221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы домашнего воспитания

Тринадцать принципов воспитания ребенка в семье

В данной статье вы можете узнать, что же относят к воспитательным принципам. Также вы поймете, как верно воспитать свое чадо. Любой ребенок является индивидом, то есть нельзя для разных детей использовать одинаковые методы воспитания.

Появляется законный вопрос – существует ли «правильное воспитание детей»? Знайте, что воспитание можно назвать правильным, если дети выросли физически и психически полноценными, а также получили прививку гуманистических ценностей.

Итак, перейдем к воспитательным принципам.

С первого дня предоставьте ребенку свободу, постоянно поддерживайте ее. Процесс воспитания не может являться навязыванием позиции. Создайте условия для развития, помогайте малышу только в том случае, если он действительно нуждается в поддержке.

Второй принцип

Все дети с рождения одинаковые. Нет младенца без каких-либо способностей или с ярко выраженными талантами. Все достижения и неудачи ребенка являются последствиями полученных в процессе воспитания и развития навыков. Зачастую, когда дитя достигает трехлетнего возраста, мать с отцом понимают, к чему у него имеется склонность. Следовательно, все способности приобретаются до трех лет.

Родители должны обеспечить полноценное развитие ребенка

По этой причине развивать ребенка в творческом либо спортивном направлении необходимо начинать с рождения, а не со школы.

Третий принцип

Каждый ваш поступок, совершенный в присутствии ребенка, любое слово, сказанное при нем, имеют большую важность. Вы являетесь примером для детей. Можете сколько угодно говорить им о том, что нельзя лгать, громко разговаривать, необходимо надевать шапку. Слова не будут иметь никакой ценности, пока вы сами не начнете соблюдать установленные вами же правила. Что будет делать ребенок, если вы запретите ему кричать, но при этом сами станете орать на супруга? У малыша в голове сформируется неустойчивое, разнородное представление о мире. Кроха понимает, как надо себя вести в обществе, глядя на родителей.

Дети копируют поведение родителей

Будьте хорошим примером, это необходимо для правильного воспитания.

Четвертый принцип

Взгляды на методы воспитания у родителей должны совпадать. Лишь при таком раскладе кроха будет чувствовать себя в безопасности и ощутит целостность нашего мира. Утешая ребенка после наказания, вы прививаете ему манипуляторские качества. Дети стремительно подстраиваются под окружающую среду и отыскивают в ней преимущества для себя. После посещения семейного психолога многие узнают, что их ребенок – настоящий манипулятор, который пойдет на что угодно ради достижения желаемой цели. Все это является результатом семейного несогласия во мнениях.

Меры воспитания должны быть адекватными и понятными ребенку

Каждую меру воспитания необходимо сначала тщательно обсудить в семье.

Пятый принцип

Соблюдайте последовательность собственных поступков в семье. Не стоит изменять правила и запреты ежедневно, это способно сделать вашего малыша очень недисциплинированным. Множество родителей непоследовательны в своих мерах воспитания, из-за этого их дети не понимают, какое поведение нормальное, впадают в замешательство.

Нельзя постоянно увеличивать количество запретов

Сделайте нахождение детей в семье безопасным и стабильным. Соблюдайте принятые правила поведения всегда, все вместе.

Шестой принцип

Не надо потакать ребенку во всех его желаниях. Крохе хватит для правильного воспитания и развития того, что имеется в доме, а именно:

  • погремушек (в младенческом возрасте);
  • книг;
  • прогулочного комплекта (формочки, лопаточки);
  • счетного набора;
  • конструктора.

Изобилие игрушек нивелирует их ценность

Разумеется, иные игровые предметы тоже нравятся детям. Однако детей окружает множество впечатлений и развлечений, вовсе не все из них необходимы для правильного воспитания. Пусть ваш ребенок имеет основные представления о деньгах и заработке.

Седьмой принцип

Всегда хвалите детей только в том случае, если они реально этого заслуживают. Не начинайте сильную похвалу от родительской любви. После такой похвалы малыш будет пытаться совершить что-либо полезное в семье. Не думайте, что это замечательно. Вовсе нет. Кроха стремится к хорошим поступкам ради высокой оценки. Так формируется перфекционизм, совершенная противоположность достиженческому подходу семейного воспитания, когда дети стараются совершенствоваться.

Достиженцы являются настоящими лидерами, а вот перфекционисты всего лишь поверхностные исполнители. Например, вместо слов «ты самый умный» говорите «ты замечательно выполнил задание». Ищите, что полезного сделал ребенок в семье, пусть будет объективный повод для похвалы.

Восьмой принцип

Необходимо принимать помощь детей, дайте им возможность принять участие в домашних хлопотах. Дети хотят походить на своих родителей. Видя, как мать метет пол, они также несутся с веником в самую тучу пыли. Видя, как родители сервируют стол, дети берут наполненные стаканы и ножи. От такой помощи много проблем: пыль разносится по дому, стаканы бьются, чай проливается.

К домашней работе детей надо приучать в форме игры

Казалось бы, проще всего не позволять ребенку помогать семье.

Однако, с каждым отнятым у ребенка стаканом, вы все больше прививаете своему чаду мысль «я не нужен семье, все могут сделать без меня». В результате через десяток лет вы получите подростка, который совершенно не будет вам помогать. Сделайте своеобразный вклад для будущего семейного счастья: приобретите веник ребенку, позвольте ему самостоятельно понести неполный стакан, вручите в подарок тряпочку для протирки пыли. В будущем вы получите в семье благодарного вам помощника.

Девятый принцип

Отец должен принимать полное участие в процессе воспитания ребенка. Трудно переоценить значение отца. Он является проводником крохи в реальный мир, за пределами семейного очага, поэтому дайте папе общаться с детьми как можно чаще и быть доступным постоянно (пусть даже по телефону).

Участие отца в воспитании обязательно

Время, пока ребенок занят общением с отцом, уделите себе. Это весьма хорошо для поддержания семейного счастья.

Десятый принцип

Растите независимого человека. Крохе сложно расставаться с матерью, однако с одного года до трех лет выполняется формирование собственного «Я» малыша. Множество родителей считают, что детская независимость в семье – это то же самое, что непокорность с непослушанием. Дети хотят быть независимыми по той же причине, что и все остальные люди – каждый желает самостоятельно контролировать собственную жизнь, без семейного контроля.

В два-три года обязательно предоставьте малышу свободу. Одобрение независимости формирует саморегулирующееся поведение вне семейного круга. Однако некоторые ограничения в семье предоставляют возможность крохе развить самоконтроль. Для успеха в будущем необходимы оба этих навыка.

Одиннадцатый принцип

Ребенок должен научиться размышлять. Пусть растет любопытным почемучкой. Обязательно надо не просто давать ответы на детские вопросы, к примеру, о семье, а еще и заставлять появляться в голове ребенка новые. Вопросы свидетельствуют о развитии умственной деятельности. Ваше чадо размышляет, формирует причинно-следственные связи и строит закономерные выводы. Замечательно, если малыш всегда остается почемучкой, в любом возрасте. Он не прекращает развиваться, вместо зубрежки он занимается осознанием окружающего.

Двенадцатый принцип

Если вы нарушили какие-либо принципы воспитания, не стоит относиться к этому как к фатальной ошибке, которую уже ничем и никогда не получится исправить. Все мы люди, а люди не могут быть идеальными во всех отношениях. Если человек допускает некоторые ошибки, противоречащие принципам воспитания, это вовсе не означает, что он плохой.

Признание своих ошибок родителями – важный принцип воспитания

Если вы допустили какую-либо ошибку, то признайте ее, поменяйте собственное поведение, после этого уже двигайтесь вперед.

Тринадцатый принцип

Познакомьте свое чадо с фотографиями вашего семейного альбома. Пусть ребенок знает историю собственной семьи. Это будет служить гарантией того, что ваш ребенок навсегда сохранит место в своем сердце для семейного счастья. Он будет уважать собственных родных, с большим уважением относиться к старшим. Не это ли является целью правильного воспитания?

Часто пересматривайте семейный альбом

Что из этого следует?

Достаточно сложно соблюдать все вышеперечисленные принципы. У всякого родителя имеются собственные основные методы, которые, на его взгляд, позволят вырастить полноценного во всех планах человека. В конце концов, их достаточно много – целых тринадцать правил. В любом случае, постарайтесь запомнить их все. Гораздо лучше следовать всем приведенным здесь правилам педагогики, которые проверены временем и людьми, чем использовать собственные методы. Если для вас проблематично соблюдать все правила, попытайтесь соблюсти хотя бы некоторые из них.

Читать еще:  Воспитание в современных условиях

Главный принцип воспитания – любовь и уважение родителей

Ведь вы же хотите, как и любой родитель, чтобы ваши дети выросли порядочными, трудолюбивыми и уважающими семейные ценности гражданами?

Принципы воспитания в семье

Основные принципы семейного воспитания

Принципы воспитания, в том числе и в семье, требуют постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания строятся на основе цели воспитания. Принципы воспитания представляют собой практические рекомендации, которыми следует руководствоваться в процессе воспитания. Это помогает грамотно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

В обществе происходят активные преобразования, в соответствии с этим пересматриваются и принципы воспитания, они наполняются новым содержанием. Например, принцип субординации уходит из воспитания. Принцип монологизма замещается принципом диалогизма.

К важным принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:

  • принцип целенаправленности;
  • принцип научности;
  • принцип гуманизма;
  • принцип планомерности, последовательности и непрерывности;
  • принцип комплексности и систематичности;
  • принцип согласованности в воспитании.

Принцип целенаправленности

Воспитание характеризуется присутствием социально-культурного ориентира, который является идеалом воспитательной деятельности и результатом. Современная семья старается ориентироваться на цели общей педагогической политики в стране. На сегодняшний день это основные общечеловеческие ценности, отраженные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конституции Российской Федерации. Безусловно, не все семьи, рассуждая о цели воспитания своих детей, думает о всестороннем гармоническом развитии личности. Но каждый родитель желает своему ребенку здоровья, мечтает вырастить его хорошим человеком. Именно это и является общечеловеческими ценностями.

Воспитательные цели конкретной семьи формируются на основе представления о том, какими она хочет воспитать своих детей. При этом учитываются реальные способности ребенка, его индивидуальные особенности. В постановке воспитательной цели семья учитывает этнические, культурные и религиозные традиции, которым она следует.

Важно учитывать цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы в семейном воспитании. Это обеспечивает преемственность в воспитательном процессе. Противоречия в целях воспитания внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями неблагоприятно влияют на нервно-психическое и общее развитие ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания – функция профессиональных педагогов.

Принцип научности

Домашнее воспитание всегда основывалось на здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых от старшего поколения младшему. Но в современном мире знание и применение родителями научных основ воспитания помогает добиться более высоких результатов в развитии своих детей. Родителям важно для успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться у специалиста, познакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Суть этого принципа гуманизма заключается в принятии родителями ребенка как данности, со всеми его особенностями, индивидуальными чертами и привычками.

Не сравнивать своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Не всегда ребенок соответствует идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но он и не должен им соответствовать, его ценность в самобытности и уникальности. Родителям необходимо принять индивидуальное своеобразие ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его соответственно уровню развития, которого при помощи родителей он достиг. Из принципа гуманизма вытекают определенные педагогические правила:

  • избегать сравнения ребенка с кем-либо;
  • не навязывать примеры поведения и деятельности;
  • не призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • учить ребенка быть самим собой;
  • учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним»и делать из этого правильные выводы.

Соблюдение этих правил в воспитания помогает ребенку двигаться к собственному совершенствованию, снижает количество внешних и внутренних конфликтов, укрепляет психическое и физическое здоровье ребенка.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка, имеющего внешние особенности или физические недостатки. Под воздействием нетактичного поведения окружающих у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности. Чтобы этого не случилось родителям необходимо научиться самим спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить ребенка воспринимать это спокойно. Это сложный путь. Задача родителей — учить ребенка не реагировать болезненно на неадекватное поведение окружающих людей, убеждать его в том, что он хороший, добрый, веселый, умелый и именно эти качества будут формировать отношение людей к нему. Любая «изюминка» в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет безболезненно переносить свои недостатки.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принцип гуманности предполагает, что отношения между родителями и детьми строятся на доверии, взаимоуважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Родителям очень важно осознать, что ребенок не их собственность, и они не имеют права решать за него его судьбу, тем более ломать его жизнь. В.А. Сухомлинский призывал взрослых ощутить в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

Согласно этому принципу, семейное воспитание должно проходить в соответствии с поставленной целью, последовательно и планомерно реализовывать воспитательный процесс через средства, методы и приемы, которые отвечают возрастным особенностям и индивидуальным возможностям ребенка. Воспитание — процесс длительный, результаты которого можно наблюдать только спустя время.

Последовательность и планомерность родителей в воспитании дают ребенку ощущение уверенности, что является основой формирования личности. Если все члены семьи придерживаются сходного поведения и требований, то окружающий мир для ребенка становится яснее и предсказуемее. Ему легче осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, способствуют развитию у него операциональной и организационной стороны деятельности. При последовательном воспитании растет субъектность ребенка, формируется ответственность за свое поведение и поступки. Важно в семейном воспитании избегать формирования у ребенка «двойной» морали. Нельзя требовать от ребенка того, что для других членов семьи считается необязательным.

Нельзя применять педагогические методы к ребенку единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Суть принципа заключается в осуществлении многостороннего влияние на личность.

Современный ребенок растет и развивается не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Можно усилить развивающее влияние одних факторов и снизить разрушающее влияние негативных факторов воспитания. Приоритет в решении этого вопроса принадлежит семье, именно она имеет возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, изменить содержание третьих.

Научная педагогика делит воспитание на отдельные виды. Но невозможно воспитывать личность частями. В реальном педагогическом процессе осуществляется разностороннее развитие. Семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей разносторонне: привить морально-нравственные нормы, приобщить к труду, познакомить с культурой, помочь их половой идентификации.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания ребенка заключается в осуществлении воспитания разными лицами: членами семьи или профессиональными педагогами. Здесь необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит ребенка в смятение, у него утрачивается чувство уверенности.

Семейное воспитание, реализованное в соответствии с рассмотренными принципами, позволит родителям правильно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и прочей деятельностью детей, эффективно содействуя их развитию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».
Читать еще:  Воспитание мальчика в 1 год

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Семейное воспитание имеет свои принципы

■ гуманность и милосердие к растущему человеку;

■ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

■ открытость и доверительность отношений с детьми;

■ оптимистичность взаимоотношений в семье;

■ последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

■ В оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания:

1) запрещение физических наказаний,

2) запрещение читать чужие письма и дневники;

3) не морализировать, не говорить слишком много,

4) не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт

творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Известно, что родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание — поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% — какие фильмы смотрят, 67% — какая музыка им нравится; больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно замечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость.

Стили семейного воспитания.

Читать еще:  Как воспитывать отцу сына правильно

Существуют два противоположных стиля семейного воспитания — авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере — это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой методики у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.

При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые, обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.

К типам неправильного воспитания относят:

Безнадзорность, бесконтрольность — встречается тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге ребенок предоставлен сам себе и проводит время в поиске увеселений, попадает под влияние плохих компаний.

Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он все время слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

Воспитание по типу «золушки», т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.

— При «жестком воспитании» за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является физическое наказание. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца или матери, со старыми «ременными» традициями, плохим материальным положением.

Итак, для того, чтобы процесс воспитания в семье был эффективным, он должен основываться на любви и взаимопонимании ребенка и родителей (родителя). Одной из главных задач семейного воспитания является обеспечение счастливого детства: удовлетворение комплекса физических и духовных потребностей, создание атмосферы любви, уважения, условий для свободного творческого развития ребенка.

Л О Ж Н Ы Е А В Т О Р И Т Е Т Ы

Авторитет подавления. Это самый страшный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления.

Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства.

Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом.

Авторитет любви. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела.

Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками.

Авторитет подкупа – самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учёбу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы.

Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты:

1) скорее правы родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям жестокий физический или моральный вред. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, они стараются объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям.

2) Скорее правы дети. Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Что же — вопреки этому — влечет за собой обоюдные огорчения? Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на нарушение, на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется отсутствием общей культуры.

3) по причинам обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «глухой обороны» сначала в эпизодические «контрнаступления», а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в наступление по всему «фронту отношений»: это «холодная война» повседневных нервозных стычек.

Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.

1) Педагогическая несостоятельность родителей.

2) Жестокие, варварские методы «воспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них.

3) Сотворение в семье кумира — обычно единственного ребенка – эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector