221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль отца и матери в воспитании мальчика

Роль отца и матери в воспитании мальчика

Любому ребёнку нужен отец, но мальчику — особенно. Для становления мальчика, как будущего мужчины, для прививания ему основ мужского поведения, для того, чтобы он вырос полноценным и сильным. Без влияния со стороны авторитетного папы, всего этого добиться бывает необычайно сложно. Статистика неумолима — абсолютное большинство преступников, наркоманов, прочих асоциальных личностей, не имели в детстве отца. Вот насколько важна роль папы в будущей судьбе ребёнка.

При этом, включаться в процесс воспитания ребёнка нужно с самого младенчества. Многим отцам кажется, что «возня с младенцами» — занятие не мужское. И очень зря. Ведь даже если вам не хочется менять ребёнку подгузники и тому подобное, общаться и играть с мальчиком нужно начинать с самого начала его жизни. Узнавать папу и отличать его от мамы ребёнок начинает почти с первых дней своей жизни. Если ребёнок часто видит своего защитника и добытчика, он становится спокойнее, лучше растёт и развивается. Это также очень важно для будущего выстраивания отношений.

В возрасте от года до трёх лет, папа также должен присутствовать в жизни ребёнка. Ведь фактически, весь его мир состоит на данном этапе из него самого и матери. Это очень замкнутый мир, очень маленький. Включение отца тут же значительно его расширяет, и делает для малыша более простым последующий переход в ещё больший и ещё более пугающий мир — в мир самостоятельности.

Переход в эту самую эпоху «я«, или как её ещё часто называют «я сам!», происходит в возрасте трёх лет. Этот переход так и называют — кризис 3-х летнего возраста. Ребёнок становится тревожным и капризным, часто не слушается, изо всех сил стремится узнать где находятся границы дозволенного, что ему разрешается, что нет, чего он сможет добиться криком и истериками, а где не прокатит, какое поведение неприемлемо и какова реакция родителей — и так далее. И папа в данном случае обычно более эффективно, чем мама, может справиться с криками и истериками и указать ребёнку на черту, через которую нельзя переступать.

Дальше идёт ещё более ответственный период. В возрасте от 3-х лет и где-то до 6-ти, мальчик начинает буквально поклоняться отцу. Это доходит до масштабов культа личности. Молодой человек будет пытаться изо всех сил копировать отца, подражать ему, стремиться стать точно таким же. И именно в этот период очень важно, чтобы у него был отец, которого мы привыкли называть «примерным». То есть, такой, с которого не стыдно взять пример. Большая часть шаблонов будущего поведения парня закладывается именно в этом возрасте, и воспитывать в нём определённые установки почти не удаётся. Единственный эффективный способ воздействия — личный пример. Его мальчик впитывает, как губка.

Но всё это возраст ещё очень нежный. Мальчик всё равно будет больше времени проводить с мамой, очень любить ласку, будет достаточно плаксив. И тем не менее, именно в этом возрасте начинают уже оформляться различия между ним, мальчиком, и девочками. Эти различия, свойственные полу, будут усугубляться и акцентироваться в дальнейшем.

В возрасте 6-7 лет происходит важный для любого мальчишки период — посвящение в мужской мир. Мальчик входит в мир мужчин, и теперь к нему требования, как к маленькому мужичку, как к будущему мужчине. И вот тут уже очень важен отец, именно как воспитатель.

Мальчику должны быть преподаны отцом «мужские» уроки, мужские привычки, «мужские» навыки. Это самое время, чтобы записать сына в спортивную секцию и активно участвовать в его жизни. Хороший отец в этом возрасте всегда знает, что происходит в жизни его ребёнка, именно к нему теперь бежит советоваться сын по любой проблемной ситуации, потому что «мама не понимает». Мама не понимает в вопросах, вроде того, как нужно отвечать, если тебя задирают в школе, как вести себя, если при тебе оскорбляют твоего друга, что нужно делать, если тебе понравилась девочка, но ты боишься признаться — и многое другое мама теперь «не понимает». Если у парня в таком возрасте нет отца и не к кому обратиться, это целая трагедия, и этот период взросления дастся ему куда тяжелее.

Следующий «по плану» — подростковый период. Это период яркого протеста, выхода из-под влияния родителей. Порой начинается буквально полномасштабный бунт против взрослых. Винить его за это нельзя. Учёными доказано, что подростки совершенно иначе воспринимают мир. То есть, дело не в понятийном аппарате и взглядах на жизнь, а именно в устройстве их мышления и восприятия мира. Наладить контакт с сыном-подростком бывает очень сложно.

И именно поэтому в этот период жизни своего сына папа должен войти уже с основательным кредитом доверия и капиталом авторитета. Этот самый капитал будет подвержен серьёзной инфляции, но оставшегося должно хватить, чтобы влиять на сына. В противном случае есть риск полной утраты контроля, и отсутствие возможности знать, что творится в жизни вашего ребёнка, возможности уберечь его от очевидно глупых и неверных решений.

Но давить теперь нельзя, ибо сила противодействия подростка далека от реалий физических констант, она всегда в сотню раз превышает силу воздействия на него. Он словно взведённая бомба, словно готовая выстрелить пружина. Нужно быть очень осторожным и тактичным, проводя его через этот непростой этап взросления.

Мать же обычно в этой ситуации оказывается совершенно бессильной как-либо влиять на 13-15-летнего молодого человека и он полностью отбивается от рук, если в семье нет авторитетного сильного мужчины, способного обуздать его. Именно в таком возрасте и начинаются первые проблемы с социальным поведением.

Ну, а дальше уже происходит взросление. Примирение с родителями и время пожинать плоды собственного воспитания. В эти годы уже будет поздно пытаться что-либо исправить, вам остаётся только узнать, кого вы вырастили: любящего сына, регулярно наведывающегося к вам за советом и с визитом вежливости, или отстранённого мужчину, у которого для вас всегда найдётся тысяча отговорок. Которым вы сами его когда-то научили.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

«Роль матери и отца в воспитании детей»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Роль матери и отца в воспитании детей»

Роль матери и отца в воспитании детей.

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир. Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей

Роль матери и отца в воспитании детей.

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери — важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений. Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В. К. Лосева выделяет:

Читать еще:  Как должен отец воспитывать сына

— «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь на долгое время оказывается привязанной и зависимой от родителей.

— «Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана, прежде всего, с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

— «Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстри- ровать свое превосходство над дочерью.

— «Ты — эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки — мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них.

— Ловушка простой цели — отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

— Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

— Ловушка нормальности, или «все как у людей» — отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

— Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» — ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

— Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).

— Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») — игнорирование личностного общения.

— Ловушка превосходства пола — отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.

— Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

— Ловушка ревности к детям — нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер:

«Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

Идеальный вариант — когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.

«Первый мужчина» в жизни девочки — ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.

Психоаналитики также описали важность чувства любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка. Дети в возрасте 3—5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, прежде всего к родителям. Причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. 3. Фрейд описал эту привязанность и назвал ее Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю пpoтивоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребёнок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам свойственным его полу.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты.

— Ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя. — Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. — На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые. Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей (по данным статистики, неполные семьи составляют 14% среди всех семей); наличие у членов семьи психологически асоциальных зависимостей; проживание в семье тяжело больного человека.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье: — выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми; — ощущение свободы, автономности при общении с родителями; —уверенность в своих силах и самодостаточность; —умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих; — способность разграничить ошибку и свою личность.

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» — известная педагогическая мудрость.

Семья приобщает детей к социуму, к жизненным ценностям. Знакомит с окружающей средой и людьми. Так же приобщает индивидуума к труду, приобщая тем самым к будущей общественной жизнедеятельности. И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят – вера, правила поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям и т.п. Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель (воспитатель) разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его, отнюдь нет. Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения. Всегда вспоминайте слова Макаренко «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь». Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Как вы сидите, смеетесь, как качаете ногой, как отзываетесь от том, или другом человеке, выражение при этом вашего лица – все это и многое другое очень важно и значимо для вашего ребенка. Дети, словно губки — воду, впитывают в себя всю информацию вашего поведении. По мимо всего прочего, ребенок очень чувствителен к вашему настроению, не смотря на свой маленький возраст. Он очень наблюдателен, и любую, маломальскую перемену в вашем поведении, настроении, тоне, ребенок, чувствует с полной силой.

Читать еще:  Нервные дети и их воспитание

1. Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005.

2. Герасимова И. А. Структура семьи. М., 1974.

3. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., « Просвещение», 1988

4. Макаренко А.С. О воспитании. М., Полит.литер., 1988

5. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М., « Просвещение», 1988

6. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся . Омск-1975

7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учебн. завед.- М.: «Просвещение»:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996

8. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия « Учебники, учебные пособия.»-Р.-на-Д.: «Феникс», 2000

9. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. уч-щ.- М.: « Просвещение», 1987

10. Андреева Г.М. 1980

11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.8т.М.1984

Роль отца и матери в воспитании мальчика

Цель: расширить представление родителей об особенностях их влияния на развитие ребенка.

1. Лекция с элементами дискуссии «Роль матери в воспитании ребенка».

2. Лекция с элементами дискуссии «Роль отца в воспитании ребенка».

3. Завершение. Обратная связь.

1. Лекция с элементами дискуссии «Роль матери в воспитании ребенка»

Роли матери и отца в жизни ребенка чрезвычайно важны, но они очень разные, и не могут заменять друг друга. Рассмотрим эти роли поподробнее.

Первична в жизни ребенка конечно мать, с ней он имеет связь на биологическом уровне. В младенчестве из матери целиком состоит мир ребенка, и именно теплые отношения с ней формируют так называемое «базовое доверие к миру» — базовую уверенность, что мир вокруг ребенка невраждебен, и он может изучать его, открывать его для себя, стремиться к взаимодействию с другими людьми.

Любовь матери к ребенку – базовая, безусловная, то есть мать любит ребенка не за какие-то его достижения, а просто за то, что он есть. И именно такая безусловная любовь помогает ребенку сформировать положительную самооценку, твердую уверенность, что он хороший, и заслуживает любви.

В современном мире, к сожалению, немало семей, где мать, вместо такой безусловной любви, примеряет на себя мужскую роль, роль отца, предъявляя к ребенку определенные требования, которым он должен соответствовать. Тем самым мать лишает ребенка опыта этого безусловного принятия, базового доверия к миру. Однако, для нормального, здорового развития в жизни ребенка обязательно должен быть человек, который позволяет ему почувствовать, что он ценен сам по себе, безотносительно к своим достижениям.

Кроме того, мать является для ребенка первым образцом женского поведения, женских качеств, формируется представление, что женщина (девочка) должна быть именно такой. И в этом смысле важно, чтобы мать демонстрировала именно женские качества – мягкость, доброту, способность к заботе и сопереживанию. А если мать, под влиянием современных тенденций, демонстрирует только силу характера, выносливость, целеустремленность, и даже жесткость, то именно такой неосознанно будет стремиться стать девочка, и именно такого поведения будет ожидать от женского пола сын.

2. Лекция с элементами дискуссии «Роль отца в воспитании ребенка».

Отец представляет собой образ мужского поведения, являясь для сына образцом для подражания, а для дочери – источником первого представления о поведении мужчин. И если отец в своем поведении демонстрирует именно мужские черты – энергичность, уверенность в себе, деловитость, целеустремленность, силу, то образы мужеского поведения, которые формируются у детей, будут здоровыми и адекватными.

Отец не имеет такой базовой физической связи с ребенком, как мать, и особенно в младенчестве и раннем детстве располагается как бы на некоторой дистанции от ребенка, и это нормально, ведь очень велико значение матери. Но ближе к 2-3 годам ребенок уже начинает постепенно отделяться от матери, интересоваться окружающим миром, и здесь роль отца значительно возрастает. Отец является как бы прообразом этого внешнего мира, который ждет от ребенка каких-то успехов, предъявляет определенные требования. Считается, что отец любит ребенка не безусловной, а условной любовью, то есть любит за что-то. Это нормально, и так и должно быть. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально-полезных целей и идеалов, является носителем требований и санкций.

Отец должен вызывать у ребенка уважение, являться для него авторитетом. Это очень хорошо, если отец замечательно ладит с ребенком, находит с ним общий язык, но он все-таки не должен быть слишком мягким и податливым, позволять, как говорится, из себя «веревки вить». Так отец не будет в глазах ребенка авторитетом, для получения одобрения и похвалы которого для ребенка будет важно добиваться успехов в своей деятельности, развивать социально желательные качества. Такие дети без авторитета отца часто не имеют четких, сформированных идеалов и нравственных представлений, их ценности могут «болтаться из стороны в сторону», быть в значительной степени подвержены влиянию сверстников. Именно сформированный авторитет отца позволит при совершении ребенком абсолютно недопустимых действий позволит путем разъяснения и адекватного ситуации наказания именно со стороны отца предотвратить повторение таких действий. Особенно это важно в период подросткового кризиса, когда ребенок подвержен влиянию сверстников, и, доказывая свою свободу и взрослость, может совершать социально нежелательные, недопустимые и даже противоправные действия.

Конечно, во всем нужно знать меру, и совершенно не способствуют психологическому здоровью ребенка слишком строгие, тем более жестокие наказания со стороны отца, и ситуация, когда ребенок чувствует самый настоящий страх по отношению к отцу. Согласитесь, страх и авторитет – очень разные вещи, также как строгость и жестокость. Тем более, от отца должны исходить не только аппреты и наказания, а в значительной степени и поощрения, ободрения. Для ребенка в любом случае важна похвала и одобрение родителей, но если в отношении матери при сформированных здоровых отношениях ребенок уверен, что она в любом случае его любит (и это придает ему уверенность в себе и желание вообще действовать), то от отца ребенок получает более объективную оценку своих достижений, и именно его одобрение для ребенка чрезвычайно важно. Поэтому отцу стоит интересоваться успехами ребенка, разговаривать с ним, хвалить за достижения. Чрезвычайно важно, чтобы отец уважал личность ребенка, и именно это и будет отличать адекватные наказания, идущие на пользу воспитанию, от жестоких и неоправданных. Наказания, связанные с унижением личности, никогда не достигнут своих воспитательных целей.

Отец является для ребенка источником знаний о мире, навыков, которым не может научить мама (прежде всего разнообразным «мужским» занятиям). Особенно это важно для воспитания сыновей. Что же касается воспитания дочери, то велика роль отца в осознании ею себя как будущей женщины. И если при воспитании мальчика отец показывает ему образец поведения, то при воспитании девочки отец должен показывать ее женственность, уже с детства относясь к ней как к маленькой леди («Принцесса, красавица ты моя, какое красивое у тебя платье»).

Похвала за достижения для дочки также важна, как и для сына, ведь в каждом человеке в определенной степени присутствуют и мужские, и женские черты, просто в разном соотношении. И для девочки также важно в определенной степени воспитать в себе целеустремленность, настойчивость и т.д.

Помимо того, что отец и мать сами по себе демонстрируют для детей первые образы мужского и женского поведения, их отношения между собой являются еще и первым образцом поведения с противоположным полом. И если жена не уважает мужа, всячески его подавляет и критикует, а муж в свою очередь сдается и дистанцируется от семьи, то дочь и сын неизбежно впитывают такие модели взаимоотношений, и это повлияет на формирование у них отношений с противоположным полом в будущем.

Читать еще:  Содержание воспитания в современной школе

Самое главное, что нужно помнить родителям – они являются примером для своего ребенка во всем. Поэтому в определенной степени бессмысленно воспитывать ребенка, ведь ребенок все равно будет стремиться быть таким, как родитель, а важно воспитывать себя.

3. Завершение. Обратная связь.

Какие впечатления от занятия, какие мысли сейчас беспокоят? Что хотелось бы сказать?

Влияние отца на ребенка и формирование его личности

Автор: admin · Опубликовано 11.01.2018 · Обновлено 20.01.2018

Мать и отец – двое самых близких для ребенка людей и самых значимых для его развития. Долгое время специалисты первостепенную роль в воспитании ребенка признавали за матерью. Недавние исследования детско-родительских отношений показали особое влияние отца на ребенка. Активно задействованный в воспитании папа часто гораздо эффективнее влияет на формирование его личности, чем мама.

Мама и папа: такая разная любовь

Ребенок не может обходиться без родительской любви, так как не способен на первых порах выжить самостоятельно. По сути, любовь родителей означает для маленького беспомощного человека разрешение на жизнь. Если тебя любят, ты обеспечен едой, защитой, заботой, вниманием – ты будешь жить.

Но любовь мамы и папы изначально неодинакова:

  1. Материнская любовь по своей природе безусловна, так как подчиняется инстинкту. Она не требует никаких условий («люблю тебя, потому что ты есть»), в норме проявляется сразу же при появлении малыша на свет и создает основу для его развития. Ребенок только тогда начинает исследовать окружающий мир, когда его базовые биологические потребности удовлетворены.
  2. Отцовская любовь безусловной не является, её ещё надо заслужить, завоевать. Другими словами, это любовь «за что-то». Возникает она у папы не сразу, а созревает в течение первых лет отцовства.

Оба типа любви необходимы ребенку для гармоничного развития, просто родителям отведены разные роли. Мама – это эмоциональность, чувственность, это человек, который поддержит, пожалеет, успокоит. Папа – рационализм, опора и защита, помощь в преодолении трудностей, проводник в неизвестный внесемейный мир.

Влияние отца на ребенка

Отцы, добровольно вовлечённые в воспитательный процесс, в первые годы жизни малышей способствуют их физическому развитию. Мужчины более склонны к физическим забавам и подвижным играм, что стимулирует развитие у деток основных двигательных навыков.

Для успешного влияния отца на ребенка очень важно раннее начало их общения. Изучение реакций годовалых младенцев обнаружило, что дети заботливых пап не так боятся и меньше плачут, оставшись наедине с незнакомыми людьми.

Папы лучше обучают детей практическим действиям с предметами. Они расширяют кругозор, развивают мышление, отдавая предпочтение конструкторам и головоломкам.

Мужчинам в общении с ребенком не свойственно сюсюкать и коверкать слова, поэтому они непроизвольно учат разговаривать чисто и правильно.

До 7-8 лет ребенок осваивает основные бытовые навыки через механизм подражания – делай, как я. Ему важно слышать одобрение родителя – тогда он охотно учится дальше.

Ученые выяснили, что подростки реже конфликтуют и чаще прислушиваются к мнению отцов, если с раннего детства между представителями разных поколений был установлен тесный эмоциональный контакт.

Влияние отца на личность ребенка

Хороший отец часто более успешный воспитатель, чем любящая мать. Отцовское внимание – существенный фактор развития личности ребенка, так как папы придают большее, чем мамы, значение формированию независимости и проявлению инициативы. Они поощряют двигательную и познавательную активность детей, меньше опекают их, способствуя тем самым развитию творческого потенциала и вырабатыванию самодисциплины.

Имеет значение не только наличие в семье отца, но и стиль отцовского воспитания, зависящий от тех или иных индивидуально-психологических качеств мужчины:

  • силы,
  • уверенности,
  • интеллекта,
  • решительности,
  • твердости,
  • стремления к успеху,
  • сдержанности и т. д.

Из авторитарного, либерального, индифферентного и авторитетного воспитательных стилей наиболее эффективным оказывается последний.

Жестокость, импульсивность, безразличие, тревожность родителя отрицательно действуют на детскую психику. Ученые пришли к интересному факту, что властность отца, тем не менее, позитивно влияет на интеллектуальные показатели ребенка, в то время как властность матери – негативно.

Психологические исследования влияния отца на личность ребёнка показали, что:

  • не настолько важны черты характера отца, насколько содержание сложившихся взаимоотношений с сыном или дочкой. Дети, получающие папину эмоциональную поддержку, его принятие и понимание, чувствуют себя психологически благополучнее;
  • не так важно количество времени, отведенного папой на взаимное общение, как качество совместного времяпровождения и положительная оценка его детьми;
  • отсутствие в неполной семье родного отца может заменить значимый для ребенка мужчина из ближайшего окружения – старший брат, дядя, дедушка, друг семьи.

Отец для своего ребенка – один из первых источников информации о взаимоотношениях с противоположным полом. Это не только родной человек, это – символ мужского начала, образец мужского поведения. Отцы играют особую роль в половой идентификации своих детей – постепенном процессе принятия ими своего биологического пола.

Отцы выполняют социализирующую функцию: они помогают детям усвоить моральные нормы, выражая своё отношение к поступкам или событиям. Чаще всего именно глава семьи определяет рамки поведения, следит за дисциплиной, наказывает или одобряет.

Отец – важнейшая фигура на границе между маленьким миром семьи и обществом в целом. Его задача – взять ребенка за руку, безболезненно «отделить» от мамы и познакомить с окружающим миром за границами семьи, его законами и порядками.

Влияние отца на сына

Мальчику отец особенно необходим. В психике детей возраста от 3 до 7-8 лет отчетливо проявляется феномен импритинга – запечатления конкретного образа, «привязывание» к нему и подражание. Сын осваивает свою половую принадлежность, копируя родителя (объект подражания) своего пола. Подсознательно у него складывается определенная модель мужского поведения, которой он в большой степени будет придерживаться во взрослой жизни, желая того или нет. У мальчиков, в отличие от девочек, эталон мужчины не бывает собирательным – он запечатлевается только с одного объекта подражания. Его отсутствие, либо неожиданное исчезновение (в случае смерти), либо прерывание контакта с ним (например, развод) приводит к серьёзным последствиям – нарушению целостности мужского образа, что неизбежно повлияет на личность будущего мужчины.

Влияние отца на сына проявляется и в том, что именно он сможет авторитетно объяснить, как поступают настоящие мальчики. Трудно переоценить роль хорошего отца в становлении типично мужских черт характера – инициативности, направленности на успех, соперничества. Пассивный родитель слабо влияет и на их становление, и на зарождение будущих отцовских чувств у юноши.

Психологами установлена связь между «слабым», недостаточно мужественным отцом (или полным его отсутствием в семье) и агрессивным поведением мальчика. Гипертрофированная враждебность к окружающим может возникнуть как протест против чрезмерной зависимости от матери и попытка освобождения от неё.

Влияние отца на дочь

Теплые эмоциональные отношения с папой нужны и дочери для формирования у неё образа женщины и уверенности в своей женской привлекательности. Отстраняющийся от общения с дочерью отец провоцирует возникновение у неё тревожности, вызывающих поступков как способа привлечения к себе внимания.

Влияние отца на дочь больше всего проявляется в подростковом и юношеском возрастных периодах. В это время девочка должна получить от папы признание достойной представительницей женского пола в виде одобрения её внешности и способностей.

На подсознательном уровне повзрослевшая дочка будет выбирать себе в партнёры такого же мужчину, как и её отец. Отношения дочери с отцом являются прототипом её отношений с противоположным полом. В неполной семье есть риск формирования у девочки неадекватного отношения к мужскому полу.

Авторитетный отец может повлиять на жизненный выбор дочери – нацеленность на карьеру или семейные ценности.

Правильно воспитанный ребенок, считают современные психологи, после достижения 18 лет должен быть готов уйти из семьи и начать самостоятельную жизнь. Позитивное воспитательное влияние отца на ребенка неоднократно подтверждено психологическими исследованиями – дети в таких семьях эмоционально более благополучны, более самостоятельны, больше уверены в себе, имеют адекватную самооценку и лучшую стрессоустойчивость.

Текст подготовила психолог Павлова И. А.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×