221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие и воспитание внимания

Развитие и воспитание внимания школьников

В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. Внимание дошкольника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. На развитие произвольного внимания очень влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой, отчасти трудовой (главным образом по самообслуживанию) и учебной деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Обучение в школе — сильнейший стимул развития внимания. Внимание — одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать, и он заставляет себя выполнять требуемое. На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания. Умение управлять своим вниманием нарастает с каждым годом.

Учителю необходимо учитывать возрастные особенности внимания школьников, особенно младших. Им, например, бывает трудно долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, и они отвлекаются от работы. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание в на эмоциональные моменты в обучении. Распределить внимание, особенно в I — II классах, ребенку трудно. Если он увлекся учебной работой, то одновременно контролировать свое поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные и некрасивые позы.

Как же организовывать внимание учащихся на уроке и на этой основе постепенно развивать произвольное внимание, формировать внимательность как черту личности?

Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой учебной и воспитательной работы школы. Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий.

1. Воспитание произвольного (волевого) внимания по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У ученика необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы ученик всегда, в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Никогда не работать невнимательно. Только в этом случае будет воспитана привычка быть внимательным. Надо целеустремленно воспитывать у школьника умение самому заставлять себя быть внимательным, делать внимание послушным. Ученик должен поверить в свои силы, поверить, что он может это сделать.

Кстати, не следует абсолютизировать в принципе правильное требование, чтобы работа ученика происходила в благоприятной обстановке, без помех и отвлекающих раздражителей. В таких условиях может выработаться изнеженное, избалованное внимание, и ученик (а потом и взрослый человек) не сможет работать при разного рода помехах (например, инженер не сможет сосредоточиться в условиях производственного шума). Поэтому иногда полезно закалять, тренировать внимание ученика, приучать его работать в любых условиях, не всегда вполне благоприятных, приучать не отвлекаться на посторонние раздражители, а не просто устранять их.

2. Воспитанию привычки быть внимательным способствует четкая организация урока. Рабочий ритм урока, динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная, выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся установку быть внимательными. Особенно важно найти оптимальный темп ведения урока, не
поспешно-торопливый, но и не нарочито замедленный, так как торопливость в работе учащихся приводит к их невнимательности и ошибкам, а замедленный, вялый темп работы способствует отвлечению внимания. Надо помнить, что однообразная, монотонная работа быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение внимания. Дети же утомляются от однообразной работы быстрее, чем взрослые. Поэтому необходимо разнообразить работу учащихся на уроке. Разумеется, слишком частая смена занятий не способствует формированию устойчивого внимания — учащийся не успеет втянуться в одну работу, как ему приходится переключаться на другую.

3. Необходимо создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Наблюдения показывают, что прямые словесно выраженные требования учителя к школьникам быть внимательными, не отвлекаться часто не приводят кцели. Если же учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся, добивается, чтобы ученики были захвачены работой, а не пребывали в состоянии интеллектуальной пассивности, бездумно слушая учителя и созерцая то, что он им показывает, если они активно осмысливают материал, производят с ним определенные действия — сравнивают, сопоставляют, наблюдают, делают выводы, решают конкретные задачи, то в этом случае не возникает необходимости специально заботиться о внимании школьников. Особенно важно, чтобы и при опросе отдельных учеников активно работал весь класс, ведь многим просто надоедает слушать ответы товарищей (особенно слабых). «Дополни ответ»; «Поправь товарища»; «Кто скажет короче и точнее?»; «Приведи пример» — таким образом, учитель включает в опрос весь класс.

Выполняемая детьми работа должна быть посильной для них, не чрезмерно трудной и сложной, но и не очень простой и легкой. Если работа чересчур трудна, то ученик быстро утомляется, теряет интерес к ней, начинает отвлекаться. Если работа очень легка, она также перестает интересовать ученика, внимание его рассеивается.

4. Как уже упоминалось, непроизвольное внимание учащихся связано с непосредственным интересом к материалу урока. Одна из задач учителя — сделать урок интересным для учащихся. Но это не значит, что урок всегда должен быть занимательным. Во-первых, потому, что на этой основе у школьников может выработаться опять-таки -избалованное внимание — привычка обращать внимание только на то, что интересно. Во-вторых, не весь учебный материал может представлять непосредственный интерес для школьников. Что-то есть интересное, что-то менее интересно, а кое-что и вообще не может вызвать непосредственного интереса, хотя чрезвычайно важно и нужно. Ученик должен привыкать быть внимательным в любом случае. Великий русский педагог К. Д. Ушинский по этому поводу писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность»[9].

Подлинный интерес ученика к учебному предмету должен обусловливаться не внешней занимательностью. Подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда ученики сознают, что знания, которые им сообщает учитель, пусть и лишены внешней занимательности, но имеют большое познавательное и практическое значение. Учитель специально подчеркивает это: «То, что я вам сейчас сообщу, может быть, и не слишком интересно но очень важно в жизни это постоянно вам будет нужно».

5. Важное условие воспитания внимания — труд школьников в школьных мастерских, межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебных цехах предприятий, на фермах колхозов и совхозов. Строгий режим труда, определенный его распорядок, правильная организация рабочего места, необходимость точно исполнять указания инструктора мобилизуют внимание, приучают сосредоточиваться на работе.

6. Важно упражнять произвольное Внимание школьников (особенно младшего возраста), воспитывая их наблюдательность. Учить школьников наблюдать на уроке, дома в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице соблюдая правила уличного движения.

7. Большое значение имеет общественное мнение класса. Коллектив должен быть организован так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает работать другим.

8. Наконец, учителю следует знать индивидуальные особенности внимания каждого ученика. Только тогда можно ставить определенные задачи по воспитанию внимания и устранению определенных недочетов у каждого ребенка. Надо знать причины, породившие недостатки внимания и постараться устранить их.

Вопросы для повторения

1. Что называется вниманием?

2. Расскажите о физиологических основах внимания.

3. В чем проявляется произвольное, непроизвольное и послепроизвольное
внимание в учебной деятельности школьников?

4. Охарактеризуйте основные свойства внимания.

5. Каковы основные пути воспитания внимания школьника?

Практические задания

Понаблюдайте за школьником во время уроков (или дома при выполнении домашних заданий) и ответьте на следующие вопросы:

1. При каких условиях у школьника длительно сохраняется внимание?

2. При каких условиях наступает быстрое отвлечение внимания?

3. Как внешне выражается внимание?

Читать еще:  Воспитание хороших манер

Опыты

1. Определите объем внимания у нескольких учащихся разного возраста (возьмите по 3 человека учащихся (I, V и VIII классов) и у нескольких ваших товарищей по группе. Выведите средние результаты по каждой из четырех возрастных групп, сравните их, сделайте выводы о возрастных различиях в объеме внимания. Для этого заготовьте 4 карточки, каждая не листе картона размером 30X20 см. На одной наклейте в горизонтальном ряду 8 простых картинок, изображающих различные предметы, на другой — столько же цифр (случайном порядке), на третьей — буквы (согласные, но так, чтобы из них нельзя было составить слогов), на четвертой — 5—6 трехбуквенных слов. Предупредив испытуемых о необходимости быть внимательными, быстро показывайте им поочередно каждую таблицу, примерно на 0,5 с. После показа каждой таблицы делайте паузу, чтобы испытуемый записал то, что ему удалось увидеть. Проверьте записи испытуемых и начинайте анализировать результаты.

2. С теми же испытуемыми проведите опыт на распределение внимания между двумя одновременно выполняемыми деятельностями, взяв различные уровни освоения деятельности. В качестве одной деятельности во всех вариантах может быть чтение наизусть хорошо знакомого стихотворения. Другая деятельность выступает в разных вариантах. Одновременно испытуемый должен: а) заштриховывать нарисованный на доске квадрат; б) выполнять физические упражнения (наклоны вперед — назад — вправо — влево); в) решать простейшие математические примеры (на сложение двузначных чисел); г) решать более сложные примеры (на умножение трехзначных чисел); д) подсчитывать постукивания, которые производит экспериментатор карандашом по столу (с различными временными промежутками). Необходимо следить, чтобы обе деятельности выполнялись одновременно. Почему по мере перехода от варианта «а» к варианту «д» одновременное выполнение двух деятельностей становится все более трудным делом? Каковы возрастные особенности распределения внимания?

3. С теми же испытуемыми проведите опыт на переключение внимания. Предложите испытуемым приготовленный на плотной бумаге квадрат (18X18 см), разделенный на 36 одинаковых квадратиков (3X3 см). В этих квадратиках в случайном порядке расположены 18 черных чисел от 1 до 18 и 18 красных чисел тоже от 1 до 18. Испытуемый должен попеременно называть и показывать черные и красные числа: черные — в возрастающем порядке (от 1 до 18), красные — в убывающем порядке (от 18 до 1). Счет и показ идет таким образом: «Черное 1, красное 18, черное 2, красное 17, черное 3, красное 16». И т. д. Учитывается время выполнения задания и количество ошибок. Проведите сравнение по этим двум показателям и установите возрастные особенности переключения внимания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9216 — | 7812 — или читать все.

Развитие внимания

Все психические процессы, включая внимание, имеют низшие и высшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие – произвольным. Непосредственное внимание тоже относится к более низкой форме его развития.

Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле культурно-исторической концепции её формирования. Он считал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания надо искать вне личности ребенка.

Развитие внимания – это переход от более простых видов к более сложным видам внимания. От врожденных к приобретенным. Например, развитием внимания будет являться переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию, потому что оно работает значительно лучше.

По разным направлениям развитие внимания может идти параллельно, включая совершенствование всех его видов, и может относиться только к отдельным видам.

Его развитие может идти также естественным путем и постепенно улучшаться по мере накопления жизненного опыта и взросления. Происходит это у всех здоровых людей от рождения до окончания школы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Человек может развивать свое внимание и целенаправленно, сознательно предпринимая продуманные действия, которые ориентированы на его улучшение. У естественного и искусственного развития внимания есть как общее, так и различное:

  • Развитие внимания естественным путем идет по мере созревания мозга, накопления опыта, т.е. постепенно и является медленно протекающим процессом. Естественный процесс приводит к устойчивым изменениям;
  • И, наоборот, искусственное его развитие – это ускоренный процесс и связан он с выполнением специальных упражнений, которые рассчитаны на развитие какого-то его свойства или вида. Происходящие изменения сначала являются недостаточно устойчивыми, поэтому нуждаются в закреплении в последующем жизненном опыте человека.

На развитие внимания существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • Речь, которая развивается под воздействием обучения;
  • Подражание поведению взрослых людей;
  • Умственная деятельность.

В психологии основные исследования по развитию внимания были связаны с изучением процесса естественного его развития у детей. Это было связано с такими обстоятельствами:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Изучение внимания психологами началось сравнительно недавно, поэтому важно было исследовать его развитие в том виде, в каком оно существует и функционирует в жизни человека, т.е. естественный процесс его развитии;
  2. Долгое время было вообще, не ясно можно ли развивать внимание человека искусственным путем.

К началу второй половины XX века были предложены первые методы развития внимания детей, которые были не вполне эффективны.

Процесс естественного развития внимания у детей в России одним из первых изучил Л.С Выготский. Он же разработал общую теорию развития познавательных процессов человека. Эта теория получила название «Теория развития высших психологических функций у человека». Она применялась к изучению развития внимания у детей.

Стадии развития внимания

Для развития произвольного внимания особое значение имеет школа, потому что именно в процессе учебы ребенок приучается к дисциплине. В школьные годы у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В возрасте 9-10 лет в организации процесса внимания возникают уже качественные сдвиги. Эффективными возбудителями внимания в этом возрасте становятся эмоционально-нейтральные раздражители. Снижение характеристик внимания наблюдается в возрасте с 11-12 до 14-15 лет. Происходит существенная перестройка организма ребенка, которая сопровождается отклонениями во внимании – возникает повышенная утомляемость, эмоциональность, происходит снижение коркового контроля. И только к концу подросткового возраста устанавливается оптимальная система внимания.

Л.С. Выготский выделил 4 стадии в процессе генезиса произвольного внимания:

  1. Стадия первая. Суть её сводится к тому, что взрослый управляет поведением и сознанием ребенка с помощью определенного средства. Этими средствами могут быть указательный палец, речевое сопровождение взрослого. В начале управления вниманием, отмечает Л.С. Выготский, стоит именно указание, поэтому историю произвольного внимания следует начинать с истории указательного пальца. Это на данной стадии интерпсихическое действие и осуществляется оно между людьми во внешнем плане;
  2. Стадия вторая. Ребенок на этой стадии становится субъектом, который психологическое орудие использует для управления поведением и сознанием другого человека. Теперь уже он с помощью собственного указательного пальца и речевого сопровождения, обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Данное действие управления существует во внешнем плане как интерпсихическое действие;
  3. Стадия третья. Способы управления сознанием и поведением, которые применялись людьми к нему, а он применял их по отношению к ним, ребенок начинает применять к самому себе. Действие все ещё протекает во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка. Но действие ребенок обращает на самого себя. На этой стадии начинается интериоризация действия управления вниманием. Законченный вид она приобретает только на следующей стадии;
  4. Стадия четвертая. Действие управления своим вниманием на этой стадии становится собственно внутренним действием. Опорой его осуществления является психический образ и внутренняя речь.

Ученый, таким образом, показал, что развитие произвольного внимания, как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций.

Еще раз обобщим сказанное. С самого начала внимание ребенка является управляемым. Сначала им руководят взрослые. Затем ребенок переходит к самоуправлению своим вниманием – это значит, овладевает вниманием произвольным, употребляя то же самое средство, что использовалось по отношению к нему. Овладев речью, ребенок сначала управляет процессом внимания другого и только потом собственным вниманием.

Выход на уровень взрослого человека происходит тогда, когда ребенок овладевает внутренними средствами управления вниманием. В результате динамика развития произвольности внимания в дальнейшем онтогенезе не выражена, но оно приобретает индивидуальные особенности.

В целом психологи в развитии внимания выделяют два основных этапа:

  1. Этап дошкольного развития. Внимание на этом этапе вызывается факторами внешней среды;
  2. Этап школьного развития. Происходит бурное развитие внутреннего внимания, т.е. опосредованного внутренними установками ребенка.

Воспитание непроизвольного внимания

В воспитании непроизвольного внимания у детей видное место занимает формирование умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, стремиться полнее и лучше ознакомиться с действительностью. С этой целью ребенка надо с ранних лет знакомить с богатством и многообразием окружающего мира, подмечать, что находится вокруг, учить реагировать на любое изменение в окружающей обстановке.

Читать еще:  Забота и воспитание в семье

Учебный процесс для ребенка будет привлекательным, если он проявляет интерес и эмоции, которые являются основным условием появления непроизвольного внимания. Безусловно, в первую очередь, это зависит от изучаемого материала, способа его подачи и наглядности преподавания. Непроизвольное внимание вызывает применение картин, муляжей, показ опытов, использование конкретных фактов из жизни и др. Младшим школьникам непроизвольное внимание просто необходимо. Любая наглядность требует соблюдения ряда условий:

  • Правильно организовать восприятие ребенка;
  • Поставить конкретную задачу – ответить на вопрос, произвести сравнение, обнаружить что-то новое и др.
  • Научить замечать то, что требует внимания.

Работа, организованная с наглядностью, активизирует мысль ребенка, приучает быть внимательным, выделять существенное, замечать главное.

Непроизвольное внимание привлекает качественное объяснение изучаемого материала, яркое по форме, богатое по содержанию и эмоционально насыщенное. Изложение любого материала должно будить мысль, заставлять задуматься над возникающими вопросами, вызывать стремление узнать, что будет дальше.

Для привлечения и удерживания внимания большое значение имеет активность самих детей, важно, чтобы они не просто пассивно слушали, но еще и действовали сами – спрашивали, отвечали, проводили опыты и др. Общий культурный уровень тоже является важным условием внимания.

Воспитание произвольного внимания

Развитие произвольного внимания связано с формированием у детей сознательного отношения к учению и выполнению своих обязанностей. Младшие школьники, став членами ученического коллектива, стремятся все делать не хуже других, хотят заслужить одобрение учителя, одобрение своих товарищей. Все это является сильными побудителями для того, чтобы быть внимательными, а задача учителя всячески поддерживать и развивать эти стремления.

Произвольное внимание – это организованное внимание, школьное обучение является важнейшим средством его воспитания. Прежде всего, потому, что учение – сознательная, целенаправленная, организованная деятельность. Важно, чтобы ученик понимал значение обучения и роль внимания в этом процессе, понимал цель, приемы выполнения работы, мог представить результаты своего труда и пути из достижения.

Для привлечения внимания большое значение имеет не только непосредственный интерес к выполняемой работе, но и интерес косвенный, связанный с результатами деятельности.

При воспитании произвольного внимания важную роль играет требовательность взрослого, которая должна носить последовательный и систематический характер.

Таким образом, воспитывая непроизвольное и произвольное внимание у детей, важно соблюдать правильное соотношение между этими видами внимания. Если процесс рассчитан только на непроизвольное внимание, воспитание может приобрести ложное направление. Если процесс построен только на произвольном внимании, учение теряет свою привлекательность и вызывает отрицательное отношение, поэтому учебный процесс должен воспитывать оба вида внимания.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Юрчук Екатерина Николаевна
Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

(рекомендации психолога по развитию внимания дошкольников).

Внимание – один из главных психологических процессов, от развития которого зависит успешность осуществления любой деятельности. Уровень развития внимания определяет готовность ребенка к обучению, восприятию нового, к запоминанию. Развитие внимания способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, определяет динамичность учебной деятельности и умение ее контролировать, и, в целом, пользоваться возможностью повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление — внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов, неотделимо от них и выступает как способность к их организации.

Выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Преобладающим видом внимания дошкольниковявляется непроизвольное: сосредоточение ребенка на таких сторонах действительности, которые интересны ребенку.

Произвольное внимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с умением сосредоточиться, осмыслить предложенный взрослым материал, с волевым усилием решать задачи, запоминать материал и преодолевать трудности для достижения цели.

В последнее время все чаще говорят о «дефиците внимания» — неспособности ребенка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени, выполнить до конца задание. Внимание следует развивать с раннего детства. Особенно необходимо настойчиво и последовательно развивать внимание у детей, которые легко отвлекаются, быстро утомляются при выполнении заданий учебного типа.

Иначе, к концу дошкольного детства, это может привести к трудностям не только в усвоении программы детского сада, но и к недостаточной готовности ребенка к школьному обучению.

Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания ребенка возрастным нормам, а так же заняться систематической тренировкой внимания.

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Начинать лучше с небольших и простых заданий, постепенно усложняя и увеличивая время работы. Продолжительность занятий должна быть не дольше 10-15 минут в день для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 20-25 минут для старших дошкольников.

Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у ребенка необходимо развивать интеллектуальную активность и такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключаемость, стремиться к увеличению объема внимания, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Работа по развитию внимания с помощью игр и упражнений помогает научить ребенка сосредоточиваться на предлагаемом материале, ориентироваться в нем, формировать умение быть наблюдательным, развивает умение умыслить последовательно, рассуждать, анализировать учебный материал. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Старайтесь замечать каждый успех ребенка, хвалите и поощряйте его. И результаты не замедлят себя ждать.

Игры и упражнения по развитию свойств внимания. Рекомендации родителям.

Примерные задания,игровые упражнения:

Задания на выкладывание узора из мозаики, составление фигуры из палочек по образцу; выкладывание или рисование цветных дорожек, узоров, бусинок по образцу или словесной инструкции; продолжить ряд по словесному описанию или образцу.

Задания: «Цифры убежали»; «Пройди по дорожке».

Задание: «Раскрась бусинки в следующие цвета (по образцу)».

Развитие устойчивости внимания: «Найти на картинке и раскрасить только яблочки».

Развитие критичности мышления, свойств внимания. «Недостающие детали».

Нарисовать значки по образцу, «зашифровать» фигуры.

Задания на развитие устойчивости внимания: лабиринты, переплетенные линии.

Развитие мышления и внимания: Подобрать «заплатки» к коврику.

Зашумленные фигуры: задание «Прятки» (найти предмет и обвести по контуру).

«Предмет и его тень».Задание: найти тень каждого предмета.

Развитие восприятия, свойств внимания. Задание «Узнай предмет по деталям».

Задания на переключение внимания. «Корректурная проба».

Развитие наблюдательности и внимания: Нарисовать личики-эмоции по образцу.

Задания «Найди пару»; «Путаница»; «Какие предметы спрятались»; «Найти 2-х одинаковых рыбок».

«Найти 2 одинаковых предмета, соединить их линией».

Развитие логики и внимания: «Найди ошибки: «Вставь нужные буквы и напиши слова».

Развитие счетно-математических способностей и внимания:

Сосчитать, например, сколько грибов и яблок собрал ежик. Обвести карандашом все яблоки. Сосчитай сколько цветочков на платье у 1-й куклы и сколько бантиков – у 2-й.

Задание «Нарисовать точки точно так же, как в образце».

Задание «Срисовывание узора иди фигуры по клеточкам».

Развитие критичности мышления, устойчивости внимания. «Нелепицы».

Нахождение различий в двух похожих картинках. Задание «Сравни картинки».

Найти на картинке всех котят, всех щенят, всех мишек.

Развитие понятийного мышления.Задание: найти и назвать только игрушки; Какая одежда нужна мальчику, а какая – девочке.

1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология/М., 2009. – 345с.

2. Осипова А. А. «Диагностика и коррекция внимания». Программа для детей 5-9 лет /М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 104с.

3. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей/Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 123с.

4. Широкова Г. А. Справочник педагога-психолога ДОУ/Ростов и/Д: Феникс, 2011.- 446с.

Читать еще:  Как одной воспитывать сына

Юрчук Е. Н. педагог-психолог

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.

Игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста Игра «Фигуры» Цель: развитие внимания, мелкой моторики, воображения. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: Взрослый.

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников» Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту.

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста» Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям.

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Учитель-дефектолог.

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть,.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания, на каких — либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста СДВГ в рамках консультативного пункта в ДОУ. Практически в каждой группе детского сада есть один или несколько детей, которые отвлекаются.

Беседа с родителями «Особенности внимания детей дошкольного возраста». Сухарева Ольга. Под вниманием в психологии понимают направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах,.

Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр Актуальность исследования Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности.

Как развить внимание у ребенка

Автор: admin · 7 октября, 2019

Для быстрого переход на нажмите на название раздела.

Внимание — это способность любого человека воспринимать какую-то информацию, причем из огромного потока различных сигналов наш мозг отфильтровывает только самые значительные, важные именно ему. Иными словами, такая функция человеческой мозговой деятельности как внимание является своеобразным фильтром, который пропускает нужное и удаляет лишнее. Если такого не будет происходить, то мы просто устанем воспринимать и осмысливать все подряд, будем быстрее утомляться и в конце концов перестанем получать хоть какую-то информацию.

1. У всех людей внимание развито по-разному — кто-то может запомнить сразу лишь одно-два события, то есть его мозг акцентируется на чем-то одном, у кого-то этот показатель больше. То есть у внимания есть объем, и если он небольшой, то мы не можем сразу воспринять несколько различных ситуаций.

2. Кроме того, внимание должно быть устойчиво, т.е. в течение некоторого определенного времени оно не переключается на что-то другое, не утихает, но в то же время и свободно — по желанию должно переключиться на что-то иное. Бывает, что ребенок сидит, играет, и занять его чем-то другим, отвлечь очень сложно. Это как раз и есть такой случай.

3. И, наконец, третий показатель внимания — его избирательность, то есть способность из всего потока информации выбрать ту, которая на тот момент является самой важной.

Внимание следует развивать, тогда можно без труда делать сразу несколько дел, причем все они будут получаться. Какими же способами внимание ребенка можно развить, как можно активировать скрытые способности мозга ребенка на внимание?

Для этого необходимо усердно играть — тренироваться. Например, существует комплекс упражнений на развитие внимания, увеличение его объема, тренировку усидчивости, избирательности.

Существует множество игр, которые непременно заинтересуют вашего малыша.

Как развить внимание ребенка, интересно играя.

Не стоит забывать, что внимание у детей дошкольного возраста непосредственно связано с игрой, пока ребенку интересно он будет играть и заниматься. Интерес пропал – игра закончилась.

С начало ребенок сосредоточено играет 10 минут, потом врем игры, постепенно увеличивается, вырастает до 2 часов. Самые юные дошкольники могут играть 20 – 40 минут, а вот дети старшего дошкольного возраста 1,5 часа, и даже делать перерывы в игре, и возможно на несколько дней.

Взрослый организует деятельность ребенка, старается вызвать интерес и поддержать его, так же взрослый показывает способы, как можно удержать внимание. Ребенок все впитывает в себя и со временем ребенок самостоятельно начинает управлять своим вниманием.

Развивающие игры на внимание.

Игры на развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания.

1. Стоит найти два одинаковых изображения из множества похожих иллюстраций.

Выберете нужные Вам картинки

2 .Найти и указать отличия на изображениях.

Выбрать книгу найди отличия

3. Найти не парную картинку

4. Лабиринты, такие задания помогают развивать концентрацию внимания и пространственное мышление.

Лабиринты для развития внимания

Выбрать и распечатать бесплатно лабиринт бесплатно можно здесь «Лабиринты для детей распечатать»

5. Задания на развитие концентрации
внимания.

Выбрать и скачать бесплатно «Какие картинки ты видишь»

Развиваем внимание и память

6. Выполи по образцу или дорисуй узор.

«Повтори узор» или «Выполни по образцу» выбери свою картинку бесплатно

Дорисуй по образцу

Задания на развитие избирательности внимания.

Надо найти и выделить различные группы предметов.

Раздели предметы на группы или объедини предметы в группы по определенному признаку.

Выбрать картинку для развивающей игры «Раздели предметы на группы»

Развиваем устойчивость и учимся переключать внимание.

Например: «Угадайка» Вы говорите слова ребенку, и просите его хлопать в ладоши, тогда когда тот услышит, например, растение.

Шкаф, кастрюля, стул, кошка, собака, вилка, ложка, мак () и т.п.

Или предложите вставать тогда, когда ребенок услышит животное.

Комод, береза, поле, машина, парта, конфета, лошадь ().

А дальше, объедините эти два варианта, хлопать — когда растение, вставать – когда животное.

Автобус, сковорода, компот, мед, коробка, собака (встал), книга, телевизор, ель (хлопнул), заяц (встал) и т.п.

Очень интересно играть в такую игру, когда несколько детей, азарт и желание победить делают игру очень увлекательной.

Если ребенок знает цифры, то отличная тренировка переключения внимания красно черные таблицы Шульте.

— Найдите числа от 1 до 12

— Найти числа в обратном порядке от 12 до 1

— Ищите цифры по очереди сначала черные от 1 до 12, потом красного цвета от 1 до 12 и в обратном порядке.

Настольная развивающая игра «Внимание»

Повышаем уровень распределения внимания.

Ребенку предложите рисовать круги на листе бумаги, и одновременно считать хлопки, которыми будут сопровождаться рисование. Ребенок рисует и считает, вы – хлопаете. Время упражнения -1 минута. По окончании задания, посчитайте количество кружков и сосчитанное количество ударов, чем больше кружков и правильно посчитано хлопков, тем лучше.

Рисуем двумя руками

Скачать и распечатать картинки для рисования двумя руками «Перейти и распечатать»

Формируем устойчивое внимание.

Ведущий говорит: «К нам приехала барыня, и велела «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить»

И задаете каверзные вопросы, чтобы отвечающий отвечал запрещенные слова.

-Вы поедете на бал?
-Какого цвета наденете платье?
-Я хочу надеть красное платье.
-А разве красное вам к лицу?
— Мне просто нравится красный цвет
-Это будет бальное платье?
-Бальное.
-Ваше бальное платье будет длинным?
-Да (Проигрыш)

А перед этим конечно стоит ребенку показать на примере, как должна выглядеть игра.

Или еще вариант, — «Следи за тем, что говоришь». В ней ведущий (родитель) задает вопросы, а ребенок должен внимательно обдумывать свой ответ. В правилах заранее обговорите что нельзя — например, произносить цифры от 5 до 10, говорить да/нет, избегать в ответе какую-либо букву или что-то другое. Потом поменяйтесь местами, поддайтесь ребенку, чтоб он чувствовал и свои удачи.

Играя 10 минут в день вы отлично поддержите мозг ребенка в тонусе, а так же разовьете внимание и мышление ребенка!

Такая тетрадь должна быть у каждого ребенка

Учимся быть внимательными. Рабочая нейротетрадь

Каждая книга серии «Рабочие нейротетради» — это уникальный сборник суперэффективных заданий, которые действительно развивают способности ребёнка и улучшают работу его головного мозга.

Смотрите так же:

  • РАСПЕЧАТАЙТЕ ЛУЧШУЮ ИГРУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
  • ИНТЕРЕСНОЕ РАЗВИТИЕ ДВУХ ПОЛУШАРИЙ
  • ЗАРЯДКА ДЛЯ МОЗГА
    КУБИКИ КООСА
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector