221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пять основ воспитания

Пять основ воспитания

Лекция 13. Теоретические основы воспитания

1. Сущность, цели, содержание, организация воспитания

Воспитание – одна из основных категорий в педагогике. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. В научной литературе встречается различные подходы к толкованию этого понятия:

«Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека».[48]

«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие…».[49]*

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности».[50]*

В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Остановимся на следующем определении: воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям (рис. 21).

Рис. 21. Классификация видов воспитания

Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. «Цель воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить эту чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости» (Дж. Рескин).

Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Английский философ и педагог Дж. Локк утверждал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Под содержанием воспитания понимают специально отобранную и признанную обществом систему элементов объективного социального опыта человечества (взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения), которые надо усвоить и которые соответствуют поставленным целям и задачам.

Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

2. Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:

во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;

во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;

в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:

содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);

организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);

принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

Читать еще:  Задачами семейного воспитания являются

3. Методы воспитания

Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.

В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

методы целенаправленного формирования качеств личности;

методы стимулирования естественного саморазвития личности;

методы коррекции развития личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.

Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

• воздействия и убеждения;

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

• формирования социального опыта детей;

• самоопределения личности ребенка;

• мотивации деятельности и поведения;

• стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

Пять принципов дисциплинирования детей

Е ще до того, как у меня появились свои дети, я много лет работала вожатой в лагере и учительницей в крупной государственной школе. Опыт работы в этих местах показал мне важность дисциплины в воспитании детей. Без структуры и правил летний лагерь быстро превращается в некую версию “Повелителя мух”. Без порядка в классе у детей практически нет возможности получать знания.

В течение многих лет работы с детьми мне (как вожатой, учительнице и особенно как матери) очень помогли пять важнейших принципов воспитания детей. Хотя не все методы работают – и не для всех, – я увидела, что эти принципы применимы для большинства детей, независимо от возраста, пола и характера.

1. Чаще учите, как нужно поступать, чем как не нужно

Дети нуждаются в наставлениях еще до того, как их нужно исправлять. Библейские истории, какие-то события в жизни и даже ошибки других дают нам возможность в различных ситуациях спрашивать детей: “Как, ты считаешь, нужно правильно будет поступить?” Когда дети начинают озвучивать правильный курс действий, до них лучше доходит мораль, чем если они просто слушают ее из ваших уст.

Когда мои дети были еще маленькими, я, перед тем зайти в продуктовый магазин, шутливо спрашивала у них: “Будем ли мы вести себя в магазине как хулиганы?” Они, конечно же, отвечали “нет”. Тогда я спрашивала: “А как обычно хулиганы ведут себя в продуктовом магазине?” И они предлагали самые разнообразные варианты хулиганского поведения: бегают по магазину, не слушаются Маму, стоят (а не сидят) в тележке, клянчат конфеты, кричат во всю глотку – и куча других «идей».

Такая «предупредительная мера» – заранее обсудить с детьми их поведение – весьма способствовала их послушанию. Детям нужно ежедневно напоминать, что значит хороший друг, как вести себя на людях, как реагировать на грубость и как извиняться. Если вы постоянно говорите детям “не делай того” и почти не говорите “делай это”, это сделает их разочарованными и неуверенными; они не будут знать, как себя вести в той или иной ситуации.

2. Используйте принцип “наказания и вознаграждений”

Когда Бог заключил завет с Израилем, то предложил им благословение и проклятие (Втор. 30). Он четко описал благословения послушания и трагичные последствия непослушания. В воспитании детей такой подход также полезен.

Некоторые родители не спешат вознаграждать детей, считая это чем-то сродни взятки. Однако между вознаграждением и взяткой есть большая разница, если говорить о том, как это преподносится. Награда поощряет и вознаграждает правильное поведение, а взятка поощряет и вознаграждает плохое поведение. Хотя взятка и вознаграждение кажутся похожими, это не одно и то же. Давайте рассмотрим пример.

Одна полуторагодовалая малышка не хотела сидеть в тележке в продуктовом магазине. Взятка выглядела бы так: Мать с ребенком входят в магазин. Мама пытается усадить малышку в тележку. Малышка вопит, закатывает истерику, бьет свою маму. Никакие старания матери к успеху не приводят, поэтому она в отчаянии открывает свою сумочку, находит там чупа-чупс и дает своему чаду, чтобы как-то усадить ее в тележку.

Противоположная ситуация (когда речь идет о награде): Перед тем как выйти из машины, мама, смотря дочке прямо в глаза, говорит ей: “Я знаю, что иногда тебе никак не хочется сидеть в тележке в продуктовом магазине. Но если ты будешь вести себя хорошо, тебя ждет приятный сюрприз. Ты будешь сегодня паинькой?” Малышка отвечает: “Да” – и ждет сюрприза. Они идут в магазин, ребенок спокойно залезает в тележку, и мама показывает ей чупа-чупс. И говорит, что если она будет спокойно сидеть в тележке, будет умничкой, то сможет полакомиться им, когда они купят половину продуктов.

В первом случае ребенок “подчиняет” маму, получая в конечном итоге награду за свое ужасное поведение – крики, вопли, агрессию. Во втором же случае мама уверенно контролирует ситуацию, и ребенок получает награду за хорошее поведение. Награда помогает детям в конечном итоге понять благость Божьих путей, что Господь вознаграждает наши труды (Кол. 3:23-24).

3. Подкрепляйте свои правила действиями

Когда я только начала свою преподавательскую деятельность, некоторые мои ученики были только на пять лет младше меня. И я понимала, что должна подкреплять свои правила действиями, если хочу завоевать их уважение. Они должны твердо знать, что мое “да” означает “да”, а “нет” – “нет”. Только так я могла добиться в классе какой-то дисциплины.

Этот принцип справедлив и в отношении детей. Когда вы говорите ребенку, что уйдете с ним из парка, если он ударит другого ребенка, то так и поступайте, если он кого-то ударит. Если вы предупредили сына, что не позволите ему смотреть телевизор, если он не застелет свою кровать, то так и делайте в случае его непослушания. Наши дети должны знать, что мы держим свое слово (даже когда это трудно сделать).

Тем не менее, хочу отметить следующее: вы должны руководствоваться мотивом показать ребенку последствия его непослушания – только этим. Если вы в действительности хотите уйти из парка, чтобы посмотреть фильм – или, наоборот, остаться в парке из-за каких-то “своих” причин, – тогда лучше найдите другие способы наказать ребенка с помощью «принципа последствий».

Мы все должны признать, что дисциплинирование детей почти всегда кажется “некстати”. Они так часто непослушны, что мы предпочитаем заняться чем-то другим, чем найти время для дисциплины с любовью. Однако плод последовательного и регулярного дисциплинирования стоит ваших жертв. Я вам гарантирую.

4. Метод дисциплинирования должен быть эффективным

Разные семьи используют различные методы воспитания детей. По сути, даже в одной семье для разных детей могут потребоваться «различные последствия». Независимо от метода, однако, следует помнить принцип, записанный в Евр. 12:11: “Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности”.

Какой бы дисциплинарный метод вы не использовали, это должно быть реальным наказанием для ребенка (чем-то неприятным). Сразу хочу отметить, что речь не идет о каком-либо злоупотреблении, которое может навредить ребенку. Нельзя также просто “выливать гнев” на своего ребенка. Дисциплина – это то, что имеет отношение к благу ребенка, а не злости родителей. Если вы злы или сильно огорчены, вам следует подождать с наказанием, пока не успокоитесь.

Читать еще:  Личность как цель современного воспитания

В нашей семье первая стадия дисциплинирования – это строгое замечание и предупреждение о последствиях. Мы уводим нашего сына в сторонку и, стараясь говорить на его уровне, объясняем, почему его поведение недопустимо. Если он игнорирует наше предупреждение, мы обычно даем ему еще время (в зависимости от возраста) и «начинается отсчет». Если он вовремя не успокоится, мы (когда “время вышло”) уводим его для шлепков.

Когда дети становятся взрослее, эти методы все больше теряют свою эффективность – поэтому важно находить другие. Утрата каких-то привилегий, финансовые наказания (за что-то сломанное, разбитое), дополнительная работа по дому – все это более эффективные наказания для детей старшего возраста. Но какой бы ни был метод дисциплинирования, он должен быть эффективным для конкретного ребенка.

В реальности очень тяжело наказывать ребенка. Я люблю, когда мои дети радостны и веселы, и мне очень больно видеть их несчастными. Однако обетование, записанное в Евр. 12:11, смягчает мои страхи. Ждет благая жатва праведности и мир тех, кто воспитывались в дисциплине. Мы несем благословение детям, если любим их настолько, чтобы их наказывать.

5. Замечайте хорошее поведение и хвалите

Я обнаружила, что это – отличный метод воздействия на детей. Я регулярно провожу классы для четырехлетних детей в церкви. Самый эффективный способ успокоить их – это сказать, например: “Взгляните на Сарру! Мне так нравится, как она сидит – так спокойно, ручки на коленях; она готова слушать историю”. И сразу же 15 других детей начинают сидеть так же: руки на коленях и готовы слушать.

Похвала – сильный метод, который, к тому же, несет детям благословение. Она помогает им понять, что такое хорошо, и в то же время показывает, что вы заботитесь о них. Всем нам нравится такой начальник, который не только делает замечания за ошибки, но и замечает все то хорошее, что мы делаем. Подобно этому и дети нуждаются в том, чтобы мы отмечали их хорошее поведение – точно так же, как отмечаем их плохое поведение.

Этот метод поощрения особенно важен для детей с проблемным поведением, или которые проходят через трудный период бунтарства. Их уши навостряются при каждой даже наименьшей похвале. Поэтому как можно чаще замечайте то хорошее, что они делают.

Самый важный принцип

Все эти принципы дисциплинирования действительно помогали мне и моему мужу, однако у них есть границы. Только Бог может изменить сердце ваших детей. Вся родительская мудрость всего мира не в состоянии спасти или изменить детей – только Иисус!

Если мы желаем мудрости в использовании методов воспитания детей, то самое важное, что мы можем сделать, – проводить больше времени в Слове и молитве, прося у Бога Его водительства. Он слышит нас, понимает и обещает всегда даровать мудрость, в которой мы нуждаемся (Иак. 1:5). Давайте же искать Бога и просить, чтобы Он работал в сердцах наших детей!

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 06.03 (Украина). Спасибо!

Принцип пяти секунд

Существует такой принцип, который называется «5 секунд молчания». И есть два вида реакции, когда мы сталкиваемся с проявлением негативных эмоций ребенка.

Первая – это либо сделать внушение ребенку, упрекнуть его в том, что он не имеет должных качеств, или неблагодарен, или еще что-то, или постараться его развеселить или отвлечь, тем самым мешая естественному процессу переживания эмоций.

Второй способ – это попробовать понять то, что он чувствует, и эти 5 секунд молчания являются тем временем, чтобы переключиться с одной программы на другую, с программы «мистер все улажу». Матери очень часто ведут себя по отношению к детям так, как ведут себя мужья по отношению к ним, т.е. дают решение вместо эмоциональной поддержки, что на самом деле не сильно помогает.

Итак, в ситуации, когда, например, ребенок сильно расстроен чем-то, огорчен, или плачет, проявлением эгоистического решения может быть фраза: «Не плачь!» или «Не плачь, ничего страшного не произошло!» Вместо этого – 5 секунд молчания, для того, чтобы переключить программу, и вместо совета, упрека, или какого-то морального наставления, просто, оказывая поддержку, сказать: «Я понимаю. Ты разочарован».

Вместо фразы «Не волнуйся», когда мы видим, что ребенок чем-то обеспокоен, выдержите паузу, попробуйте сказать: «Да, не легко. Я знаю, как ты обеспокоен».

Вместо фразы успокоения, что-то вроде: «Ну ничего! Завтра уже все будет в порядке», «До свадьбы заживет», сделать паузу 5 секунд, переключить программу. Понять, что в данном случае ребенку не нужно такое вот ложное воодушевление, не нужно объяснять, почему он не должен себя так чувствовать, и сказать: «Действительно, я понимаю, тебе тяжело. Мне бы тоже было очень грустно, если бы со мной такое произошло».

Вместо фразы: «Ну ничего страшного», выдержав паузу 5 секунд, мы можем сказать: «Я знаю, тебе больно. Иди сюда, я тебя пожалею. Или просто: «Иди ко мне». Потому что обычно, когда ребенку плохо, фраза «Иди ко мне» сама по себе означает, что сейчас я получу поддержку.

«Ну что поделаешь – это жизнь!» — еще одна фраза, которую, может быть, кто-то из нас говорит детям, для того чтобы сделать их сильнее, или увеличить их философское понимание жизни. «Это жизнь!». Пауза в 5 секунд и дальше фраза: «Ты совершенно правильно сердишься. Я бы тоже сердился».

Вместо фразы: «Могло быть и хуже», 5 секунд паузы: «Я вижу, тебе страшно. Я вижу, ты не на шутку испуган. Тебе страшно. Я бы тоже боялся».

«Ну ничего, следующий раз получится» — еще один из шедевров «мистера все улажу». 5 секунд пауза и дальше: «Если бы со мной такое случилось, я бы тоже был очень расстроен».

Ребенок может в этих ситуациях не поддержать ваше сочувствие и продолжать говорить о других негативных эмоциях. Помните, что это абсолютно нормально, он в процессе. То есть, своей поддержкой вы открыли кран этих негативных эмоций, потоку негативных эмоций дан выход. То есть, все сделано правильно.

Это не говорит о том, что этот принцип не работает, или вы неправильно его поняли. И нужно запомнить, что в отношении проявления негативных эмоций логика значения не имеет, в данном случае, нужна просто поддержка.

Положение вещей таково, что у детей обычно более ярко выраженные эмоции, чем у взрослых, поскольку до 9-ти лет не развита способность размышлять. То есть, эмоции проявляются более спонтанно. Разумом дети не могут справиться со своими негативными эмоциями. Им необходим разум другого, более сильного, старшего человека, который при этом был бы эмоционально заинтересован, испытывал бы любовь к нему.

Родители часто не могут оценить силу огорчения ребенка. Поэтому, лучший способ поддержки в данном случае – поверить. Поверить, что у ребенка есть серьезные основания так себя чувствовать. Пусть даже эти основания нам, взрослым, с развитым логическим мышлением, с философскими установками, кажутся нелепыми.

Но эмоции детей не являются детскими, эмоции являются эмоциями. Поэтому самый лучший способ поддержать, проявить свою любовь – это поверить, что у ребенка есть серьезные основания так себя чувствовать.

Пять основ воспитания

5 методов воспитания детей

«Когда ребенка в утробе воспитываешь, он избавлен от многих неудач»

«Как вы думаете, с какого времени надо ребенка воспитывать?» – этот вопрос мне часто задают молодые родители. И я неизменно отвечаю: в утробе матери. И уже везде в мире, и у нас в том числе, отработана программа воспитания детей в утробе. У нас есть уже статистика, что когда ребенка в утробе воспитываешь, он избавлен от многих неудач. А вообще-то, надо бы и еще пораньше начинать воспитывать детей. Когда меня пригласили в один ростовский институт прочитать лекцию о психологии студенческой семьи, так я начал с того, что студенческая семья – это чушь собачья. Это недоразумение какое-то, психопатология. Офиса нет, стартового капитала нет. Квалифицированных кадров нет. Студенты могут сексом заниматься, да и то не мешало бы им подучиться. Прочность такой семьи описана в одном английском стихотворении: «Два мудреца в одно тазу пустились по морю в грозу. Будь попрочнее медный таз – длиннее был бы мой рассказ». Организаторы возмутились моим утверждениям. Слушая меня, они плевались. И больше они меня не приглашали. А вот студентам моя лекция понравилась. Если уж пустили лодку семейного счастья в бурный океан без соответствующей оснастки, не торопитесь заводить детей

Читать еще:  Определение стиля воспитания ребенка в семье

Другой вопрос: кто имеет право заводить детей? Тот, кто, наверное, воспитан уже сам? Так ведь? Жениться имеет право человек физически здоровый, экономически независимый и духовно развитый, тогда он сможет что-то передать ребенку. Вы согласны со мной? Нет? Тогда давайте выясним, что должен уметь мужчина? Он должен уметь прокормить жену, детей, которые появятся от этого брака. А какая женщина имеет право замуж выходить? То же самое: способная прокормить себя, детей и мужа, если с ним что-то случится. Правда, многие женщины возмущаются: почему я должна кормить? Отвечаю: потому что ни один умный человек не женится на женщине, которая не сумеет его прокормить, каким бы он богатым ни был. Почему? Мы вечно можем жить? Можем. Одна возможность бессмертия – в наших детях. Гарантированно, что мы останемся живы, если у нас будет трое детей. Тогда мои гены и гены их матери будут передаваться из поколения в поколение. Если же у меня всего-навсего один ребенок, то он может не передать мои гены моим внукам.

Он может передать только гены его матери. Знаете, когда кидаешь монету и ждешь, что выпадет – орел или решка, то может пять раз решка выпасть. Но тем не менее, когда есть трое, а лучше пятеро детей, тогда есть уверенность в том, что кто-то передаст мои гены. И поэтому если моя жена не может меня прокормить, я на такой женщине не могу жениться, хотя я сам могу прокормить трех женщин. Пожалуйста, сексом можно заниматься, а если надо заводить детей, то нужна только та, которая может прокормить мужа. Со мной ведь может что-то случиться? Да. А выяснится, что она не может меня прокормить… Поэтому нормальный мужчина никогда не посадит свою жену вести хозяйство. Ну, не всякий, конечно, а тот, который хоть что-то соображает. А нормальная женщина никогда не откажется от социальной жизни. Она обязательно бросит мужа, если тот тормозит ее развитие. Хотите пример? Пожалуйста. У нас одного ростовского олигарха застрелили. Такое бывает? Бывает. А он женился семь лет тому назад на парикмахерше. Ей семнадцать лет было, она родила ему ребенка. И когда она лишилась кормильца, то по миру пошла. Потому что, когда он был жив, он ее отстранил от всех дел. Говорил ей: как это ты, моя жена, будешь работать парикмахером? Я вам скажу: если бы он ее любил по-настоящему, то не отстранил бы от работы. Себя хотя бы любил, тогда тоже не отстранил бы. А она в итоге профессию потеряла… Но к чему я это веду? Воспитание детей надо начинать с чего? С воспитания воспитателей.

Я всегда студентам говорю: вы ребята здоровые, поэтому, конечно, занимайтесь сексом, но не надо говорить о семье. Не надо! Вы к этому абсолютно не готовы. Становление человека, у нас, к сожалению, идет к тридцати пяти годам, а многие говорят: надо так детей воспитывать, чтоб до пенсии их воспитать. Поэтому у нас очень много людей несамостоятельных, которые в принципе права на семью никакого не имеют, но все равно ее заводят. А коли они уже завели, теперь что – не придушишь же, детей этих. И приходится на ходу этих горе-родителей воспитывать, чтобы они поняли, что они должны себя развивать. Ну а что делать? И конечно, познакомить их с идеями воспитания. Кстати, мало кто догадывается, что дети – это маленькие люди до пяти лет. А после пяти лет – это уже взрослые. Уже воспитание все закончилось и идет перевоспитание. Но родителям надо указать, как они их испортили. Конечно, может, они и хорошие, а перевоспитание возможно только при помощи чего? Самовоспитания. Значит, приходится на ходу перевоспитывать. А вообще оснащать корабль надо до того, как вы пустились в плавание.

У меня однажды брали интервью и спросили: как вы смотрите на то, что у нас стали давать двести пятьдесят тысяч рублей за рождение второго ребенка. Я говорю: конечно, хорошо, когда государство дает деньги, но «качество» детей будет хуже. Рожать ради денег будут глупые женщины, которые за эти деньги будут решать какие-то свои проблемы. Умная женщина или уже имеет необходимые средства и заведет ребенка без соответствующей суммы, или будет понимать, что на эти деньги она сможет купить максимум 1 кв. м площади, и заводить детей не станет.

Значит, скоро у нас будет просто больше дебилов. Но что делать, если у нас люди были так плохо воспитаны в социалистическое время. Человек первые деньги получил в руки, когда закончил институт и думает, что он получил много денег, не научили его деньгами управлять. Ему на неделю хватало, а он думал, что это много… Потом эту проблему выплат за детей со мной уже стали обсуждать государственные люди. Надеюсь, что, может быть, будет даже один из национальных проектов воспитания. Я высказал свое мнение о воспитании: начинать надо с воспитателей. У меня есть свои соображения на этот счет. Они даже уже письменно изложены в книгах – «Если хочешь быть счастливым», «Из ада в рай», «Похождения вечного принца», где есть статьи «Воспитание воспитателей», «Воспитание во внутриутробном периоде», «Воспитание в первый год», «Воспитание в первые два года», «Воспитание от трех до пяти». Ну и все: воспитание все закончилось в пять лет. А потом идет перевоспитание. А техника перевоспитания заключается в том, чтобы заинтересовать человека, показать ему, что он ничего собой не представляет, только тогда он может из себя сделать что-то такое представительное. Но прежде всего сами родители должны быть благополучными людьми. Детям надо показать, как жить счастливо, а не рассказывать.

Но как воздействовать на детей уже после пяти лет? Можно воздействовать на них управлением. У нас тоже есть психология управления. Вот я об этом думал: пришли вы – значит, плохо я их учил? Почему? Управлять коллективом гораздо легче, чем управлять ребенком. Я по себе это помню: я, когда овладевал психологией управления, начинал детей перевоспитывать при помощи управления, а не при помощи администрирования. Так вы знаете, после того, как я научился управлять своими детьми, так управлять в коллективе стало для меня вообще легко.

Поэтому мне придется уже говорить о методах перевоспитания. Так вот какая основная идея национального проекта воспитания: к двадцати пяти годам каждый человек уже становится физически здоровым, экономически независимым и духовно зрелым. И это, между прочим, очень выгодно. Представьте себе: у меня в институте примерно через год выходил студент, у которого была уже кандидатская диссертация. Вы не представляете, какая это экономия! Вот, например, аспирант в медицине проделывает тяжелый путь: интернатура год, ординатура два года, аспирантура три года, через шесть лет он становится кандидатом наук. А у нас после шести лет обучения получался готовый специалист с готовой диссертацией. Так что при правильном подходе воспитание – это очень выгодно, оно дает колоссальную прибыль. Взять моего старшего сына. Вы же понимаете, что я в аспирантуру его мог устроить, в ординатуру мог, но ему нечего там было делать, он сразу работать пошел… В общем, к работе и деньгам приучать надо как можно раньше. Но возьмемся за воспитание воспитателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector