221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Практика воспитания это

Воспитательные практики нового поколения в пространстве взросления

Психология взросления изучает и проектирует социальные ситуации развития подростка через реализацию воспитательных практик нового поколения – педагогику взросления.

Принципами конструирования воспитательных практик выступают природосообразность, культуросообразность, свободосообразность. Принцип культуросообразности раскрывается в социальном компоненте пространства взросления и получает развитие в принципе опоры на культуру. Принцип природосообразности раскрывается в психодиагностическом компоненте пространства взросления и получает развитие в принципах адаптивности, адекватности потребностям стадий взросления. Принцип свободосообразности раскрывается в пространственно-временном компоненте и получает дальнейшее развитие в принципе осознания мира, себя в мире подростком.

Практики целеполагания в воспитании

Предлагаем вам, психологи, педагоги, классные руководители, ответить для себя на вопросы: что такое цель воспитания? кто ставит цели в воспитательном процессе? как ребенок осознает цели воспитания, применяемого по отношению к нему? если цель воспитания не осознается как психологическая задача – будет ли достигнут результат?

В педагогике известно определение: цель воспитания – это мысленное предвосхищение результата воспитательной деятельности. Иными словами, цель – это модель воображаемого успеха. Такой подход к целеполаганию порождает в воспитательной практике несколько иллюзий: 1) цель всегда ставится педагогом, 2) цель как модель успеха воплощается в желаемых результатах, 3) дети принимают участие в достижении цели только на операционально-деятельностном этапе, т. е. в ходе участия в мероприятиях, запланированных для них.

Посмотрим на это сквозь призму психологии (народной психологии), потом – психологии воспитания. Народная мудрость разоблачает эти иллюзии в легендах, одна из них – «Легенда о Данко» (в образе факельщика – педагог). Факельщик определяет цель как модель воображаемого успеха, как направление к источнику положительных эмоций, он не видит задач. Народ принимает модель, но постепенно энтузиазм пропадает.

Так мы встречаемся с первым парадоксом «цели-модели»: чем дольше совершается работа, тем меньше уверенности в успехе.

Потому что слабеет притягательная сила модели, энергопотенциал не возобновляется, так как решение цели в задачах отсутствует, наступает опустошение. (Вспомните свое состояние к окончанию 2-й четверти учебного года.)

Второй парадокс: видение цели-модели без видения цели-задачи опустошает действие.

По легенде, опустошенной толпой руководит инстинкт выживания: «Данко завел нас в эти дебри, Данко должен умереть». Герой встает перед необходимостью решить задачу: нужно показать не эталон гармонии (цель – эталон), а полноценное нравственное действие, которое всегда гармонично.

В легенде это подано в виде образа: Данко вырывает свое пылающее сердце. (Вспомните альтруистичный педагогический тезис «Сердце отдаю детям».)

Третий парадокс: если при кризисе цели-модели, приводящей к опустошению действия, ударить в ту же точку, то модель воображаемого успеха временно воссоздается с первозданной яркостью, что не превратит ее для других в осознанную задачу.

Окончание легенды: сердце погасло, и некто безликий предусмотрительно наступил на него, чтоб затоптать последние искры. (Вспомните эмоциональное педагогическое высказывание, часто бросаемое в отчаянии детям: «Я им все сердце отдаю, а они неблагодарные.»).

Как видите, народная мудрость давно опередила современную педагогику. И если мы не выбираем сказки, то сказки выбирают нас.

Вернемся к вопросам, сформулированным в начале воспитательной практики.

Кто ставит цели в воспитании? При авторитарном подходе (воспитание как формирование по социально заданному образцу) цель определяет педагог, ориентируясь на социальный заказ. При гуманистическом подходе (воспитание как актуализация нравственных качеств ребенка через выстраивание диалога) цель зарождается в межсубъектном пространстве.

Как строится эта воспитательная практика?

1-й этап: «Самоопределение». Подросткам предлагается написать в виде прилагательных ответ на вопрос: «Каким ты хочешь видеть себя в будущем, во взрослой жизни?».

2-й этап: «Коллективное определение». Подросткам предлагается поделиться на группы по 5–7 человек и распределить прилагательные по степени схожести (пример из практики: 1) отзывчивый, толерантный, дружественный; 2) здоровый, выносливый, жизнеспособный; 3) красивый, модный; 4) свободный, самостоятельный, автономный; 5) умный, конкурентоспособный, интеллектуальный, понимающий дело и др.).

3-й этап: «Ценностное определение». Психолог, педагог изображает на доске модель общечеловеческих ценностей в виде звезды (Добро, Истина, Красота, Здоровье, Свобода) у каждого луча звезды расположены файлы-кармашки.

Ведется рассказ о том, что в разные эпохи люди обращались к разным ценностям, но именно совокупность ценностей позволяла сохраниться жизни и развиваться человечеству.

В диалоге ребятам предлагается соотнести написанные ими прилагательные как я вижу себя в будущем с общечеловеческими ценностями. При соотнесении используются прикрепленные к надписи файлы. Не соответствующие ценностям прилагательные прикрепляются отдельно. Особенно бурный диалог разворачивается вокруг прилагательного «богатый». В диалоге выясняется, что финансовое богатство – это не самоценность, богатым можно стать путем достижения цели-ценности (например, стремясь к истине, сделать научное открытие и получить премию; культивируя достижения в определенном виде спорта, получить золото на олимпийских соревнованиях; заниматься меценатством и т. д). Посредством диалога в сознании конструируются цели-ценности.

4-й этап: «Коллективное проектирование целедостижения». Психолог, педагог обращается к ребятам с вопросом: «Что нужно делать, чтобы достичь поставленных целей?». В диалоге рождается мысль о том, что нужно продумать конкретные дела класса, школы. Пример из практики: ребята предложили пять программ-проектов – «Дорогой Добра», «Горожанин, стань гражданином», «Здоровье в твоих руках», «Этот красивый, красивый мир», «Ищите истину».

5-й этап: «Определение сфер ответственности». В диалоге встает вопрос о необходимости курирования кем-либо каждого проекта в процессе его воплощения. Обсуждается вопрос ответственности за результаты деятельности по достижению целей. Цель каждого проекта формулируется как задача. Пример из практики: ребята предложили такие структуры распределения ответственности – Совет Дела «Сотворчество» (инициативная группа, отвечающая за реализацию конкретного дела), Совет проекта «Содействие» (ребята, отвечающие за воплощение проекта, и привлеченные психологи, педагоги-кураторы). Совет класса «Содружество» (ребята, родители и общественные взрослые, попечители, курирующие гармоничность реализации всех проектов).

Таким образом, самоуправление в подростковых коллективах появляется на основе конкретных дел, а не остается игрой в политические выборы.

Так, цель «превращается» в осознание задачи, а предложенная нами воспитательная практика – путь разрешения поставленной в начале главы проблемы: цель – не для детей, а вместе с детьми.

Данная воспитательная практика имеет несколько «точек бифуркации», в которых разворачиваются проблемные диалоги. Например, при обсуждении соотношения целей и ценностей вдруг кто-то из подростков кричит из зала: «А богатый, куда богатый относится?» Ребята-инициаторы целеполагания растерялись, молчат, пытались сказать, что богатым быть, иметь много денег – не цель. Голос из зала: «Пусть сейчас поднимут руку те, кто не хочет быть богатым». Руки действительно не поднялись. Тогда включился педагог: «Материальное богатство, я считаю, не самоцель. Можно стать богатым, если ты достигаешь какой-либо цели-ценности. Например, ты развивал свой интеллект, работал при этом над какой-то проблемой, совершил открытие – тебе Нобелевская премия. Или хочешь быть сильным, развиваешь свою силу, на соревновании взял тяжелый вес – тебе Кубок мира. Или ты делаешь добро людям бескорыстно, как меценат, твое богатство – людская благодарность.» Встречи в пространстве смысла всегда дополняют имеющиеся значения новыми.

Таким образом, на примере воспитательной практики целеполагания, можно проанализировать психосоциальные особенности традиционной постановки целей в воспитании, которая ориентировалась на внешнюю сторону (только организационно-педагогическую) воспитания, ребенок оставался объектом педагогического воздействия, мир субкультуры подростков исключался из поля внимания взрослого.

Читать еще:  Как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Важный тезис, который мы формулируем из вышеизложенного, предупреждая возможные ошибки «интерпретации» практики целеполагания: практика коллективного целеполагания должна не только демократизировать пространство взросления, но и способствовать выходу в субъектпорождающую позицию, тогда становится возможным быть в пространстве взросления не только как в «социальной организованности», но и как в «со-бытийной общности».

Процесс самоопределения подростков относительно целей разворачивается в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном, экзистенциальном. Самоопределения понимаются нами как поиски основания для решения задач взросления, которые разворачиваются как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами, как социальное действие, детерминированное локальной целью, как рефлексия бытия – движение в вечных вопросах и ценностях. Каждое смысловое пространство предстает как этап на пути взросления подростка. Такое осмысление субъектогенеза, культурогенеза, антропогенеза пространства взросления служит основанием психологии воспитания и создания воспитательных практик нового поколения.

Далее при ознакомлении с другими воспитательными практиками будем придерживаться следующего «формата»:

1. Актуальность воспитательной практики (обоснование современности как своевременности).

2. Противоречия, решаемые воспитательной практикой.

3. Цели как прогнозируемые результаты воспитательной практики.

4. Этапы организации воспитательной практики.

5. Формы организации воспитательной практики в пространстве взросления.

Социальные практики как образовательный и воспитательный ресурс

Применение социальных практик в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Социальные практики как образовательный и воспитательный ресурс»

«Социальные практики как воспитательный и образовательный ресурс»

Сегодня опыт множественных реформ российского общества показывает, что наиболее гибкими и адаптированными к динамично изменяющейся ситуации оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных социально значимых качеств: инициативности, креативности, умением принимать решения, обладание нравственным стержнем, умением выстраивать общение и взаимодействие с окружающими.

Что же касается школ, т.е. где закладываются и формируются важные качества личности, то мы можем отметить, что они в большей степени переориентированы на «чистое» обучение, практике отводится очень мало времени. «Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически». В связи с этим ученикам школы необходимо дать знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию.

Формирование данных навыков возможно через организацию в учебной деятельности социальных практик.

Социальная практика помогает школьникам адап­тироваться в любом социуме, учит общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с пред­ставителями разных профессий, позволяя тем самым правильно вы­брать свой жизненный путь.

Впервые этот термин ввела доктор педагогических наук Н.И. Элиасберг.

Социальная практика — вид деятельности, в ходе которого человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе: социальной группе или по отношению к отдельным людям.

Задачи социальной практики:

формирование социальных компетенций на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности

знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе

приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации

Выделяют 4 вида социальных практик:

1) Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);

2) Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.);

3) Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.).

4) Профессиональная проба – моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующие сознательному, обоснованному выбору профессии

В образовательных учреждениях социальные практики нужно организовывать на всех ступенях обучения, учитывая возрастные особенности детей.

Проводить и организовывать социальные практики могут: администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, т.е. весь педагогический состав.

Наиболее распространенные направления социальных практик в школе:

Самоуправление – участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы;

Самоорганизация и личностный рост – соревнование: соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции;

Волонтерская деятельность – участие в акциях, конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших;

Интеллектуальное творчество – участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, НПК, создание и защита собственного интеллектуального продукта;

Профессионально-ролевая деятельность – стажировка в качестве члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ или учителя и воспитателя в День самоуправления; деятельность по самообслуживанию; организация и проведение массовых общешкольных мероприятий;

Здоровьесбережение – участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В результате применения в учебной деятельности социальных практик ребенок учится:

видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им;

знакомится с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;

взаимодействовать с другими людьми и делать совместное дело;

учиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты;

а также вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;

Применение в учебной деятельности социальных практики необходимо. Это формирует у учащихся организаторские способности и навыки, воспитывает самостоятельность, целеустремленность и умение выстраивать конструктивное взаимодействие.

1. Педагогическое обозрение №9, октябрь 2015 г.С. 2-5.

2. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2014. – 130 с.

Методическая разработка «Методы и приемы организации ВП» «Наглядные методы воспитания и их применение в собственной практике».

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Поиск»

«Методы и приемы организации ВП»

«Наглядные методы воспитания и их применение в

Ахтямова Гульнара Муратовна

г. Нефтеюганск, 2015 г.

«Наглядные методы воспитания и их применение в

Профессиональная деятельность воспитателя предполагает выбор и использование методов воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; времени воспитания; интересов и потребностей воспитанников; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей воспитателя. В основе выбора метода воспитания должны лежать гуманистические отношения воспитателя с воспитанниками. Эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации, профессиональном предвидении психологического состояния воспитанников в момент применения методов; умелом сочетании различных методов воспитания; подкреплении выбранного метода средствами воспитания; доведении его до логического завершения. Выбирая методы воспитания, воспитатель должен стремиться использовать те, которые дают возможность воспитаннику самореализоваться, показать свою индивидуальность, собственные способности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированию результата; реализации поставленной цели.

МЕТОД- это способ или путь воздействия на сознание, волю, чувства, поведение, отношения детей.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – способы воспитательных задач и осуществление воспитательного взаимодействия.

Наглядные методы — образец поведения демонстрируется взрослым или с помощью иллюстрации, фильма, анализа поведения другого ребенка.

ГРУППЫ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ – наблюдение, аудиозаписи, презентации, ПОКАЗ (ОБРАЗЦА ЗАДАНИЯ, СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ И Т. Д. ).

Читать еще:  Воспитание ребенка 1 год 3 месяца

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА-ПРЕЗЕНТАЦИИ – позволяют воспринимать обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов в определенной структуре, АУДИЗАПИСИ, интерактивные уроки.

ПОКАЗ – прием демонстрации, характеризуется, как наглядно-практически — действенный. К показу предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.

Применение на практике наглядных методов

Тематические выставки-

Учителя должно отличать высокое чувство ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения, за развитие личности каждого ученика, подготовку его к жизни, к трудовой деятельности. Чтобы воспитывать других, учитель сам должен быть безукоризненным в поведении, общении с людьми, в любой деятельности. Чтобы иметь моральное право учить, учитель должен быть сам высокообразованным, эрудированным человеком. В профессионально-педагогической деятельности личные качества учителя становятся профессиональными качествами. Это обусловлено самим характером учебно-воспитательного процесса, в котором пример учителя становится методом воспитания. Личность учителя настолько влияет на процесс обучения и воспитания, что это позволяет утверждать: личность воспитывает личность. Качества личности учителя, особенно важные в профессиональной деятельности, можно свести в несколько групп:

— Отношение к людям: общительность, отзывчивость, доброжелательность, тактичность, вежливость, любовь к детям.

— Отношение к труду: целеустремленность, ответственность, добросовестность, трудолюбие, увлеченность.

— Отношение к природе, технике и технологиям: любовь к природе и стремление приумножать ее богатства, бережное использование технических устройств, оптимальное применение различных технологий.

— Отношение к себе: чувство собственного достоинства, самокритичность, требовательность, стремление к самосовершенствованию.

— Интеллектуальные качества: самостоятельность и творческий характер мышления, умение выделять главное, логика мышления. Специфично для учителя технологии — техническое мышление и пространственное представление предметов, технологическая культура и образованность.

— Качества речи: убедительность, логическая стройность, культура речи, доступность.

— Морально-волевые качества: гражданский долг, дисциплинированность, честность, справедливость, умения преодолевать трудности и т.д. Содержание воспитания в целом складывается из системы знаний, навыков, убеждений, качеств и черт личности, поведения, идеологии и взглядов человека, которые являются конечной целью воспитательного процесса. Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения детей и подростков личности учителя, его морального облика. Личный пример учителя влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в учителе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу воспитательного воздействия учителя. Педагогика определяет нравственное, эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда, воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание своих прав и обязанностей; овладение эстетическими нормами поведения человека в обществе; формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании, экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам). Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами сверстников, существующими нормами и правилами. Учителю нужно как можно раньше учить ребенка умению анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения, так как нравственность – сердцевина личности. Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни.

На занятиях я ставлю перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, учащимся дано задание не просто создать обложку для журнала, но и умело ее обработать, придать привлекательный и эстетический вид, придумать название, красиво оформить. В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуя друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение. При выполнении практических заданий я стараюсь не навязывать учащимся готового решения, а предлагаю найти другой способ выполнения поставленной задачи. И если кому-нибудь удается найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте, я обязательно хвалю этого ученика. Похвала стимулирует дальнейшее творческое развитие учащегося.

Часто бывает, что в результате овладения знаниями и умениями у учащихся появляется желание получить дополнительную информацию, желание выполнять более сложные задания по компьютерной графике, чем предусмотренные программой. На этот уровень способны подняться, конечно же, не все. Я стараюсь вовремя заметить таких учеников, поддержать их и поощрять их стремление. Начинаю работать с ними по индивидуальному плану. Лучшие работы учеников ежегодно принимают участие в школьной выставке на слете победителей, который проводится в нашем центре в конце учебного года. Отмечу, что жизнерадостные дети проявляют большую любознательность, инициативность, более догадливы, много фантазируют. Такими их делает уверенность в том, что их любят .Ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, на окриках и наказаниях. Дисциплина должна быть сознательной, предполагающей соблюдение общепринятых норм поведения: не опаздывать на уроки, выполнять свои обязанности без напоминаний и нареканий, переговариваться вполголоса и только по делу, причем доброжелательным тоном, без крика и грубости, с уважением относиться к товарищам, к учителям, не мешать и не отвлекать от работы других. В целях сохранения духовного и психического здоровья, как своего, так и окружающих, на протяжении всего периода обучения я прививаю учащимся навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми. Решающую роль играет организация ученической деятельности и взаимоотношения между учеником и учителем. Совершенствуя воспитательный потенциал урока, каждый учитель решает задачу воспитания успешной, активной, мобильной, компетентной личности с широким культурным кругозором, мотивацией к успеху, стремлением внутренней и внешней гармонии. Эта работа важна, т.к. от того, какое мы воспитаем молодое поколение, зависит будущее России. Таким образом , подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных приемов облегчает усвоение материала, формирует речевые умения и навыки, решает задачи формирования культуры общения в семье, способствует успешному достижению поставленной цели воспитания.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка в пять лет

Принципы воспитания в практике их реализации

Сила принципа — в приказе, идущем от самого субъекта в свой собственный адрес, а так как принцип всегда носит общий характер, то область его воздействия достаточно широка, предписания затрагивают множество сторон жизнедеятельности человека. Скажем, если принципом жизни человека является «обязательность», то на такого человека можно положиться в самых разных ситуациях жизни.

Принцип — это общее руководящее положение, которое, будучи принятым, диктует человеку последовательность действий в соответствующих ситуациях жизни.

Принцип — продукт мыслительной деятельности, результат анализа явления или жизни в ее повседневной представленности. Принцип не придумывается, не декларируется, не выдвигается самовольно. Он извлекается. Он рождается в ходе анализа цели деятельности и учета природы анализируемого явления.

Принцип воспитания есть общее объективное положение, задающее в каждый момент профессиональной деятельности педагога вполне определенное направление — содержательное и методическое. Если их несколько, то они крепко связаны, и каждый последующий вытекает из предыдущего, а каждый предыдущий позволяет реализовать последующие.

Для педагога-практика овладение принципами воспитания чрезвычайно важно, потому что это значительно облегчает работу, заведомо оснащает его педагогическое сознание профессиональным вектором. Любая ситуация работы с детьми выстраивается с опорой на общий воспитательный принцип.

Три принципа воспитания предначертаны культурологической гуманистической концепцией современного воспитания.

Принцип ценностной ориентации вектором своим имеет содержательную сторону воспитательного процесса и диктует:

  • • программу воспитания детей как последовательное постижение и присвоение (обретение личностного смысла) системы наивысших ценностей, таких, как «человек», «жизнь», «природа», «общество»;
  • • последовательное культивирование таких ценностных отношений, как уважение человека, благоговение перед жизнью, любовь к природе, гражданская ответственность и любовь к Отечеству, а также последовательное формирование у детей умений выстраивать поведение в согласии с ценностными отношениями;
  • • педагогическое «распредмечивание» предметно-вещного мира, когда за привычными предметами и вещами дети вместе с педагогом обнаруживают глубокий смысл и высокое предназначение созданных предметов или присутствующих в природе явлений: увидеть в книге человека, с тобой говорящего; услышать в музыке душу другого, рассказывающего о своем видении мира; отнестись к скамейке в парке как к заботе об усталом человеке; воспринять птицу как удивительный феномен природы со своими законами жизни и т. д.

Принцип субъектности вектором своим имеет процессуальную сторону воспитательного процесса и обусловливает обязательность в системе воспитания:

  • • организации деятельности каждого ребенка как формы выражения им своего активного отношения к жизни и ее явлениям;
  • • организации личностного осмысления детьми ценностей жизни на земле, а также значения и смысла его индивидуальной деятельности в каждый момент своей жизни;
  • • предоставление ребенку права свободного выбора в рамках общечеловеческих социальных норм жизни;
  • • содействие формированию у детей образа счастья и своего «Я» как строителя счастья и конструктора собственной жизни.

Субъектность воспитанника есть способность деятельного лица осознанно и целенаправленно устанавливать связи с миром и выстраивать эти связи свободным волеизъявлением, предвидеть последствия и брать на себя ответственность за результат содеянного.

Принцип признания ребенка как индивидуальной данности вектором своим имеет особенности личности и способности индивидуальности ребенка и предполагает, что:

  • • педагог уважает конкретные условия жизни ребенка, историю его жизни, особенности обстоятельств семейного воспитания, уровень его данного развития, обусловленный этими обстоятельствами;
  • • педагог признает индивидуальные физические, психологические и социальные особенности ребенка, не посягает на их подавление или жесткое корректирование, но лишь содействует развитию достоинств ребенка, опираясь на механизм вытеснения старых образований новообразованиями;
  • • педагог всегда стоит на защите ребенка в его непохожести и индивидуальной неповторимости, неуклонно научая детей признавать особенности личности и уважать национальное, возрастное, характерологическое, религиозное, физическое и другое различие людей;
  • • в воспитательном учреждении внедрена традиция защищенности каждого ребенка, свободного от посягательства на его достоинство, помощи и дружеского участия по отношению к каждому члену воспитательного коллектива;
  • • педагог и дети уважительно относятся к состоянию и самочувствию каждого человека на данный момент его поведения и проявляют великодушие к человеку в ситуациях его неудач или ошибок;
  • • всем детям без исключения предоставляется возможность участия во всех видах деятельности для развития интересов, способностей и потребностей.

Принцип — всегда объективная необходимость, которой следует педагог, осмысливший суть воспитательного процесса и осознавший желательное качество воспитательного процесса. Реализовать принцип — значит следовать провозглашенной идее всегда, в любых условиях и обстоятельствах.

Практическое воплощение данных принципов легко и красиво в профессиональной работе опытного педагога. Механизмом такого воплощения становится психологический процесс восприятия объекта, представляемого детям и инструментированного педагогом.

Поэтому надо, чтобы:

  • • восприятие обретало характер ценностный, а педагог детям раскрывал значимость для жизни объекта действительности;
  • • восприятие принимало характер субъектностный, а педагог выявлял личностный смысл объекта для каждого ребенка;
  • • восприятие не теряло индивидуального своеобразия, а педагог учитывал историю прошлого взаимодействия ребенка с объектом деятельности и допускал свободу проявления ребенком своего «Я».

Покажем, как такое воссоединение принципов происходит в реальной практике, когда три воспитательных вектора, направляя профессиональное сознание педагога, неотвратимо определяют характер акта воздействия педагога на детей или ответной реакции педагога на воздействия детей и происходящей ситуации.

Пример из реальности школьной жизни. Педагог услышал от детей фразу в адрес нянечки-технички, которая прибирает школьные помещения и содержит вестибюль в чистоте: «Фи! Она такая старая!». Его реакция была таковой: «Да, очень добрая и мудрая, как все старики. Наверное, сил у нее немного, но как она красиво работает, прямо с удовольствием наводит чистоту. ». Агрессивность детей угасла, они согласились с доброй оценкой педагога. А тот добавил: «Старыми мы все будем — это неизбежно. Но — какими станем к старости. ».

В приведенном эпизоде явственно проступают линии трех принципов: защита старости как ценности жизни; апелляция к разуму детей; отсутствие осуждения в адрес детства, никак не признающего старости для собственной жизни, — перевод объекта «старость» в объект «человек труда».

Педагог-практик, работающий на основании трех принципов, не занимается решением ситуаций. Ему не надо это делать, потому что он организует иное восприятие объекта и, предъявляя его с позиции ценности, преобразует восприятие детей. Он — реагирует на ситуацию, не более того. И, вооруженный тремя принципами, педагогически точно выражает свое отношение к происшедшему.

Предлагаем читателям — нашим коллегам — простейшее правило профессиональной работы педагога с детьми.

Не занимайся разрешением ситуации — выражай лишь отношение к ситуации, а дети сами разрешат ее.

Работа педагога должна быть легкой по внешнему рисунку его действий, ненатужной по напряжению его физических сил, простой по логике разворачивающихся событий жизни группы, и радостной по достижению задуманного результата. Введение трех принципов воспитания в практику профессиональной деятельности гарантируют такие именно характеристики труда педагога, вопреки общепринятому обывательскому суждению, что труд педагога тяжелый и неблагодарный.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector