221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы современного воспитания

Традиционные и современные принципы воспитания

Принцип — это общее руководящее положение, требующее последовательности действий в различных условиях и обстоятельствах.

Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

В воспитательной практике, сложившейся за многие годы, имеется широкий диапазон хорошо зарекомендовавших себя принципов организации воспитательной работы. Во-первых, принцип педагогической целесообразности. Что бы и когда бы ни делал педагог, объясняя новый учебный материал, организуя труд своих воспитанников, проводя с ними досуг, он не только не должен выпускать из виду цели воспитания, но, наоборот, последовательно и решительно добиваться стимулирования и формирования у них тех духовных, физических и нравственных качеств, которые вместе составляют своеобразную программу личности современного труженика и гражданина.

С этим принципом связан принцип воспитания в духе общечеловеческих нравственных ценностей. Ценностное отношение к действительности, окружающей воспитанника, в корне преобразует его поведение, а в поведении он выстраивает отношение к тому, что ценностно для него или для всех людей, и тогда ему не нужны напоминания о правилах поведения и излишним становится контроль за поведением, так как ценностное отношение диктует поведение.

Следующий принцип воспитания — единство интересов личности и коллектива. Среди философов, социологов и педагогов идут споры по поводу приоритетов во взаимодействии личности и коллектива. В последнее время можно слышать следующие рассуждения: раньше утверждался приоритет коллектива и его интересы ставились выше интересов личности, теперь же следует возвысить личность, ее интересы. В этом, полагают некоторые педагоги, и проявляется гуманизм. Между тем такая дилемма порочна в своей основе. Высшая ценность — человек, такова формула реального гуманизма.

Принцип развития самодеятельности личности. Самодеятельность личности — это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Именно в ней проявляются личные интересы и ответственность за дела своего коллектива. Следовательно, принцип «воспитывать через творчество» выступает как один из ведущих принципов воспитания.

Принцип развития воспитательных функций коллектива обусловливает общение личности с определенным кругом людей. В процессе общения, как известно, и происходит воспитание. «С кем поведешься — оттого и наберешься».

Принцип гуманизации в воспитании молодежи основан на признании человека высшей ценностью, требует от педагогов полного принятия учащегося, ориентации на взаимное доверие, взаимодействие и уважение педработников и учащихся.

Принцип толерантности провозглашен ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе возможно не только формирование подлинного уважения к культуре и традициям собственного й других народов, но и воспитание гражданских качеств, духовности, приоритетов социальной адаптации.

Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах, проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает реализация Я-концепции подростков и молодежи.

Принцип коллективизма следует из приоритетного стремления молодежи иметь друзей как в социуме, так и в системе образования. Вывод о необходимости коллективного, группового воспитания, кроме опоры на исследования российских ментальных приоритетов молодежи, исходит также из необходимости согласования педагогического процесса с закономерностями учета и развития ментальных особенностей, включающих среди прочих и особенности общения.

Принцип универсализации воспитания — его реализация не только в образовательном учреждении, но и в семье, и в социуме, должна происходить с учетом глубоких изменений во взаимоотношениях работодателей и учреждений образования в условиях обновляемого социального партнерства.

Принцип сопряженной возрастной (начиная с ранней) идеологии воспитания, включающий через правовое образование формирование раннего правосознания, ведущего к законопослушанию.

Сущность разработки этого принципа заключается в том, что подростки и молодежь, пришедшие в систему начального профессионального образования, уже относятся к группе риска, по-своему трактующей законодательные нормы в обществе.

Принцип совместного творчества, совместной творческой работы учащихся, педработников, родителей означает, что молодежь системы НПО стремится активно участвовать в различных формах творческой работы (в мастерских, на производстве, в системе дополнительного образования, декоративно-прикладного искусства).

Принцип вариативности воспитания предполагает создание ситуаций свободного выбора. Свободный выбор позволяет подростку проявить себя на уровне индивидуальности, стимулирует его внутреннюю активность, способность к самоопределению, самореализации. Именно в процессах творческой, созидательной деятельности по выбору активно развивается духовный опыт молодого человека, что уже служит предпосылкой для раскрытия его индивидуальных возможностей и всех его жизненных сил.

Принцип умеренного традиционализма — это использование опыта прошлых лет в традиционных направлениях воспитательной работы, т.е. исторического опыта системы НПО XX в. и лучшего опыта патриотического, нравственного воспитания, освобожденного от стандартов и штампов, характерных для прошлых лет и вызывающих естественное неприятие современной молодежи.

Принцип исторической преемственности подразумевает создание таких воспитательных систем, которые бы обеспечивали трансляцию базовых, социально значимых ценностей между поколениями.

Принципы воспитания

Главное дело вовсе не в изучении

правил педагогики, а в изучении тех научных

основ, из которых эти правила вытекают.

Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания

С.83

(в педагогике) и соответственно организуют его содержание, формы и методы.

Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Они указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания и помогают творчески подойти к воспитательному процессу. Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.

Принципы воспитания — своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что должно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать своего рода законами деятельности воспитателя.

О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. В настоящее время существует множество подходов к определению принципов воспитания, так как сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной педагогике понимаются неоднозначно.

Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно столетие строилось воспитание (природосообразность, культуросообразность, гуманизация, принцип народности и др.). Есть принципы, имеющие авторство, т.е. впервые определившиеся в педагогической системе какого-либо выдающегося педагога и закрепившиеся в теории и практике воспитания (таковы некоторые принципы воспитательной системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака).

Принципы воспитания — достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывают к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 1990-х гг. в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания.

Современные принципы воспитания представляют собой совокупность довольно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания.

Общие принципы воспитания: гуманизация, гуманистическая направленность, природосообразность, культуросообразность, незавершимость, персонификация, дифференциация.

Дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип гуманизации — ведущий принцип, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация

С.84

этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Такая работа не совместима с методами стихийного, спонтанного развития детей.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отно­шений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает успешное освоение позитивных норм и ценностей, эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации, баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, развитие рефлексии и саморегуляции, формирование чувства собственного достоинства, ответственности и проч.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы, научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, на учете пола и возраста. Целью же воспитания должно стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего поведения и соответствующего ему мышления.

Читать еще:  Принципы воспитания в семье кратко

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принци­па является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса между ценностями различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая требует развития личности на каждом возрастном этапе. Любой возрастной этап развития

С.85

человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Принцип персонификации требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Персонификация — это и персонализация (процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности) педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, поведения, культура семейных отношений).

Принцип дифференциации предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников. Этот принцип занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Принцип дифференциации позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребенка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определенной категории учащихся.

Принципы социального воспитания: вариативность, коллективность, центрация на развитии личности, диалогичность, сочетание уважения и требовательности, опора на положительное, общественная направленность воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные

С.86

типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе, а также создает оптимальные условия для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип центрации на развитии личности означает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, на создание условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

Принцип сочетания уважения и требовательности. Суть этого принципа может быть рассмотрена и в структуре принципа гуманистической целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма: признание личности как ценности; уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации ее собственных прав, так и обеспечения прав и свобод других членов общества. Мера требовательности определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания.

В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С. Макаренко в его афо­ризме:

С.87

как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Требовательность — это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Воспитанники готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним воспитателя, если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах. Доверие и ненавязчивый контроль — важные условия соблюдения этого принципа.

Последовательная реализация предыдущего принципа связана с выполнением правила (принципа) опоры на положительное: в воспитании основной должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) негативных.

Принцип общественной направленности воспитания (социальной адекватности воспитания) требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к решению разнообразных социальных задач. Реализация данного принципа возможна только на основе учета этих задач.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания причисляет ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников: сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на положительное в человеке, на сильные стороны

С.88

его личности; согласованность требований школы, семьи, общественности; сочетание прямых и параллельных педагогических действий; доступность и посильность; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Принципы современного воспитания

Принцип – это ведущая идея, основополагающее правило и основное требование к поведению или деятельности, вытекающее из научно установленных закономерностей.

Понятие принципов воспитания

Принципы воспитания – это исходные положения, состоящие из методов, средств, приемов и требований к содержанию и организации воспитательного процесса.

Данные принципы отражают специфику воспитательного процесса.

Впервые принципы воспитания были выделены и описаны Я.А. Коменским в его труде «Великая дидактика». Принципы, описанные Коменским, являются традиционными (фундаментальными). Дальнейшее развитие педагогики и изменения в вопросах воспитания способствовали тому, что педагогами-учеными были выделены новые принципы воспитания в различных областях развития и становления ребенка. Большой вклад в развитие современных принципов воспитания внес К.Д. Ушинский. Он выделил и описал ряд современных принципов воспитания, опора на которые гарантирует педагогу эффективность организованного педагогического процесса.

Читать еще:  Как воспитать дочь без отца

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Принципы воспитания необходимо отличать от общих (традиционных) принципов организации педагогического процесса. Суть различий заключается в индивидуальной цели и содержании воспитательного процесса.

Итак, под принципами воспитания понимают определенную систему исходных и фундаментальных требований, предъявляемых к воспитанию детей и решению задач, направленных на всестороннее развитие личности.

Современные принципы воспитания отражают уровень развития общества, его требования и потребности к воспитанию определенных качеств личности у подрастающего поколения.

Система современных принципов воспитания включает в себя:

  • личностный подход к каждому воспитаннику;
  • сочетание общественной и личностной направленности воспитания;
  • взаимосвязь воспитания и повседневной жизни (труда) ребенка;
  • опора на положительное в воспитании;
  • единство воспитательного воздействия на ребенка со стороны взрослых.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основные принципы современного воспитания

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

Принцип общественной направленности воспитания. Данный принцип направлен на подготовку ребенка к активной и плодотворной общественной жизни. Реализация данного принципа достигается путем согласования целей государства, гражданского общества и личности.

Принцип связи воспитания с жизнью, трудом. Согласно данному принципу процесс воспитания будет более эффективен в том случае, если он опирается на личный жизненный опыт ребенка и организуется в его реальной жизнедеятельности. Реализация этого принципа достигается путем:

  • привлечения воспитанников к совместной посильной деятельности на благо группы (уход за цветами, уборка игрушек и т.д.);
  • знакомство детей с современными технологиями и производством, с целью расширения их кругозора в области трудовой деятельности;
  • ознакомление с профессиями, проведение работы, направленной на выбор ребенком своей будущей специальности;
  • использование на занятиях и во время режимных моментов местный и краеведческий материал.

Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Согласно данному принципу воспитатель должен находить в каждом воспитаннике положительные стороны и стараться их развивать посредством разнообразных видов деятельности.

Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип ориентирован на уважительное отношение к правам и свободам ребенка, его личности, предоставление равных прав участия в педагогическом процессе.

Принцип персонификации — направлен на учет личностных характеристик, потребностей и возможностей каждого воспитанника. Реализация данного принципа возможна посредством:

  • постоянного изучения педагогом своих воспитанников (вкусов, привычек, потребностей и т.д.);
  • привлечение каждого воспитанника к выполнению посильной работы и оказанию помощи воспитателю;
  • своевременное выявление и устранение причин, которые могут быть помехой в достижении воспитательной цели;
  • опора на личную активность воспитанников;
  • сочетание воспитания и самовоспитания ребенка, обучение его приемам самовоспитания;
  • развитие у детей таких качеств как: самостоятельность, инициативность, самодеятельность и т.д.

Таким образом, в рамках данного принципа, основная задача педагога – это понять личностные характеристики ребенка и их внешнее проявление.

Принцип дифференциации воспитания. Данный принцип предполагает учет гендерных, возрастных, психологических, физиологических и т.д. особенностей каждого воспитанника. Организация воспитательного процесса с упором не на среднего воспитанника, а по возможности с организацией индивидуального подхода к каждому ребенку.

Принцип природосообразности воспитания. Природосообразность — подразумевает отношение к каждому ребенку как части природы и соответственно весь воспитательный процесс должен быть организован в соответствии с учетом природного развития ребенка.

Принцип культуросообразности воспитания. Культуросообразность – учет культурных условий и особенностей культуры, в которых воспитывается ребенок. В процессе воспитания воспитатели должны уделять должное внимание такому элементу, как культура. Под культурой в данном случае понимается народные традиции, история, обычаи, правила и т.д. общества, в котором растет и развивается ребенок. Воспитатель должен учитывать особенности культуры и ее воспитательное воздействие на ребенка.

Принцип единства воспитательных воздействий. Данный принцип ориентирован на то, что взрослые, осуществляющие воспитание ребенка должны взаимодействовать друг с другом, с целью единства применяемых методов и средств воспитания ребенка. В том случае, если воспитатели ДОО и родители используют разные методы и средства воспитания, то невозможно будет достичь поставленной цели воспитания, а у ребенка может быть искажение представлений и понимания о воспитанности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Принципы воспитания и их составляющие компоненты

Воспитание – это формирование личности маленького человека, которому предстоит жить в мире и влиять на него после достижения определенного возраста. По крайней мере так гласит педагогика. Ответственность за то, каким человеком будет ребенок, полностью лежит на родителях. Не стоит легкомысленно относиться к воспитанию или откладывать на потом. С самого раннего возраста будущий взрослый должен учиться быть личностью и жить в социуме. Мы вам поможем разобраться в принципах воспитания с профессиональной точки зрения.

В воспитании должны принимать участие оба родителя

Принцип, который гласит, что «мой ребенок будет кушать много конфет, чтобы ему не хотелось их так же, как мне в детстве», не относится к педагогическим, а тем более к воспитательным. Не надо играть роль вседозволяющего родителя.

Основные воспитательные принципы

Основные принципы воспитания

  1. Тоталитарный.
  2. Гуманистический.

Стоит понимать, что все воспитание направлено на то, чтобы ребенок смог стать полноценным членом социума. В некоторых трудах даже есть утверждения, что государство играет роль заказчика, а учитель – роль исполнителя. Предмет договора – подготовка правильно политически ориентированного социума в отдельно взятом поколении. Может быть именно это стало причиной того, что во многих странах появились частные школы, отвергающие любые политические направленности.

Типы воспитания: авторитарное и гуманистическое

Тоталитарный принцип воспитания как раз основан на том, чтобы подготовить социально правильно ориентированного человека, согласно требованиям времени и страны, в которой ребенок растет. Ярким примером можно назвать систему воспитания в Советском Союзе. Педагогика была направлена на то, что ребенка готовили ориентированного на коммунистическое светлое будущее, закаляли тело и дух, но наблюдалось некоторое подавление индивидуальности в пользу общественности. Главной была характеристика человека коллективом, а не наоборот. Это воспитание сыграло огромную роль в современной жизни людей.

Авторитарное воспитание травмирует психику ребенка

Гуманистический принцип воспитания пришел на смену тоталитарному, по крайней мере в промежутке времени последнего века. Эти приемы в педагогике более приемлемы для личности. Он позволяет ребенку хорошо влиться в социум, при этом не потеряв себя. Воспитатель становится не надсмотрщиком, а старшим товарищем для того, кого воспитывает. Эту роль взрослого в своей жизни дети воспринимают лояльнее, что позволяет воспитать современного человека. Таблица в основном вмещает в себя принципы именно гуманистического принципа воспитания.

Суть гуманистического воспитания

Основным отличием этих принципов воспитания является конечная цель. В первом случае человека подстраивают под правила, во втором – учат его жить в рамках правил.

Составляющие принципов воспитания

  • направленность на природу и роль взаимодействия с ней, характеристика взаимоотношений с ней;
  • направленность на культуру и ценности, выраженные в ней человечеством, характеристика с точки зрения специалистов;
  • направленность социальная;
  • принцип незавершенности, позволяющий личности постоянно развиваться;
  • направленность на коллективизацию;
  • принцип диалогичности.

Малыша надо учить любить окружающий мир

Человек – часть природы. Кажется, это было лозунгом, а может и сейчас есть таковым в каких-то организациях. Но сути это не меняет. Принцип воспитания в единстве с природой состоит в том, что ребенок не будет отделять себя от природы, что особенно актуально для детей, растущих в мегаполисах. Воспитатель, роль которого берут на себя одновременно родители и учителя, не просто заставляет ребенка усваивать простые истины, но прививает ему их. Целесообразность такого направления заключается в том, что уже следующему поколению людей предстоит беречь планету и природу, а для этого ее надо понимать и любить.

Воспитание уважения к культуре надо начинать с первых лет

Помимо принципа воспитания на гармонии с природой, осуществляется также воспитание согласно культурному наследию человечества. Без прошлого нет будущего, как человека в отдельности, так и всей цивилизации в общем. Переоценить роль знаний о прошлых веках в формировании будущих, невозможно. Ребенку даются знания о культуре народов, обычаях и традициях, которые к ним относятся. Это может дать полноценное представление о приобретениях человечества, пути, который оно прошло до сегодняшней точки и сформировать личное отношение маленького человека к современному миру.

Отсюда выплывает принцип социализации. Каждому человеку предстоит вырасти и жить в обществе, приспосабливаться к социальным условиям и применять их в своей жизни.

Это очень важный принцип воспитания, который включает в себя очень много подпунктов и течений. Не зря в современности существует термин «социальный инвалид», означающий тот факт, что ребенка не научили адаптироваться и взаимодействовать с окружающими. И главную роль в этом играют родители.

Читать еще:  Мужское воспитание мальчиков

Основные составляющие социализации в обществе

Тем не менее, одним из основополагающих принципов воспитания есть незавершенность. Это не значит давать знания не до конца, это значит не навязывать юному человеку мнение, формируя его мировоззрение зеркально своему. Один из принципов воспитания гласит, что воспитатель должен оставить незавершенность, чтобы у воспитанника был потенциал на свои выводы, заключения и формирование мнения обо всем, что его окружает и с чем сталкивается.

В конце XIX века особое внимание стало уделяться коллективизации учебного процесса. Таблица принципов воспитания возводит эту ступень в один из самых необходимых. Сначала маленького человека отправляют в детский сад, где он учится общаться с ровесниками и быть частью коллектива. Затем наступает школа, когда к коллективной социализации прибавляется освоение наук. В конце концов человека ждет институт и работа. Никакая теория не поможет человеку сразу же занять достойное место в коллективе, только практика, которая играет ключевую роль в усвоении теории. Только так можно понять, как дети относятся к воспитаннику.

Диалог с ребенком – обязательное условие воспитания

Ну и последним из принципов воспитания можно назвать диалог между воспитателем и тем, кого воспитывают. Обе стороны должны слышать друг друга, понимать и уважать. Нельзя требовать от ребенка полного подчинения и следования тому, чего от него хочет воспитатель. Это, кстати, особенно выделает таблица, помогающая в педагогике.

К сожалению идеальной эффективной формулы воспитания нет и быть не может. Каждый человек с самого рождения уже личность, подходить ко всем с одним стандартным клише невозможно. В педагогике применяется таблица, составляемая в каждом индивидуальном случае.

Задачи, которые стоят перед воспитателем

В первую очередь это родители, которые привели ребенка в этот мир и полностью за него ответственны. То, как они относятся к его воспитанию, предопределит его судьбу. Не стоит считать, что мы тут дома малыша побалуем, а в детском садике и в школе воспитают. Именно с семьи начинается становление личности. А потом уже идет подбор детского садика и школы, согласно выбранных родителями принципов воспитания. Возможно, семья религиозная – и упор делается на духовное воспитание детей. Тогда дети посещают соответствующие школы. Семья активистов за чистоту природы, конечно же, постарается привить детям такое же отношение, направит воспитание детей в русле общения с ней, курсов и походов с палатками. Другими словами – все индивидуально.

Дети всегда сопротивляются воспитанию

Во-первых, любой ребенок будет сопротивляться воспитанию. Кто-то больше, кто-то меньше. И это нормально, потому что его отрывают от интересных игр и заставляют что-то изучать, говорят о каком-то хорошем поведении. Самый первый совет – не делать из того самого хорошего поведения каторгу для малыша, превращая все в форму игры. Воспитатель должен найти общий язык с воспитанником, в чем и отражается принцип диалога. Это вхоит в основные принципы воспитания.

Во-вторых, не все дети вундеркинды, а на обучении не заканчивается воспитание. Когда приходит время усваивать новые знания, не касающиеся социализации, важно понимать одну вещь – ребенка надо научить думать. Самой большой проблемой воспитанника является нетерпеливый воспитатель, желающий немедленного результата.

Авторитет воспитателя начинается в семье

В-третьих, нельзя давать послаблений в первую очередь себе. Воспитатель должен помнить простой факт, что только постоянное и полное внедрение принципов воспитания в жизнь воспитанника даст результат. Если воспитанник будет знать, что вот здесь и в это время он должен быть воспитанным, а вот там он может вести себя, как хочет, то именно во втором случае будет проявляться его уровень воспитания и развития.

Заинтересованность. Ошибочно приводить в пример, почему нужно хорошо себя вести и развиваться, материальные блага. Достаточно заинтересовать малыша процессом, а более взрослого ребенка результатом.

Авторитет панибратства – один из видов неправильного воспитания

Соберем все по полочкам. В этом нам поможет таблица.

Таблица является довольно удобным способом быстрого восприятия информации. Для этого же удобства все вышесказанные основные тезисы собраны нами в таблицу-шпаргалку.

Эффективность воспитания обеспечивает:

Авторитет воспитателяПоследний должен быть не просто учителем, но подателем примера и другом воспитаннику. Ребенок должен доверять воспитателю и уважать его, перенимая принцип гуманизации.
Единая цельВ зависимости от того, каким воспитатель желает видеть воспитанника, строится система принципов воспитания.
Современность социумаВоспитанник по окончании воспитательного процесса должен быть готовым жить именно в том социуме, который его окружает.
Единая направленность всех участников воспитательного процессаНе допускается, чтобы в школе воспитанник получал одну информацию, в семье другую, а на улицах третью. Если этого совсем не избежать, стоит выделять основные знания.
Мотивация воспитанникаМотивирование полностью лежит на плечах воспитателя, но только на начальном этапе. Позже воспитанник должен сам четко понимать, зачем ему это нужно и уметь себя мотивировать.
ДиалогНе рекомендуется превращать воспитание в театр одного актера, то есть воспитателя. Обе стороны должны активно принимать участие в процессе.
ЕдинствоКак уже говорилось, нужно не растягивать одеяло воспитания, а скомпонировать все так, чтобы со всех сторон шел один и тот же посыл воспитаннику. Имеется в виду школа, родители, бабушки и дедушки.
Квалификация педагоговНесчастью, наблюдается такая проблема, когда педагоги и сами еще нуждаются в воспитании, не имеют достаточного уровня квалификации, чтобы браться за формирование личности.
Учет желаний воспитанникаНельзя учить искусству рисование того, кого тянет к поварскому делу. Нудно выявлять сильные стороны личности ребенка и их развивать, а не подавлять
ПоследовательностьНельзя стараться запихнуть все знания в человека одновременно. К каждому новому потоку информации личность должна быть готова как по возрасту, так и по психофизическому состоянию.
Поддержание здоровых отношений в коллективеЧасто воспитатели оставляют на самотек процесс формирования взаимоотношений учеников, но это неверно. Именно педагог должен помочь ученикам в формировании положительных отношений и предотвратить агрессию и негатив.

Роль родителей

Как показывает предоставленная выше таблица, очень многое зависит от воспитателей. Опять же идет ассоциация с воспитателями в детском саду и учителям в школе, но надо обратить внимание на родителей. Именно они априори являются беспрекословным авторитетом для своих детей, последней инстанцией в формировании мнения. В том числе и о том, стоит ли слушаться учителя или воспитателя.

Воспитание коллективизма очень важное для детей

Родителям ни в коем случае нельзя сквернословить о тех, кто воспитывает ребенка в школе или садике, при воспитаннике. Тем самым они роняют авторитет последних в глазах маленькой личности и ни о каком педагогическом примере уже не может быть речи. Таблица должна быть у каждого родителя вместо справочника.

Современный социум требует от человека потрясающих умений к адаптации и устойчивости к стрессам. Конечно же, довольно трудно предугадать, что от человека потребует социум через двадцать лет. Естественно, что сегодня популярна система гуманистического воспитания, которое позволяет сформировать личность. Человека, способного мыслить, анализировать и сохранять баланс между тем, что требует общественность и самим собой. Направленность к гуманизации отражается во многих педагогических программах.

Будущее вашего ребенка в ваших руках, не пускайте процесс воспитания на самотек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector