик, грустная лошадка, вкусная сосиска и т.д. После прослушивания ряда слов и создания соответствующих рисунков ребенок по своим эскизам воспроизводит заданные слова

Норма — 60% воспроизведенных слов.

Самое главное, что хотелось бы донести по родителей — это то, что врожденные умственные способности не гарантируют ребенку отличных знаний и успешной карьеры в будущем. Очень важно не допустить появления у одаренного ребенка звездной болезни, которая не даст ему успешно и системно развиваться.

Ребенка со средними и слабыми способностями нужно поддерживать, вселять уверенность в своих силах. Для этого следует много и доброжелательно общаться с ребенком, давать знания, развивать все стороны детской личности.

И помним: востребованными и высококлассными специалистами не рождаются, а становятся!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector