221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль родителей и школы в воспитании детей

Роль школы и семьи в воспитании детей
статья на тему

Статья на тему «Роль школы и семьи в воспитнаии детей 7-10 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
rol_shkoly_i_semi_v_vospitanii_detey.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи и школы в воспитании детей 7-10 лет.

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Начнём с того, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Однако родительская любовь может быть разной — от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.

Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.

Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой — для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни. Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми — вот основа родительского авторитета.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Единые согласованные требования семьи и школы — одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу? С самого начала необходимо выстраивать взаимоотношения учителей с родителями учащихся. Именно первый контакт располагает их к педагогу, поэтому не стоит планировать на первое родительское собрание никакой официальной информации. Это может испугать и оттолкнуть. Лучше, если это будет разговор по душам. Следует помнить, что общие интересы – залог успешных взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве. Родители смогут укрепить авторитет педагога, принять посильное участие в работе классного и школьного родительского комитета, помочь в проведении внеклассных мероприятий. В своей работе я использую разные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. Родительский актив — это опора педагога, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае я применяю следующие формы:

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания.

Родительские собрания сближают учителя и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями. Я считаю, что воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Учитель организует родителей в воспитании ребенка, направляет процесс воспитания в семье.

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов. От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше сближают учителя с семьёй и укрепляют его авторитет.

Семья и школа — это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по — настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 6-10 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными? Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, — вот условия истинной родительской и учительской любви.

Какова роль школы в воспитании детей?

Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, отношения, обязанности.

Недаром школа является важнейшим социальным институтом, наравне с семьей, который способствует гармоничному всестороннему развитию личности.

Такое сложное явление, как учебно-воспитательный процесс, достигает совершенства, когда учитель и ученик готовы полностью отдаться этому процессу.

Если для учителя педагогическая практика является основным видом деятельности, то ученику необходима помощь и поддержка со стороны родителей. Важно помнить, что педагогика, как наука о воспитании и образовании, должна быть главным орудием, как в школе, так и в семье.

Амплуа

В формировании личности роль школы сложно переоценить. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки, представления о мире.

С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников, под руководством грамотного наставника. Компетентность учителей, в первую очередь классного руководителя, играет главенствующую роль в школьном воспитательном процессе.

Воспитание нацелено на формирование у человека гуманистических качеств, моральных ценностей, жизненной позиции, обширного мировоззрения. Нужно отметить, что многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.

Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель должен не только способствовать развитию положительных качеств, но и скорректировать возможные слабые стороны воспитанника.

Школа помогает ребенку стать более самостоятельным. Те обязанности, которые возлагает на ученика школа, способствуют самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.

Как воспитать?

На протяжении учебного года, классный руководитель должен проводить воспитательные беседы на различные актуальные темы.

Целью такой работы является не только просвещение учеников, но и обсуждение событий, поступков, качеств человека.

В рамках патриотического воспитания в школах обязательно проводят классные часы, посвященные Дню Победы, или Дню космонавтики.

Эффективно воспитание личности в контексте исторических событий или литературных произведений. Физическое воспитание очень важно в условиях малоподвижного образа жизни школьников.

Таким образом, учебная и воспитательная деятельность неразлучны в процессе формирования личности.

Воспитательная работа не прекращается и во время школьных перемен. Хороший учитель должен наблюдать за взаимодействием школьников, помогать им выходить из конфликтных ситуаций, ведь энергия, которая накопилась за урок, пытается вылиться по максимуму в короткий промежуток перерыва.

А это чревато повышенной возбудимостью. Более того, воспитание, которое проходит в неформальной обстановке, воспринимается детьми охотнее.

Внеклассная работа тоже способствует воспитанию школьников. Различные экскурсии, посещения музеев, выставок, спортивных мероприятий, даже просто прогулки на свежем воздухе, можно совместить с очень важными моментами экологического, культурного, гражданского воспитания. Это расширяет кругозор, помогает детям обрести новые интересы, а взаимодействие друг с другом за пределами школы, повышает сплочённость.

Важно! Школа берет на себя огромную ответственность за воспитание ребенка, учитель не только открывает новые качества, таланты ученика, но и развивает ранее заложенные моральные принципы. Когда ребенок приходит в школу, он может не знать цифры и буквы, но такие слова, как «здравствуйте», «извините», «спасибо», «до свидания», он знать обязан.

Миссия учителя

За последние сто лет школа не раз существенно меняла ориентир. Отличительной чертой современного демократического школьного воспитания является личностный подход, что требует от учителя исключительного мастерства. Уделить внимание всем ученикам и отдельно каждому за короткий период времени – задача не из легких. Каждый школьник уникальный, со своим богатым внутренним миром, талантом, комплексами и проблемами.

Кроме того, классный коллектив всегда достаточно разношерстный, в нем могут присутствовать как одаренные дети, так и дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, сложным характером. Современная школа обязала учителя к каждому ребенку подобрать ключ.

Современный учитель должен обладать высоким авторитетом. Очень важно, чтобы этот авторитет поддерживался не только в школе, но и дома. Часто случается, что родители пытаются конкурировать с учителем в воспитании, при этом принижают его значимость. Воспитание – это не гонка, а слаженная работа. Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.

В отличие от советской модели образования, где между преподавателем и учеником соблюдалась жесткая субординация, роль учителя изменилась, современная демократическая модель предлагает более дружественную схему.

Педагог должен быть не только наставником, но и другом. Такое взаимодействие считается доверительным и эффективным в достижении воспитательных целей.

Кроме высокого профессионализма, психологической и педагогической компетенции, современная школа требует от учителя быть свободным от стереотипов и предрассудков, иметь объективные взгляды, идти в ногу со временем.

Важно! Педагог должен любить детей. Любовь к своей работе, любовь к детям позволяет воспитать полноценное общество, с правильными моральными ценностями, высоким уровнем ответственности, способное развиваться и созидать.

Взаимодействие семьи и учебного заведения

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа — они должны стать партнерами. Только при взаимодействии этих сфер, можно достичь успехов в воспитании высокоразвитой личности.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в следующем:

  1. Анализ условий воспитания ребенка в семье. К сожалению, до сих пор существует такое понятие, как неблагополучная семья. Такие школьники нуждаются в индивидуальном подборе методов воспитания. Если ребенок не поучает поддержки от семьи, школа обязана взять на себя эту функцию, так как совсем без поддержки человек не сможет стать достойной личностью.
  2. Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями. Во время родительских собраний лучше всего обсуждать общеклассные вопросы, планы на учебный год, цели и методы образования и воспитания. Но если речь идет о проблемах конкретного ученика – лучше обсудить это лично с его родителями.
  3. Привлечение родителей к интересной внеучебной деятельности. Это позволяет родителям оценить взаимодействие ребенка с одноклассниками, рассмотреть способности, которые он не может проявить в домашней обстановке.

Родителям важно помнить, что их педагогическое мастерство так же необходимо. Отдать ребенка в школу – это не значит переложить ответственность в воспитании на учителя. Педагог имеет соответствующее образование и опыт, поэтому должен подсказать родителям как, действовать в том или ином случае. Работа с родителями так же важна, как и работа с учениками.

Заключение

Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.

Доклад на тему «Роль семьи и школы в воспитании детей»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Роль семьи и школы в воспитании детей.docx

МАОУ «Богандинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Подготовила: учитель начальных классов

Чиркова Оксана Леонидовна

В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

Традиционно главным институтом воспитания является семья . Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Зачастую семья, в которой вырос ребёнок, становится моделью его будущей семьи.

Приведу пример одной семьи.

Это была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было. Но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную ёлку, готовили подарки. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели под баян, рассказывали стихи, водили хороводы вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой. В конце праздника Дед Мороз привозил большой мешок, доставал из него подарки и раздавал детям.

Гасли огни ёлки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.

С тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Девочки выросли, у них уже свои семьи, взрослые дети. Старенькими стали родители. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и ёлка, и друзья детства, и родители, подарившие девочкам замечательную семейную традицию.

И совсем противоположный пример семьи, где праздники не такие светлые, радостные.

В детском саду девочка, играя в дочки — матери, объясняет «папе» его роль:

-Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.

-Но я не хочу пить водку!- протестует мальчик.

-Надо. Все папы так делают! — уверенно заявляет «маленькая хозяйка».

К сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и мам, впрочем, тоже. И такое представление о семье будет царить в будущем и в семьях детей.

Как мы видим из этих примеров, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нём. И вместе с тем никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение.

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).

При поступлении ребёнка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.

Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

В нашем обществе долгое время считалось, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причём в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привёл к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать при этом новые проблемы.

По своему психологическому статусу школа и семья — противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребёнком и обществом.

Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, а на разъяснение родителям причин отклонений от нормы и создание возможных условий для коренного изменения самой сложной житейской ситуации.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой так же остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы — заложить в ребёнке понимание того, что школа — это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.

Исследователь С. Э. Карклина приводит такой пример.

Мать воспитывает дочь Веру одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Верочку против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся. »

Далее исследователь пишет: «Я вызвала Верину мать. Пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Она посмотрела на меня и чётко произнесла:

Я сама знаю, что можно и что нет. Он — негодяй, и дочь дол жна знать это. Я её мать, я её люблю, я одна сделаю её счастливой.

Ни учителя, ни родительская общественность не могли убедить Верину мать в том, что она неправильно воспитывает дочь.

-Вера — это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отда ла ей. Я работаю день и ночь. И на самом деле было так. Вера занималась с учителем английского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не знала отказа. Всё свободное время мать отдавала ей: они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги. Казалось, что не найти лучших друзей, чем мать и дочь. Но это всё только каза лось. Вера росла эгоистичной и не всегда управляемой девочкой. В классе её не любили. Подтверждением непозволительного по ведения девочки было множество инцидентов. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям: «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» Женщина залилась слезами. Было труд но, но пришлось сказать ей всю правду:

-Вас об этом предупреждали не один раз. Вам хотелось пост роить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Вера не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает».

Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры) воспитания.

Но не всегда родители бывают настолько педагогически сле пыми. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам.

В задачу педагога входит не только определение, но и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи. Его особенности таковы:

жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семьи;

культурный и образовательный уровень родителей;

морально-психологический климат в семье;

традиции и обычаи семьи;

система ценностей и требований, предъявляемых в семье;

авторитет родителей в глазах детей;

степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

В связи с этим педагогические погрешности родителей могут быть связаны с определенными причинами , среди которых главными являются следующие:

конфликтная атмосфера в семье;

наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка;

авторитарные методы воспитания;

излишняя порочная родительская любовь или отсутствие любви как таковой;

потеря авторитета родителей в глазах собственных детей в связи с определённой ситуацией.

Зная воспитательный потенциал семьи, педагог может и должен максимально помочь родителям в преодолении трудностей взросления их собственного ребёнка. Для этого необходимо:

Помочь родителям осознать необходимость решения проблемы.

Доказательно убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения на проблему.

Дать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.

Продумать и организовать наблюдение за решением возникшей проблемы.

Поддержать родителей и ребёнка, помочь им поверить в возможность выхода из проблемной ситуации.

Свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребёнка и максимально продемонстрировать положительное влияние семьи на ребёнка.

Огромная работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Классный руководитель должен направить свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка в семье, которые являются истоком формирования личности человека. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определённых нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Хотелось бы закончить своё выступление китайской притчей «Ладная семья».

Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ( слайд 6 ) ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

-Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

Собрание «Роль родителей в воспитании детей в семье»

План-конспект родительского собрания старший дошкольный возраст

Форма проведения «Круглый стол»

Тема: «Роль родителей в воспитании детей в семье »

Цел ь: Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет

Активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях..

Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

Материалы и оборудование: Буклет «Возрастные особенности детей 5-6 лет»; Анкета для родителей «А знаю ли я своего ребенка?»; пословицы; семейные ситуации; электронная доска

1 часть: Здравствуйте, уважаемые родители!

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют : Семья — 50% , СМИ — 30%, школа, детские сады — 10%, улица -10%. Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в воспитании детей в семье .

Вначале Мы предлагаем вам, поприветствовать друг друга, называя соседа ласково по имени, например, «Здравствуй, Леночка» , передавая мяч. Тем самым скинув напряжение и формальность . (тренинг «Поприветствуем друг друга» )

Остановимся на 1 вопросе. Возрастные особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.* Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на можетствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

2. А хорошо ли вы знаете своих детей ?. Может ли кто-нибудь знать ребёнка лучше папы и мамы ?

Многие родители искренно считают , что своего ребёнка знают очень хорошо .

Чем меньше ваш ребёнок вы действительно знаете его лучше всех . Но уже в дошкольном возрасте вы замечаете, что ваши суждения о нём становятся всё более приобщительными. И возможно через 10-15 лет вы обнаруживаете в лице своего ребёнка абсолютного незнакомца.

И у вас закономерно возникает вопрос : «А знаю ли я своего ребёнка ?»

Давайте мы с вами поговорим об этом.

Для начала проведём игру «Назови ласково» . Взяв в руки мягкую игрушку вы говорите ласковые слова в адрес своего ребёнка , игрушка передаётся по кругу .

Вы все разные родители . Вы отличаетесь по возрасту, по родительскому стажу . Хотите узнать какой вы родитель ? Тогда давайте ответим на несколько вопросов анкеты.

Вы на бланках ответов против номера ставите «ДА» или «НЕТ» . Сразу после анкетирования мы обработаем результаты, и вы сделаете выводы для себя.

1. Сколько раз тебе повторять? (2б.)

2. Посоветуй мне пожалуйста! (1б.)

3. Не знаю, что бы я без тебя делала (1б.)

4. И в кого ты только такой уродился ? (2б.)

5. Какие замечательные у тебя друзья (1б.)

6. Ну на кого ты похож? (2б.)

7. Я в твои годы (2б.)

8. Ты моя опора и помощник (1б.)

9. Не дружи с этим ребёнком (2б.)

10. О чём ты только думаешь (2б.)

11. Ты у меня самый лучший (1б.)

12. А как ты думаешь (1б.)

13. У всех дети как дети, а ты (2б.)

14. Какой ты у меня воспитанный (1б.)

А теперь подсчитаем баллы с ответом «ДА» от 5 до 7 баллов :

Вы живёте с ребёнком душа в душу , вы уважаете своего ребёнка , и он искренно уважает и любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов :

В ваших отношениях намечаются некоторые сложности, вы не понимаете его проблем, вы переносите свою вину и недостатки на самого ребёнка .

От 11 баллов и выше :

Вы непоследовательны в общении с ребёнком , он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Мы много времени проводим на работе, кажется, главное – накормить, одеть, создать определённые блага. А времени, чтобы поговорить с ребёнком , услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу второпях.

Дорогие родители ! Отложите дела в сторону, привлеките к себе ребёнка , обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить : «Я тебя люблю» .

А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители , вспомнить русские народные пословицы о семье , вам нужно соединить начало и конец пословицы и объяснить, как вы понимаете значение этих пословиц . (задание «Собери пословицу и объясни её смысл» ).

1. При солнышке тепло, а при матери добро.

2. Мать кормит людей, как земля людей.

3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

4. Не нужен клад, когда в семье лад .

5. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду или пчела в саду.

6. Не красна изба углами – красна пирогами.

7. В гостях хорошо, а дома лучше.

8. Дома – и стены помогают.

9. Мой дом – моя крепость.

10. Каковы родители , таковы и дети.

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни. (анализ семейных ситуаций) .

1 ситуация. Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт .

В.: Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

Закон : Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку .

2 ситуация . Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

Закон : Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

3 ситуация. Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать . После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

Закон : Ребёнок нуждается в ласке , похвале.

4 ситуация. Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол . После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи ?

Закон : В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость, уважительно отношение к детям, а также и ко всем остальным членам семьи .

В.: Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители , имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом . А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том , что ребёнок мастерит , малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей , чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

5 ситуация. В семье двое детей : брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это . О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

Закон : В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

В.: ВЫВОД : Если эти законы в семье выполняются , значит , ребёнок состоится как личность.

Игра «Мир глазами ребенка»

В нашей жизни, как в одной детской игре, на один вопрос можно ответить по- разному:

Взрослые любят больше всего…

Мне интереснее всего…

Как меня ругали, когда…

Папа меня хвалит за…

Мама довольна, когда….

Рефлексия «Свободный отчет».

Я благодарен сегодняшней встрече……

Я благодарен своим педагогам……

Я благодарен родителям моей группы…..

Я благодарен своему ребенку….

Я благодарен себе…..

Уважаемые родители! Ваш ребёнок в ваших руках.

Читать еще:  Воспитание 10 летнего мальчика
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector