221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль матери и отца в воспитании детей

«Роль матери и отца в воспитании детей»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Роль матери и отца в воспитании детей»

Роль матери и отца в воспитании детей.

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир. Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей

Роль матери и отца в воспитании детей.

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери — важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений. Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В. К. Лосева выделяет:

— «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь на долгое время оказывается привязанной и зависимой от родителей.

— «Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана, прежде всего, с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

— «Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстри- ровать свое превосходство над дочерью.

— «Ты — эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки — мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них.

— Ловушка простой цели — отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

— Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

— Ловушка нормальности, или «все как у людей» — отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

— Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» — ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

— Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).

— Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») — игнорирование личностного общения.

— Ловушка превосходства пола — отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.

— Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

— Ловушка ревности к детям — нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер:

«Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

Идеальный вариант — когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.

«Первый мужчина» в жизни девочки — ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.

Психоаналитики также описали важность чувства любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка. Дети в возрасте 3—5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, прежде всего к родителям. Причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. 3. Фрейд описал эту привязанность и назвал ее Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю пpoтивоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребёнок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам свойственным его полу.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты.

— Ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя. — Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. — На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые. Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей (по данным статистики, неполные семьи составляют 14% среди всех семей); наличие у членов семьи психологически асоциальных зависимостей; проживание в семье тяжело больного человека.

Читать еще:  Воспитание музыкального слуха

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье: — выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми; — ощущение свободы, автономности при общении с родителями; —уверенность в своих силах и самодостаточность; —умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих; — способность разграничить ошибку и свою личность.

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» — известная педагогическая мудрость.

Семья приобщает детей к социуму, к жизненным ценностям. Знакомит с окружающей средой и людьми. Так же приобщает индивидуума к труду, приобщая тем самым к будущей общественной жизнедеятельности. И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят – вера, правила поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям и т.п. Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель (воспитатель) разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его, отнюдь нет. Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения. Всегда вспоминайте слова Макаренко «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь». Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Как вы сидите, смеетесь, как качаете ногой, как отзываетесь от том, или другом человеке, выражение при этом вашего лица – все это и многое другое очень важно и значимо для вашего ребенка. Дети, словно губки — воду, впитывают в себя всю информацию вашего поведении. По мимо всего прочего, ребенок очень чувствителен к вашему настроению, не смотря на свой маленький возраст. Он очень наблюдателен, и любую, маломальскую перемену в вашем поведении, настроении, тоне, ребенок, чувствует с полной силой.

1. Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005.

2. Герасимова И. А. Структура семьи. М., 1974.

3. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., « Просвещение», 1988

4. Макаренко А.С. О воспитании. М., Полит.литер., 1988

5. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М., « Просвещение», 1988

6. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся . Омск-1975

7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учебн. завед.- М.: «Просвещение»:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996

8. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия « Учебники, учебные пособия.»-Р.-на-Д.: «Феникс», 2000

9. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. уч-щ.- М.: « Просвещение», 1987

10. Андреева Г.М. 1980

11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.8т.М.1984

О роли матери и отца в семейном воспитании ребёнка.

О роли матери в семейном воспитании ребенка.

Женщина – «сердце» в семье, ее эмоциональный лидер. От снижения этой ее роли в семье на фоне изменений социального положения женщины в обществе теряют единство и сплоченность семьи, ибо отношения в семье созидаются женщиной.

О «секретах» материнской любви.

Любовь матери – первая и наиболее значимая сторона родительской любви. Ребенок нуждается в ней как физиологически, так и психически, особенно, когда он еще слит с миром через мать.

С ощущением тепла и уюта на руках матери к ребенку приходит внутреннее ощущение того, что «мир рад его рождению», «он желанен», «мир принял его».

Мать — эмоциональная, чувствующая, питающая и смысловая среда, в которой берет «старт» вся последующая психическая жизнь и деятельно ребенка.

Любовь к матери в идеале безусловна. Материнский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, что ты есть».

Мать любит ребенка, потому что это ее дитя, ему «не нужно добиваться и заслуживать» любовь матери, «если она есть, то равна блаженству». Когда ее нет – «все прекрасное уходит из жизни». Так писал о сущности материнства Э.Фромм, известный психолог и социолог.

Настоящая материнская любовь бескорыстны. Представляя с ребенком единство, мать постепенно, по мере его взросления, помогает ему обрести автономию и независимость от себя. Любить ребенка по-настоящему означает иметь мужество «отпустить» ребенка в самостоятельную жизнь.

Традиционная функция матери – обеспечить ребенку безопасное существование и вхождение в мир, поддерживать развитие его душевных и эмоциональных сил, воплощать духовное начало в ребенке.

О разнице в воздействии матери и отца

Матери, как правило, строят свое поведение вне зависимости от пола ребенка. Они в своем большинстве относятся одинаково заботливо как к сыну, так и к дочери и в этом смысле меньше учитывают их половую принадлежность.

Мать больше опекает детей. Матерям не свойственно принимать риск в поведении ребенка, они чаще пресекают детские поступки, которые отцы допускают.

Объятия заботливых рук матери несут ребенку покой и защищенность, нежность, умиротворение, теплоту, легкость, в то время как отцовские поощряют активность, проявление силы.

От матери ребенок учится близости и человеческой привязанности. Эмоции матери ориентируют ребенка в окружающем мире, сообщая ему сигналы добра или опасности.

«Сердце матери лучше солнца греет»

Дорогие мамы, не упустите в развитии своего ребенка того момента, когда важно предоставить ему ощущение своей отдельности от вас.

Прежде чем бросаться на помощь ребенку, всегда спросите: «Тебе нужна сейчас моя помощь?».

Поддерживайте уверенность ребенка в том, что он всегда получит от вас ласку и эмоциональную поддержку вне зависимости от своего поведения.

Избегайте жестких критических оценок ребенка – дети принимают материнскую критику подсознательно как отказ ему в любви.

Примите во внимание тот факт, что причины невротического развития ребенка нередко связываются с властностью или излишней снисходительностью матери.

Чаще говорите своему ребенку поддерживающие фразы, типа: «Я рада быть здесь с тобой»; «Я никогда не исчезну от тебя»; «Замечательно, что ты у нас с папой есть»; «Для меня все важно: и что ты делаешь, и что ты думаешь»; «Я буду тебя любить, даже если ты будешь от меня отличаться»; «Ты мне нравишься, даже если мне не нравится то, что ты иногда делаешь» и т.п.

Прислушивайтесь к малейшим нюансам переживаний своего ребенка, проясняйте его чувства в разговорах «по душам».

Помните, что качество контакта ребенка с матерью – главное условие его психического здоровья. Поддерживайте контакт с ребенком интонацией голоса, взглядом, улыбкой, прикосновениями.

Читать еще:  Как семья влияет на воспитание ребенка

Помните, что ребенок заражается живостью восприятия жизни, радостью жизни, желанием с любовью познавать окружающий мир от вашего личного ощущения полноты жизни и счастья. То, чему ребенок научится в отношениях с вами, окажет влияние на все сферы его взрослой жизни.

Стремитесь быть гармоничной в проявлении себя не только в материнстве, но и супружестве. Для ребенка это счастливая возможность успешно овладеть гендерной культурой.

Ваша родительская солидарность с мужем, отцом ребенка, — надежный воспитательный стержень в семье, солидарные родители – «позвоночный столб семьи».

О роли отца в семейном воспитании детей.

Бесценно гармоничное сочетание обоих родителей – отца и матери, в полноценном развитии детей. Лишь одного начала – материнского или отцовского, недостаточно для успешного развития ребенка, такую основу могут обеспечить только оба родителя.

Н.М. Карамзин утверждал, что «без хороших отцов нет хорошего воспитания».

Но все отцы разные: одни будто родились с талантом отцовства, а другие… лишь декларируют свое отцовство.

Тем не менее, современные отцы превосходят отцов прошедших поколений в уходе за детьми и общении с ними. Они эмоционально ближе к детям, лучше их знают, больше дорожат их любовью, больше к ним привязаны. Даже самый слабый сегодняшний отец сильнее, чем отцы предыдущих поколений. Поэтому отсутствие отца ощущается сегодня ребенком тяжелее, чем в прошлом, когда воспитательные заботы были исключительно женским делом.

Как известно, традиционная функция отца – обеспечивать социальную опору и авторитет семьи.

О педагогике отцовской любви

Природа любви отца, как и матери, опосредована гендерными различиями и более поздним возникновением института отцовства по сравнению с институтом материнства.

Отцовская любовь, в отличие от материнской, обусловлена. Она должна быть заслужена ребенком и может быть утеряна, если тот не оправдает ожиданий отца.

Отцовский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, каков ты есть»; «что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, исполняешь свои обязанности, похож на меня».

Отцовская любовь движима принципами и ожиданиями, она терпелива и снисходительна, но не угрожающая и авторитарная. От нее ребенок получает все возрастающее чувство собственной силы.

Советы отцам

Отец нужен ребенку с первых дней жизни. Точка зрения о том, что младенец нуждается только в матери, безосновательна.

Именно отцы играют решающую роль в полоролевой социализации сыновей и дочерей, т.к. в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка.

Подходите разумно к решению в семье вопросов авторитета, власти, строгости, порядка и дисциплины. Без мудрого отца ребенку всего этого не хватает.

Чтобы достичь в воспитании хорошего результата, не жалейте на это времени. Но не стоит всякий раз винить себя за усталость вечером, лучше больше общайтесь с ребенком в выходные.

Откройте ребенку путь к познанию о мире, труде, технике. Именно отец проторяет ребенку дорогу к человеческому обществу, приводит его к людям.

Побуждайте ребенка к экспериментированию, соревнованию, провоцируйте его на риск и преодоление трудностей, ориентируйте ребенка на социально полезные цели.

Предоставляйте ребенку свободу и самостоятельность. Поощряйте его активность и проявление силы ума и характера. Тогда ребенок сможет справиться с проблемами, которые ставит перед ним современная жизнь. Дети ощутившие отцовскую любовь, повзрослев, успешнее «стают на ноги».

Рассказывайте ребенку истории из своего детства, о своих школьных успехах и увлечениях. Чем больше ребенок будет о вас знать, тем больше у него будет поводов вами гордиться.

Будьте достойным примером своим детям в решении повседневных вопросов домашнего быта. Сегодня сфера справедливого распределения между супругами домашних обязанностей стала важным условием семейной стабильности и благополучия.

Матерям на заметку

— Не оценивайте вклад мужчины в воспитание «женскими мерками».

— Помните, что стиль отцовского поведения нередко зависит от того, как ведет себя и что дает ребенку мать, что в воспитании они доверяют друг другу.

— Родительские чувства мужчины нередко «подпитываются» теплыми отношениями с женщиной.

— Образ отца формируется у ребенка во многом под влиянием того, что слышит ребенок от матери и бабушки, что читает в их глазах, когда речь заходит об отце.

Грустный прогноз специалистов: грядущим поколениям угрожает «безотцовщина» из-за увеличения числа разводов и внебрачных рождений. Это одна из причин наблюдающихся сбоев в социализации поколения детей.

Поддерживайте в своей семье добрые традиции

Чаще выражайте искреннюю благодарность мужчинам своей семьи в их роли любящих и ответственных отцов и дедов, активно и искренне участвующих в воспитании детей наравне с матерями.

Роль матери и отца в воспитании детей

Цель: расширить представление родителей об особенностях их влияния на развитие ребенка.

1. Лекция с элементами дискуссии «Роль матери в воспитании ребенка».

2. Лекция с элементами дискуссии «Роль отца в воспитании ребенка».

3. Завершение. Обратная связь.

1. Лекция с элементами дискуссии «Роль матери в воспитании ребенка»

Роли матери и отца в жизни ребенка чрезвычайно важны, но они очень разные, и не могут заменять друг друга. Рассмотрим эти роли поподробнее.

Первична в жизни ребенка конечно мать, с ней он имеет связь на биологическом уровне. В младенчестве из матери целиком состоит мир ребенка, и именно теплые отношения с ней формируют так называемое «базовое доверие к миру» — базовую уверенность, что мир вокруг ребенка невраждебен, и он может изучать его, открывать его для себя, стремиться к взаимодействию с другими людьми.

Любовь матери к ребенку – базовая, безусловная, то есть мать любит ребенка не за какие-то его достижения, а просто за то, что он есть. И именно такая безусловная любовь помогает ребенку сформировать положительную самооценку, твердую уверенность, что он хороший, и заслуживает любви.

В современном мире, к сожалению, немало семей, где мать, вместо такой безусловной любви, примеряет на себя мужскую роль, роль отца, предъявляя к ребенку определенные требования, которым он должен соответствовать. Тем самым мать лишает ребенка опыта этого безусловного принятия, базового доверия к миру. Однако, для нормального, здорового развития в жизни ребенка обязательно должен быть человек, который позволяет ему почувствовать, что он ценен сам по себе, безотносительно к своим достижениям.

Кроме того, мать является для ребенка первым образцом женского поведения, женских качеств, формируется представление, что женщина (девочка) должна быть именно такой. И в этом смысле важно, чтобы мать демонстрировала именно женские качества – мягкость, доброту, способность к заботе и сопереживанию. А если мать, под влиянием современных тенденций, демонстрирует только силу характера, выносливость, целеустремленность, и даже жесткость, то именно такой неосознанно будет стремиться стать девочка, и именно такого поведения будет ожидать от женского пола сын.

2. Лекция с элементами дискуссии «Роль отца в воспитании ребенка».

Отец представляет собой образ мужского поведения, являясь для сына образцом для подражания, а для дочери – источником первого представления о поведении мужчин. И если отец в своем поведении демонстрирует именно мужские черты – энергичность, уверенность в себе, деловитость, целеустремленность, силу, то образы мужеского поведения, которые формируются у детей, будут здоровыми и адекватными.

Отец не имеет такой базовой физической связи с ребенком, как мать, и особенно в младенчестве и раннем детстве располагается как бы на некоторой дистанции от ребенка, и это нормально, ведь очень велико значение матери. Но ближе к 2-3 годам ребенок уже начинает постепенно отделяться от матери, интересоваться окружающим миром, и здесь роль отца значительно возрастает. Отец является как бы прообразом этого внешнего мира, который ждет от ребенка каких-то успехов, предъявляет определенные требования. Считается, что отец любит ребенка не безусловной, а условной любовью, то есть любит за что-то. Это нормально, и так и должно быть. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально-полезных целей и идеалов, является носителем требований и санкций.

Читать еще:  Значение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Отец должен вызывать у ребенка уважение, являться для него авторитетом. Это очень хорошо, если отец замечательно ладит с ребенком, находит с ним общий язык, но он все-таки не должен быть слишком мягким и податливым, позволять, как говорится, из себя «веревки вить». Так отец не будет в глазах ребенка авторитетом, для получения одобрения и похвалы которого для ребенка будет важно добиваться успехов в своей деятельности, развивать социально желательные качества. Такие дети без авторитета отца часто не имеют четких, сформированных идеалов и нравственных представлений, их ценности могут «болтаться из стороны в сторону», быть в значительной степени подвержены влиянию сверстников. Именно сформированный авторитет отца позволит при совершении ребенком абсолютно недопустимых действий позволит путем разъяснения и адекватного ситуации наказания именно со стороны отца предотвратить повторение таких действий. Особенно это важно в период подросткового кризиса, когда ребенок подвержен влиянию сверстников, и, доказывая свою свободу и взрослость, может совершать социально нежелательные, недопустимые и даже противоправные действия.

Конечно, во всем нужно знать меру, и совершенно не способствуют психологическому здоровью ребенка слишком строгие, тем более жестокие наказания со стороны отца, и ситуация, когда ребенок чувствует самый настоящий страх по отношению к отцу. Согласитесь, страх и авторитет – очень разные вещи, также как строгость и жестокость. Тем более, от отца должны исходить не только аппреты и наказания, а в значительной степени и поощрения, ободрения. Для ребенка в любом случае важна похвала и одобрение родителей, но если в отношении матери при сформированных здоровых отношениях ребенок уверен, что она в любом случае его любит (и это придает ему уверенность в себе и желание вообще действовать), то от отца ребенок получает более объективную оценку своих достижений, и именно его одобрение для ребенка чрезвычайно важно. Поэтому отцу стоит интересоваться успехами ребенка, разговаривать с ним, хвалить за достижения. Чрезвычайно важно, чтобы отец уважал личность ребенка, и именно это и будет отличать адекватные наказания, идущие на пользу воспитанию, от жестоких и неоправданных. Наказания, связанные с унижением личности, никогда не достигнут своих воспитательных целей.

Отец является для ребенка источником знаний о мире, навыков, которым не может научить мама (прежде всего разнообразным «мужским» занятиям). Особенно это важно для воспитания сыновей. Что же касается воспитания дочери, то велика роль отца в осознании ею себя как будущей женщины. И если при воспитании мальчика отец показывает ему образец поведения, то при воспитании девочки отец должен показывать ее женственность, уже с детства относясь к ней как к маленькой леди («Принцесса, красавица ты моя, какое красивое у тебя платье»).

Похвала за достижения для дочки также важна, как и для сына, ведь в каждом человеке в определенной степени присутствуют и мужские, и женские черты, просто в разном соотношении. И для девочки также важно в определенной степени воспитать в себе целеустремленность, настойчивость и т.д.

Помимо того, что отец и мать сами по себе демонстрируют для детей первые образы мужского и женского поведения, их отношения между собой являются еще и первым образцом поведения с противоположным полом. И если жена не уважает мужа, всячески его подавляет и критикует, а муж в свою очередь сдается и дистанцируется от семьи, то дочь и сын неизбежно впитывают такие модели взаимоотношений, и это повлияет на формирование у них отношений с противоположным полом в будущем.

Самое главное, что нужно помнить родителям – они являются примером для своего ребенка во всем. Поэтому в определенной степени бессмысленно воспитывать ребенка, ведь ребенок все равно будет стремиться быть таким, как родитель, а важно воспитывать себя.

3. Завершение. Обратная связь.

Какие впечатления от занятия, какие мысли сейчас беспокоят? Что хотелось бы сказать?

Роль матери и отца в воспитании ребенка

Роль отца в воспитании сына
Папа в жизни мальчика очень важен, потому что он является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, жены, друзей, будущих детей. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать отцу. Ведь мужчиной не стать только по причине рождения в мужском теле. Благодаря мужскому воспитанию сын учится отождествлять себя именно с сильной половиной человечества.
Отец должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным. Развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это и есть главные задачи воспитания сына отцом.
Роль отца в воспитании дочери
Роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу, девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе, воспитывая тем самым в ней женское достоинство.
Помимо этого отец выступает как противоположность матери в плане эмоциональности. Женщины всегда отличаются повышенной экспрессивностью, и мужчина благодаря своей сдержанности и разумности способен уравновесить женщину. Именно папа сможет научить дочку спокойно реагировать на жизненные ситуации, реально оценивать свои силы, не страшиться трудностей.
Отец по-разному относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Так, отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда: «Хозяюшка растет!», а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем, займемся мужскими делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия.
Мать – это прежде всего тот человек, который пожалеет, успокоит. Если у ребенка что-то не получилось, она скажет: «Да ерунда, ты все равно самый лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не понимают».
Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач. Реакция на неуспех у него будет другая: «Ну что ты сразу руки опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и делай еще попытку, все получится!».
Для всестороннего развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы он видел, как решает проблемы и отец и мать. Ведь мышление мужчины и женщины различно. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин — явные превосходства в речевом развитии, в интуиции.
Таким образом, для успешного гармоничного развития личности ребенка важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать и отец. Неважно, какое количество времени вы общаетесь со своим ребенком — два часа или целый день. Важно качество общения. Порой за пятнадцать минут можно уделить крохе достаточно внимания. Дорожите каждой минутой, проведенной с ребенком, гуляйте, играйте, беседуйте. И будьте уверенны — Ваш ребенок вырастет гармонично развитым человеком, умеющим преодолевать и не страшиться жизненных препятствий!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×