221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Цель: расширить представление родителей об особенностях их влияния на развитие ребенка.

1. Лекция с элементами дискуссии «Роль матери в воспитании ребенка».

2. Лекция с элементами дискуссии «Роль отца в воспитании ребенка».

3. Завершение. Обратная связь.

1. Лекция с элементами дискуссии «Роль матери в воспитании ребенка»

Роли матери и отца в жизни ребенка чрезвычайно важны, но они очень разные, и не могут заменять друг друга. Рассмотрим эти роли поподробнее.

Первична в жизни ребенка конечно мать, с ней он имеет связь на биологическом уровне. В младенчестве из матери целиком состоит мир ребенка, и именно теплые отношения с ней формируют так называемое «базовое доверие к миру» — базовую уверенность, что мир вокруг ребенка невраждебен, и он может изучать его, открывать его для себя, стремиться к взаимодействию с другими людьми.

Любовь матери к ребенку – базовая, безусловная, то есть мать любит ребенка не за какие-то его достижения, а просто за то, что он есть. И именно такая безусловная любовь помогает ребенку сформировать положительную самооценку, твердую уверенность, что он хороший, и заслуживает любви.

В современном мире, к сожалению, немало семей, где мать, вместо такой безусловной любви, примеряет на себя мужскую роль, роль отца, предъявляя к ребенку определенные требования, которым он должен соответствовать. Тем самым мать лишает ребенка опыта этого безусловного принятия, базового доверия к миру. Однако, для нормального, здорового развития в жизни ребенка обязательно должен быть человек, который позволяет ему почувствовать, что он ценен сам по себе, безотносительно к своим достижениям.

Кроме того, мать является для ребенка первым образцом женского поведения, женских качеств, формируется представление, что женщина (девочка) должна быть именно такой. И в этом смысле важно, чтобы мать демонстрировала именно женские качества – мягкость, доброту, способность к заботе и сопереживанию. А если мать, под влиянием современных тенденций, демонстрирует только силу характера, выносливость, целеустремленность, и даже жесткость, то именно такой неосознанно будет стремиться стать девочка, и именно такого поведения будет ожидать от женского пола сын.

2. Лекция с элементами дискуссии «Роль отца в воспитании ребенка».

Отец представляет собой образ мужского поведения, являясь для сына образцом для подражания, а для дочери – источником первого представления о поведении мужчин. И если отец в своем поведении демонстрирует именно мужские черты – энергичность, уверенность в себе, деловитость, целеустремленность, силу, то образы мужеского поведения, которые формируются у детей, будут здоровыми и адекватными.

Отец не имеет такой базовой физической связи с ребенком, как мать, и особенно в младенчестве и раннем детстве располагается как бы на некоторой дистанции от ребенка, и это нормально, ведь очень велико значение матери. Но ближе к 2-3 годам ребенок уже начинает постепенно отделяться от матери, интересоваться окружающим миром, и здесь роль отца значительно возрастает. Отец является как бы прообразом этого внешнего мира, который ждет от ребенка каких-то успехов, предъявляет определенные требования. Считается, что отец любит ребенка не безусловной, а условной любовью, то есть любит за что-то. Это нормально, и так и должно быть. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально-полезных целей и идеалов, является носителем требований и санкций.

Отец должен вызывать у ребенка уважение, являться для него авторитетом. Это очень хорошо, если отец замечательно ладит с ребенком, находит с ним общий язык, но он все-таки не должен быть слишком мягким и податливым, позволять, как говорится, из себя «веревки вить». Так отец не будет в глазах ребенка авторитетом, для получения одобрения и похвалы которого для ребенка будет важно добиваться успехов в своей деятельности, развивать социально желательные качества. Такие дети без авторитета отца часто не имеют четких, сформированных идеалов и нравственных представлений, их ценности могут «болтаться из стороны в сторону», быть в значительной степени подвержены влиянию сверстников. Именно сформированный авторитет отца позволит при совершении ребенком абсолютно недопустимых действий позволит путем разъяснения и адекватного ситуации наказания именно со стороны отца предотвратить повторение таких действий. Особенно это важно в период подросткового кризиса, когда ребенок подвержен влиянию сверстников, и, доказывая свою свободу и взрослость, может совершать социально нежелательные, недопустимые и даже противоправные действия.

Конечно, во всем нужно знать меру, и совершенно не способствуют психологическому здоровью ребенка слишком строгие, тем более жестокие наказания со стороны отца, и ситуация, когда ребенок чувствует самый настоящий страх по отношению к отцу. Согласитесь, страх и авторитет – очень разные вещи, также как строгость и жестокость. Тем более, от отца должны исходить не только аппреты и наказания, а в значительной степени и поощрения, ободрения. Для ребенка в любом случае важна похвала и одобрение родителей, но если в отношении матери при сформированных здоровых отношениях ребенок уверен, что она в любом случае его любит (и это придает ему уверенность в себе и желание вообще действовать), то от отца ребенок получает более объективную оценку своих достижений, и именно его одобрение для ребенка чрезвычайно важно. Поэтому отцу стоит интересоваться успехами ребенка, разговаривать с ним, хвалить за достижения. Чрезвычайно важно, чтобы отец уважал личность ребенка, и именно это и будет отличать адекватные наказания, идущие на пользу воспитанию, от жестоких и неоправданных. Наказания, связанные с унижением личности, никогда не достигнут своих воспитательных целей.

Отец является для ребенка источником знаний о мире, навыков, которым не может научить мама (прежде всего разнообразным «мужским» занятиям). Особенно это важно для воспитания сыновей. Что же касается воспитания дочери, то велика роль отца в осознании ею себя как будущей женщины. И если при воспитании мальчика отец показывает ему образец поведения, то при воспитании девочки отец должен показывать ее женственность, уже с детства относясь к ней как к маленькой леди («Принцесса, красавица ты моя, какое красивое у тебя платье»).

Похвала за достижения для дочки также важна, как и для сына, ведь в каждом человеке в определенной степени присутствуют и мужские, и женские черты, просто в разном соотношении. И для девочки также важно в определенной степени воспитать в себе целеустремленность, настойчивость и т.д.

Помимо того, что отец и мать сами по себе демонстрируют для детей первые образы мужского и женского поведения, их отношения между собой являются еще и первым образцом поведения с противоположным полом. И если жена не уважает мужа, всячески его подавляет и критикует, а муж в свою очередь сдается и дистанцируется от семьи, то дочь и сын неизбежно впитывают такие модели взаимоотношений, и это повлияет на формирование у них отношений с противоположным полом в будущем.

Самое главное, что нужно помнить родителям – они являются примером для своего ребенка во всем. Поэтому в определенной степени бессмысленно воспитывать ребенка, ведь ребенок все равно будет стремиться быть таким, как родитель, а важно воспитывать себя.

3. Завершение. Обратная связь.

Какие впечатления от занятия, какие мысли сейчас беспокоят? Что хотелось бы сказать?

Роль матери и отца в воспитании ребенка

РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

С огласно традициям, воспитание ребенка от рождения до трех лет многие считают чем-то несерьезным, неким периодом «домашнего воспитания», подготовкой к поступлению в детский сад. Мало кто из родителей знает, что именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы. По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопастность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Читать еще:  Участие родителей в воспитании ребенка характеристика

Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

«Роль матери и отца в воспитании детей»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Роль матери и отца в воспитании детей»

Роль матери и отца в воспитании детей.

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир. Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей

Роль матери и отца в воспитании детей.

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери — важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений. Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В. К. Лосева выделяет:

— «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь на долгое время оказывается привязанной и зависимой от родителей.

— «Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана, прежде всего, с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

— «Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстри- ровать свое превосходство над дочерью.

— «Ты — эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки — мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них.

— Ловушка простой цели — отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

— Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

— Ловушка нормальности, или «все как у людей» — отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

— Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» — ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

— Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).

— Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») — игнорирование личностного общения.

— Ловушка превосходства пола — отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.

— Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

— Ловушка ревности к детям — нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер:

«Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

Идеальный вариант — когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.

«Первый мужчина» в жизни девочки — ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Читать еще:  Современные подходы к воспитанию детей

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.

Психоаналитики также описали важность чувства любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка. Дети в возрасте 3—5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, прежде всего к родителям. Причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. 3. Фрейд описал эту привязанность и назвал ее Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю пpoтивоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребёнок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам свойственным его полу.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты.

— Ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя. — Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. — На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые. Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей (по данным статистики, неполные семьи составляют 14% среди всех семей); наличие у членов семьи психологически асоциальных зависимостей; проживание в семье тяжело больного человека.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье: — выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми; — ощущение свободы, автономности при общении с родителями; —уверенность в своих силах и самодостаточность; —умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих; — способность разграничить ошибку и свою личность.

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» — известная педагогическая мудрость.

Семья приобщает детей к социуму, к жизненным ценностям. Знакомит с окружающей средой и людьми. Так же приобщает индивидуума к труду, приобщая тем самым к будущей общественной жизнедеятельности. И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят – вера, правила поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям и т.п. Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель (воспитатель) разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его, отнюдь нет. Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения. Всегда вспоминайте слова Макаренко «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь». Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Как вы сидите, смеетесь, как качаете ногой, как отзываетесь от том, или другом человеке, выражение при этом вашего лица – все это и многое другое очень важно и значимо для вашего ребенка. Дети, словно губки — воду, впитывают в себя всю информацию вашего поведении. По мимо всего прочего, ребенок очень чувствителен к вашему настроению, не смотря на свой маленький возраст. Он очень наблюдателен, и любую, маломальскую перемену в вашем поведении, настроении, тоне, ребенок, чувствует с полной силой.

1. Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005.

2. Герасимова И. А. Структура семьи. М., 1974.

3. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., « Просвещение», 1988

4. Макаренко А.С. О воспитании. М., Полит.литер., 1988

5. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М., « Просвещение», 1988

6. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся . Омск-1975

7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учебн. завед.- М.: «Просвещение»:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996

8. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия « Учебники, учебные пособия.»-Р.-на-Д.: «Феникс», 2000

9. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. уч-щ.- М.: « Просвещение», 1987

10. Андреева Г.М. 1980

11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.8т.М.1984

ВАЖНАЯ РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

У современных семей сложился ошибочный стереотип: отец должен только добывать финансовые средства, содержать семью, оплачивать все желания, потребности и брать на себя все семейные расходы.
И ребенок чуть ли не с рождения слышит от матери фразу: «Папа устал на работе, не мешай ему». Но малышу необходимо внимание и участие отца, он хочет поделиться с ним своими детскими проблемами. Ребенок хочет выразить свою нежность и любовь, а его тут же останавливают. Почему так важна роль отца в воспитании ребенка? Что будет с малышом, если отец будет самоустраняться от воспитательного процесса, не будет принимать участия в его жизни, взрослении, становлении? И существуют ли различия в воспитании детей разных полов? Об этом и поговорим.

ЗНАЧЕНИЕ УЧАСТИЯ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

В погоне за финансовой стабильностью мужчины часто ЗАБЫВАЮТ о семье и ГЛАВНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ЦЕННОСТЬ – вырастить и воспитать ребенка. Как правило, в современных семьях эта почетная обязанность отводится только лишь матери. Но такое воспитание получается однобоким, т.к. заменить собой мужчину во всех жизненных ситуациях женщина не может. Отец использует отличные от матери воспитательные функции. Он дает малышу то, что не может женщина. В воспитании детей отцы придерживаются логики, последовательности и принципиальности. Тогда как мама чаще дает слабину и отменяет через некоторое время свои же запреты.

Для ребенка важно ЕЖЕДНЕВНО НАБЛЮДАТЬ модель поведения всей семьи. Отец дает малышу возможность увидеть, как обращаться с прекрасным полом, уважать старших, любить и заботиться о близких людях. Когда отец, приходя с работы, вместо лежания на диване интересуется делами всех членов семьи, общается с каждым из них, ребенок ощущает свою ЗНАЧИМОСТЬ и УВЕРЕННОСТЬ в себе.

Иногда мать так сильно привязывается к своему карапузу, что попросту ОГРАЖДАЕТ ЕГО ОТ ОТЦА, особенно если тот проявляет твердость характера в воспитании ребенка. Это неправильно, ведь мужчина стремится вырастить из сына – настоящего защитника своей будущей семьи, крепкого, сильного, смелого. Понятно, что формирование таких качеств закаляется в несколько суровых условиях, которые по мнению женщины могут казаться слишком уж жестокими. Такое поведение женщин встречается, если ребенок много болел или родился у женщин в довольно зрелом возрасте. У женщин, чьи первенцы появились на свет в 20-25 лет, как правило, таких чувств не возникает.

ФУНКЦИИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Когда речь идет о полной семье, мужчина ДОЛЖЕН и ОБЯЗАН АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ в ЖИЗНИ СВОЕГО РЕБЕНКА. Психологи выделили самые важные функции отца в воспитании и развитии детей. К ним относят следующие.

1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Отец участвует в формировании двигательных навыков у детей до года. Мужчина в отличие от женщины не боится заниматься активными играми с таким крохой, причем оба (и отец, и малыш) получают от этого огромное удовольствие. Матери не стоит отбирать малыша у папы во время подкидываний вверх, катании на плечах и других экстремальных забав. Такие игры не только веселят ребенка, но и стимулируют физическое развитие – он быстрее научится ползать и ходить, а кроме всего прочего, у него с ранних лет будет формироваться и развиваться вестибулярный аппарат.

Читать еще:  Пример родителей большая роль в воспитании

Отец при желании может стать основным помощником в обучении ребенка разговаривать. Мама и бабушки в этом случае отодвигаются на второстепенный план с их «сюсюканьем». Мужчина, благодаря своей брутальности, разговаривает с крохой правильно и четко. Кроме этого, отец эффективней обучит ребенка разбираться в головоломках и конструкторах. Близкие контакты с папой помогают малышу развивать логическое, абстрактное и конкретное мышление.

3. СБАЛАНСИРОВАТЬ ОТНОШЕНИЯ РЕБЁНКА И МАТЕРИ.

Ближе к 2 годам ребенку придется отдалиться от матери, которая присутствовала практически 24 часа в сутки в его жизни. Связано это может быть с отлучением от груди, выходом мамы на работу или оформлением самого крохи в дошкольное заведение. Отцы могут помочь малышу перебороть зависимость от матери. Психологи отмечают, что если мужчина берет на себя роль проводника ребенка в детский сад или инициатора переселения крохи в отдельную комнату, то процесс отделения от матери проходит менее болезненно.

Отец предъявляет ребенку определенные требования, которые необходимо четко выполнять в обществе. Он учит малыша уважительно относиться к окружающим людям, правильно себя вести вне дома. В процессе воспитания именно от отца малыш узнает, что такое одобрение, порицание и наказание.

5. ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

Поведение папы становится эталоном для мальчика. Мужественность, уверенность, уважение к женщинам – это главные черты, которые необходимо привить сыну. А вот дочери тесное общение с папой позволяет быстрее понять свою женскую роль в жизни.

Отец – это человек, дополняющий женское воспитание ребенка. Без его участия малыш лишается львиной доли ценностей и понятий в семье, он не видит примера для подражания.

6. РОЛЬ И АВТОРИТЕТ ОТЦА ДЛЯ СЫНА

Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.

Мальчик, выросший в благополучной и полной семье, часто придерживается тех же семейных принципов и во взрослой жизни. От того, как отец общается с матерью, зависят отношения юноши с противоположным полом. Отношение к женщинам формируется еще в детском возрасте на примере родителей и в дальнейшей жизни что-либо исправить трудно.

Большинство мальчиков с определенного возраста стремятся сформировать сильное и выносливое тело. Отец может помочь сыну выбрать подходящий вид спорта, позволяющий не только повысить физическую силу, но и научиться аккуратности и дисциплине. Вместе с папой ребенок пройдет все трудные этапы формирования характера и силы воли. Мужчине при этом важно поощрять сына, хвалить его за успехи и поддерживать в неудачах.

7. РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДОЧЕРИ

Девочки воспринимают отцовское воспитание совершенно иначе. В их сознании появляется образ мужчины, который они проносят через всю жизнь. Если мужчина прилагал максимум усилий, отдавал всю свою любовь и нежность дочери, то она начнет искать себе спутника жизни похожего на любимого папу. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда отец проявляет агрессию в семье, не участвует в воспитании и не заботится о семье.

Однако, часто мы наблюдаем ситуации, когда любящий папа готов на все, ради своей маленькой принцессы. Он потакает всем ее прихотям, балует, выполняет все ее пожелания и требования, не понимая, какую ошибку он совершает. Привыкшая к подобному поведению отца, девочка вырастает капризной, взбалмошной и балованной. В последствии ей будет сложно найти себе спутника жизни, сложно создать семью, да и вообще, проблемы в общении с противоположным полом девочке обеспечены.

Отец не должен баловать свою принцессу, даже если очень хочется задаривать подарками и вкусностями. Он может быть добрым по отношению к девочке, но и требовать с нее в зависимости от возраста. Девочке необходимо видеть, как отец общается с матерью, наблюдать их романтические отношения. Эта картинка с детства сформирует образец семейных ценностей и взаимоотношений с мужчинами.

Огромная заслуга отцов в воспитании дочерей состоит в том, что они дают возможность познавать окружающий мир с мужской позиции. Общие семейные прогулки трансформируются в увлекательные исследовательские мероприятия, где отец учит дочь ориентироваться на местности, различать насекомых и животных. Папа может найти четкие, правдивые и исчерпывающие ответы, на любознательные вопросы дочери.

8. РОЛЬ ОТЦА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

В полноценной семье, где отец играет главенствующую роль, у детей формируются первые зачатки патриотизма. В дошкольном возрасте малыши учатся любить свою семью, заботиться и оберегать всех ее членов. В задачи отцовского воспитания входит подготовка детей к жизни в обществе, формировании у них гражданских навыков. Именно мужчина, как защитник Отечества, может дать знания и умения, определяющие у ребенка взгляд на жизнь и систему государственности.

Патриотическое воспитание – это система социализации детей, позволяющая оценить важность Родины, научиться беречь ее ресурсы и природу. Начинается оно в семье и школе, где ребенка учат выполнять определенные обязанности и правила. Патриотизм юного гражданина в первую очередь проявляется в духовной и нравственной связи с семьей. Отец при этом своими гражданскими действиями и поступками подает пример для подрастающего поколения граждан.

9. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА БЕЗ ОТЦА

1) ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР ОБЩЕСТВА
К сожалению, современное общество не способствует тому, чтобы создавались крепкие семьи, наоборот: везде рекламируется свободный и безответственный образ жизни. «Бери от жизни всё! Получай удовольствие!», постоянные примеры известных людей, которые меняют жён и мужей как перчатки. И всё это под лозунгом «Прошла любовь — завяли помидоры». Редко кто из них потом рассказывает про искалеченные судьбы жён и детей.

2) ПРИЧИНЫ РАЗВОДОВ

Причин для разводов много: легкомысленное отношение к выбору супруга, безответственность, нежелание преодолевать трудности совместной жизни, измены, предательства, нежелание супругов подстраиваться под характер друг друга, неумение терпеть и прощать.

3) ОТСУТСТВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Одной из причин того, что дети растут в неполных семьях – отсутствие у самого отца опыта жизни в полной семье. Если в молодой семье муж сам в детстве не получал отцовской любви, заботы, внимания, то чтобы ему стать ответственным мужем и заботливым отцом, ему нужно будет много потрудиться, чтобы сломать собственные комплексы и стереотипы неправильного поведения в семье. Это сделать непросто, но вполне возможно, главное, чтобы было желание. И таких примеров, в которых мужчины из неполных или неблагополучных семей, стали хорошими мужьями и отцами сейчас предостаточно. И дай Бог, чтобы их было ещё больше.

4) НУЖНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕГАТИВНЫХ МЫСЛЕЙ

Матерям-одиночкам тяжело воспитывать детей самостоятельно, без мужской поддержки, но они должны набраться терпения и создать в своей семье гармоничную и спокойную атмосферу. Женщине следует избавиться от негативных мыслей по поводу отсутствия мужа и направить все свои силы и энергию на воспитание ребенка. Стоит отметить, что эта задача нелегкая и в ней есть несколько моментов, зависящих от пола ребенка.

1. Для мальчиков отец является главным ориентиром по жизни. Его отсутствие формирует у малыша чрезмерную ЗАВИСИМОСТЬ от матери.

2. Конечно, женщина может научить сына быть нежным, преданным, добрым и искренним. Но она не может стать для него примером МУЖЕСТВЕННОСТИ, стойкости и эмоциональной стабильности. Без отца мальчик может вырасти инфантильным, он не будет знать, как защитить себя и свою семью, не сможет контролировать свои эмоции в затруднительных ситуациях.

3. Мать должна помочь малышу найти ОРИЕНТИР, который будет примером мужественности и целеустремленности. Это может быть дедушка или старший брат, а лучше всего отдать малыша в спортивную секцию, где тренером является мужчина. Женщина также может мотивировать сына на помощь по дому, даже если он совсем кроха, собрать свои игрушки не так сложно. Главное – поощрять самостоятельность ребенка к стремлению помочь и защитить маму.

4. В воспитании девочек дело обстоит лучше, ведь у них в жизни присутствует мама – пример для подражания. Дочь быстро научиться доброте, отзывчивости и другим женским качествам. Но проблемы могут появиться в ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ, когда начнется половое созревание и тяга к противоположному полу. Если девочка воспитывалась без папы, то она вряд ли понимает мужскую логику и даже искренние чувства сверстников для нее будут загадкой.

5. Поэтому лучший вариант (если есть такая возможность), чтобы мама постаралась найти доброго мужчину, чтобы создать с ним новую семью. Очень важно найти человека, который полюбит не только её, но и её ребёнка.

Роль мужчины в воспитании детей огромна. Огромная заслуга отцов в воспитании состоит в формировании мужской модели поведения для сыновей, становлении их как сильных и смелых личностей. При воспитании дочерей роль отца не менее значима, т.е. он становится для девочки эталоном – образом идеального мужчины, что будет очень важно при формировании у девочки навыков общения с противоположным полом. Задача матери, не ограждать детей от отца, не стремиться совместить в своем лице обоих родителей, а в случае необходимости самой помогать НАЛАЖИВАТЬ контакт детей с мужем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector