221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы семейного воспитания это

Влияние семейного воспитания на развитие детей

Основу современного воспитания малыша составляют два важных фактора. Это окружающий его мир предметов, а также мир взаимоотношений взрослых : их поведение, отношение к ребенку и друг к другу. Наблюдая за старшими и ориентируясь на них, ребенок узнает, что является хорошим, а что плохим, как нужно вести себя в определенной ситуации, какова должна быть реакция на события. Семейное воспитание заключается в обучении ребенка всему этому, а также развитию его воли, чтобы он смог сделать верный выбор, каким бы трудным он ни являлся.

Принципы, задачи семейного воспитания

Воспитание в семье является сложной системой принципов и методик. Здесь проявляется влияние наследственности, природного здоровья ребенка и родителей, материального положения, жизненного уклада, количества детей, места жительства, отношения к малышу. Все эти факторы, переплетаясь, создают уникальную для конкретной семьи атмосферу, климат общения.

Основными функциями семьи являются:

  • создание оптимальных или лучших условий для развития малыша;
  • предоставление ему социально-экономической, психологической защиты;
  • передача опыта, как создать, сохранить семью, как воспитывать детей и относиться к старшим, сверстникам, младшим;
  • обучение детей полезным прикладным навыкам, умению обслужить себя, помочь близким людям;
  • воспитание чувства достоинства.

Что относится к важнейшим принципам семейного воспитания? Перечислим основные:

  • принцип открытости и доверия детям;
  • вовлечения их в жизнедеятельность семьи;
  • гуманности, милосердия;
  • последовательности требований к детям (не требовать невозможного или противоположного);
  • оптимизма в семейных отношениях;
  • взаимопомощи, заботы;
  • готовности отвечать на его вопросы.

Помимо общих принципов существуют и частные, на которых основывается развитие в семье. Это может быть запрет физического наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ от потакания или, напротив, требования мгновенно повиноваться и многое другое.

Вся семейная философия должна сводиться к одной идее: не «малышу в семье рады потому, что он послушный и не доставляет проблем», а «малыш хороший и с ним легко, поскольку ему рады».

Цель семейного воспитания — сформировать у детей качества, которые далее будут помогать им достойно преодолевать трудности. Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичный опыт труда, физическое здоровье малыша, его благополучие — на все это влияет семья, и все это относится к функциям семейного воспитания. Первейшими воспитателями малыша, имеющими на него самое сильное действие, выступают его родители. Еще французским философом Жан-Жаком Руссо был сделан вывод, что влияние каждого последующего воспитателя меньше влияния предшествующего.

Стили семейных отношений

Приоритетные методы семейного воспитания — личный пример, обсуждение, сопереживание, контроль, поручение, доверие, любовь, традиции, обычаи, похвала и т.д. В разных ситуациях используются индивидуальные модели.

Главный метод влияния родителей на детей — это собственный пример. Маленькими детьми родители всегда воспринимаются как эталон, они подражают их действиям, соглашаются с их мнением, безоговорочно доверяя им. В современных условиях огромное значение в становлении личности малыша выполняет отношение к нему родителей.

Современные педагоги, проводя исследования об особенностях семейных отношений, разработали два типа классификаций. Первая из них — по дистанционному признаку.

Оптимальная дистанция

Этот стиль общения основывается на уважении родителями детей. Как результат, ребенок также уважительно относится к взрослым. Малыш принимается родителями как личность, взрослые считаются с его точкой зрения, стремятся выработать у него собственное мнение. Когда речь заходит о выборе видов деятельности дошкольником, основными считают его интересы.

Свои просьбы взрослые выражают не в грубой приказной форме, а исходя из понимания детьми нужности их выполнения. Главными в отношениях являются сотрудничество и взаимопонимание. Взрослые заинтересованы, активно участвуют во всех сферах жизни малыша. При этом они не навязывают ему свое мнение, а предлагают помощь.

Минимальная дистанция

Такой тип общения характеризуют чрезмерная опека, абсолютный контроль, ограничение свободы малыша. Родители принимают все решения за ребенка, считая, что он слишком маленький, глупый неопытный и т. д. Несмотря на возраст малыша, они навязывают ему свою точку зрения, делают за него выбор круга его общения, направления занятий. В такой семье вырастет инфантильный, безынициативный, бесхарактерный ребенок, неспособный действовать самостоятельно. Становясь взрослыми, они желают видеть в супруге подобие своих родителей, способного окружить его заботой и опекой.

Увеличенная дистанция

Эта разновидность общения выражается отчуждением взрослых от детей, намеренным или вынужденным. Родители немного времени отводят взаимодействию с ребенком. Минимум общения вызывает у малыша потерю жизненного интереса, к его мнению не прислушиваются, его желания, склонности не принимают во внимание. Таким образом, вырабатывается черствость, грубость, равнодушие.

Другая типология определяет характер взаимодействия родителей и детей.

Авторитарный

Такой стиль общения основывается на абсолютном подчинении ребенка родителям. Его характеристика включает обращение к малышу в приказном тоне, непринятие его интересов и индивидуальных особенностей, подавление инициативы. Взрослые не объясняют свои требования, а малыш зачастую не осознает цели своих действий, но вынужден повиноваться. Ребятишки становятся замкнутыми, утрачивают жизненный интерес, не имеют способности к размышлениям и творчеству, решению проблем в современном обществе.

Демократический

Эта форма общения признается самой оптимальной. Ее отличает стремление к взаимной любви, уважению, душевному комфорту для любого члена семьи. Родители общаются с ребенком, как с ровней, принимают его за полноправного члена семьи, обращаются к нему за советами. Ребенок охотно проявляет инициативу, излагает свое суждение, считает родителей лучшими друзьями, пользующимися доверием и уважением.

При демократическом образе общения происходит всестороннее развитие, поддерживаются наклонности, интересы малыша. Таким детишкам свойственна общительность, способность легче найти свое место в мире. За наказание в такой семье принимается огорчение взрослых, осуждение поступка. У детей адекватная реакция на мнение взрослых об их поведении и понимание оценки своего поступка. Это способствует появлению внутреннего стимула к дисциплине.

Совет
Демократичность и отношение «на равных» не подразумевает отношение к ребенку как ко взрослому, полностью сознательному, или капризное, инфантильное поведение родителей, их уподобление детям. Не менее, чем в понимании, дети нуждаются в защите, упорядоченности и постоянстве — поэтому взрослые должны быть «большими», а дети «маленькими» при сохранении любви и дружбы в семейных отношениях.

Либеральный

Здесь речь идет о вседозволенности, всепрощении. Взрослые опасаются не угодить малышу, удовлетворяют все его желания, стараясь тем самым завоевать его любовь. Избыток родительской любви непременно приведет к распущенности и эгоизму. Из таких детей вырастают лицемерные, расчетливые люди, неспособные к самодисциплине, самовоспитанию.

Как отношения между родителями сказываются на воспитании детей

Огромная роль в развитии малыша отводится и отношениям родителей друг к другу. В наблюдении за взрослыми у ребенка неосознанно формируется программа собственных будущих семейных отношений. То, как общаются мать и отец, как они относятся друг к другу, как отстаивают свои права, мнения, каковы самые важные свойства характера, с точки зрения матери и отца, — все это становится нормой для малыша. Такие установки формируются с рождения в течение нескольких лет, прочно закрепляются в сознании ребенка и влияют на его дальнейшую жизнь. Выработать в человеке другое понимание семейных взаимоотношений практически невозможно.

Читать еще:  Как воспитывать ребенка 5 6 лет

В семье со стабильными отношениями, атмосферой доброжелательности и понимания естественным образом формируется правильное мировоззрение детей, положительные личные качества, способности к самореализации.

Ребенок и семья являются зеркальным отражением друг друга. Родители — это первая общественная среда малыша. Их личностям отводится существенная роль в жизни любого человека. Закономерно, что именно к родителям, а особенно к маме, мы обращаемся в тяжелые моменты нашей жизни. Кроме того, чувства, которые испытывают родители и ребенок друг к другу, особенные, отличающиеся от других.

Современная педагогика утверждает, что универсальным требованием к воспитанию малыша в семье, которое рекомендовано всем родителям — это полный непрерывный психологический контакт с ним. Ребенок, ощущающий, переживающий контакт с родителями, чувствует и осознает родительскую заботу, привязанность, любовь. Чтобы обеспечить контакт, нужно быть искренне заинтересованными во всем, что окружает малыша, вникать в его детские проблемы, стремиться понять, наблюдать за изменениями, происходящими в его характере и чувствах. Активной заботой и чувством безопасности взрослые способны развить у ребенка доверие к миру и активность в его освоении.

Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания»

Наталья Тимофеева
Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания»

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том,чтобы: создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитанияможно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.

Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам.Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день. К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.

Читать еще:  Воспитание детей родителями

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка. К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула. Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т. д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т. е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том,что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т. д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И. А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания у казаков» Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» Детский сад № 234 ОАО «РЖД» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «ТРАДИЦИИ.

Консультация для родителей «Запрещенные приемы воспитания» ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ 1. ПРОГНОЗЫ-ПУГАЛКИ Что говорят взрослые… «Не носись – шею свернешь»; «Будешь плохо есть – тебя любой поколотит»;.

Консультация для родителей «О пользе семейного чтения» Наши дети читают все меньше и меньше! Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься, и как то изменить такое положение.

Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период» Описание: Данный материал будет полезен, прежде всего, для родителей, а также и для воспитателей дошкольных учреждений (в качестве информации.

Консультация для родителей «Основы семейного воспитания» Ребенок в каждой семье – это не только радость и безграничное счастье, но и огромная ответственность для каждого родителя. Мамы и папы всегда.

Консультация для родителей «Проблемы экономического воспитания в семье» Консультация для родителей: «Проблемы экономического воспитания в семье» Уважаемые родители, знаете ли Вы, что «Сколь бы ни был длинен.

Консультация для родителей в детском саду с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания» Консультация для родителей с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания»2 слайд: Главнейшим фактором в воспитании ребенка является.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания». Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование.

Принципы позитивного воспитания ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ Джон Грей в книге «Дети с небес» раскрыл пять важных принципов позитивного воспитания, которые помогут детям.

Консультация для родителей «Значение семейного досуга» Значение семейного досуга. Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место.

Принципы семейного воспитания

Семья – это обособленная социальная группа людей, цель объединения которых заключается в создании оптимальных условий по самосохранению, продолжению рода, самоутверждению и удовлетворению потребностей каждого её члена.

Понятие и значение семейного воспитания

Семья – это то, к чему стремиться практически каждый человек. Само по себе понятие семьи весьма обширно и воспринимается каждым человеком индивидуально. Для кого-то семья – это дом, где ждут, для других семья – это родные и близкие люди, для третьих семья связана с чувствами и ощущениями. В общем же семья – это образование, которое «охватывает» человека полностью во всех его проявлениях, со всеми его достоинствами и недостатками.

В семье происходит развитие и становление личности, его качеств, характера, отношений, привычек и т.д. То есть можно сказать, что семья оказывает большое влияние на личность ребенка.

Семейное воспитание – это модель воспитания, которая сложилась в условиях конкретной семьи посредством усилий родителей и родственников ребенка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Семейное воспитание является сложной системой. Это связано с тем, что на нее оказывают влияние наследственность, природное (биологическое) здоровье членов семьи, материальное положение, уклад жизни, социальное положение, количество членов, место проживания семьи и отношение к ребенку членов семьи. Все перечисленные компоненты связаны между собой и проявляются в каждой конкретной семье по-разному.

Исходя из того, что каждая семья является специфическим объектом, семейное воспитание имеет ряд требований:

  • каждый ребенок должен воспитываться в атмосфере любви и доброжелательности;
  • родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть;
  • воспитательное воздействие на ребенка должно быть соразмерно его индивидуальным особенностям;
  • родители должны быть требовательны к ребенку, но при этом не грубы;
  • личность родителей является моделью поведения для ребенка, которой он подражает;
  • воспитание ребенка должно быть построено на положительных впечатлениях и примерах;
  • манеру общения в семье необходимо поддерживать в мажорном и оптимистичном тоне.
Читать еще:  Личность как цель современного воспитания

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Цели и задачи семейного воспитания

Основная цель семейного воспитания – это формирование и развитие таких личностных качеств, которые будут способствовать достойному преодолению жизненных трудностей и преград.

Задачами семейного воспитания являются:

  • создание условий, необходимых для полноценного роста и развития ребенка;
  • психологическая защита ребенку в процессе его становления и развития;
  • передача семейного опыта (создание и сохранение собственной семьи, воспитание в ней своих детей, отношение к старшим и т.д.);
  • обучение детей необходимым навыками и умениям, направленным на самообслуживание, помощь близким, выполнению работы на благо семьи и т.п.;
  • воспитание в ребенке чувства собственного достоинства, понимания своего «Я» и его места в обществе;
  • осознание значение семьи в жизни каждого человека.

Таким образом, семейное воспитание имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены индивидуальностью жизненного уклада каждой семьи. Семейное воспитание имеет большое значение в становлении и развитии каждого ребенка, так как именно в семе формируются его первичные задатки, знакомство с окружающим миром и людьми.

Основные принципы семейного воспитания

Семейное воспитание, как и любой иной вид воспитания, имеет ряд принципов, направленных на организацию эффективного воспитательного процесса.

Принципы воспитания – это комплекс методов, средств и приемов, которыми необходимо руководствоваться при организации и реализации воспитательного процесса.

Основные принципы семейного воспитания:

  1. Принцип целенаправленности. Процесс воспитания в семье должен иметь определенную цель, которую родители стремятся достигнуть в воспитании своего ребенка. То есть, родители должны четко понимать, какие качества они хотят видеть в своем ребенке и, исходя из этого, выстраивать воспитательный процесс.
  2. Принцип научности. Семейное воспитание должно опираться не только на семейные традиции, историю и обычаи, но и научные знания. Родителям необходимо удовлетворять потребность ребенка в познании окружающего мира. Построение воспитания на принципе научности так же предусматривает, что родителям необходимо опираться на последние достижения в области педагогики и смежных с ней наук. Родителям необходимо знать и понимать возрастные особенности своего ребенка.
  3. Принцип уважения к личности ребенка. Родителям необходимо принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, специфическими чертами, привычками и вкусами. Взрослые члены семьи должны уважительно относиться к ребенку, как к равноправной личности.
  4. Принцип гуманности. Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Все участники семейного воспитания находятся в равных условиях и имеют равные права.
  5. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.
  6. Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
  7. Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Все они должны взаимодействовать между собой, с целью согласования методов и средств воспитания ребенка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные задачи и принципы семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector