221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие внимания в процессе обучения и воспитания

Развитие и воспитание внимания школьников

В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. Внимание дошкольника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. На развитие произвольного внимания очень влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой, отчасти трудовой (главным образом по самообслуживанию) и учебной деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Обучение в школе — сильнейший стимул развития внимания. Внимание — одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать, и он заставляет себя выполнять требуемое. На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания. Умение управлять своим вниманием нарастает с каждым годом.

Учителю необходимо учитывать возрастные особенности внимания школьников, особенно младших. Им, например, бывает трудно долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, и они отвлекаются от работы. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание в на эмоциональные моменты в обучении. Распределить внимание, особенно в I — II классах, ребенку трудно. Если он увлекся учебной работой, то одновременно контролировать свое поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные и некрасивые позы.

Как же организовывать внимание учащихся на уроке и на этой основе постепенно развивать произвольное внимание, формировать внимательность как черту личности?

Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой учебной и воспитательной работы школы. Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий.

1. Воспитание произвольного (волевого) внимания по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У ученика необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы ученик всегда, в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Никогда не работать невнимательно. Только в этом случае будет воспитана привычка быть внимательным. Надо целеустремленно воспитывать у школьника умение самому заставлять себя быть внимательным, делать внимание послушным. Ученик должен поверить в свои силы, поверить, что он может это сделать.

Кстати, не следует абсолютизировать в принципе правильное требование, чтобы работа ученика происходила в благоприятной обстановке, без помех и отвлекающих раздражителей. В таких условиях может выработаться изнеженное, избалованное внимание, и ученик (а потом и взрослый человек) не сможет работать при разного рода помехах (например, инженер не сможет сосредоточиться в условиях производственного шума). Поэтому иногда полезно закалять, тренировать внимание ученика, приучать его работать в любых условиях, не всегда вполне благоприятных, приучать не отвлекаться на посторонние раздражители, а не просто устранять их.

2. Воспитанию привычки быть внимательным способствует четкая организация урока. Рабочий ритм урока, динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная, выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся установку быть внимательными. Особенно важно найти оптимальный темп ведения урока, не
поспешно-торопливый, но и не нарочито замедленный, так как торопливость в работе учащихся приводит к их невнимательности и ошибкам, а замедленный, вялый темп работы способствует отвлечению внимания. Надо помнить, что однообразная, монотонная работа быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение внимания. Дети же утомляются от однообразной работы быстрее, чем взрослые. Поэтому необходимо разнообразить работу учащихся на уроке. Разумеется, слишком частая смена занятий не способствует формированию устойчивого внимания — учащийся не успеет втянуться в одну работу, как ему приходится переключаться на другую.

3. Необходимо создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Наблюдения показывают, что прямые словесно выраженные требования учителя к школьникам быть внимательными, не отвлекаться часто не приводят кцели. Если же учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся, добивается, чтобы ученики были захвачены работой, а не пребывали в состоянии интеллектуальной пассивности, бездумно слушая учителя и созерцая то, что он им показывает, если они активно осмысливают материал, производят с ним определенные действия — сравнивают, сопоставляют, наблюдают, делают выводы, решают конкретные задачи, то в этом случае не возникает необходимости специально заботиться о внимании школьников. Особенно важно, чтобы и при опросе отдельных учеников активно работал весь класс, ведь многим просто надоедает слушать ответы товарищей (особенно слабых). «Дополни ответ»; «Поправь товарища»; «Кто скажет короче и точнее?»; «Приведи пример» — таким образом, учитель включает в опрос весь класс.

Выполняемая детьми работа должна быть посильной для них, не чрезмерно трудной и сложной, но и не очень простой и легкой. Если работа чересчур трудна, то ученик быстро утомляется, теряет интерес к ней, начинает отвлекаться. Если работа очень легка, она также перестает интересовать ученика, внимание его рассеивается.

4. Как уже упоминалось, непроизвольное внимание учащихся связано с непосредственным интересом к материалу урока. Одна из задач учителя — сделать урок интересным для учащихся. Но это не значит, что урок всегда должен быть занимательным. Во-первых, потому, что на этой основе у школьников может выработаться опять-таки -избалованное внимание — привычка обращать внимание только на то, что интересно. Во-вторых, не весь учебный материал может представлять непосредственный интерес для школьников. Что-то есть интересное, что-то менее интересно, а кое-что и вообще не может вызвать непосредственного интереса, хотя чрезвычайно важно и нужно. Ученик должен привыкать быть внимательным в любом случае. Великий русский педагог К. Д. Ушинский по этому поводу писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность»[9].

Подлинный интерес ученика к учебному предмету должен обусловливаться не внешней занимательностью. Подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда ученики сознают, что знания, которые им сообщает учитель, пусть и лишены внешней занимательности, но имеют большое познавательное и практическое значение. Учитель специально подчеркивает это: «То, что я вам сейчас сообщу, может быть, и не слишком интересно но очень важно в жизни это постоянно вам будет нужно».

5. Важное условие воспитания внимания — труд школьников в школьных мастерских, межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебных цехах предприятий, на фермах колхозов и совхозов. Строгий режим труда, определенный его распорядок, правильная организация рабочего места, необходимость точно исполнять указания инструктора мобилизуют внимание, приучают сосредоточиваться на работе.

6. Важно упражнять произвольное Внимание школьников (особенно младшего возраста), воспитывая их наблюдательность. Учить школьников наблюдать на уроке, дома в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице соблюдая правила уличного движения.

7. Большое значение имеет общественное мнение класса. Коллектив должен быть организован так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает работать другим.

8. Наконец, учителю следует знать индивидуальные особенности внимания каждого ученика. Только тогда можно ставить определенные задачи по воспитанию внимания и устранению определенных недочетов у каждого ребенка. Надо знать причины, породившие недостатки внимания и постараться устранить их.

Вопросы для повторения

1. Что называется вниманием?

2. Расскажите о физиологических основах внимания.

3. В чем проявляется произвольное, непроизвольное и послепроизвольное
внимание в учебной деятельности школьников?

4. Охарактеризуйте основные свойства внимания.

5. Каковы основные пути воспитания внимания школьника?

Практические задания

Понаблюдайте за школьником во время уроков (или дома при выполнении домашних заданий) и ответьте на следующие вопросы:

1. При каких условиях у школьника длительно сохраняется внимание?

2. При каких условиях наступает быстрое отвлечение внимания?

3. Как внешне выражается внимание?

Опыты

1. Определите объем внимания у нескольких учащихся разного возраста (возьмите по 3 человека учащихся (I, V и VIII классов) и у нескольких ваших товарищей по группе. Выведите средние результаты по каждой из четырех возрастных групп, сравните их, сделайте выводы о возрастных различиях в объеме внимания. Для этого заготовьте 4 карточки, каждая не листе картона размером 30X20 см. На одной наклейте в горизонтальном ряду 8 простых картинок, изображающих различные предметы, на другой — столько же цифр (случайном порядке), на третьей — буквы (согласные, но так, чтобы из них нельзя было составить слогов), на четвертой — 5—6 трехбуквенных слов. Предупредив испытуемых о необходимости быть внимательными, быстро показывайте им поочередно каждую таблицу, примерно на 0,5 с. После показа каждой таблицы делайте паузу, чтобы испытуемый записал то, что ему удалось увидеть. Проверьте записи испытуемых и начинайте анализировать результаты.

2. С теми же испытуемыми проведите опыт на распределение внимания между двумя одновременно выполняемыми деятельностями, взяв различные уровни освоения деятельности. В качестве одной деятельности во всех вариантах может быть чтение наизусть хорошо знакомого стихотворения. Другая деятельность выступает в разных вариантах. Одновременно испытуемый должен: а) заштриховывать нарисованный на доске квадрат; б) выполнять физические упражнения (наклоны вперед — назад — вправо — влево); в) решать простейшие математические примеры (на сложение двузначных чисел); г) решать более сложные примеры (на умножение трехзначных чисел); д) подсчитывать постукивания, которые производит экспериментатор карандашом по столу (с различными временными промежутками). Необходимо следить, чтобы обе деятельности выполнялись одновременно. Почему по мере перехода от варианта «а» к варианту «д» одновременное выполнение двух деятельностей становится все более трудным делом? Каковы возрастные особенности распределения внимания?

Читать еще:  Воспитание нижнего мужчины

3. С теми же испытуемыми проведите опыт на переключение внимания. Предложите испытуемым приготовленный на плотной бумаге квадрат (18X18 см), разделенный на 36 одинаковых квадратиков (3X3 см). В этих квадратиках в случайном порядке расположены 18 черных чисел от 1 до 18 и 18 красных чисел тоже от 1 до 18. Испытуемый должен попеременно называть и показывать черные и красные числа: черные — в возрастающем порядке (от 1 до 18), красные — в убывающем порядке (от 18 до 1). Счет и показ идет таким образом: «Черное 1, красное 18, черное 2, красное 17, черное 3, красное 16». И т. д. Учитывается время выполнения задания и количество ошибок. Проведите сравнение по этим двум показателям и установите возрастные особенности переключения внимания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10547 — | 7758 — или читать все.

Развитие внимания в процессе учебной деятельности

“Внимание!” Как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, не отвлекаться от работы, не быть рассеянным на уроке. Только приучив детей быть внимательным, учитель может рассчитывать на успех своей работы. Если учащиеся внимательны, то в классе и дисциплина отличная и занятия проходят плодотворно. Внимательные дети сделают на уроке намного больше и лучше, чем рассеянные, а устанут от работы и они и их учитель меньше.

Внимание имеет огромное значение в жизни, в частности, в трудовой деятельности человека.

Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в подлинном смысле слова воспринимать окружающее. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения к тому, что он делает.

Что же такое внимание? Это выделение нашим сознанием определенных предметов и явлений из окружающего мира с одновременным отвлечением от всего остального, что мы совсем перестаем замечать. Другими словами под вниманием понимается сосредоточенность нашего сознания на каком – то предмете или явлении.

В раннем детстве у детей преобладает непроизвольное внимание. Его вызывает прежде всего сильные внешние раздражители: громкие звуки, яркие цвета, блестящие или движущиеся предметы и т.д. Позднее у ребенка начинает развиваться и произвольное внимание. С поступлением детей в школу наступает период дальнейшего быстрого развития у них и непроизвольного и произвольного внимания.

Вот дети, ученики 1 класса, работают над решением математических задач, примеров, вдруг из коридора донесся громкий топот ног, кто – то бежит и хохочет. Внимание учеников моментально отключилось от работы, их сосредоточенность нарушена, дети даже не слышат, что говорит учитель. Его слова не доходят до сознания учеников, не вызывает возбуждения, не воспринимается ими. Это носит название — “непроизвольное”.

Учащийся должен хорошо представлять себе, для чего надо быть внимательным. Например, я говорю, что надо следить по учебнику, когда читают текст другие ученики. Школьник не выполняет этого требования, т.к. не осознает, зачем это нужно. Тогда я ставлю перед ним задачу более четко: следи, как читает товарищ, заметишь ошибку, будешь исправлять. Теперь школьник внимательно следит за чтением – он осознал необходимость быть внимательным. Такое внимание называется произвольным.

Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать их сосредоточенность полностью в сформированном виде.

Важное значение в развитии внимания имеет воспитание у детей устойчивого интереса к учению, стремления к лучшему выполнению всех учебных заданий способствуют развитию у них более устойчивой сосредоточенности.

Важнейшим условием успеха учебной и воспитательной работы учителя является внимание учащихся к тому, что происходит в классе, что выполняет сам ученик, работая под руководством учителя или самостоятельно. Без внимания невозможно ни восприятие нового учебного материала, ни его понимания, ни его усвоения. Поэтому проблема воспитания внимания учащихся вызывает особый интерес учителей.

От собранности внимания учащихся зависит и четкое восприятие материала, и его понимание, быстрое усвоение знаний и, наконец, дисциплина во время учебных занятий. Организованность внимания школьников на уроке значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать. Например, обучая учащихся рассматривать картины, обращая их внимание на нужный объект или его отдельные стороны и качества.

Организующие указания заставляют учеников направлять внимание на данный объект, отвлекаясь от всех других предметов, изображенных на данной картине.

Состояние учащихся в начале урока сильно влияет на их внимание в течение всего урока. Особенно важны первые минуты урока, когда определяется перестройка психического состояния учеников, переход от подчас довольно большой возбужденности во время перемены к спокойной сосредоточенности, необходимой для работы на уроке.

Я стремлюсь максимально использовать время на уроке, чтобы ничто не отвлекало детей от дела. Важно начать урок, сразу овладев вниманием детей. Стоит на минуту замедлять с началом, что – то поискать в сумке, заглянуть в журнал, кого – либо спросить – и деловое настроение гаснет.

Без воспитания внимания невозможно успешно осуществлять учебный процесс, с этого начинаются первые шаги учения. Неумение быть внимательным, неумение сосредоточенно работать является одной из существенных причин того, что люди плохо трудятся, а причина этого в свою очередь находится в том, что учитель своевременно не научил их быть внимательными.

Большое значение для воспитания внимания имеет вся деятельность школы по профилактике утомляемости и рациональной организации учебно – воспитательной работы. Сюда входят правильно составленное расписание, гигиенические условия проведения уроков и перемен, здоровый психологический климат классных коллективов и др.

Конечно правилами поведения, как и умением учиться, дети овладевают не все одновременно и не все одинаково легко. Поэтому нельзя сразу требовать от первоклассника устойчивого внимания, также как невозможно требовать от него сразу соблюдения всех правил орфографии. Они постепенно научатся всему, и чем моложе дети, тем больше необходимо терпения, также подготовленности в повседневной работе учителя со всем классом и с каждым отдельно.

Внимание учащихся в большой степени зависит от самого учителя: его настойчивости, глубокой заинтересованности в своем деле и умения самому быть целеустремленным, организованным, учителю необходимо обладать высоко развитой способностью: быть внимательным ко всему, что происходит на уроке.

Внимательность учителя является своеобразным педагогическим умением.

Особенно необходимо следить учителю за тем, насколько внимательны ученики к учебной работе на уроках, верно ли направлено их внимание, достаточно ли сосредоточены для понимания учебного материала и выполнения самостоятельной работы.

Своевременное воздействие учителя предупреждает начинающегося ослабления сосредоточенности в работе учеников. Если же учитель, видя ослабление внимания учащихся, не принимает нужных мер, это приводит к дальнейшему ухудшению внимания учеников на уроке.

Огромное значение в работе учителя имеет распределенность внимания. Работая с учениками в классе, учитель находится в непрестанно меняющейся обстановке: каждый ученик требует к себе особого внимания.

Главное условие воспитания внимания учащихся – разнообразие их работы на уроке.

В целях активизации урока нужно, чтобы как можно меньше времени уходило на организационный период начала урока. Должна быть проведена предварительно большая подготовка учителя, чтобы приучить учащихся быстро переключать свое внимание от перемены к уроку.

Важно начать урок, овладев вниманием детей. А самое главное – каждом уроке нужно не только обучать: но и воспитывать: без хороших навыков трудолюбия, настойчивости, дисциплины, аккуратности при выполнении работы не может быть хорошей успеваемости.

Для возбуждения и поддержки внимания учащихся во время опроса учителю необходимо правильно сочетать работу с классом и с опрашиваемыми учащимися.

Нужно организовывать работу так, чтобы во время опроса все учащиеся были в поле зрения учителя, чтобы они тщательно следили за ответами товарищей, вовремя поправляли их. Когда к исправлению неправильного ответа привлекается весь класс, то этим проверяются знания и умения многих учеников.

Необходимость давать правильное и доступное объяснение нового материала, поддерживать внимание всех учеников обязывает учителя быть сосредоточенным в течении всего урока. Большое значение имеет разъяснение темы и цели урока.

При закреплении материала, также как и при опросе, важно уметь сочетать работу с классом и отдельными учащимися. Закрепление нового материала – важнейший этап урока, облегчающий подготовку к следующим урокам. Важно, чтобы и на этом этапе урока внимание учеников были организовано.

Задание на дом – отдельный этап урока, который занимает различное место: в конце урока, в зависимости от сложности задания и от связи его с изучаемым материалом. Необходимо и на этом этапе урока организовать внимание учащихся.

Волевую сосредоточенность следует поддерживать разнообразными видами учебных занятий, внеклассной и домашней работой. Младшие школьники быстро утомляются от напряжения, здесь надо дать детям минуту отдыха. Лучший отдых от умственной работы дают физкультминутки. Например – Основная стойка за партой.

1. Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.

Руки вперед, пальцы выпрямить и развести. Ладони повернуть вверх, вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт слова.

2. Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали повертели –
И работать захотели.

Руки вперед вверх, вперед в стороны, вперед. Руки к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуть.
Три хлопка в ладоши, три круговых движений кистью рук.

3. Поработают немножко
Мы даем им отдохнуть
Постучали, повертели
И обратно в путь.

Четыре раза встать и разжать пальцы рук. Легкие взмахи кистью рук. Три хлопка в ладоши. Три круговых движения кистью рук. Сесть, руки положить на парту.

Читать еще:  Памятка роль семьи в воспитании ребенка

В классе проводим соревнование по рядам “Чей ряд лучше?” Когда замечаю, что класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются маленькие шалости, то заставляю пропеть какую-нибудь песенку, и все придет опять в порядок.

Большое значение в воспитании внимания имеет наглядность. Наглядность дает ясность восприятия, вызывает и поддерживает внимание, облегчает учащимся понимание изучаемого материала и поэтому содействует прочному и глубокому усвоению знаний. Использую наборы разных предметных и сюжетных картинок в работе по развитию речи. Дети показывают картинку и по слогам произносят: ко-зы.

Теперь назовите слова из трех слогов. И вот названия найдены: ко-ро-ва, со-ба-ка. То же проделали с птицами, рыбами. Молчаливая игра. Показываю картинки: барабан, дом, машина, огурец, лук. Дети должны поднять карточки с одной, двумя, тремя полосками.

Хорошо помогает воспитанию внимания игра в предложениях – приказания.

  1. Напиши на доске свою фамилию и имя.
  2. Напиши на доске фамилию и имя товарища.
  3. Нарисуйте на доске домик.
  4. Спойте песню.

Игра: “Будь внимательным”. Поднять руку, когда в слове слышится мягкое Р. Крыша, рябина, береза, крыло, кричит, грач, тряпка, порядок, лагерь.

Поднять руку , когда в слове слышится мягкое Т. Тетрадь, дети, газета, работа, ветер, телефон, утюг, петь, учить, рисовать, плита.

С целью воспитания внимания и развития памяти практикую заучивание загадок.

  1. Один говорит,
    Двое глядят
    Да двое слушают, (язык, глаза, уши).
  2. Пять братьев:
    Годами разные,
    Ростом разные, (пальцы).
  3. Набито пухом, лежит под ухом, (подушка).
  4. Кто в дом не идет, меня за ручкой берет, (дверь).
  5. Тик-так, а с места ни как, (часы).
  6. Какой конь землю пашет, а сена не ест, (трактор).
  7. Бегут по дорожке доски на ножки, (лыжи).
  8. Как снег бел, писать умеет, (мел).
  9. Семьдесят одежек, а все без застежек, (капуста).

Зазвенел звонок веселый
Наш учитель у доски,
Мы пришли сегодня в школе,
Мы теперь ученики!

Числительные один – четыре

Раз, два, три, четыре,
Меня в школе научили
И читать, и писать,
И считать, и рисовать.

Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет,
Птичка улетела.

Звездочку мне дали
Нет её милей
Звездочку ношу я
На груди своей…
Яркими лучами
Звездочка горит.
И со мной как будто
Ленин говорит.

Как весело живется
Мы весело живем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.

Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружится.

Существенное условие успешного обучения – это воспитание у детей привычки быть внимательным ко всему тому, что говорит и что делает учитель в классе, а также к ответам своих товарищей. Внимание – необходимое условие для приобщения ребенка к знаниям и в особенности знаний по математике. Многие ошибки ученика в математических работах не только в первом, но и в последующих классах, объясняются недостатком внимания при выполнении работы.

В класс приходят дети с неустойчивым вниманием, не умеющие слушать учителя. Учитель должен уже на первых уроках математики начать работу над воспитанием у детей привычки внимательно слушать его речь и точно выполнять его задания.

На уроках математики для воспитания внимания использую предметных картинных наглядных пособий, карточки для развития внимания детей и занятия устным счетом.

Систематическая работа учителя по воспитанию внимания всегда дает положительный результат – у учащихся развивается привычка любую работу выполнять внимательно.

Развитие внимания в процессе обучения у младших школьников.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Развитие внимания в процессе обучения у младших школьников.

Сложность современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. К сожалению, увеличивается не только цена ошибки, но и её вероятность. На человека действует одновременно большое количество информации в виде разнообразных сигналов, противоречивых фактов и условий. Для того чтобы выжить, человек должен реагировать на эти сигналы, причём реагировать быстро и точно. Но количество информации, поступающей к человеку, как правило, превышает его возможности, поэтому необходим механизм выделения актуальных, наиболее личностно значимых сигналов. Эту информацию и выполняет внимание, которое ограничивает лишь ту часть информации, которая будет реально обрабатываться.

Внимание – это способность человека сосредоточивать сознание, на каких – либо предметах или явлениях. Другими словами, внимание – это процесс регуляции интеллектуальной активности, процесс, помогающий функционировать другим познавательным способностям.

Выделяют несколько свойств внимания: устойчивость, концентрацию, объём, переключаемость, распределяемость и избирательность.

Устойчивость – это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Объём внимания – количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов.

Под распределением внимания, как правило, понимают способность человека удерживать в центре внимания несколько разнообразных разнородных объектов одновременно.

Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Это свойство теснейшим образом связано с концентрацией внимания, которое можно рассматривать как степень погружения человека в проблему. При концентрации внимания происходит сужение объёма внимания, но то, что попадает при этом в поле зрения человека, представляется ему подробно, отчётливо, ярко.

Обратной стороной высокой степени концентрации внимания и плохой его переключаемости является такое широко известное явление, как рассеянность. Причиной рассеянности является наличие мощной доминанты – очага возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, вызванной определёнными идеями или переживаниями и подавляющей все прочие сигналы, поступающие извне.

Ещё одно свойство внимания – избирательность. Человек обращает внимание на то, что отвечает его потребностям, желаниям, интересам.

Высокий уровень развития основных свойств внимания приводит к проявлению произвольного внимания. В этом случае субъект самостоятельно регулирует свою психическую активность. В противном случае говорят о непроизвольном внимании. Последнее хорошо известно всем педагогам и родителям по тем ситуациям, когда ребёнок знает правило, но пишет с ошибками, когда часто отвлекается при выполнении задания, когда смотрит на вас и как бы слушает, но… ничего не слышит.

Естественно, что каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу. Программы развивающего обучения содержат в своих учебниках упражнения, развивающие этот психологический процесс. Но новизна идеи состоит в том, что педагоги, передавая ученикам знания, могут и должны, делать это активно применяя в своей работе психологические знания, следуя которым развивающая коррекционная работа не может проходить время от времени, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.

С поступление в школу для ребёнка начинается новая эпоха, новая жизнь, основное условие которой – соблюдение большого количества разнообразных правил – будет преследовать человека отныне и навсегда. Психологи утверждают, что ребёнок, вступив на эту многотрудную стезю, неуклонно развивается в направлении произвольности, организованности, самостоятельности и ответственности.

Как обычно рассуждаем мы, педагоги. Собираясь на занятия? Что бы такое придумать, чтобы было интересно детям, чтобы привлечь их внимание. И педагогика с первых же попыток научно объяснить процесс обучения придумывает разные способы управления вниманием ребёнка: наглядные пособия, картинки, технические средства, прочие специальные эффекты.

Развитие внимания ребёнка 7 – 10 лет должно совершаться в нескольких направлениях.

Первое и главное – это формирование умственных действий.

Второе – научить ребёнка приёмам контроля и оценки своих действий.

Третьесоздание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой – формирование положительной мотивации учёбы.

По мнению известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой

деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении.

Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов.

Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей:

— повышение качества и прочности знаний учащихся;

— создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;

— преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.

Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что педагоги в своей работе должны решать следующие задачи:

— развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания;
— научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;
— содействовать развитию произвольного внимания;
— углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость;
— учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса.

Решение поставленных задач будет особенно эффективным только при постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение в учебный материал упражнений развивающих отдельные свойства внимания. Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время остальные свойства можно и нужно тренировать. Такая работа должна вестись по двум направлениям: — использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания; — использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения — дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.

Читать еще:  Принципы семейного воспитания и примеры их реализации

При развитии внимания у детей младшего школьного возраста можно использовать следующие упражнения:

Материал: картинки, ручки, листочки бумаги.

Задание 1. Посмотри на картинку. Здесь нарисованы медведи. Видимо, это целая медвежья семья: Михайло Потапыч, Василиса Михайловна, Мишутка, Кузя, Машенька, Мишенька и Малыш.

Задание 2. Ты должен как можно быстрее расставить медведей по росту, сначала – самого большого, потом – поменьше и т. д., а в конце этой воображаемой шеренги ты должен поставить самого маленького медвежонка.

Ты должен называть медведя по имени, показывать его и определять, на какое место ты его ставишь.

Примечание. Наличие любых повторов, уточнений, пропусков действий и других ошибок говорит о неразвитой способности распределять и переключать внимание. Если ребёнок не смог запомнить медведей по именам и в процессе выполнения задания нуждался в напоминании данной информации, то это говорит о небольшом объёме внимания и слабой непосредственной памяти ребёнка.

Задание на развитие объёма внимания, способностей к переключению внимания и распределению.

Задание II. «Упражнение на тренировку объёма внимания».

Материал: картинки, ручки, листочки бумаги.

Задание. Постарайся как можно быстрее, мгновенно, определить, сколько в каждом сооружении не хватает кубиков до полного куба.

Примечание. Желательно показывать картинку короткое время, например, 1 секунду.

Задание III. «Тренируем способности распределять внимание».

Материал: карточки, ручки, листочки бумаги.

Задание 1. Постарайся без ошибок сосчитать сначала большие буквы, а затем маленькие. Результат необходимо запомнить.

Задание 2. Сколько нарисовано больших букв, сколько – маленьких?

Проверь полученный результат.

Задание 3. Были ли на рисунке необычные буквы? Какие?

Задание 4. Какая буква была нарисована неправильно?

Оценим способности распределять внимание:

5 баллов – если на все вопросы даны правильные ответы;

4 балла – если буквы сосчитаны правильно, но при ответах на вопросы 3 и 4 были затруднения;

3 балла – если задание выполнялось с трудом, медленно, ребёнок отвлекался, переспрашивал задание и делал ошибки.

Задание IV. «Упражнение на развитие способностей распределять и переключать внимание».

Материал: карточки, ручки, карандаши, листочки бумаги.

Задание 1. Необходимо прочитать то, что написано мелкими буквами, затем то, что написано крупными буквами, а потом ты должен найти среди цифр числа, которые могли бы относиться к прочитанным словам. При выполнении этого задания необходимо фиксировать время выполнения.

5 баллов – если задание выполнено в течение 1,5 минут без ошибок.

4 балла – задание выполнялось 1,5 – 2 минут. Имели место уточнения, просьбы повторить инструкцию, вопросы.

3 балла – задание выполнялось 2 – 3 минуты, с подсказками взрослого.

2 балла – задание выполнялось более 3 минут. Была необходима посторонняя помощь и контроль взрослого.

1 балл – задание не выполнено.

В заключение хочется отметить, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы.

Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приёмы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

Развитие внимания в процессе обучения и воспитания

Поговорим о важнейшем качестве, которое следует специально формировать у ребенка – о внимании. Внимание бывает трех видов – непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражитель. Внезапный звук, яркий предмет, любое движение. И П. Павлов назвал этот вид внимания «Что такое». Он носит явно адаптационный характер, помогая сориентироваться в окружающем пространстве.

Произвольное внимание – когда человек сосредотачивается на чем-либо. Здесь главное волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться. Маленьким детям это трудно, поэтому воспитатели и учителя часто повторяют «сигнальные слова»: «Посмотрели все сюда, глазки ко мне, слушайте внимательно, запомните, внимание!» и т.д. Когда и это не помогает, приходится опускаться на уровень непроизвольного внимания, например, хлопать в ладоши или постучать по столу. Удерживать долго произвольное внимание трудно даже взрослому, с тренированной волей. Между тем, процесс обучения ориентирован в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать.

Постпроизвольное внимание – к нему стремится каждый педагог. Механизм этого вида внимания: непроизвольный интерес ребенка к тому, к чему произвольно пытается привлечь внимание воспитатель. Другими словами, движущей силой постпроизвольного внимания, его мотивацией, становится интерес ребенка к содержанию предмета. Такое внимание не требует волевого усилия и не является случайной ориентированной реакцией. Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в той же степени организует деятельность ребенка и включает цепочку познавательных процессов: восприятия, мышления памяти. Понятно, что постпроизвольное внимание самое выгодное и для детей, и для воспитателя: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию. Но как же выйти на уровень этого внимания? Тренировку внимания начинаем в самом раннем возрасте с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: «Красиво сделано, да? Хорошо поступил, верно? Вкусно пахнет, правда? Посмотрите, какие облака, на что они похожи?» Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. Развитие наблюдательности можно превратить в веселую занимательную игру, например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на две минуты, потом на одну минуту, потом на тридцать секунд (предметов не должно быть больше семи и дети, безусловно, должны их знать).

Очень важно воспитывать готовность ребенку быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры. Например. Закройте ребенку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты, как одеты подруги и друзья, какого цвета занавески, сколько цветов на окне. Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность на что-либо все время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослых помогают справиться с этими отвлечениями. То есть такие вопросы: «Какую игрушку несла встреченная нами девочка, какого цвета велосипед у мальчика, кто вел ребенка – мама или бабушка» и т.д. Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается. Заметно развивает наблюдательность целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе, их деталей. Если давать при этом оценочные характеристики, тем самым, способствуя развитию способностей ребенка к анализу. А это уже мыслительный процесс.

Очень полезны игры типа: «Найди отличия, отыщи одинаковые, нарисуй по образцу» наверняка у каждого из вас есть свои приемы и игры. Здесь, действительно, открывается простор для творчества.

Внимание обладает важными качествами: емкостью, скоростью переключения и устойчивостью. Емкость показывает, как много объектов одновременно могут быть охвачены вниманием. Скорость переключения – быстроту переключения внимания с одного объекта на другой. Устойчивость – способность удерживать внимание на одном предмете нужное время.

Во-первых, каждый обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и утомляемости. Понятно, что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лабильная (подвижная) психика. Любое качество можно развить, только потолок у каждого свой.

Во-вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются более любознательными. А в основе этого качества лежит интеллектуальная активность.

В-третьих, невнимательность (рассеянность) не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на каком-то одном предмете или на своем внутреннем мире, переживании.

В-четвертых, на развитие внимания, несомненно, влияют психологические факторы: способы воспитания и обучения, стиль отношения со взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребенка. Например, гиперопека подавляет не только инициативу, но и волю ребенка, которая, как мы помним, лежит в основе произвольного внимания. И, напротив, бесконтрольный ребенок, просто не умеет организовать свое внимание – у него нет такого опыта.

В-пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические инфекционные заболевания, глисты. Они могут стать основной причиной рассеянности и временного поглупения. Или постоянного отставания ребенка в своем развитии.

Справедливости ради, нужно заметить, что говорить о развитии какого-то одного отдельного взятого качества или психического процесса можно только теоретически. Человеческая психика – гармоничное сочетание и переплетение множества качеств, свойств, процессов, перетекание и превращение одного в другое. На практике мы можем только усилить акцент на воспитание и развитие того или иного выбранного нами в данный момент качества. А влияние распространяется на все процессы и всю психику в целом, потому что она не расчленимо целостна.

Воспитываем внимание, обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности, даем пищу для мышления, понимания, выработки отношения, собственного мнения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector