221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы и содержание семейного воспитания

Принципы семейного воспитания

Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.

Принципы воспитания – это практические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

Основные принципы воспитания в семье

В обществе постоянно происходят интенсивные преобразования, поэтому пересматриваются и принципы воспитания, они получают новое содержание. Например, к принципам воспитания не относится принцип субординации. Или вот еще. На смену принципа монологизма приходит принцип диалогизма.

Основные принципы воспитания детей:

  • Целенаправленности;
  • Планомерности, последовательности и непрерывности;
  • Научности;
  • Гуманизма;
  • Комплексности и систематичности;
  • Согласованности в воспитании.

Принцип целенаправленности

В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом. Современная семья должна ориентироваться на цели общей педагогической политики в государстве. Сейчас это главные общечеловеческие ценности, которые четко прописывает Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конституция Российской Федерации. Конечно, не каждая семья, рассуждая о цели воспитания детей, думает о разностороннем гармоническом развитии личности. Однако все родители желают своему ребенку здоровья, мечтают вырастить его хорошим и добрым человеком. Вот что представляют собой общечеловеческие ценности.

Цели воспитания конкретной семьи строятся на основании представления о том, какими она стремится воспитать детей. Причем родители учитывают реальные способности детей и их индивидуальные особенности. При постановке воспитательной цели взрослые учитывают этнические, культурные и религиозные традиции и обычаи.

Важное значение в семейном воспитании имеют цели и задачи образовательной работы современного детского сада и школы. Это обусловливает преемственность в воспитательной работе. Возникающие в целях воспитания противоречия внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказывать помощь семье в конкретизации цели воспитания – это обязательная функция профессиональных педагогов.

Принцип научности

В домашнем воспитании всегда первую роль играл здравый смысл, традиции и обычаи, передаваемые от старшего поколения младшему. Однако в современном обществе знание и использование родителями научных основ воспитания позволяет достичь более высоких показателей в развитии своих детей. Для родителей важно с целью успешного воспитания ребенка своевременно проконсультироваться со специалистом, ознакомиться с психологической и педагогической литературой.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Сущность принципа гуманизма заключается в том, что родители принимают ребенка как данность, со всеми его особенностями, индивидуальными характеристиками и привычками.

Принцип гуманизма означает, что родители не сравнивают своего ребенка с внешними эталонами, нормами, параметрами и оценками. Иногда ребенок не соответствует идеальным представлениям о нем, которые отложились в сознании его родителей. Однако он и не должен им соответствовать, его значимость заключается в собственной самобытности и уникальности. Родители должны принять индивидуальные особенности своего ребенка и право не скрывать свое «Я», проявлять его в соответствии с уровнем развития, которого с помощью родителей он сумел достичь. Принцип гуманизма определил некоторые педагогические правила:

  • Необходимо избегать сравнения ребенка с кем-то;
  • Не стоит навязывать примеры поведения и деятельности;
  • Не нужно призывать быть похожим на определенный эталон, образец поведения;
  • Необходимо учить ребенка быть таким, какой он есть;
  • Нужно учить сравнивать себя «сегодняшнего» с собою «вчерашним» и делать из этого верные выводы.

Выполнение данных правил в воспитании помогает ребенку приближаться к собственному совершенствованию, снизить число внешних и внутренних конфликтов, укрепить психическое и физическое здоровье.

Особого гуманизма требует воспитание ребенка с внешними особенностями или физическими недостатками. Из-за нетактичного поведения окружающих у ребенка порой формируется комплекс неполноценности. Чтобы этого не допустить, родители должны научиться самостоятельно спокойно относиться к особенностям своего ребенка и научить его также воспринимать мнение окружающих уравновешенно. Это непростой путь. Важнейшая задача семейного воспитания – это научить ребенка не реагировать слишком эмоционально на неадекватное поведение окружающих людей, убедить его в том, что он является хорошим, добрым, веселым, умелым и именно данные качества будут формировать отношение людей к нему. Любая уникальность в ребенке будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет легче переносить свои недостатки.

Принцип гуманности строится на доверительных отношениях между родителями и детьми, а также на взаимоуважении, сотрудничестве, любви и доброжелательности.

Для родителей важно осознание того, что ребенок не их собственность, и они лишены права вершить за него его судьбу и тем более ломать жизнь. В.А. Сухомлинский предлагал взрослым:

  • Ощутить в себе детство;
  • С мудростью относиться к проступкам детей;
  • Верить, что они ошибаются, а не нарушают с умыслом;
  • Защищать их, не думать о них негативно;
  • Не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее;
  • Помнить, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

В соответствии с этим принципом семейное воспитание должно проходить по поставленной цели, с последовательной и планомерной реализацией воспитательного процесса через средства, методы и приемы, отвечающие возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание – это процесс долгий, результаты которого можно наблюдать только через годы.

Последовательность и планомерность взрослых в воспитании дают детям ощущение уверенности, что является фундаментом становления личности. Если у всех членов семейства схожее поведение и требования, то окружающий мир для детей становится яснее и предсказуемее. Им проще осознать границы своей свободы, и не перейти границу свободы других. Родители, которые последовательно воспитывают своих чад, способствуют развитию у них операциональной и организационной стороны деятельности. Последовательное воспитание увеличивает детскую субъектность, формирует ответственность за поведение и поступки. Главное, в семейном воспитании избегать становления у детей «двойной» морали. Родители не должны требовать от потомков того, что для других членов семьи считается необязательным.

Не рекомендуется использовать педагогические методы к детям единовременно.

Принцип комплексности и систематичности

Суть принципа комплексности и систематичности состоит в осуществлении многостороннего влияния на личность.

Современные дети растут и развиваются не только в рамках семьи, но и в многоплановой социальной, природной, культурной среде. Многофакторность воспитания обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Можно увеличить развивающее влияние одних факторов и уменьшить разрушающее влияние отрицательных факторов воспитания. Выбор в решении данного вопроса принадлежит семье, именно родители имеют возможность исключить влияние одних факторов, дать надлежащую интерпретацию другим, поменять содержание третьих.

Научная педагогика подразделяет воспитание на отдельные категории. Однако невозможно воспитывать ребенка частями. В реальном педагогическом процессе происходит разностороннее развитие. Семья в отличие от общественного института воспитания обладает особыми возможностями развивать детей разносторонне: прививать морально-нравственные нормы, приобщать к труду, знакомить с культурой, помогать с их половой идентификацией.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания детей состоит в осуществлении воспитания различными лицами: членами семьи или профессиональными воспитателями. В этом вопросе необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит детей в смятение, у них теряется чувство уверенности.

Семейное воспитание, которое реализуется в соответствии с рассмотренными принципами, позволяет родителям верно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и другими видами деятельности детей, эффективно содействовать их развитию.

64. Принципы и содержание семейного воспитания

Первая структурная единица общества, задающая основные принципы личности, — это семья. Семья объединена кровными и родственными связями и связывает супругов, детей и родителей. Брак — это еще не семья, она возникает с рождением детей. Главная функция семьи заключена в продолжении человеческого рода, в рождении и воспитании детей.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья меняет у людей понятие дома из помещения, где они проживают, в ощущение места, где его ждут, любят, понимают и защищают. В семье создаются все личностные качества. Семья судьбоносно влияет на развитие личности растущего человека. Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Читать еще:  Воспитанник детского сада

На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая состоятельность, общественное положение, число членов семьи, место проживания семьи, отношение к детям. Все эти факторы переплетаются и выражаются по-разному.

— обеспечить наилучшие условия для роста и воспитания ребенка;

— создать социально-экономическую и психологическую опеку над ребенком;

— передать опыт создания семьи, воспитания детей и уважения к старшим;

— обучение полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь ближним;

— развить чувство личного достоинства, ценности своего «Я».

Принципы семейного воспитания:

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;

— открытость и доверительность отношений с детьми;

— оптимистичность взаимоотношений в семье;

— последовательность в требованиях к ребенку;

— оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Семейное воспитание охватывает человека со всех сторон. В семье происходит физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание. Оно меняется от возраста к возрасту. Семья формирует у детей знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; вырабатывает интеллектуальные навыки и формирует взгляды на мир, людей, профессии и жизнь.

Важным в семейном воспитании является нравственное воспитание. Оно формирует такие качества, как доброжелательность, доброта, внимание, честность, искренность, трудолюбие.

Развитие качеств у личности, которые затем пригодятся при преодолении жизненных преград и трудностей, является целью семейного воспитания. Многое в воспитании зависит от семьи и родителей: формирование интеллекта и творческих навыков, моральное и эстетическое развитие, культура и физическое здоровье детей и их счастье, и все это — задачи семейного воспитания. Собственно родители как первые воспитатели сильно влияют на детей. В семейном воспитании имеются также свои методы, это, например, личный пример, сопереживание, обсуждение, доверие, возвышение личности, похвала, показ, проявление любви, контроль, юмор, традиции, сочувствие и многое другое. Эти методы применяются персонально в зависимости от ситуации.

Содержание и цели семейного воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Содержание и цели семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы . Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой , в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

семья осуществляет социализацию личности;

семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность , готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

убеждение (объяснение, внушение, совет);

поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

Читать еще:  Ролевой подход в воспитании

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ. СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:

1. Воспитательные задачи :

— формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

— закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

— осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

— формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

— взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

— вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

3. Личностно-развивающая задача — создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

— гуманность и милосердие к растущему человеку;

— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

— открытость и доверительность отношений в семье;

— оптимальность взаимоотношений в семье;

— оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственно е — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Авторитет (от лат. autoritas — власть) — влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка , определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.

Ощущение жизненной уверенности — одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции .

Слово « традиция » (от лат. tratitio — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов (традициями) , которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные , помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.

Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолетописи) и т.д.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначени е в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений , которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку

Что такое содержание и каковы основные принципы семейного воспитания

Педагогика изучает различные аспекты воспитания детей, разбирает факторы, которые влияют на становление их личности. Неоспоримо наиболее важным из них является семья. Ее невозможно заменить, атмосфера и отношения в ней оставляют отпечаток на всю человеческую жизнь. В чем же суть этого явления?

Что такое семья?

Чтобы разобраться, что означает слово семья, нужно посмотреть на это понятие с трех ракурсов:

  1. Социальный аспект подразумевает семью, как малую единицу, ячейку общества. У нее есть несколько задач – продолжение рода, обеспечение самих себя и своего быта, развитие общества. Это взгляд снаружи, так на семью смотрят чиновники, пишутся социальные программы помощи, поддержки и так далее.
  2. Семья как один из аспектов самореализации. С психологической точки зрения каждому взрослому человеку нужна пара. Находя ее, он получает не только юридически обозначенный союз, но и надежного жизненного партнера, свою опору и психологический комфорт. Семья помогает выжить, дает цели и мотивирует на достижения и развитие. Это взгляд изнутри, то, что видит каждый член семьи.
  3. Продолжение рода и педагогика. Содержание этого аспекта подразумевает, что семья нужна для создания и воспитания будущих поколений. Именно она является лучшим вариантом для полноценного и эффективного развития новой личности.

Что такое семья – определение

В этой статье будет обсуждаться именно третий аспект, то есть, семейное воспитание ребенка, однако стоит отметить, что без гармоничного осознания первых двух частей определения результат может быть неудачным. Например, в странах третьего мира государство недостаточно правильно относится к оказанию помощи и поддержке семьи, как ячейки общества. Это приводит к тому, что многие живут в нищете, дети не получают образования, а иногда и достаточно еды. Результатом становиться высокий уровень детской преступности и смертности, распространение проституции и наркомании.

Читать еще:  Зарубежные модели воспитания

При этом, даже если в семье достаточно денег, и они имею права и возможности на нормальную жизнь, однако в ней нездоровая атмосфера, родители постоянно ругаются и обижают друг друга, ребенок вероятнее всего вырастет с внушительным списком комплексов и страхов.

Функции родителей по отношению детей

Что значит семейное воспитание?

Каждый член любого семейства – это отдельная личность со своим характером и правилами жизни.

Семейное воспитание подразумевает неповторимое сочетание разных людей, которые стремятся создать систему правил и условий (читай: социальных и психологических рамок), навыков которые должен перенять и усвоить ребенок.

Плюсы полноценного семейного воспитания:

  • Ребенок, выросший в семье, имеет примеры различных социальных ролей, например, что такое быть матерью или отцом, начальником или подчиненным и так далее. Дети активно учатся на примерах, поэтому, наличие положительных образцов позволяет расширять кругозор, совершенствовать личность.
  • Экономическая обеспеченность ребенка. Взрослые стремятся обеспечить потомство всем необходимым для полноценного роста и развития.
  • Психологическая поддержка и помощь от близких людей становится опорой в становлении ребенка от самых маленьких лет и до совершеннолетия. Влияние семейного коллектива формирует уверенность вне дома.
  • Ребенок, воспитанный в семье имеет свои «корни», место в мире. Он знаком со своей культурой, традицией своего народа или более узкой общины, обладает специфическими бытовыми навыками и привычками, знает свое место в социуме.
  • Ребенок в семье получает моральные установки, образование, навыки для жизни, учиться ценить и понимать себя и свое «Я».

Состав семейного воспитания

Сложности воспитания и проблемы, с которыми сталкивается семейная педагогика, которые присутствуют в семьях:

  • Сколько людей столько и мнений. Разные родственники могут учить противоположным вещам и порождать логичный диссонанс.
  • Семья может иметь чрезмерное давление на личность ребенка, подавлять его и его жизненные интересы.
  • Проблемы между взрослыми часто дурно сказываются на воспитании детей.

Каждая семья – это частный случай, поэтому точной и исчерпывающей общей характеристики семейному воспитанию дать нельзя.

Совет: Общаясь с ребенком с самых малых лет нужно чаще спрашивать, что он думает об окружающих его людях.

Например, если ребенок описывает своего отца как человека, который курит сигареты и пускает из них забавные кольца, можно ожидать что ребенок воспринимает эту дурную привычку веселой и в будущем попытается курить сам. Если нет возможности или желании бросить сигареты нужно хотя бы не делать этого при ребенке.

Дело в том, что детские образы очень сильные. Даже через много лет уже взрослый человек может и понимать, что это вредно, плохо, глупо, однако засевший в подсознании детский образ будет постоянно твердить одно – курить забавно и весело, папе нравилось, значит и мне нравится.

Асоциальная семья – характеристика

С самого маленького возраста можно выяснять подобную информацию из рисунков. Если на каждой картинку малыша папа с сигаретой – это плохой знак.

Главный принцип семейного воспитания

Педагогика в семье в первую очередь основывается на добром и спокойном отношении к ребенку. Родители должны быть милосердны и благожелательны в любой ситуации. В младенчестве дети здорово порт родителям нервы постоянным плачем, однако резкое и негативное отношение сильно влияет на их психику. Очень важно, чтобы мама и папа с первых дней жизни при ребенке всегда были в хорошем и спокойном настроении.

Далее задача ребенка познать мир и сделать максимальное количество ошибок на доступной площади. Малыш не пытается навредить или взбесить родителей. Ему просто все интересно и задача окружающих нежно и мягко поправлять его, не кричать и не наказывать за незначительные проступки.

Главные задачи семейного воспитания

Жажда немедленного воспитания должна выражаться не в агрессии, а в ласке и понимании.

Чем взрослее будет ребенок, тем ему будет нужнее одобрение и поддержка родителей. Если он будет понимать, что семь всегда простит, поддержит и подскажет, он вырастет уверенной в себе и полноценной личностью, легко сможет в будущем бороться с возникающими проблемами, доверять и общаться с людьми.

Важный вывод: главное содержание семейного воспитания – сила любви родителей. Они должны прощать и поддерживать ребенка в любой ситуации, быть лояльными к его ошибкам и неудачам.

Другие принципы семейного воспитания

К принципам воспитания в семье относится:

  • Отведение ребенку отдельной роли в семье. Он должен чувствовать себя ее полноценным участником. Например, берите его на заседания семейного совета.
  • Максимум доверия. Родители должны выстраивать максимально доверительные отношения, в которых ребенок может с легкостью поделится любой проблемой и не ждать осуждения.
  • Взрослые должны настраивать ребенка на оптимизм в жизни, выражать мысли, которые внушат ему, что жить в целом хорошо и приятно. Дети восприимчивы и любой негатив может здорово подорвать их психику.
  • Родители обязательно должны выстраивать свои требования последовательно. Нельзя давать ребенку задачи, которые невозможно выполнить, взрослые должны неспешно, но уверенно развить умение или мысль от «а» до «я» не перескакивая и не путаясь в собственных суждениях.
  • Важно создать такую атмосферу для воспитания в семье, в которой ребенок всегда может задать вопрос и получить на него ответ, рассчитывать на посильную помощь и поддержку. При этом важно, чтобы родители не делали за ребенка ту работу, которую он уже может выполнить сам (даже если он еще делает это плохо).
  • Нужно категорически исключить физическое вмешательство и тем более насилие в воспитании ребенка.
  • Каждый член семьи, даже самые маленькие имеют право на свое личное пространство. Для воспитания полноценной личности нужно дать ребенку возможность формировать собственный мир, не вмешиваясь в него.

Насилие в семье формирует запуганных или асоциальных людей

Такие принципы можно перечислять довольно долго. Главное содержание их – первично любить ребенка, а после воспитывать, а не наоборот.

Что может принести гармоничное семейное воспитание

Если родители приложат достаточно усилий к тому, чтобы сформировать разумную и эффективную систему семейного воспитания, они могут получить отличный результат. Здесь, конечно, не существует гарантий, так как на ребенка имеет влияние еще и время, в котором он живет, окружение, социальные условия и так далее.

Соблюдая перечисленные принципы, родители, формируют здоровую личность, не обремененную комплексами. Дело в том, что страхи, особенно если их много, делают человека замкнутым, часто социально неадаптированным. Вырастая, такой человек становится безынициативным, часто не может решать даже свои проблемы, ему сложно создать свою семью.

Здоровая атмосфера при общении с взрослыми – это уверенная и сильная личность ребенка в будущем.

Также правильное отношение к принципам семейного воспитания позволяет ребенку сформировать:

  • Жизнеспособную эмоциональную культуру;
  • Положительные моральные принципы;
  • Развить творческую часть личности;
  • Найти в себе ресурсы для обучения и реализации в жизни;
  • Сюда относится и желание завести собственную семью и детей.

Безразличие в семье возвращается родителям бумерангом

Педагогика – сложна наука в теории, при этом на практике главное любить ребенка и ответственно относится к его воспитанию и своей роли в нем.

Совет: Важное правило семейного влияния – родители должны стремиться не только следить за ребенком и воспитывать его, но и контролировать свое поведение.

Если есть желание выпить лишнюю рюмку – отвезите детей к бабушке или уложите спать. Если смотрите неприятный или даже глупый фильм – займите ребенка чем-нибудь толковым и интересным, с развивающим аспектом.

Суть семейного воспитания, его педагогика в том, что любая ошибка или слабость может сказаться на характере ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector